Научная статья на тему 'Реализация организационно-педагогических условий модернизации региональной системы среднего профессионального образования Республики Бурятия'

Реализация организационно-педагогических условий модернизации региональной системы среднего профессионального образования Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / КЛАСТЕР / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ / MODERNIZATION / SYSTEM OF DUAL EDUCATION / LABOR MARKET / CLUSTER / RESOURCE CENTER / SOCIAL PARTNERSHIP / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / TRAINING OF DISABLED PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Елена Валентиновна

В статье отражена реализация некоторых организационно-педагогических условий модернизации региональной системы среднего профессионального образования Республики Бурятия, перечислены основные направления модернизации. Автор акцентирует внимание на выстраивание механизмов, направленных на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов, отвечающих требованиям регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of organizational and pedagogical conditions of modernization the regional system of secondary professional education in the Republic Buryatia

The article describes the realization of some organizational and pedagogical conditions of modernization the regional system of secondary professional education in the Republic of Buryatia, the main directions of modernization are listed. The author focuses on forming the mechanisms directed at training of skilled workers and experts, meeting the requirements of regional labor market.

Текст научной работы на тему «Реализация организационно-педагогических условий модернизации региональной системы среднего профессионального образования Республики Бурятия»

Несмотря на то, что монгольское экологическое сознание ориентировано на единство с природой, требуется провести большую работу по формированию эколого-психологической готовности к подлинно экоцентрическому взаимодействию с природой. Одним из важных элементов этой работы выступает процедура атрибуции субъективности, или субъектификация природного объекта, т.е. наделение природного объекта свойством, качествами и функциями субъекта.

Так называемая субъектификация в узком смысле слова является предпочтительной и предполагает наделение природного объекта следующими способностями: обеспечивать человеку, осуществляющему субъектификацию, переживание собственной личностной динамики, выступать опосредствующим элементом при построении им системы своих отношений с миром, открываться как субъект. Человек наделяет природный объект специфически субъективными функциями, как ребенок - куклу.

Для возникновения переживания собственной личностной динамики необходимы психологические релизеры субъектификации - стимулы, связанные с природным объектом, определяющие направления и характер формирования субъективного отношения к нему [2, с. 71]. Для возникновения способности природного объекта выступать в качестве фактора, опосредствующего отношение личности к миру, значение имеет онтогенетически обусловленная смысловая ориентация в мире сквозь призму субъективности другого. Для возникновения способности природного объекта открывается в качестве субъекта совместной деятельности и общения играет роль характер деятельности с природными объ-

ектами и его «ответов» на активность личности.

Субъектификация зависит от самого человека, от его способности наделять природный объект функциями субъекта. Для этого он должен хорошо знать этот природный объект, приблизить его к себе, оживить, сделать его значимым. Для монгольских студентов наиболее подходящим объектом для субъектификации является лошадь. У монгольских скотоводов лошадь уже наделена субъективными функциями. Она психологически близка и сознанию студентов. Субъектификация природного объекта является психологической базой для экоцентрического взаимодействия с миром природы.

Таким образом, развитие экоцентрического типа взаимодействия монгольских студентов с природой требует укрепления и теоретического осмысления положительных характеристик традиционного монгольского экологического сознания (единство с природой, принцип экологического самообеспечения, биосферный эгалитаризм), а также осознания сущности антропоцентрического взаимодействия с природой, послужившего первопричиной глобального экологического кризиса, сущности экоцентрического взаимодействия с природой как фактора преодоления экологического кризиса, актуальности формирования экоцентрического экологического сознания на основе субъектификации природных объектов.

Литература

1. Callicott J. B. Conceptual Resources for Environmental Ethics in Asian Tradition of Thought // Philosophy East and West. - 1987. - Vol. 37, № 2. - P. 115-130.

2. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М.: Изд-во МПСИ, 1999.

Иринчеев Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры алгебры и математического анализа Бурятского государственного университета, e-mail: airover@mail.ru

Irincheev Anatoly Alexandrovich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of algebra and mathematical analysis, Buryat State University, e-mail: airover@mail.ru.

УДК 378.046.2

© Е. В. Казанцева

Реализация организационно-педагогических условий модернизации региональной системы среднего профессионального образования Республики Бурятия

В статье отражена реализация некоторых организационно-педагогических условий модернизации региональной системы среднего профессионального образования Республики Бурятия, перечислены основные направления модернизации. Автор акцентирует внимание на выстраивание механизмов, направленных на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов, отвечающих требованиям регионального рынка труда.

Ключевые слова: модернизация, система дуального образования, рынок труда, кластер, ресурсный центр, социальное партнерство, государственно-частное партнерство, обучение инвалидов.

E. V. Kazantseva

Realization of organizational and pedagogical conditions of modernization the regional system of secondary professional education in the Republic Buryatia

The article describes the realization of some organizational and pedagogical conditions of modernization the regional system of secondary professional education in the Republic of Buryatia, the main directions of modernization are listed. The author focuses on forming the mechanisms directed at training of skilled workers and experts, meeting the requirements of regional labor market.

Keywords: modernization, system of dual education, labor market, cluster, resource center, social partnership, state-private partnership, training of disabled people.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано, что «необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны» [5].

С одной стороны, модернизация - это комплексный процесс, который охватывает различные сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политико-правовую, культурную. С другой стороны, под модернизацией понимают всеобъемлющий процесс инновационных мероприятий при переходе от традиционного к современному обществу [1].

Так, В. Л. Назаров под модернизацией образования понимает целостную систему мер нормативно-правового, организационно-управленческого и социально-педагогического характера, направленных на взаимосвязанное изменение всех компонентов системы образования в соответствии с современными потребностями человека, общества и государства. При этом он подчеркивает, что по своей сути процесс модернизации образования должен быть перманентным, поскольку потребности человека, общества и государства постоянно изменяются в соответствии с изменением внешних и внутренних условий существования и развития человечества в целом и каждой его отдельно взятой общности - нации, народности, страны, региона, города и др. [6].

Сегодня модернизация профессионального образования обусловлена изменением его роли в современном мире, когда качество человеческого капитала становится ведущим фактором конкурентоспособности страны, а подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями для осуществления эффективной трудовой деятельности, - жизненно необходимым условием социально-экономического развития регионов.

Изучение и анализ научных трудов ведущих ученых А. М. Новикова, М. В. Никитина, И. П. Смирнова, А. В. Смирнова, А. Н. Лейбо-вича, Е. В. Ткаченко, Г. В. Мухаметзяновой, П. Ф. Анисимова, В. Л. Назарова и др., опыта модернизации систем начального и среднего профессионального образования субъектов Российской Федерации, таких как г. Москва и Республика Татарстан, позволили определить основные направления модернизации региональной системы среднего профессионального образования Республики Бурятия и организационно-педагогические условия их реализации (табл. 1).

Рассмотрим более подробно реализацию некоторых из вышеперечисленных организационно-педагогических условий.

1. Создание многоуровневых многопрофильных профессиональных образовательных учреждений и образовательных комплексов кластерного типа по приоритетным направлениям развития региональной экономики

Для устранения дисбаланса между подготовкой кадров системой профессионального образования и потребностями регионального рынка труда с целью обеспечения экономики региона профессиональными кадрами необходимой квалификации в Республике Бурятия проведена реструктуризация учреждений начального и среднего профессионального образования (далее -НПО и СПО).

Реструктуризация системы профессионального образования осуществлялась в рамках Программы развития начального и среднего (довузовского) профессионального образования на 2008-2012 гг. и республиканской комплексной программы «Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на 20112014 гг.» [8].

В период с 2005 по 2013 г. Министерством образования и науки Республики Бурятия реорганизовано 36 учреждений НПО (рис. 1).

Таблица 1

Направления модернизации региональной системы среднего профессионального образования Республики Бурятия и организационно-педагогические условия их реализации

Направления модернизации Организационно-педагогические условия

Приведение содержания и структуры среднего профессионального образования в соответствие с современными потребностями рынка труда создание многоуровневых многопрофильных профессиональных образовательных учреждений и образовательных комплексов кластерного типа по приоритетным направлениям развития региональной экономики; обновление содержания профессионального образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и потребностей регионального рынка труда

Развитие системы непрерывного профессионального образования на базе профессиональных образовательных учреждений создание ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе профессиональных образовательных учреждений

Развитие кадрового потенциала системы среднего профессионального образования; организация непрерывного профессионального обучения педагогических и управленческих кадров системы среднего профессионального образования

Построение региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования создание центра сертификации профессиональных квалификаций и центра общественно-профессиональной оценки качества профессиональных образовательных программ, проведение рейтинга профессиональных образовательных учреждений с участием работодателей

Усиление роли бизнеса в развитии и функционировании системы среднего профессионального образования выстраивание механизмов социального и государственно-частного партнерства

Развитие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций участие профессиональных образовательных учреждений в конкурсных отборах в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Обеспечение доступности профессионального образования и обучения инвалидов для лиц с ограниченными возможностями здоровья создание условий для профессионального образования и обучения инвалидов для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Повышение престижа рабочих профессий и специальностей проведение конкурсов профессионального мастерства, олимпиад по специальным дисциплинам, выпуск телепередач

Рис. 1. Количество учреждений НПО Республики Бурятия по годам

В результате учебные заведения НПО вошли в состав учреждений СПО или приобрели статус техникума (колледжа).

В настоящее время такие учреждения реализуют основные профессиональные образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, программы профессионального обучения (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, профессиональная подготовка), что позволяет воплотить принцип непрерывности образования.

По мнению О. Н. Щербаковой, «многоуровневые профессиональные учебные заведения перспективны и соответствуют мировой тенденции развития профессионального образования» [11].

Для обеспечения приоритетных отраслей экономики, определенных Программой социально-экономического развития Республики Бурятия [4], профессиональными кадрами в республике созданы образовательные учреждения кластерного типа по следующим направлениям: строительный, машиностроительный, сельскохозяйственный, железнодорожный, добыча и переработка полезных ископаемых, туризм и сфера обслуживания, авиационный промышленный кластер (рис. 2).

В России использование кластерного подхода заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов и муниципальных образований, в которых реализуются проекты создания территориально-производственных кластеров.

Целью образовательного кластера является повышение качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей социальных партнеров в высококвалифицированных специалистах. В рамках указанной цели выделяют следующие основные задачи:

- совместное планирование заинтересованными социальными партнерами направления взаимодействия в подготовке специалистов и рабочих кадров;

- обеспечение реальных проектов подготовки специалистов и рабочих кадров финансовыми ресурсами;

- обеспечение участия работодателей в программах развития учебных заведений;

- устойчивое развитие материально-технической базы учебных заведений на долгосрочной основе,

- внедрение в профессиональную подготов-

ку студентов передовых приемов и методов организации труда;

- повышение у студентов мотивации к учению, освоению профессии (специальности);

- активное проведение профориентационной работы со школьниками [10].

Создание таких комплексов направлено на развитие непрерывного профессионального образования в рамках конкретного профиля экономики.

2. Создание ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе профессиональных образовательных учреждений

Одним из приоритетов модернизации профессионального образования в Российской Федерации, вызванным необходимостью эффективного использования ресурсов в целях достижения нового качества образования, является создание ресурсных центров.

Основные подходы к созданию ресурсных центров и вопросы их функционирования в профессиональном образовании исследованы в работах М. В. Никитина, В. В. Ветрова, Е. А. Кузнецовой, Н. В. Чичериной, А. Н. Се-ленкова, А. В. Волохина, С. И. Смирнова и др.

А. В. Волохин, анализируя практику функционирования ресурсных центров, считает, что «ресурсный центр как структурное подразделение учреждения профессионального образования - это профильная организационная структура (учебный полигон, учебное хозяйство, мастерская, лаборатория, учебная фирма, филиал и др.) по концентрации ресурсов определенного вида» [2].

Анализируя подходы различных авторов к трактовке ресурсного центра, мы приходим к выводу, что ресурсные центры создаются на базе профессиональных образовательных учреждений путем концентрации различных видов ресурсов (учебно-методических, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и др.) и обеспечивают потребность экономики региона в квалифицированных кадрах, в том числе путем предоставления услуг, связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации. Особое влияние в ресурсных центрах уделяется непрерывной профессиональной подготовке рабочих кадров в соответствии с изменениями на рынке труда.

Таким образом, ресурсный центр связывает рынок труда и рынок образовательных услуг, что создает благоприятные возможности для

инновационного развития системы образования в целом.

В Республике Бурятия в период с 2008 по

В указе Президента Российской Федерации В. В. Путина №599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» сформулирована следующая краткосрочная задача: «Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общероссийскими объединениями работодателей проработать до конца мая 2013 года вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры» [12]. Формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональных квалификаций) (далее -МЦПК) имеет целью кадровое обеспечение регионального рынка труда посредством реализации практико-ориентированных образовательных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов и/или согласованных с работодателями и обеспечивающих подготов-

2012 г. на базе профессиональных образовательных учреждений создано 10 ресурсных центров (табл. 2).

Таблица 2

ку высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям развития экономики

(профессиональный стандарт - документ, раскрывающий с позиции объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности, а также требования к квалификации работников).

В целях исполнения указа приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия утвержден порядок создания МЦПК как структурных подразделений профессиональных образовательных учреждений. В 2013 г. создано три таких центра на базе ГБОУ СПО «Джидин-ский многопрофильный техникум», ГБОУ СПО «Закаменский агропромышленный техникум», ГБОУ СПО «Бурятский республиканский индустриальный техникум».

В профессиональных образовательных учреждениях республики на базе ресурсных центров и МЦПК осуществляется профессиональное обучение взрослого населения с учетом потребностей рынка труда по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, профессиональной пе-

Ресурсные центры на базе профессиональных образовательных учреждений

№ п/п Наименование образовательного учреждения Наименование ресурсного центра

ГБОУ СПО «Закаменский агропромышленный техникум» (г. Закаменск) Ресурсный центр по сетевому взаимодействию с социумом Закаменского района

ГБОУ СПО «Джидинский многопрофильный техникум» (с. Петропаловка) Учебная агрофирма по обучению и внедрению инновационных технологий в сельскохозяйственное производство

ГАОУ СПО РБ «Республиканский межотраслевой техникум» (п. Новоильинск) Ресурсный центр по подготовке кадров для сельского хозяйства

ГБОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» (с. Хорон-хой) Ресурсный эколого-технологический центр по подготовке кадров строительного профиля

ГБОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» (г. Улан-Удэ) Ресурсный центр по подготовке, переподготовке, повышению квалификации граждан по рабочим профессиям

ГБОУ СПО «Байкальский колледж туризма и сервиса»(г. Улан-Удэ) Ресурсный центр технологии питания и сервиса

ГАОУ СПО РБ «Техникум строительства и городского хозяйства» (г. Улан-Удэ) Ресурсный центр подготовки квалифицированных кадров строительных профессий в системе комплекса непрерывного многоуровнего профессионального образования

ГБОУ СПО «Бурятский республиканский индустриальный техникум» (г. Улан-Удэ) Многопрофильный центр подготовки рабочих кадров и специалистов с расширенным спектром компетенций для машиностроительной отрасли Республики Бурятия

ГБПОУ СПО «Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж» (г. Улан-Удэ) Межрегиональный ресурсный центр горнодобывающей промышленности

АОУ СПО РБ «Республиканский многоуровневый колледж» (г. Улан-Удэ) Республиканская школа красоты «L'image»

реподготовки рабочих и служащих,повышения квалификации рабочих и служащих.

Всего в системе среднего профессионального

Обучение взрослого населения осуществляется на основе прямых договоров с предприятиями, организациями республики за счет средств юридического лица - заказчика образовательных услуг; через центры занятости населения; посредством договоров с физическими лицами.

3. Выстраивание механизмов социального и государственно-частного партнерства Качество образования становится главным механизмом решения целого комплекса социально-экономических проблем регионов. Особое место среди слагаемых качества образования отводится социальному партнерству профессиональных образовательных учреждений с предприятиями. Вопросы развития социального партнерства глубоко исследуются в работах Е. В. Ткаченко, П. Н. Новикова, В. Н. Розова, И. П. Смирнова, М. В. Никитина, А. Т. Глазунова, А. М. Новикова, П. В. Кириллова, А. Р. Шайдуллиной, Г. В. Мухаметзяновой, О. Н. Олейниковой и др. Так, по мнению И. П. Смирнова, «социальное партнерство применительно к профессиональному образованию - это система договорных отношений образовательных учреждений с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями, общественными организациями. Социальное партнерство основано на реализации принципов соучредительства, попечительства, независимой аттестации выпускников, интегрированного финансирования и других форм взаимодействия» [9].

В последние годы между профессиональными образовательными учреждениями и ведущими работодателями Республики Бурятия успешно выстраивается взаимовыгодное партнерство, которое включает в себя следующие формы участия:

образования с 2011 по 2013 г. прошли обучение 27 651 человек (рис. 2).

- взаимообучение инженерного и педагогического коллективов;

- открытие новых специальностей, профессий и направлений профессиональной подготовки;

- организация производственной практики на предприятиях, в том числе предоставление оплачиваемых рабочих мест;

- участие в образовательном процессе и независимой оценке качества подготовки рабочих кадров, специалистов и в отборе кадров для своего предприятия;

- участие работодателей в разработке вариативной части основных профессиональных образовательных программ по профильным для предприятия профессиям НПО и специальностям СПО;

- организация мастер-классов, круглых столов и конкурсов профессионального мастерства;

- трудоустройство выпускников;

- непрерывное профессиональное образова-ниеи т. д.

Развитие современного профессионального образования сегодня также должно быть на основе эффективного партнерства государства и бизнеса, которое получило название «государственно-частное партнерство» (далее - ГЧП). ГЧПв сфере профессионального образования -это система долгосрочных взаимовыгодных отношений между органами государственного управления образованием, бизнес-сообществом и профессиональными образовательными учреждениями, направленных на совместное участие во взаимовыгодных и общественно значимых проектах, связанных с развитием профессионального образования, на основе объединения

12000 юооо 8000 6000 4000 2000 О

10 076

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8375

2011г.

2012 г.

2013 г.

Рис.2. Количество человек, прошедших подготовку по программам профессионального обучения, по годам

ресурсов, распределения доходов, рисков и затрат.

Во многих регионах Российской Федерации, таких как Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан, начался процесс внедрения элементов дуальной системы образования, суть которой состоит в том, что практическая часть подготовки профессиональных кадров проходит на рабочем месте, без отрыва от производства, а теоретическая часть - на базе образовательной организации. При этом студенты более половины времени проводят в производственных цехах.

Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями и региональными органами власти на основе государственно-частного партнерства. Дуальная система хорошо зарекомендовала себя в мире, она используется в Германии, Австрии, Дании, Швейцарии, Нидерландах.

В Республике Бурятия первым этапом внедрения дуального образования стало создание в 2014 г. Авиационного техникума путем выделения его из состава Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод».

В рамках заключенного соглашения с Министерством образования и науки Республики Бурятия Улан-Удэнский авиационный завод взял обязательства по разработке и внедрению инвестиционного проекта технического перевооружения учебных классов и лабораторий Авиационного техникума современными стендами, тренажерами, лабораторными установками.

4. Организация непрерывного профессионального обучения педагогических и управленческих кадров системы среднего профессионального образования

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. сказано, что «модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует, наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей, привлечению талантливых молодых специалистов в сферу профессионального образования, перехода на эффективный контракт между преподавателями и организациями профессионального образования» [7].

По мнению экспертов, для модернизации системы повышения квалификации работников

образования необходимо:

1) выявить и обеспечить перспективные потребности системы образования;

2) организовать систему формирования и конкурсного размещения заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров;

3) обеспечить работникам и образовательным учреждениям возможности выбора содержания, сроков и форм повышения квалификации из широкого спектра образовательных программ для различных целевых групп;

4) фиксировать и описывать предполагаемые результаты и организовать систему их мониторинга.

Главным звеном в повышении уровня квалификации руководящих и педагогических работников является Бурятский республиканский институт образовательной политики. В институте реализуются программы профессионального обучения для следующих категорий слушателей: преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения, воспитатели, педагоги дополнительного образования, методисты, старшие мастера, заместители директора по учебно-производственной работе, научно-методической работе, воспитательной работе, теоретическому обучению и учителя технологии. Профессиональная переподготовка управленческих кадров осуществляется по программе «Менеджмент в образовании» с выдачей диплома о присвоении дополнительной квалификации и нового вида деятельности.

Обучающие семинары для руководящих работников и педагогического состава учреждений среднего профессионального образования с привлечением федеральных и региональных экспертов ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (г. Москва) проводятся на базе Республиканского центра экспертизы основных профессиональных образовательных программ по специальностям СПО и профессиям НПО, созданного в 2011 г. Министерством образования и науки Республики Бурятия.

Мастера производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин профессиональных образовательных учреждений проходят стажировку на производственных базах работодателей (предприятиях, организациях).

В 2013 г. по программам повышения квалификации прошли обучение 448 человек (в 2012 г. - 547), по программам профессиональной переподготовки - 44 человека (в 2012 г. - 42), стажировку в организациях, на предприятиях республики и за пределами региона прошли 169 человек (в 2012 г. - 110).

5. Создание условий для профессионального образования и обучения инвалидов для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано: совместно с другими обучающимися; в отдельных классах, группах; в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

При этом приоритет отводится инклюзивному (интегрированному) образованию. Это совместное обучение «здоровых» учащихся и учащихся с ОВЗ при обязательном создании условий, учитывающих эти ограничения. В тех случаях, когда мы говорим о профессиональном образовании, инклюзивная форма приоритетна с точки зрения последующего трудоустройства специалиста и его интеграции в жизнь общества [3].

Основной статьей, в которой определены особенности обучения лиц с ОВЗ, является ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [13]. Закон обязывает создать специальные условия для обучения рассматриваемой нами групп лиц и конкретизирует эти условия: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющихобразовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В Республике Бурятия профессиональное обучение детей-инвалидов (выпускников кор-рекционных школ VIII вида) осуществляется в следующих образовательных учреждениях: ГБОУ СПО «Бурятский республиканский ин-

формационно-экономический техникум», ГБОУ СПО «Бурятский республиканский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности» и ГБОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» по направлениям: «Повар», «Столяр, плотник», «Изготовитель мясных полуфабрикатов», «Швея», «Маляр строительный», «Штукатур».

В ГБОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» созданы необходимые условия для обучения инвалидов: установлен пандус, оборудованы два зала лечебной физкультуры, медицинский кабинет, комната психологической разгрузки, места для инвалидов-колясочников в учебных кабинетах. Мастерские и кабинеты оборудованы компьютерами и видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор, интерактивные доски), что позволяет эффективно применять видеоматериалы для обучения детей с нарушениями слуха, а звуковое воспроизведение - для слабовидящих детей.

В 2013 г. в техникуме начата работа по созданию электронной образовательной среды в системе «МооШе». В настоящее время преподаватели разрабатывают интерактивные элементы учебных курсов (лекции, задания, тесты, глоссарии). Дистанционное обучение ориентировано на студентов маломобильной категории с сохранным интеллектом (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с заболеваниями, сопровождающимися обострениями в холодное время года), обучающихся по специальности «Компьютерные сети» и профессии «Мастер по обработке цифровой информации».

С 2011 г. ГБОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум» является региональной стажировочной площадкой по направлению «Социализация детей с нарушениями интеллекта через организацию профессионально-трудовой подготовки по востребованным на рынке труда профессиям в условиях образовательного учреждения начального профессионального образования» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

Объем финансирования с 2011 по 2013 г. составил 11,755 млн рублей, в том числе 9,084 млн рублей из федерального бюджета, 2,671 млн рублей из республиканского бюджета. Полученные средства направлены на повышение квалификации педагогических работников и материально-техническое оснащение стажировочной площадки.

«

О К

К

о g

u Л

ft

1)

«

о

í-c О

ы

« р

а к

м

я н « ю

s я

Я я

я о

сп эт

W га

В ft

Й Ю

r¡J О

■е-

о &

С

S H

о

1-н

о К

к H о eö

ч и

3 о и к

4 с s

о и

3 к л

4 к

fe ю о

s

ю О

в в

3 -

-

s

4

к я i

H S А : В

Таким образом, мы рассмотрели реализацию некоторых организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса модернизации региональной системы среднего профессионального образования Республики Бурятия. Комплексная реализация всех вышеперечисленных условий позволит системе среднего профессионального образования республики стать конкурентоспособной системой кадрового обеспечения приоритетных отраслей развития экономики, существенно повысить качество жизни граждан, а также адекватно отвечать на вызовы времени и меняющиеся запросы общества.

Литература

1. Архангельская О. В. Некоторые аспекты модернизации инновационной системы учреждений начального и среднего профессионального образования // Вестник Ун-та Рос. академии образования. - 2008. - № 4-42. - С. 70-71.

2. Волохин А. В. Региональная модель среднего профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 290 с.

3. Герасимов А. В. Обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья как социальная проблема // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. - 2013. - № 4(16). - С. 18-24.

4. Закон Республики Бурятия «О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года» от 14 марта 2011 г. № 1903-IV // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Правительством РФ от 17 но-

ября 2008 г. - №1662. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategic Planning/concept/indexdocs (дата обращения: 17.02.2013).

6. Назаров В. Л. Модернизация муниципальной системы образования : дис. ... д-ра. пед. наук. - Екатеринбург, 2002. - 355 с.

7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс].

- URL: www.consultant.ru

8. Об утверждении республиканской комплексной программы «Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на 2011-2014 гг.» : утв. постановлением Правительства Республики Бурятия 31 янв. 2011 г. №29 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс].- URL: www.consultant.ru

9. Смирнов И. П. Формирование механизма социального партнерства // Профессиональное образование. - 2003.

- №2. - С.30-31.

10. Шайдуллина А. Р. Интеграция ССУЗа, вуза и производства в региональной системе профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2012. - 413 с.

11. Щербакова О. Н. Социально-педагогические условия развития региональной многоуровневой системы непрерывного профессионально-туристского образования : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 609 с.

12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения: 10.06.2014).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/ документы/2974 (дата обращения: 09.06.2014)

Казанцева Елена Валентиновна, ведущий специалист-эксперт отдела среднего профессионального образования Министерства образования и науки Республики Бурятия, e-mail: m97001@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kazantseva Elena Valentinovna, leading specialists-expert, department of secondary vocational training, Ministry of Education and Science of the Republic of Buryatiya, e-mail: m97001@mail.ru.

УДК 372.8:811.512.31

© А. М. Кулехова

Некоторые проблемы и пути совершенствования обучения младших школьников бурятскому языку в условиях двуязычия на территории Прибайкалья

Статья посвящена описанию педагогических условий обучения младших школьников бурятскому языку в условиях двуязычия на территории Прибайкалья, где функционирует субординативный билингвизм. Ключевые слова: билингвизм, двуязычие, бурятский язык, условие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.