Научная статья на тему 'Зарождение и развитие системы подготовки кадров социальных работников в России'

Зарождение и развитие системы подготовки кадров социальных работников в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3832
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОТНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORKERS TRAINING SYSTEM / SOCIAL EDUCATION / WORKERS OF SOCIAL WELFARE / SOCIAL SPHERE / SOCIAL EDUCATION ABROAD / SKILLED WELFARE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басов Николай Федорович

В статье раскрывается процесс зарождения и развития подготовки профессиональных кадров социальных работников как в дореволюционной, так и в современной России. Определенное внимание уделено характеристике развития социального образования в зарубежных странах, опыт которых оказал влияние на возрождение системы подготовки социальных работников в России в 90-е гг. XX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Origins and Development of Social Workers Training System in Russia

The article outlines the process of origin and development of skilled welfare workers personnel training in both pre-Revolutionary and modern Russia. Some attention is paid to the characterization of social welfare education system outside of Russia the experience which influenced the revival of Russian social workers training in 1990-s.

Текст научной работы на тему «Зарождение и развитие системы подготовки кадров социальных работников в России»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2011. Вып. 4 (23). С. 104—111

Зарождение и развитие системы подготовки кадров

СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В РОССИИ1 Н. Ф. Басов

В статье раскрывается процесс зарождения и развития подготовки профессиональных кадров социальных работников как в дореволюционной, так и в современной России. Определенное внимание уделено характеристике развития социального образования в зарубежных странах, опыт которых оказал влияние на возрождение системы подготовки социальных работников в России в 90-е гг. XX столетия.

Гуманное отношение человека к человеку, являющееся основой взаимопомощи, призрения, благотворительности и социальной работы, возникло еще в библейские времена. Однако необходимость профессионализации труда добровольцев и введение штатных служащих, деятельность которых позволяла обеспечить более высокий уровень работы социальных служб, наблюдается лишь в конце XIX в.

История развития процесса подготовки кадров социальных работников в России начала разрабатываться и того позже, поскольку только в XX столетии эта деятельность была признана во всем мире как профессиональная, требующая специальной подготовки.

Активное изучение особенностей социального образования наблюдается в 90-е гг. XX в., вслед за процессом становления профессиональной деятельности социального работника. Появились первые статьи, учебные пособия по истории, теории и технологии, отражающие особенности развития профессионального образования в социальной сфере (В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова,

1 Литература по теме: Андеркас О. К. Международные конгрессы по общественному и частному призрению в Копенгагене и по семейному воспитанию в Брюсселе. СПб., 1911. С. 1, 21, 31; Басов Н. Ф. Подготовка специалистов по социальной работе в университете. Кострома, 2005; Он же. Использование зарубежного опыта в подготовке студентов к социальной работе // Место встречи — социальная работа: 5 лет Программы им. А. И. Герцена. Вологда, 2003; Он же. Опыт подготовки специалистов по социальной работе: первое десятилетие // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2001. № 4; Долматова Н. В. История становления, состояние и задачи профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. М., 2004; История социального образования в России // История социальной работы М., 2011. С. 246—276; Обучение социальной работе: преемственность и инновации. М., 1996; Сизикова В. В. Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы. М., 2010; Старовойтова Л. И. Социальное образование в России: историческая практика тенденции развития. М., 2003; Тевлина В. В. Образование в области социальной работы в России: история, тенденции, опыт. Архангельск, 2002.

С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. И. Жуков, Р. М. Куличенко, И. А. Зимняя, Л. И. Старовойтова, Н. Б. Шмелева, П. Д. Павленок, А. М. Панов, Л. В. Топчий, В. В. Тевлина, В. А. Никитин и др.), хотя дореволюционный опыт подготовки кадров для системы призрения освещался лишь фрагментарно в общих работах по истории социальной работы (Н. Ф. Басов, М. В. Фирсов, Е. И. Холостова, П. Я. Циткилов и др.).

Многие исследователи социальной истории России сходятся в том, что процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности начинается с женских общин сестер милосердия (В. В. Тевлина и др.). Именно в них готовились первые христианки-доброхотки для оказания помощи раненым на полях сражений, а в мирное время многим нуждающимся: сиротам, больным детям, инвалидам, престарелым людям. Сестры-милосердия обучались по специальным программам, включавшим как теоретические, так и практические занятия по уходу за больными и ранеными.

К началу Первой мировой войны в 1914 г. насчитывалось более 100 общин, а в середине 1917 г. в русской армии трудились 30 тыс. сестер милосердия2.

Так, в Александровской, Никольской, Покровской, Павловской и других общинах в 1870—1890-е гг. использовались пяти- и шестилетние планы обучения сестер. Программы включали кроме предметов медицинского профиля дисциплины социального и религиозного характера, где прививались навыки по оказанию психологической поддержки, развитию чувства сострадания и самопожертвования, отрабатывались технологии социально-бытовой помощи3. Таким образом, сестринское милосердное движение в стране не только развивалось как общественное, но и становилось все более профессиональным. Однако до 1910 г. вопрос о подготовке профессиональных социальных работников на государственном уровне не поднимался.

На первом съезде русских деятелей по общественному и частному призрению (1910) был сделан вывод о том, что для опеки нуждающихся «нужно громадное число деятелей-добровольцев», что «необходимы профессионалы, специально обученные и подготовленные для работы с теми или иными клиентами»4.

В странах Запада раньше, чем в России, появились группы специалистов, занимавшихся социальной работой на профессиональной основе. Еще в середине 70-х гг. XIX в. лидер Лондонского общества организованной благотворительности Октавия Хилл заявила о необходимости профессиональной подготовки специалистов «прикладной филантропии»5.

В 1897 г. на собрании Национальной конференции благотворительных учреждений в США известный организатор общественной благотворительности Мери Ричмонд обосновала острую необходимость открытия школы подготовки социальных работников. Именно она разработала рабочую программу, а в 1898 г.

2 Бураков Ю. Н. Утоли моя печали // Наука и религия. 1991. № 10. С. 46—51.

3 Тевлина В. В. Социальная работа в России в конце XIX — начале XX в. // Вопросы истории. 2002. № 1. С. 117.

4 Труды 1-го съезда русских деятелей по общественному и частному призрению. СПб., 1910. С. 10-11.

5 Циткилов П. Я. История социальной работы. Ростов н/Д., 2006. С. 136.

открыла Нью-Йоркскую школу филантропической работы. Затем подобные заведения начали действовать в Чикаго, Бостоне и других городах страны.

В 1899 г. в Амстердаме (Нидерланды) открылся Институт подготовки социальных работников. Учебный процесс в нем был рассчитан на два года. В этом же году была основана Берлинская социальной школа в Германии. Позже в этой же стране было открыто несколько христианских социальных школ для женщин, где они получали профессию попечительницы благотворительного учреждения.

В Великобритании в начале XX в. социальные школы работали в Лондоне, Ливерпуле, Бермингеме, Манчестере, Глазго, Бристоле и других городах. Подобные учебные заведения открылись во Франции (Социальная школа в Париже, 1910 и др.).

Первые школы социальной работы при университетах начали открывать в США в начале XX в. В 1904-1907 г. они открылись в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и других городах. После Первой мировой войны насчитывалось 17 школ, строивших обучение по университетским программам6.

Вполне естественно, что на первых порах развития системы профессиональной подготовки кадров для данной сферы в России активно использовался и зарубежный опыт. В частности, российская делегация из восьми человек под руководством Г. Г. Витте принимала участие в работе Пятого Международного конгресса по вопросам общественного и частного призрения, который состоялся в Копенгагене в 1910 г. В итоговой резолюции конгресса отмечалась необходимость налаживания системы «правильно поставленных хожатых» с предоставлением им возможности обучения в особых школах общественного призрения.

В течение 1913-1917 гг. в Санкт-Петербурге в частном психоневрологическом институте на юридическом факультете были введены курсы социологии, общественного призрения, истории социальных учреждений, социальной психологии и др.

После Первого съезда деятелей по общественному и частному призрению при благотворительных обществах и земских управах начали организовываться различные курсы сроком от нескольких месяцев до одного года.

О необходимости подготовки кадров для учреждений социальной сферы говорилось в докладе комиссии по разработке вопроса об организации трудовых приютов для детей-сирот увечных и павших воинов в условиях сельской местности. В частности, отмечался «полный недостаток подготовленного устройства курсов, на которых бы знакомили с новейшими идеями в области призрения, с существующим опытом практической работы учреждений»7.

Эти же идеи звучали на губернском совещании по вопросам общественного призрения в январе 1916 г., проведенном Московской губернской земской управой. Участники предлагали наладить подготовку воспитательного персонала,

6 См.: Фирсов М. В. История социальной работы. М., 2007. С. 558.

7 Курсы для подготовки заведующих отделами народного образования при земских управах в 1916-1917 гг. Пг., 1917. С. 1.; Отчет 14 Земского попечительства за 1 января / 1 сентября 1915 г. Пг., 1915. С. 2, 49.

занимающегося призрением детей, трудовой помощью увечным воинам, путем устройства специальных курсов8.

В целом же рассматриваемый процесс и в начале XX в. по-прежнему носил общественно-благотворительный характер. Однако можно утверждать, что в России сложились предпосылки для развития профессиональной подготовки и поддержки нуждающихся. Об этом говорит появление различных курсов, новых программ профессиональной подготовки для социальной сферы.

В советский период социальное образование развивалось в рамках системы социального обеспечения, и специалисты как таковые в этой области не готовились. Подготовка кадров долгое время оставалась курсовой. К этой деятельности привлекались силы не только соответствующего министерства, но и общественных организаций (общества Красного Креста и Красного Полумесяца и др.).

Большую помощь в самообразовании работников социального обеспечения оказывал журнал «Социальное обеспечение» (выходит с 1926 г.), в котором публиковались материалы методического характера, обобщался опыт социальной практики. В советский период издавался ряд пособий по вопросам социального обеспечения9.

Однако курсовая подготовка часто не охватывала все категории работников и специалистов социального обеспечения, не являлась для них обязательной. Да и содержание обучения порой сводилось к изучению пенсионного законодательства, законодательства о пособиях и механизмах их расчета.

Более квалифицированная подготовка работников соцобеспечения была организована в Московской школе профдвижения ВЦСПС, где в 1953 г. был проведен набор слушателей по трехгодичной программе высшего образования.

В 1980-е гг. среднеспециальное образование можно было получить в техникумах системы социального обеспечения (Министерство Социального Обеспечения РСФСР) по специальностям «Бюджетный учет» (специализация для системы социального обеспечения), «Право и организация социального обеспечения», «Протезное производство», «Обслуживание на дому одиноких нетрудоспособных граждан».

1 июня 1988 г. Министерство социального обеспечения РСФСР приняло приказ «О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов системы социального обеспечения РСФСР», на основе которого создавалась единая непрерывная система обучения кадров на базе высших и средних специальных учебных заведений.

Для обеспечения учебного процесса в системе подготовки курсов работников социального обеспечения были изданы методические пособия и практические рекомендации: «Бухгалтерский учет в органах социального обеспечения»,

8 См.: Деятельность благотворительных организаций в губернии за 1913 и 1914 гг. по данным анкеты. М., 1916. С. 110.

9 Например: Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство инвалидов. М., 1967; Муравьева И. А. Социальное обеспечение в СССР. М., 1956; Пособие по вопросам социального обеспечения трудящихся. Курган, 1964; Социальное обеспечение в СССР: Сб. официальных материалов. М., 1962; Топчеев И. В. Организация работы органов социального обеспечения. М., 1971; и др.

«Сборник образцов документов по делопроизводству в органах и учреждениях социального обеспечения» и многие другие.

Однако несмотря на серьезные сдвиги в деле подготовки специалистов для социальной сферы, в Советском Союзе так и не сформировался профессиональный подход в рамках определенной специальности. Оставалась неизменной практика привлечения в систему социальной деятельности выпускников различных средних специальных и высших учебных заведений10. Одновременно происходило совершенствование и дальнейшее развитие социального образования в зарубежных странах. Этот ценный опыт помог нашей стране возродить систему подготовки социальных работников в 90-е гг. XX столетия.

Если в 20-е гг. XX в. в США, например, обучение профессиональной социальной работе строилось в основном на работе со случаем, с индивидами и семьями, то в 30-е гг. содержание подготовки перестраивается на работу с группой.

С начала 1940-х гг. обучение социальной работе осуществлялось уже по нескольким специализациям: социальная работа со случаем, социальная работа с группами и социальная работа с общинами.

В 1950-1960-е гг. идеология социального образования менялась неоднократно. Наметился отход от концепций социального действия к концепциям лечения, акцент обучения стал переносится на терапевтическую работу, хотя работа с группой и в этот период являлась одним из методов социальной работы.

В 1970—1980-е гг. продолжался процесс совершенствования социального образования в США. К концу периода обучение в университетах осуществлялось на основе трех программ: бакалавра, магистра, доктора. Происходило накопление профессиональных знаний, их стандартизация, усложнение процесса обучения, в котором выделялись различные уровни и направления процесса подготовки социальных кадров для социальной сферы. Все это вместе взятое способствовало формированию и распространению американской профессиональной модели социального образования в Европе. Идеология обучения была связана с внедрением индивидуальной социальной работы, работы в микросоциуме. Подобная система образования получила также распространение на Южноамериканском континенте, Ближнем Востоке, в Африке, где проблемы бедности требовали скорейшего разрешения усилиями профессиональных кадров социальных работников. Постепенно обучение все больше увязывалось с культурными и географическими факторами, проблемами того или иного общества.

С начала 30-х гг. XX в. в Германии была введена единая организационная форма подготовки социальных работников — школы с двухгодичным обучением и последующей годичной практикой. К концу XX в. подготовку кадров в этой стране вели на факультетах социальной работы и социальной педагогики в специальных высших школах, а также в университетах и педагогических высших школах, где выпускники имели специализацию «социальная работа и социальная педагогика».

10 Старовойтова Л. И. Структура подготовки специалистов системы социального обеспечения: 50—80-е гг. XX в. // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. 2010. № 3. С. 113-125.

Подготовка социальных работников во Франции была несколько иной чем в других европейских странах. Здесь в университетах обучение социальных работников осуществлялась по трем специализациям: социальная и социокультурная анимация, социальная защита и специализированное воспитание.

Социальная работа в Великобритании активизировалась после Второй мировой войны. В 1950-1960-е гг. социальную работу как учебную дисциплину начинают преподавать не только в системе школ и курсов социальных работников, но и в университетах. Пересмотру программ подготовки специалистов социальной сферы и их лицензированию способствовало принятие в 1971 г. «Закона о социальных службах при местных органах власти». Опыт подготовки профессиональных социальных работников в зарубежных странах пригодился для становления новой для современной России системы социального образования: массовой подготовки специалистов социальной работы как профессионалов, способных оказать помощь уязвимым группам населения.

В начале 1990-х гг. в нашей стране был сделан своеобразный прорыв в области подготовки социальных работников. Среди первых правовых актов, определявших законодательную основу деятельности в этом направлении, был закон, принятый в 1991 г. бывшим Верховным Советом СССР «Об общих началах молодежной государственной политики в СССР», в котором впервые законодательно был закреплен статус социального работника для молодежи, сформировано положение о социальном работнике. Приказом Госкомитета по труду и социальным вопросам от 23.04.1991 квалификационный справочник должностей был дополнен новой характеристикой — «Специалист по социальной работе». Вскоре, 13 мая 1991 г. Госкомитет РСФСР по делам науки и высшей школы принял решение коллегии «Об организации подготовки кадров специалистов по социальной работе в вузах РСФСР». В этом же году Госкомитет СССР по народному образованию (приказ от 7 августа 1991 г. № 376) открыл новую специальность для высших и средних специальных учебных заведений. Более чем в тридцати высших учебных заведениях страны состоялся первый набор абитуриентов по новой специальности. Костромской педагогический университет был в их числе.

Исследования, которые проводятся на кафедре социальной работы КГУ им. Н. А. Некрасова, показывают, что высшая школа имеет значительный потенциал влияния на процесс разработки более эффективной системы профессиональной подготовки компетентных специалистов по социальной работе, включая и допрофессиональный уровень. Опросы абитуриентов, решивших посвятить себя деятельности в социальной сфере, говорят о том, что подавляющая их часть не имеет четкого представления о современной системе социальной защиты населения, социальном обслуживании и социальной работе в целом. Они в большинстве своем не видят разницы между «социальным работником», «специалистом по социальной работе» и «социальным педагогом». Общепринятое понимание сущности профессии социального работника требует определенного переосмысления с учетом как российского, так и зарубежного опыта социальной действительности и подготовки современных кадров для этой сферы. Видение социального работника как главного субъекта профессиональной деятельности выдвигает необходимость системного подхода

к его подготовке, к формированию у него важнейших профессиональных качеств специалиста.

Время требовало более четкой стандартизации не только социальной деятельности, но и процесса профессиональной подготовки специалистов для этой сферы.

В 1993-1995 гг. на базе МГСУ и при активном участии специалистов из других вузов — членов Совета Учебно-методического объединения были разработаны проекты первых государственных стандартов подготовки бакалавров и специалистов социальной работы, на основе которых велась подготовка кадров до

1 сентября 2000 г. Именно в это время были введены новые государственные образовательные стандарты второго поколения, вобравшие в себя опыт подготовки студентов в области социальной работы. Они содержали существенные изменения и современные требования к подготовке дипломированных специалистов.

В новых образовательных стандартах нашло отражение более широкое понимание сфер профессиональной деятельности будущих специалистов социальной работы: это «государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п.», а объектами профессиональной деятельности названы «отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании»11.

В новых образовательных стандартах второго поколения существенно увеличено число часов, отводимых на раздел «Дисциплины специализации», увеличено время практической подготовки. К числу новых положений, которые отсутствовали в первых стандартах, следует отнести более жесткие требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.

В настоящее время в России создана многоуровневая непрерывная система подготовки кадров для социальной сферы, впитавшая в себя все достижения европейских и мировых школ. Эта система включает в себя более 240 вузов во всех регионах России, в которых обучается около 50 тыс. студентов. Их подготовкой заняты около 4 тыс. преподавателей: доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты, объединенные в почти 100 кафедр социальной работы.

Необходимость совершенствования современной профессиональной подготовки кадров в социальной сфере объясняется также сложностями перестройки системы высшего профессионального образования — переходом на многоуровневое образование.

Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения (2011) сформулировал совокупность требований, обязательных для реализации образовательной программы бакалавра по направлению подготовки 040400 «Социальная работа». Учитывая высокие требования общества к социальной работе вообще и к подготовке кадров для социальной сферы в частности,

11 Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М., 2002. С. 92.

новый Госстандарт ориентирован на компетентный подход к оценке качества социального образования, что соответствует доминирующей тенденции развития образования, расширяет возможности мобильности социальных работников с высшим образованием.

Последние десятилетия отмечены бурным развитием различных направлений социального служения Церкви. При многих храмах и монастырях возникли и успешно развивают свою деятельность благотворительные столовые, детские приюты, богадельни, патронатные службы. Созданы и действуют десятки сестри-честв и братств, основной целью которых является оказание продовольственной, медицинской и другой помощи наименее защищенным категориям населения.

В речи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2009 г. отмечено, что особое внимание следует в наше время уделить вопросу о подготовке специалистов, способных организовать на приходском уровне полноценную социальную работу. По словам Патриарха, необходимо введение должности социального работника в каждом приходе. В настоящее время обсуждается возможность создания специального центра подготовки таких кадров на базе одного из вузов Москвы12.

В целом, в науке и практике накоплен значительный потенциал для разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием для социальной сферы.

Ключевые слова: система подготовки социальных работников, социальное образование, работники социального обеспечения, социальная сфера, социальное образование в зарубежных странах, профессиональная социальная работа.

Origins and Development of Social Workers Training System in Russia

Nikolai F. Basov

The article outlines the process of origin and development of skilled welfare workers personnel training in both pre-Revolutionary and modern Russia. Some attention is paid to the characterization of social welfare education system outside of Russia - the experience which influenced the revival of Russian social workers training in 1990-s.

Keywords: social workers training system, social education, workers of social welfare, social sphere, social education abroad, skilled welfare work.

12 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании 23 декабря 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/969773. Ыт1; Басов Н. Ф., Смирнова Е. Ю. Особенности социальной помощи Русской Православной церкви детям и молодежи // Человеческий капитал. 2010. № 10. С. 235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.