Научная статья на тему 'Реформирование системы среднего профессионального образования в Пензенской губернии в 1925-1930 годах'

Реформирование системы среднего профессионального образования в Пензенской губернии в 1925-1930 годах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕНЗЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / REFORMING / SPECIALIZED SECONDARY EDUCATION SYSTEM / INSTITUTION / PENZA PROVINCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Юлия Васильевна, Разуваев Станислав Геннадьевич

В статье затрагивается вопрос о реформировании системы среднего профессионального образования в Пензенской губернии в 1925 1930 гг. Авторы выделяют основные факторы, повлиявшие на развитие системы среднего профессионального образования в Пензенской губернии, и рассматривают основные типы учреждений в системе среднего профессионального образования в данный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусарова Юлия Васильевна, Разуваев Станислав Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of reforming of specialized secondary education system reforming in Penza province in 1925-1930 is touched upon in the article. The authors assign major factors that have influenced the development of specialized secondary education system reforming in Penza province and examine main kinds of institutions of specialized secondary education system in that period.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы среднего профессионального образования в Пензенской губернии в 1925-1930 годах»

УДК 373.7.377 (0.75.8)

Ю.В. Гусарова, С.Г. Разуваев РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1925-1930 ГОДАХ

В статье затрагивается вопрос о реформировании системы среднего профессионального образования в Пензенской губернии в 1925 — 1930 гг. Авторы выделяют основные факторы, повлиявшие на развитие системы среднего профессионального образования в Пензенской губернии, и рассматривают основные типы учреждений в системе среднего профессионального образования в данный период.

Ключевые слова: реформирование, система среднего профессионального образования, образовательное учреждение, Пензенская губерния.

Вторая половина двадцатых годов ХХ века может быть охарактеризована как этап становления системы среднего профессионального образования как в Советском Союзе в целом, так и в Пензенской губернии в частности.

К началу 1925 года в Пензенской губернии [11] существовали следующие учреждения среднего профессионального образования: Лесной, Землеустроительный, Садово-огородный техникумы, Техникум сельскохозяйственного машиностроения, Художественный техникум, обслуживавшие не только Пензенскую губернию, но другие губернии, а также Пензенский и Саранский педтех-никумы, Саранский мехтехникум, Акушерский техникум, медицинская сестринская школа и Музыкальный техникум. Кроме того, подготовку осуществляли 4 профкурса, 5 школ ФЗУ и 5 школ фабзауча. Эти учреждения не могли в достаточной степени обеспечить потребности губернии в квалифицированных кадрах.

В связи с тем что существовали [9] значительные потребности в увеличении сети существующих учебных заведений, Пензенским Губпро-фобром был разработан пятилетний перспективный план развития сети учреждений среднего профессионального образования, на основе которого за 1925-1930 гг. в Пензенской губернии планировалось создать следующие типы учреждений [12]:

- 1926-1927 гг. - две школы сельхозуча, школы ФЗУ по текстильной промышленности, по стекольному производству, по деревообрабатывающему производству, по спичечной промышленности, по полиграфическому производству, курсы трактористов, кооперативный техникум, Ниж-неломовский педтехникум, Краснослободский

педтехникум, семь курсов по переподготовке рабочих;

- 1927-1928 гг. - две школы сельхозуча, школа ФЗУ по текстильному производству, Городищен-ская кустарно-ремесленная школа;

- 1928-1929 гг. - Торбеевская сельскохозяйственная школа, Саранская кустарно-ремесленная школа;

- 1929-1930 гг. - Темниковская лесная школа, Беднодемьяновская кустарно-ремесленная школа.

В связи с этим подробнее рассмотрим существовавшие сети учебных заведений в зависимости от вида образования и мероприятия, которые намеревался провести Губпрофобр Пензенской губернии.

Обратимся вначале к педагогическому образованию [1]. В 1925 году в Пензенской губернии существовало два педтехникума: Пензенский двухкомплектный и Саранский мордовский однокомплектный. В данных учреждениях проводился сельскохозяйственный уклон. В каждом техникуме существовали специальные отделения: в Пензенском педтехникуме - школьное и политико-просветительское и в Саранском педтехникуме - дошкольное. Срок обучения составлял 4 года. Преподавание [3] велось на русском языке, за исключением дисциплин в мордовских и татарских группах, в которых использовались родные языки. Соответственно, контингент учащихся был представлен следующими национальностями: русские, мордва, татары. Подготовительные группы организовывались преимущественно для мордвы и татар. Занятия велись по лабораторному плану.

За 1925-1930 гг. Губпрофобр намеревался провести следующие мероприятия [11]:

1. Расширить Саранский педтехникум до двухкомплектного.

284

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

© Ю.В. Гусарова, С.Г. Разуваев, 2010

2. Ликвидировать в Пензенском педтехнику-ме отделение «Политпросвещения».

3. Реорганизовать дошкольное отделение.

Далее рассмотрим среднее индустриальнотехническое образование [7]. Обратимся вначале к существовавшим в 1925 г. учреждениям. Это, прежде всего, Пензенский техникум сельскохозяйственного машиностроения, имевший одно отделение, и Саранский механический техникум, в котором были отделения холодной обработки металла и ремонта паровозов. Срок обучения составлял 4 года. Занятия проводились по лекционной и семинарско-лабораторной системе.

Но связи с тем, что в губернии было достаточно мало промышленных предприятий, преобразования производились только в самих техникумах. Так, Пензенский техникум сельскохозяйственного машиностроения [2] был реорганизован в индустриальный Техникум по подготовке техников средней квалификации с эксплутацион-ным уклоном по обслуживанию сельского хозяйства в отношении механизации, мото-культуры и электрофикации сельского хозяйства, монтажа и ремонта сельскохозяйственных машин и орудий, сельскохозяйственных двигателей, гидротехнических установок и сооружений. Саранский механический техникум был сохранен как технический с производственным уклоном.

После среднего индустриально-технического образования целесообразно рассмотреть сельскохозяйственное образование.

Следует отметить, что наибольшее количество учреждений среднего профессионального образования относится именно к сельскохозяйственному образованию [13]. Возможно, это связано с тем, что наиболее развитой отраслью народного хозяйства в рассматриваемый период было сельское хозяйство.

Итак, в 1925 г. на территории губернии существовали следующие учреждения сельскохозяйственного образования: Пензенский лесной техникум, Пензенский землеустроительный техникум, Пензенский садово-огородный техникум, Пензенский сельскохозяйственный техникум в с. Завиваловка и две сельскохозяйственные профшколы - 2-ая Рузаевская и Завиваловская.

Все учебные заведения сельскохозяйственного типа существовали в составе одного отделения [8]. Каждое, таким образом, представляло следующие специальности: землеустройство, лесоводство, садоводство, огородничество, полеводство.

Продолжительность обучения в Пензенском землеустроительном техникуме и Пензенском сельскохозяйственном техникуме в с. Завиваловка составляла 4 года, а в остальных - 3 года. Преподавание велось только на русском языке, а отделений для национальных меньшинств не было.

Система преподавания во всех техникумах была разделена на две части: в зимний период, при преобладавших теоретических занятиях, практиковалась урочная система с применением лекционных, семинарско-кружковых и исследовательских методов. В весеннее-летний и осенний периоды, при преобладавших практических работах, практиковалась система нарядов и заданий по работе в учхозах различной продолжительности с применением длительных экскурсий.

Среди изменений, которые намеревался провести Губпрофобр Пензенской губернии можно выделить следующие [11]:

1. Необходимо было создать следующие виды учебных заведений: четыре школы сельхозуча, одну сельскохозяйственную школу в поселке Тор-беево, одну лесную школу в г. Темникове.

2. Расширить существующие курсы трактористов, доведя прием до 80 человек.

3. Создать три школы кустарно-ремесленного производства по рогожно-кулечому, пенькововеревочному и гончарному производствам.

4. Изменить курс обучения в техникумах до 4 лет.

Рассматривая далее социально-экономическое образование, хотелось бы отметить, что по данному виду образования существовали только курсы по следующим специальностям [6]:

- бухгалтерия;

- машинопись;

- стенография.

Продолжительность обучения составляла от 6 до 9 месяцев, в зависимости от специальности. Преподавание велось лекционными и семинарско-лабораторными методами.

В данной области планировалось осуществить следующие изменения. С октября 1926 года планировалось [10] открыть Кооперативный техникум по подготовке техников средней квалификации по торгово-кооперативному делу, счетоводству и товароведению. Продолжительность обучения должна была составлять 4 года. Обучение должно строиться на следующих циклах: обществоведческий, товароведческий, счетно-финансовый и организационно-финансовый. Число

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

285

учащихся на каждом курсе должно быть по 35 человек.

Руководство Губпрофобра предполагало, что данный техникум [4] должен удовлетворить только незначительную часть выявленной потребности. Следовательно, необходимо было сохранить бухгалтерские курсы, при этом предполагалось расширить их программу. Кроме того, наметилась тенденция для организации школы конторуча.

Далее обратимся к средне-медицинскому образованию [16]. В 1925 году в Пензенской губернии существовали следующие виды учреждений среднего профессионального образования: Акушерский техникум, Фельшерско-акушерский техникум, медицинская школа сестер по уходу за больными, трехгодичные курсы лекпомов, одногодичные фармацевтические курсы. Все данные учреждения находились в г. Пензе. Каждое из перечисленных учебных заведений имело по одной специальности, соответствующей названию учебного заведения. Продолжительность обучения составляла 3 года. Подготовительных отделений для национальных меньшинств не было. Система преподавания носила лекционно-семинарский характер.

В связи с тем что в начале 1925 года существовал значительный недостаток в специалистах со средне-медицинским образованием, руководство Губпрофобра наметило следующие тенденции преобразования [11]:

1. Предполагалось сохранить Фельшерско-аку-шерский техникум, курсы лекпомов и фармацевтические курсы.

2. Из Акушерского техникума и медицинской школы сестер по уходу за больными предполагалось организовать Медицинский политехникум со следующими отделениями: акушерское отделение, отделение по уходу за больными, отделение сестер по охране материнства.

И в заключение обратимся к художественному образованию. В рассматриваемый период в Пензенской губернии существовали следующие учебные заведения [15]:

- Пензенский художественно-педагогический техникум - государственное учреждение среднего профессионального образования. В данном учреждении существовало одно отделение по специальности «изобразительное искусство» (живопись с педагогическим уклоном).

- Пензенский музыкальный техникум - учреждение, существование которого основыва-

лось на хозрасчете, имело три отделения со специальностями:

1) фортепьяно;

2) оркестровое искусство;

3) сольное пение.

- Частая школа хореографического искусства с отделением балетного искусства.

Продолжительность обучения в техникумах составляла 4 года, а в школе хореографического искусства - 3 года.

Учащиеся [5], оканчивающие Пензенский художественно-педагогический техникум, использовались в качестве преподавателей графических искусств в школах второй ступени, профессионально-технических учебных заведениях и в качестве руководителей художественных кружков при клубах.

Окончившие Пензенский музыкальный техникум могли найти работу в качестве руководителей хоровых и музыкальных кружков в школах и клубах.

По мнению [14] Губпрофобра Пензенской губернии, учебные заведения художественного образования в достаточной степени удовлетворяли потребности губернии в специалистах этого образования.

Анализ показывает, что перспективный план развития системы среднего профессионального образования, разработанный руководством Губ-профобром Пензенской губернии, предполагал развитие существовавшей сети, на основе чего все учреждения должны были равномерно расположиться на территории губернии и обеспечить средним профессиональным образованием население.

Таким образом, можно говорить о том, что к началу двадцатых годов ХХ века в Пензенской губернии была сформирована система среднего профессионального образования, которая обеспечивала потребности рынка труда и послужила базой для дальнейшего развития системы среднего профессионального образования губернии.

Библиографический список

1. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 1429, 398 л.

2. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 1429, 398 л.

3. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 1666, 251 л.

4. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 60, 187 л.

5. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 174, 125 л.

6. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 370, 156 л.

7. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 164, 245 л.

8. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 1890, 96 л.

286

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

9. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 1227, 291 л.

10. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 365, 364 л.

11. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 1243, 96 л.

12. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 175, 296 л.

13. ГАПО, ф. Р. 2473, оп. 1, д. 581, 305 л.

14. ГАПО, ф. Р. 2473, оп. 1, д. 548, 201 л.

15. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 164, 264 л.

16. ГАПО, ф. Р. 253, оп. 1, д. 186, 198 л.

УДК 81; 372. 881

Л.И. Казаева ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВТОРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Процесс формирование лингвистической компетентности взаимосвязан с формированием лексической, грамматической, семантической, фонологической компетенций и имеет поэтапный характер. Уровень сформированности лингвистической компетентности при изучении иностранного языка определяется результативностью учебно-познавательной деятельности студента при работе с разноуровневыми заданиями на основе функционирования повторов в разножанровых текстах.

Ключевые слова: лингвистическая компетентность, профессиональная компетентность, ключевые компетенции, повтор, языковая личность, разножанровые тексты.

Подписание Россией Болонской декларации определило необходимость согласования образовательных стандартов России с общими европейскими стандартами и уточнения содержания компетенций выпускников вузов, квалификационной компетентности специалиста.

Процесс обучения иностранному языку обладает неограниченными возможностями в формировании лингвистической компетентности, в интеллектуальном развитии, и одна из таких возможностей - включение в образовательный процесс повтора как языкового, лингвокультурного средства, как отражение уровня и способности мыслить нестандартно, образно, эмоционально.

Создание и разработка наиболее эффективных приемов реализации обучающего и самообразовательного процесса рассматриваются нами через постановку последовательно решаемых познавательных задач. Решение этих задач осуществляется с помощью поисковых, проблемных заданий с повторами в разножанровых текстах, которые выполняются как при непосредственном руководстве и участии преподавателя, так и без него. Учитывая разный уровень языковой подготовки студентов, задания носят дифференцированный, разноуровневый характер. От этого зависит и степень самостоятельности студентов при выполнении проблемно-поисковых заданий.

Процесс формирования лингвистической компетентности взаимосвязан с формированием лексической, грамматической, семантической, фонологической компетенций, носит поэтапный характер, практически ориентирован на использование языкового материала разножанровых текстов с повторами. Формирование навыков, становление речевых умений, выполнение осознанных коммуникативных действий зависят от правильной градации заданий по уровню сложности, от умения преподавателя выстроить цепь смысловых и речевых упражнений, соблюдая при этом принцип доступности и предотвращая появление ошибок.

Проведение экспериментального исследования формирования лингвистической компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку с использованием разножанровых текстов имело свои особенности: студент психологически настроен на переработку формы подачи информации, он должен выбрать наиболее адекватный вариант языковых средств при оформлении лексико-грамматического, структурного и композиционного наполнения задания, текста. Он должен уметь компенсировать неточность найденных соответствий повторов другими языковыми средствами, сохранив эмоциональный заряд текста, особенности целеустановки, языковой личности автора, что возможно на уровне сознательного и бессознательного контроля, при

© Л.И. Казаева, 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

287

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.