Научная статья на тему 'Очаг массового размножения сосновой пяденицы в Забайкалье'

Очаг массового размножения сосновой пяденицы в Забайкалье Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
89
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очаг массового размножения сосновой пяденицы в Забайкалье»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 632.78

Очаг массового размножения сосновой пяденицы в Забайкалье

Г.В. СЕРДЮКОВ, начальник отдела защиты леса и лесопатологического мониторинга Центра защиты леса Республики Бурятия

В Бурятии вспышка массового размножения сосновой пяденицы ВираЮв р^апиэ L. впервые была отмечена в 1962 г на площади 600 га. В 1963 г площадь очага увеличилась до 770 га, в 1964 г. он сохранился, а в следующем году под воздействием естественных регулирующих факторов очаг затух. С тех пор до начала XXI века очаги вредителя в этом регионе не выявляли, возможно потому, что детальный надзор за численностью сосновой пяденицы в Бурятии не проводился.

В 2004 г. в Кяхтинском лесхозе был выявлен очаг сосновой пяденицы на площади 6,8 тыс. га, причем в этот год гусеницы нанесли очень сильные повреждения кронам деревьев. Это свидетельствует о том, что очаг был обнаружен с опозданием. По-видимому, формироваться он начал еще в 2001-2002 гг. и в 2003 г. численность пяденицы была уже высокой. Одновременно на части площади этого очага в 2001-2002 гг. отмечался рост численности хвойной волнянки СаПйега аЫеНэ L., число ее гусениц в кронах сосен достигало 50-75 экз/дерево. Однако в дальнейшем, предположительно под воздействием климатических условий, очаг этого вредителя не реализовался, популяция волнянки вступила в стадию кризиса, тогда как рост численности сосновой пяденицы продолжался.

В 2003-2005 гг. большие очаги массового размножения пяденицы в азиатской части ареала действовали в сосняках Алтайского края (56-57,6 тыс. га) и Курганской области (0,420,2 тыс. га). Одновременно вспышка размножения вредителя отмечалась в сопредельных сосняках Монголии.

В июне 2006 г. нами проведено обследование очагов в Бурятии (Кях-тинское и Наушкинское лесничества) и собраны куколки, которые были проанализированы в лабораторных условиях. Несмотря на то, что в момент обследования очаг уже действовал в течение нескольких лет, уровень паразитизма куколок оказался сравнительно невысоким: 2,3-

2,7 % было заражено наездниками, 18,7-29,7 % - мухами-тахинами.

Средняя плодовитость самок в очаге в 2006 г. составила 47 яиц. Такая низкая плодовитость свидетельствовала о том, что вспышка численности находилась в состоянии кризиса (Ильинский, Тропин, 1965). Отличительной особенностью обследованных нами очагов явилась низкая паразитированность куколок, несмотря на то, что очаг вступил в фазу затухания. В Белгородской области, например, основным фактором смертности в популяциях сосновой пяденицы являлись паразитоиды (Мартынова, 1974). Незначительная роль паразитоидов в Бурятии, возможно, подтверждает мнение А.С. Рожкова (1965) о том, что пяденица расширяет свой ареал на восток, и комплекс связанных с нею паразитических насекомых в этих районах еще не полностью сформировался.

Повреждаемые пяденицей насаждения расположены в пограничной зоне с Монголией. Это требует тщательного выполнения мер по защите лесов от вредителя. Службой лесозащиты Бурятии было принято решение о проведении авиационных истребительных мероприятий. В августе 2006 г против гусениц пяденицы 3-5-го возрастов был применен биопрепарат лепидо-цид, ск на всей площади очага. В результате обработки смертность гусениц составила в среднем 75 %, что обеспечило защиту крон сосен и ускорило процесс затухания вспышки.

Осенние лесопатологические обследования в октябре 2006 г. подтвердили затухание очага. При проведении лесопатологического мониторинга в 2007-2008 гг. установлено, что численность вредителя в очаге не превышала фоновое значение. В других районах Бурятии очаги сосновой пяденицы не зарегистрированы.

УДК 632:63251:6348

Имеретинская

подушечница

Т.С. АСТАРХАНОВА,

И.Р. АСТАРХАНОВ, доценты

Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии А.С. ШАМИЛОВ, агроном Всероссийского центра карантина растений

Имеретинская подушечница ^ео-риіуіпагіа ітегеНпа Hadz.) является вредителем-полифагом. В Дагестане она в большом количестве отмечена на винограде, боярышнике, кизиле, белой акации, гледичии, терновнике и шелковице. Подушечница была также обнаружена на стеблях вьюнка полевого в междурядьях винограда. Среди наиболее повреждаемых сортов виноградной лозы - Ркацители (80 %), Алиготе (62,7 %), Пино (56,8 %). Питание подушечницы на растениях этой культуры оказывает влияние на интенсивность протекающих в них физиологических процессов. При численности 10-15 личинок на лист (3 балла повреждения) транспирация снижается на 34,8 %, при 5 личинках на лист (1 балл) - на 10,9 % по сравнению с контролем. Одновременно снижается уровень фотосинтеза (при сильном заселении - на

39,7 %). Также угнетаются интенсивность дыхания (до 40,7 %), активность каталазы (на 17,5 %), уменьшается содержание хлорофилла, ксантофилла и сахаров в листьях. Наблюдается значительное снижение прироста побегов. Поврежденные побеги более чувствительны к воздействию низких температур и в зимнее время часто гибнут.

Вредитель зимует в фазе личинки 3-го возраста (самки) на разных участках растений винограда. Основное количество личинок 3-го возраста в 2005-2006 гг. находилось в базисной зоне побегов, меньшее - на верхней их части. На штамбе численность личинок не превышала 13,6 %. Личинки, находящиеся на вегетативных частях растений, при наступлении холодов не мигрируют. Около 10-12 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.