Научная статья на тему 'Развитие начального и среднего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства'

Развитие начального и среднего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДОВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP / VOCATIONAL SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATIONS / RESOURCE CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронков Александр Геннадьевич

В статье рассматриваются основные направления развития начального и среднего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства. Представлена структурно-содержательная характеристика единого уровня довузовского профессионального образования. Выявлены базовые принципы государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронков Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the basic directions of development of primary and secondary vocational education in conditions of public and private partnership are considered. The structurally-substantial characteristic of united level of vocational secondary professional education is presented. Key principles of state and private partnership in professional educations sphere are revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие начального и среднего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства»

довых процессов у человека. // Журнал высшей нервной деятельности. - 1992. - №»1. - С. 69-70.

5. Мильруд Р.П. Формы педагогического воздействия учителя на познавательную деятельность учащихся // Иностранные языки в школе. -1996. - №>2. - С. 23.

6. СмирновА.А. Проблемы координации в области памяти. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: Просвещение, 2002. - 175 с.

7. Шатилов С.Ф. О создании рациональной методики обучения. - М.: Просвещение, 1990. -128 с.

УДК 377.3 + 377.5

А.Г. Воронков РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье рассматриваются основные направления развития начального и среднего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства. Представлена структурно-содержательная характеристика единого уровня довузовского профессионального образования. Выявлены базовые принципы государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, довузовское профессиональное образование, ресурсный центр.

Ведущие тенденции демократического развития общества, становления в России рыночных отношений и другие современные факторы социально-экономического и политического характера обусловливают формирование нового содержания и новых принципов управления социальной сферой, к которой относится и система начального и среднего профессионального образования. Включение учебных заведений в конкурентную экономическую среду предполагает установление прямой связи учреждений профессионального образования с рынком труда и учет его потребностей, активное взаимодействие профессиональной школы и предприятий, их взаимную ответственность за трудоустройство выпускников, переход от финансирования текущих затрат к нормативам финансирования, учитывающим реальные затраты на подготовку по отдельным специальностям.

В этих условиях все больше обнаруживают себя три группы интересов по отношению к профессиональному образованию - интересы личности, работодателя и государства (И.П. Смирнов). Они далеко не всегда совпадают и нередко вступают в противоречие, требуя от образовательных учреждений адаптации к их изменениям и развития института социального партнерства на экономической основе. Именно их согласование способно обеспечить устойчивое развитие системы профессионального образования реги-

она (А.Т. Глазунов, Е.В. Ткаченко). При этом очень важно найти разумный компромисс между личностными и социально-экономическими ориентациями (потребностями, приоритетами) в организации процесса профессионального образования в колледжах.

В этой связи особое значение приобретает проектирование открытой, социально ориентированной образовательной системы со стратегической ориентацией на запросы заказчика (потребителя образовательных услуг). Такая система строится на основе принципов государственно-частного социального партнерства, обеспечивает человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, согласование интересов и потребностей граждан и рынка труда.

В докладе «Инновационное развитие образования - основа повышения конкурентоспособности России» на заседании Государственного совета РФ 24 марта 2006 года отмечалось, что жизнь исчерпала первоначальное предназначение начального и среднего профессионального образования, поставив их перед необходимостью интеграции, которая открывает перед ними качественно новые возможности.

Одной из основных задач государственной политики Российской Федерации в области образования является реструктуризация системы

428

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

© А.Г. Воронков, 2009

начального и среднего профессионального образования с учетом международных тенденций развития профессионального образования, изложенных в Копенгагенской декларации. В решениях IV съезда Союза директоров ссузов России отмечена необходимость дальнейшей оптимизации сети учебных заведений НПО и СПО по горизонтали и вертикали, формирование на их основе моделей многоуровневых, многопрофильных интегрированных учебных заведений - колледжей - как единого вида образовательных учреждений, которые должны стать центрами непрерывного образования граждан в течение всей жизни (В.М. Демин). Это связано с формированием единого уровня довузовского, или базового, профессионального образования (А.М. Новиков).

Необходима оптимизация сети единой системы профессионального образования на базе учреждений начального и среднего профобразования, включающая в себя их укрупнение и концентрацию образовательных, материально-технических, кадровых, информационных ресурсов, создание многоуровневых, многопрофильных профессиональных учебных заведений (ресурсных центров) с учетом возможностей их объединения с общеобразовательной школой, с производством - в виде учебно-производственных и иных комплексов, а также с учетом их ориентации на удовлетворение потребностей региональных рынков труда.

Важно предоставить учащимся названных учебных заведений возможность обучаться одновременно по нескольким профессиям как на основе государственных образовательных стандартов, так и других образовательных программ, выбирать разные сроки обучения, осуществлять непрерывное профессиональное образование на основе преемственности всех его уровней, включая и внутрифирменную подготовку.

Данный опыт может быть осуществлен в форме различных моделей учреждений базового (довузовского) профессионального образования, реализующих программы общего образования, а также начального и среднего профессионального образования на интегративно-модульной и многовариантной основе.

Довузовское профессиональное образование характеризуется следующими параметрами:

а) пространственной доступностью сети образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования;

б) доступностью образовательных программ и форм обучения для различных целевых групп граждан; в) горизонтальными структурами управления сетью на основе согласования спроса и предложения как на образовательные услуги сети, так и на компетенции выпускников.

Как отмечается в работах В.В. Ветрова, А.В. Волохина, М.В. Никитина, Ю.А. Фильчако-ва, довузовское профессиональное образование в современных условиях представляет собой последовательные ступени подготовки человека к профессиональной деятельности и осуществляется по ряду направлений: приобщение к универсальным элементам труда, характеризующим современную цивилизацию, необходимым знаниям; воспитание высоких моральных качеств; помощь в выборе профиля профессиональной деятельности; получение молодежью и взрослым населением определенного уровня квалификации или его повышение.

Довузовское профессиональное образование - уровень послешкольного профессионального образования, интегрирующий следующие виды образовательной деятельности:

1) профессиональное консультирование, профессиональная ориентация, профессиональная диагностика и социальная адаптация разновозрастных категорий граждан;

2) профессиональное образование взрослых, в том числе безработных, мигрантов, беженцев, переселенцев, освободившихся из мест лишения свободы, демобилизованных из рядов российской армии;

3) профильное обучение школьников, общественные работы, волонтерская социально-благотворительная деятельность;

4) начальное профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональная практика, стажировка, ученичество, в том числе внутрифирменное обучение и обучение граждан в специальных ПТУ при ГУИН;

5) профессиональное образование (обучение) инвалидов, коррекционных групп и граждан, имеющих отклонения в психологическом развитии;

6) среднее профессиональное образование, дополнительное образование, в том числе профессиональная переподготовка, повышение квалификации, аттестация на квалификационный разряд (категорию);

7) довузовское (начальное + среднее) профессиональное образование иностранных граждан.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

429

Довузовское профессиональное образование выступает средством:

а) профессиональной ориентации и приобщения к видам профессиональной деятельности;

б) достижения определенного социального статуса и повышения качества жизни;

в) формирования адекватного кадрового потенциала для региональной высокотехнологичной экономики.

В настоящее время формализованными структурами, предоставляющими гражданам начальное и среднее (довузовское) профессиональное образование, являются государственные (федеральные и региональные) учреждения начального и среднего профессионального образования. В основном они представлены профессиональными лицеями (ОУ НПО) и колледжами (ОУ СПО). В ближайшие годы ожидается сокращение возрастных когорт молодежи, традиционно обучающихся в учреждениях данного типа.

По статистическим данным, такое сокращение ожидается на 25-30%. В то же время, начиная с 2006 года, общий контингент лиц, нуждающихся в услугах крупных учреждений довузовского профессионального образования (профессиональных колледжей), оценивается экспертами в 8 млн. человек ежегодно, что превышает имеющиеся учебно-производственные мощности учреждений НПО и СПО. Если исходить из мерок развитых стран, то для России общая численность обучаемых в системе довузовского профессионального образования по указанным выше образовательным программам (1-7) должна возрасти до 11-12 млн. человек. Это значит, что при существующих ныне размерах и формах ни система НПО, ни система СПО, даже с учетом падения на одну треть традиционной численности обучающихся, не сможет удовлетворить возникающие потребности.

В связи с этим необходимо создавать дополнительные мощности и переходить к иным образовательным технологиям при обслуживании потребителей данного сегмента рынка образовательных услуг. Необходимо не только укрупнять, интегрировать имеющиеся мощности учреждений НПО и СПО, но и создавать правовое поле для привлечения других юридических лиц к этому виду деятельности. Это становится возможным путем создания действенной системы государственно-частного партнерства довузовского профессионального образования и бизнес-сообщества.

Исследования А.В. Волохина, М.В. Никитина подтверждают, что сфера довузовского профессионального образования есть область совместной деятельности партнеров по реализации заявленных и согласованных интересов. Она характеризуется следующими составными компонентами, обеспечивающими достижение внешних системных эффектов: а) государственно-частная инфраструктура, которая включает, как государственные органы управления, так и негосударственные некоммерческие организации (агентства, центры, бюро, службы), обеспечивающие согласование спроса и предложения на образовательные услуги и качество компетенций (квалификаций) выпускников; б) государственные образовательные программы и технологии стационарного обучения студентов на основе государственного задания; в) социально-образовательные программы и технологии неформального профессионального образования на основе соотнесения модулей программ и уровней партнерства).

Государственно-частное партнерство в сфере довузовского профессионального образования - это система долгосрочных взаимовыгодных отношений между государством (субъектами, его представляющими), субъектами экономической деятельности (организациями различных форм собственности) и физическими лицами (обучающимися), направленных на разработку механизмов согласования их ресурсов с потребностями рынка в персонале определенного уровня квалификации (компетентности).

Базовые принципы государственно-частного партнерства в сфере довузовского профессионального образования включают в себя: а) взаимовыгодный и добровольный характер отношений между партнерами; б) договорный объем ресурсов для достижения результатов совместной деятельности; в) диверсификацию рисков и затрат для обеспечения взаимной ответственности; г) полномочность представителей сторон в структурах управления; д) письменную форму договорных отношений с обязательным определением контрольных процедур и санкций за невыполнение обязательств.

Таким образом, внедрение инновационной модели региональной системы довузовского профессионального образования в современных социально-экономических условиях осуществляется путем перехода к автономным учреждениям как средству реализации государственной социально-

430

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

экономической политики. В свою очередь, средством реализации корпоративно-отраслевых интересов является создание ресурсных центров. Именно на этой методологической основе формируется государственно-частное партнерство профессионального образования и бизнес-сообщества.

Библиографический список

1. Волохин А.В. Инновационная модель довузовского профессионального образования в ус-

ловиях государственно-частного партнерства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ. - М., 2009. - 27 с.

2. Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование: проблемы управления и экономики.- М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - 192 с.

3. Смирнов И.П. Теория профессионального образования. - М.: РАО; НИИРПО, 2006. - 320 с.

УДК 373.7.377 (0.75.8)

Ю.В. Гусарова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX ВЕКА

В статье характеризуется система среднего профессионального образования в конце XX веке. Автор выделяет основные работы и публикации, определяющие развитие системы среднего профессионального образования в этот период. Кроме того, в статье определяются направления дальнейшего развития системы среднего профессионального образования.

Ключевые слова: система среднего профессионального образования, публикации, направление исследования, период развития.

Ц

жны ей и <

ель современного среднего профессионального образования - это развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально-ценную деятельность. Такая цель утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности [6, с. 34].

Но в разное время система среднего профессионального образования ставила перед собой разные задачи для достижения этой цели. Например, только в начале своего становления система среднего профессионального образования должна была удовлетворить потребность отраслей народного хозяйства в специалистах, оказывая этим существенное влияние на социально-экономический и научно-технический прогресс общества, и, следовательно, обеспечивать повышение квалификации и переподготовку кадров специалистов среднего звена. Затем при переходе от «конечного» к непрерывному образовательному процессу, который предполагал повышение мобильности общественного производства, расширение круга вносимых в него инноваций, ускорение сменяемости технологии, техники и оборудования под влиянием научно-технического

и социально-экономического прогресса, увеличение наукоемкости общественного производства и т.д., поставили перед системой среднего профессионального образования совершенно новые задачи. Среди новых задач можно выделить, например, такие как повышение образовательного и культурного уровня населения и тем самым совершенствование социальной структуры общества и участие в решении задач всеобщего среднего образования.

А теперь следует обратить внимание на то, что в современной отечественной науке различают следующие периоды развития системы среднего профессионального образования: первый - до 1917 г.; второй (советский) - с конца 1917 г до начала 90-х гг. XX в. и третий - с начала 90-х гг. XX в. по настоящее время. Но, на наш взгляд, наиболее актуальным является исследование системы среднего профессионального образования в конце XX в.

В связи с этим, новым этапом изучения истории государственной политики по развитию российской средней профессиональной школы [9, с. 56] охватывает период с начала 1990-х годов. Его принципиально новое качество связано с радикальным пересмотром исследовательских парадигм. Смена в России государственно-политического строя, процессы либерализации в экономической, социальной духовной областях жизни

© Ю.В. Гусарова, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

431

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.