Научная статья на тему 'О преподавании сестринского дела в психиатрии студентам института сестринского образования'

О преподавании сестринского дела в психиатрии студентам института сестринского образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
642
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / ПСИХИАТРИЯ / ПСИХОСОМАТИКА / NURSE BUSINESS / PSYCHIATRY / PSYCHOSOMATY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крючкова А. В., Теслинов И. В., Чайкина Н. Н.

В статье обсуждается актуальность проблемы структуры преподавания сестринского дела в психиатрии студентам института сестринского образования отделения высшего сестринского образования для их дальнейшей профессиональной деятельности в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крючкова А. В., Теслинов И. В., Чайкина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHIATRY NURSING BUSINESS TEACHING THE TO STUDENTS OF NURSING EDUCATION

In the present article the urgency of the problem of teaching structure of nurse business in psychiatry to the students of higher school nurse business department preparing them for their further professional work in the institutions of public health system services and social protection is discussed.

Текст научной работы на тему «О преподавании сестринского дела в психиатрии студентам института сестринского образования»

Население загрязненной территории испытывает психологический стресс, который связан с действием двух факторов: общей социально-экономической напряженностью, наличием реального радиоактивного загрязнения территории. Психологические последствия аварии во многом связаны не только с реальным загрязнением окружающей среды, но и с действиями должностных лиц, выступлениями средств массовой информации.

Одной из наиболее актуальных проблем является разработка эффективной системы информирования населения при широком привлечении для информационной работы специалистов, работающих на загрязненных территориях: работников сети радиационного контроля, практикующих врачей, учителей школ, работников органов управления, специалистов социальной работы.

Не владея знаниями в области радиационной безопасности, связывая большинство болезней даже с самыми низкими уровнями излучения, порождает у населения мифы о вреде проживания на загрязненной радионуклидами территории, что в результате приводит к иждивенчеству и непродуктивному образу жизни. Поэтому центральное место при этом по праву принадлежит информационному обеспечению населения реальными и объективными знаниями о радиационном риске. Средства массовой информации должны получать не только достаточное количество необходимых материалов, но и передавать их потребителю в той форме, которая соответствует уровню восприятия широкого контингента людей. Основной целью информирования населения, проживающего на радиоактивно-загрязненной территории является образование и просвещение населения в области радиационной безопасности, радиоэкологии и на этой основе - преодоление социально-психологического стресса и радиофобии, повышение жизненной активности, формирование здорового образа жизни в условиях проживания на загрязненной территории.

THE INFORMATIVE ASPECTS OF REHABILITATION T.A.MARCHENKO, O.U. SUPRUNOVA, V.I. DEDOV

The «Dubna» International University of Nature,

Society and Man

This information deals with the necessity of working out an effective system of informing the population with all-round assistance of those specialists working on radiocontaminated territories.

Key words: informing, Chernobyl, the radiaktivno-polluted territory.

УДК: 616-055.2:613.6

ЗАНЯТОСТЬ ЖЕНЩИНЫ НА РЫНКЕ ТРУДА: ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

В.И. ДЕДОВ, А.С. СОРВИНА*

В данном сообщении говорится о проблеме реализации на практике распространения на женщин равенства прав и свобод личности, возрастании асимметричности гендерной системы в ходе политических и экономических реформ в России и трудностях в адаптации женщин к новым условиям жизни.

Ключевые слова: гендерная экспертиза, антидискриминация, стереотип.

Процесс интеграции женщин во все сферы общества относится к числу самых сложных проблем обеспечения положения женщин в современном мире. Неравномерность социальноэкономического развития, особенности политических систем и государственного устройства стран мирового сообщества приводят к тому, что далеко не все из них, даже к началу ХХ! столетия позволят распространить на женщин глобальную идею человечества -идею равных прав и свобод личности, а тем более активно способствовать ее претворению в жизнь. Следует отметить, что в ходе экономических и политических преобразований асимметричность гендерной системы в России возрастает, поскольку адаптация женщин к новым условиям сопряжена с непропорционально высокими социальными издержками, а также низкая конкурентоспособность женщин на формирующемся рынке труда обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых изначальное неравенство стартовых

* Международный университет природы, общества и человека «Дубна» Московская обл,. г. Дубна, ул. Университетская, 19. Тел. (49621) 22-799. e-mail: social@list.ru

возможностей, укорененность патриархатных стереотипов в массовом сознании (среди женщин - не в меньшей степени, чем среди мужчин) и неравное распределение семейных обязанностей. Наиболее действенным механизмом социальной и политической адаптации женщин к новым реалиям становится женское движение. Осваивая новые формы гражданского и политического участия, активистки женского движения стремятся к преодолению гендерной асимметрии, практической реализации конституционного принципа равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин; вместе с тем, они утверждают новые для российской политической культуры демократические нормы, процедуры и формы организации - таким образом, женское движение превращается в значимый фактор развития гражданского общества, женские организации постепенно превращаются в прочную основу российской демократии, способствуют преодолению авторитаризма, привычки к всеобъемлющему патернализму. Авторы предлагают следующее:

Во-первых, для реализации конституционного принципа равных прав, свобод и равных возможностей необходимо внести коррективы как в идеологию государственной политики в отношении женщин, так и в действующее законодательство: устранить те юридические нормы, которые объективно снижают конкурентоспособность женщин во всех сферах общественной жизни, и в частности, на рынке труда; заложить правовые основы антидискриминационной политики, разработать и ввести в действие Закон о равных правах, свободах и равных возможностях для женщин и мужчин; принять поправки к избирательному законодательству, предусматривающие гендерное квотирование. Для реализации принципа равных прав и равных возможностей необходимо также ускорить реформирование судебной системы.

Во-вторых, требуется создать механизм осуществления гендерной экспертизы принимаемых законодательных актов, нормативных документов, программ исполнительной власти, который мог бы стать и механизмом действенного контроля над соблюдением прав женщин во всех сферах общественной жизни.

В-третьих, добиться повышения эффективности национального механизма по улучшению положения женщин за счет совершенствования его организационной структуры и обеспечения финансирования.

WOMEN'S EMPLO YMENT ON THE LABOUR-MARKET:

THE GENDER POLICY IN RUSSIA

V.I. DEDOV, A.S. SORVINA The «Dubna» International University of Nature, Society andMan

This information points to the problem of practical realization of providing women with equality of rights and freedoms, the increase of gender system asymmetry in the course of political and economic reforms in Russia and difficulties of women's adaptation in new conditions of life.

Key words: gender examination, antidiscrimination, stereotype

УДК 616 - 083: 616.89

О ПРЕПОДАВАНИИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ПСИХИАТРИИ СТУДЕНТАМ ИНСТИТУТА СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. КРЮЧКОВА, И.В. ТЕСЛИНОВ, Н.Н. ЧАЙКИНА*

В статье обсуждается актуальность проблемы структуры преподавания сестринского дела в психиатрии студентам института сестринского образования отделения высшего сестринского образования для их дальнейшей профессиональной деятельности в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты Ключевые слова: сестринское дело, психиатрия, психосоматика

В отношении психиатрии в обществе сформировалось негативное предубеждение. Между психическими и соматическими заболеваниями усматривают большие различия. Поэтому пациенты и их родственники часто стыдятся заболевания, скрывают факт обращения к психиатру. Часто окружающие, даже медицинские работники относятся к людям с психическими расстройствами неестественно: с излишним опасением (даже страхом), с подчеркнутой жалостью или снисходительно. Такое отношение может затруднять сестринский процесс на всех его этапах.

* ГОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко «Росздрава», тел. 8 (4732) 35-58-45,Е-шаП: chaikinavr@rambler.ru

Наилучшая помощь психически больным оказывается тогда, когда их состояние воспринимается остальными только как болезнь. Это помогает больным сохранять самосознание, необходимое для их исцеления.

Ухаживающий персонал не должен воспринимать личность пациента, с ее потребностями, желаниями и страхами только с точки зрения диагноза заболевания. Целостный уход охватывает личность, болезнь, профессию, семью, взаимоотношения и пр. Психически больной человек-это не только объект для ухода. Активно задействовать пациента в решении его проблем со здоровьем - главная задача ухаживающего персонала. В этом смысле уход за больным означает не только выполнение необходимых медицинских манипуляций, он означает намного больше: сопровождение, объяснение, побуждение к действиям и внимание к проблемам больного.

Процесс ухода осуществляется поэтапно следующим образом: сбор информации, выявление проблем и ресурсов, определение целей ухода, планирование ухода, осуществление ухода и оценка результатов. Оценка эффективности ухода основывается на результатах повторного сбора информации о состоянии пациента и дает возможность контроля и внесения необходимых поправок в процесс ухода. Качественный уход возможен в случае партнерского взаимодействия между пациентом и ухаживающим персоналом. Такого взаимодействия можно достичь лишь путем установления отношений доверия между пациентом и ухаживающим персоналом. Поэтому медицинская сестра должна владеть коммуникативными навыками, знанием медицинской психологии и определенными личностными качествами: уважением отдельного индивидуума, способностью к эмпатии, выдержкой и др.

Необходимый для лечения базис доверия возникает у пациента при наличии трех предпосылок: 1) медицинская сестра проявляет себя как настоящая личность; 2) она принимает пациента таким, какой он есть, без оценок; 3) она проявляет к пациенту интерес и пытается его понять.

Могут возникать проблемы, если пациент доверяет медсестре важную информацию, о которой он больше никому не говорил. В этом случае медсестра должна дать понять пациенту, что подобные исключительные отношения не допускаются. Необходимо побудить пациента самостоятельно сообщить содержание разговора лечащему врачу или спросить его разрешение передать информацию специалисту.

У пациентов психиатрического профиля часто бывают состояния, когда общение с ними не возможно. В этих случаях допустимо насильственное удерживание пациента, «фармакологическое связывание» путем введения нейролептиков или фиксация связыванием. После каждого случая насильственного решения проблемы ухаживающему персоналу необходимо обсудить происшедшее с пациентом, попытаться выяснить возможные причины агрессивного поведения.

В соответствии с пятью этапами сестринского процесса медицинская сестра имеет схему для принятия решений и разрешения проблем при оказании сестринской помощи. Диагноз медицинской сестры - неотъемлемая часть ее деятельности.

Проблема структуры преподавания сестринского дела в психиатрии студентам института сестринского образования отделения высшего сестринского образования является актуальной, исходя из следующих наблюдений.

Во-первых, ведущей демографической тенденцией современной России является постарение населения. Одной из существенных с точки зрения организации медицинской помощи характеристик пожилых и стариков является высокая распространенность психических расстройств, которая составляет 26-50%. Специализированная психиатрическая служба в рамках имеющихся кадровых ресурсов неспособна справиться с таким объемом нагрузки. Более того, передача пожилых пациентов с психическими и поведенческими расстройствами под наблюдение психиатра чаще всего и нецелесообразна, поскольку упомянутая патология, как правило, является соматогенной и протекает на непсихотическом уровне. Поэтому определенная часть таких пациентов наблюдаются в стационарах различного соматического профиля. В сложившейся ситуации наиболее приемлемой формой организации помощи таким пациентам является квалифицированная сестринская помощь, которую могут осуществлять специалисты сестринского дела с высшим медицинским образованием, которое они получают в институте сестринского образования ВГМА им. НН. Бурденко. Следовательно, современная медицинская сестра

должна обладать знаниями в области диагностики и терапии психических расстройств, которые традиционно входят в подготовку специалистов данного профиля согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело» и осуществлять сестринский процесс в рамках своей компетенции.

Во-вторых, на современном этапе развитие медицинских дисциплин терапевтического профиля отличается повышенным вниманием к психосоматическим аспектам патогенеза различных соматических заболеваний, а также и к обратным соматопсихиче-ским взаимосвязям. Некоторые из научных работ в области терапии, неврологии, эндокринологии оперируют фундаментальными понятиями в области психиатрии и психосоматики. Для того, чтобы не оказаться изолированным от современных тенденций развития собственной специальности, современная медицинская сестра с высшим образованием должна владеть информацией о различного рода неврозах, непсихотических тревожнодепрессивных состояниях, реакциях на стресс и расстройствах адаптации, которая, опять-таки, ранее находилась в исключительной компетенции врача-психиатра.

В-третьих, в настоящее время в России наблюдается скачек болезней зависимости, который, к сожалению, не имеет тенденции к снижению. По неофициальным данным, болезнями зависимости страдает каждый пятый россиянин. Большинство этих лиц оказывается пациентами соматических стационаров и поликлиник, поскольку действующим законодательством не предусмотрен недобровольный порядок оказания наркологической помощи, за исключением лиц, несущих уголовную ответственность. Не замеченная вовремя указанная патология затрудняет лечение и уход за больными с соматическими заболеваниями. Соответственно, современная медицинская сестра соматического профиля должна обладать информацией о клинических проявлениях, диагностике, особенностях терапии и ухода за больными, страдающими болезнями зависимости.

В-четвертых, такая дисциплина как «Медицинское и фармацевтическое товароведение», изучаемая студентами института сестринского образования отделения высшего сестринского образования позволяет выпускнику ориентироваться на современном фармацевтическом рынке. Поскольку, дорогостоящие психотропные препараты второй генерации, прежде всего, антидепрессанты и антиконвульсанты, рекомендуются к применению не только при психических расстройствах, коморбидных с соматической патологией, но и в терапии таких сомато-неврологических заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, бронхиальная астма, восстановительный период инфаркта миокарда и мозгового инсульта, болезнь Паркинсона, невралгия тройничного нерва, диабетическая полинейропатия. Складывается ситуация, в которой специалист сестринского дела обязан вынести из ВУЗа достаточно глубокие знания в области пограничной психиатрии, психосоматики и психофармакотерапии, включая и применение современных психотропных средств; в противном случае данная информация будет ему навязана в процессе практической деятельности в специализированных учреждениях здравоохранения и учреждениях социальной защиты населения.

Таким образом, наиболее существенными для практической деятельности выпускника института сестринского образования отделения высшего сестринского образования являются следующие разделы сестринского дела в общей и частной психиатрии: 1) симптомы и синдромы, характерные для различных психических заболеваний; 2) неврозы, реакции на стресс и психосоматические заболевания; 3) экзогенно-органические психические расстройства; 3) болезни зависимости; 4) общие принципы психофармакотерапии; 5) особенности постановки сестринского диагноза и сестринского ухода за психическими больными; 6) тактика поведения медицинской сестры с психическими больными и их родственниками. Соответствует ли значимость данных разделов реальному объему их преподавания?

На изучение дисциплины «Сестринское дело в психиатрии», преподаваемой на кафедре организации сестринского дела института сестринского образования отведено 18 часов лекционных и 36 часов практических занятий.

Таким образом, наиболее практически важным для специалиста сестринского дела разделам общей и частной психиатрии в сумме отведено 54 часа, что, на наш взгляд, является достаточным для дальнейшей профессиональной деятельности в учрежде-

ниях системы здравоохранения и социальной защиты. А в качестве клинических баз для преподавания сестринского дела в психиатрии целесообразно использовать не только профильные, но и соматические стационары.

Литература

1. Здоровье, общество, здравоохранение / А.М. Лукашев [и др.]. М.: «Информэлектро», 2002.

2. Чеканов М.М. Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии / М.М. Чеканов. М.: 2006.

3. Бортникова СМ. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии / С.М. Бортникова, Т.В. Зубахина. Ростов н/Д: 2007.

PSYCHIATRY NURSING BUSINESS TEACHING THE TO STUDENTS OF NURSING EDUCATION

A.V. KRYUCHKOVA, I.V. TESLINOV, N.N. CHAIKINA

Voronezh State Medical Academy after N. N. Burdenko Nurse Business Management Department

In the present article the urgency of the problem of teaching structure of nurse business in psychiatry to the students of higher school nurse business department preparing them for their further professional work in the institutions of public health system services and social protection is discussed

Key words: nurse business, psychiatry, psychosomaty

УДК: 612.014.483+616-08-039.76]:364.444

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ

ТЕРРИТОРИЯХ

Т.А. МАРЧЕНКО, О.Ю. СУПРУНОВА, В.И. ДЕДОВ*

Целью данной работы было выявление актуальных социальнопсихологических проблем населения, проживающего в г. Новозыбков (Брянская обл.), выработка рекомендаций социально-психологической реабилитации и информационной поддержки населения.

Ключевые слова: информация, реабилитация, радиация

По масштабам последствий авария на ЧАЭС признается крупнейшим инцидентом за всю историю развития ядерной энергетики. Мировая цивилизация не имела опыта борьбы с таким мощным, невидимым «противником». Безусловно, были ошибки, провалы, жертвы. Но, вместе с тем, накоплен определенный опыт по защите населения, проживающего на радиоактивнозагрязнен-ных территориях: в частности, радиационной, медицинской и психологической, социально-экономической и правовой.

Преодоление социальных и психологических последствий чернобыльской катастрофы - не менее важная задача, чем реабилитация огромного количества территорий, оказавшихся не пригодными ни для хозяйствования, ни для проживания.

Цель исследования — выявление актуальных социальнопсихологических проблем населения, проживающего в г. Ново-зыбков (Брянская обл.) выработка рекомендаций социальнопсихологической реабилитации и информационной поддержки населения.

Результаты и их обсуждение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что до сих пор нет оснований говорить о заметных позитивных изменениях социально-психологического состояния населения г. Новозыбков. Необходимо продолжить изучение социально-психологических проблем населения радиоактивно загрязненной территории, анализ которых позволит своевременно определить оптимальные пути их разрешения. На основании самооценки населения состояния своего здоровья, следует обратить внимание на комплекс профилактических и реабилитационных мер в области здравоохранения;

Необходимо также продолжать целенаправленную работу по повышению уровня знаний и у специалистов, и у населения по нормативно-правовым вопросам реабилитации, экологическим, психологическим аспектам жизнедеятельности, в частности, сохранению физического и психического здоровья населения,

проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.

Выявлена необходимость разработки информационных материалов, в которых должен быть представлен перечень рекомендаций о социально-психологической реабилитации и информационной поддержки населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, с помощью средств СМИ. Авторы считают, что тщательно спланированная и правильно поданная информация - один из инструментов в системе мер по снижению психоэмоционального напряжения и оптимизации психофизического статуса населения, проживающего на радиоактивно загрязненной территории. Населению необходима организованная, оперативная, достоверная, однозначная, дозированная информация.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION AND INFORMATIVE SUPPORT OF THE POPULATION LIVING ON RADIOCONTAMINATED TERRITORIES

T.A.MARCHENKO, O.U. SUPRUNOVA, V.I. DEDOV The «Dubna» International University of Nature, Society and Man

This information deals with the vital problem of working out informative materials and the list of recommendations on social and psychological support of the population living on radiocontaminated territories.

Key words: information, rehabilitation, irradiation.

УДК 616.12-008.331.1:613.6.027

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ НА МОДИФИЦИРУЕМЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ

Е.В. ОРЛОВА, Н.В. ТИШКИНА*

В исследовании изучены факторы риска артериальной гипертонии у работников железнодорожного транспорта. Разработана оптимальная программа школы здоровья «Артериальная гипертония». Доказана высокая клиническая эффективность школ здоровья в коррекции модифицируемых факторов риска, профилактике и лечении артериальной гипертонии.

Ключевые слова: артериальная гипертония, школа здоровья

Артериальная гипертония (АГ) - один из основных факторов смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Распространенность АГ в России составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин [2]. Несмотря на это, осведомленность населения о данном заболевании и его осложнениях крайне мала. Необходимость пожизненного приема антигипертензивных препаратов, часто не одного, а нескольких в комбинированной терапии, обусловливает особо низкую комплаентность пациентов к лечению. В этой связи оказывается невозможной эффективная профилактика и лечение данной патологии без достаточной информированности больных и их активного осознанного участия в этом процессе [3]. Одним из методов, повышающих эффективность коррекции факторов риска АГ и выполнения врачебных назначений, является обучение пациентов [1,4]. Однако, пациент, не страдающий АГ, но имеющий факторы риска, потенциально может получить сердечно-сосудистые осложнения, такие инфаркт миокарда и инсульт мозга. При этом получение информации о столь распространенном и опасным своими осложнениями заболевании оказывается необходимым не только лицам, уже страдающим АГ, но и здоровым людям с целью первичной профилактики. Это определяет актуальность внедрения в общую врачебную практику образовательных программ, в том числе школ здоровья «Артериальная гипертония». С формальной точки зрения, школа здоровья «Артериальная гипертония» - это медицинская профилактическая услуга, которая включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» [4]. Школа здоровья «Артериальная гипертония» представляет собой образовательную программу для широкого круга населения, как больных АГ, так и их родственников и людей, не страдающих АГ. Школа здоровья - это особый вид взаимодействия врача и пациента профилактической направленности, в основе которого лежит обучение, т.к. только информированное, добровольное и активное участие человека с его личной внутренней мотивацией является залогом успешной профилактики АГ.

* Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Московская обл., г. Дубна, ул. Университетская, 19, тел. (49621) 22-799. етаП:: social@list.ru

* Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, кафедра общей врачебной практики (семейной медицины), г. Воронеж, ул. Студенческая, 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.