Научная статья на тему 'Основные направления исследований системы среднего профессионального образования в конце xx века'

Основные направления исследований системы среднего профессионального образования в конце xx века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПУБЛИКАЦИИ / НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЕРИОД РАЗВИТИЯ / SECONDARY VOCATIONAL TRAINING SYSTEM / PUBLICATION / DIRECTION OF RESEARCH / PERIOD OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Юлия Васильевна

В статье характеризуется система среднего профессионального образования в конце XX веке. Автор выделяет основные работы и публикации, определяющие развитие системы среднего профессионального образования в этот период. Кроме того, в статье определяются направления дальнейшего развития системы среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary vocational training system at the end of XX century is characterized in the article. The author marks out the basic works and the publications determining the development of secondary vocational training system in this period. Except for that,main directions of the further development of secondary occupational training system. are defined in this article

Текст научной работы на тему «Основные направления исследований системы среднего профессионального образования в конце xx века»

экономической политики. В свою очередь, средством реализации корпоративно-отраслевых интересов является создание ресурсных центров. Именно на этой методологической основе формируется государственно-частное партнерство профессионального образования и бизнес-сообщества.

Библиографический список

1. Волохин А.В. Инновационная модель довузовского профессионального образования в ус-

ловиях государственно-частного партнерства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ. - М., 2009. - 27 с.

2. Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование: проблемы управления и экономики.- М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - 192 с.

3. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. - М.: РАО; НИИРПО, 2006. - 320 с.

УДК 373.7.377 (0.75.8)

Ю.В. Гусарова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX ВЕКА

В статье характеризуется система среднего профессионального образования в конце XX веке. Автор выделяет основные работы и публикации, определяющие развитие системы среднего профессионального образования в этот период. Кроме того, в статье определяются направления дальнейшего развития системы среднего профессионального образования.

Ключевые слова: система среднего профессионального образования, публикации, направление исследования, период развития.

Ц

жны ей и <

ель современного среднего профессионального образования - это развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально-ценную деятельность. Такая цель утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности [6, с. 34].

Но в разное время система среднего профессионального образования ставила перед собой разные задачи для достижения этой цели. Например, только в начале своего становления система среднего профессионального образования должна была удовлетворить потребность отраслей народного хозяйства в специалистах, оказывая этим существенное влияние на социально-экономический и научно-технический прогресс общества, и, следовательно, обеспечивать повышение квалификации и переподготовку кадров специалистов среднего звена. Затем при переходе от «конечного» к непрерывному образовательному процессу, который предполагал повышение мобильности общественного производства, расширение круга вносимых в него инноваций, ускорение сменяемости технологии, техники и оборудования под влиянием научно-технического

и социально-экономического прогресса, увеличение наукоемкости общественного производства и т.д., поставили перед системой среднего профессионального образования совершенно новые задачи. Среди новых задач можно выделить, например, такие как повышение образовательного и культурного уровня населения и тем самым совершенствование социальной структуры общества и участие в решении задач всеобщего среднего образования.

А теперь следует обратить внимание на то, что в современной отечественной науке различают следующие периоды развития системы среднего профессионального образования: первый - до 1917 г.; второй (советский) - с конца 1917 г до начала 90-х гг. XX в. и третий - с начала 90-х гг. XX в. по настоящее время. Но, на наш взгляд, наиболее актуальным является исследование системы среднего профессионального образования в конце XX в.

В связи с этим, новым этапом изучения истории государственной политики по развитию российской средней профессиональной школы [9, с. 56] охватывает период с начала 1990-х годов. Его принципиально новое качество связано с радикальным пересмотром исследовательских парадигм. Смена в России государственно-политического строя, процессы либерализации в экономической, социальной духовной областях жизни

© Ю.В. Гусарова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

431

общества кардинальным образом изменили ситуацию в образовательной сфере. Поиск новой парадигмы образования потребовал от историков и обществоведов выработки новых подходов к анализу исторического опыта, извлечения из него необходимых уроков. На протяжении 1990-х годов в исторической науке утверждается плюрализм концептуальных положений, оценок фактов, событий, идет кристаллизация направлений и школ, формируются различные методологические подходы к исследованию проблем образовательной политики. В связи с разнообразием имеющейся литературы, можно выделить несколько основных направлений.

К первому направлению относятся публикации официальных государственных лиц, осуществлявших руководство образовательной политикой либо влиявших на ее развитие [9, с. 58]. Это работы главы государства, членов Правительства и руководителей министерств и ведомств образовательного блока.

В данном контексте особо необходимо отметить работу В.М. Жураковского [4, с. 23], в которой дан сравнительный анализ состояния среднего профессионального образования в России и зарубежных странах. Автор обобщает опыт развития средних специальных учебных заведений страны в 1990-е годы, отмечает негативные факторы, повлиявшие на них в условиях перехода к рыночным отношениям, подчеркивает, что его востребованность является общемировой тенденцией. В.М. Жураковский комплексно рассмотрел итоги эксперимента по созданию нового вида образовательного учреждения - колледжа, различные формы интеграции средних специальных и высших учебных заведений. По его мнению, процесс введения многоуровневой подготовки, гибких вариативных образовательных программ, утверждения видового плюрализма учебных заведений еще далек от завершения. Автор предположил, что «развитие среднего профессионального образования будет осуществляться в качестве практико-ориентированного послесреднего образования, функционирующего во взаимодействии с другими уровнями профессионального образования, в первую очередь - с высшим образованием» [4, с. 53].

Для публикаций первого направления характерно следующее:

- авторы значительное внимание уделяют сравнительному анализу отечественной системы сред-

него профессионального образования с подобными системами развитых западных государств;

- достаточно поверхностный анализ структуры и содержания деятельности учреждений среднего профессионального образования России.

Второе направление составляют работы, посвященные общим проблемам реформирования системы образования России в 1990-е годы. В них даются оценки государственной образовательной политики последних десятилетий, анализируются ее теоретические основы, предлагаются рекомендации по совершенствованию форм и методов работы в указанной области, предложения по решению назревших проблем образования и его дальнейшей модернизации [3, с. 76]. Признанными авторитетами в этой отрасли исторических знаний являются B.C. Гершунский, В.И. Жуков, В.П. Тихомиров, В.Л. Усков, B.M. Филиппов, В.Н. Турченко, Р.Б. Кваско, А.П. Валицкая, Э.Д. Днепров, Ф.Г. Зиятдинова, К.К. Колин, A.M. Новиков, И.А. Маврина и другие ученые. Среди основных причин очевидных трудностей, переживаемых системой образования, ученые выделяют такие, как отсутствие долгосрочной программы развития образования, остаточный принцип финансирования, девальвацию статуса специалистов, их низкую социальную защищенность, пропаганду и внедрение западных моделей без учета социально-экономических условий, национальных традиций, исторического опыта [2, с. 165].

При разработке поднятой научной проблемы [1, с. 34] каждый из авторов в отдельности учитывал ее полидисциплинарность. Поэтому второе направление исследований, выделяемых в историографическом обзоре, включает работы специалистов из смежных наук. Среди исследований общего плана, посвященных российской политике в сфере образования выделим работы, посвященные текущим проблемам и принадлежащие специалистам в области экономики образования, управления, в которых сделаны акценты на организационных проблемах современных образовательных учреждений [1, с. 36], в том числе и средних профессиональных. Отличительная черта этих работ - в стремлении объективно выявить потери на приобретения России в 90-е годы, а также выявление оптимальных моделей работы в современных условиях. Отметим также комплекс исследований, посвященных проблеме обновления содержания образования, принадлежащие в основном педагогам.

И к этому же направлению относятся работы, рассматривающие популярный в 90-е гг. аспект регионализации образования. Они содержат анализ основных направлений, содержания и характера взаимодействия местных властных структур с общественными и республиканскими органами власти и управления, особенно с отраслевыми министерствами и ведомствами, изучаются специфика взаимоотношений средних специальных образовательных учреждений с руководящими местными органами, выясняя реальную роль последних в обеспечении условий для подготовки кадров [5, с. 25].

В публикациях второго направления исследователями анализируются место системы среднего профессионального образования на этапе его реформирования, предпринимаются попытки прогнозирования возможных путей развития системы среднего профессионального образования в новых социально-экономических условиях.

К третьему направлению относятся работы, специально посвященные изучению истории эволюции среднего профессионального образования [см. 12, с. 56]. Нужно сразу отметить, что их численность невелика. Причем зачастую и в них предметом исследования выступает профессиональное образование во взаимодействии с высшим профессиональным образованием. Тем не менее, необходимо выделить ряд работ, раскрывающих роль государственных и политических институтов по перестройке и реформированию профессиональной школы, в том числе и средней специальной.

В частности, в книге A.M. Новикова «Профессиональное образование в России. (Перспективы развития)» проанализирована государственная политика 1960-1990-х годов в области среднего профессионального образования [6, с. 89]. При этом, рассматривая противоречивые результаты развития профессиональной школы в 1990-е годы, автор делает вывод о необходимости переориентации обучения в профессиональной школе. По его мнению, сегодня следует формировать личность специалиста так, чтобы она сама предъявляла все большие требования к квалификации труда, его интеллектуальному, творческому содержанию. В связи с этим заслуживают внимания идеи автора об опережающем уровне образования населения и опережающей подготовке кадров в регионах. A.M. Новиков выступает за кардинальные изменения существующей организации професси-

онального образования, рекомендует государственным органам пересмотреть принципы налоговой политики в образовательной сфере, основы финансирования и распределения средств, систему контроля качества знании [6, с. 91].

В связи с этим необходимо также отметить диссертацию Б.Т. Пономаренко, которая, несмотря на относительно ограниченную информационную насыщенность, содержит ряд интересных размышлений и выводов. В частности, обращает на себя внимание вывод автора о том, что основные трудности развития системы среднего профессионального образования связаны с преобладанием экстенсивных идей ее развития, недостатками кадрового обеспечения учебного процесса, слабостью гуманистического содержания образования, неэффективной инвестиционной политикой государственных структур управления [7, с. 143].

Интенсификация исследований истории среднего профессионального образования позволила выйти на новый уровень его осмысления. В 2000 году была опубликована книга «История среднего профессионального образования в России», в которой рассматриваются основные этапы его становления и развития [14, с. 23]. Работа была подготовлена коллективом экономистов и педагогов и в силу этого отличается известным преобладанием информативности над аналитикой. Тем не менее, она представляет несомненную ценность, поскольку является первым исследованием обобщающего характера.

Вместе с тем, не со всеми выводами авторов работы можно согласиться. В частности, вызывает оправданное сомнение вывод по итогам анализа процесса развития среднего профессионального образования в 1990-е годы, о том, что реализация единой государственной политики в данной области позволила активизировать развитие положительных тенденций, обеспечить расширение сети учебных заведений, совершенствование структуры и содержания подготовки специалистов среднего звена [11, с. 45]. К тому же он в известном смысле противоречит рассуждениям о сложных социально-экономических условиях и организационных трудностях реформирования средней профессиональной школы.

Среди работ, специально посвященных истории среднего профессионального образования, можно выделить также кандидатскую диссертации В.П. Попова, в которой сделана попытка про-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

433

анализировать эволюцию системы среднего специального образования в СССР и Российской Федерации с 1917 по 2000 годы [8, с. 104]. Вполне понятно, что автор дает лишь самую общую характеристику этапам его становления и развития.

На фоне отмеченных работ, создающих общую картину развития системы среднего профессионального образования в рамках длительного исторического периода, все более активно начинают пересматриваться и совершенствоваться исследовательские подходы, связанные с изучением истории отдельных типов учреждений среднего профессионального образования [10, с. 43]. В частности, первые шаги сделаны в плане исследования проблем среднего специального юридического образования.

Работы, вошедшие в третье направление научных исследований, подробно останавливаются на историческом анализе эволюции системы среднего профессионального образования и указывают основные противоречия в ее развитии, которые привели к необходимости реформирования системы среднего профессионального образования в конце XX в.

Таким образом, характеристика этих направлений позволяет выделить:

1. Открытие новых видов образовательных учреждений в системе среднего профессионального образования, в частности, колледжей.

2. Разработка и реализация двух поколений государственных стандартов среднего профессионального образования.

3. Тесное взаимодействие системы среднего профессионального образования с высшими образовательными учреждениями.

Библиографический список

1. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации. -М., 1994. - 102 с.

2. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.В., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П., Усков В.Л., Филиппов В.М., Хо-рошилов А.В. Открытое образование - стратегия 21 века для России. - М., 2000. - 268 с.

3. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. - М., 2001. - 154 с.

4. Жураковский В.М. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. - М., 2000. - 256 с.

5. МухаметзяноваГ.В. Стратегия развития региональных систем среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование в регионе: проблемы, поиски, решения: Тезисы Всероссийской науч.-практич. конф., 1316 ноября 1995. - Казань, 1995. - С. 20-25.

6. Новиков А.М. Профессиональное образование в России: (Перспективы развития). - М., 1997. -250 с.

7. Пономаренко Б.Т. Профессиональное образование: опыт, противоречия и тенденции формирования (По материалам России и Украины. 1980-1990-е годы): Дис. ... д-ра ист. наук. - М., 1995. - 245 с.

8. Попов В.П. Система среднего профессионального образования в СССР и в Российской Федерации в 1917-2000 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. -М., 2001. - 156 с.

9. ТихоновА.Н. Об основных ориентирах и делах в сфере образовательной политики России: Доклад министра образования. // Вестник образования. - 1998. - .№6. - С. 55-59.

10. Среднее специальное образование: образование, проблемы, тенденции: Тезисы докладов научной конференции. - Казань, 1993. - 89 с.

11. Среднее профессиональное образование: история и перспективы развития / Под ред. А.С. Некрасова. - М., 2000. - 251 с.

12. Филиппов В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Всероссийское совещание работников образования, 1415 января 2000 г. - М., 2000. - С. 49-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.