Научная статья на тему 'Эффективность обучающих сестринских технологий в повышении качества жизни пациентов'

Эффективность обучающих сестринских технологий в повышении качества жизни пациентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1131
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / МЕНЕДЖЕР СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / МЕДСЕСТРА / ПАЦИЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мышкина Людмила Витальевна, Шкатова Елена Юрьевна, Мухачева Елена Алексеевна

Целью исследования явилось улучшение организации профилактической помощи пациентам путем внедрения обучающих программ по модели «менеджер сестринского деламедсестра -пациент». В исследовании выявлен низкий уровень знаний пациентов о заболевании и принципах здорового образа жизни, а также снижено качество жизни, которое проявлялось необходимостью лечиться, ограничением физических усилий и трудовой деятельности, необходимостью соблюдения диеты, снижением социальных контактов, а также психо-эмоциональными расстройствами. Это диктует необходимость углубленного изучения данной проблемы и разработки мероприятий, направленных на профилактику развития осложнений, повышение качества жизни пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мышкина Людмила Витальевна, Шкатова Елена Юрьевна, Мухачева Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность обучающих сестринских технологий в повышении качества жизни пациентов»

УДК 614.253.5+616.055-084

Л.В.Мышкина, Е.Ю. Шкатова, Е.А. Мухачева ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ

L.V. Myshkina, Ye.Yu. Shkatova, Ye.A. Mukhacheva EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL NURSE TECHNOLOGIES IN IMPROVEMENT

OF PATIENTS’ QUALITY OF LIFE

ГОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития

Целью исследования явилось улучшение организации профилактической помощи пациентам путем внедрения обучающих программ по модели «менеджер сестринского дела-медсестра -пациент». В исследовании выявлен низкий уровень знаний пациентов о заболевании и принципах здорового образа жизни, а также снижено качество жизни, которое проявлялось необходимостью лечиться, ограничением физических усилий и трудовой деятельности, необходимостью соблюдения диеты, снижением социальных контактов, а также психо-эмоциональными расстройствами. Это диктует необходимость углубленного изучения данной проблемы и разработки мероприятий, направленных на профилактику развития осложнений, повышение качества жизни пациентов.

Ключевые слова: качество жизни, менеджер сестринского дела, медсестра, пациент.

The aim of the research is to improve the organization of disease preventive service introducing educational programs according to the “nursing manager - nurse - patient” model. It is revealed that patients know little about the disease and principles of healthy lifestyle. The quality of life is also lowered that is explained by the necessity to undergo treatment, reduce physical and work activity, keep diet, reduce social contacts. Psycho-emotional disorders is an important factor as well. It leads to the necessity to study this problem deeply and develop activities aiming at the prevention of disease complications and improvement of patients’ quality of life.

Key words: quality of life, a nursing manager, a nurse, a patient.

Введение

В последние годы большое значение в улучшении качества жизни пациентов придается не только лечебным мероприятиям, но и повышению уровня медицинской грамотности пациентов, что помогает им легче приспосабливаться к своему состоянию. [1, 6, 7, 11, 12], и имеет не только медицинское, но и социально-экономическое значение за счет снижения прямых и косвенных затрат на лечение [8, 9].

Большое внимание уделяется терапевтическому обучению пациентов с внедрением структурированных программ, разработанных в кардиологии, диабетологии и пульмонологии [2]. Однако в гастроэнтерологии обучение больных находится на стадии становления [3, 4, 5, 13]. Несмотря на уже имеющийся опыт в «школах обучения пациентов», остается много нерешенных вопросов. Не разработан организационный механизм управления качеством образования пациентов, мониторинг образовательного уровня пациента - его медицинской активности и влияние их на качество жизни больного, не определена оптимальная модель обучения [10].

Все это диктует необходимость разработать, внедрить и оценить эффективность новой модели обучения пациентов с язвенной болезнью с использованием сестринских технологий.

Цель исследования: совершенствование организации лечебно-

профилактической помощи пациентам путем внедрения обучающих структурированных программ по модели «менеджер сестринского дела -медсестра - пациент» (на примере язвенной болезни).

Материалы и методы исследования

В соответствии с целью объектами исследования явились пациенты язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки с различным течением заболевания и медицинские сестры с различным уровнем образования. Первую группу составили 85 пациентов с осложненным течением язвенной болезни, вторую группу 83 пациента с неосложненным течением язвенной болезни, прошедшие терапевтическое обучение в школе здоровья для пациентов с язвенной болезнью.

Результаты исследования

В исследовании установлено, что основным источником информации о заболевании для 64,7±3,7 на 100 больных являлся лечащий врач, для 29,4±3,5 -средства массовой информации и только 5,9±0,4 пациентов ответили, что получали информацию о язвенной болезни от медсестры. Наиболее приемлемыми формами обучения для 56,9±3,8 на 100 пациентов являлись личная беседа с врачом или медицинской сестрой, для 22,6±3,2 - школа здоровья. Это свидетельствует о том, что необходимы новые методические подходы к обучению и новые формы его организации с использованием потенциала медицинских сестер, составляющих самую многочисленную группу медицинских работников.

Обучение в школе здоровья для пациентов с язвенной болезнью проводилось с использованием модели «Менеджер сестринского дела - медсестра - пациент» и пятиэтапной технологии сестринского процесса. Менеджер сестринского дела организовывала школы здоровья, обучала медсестер основам педагогики и психологии, разрабатывала сестринскую документацию, алгоритмы сестринского ухода; стандарты работы постовой медсестры; осуществляла контроль за качеством ухода и обучения. Врачи выполняют консультативную роль в работе сестринских школ здоровья и приглашаются для обсуждения вопросов по медикаментозной терапии.

Программа обучения включала разделы: анатомия и физиология желудочнокишечного тракта; понятие о язвенной болезни и её осложнениях; виды операций на желудке, понятие о постгастрорезекционных синдромах; питание при язвенной болезни и в послеоперационный период; медикаментозная и немедикаментозная терапия язвенной болезни; физическая активность; помощь при стрессе, депрессии и бессоннице; роль негигиенических привычек в развитии язвенной болезни и её осложнений; пути повышения приверженности к лечению.

Занятия осуществлялись методом активного обучения, где учитывались приоритетные проблемы пациентов согласно инновационной технологии -

сестринский процесс и имели единую структуру, состояли из трех основных частей: вводной; основной, состоящей из информационного раздела и активных форм обучения; заключительной. Вводная часть включала в себя приветствие пациентов, знакомство их с темой и целью занятия. Основная часть была посвящена объяснению учебного материала, контролю усвоенного материала и отработке практических навыков. При подведении итогов каждого занятия медицинская сестра подчеркивала основные аспекты темы занятия, отмечала обязательные успехи пациентов, задавала вопросы на усвояемость материала.

Внедренный метод организационного эксперимента по разработке и апробации структурированной программы терапевтического обучения по предложенной модели показал высокую эффективность по данным ближайших и отдаленных результатов.

Углубление знаний о заболевании и принципах здорового образа жизни привело к изменению отношения пациентов к собственному здоровью. Важной составляющей здорового образа жизни помимо рационального питания и двигательной активности для 94,1 ±2,6 и 89,2±3,4 на 100 больных обеих групп после обучения (до обучения - 9,4±0,5 и 26,5±4,8) стал самоконтроль за своим состоянием. Если до обучения только каждый десятый респондент первой группы считал самоконтроль одним из важных факторов сохранения здоровья, то после обучения - 92,8±2,8%. Достоверно (р<0,001) в обеих группах повысилась мотивация пациентов на выполнение оздоровительных практик, соблюдение режима труда и отдыха, рационального и сбалансированного питания, активизацию двигательного режима (рис. 1).

□ 1 группа до обучения □ 1 группа после обучения

□ 2 группа до обучения □ 2 группа после обучения

Рис. 1. Динамика мотивации пациентов к соблюдению принципов ЗОЖ, на 100 респондентов

О положительном эффекте применения терапевтического обучения судили по позитивной динамике в эмоциональном статусе больных, который характеризовался повышением самочувствия с 2,6 до 5,0 баллов и с 3,0 до 5,2 баллов в первой и второй группе, соответственно, активности с 3,5 до 5,2 и с 3,9 до 5,6 баллов, настроения с 2,8 до 5,3 и с 3,5 до 5,7 баллов, соответственно.

Средний профиль качества жизни достоверно увеличился по таким показателям, как необходимость лечиться - на 91,1±2,8%, соблюдать диету - на 80,4±3,9%, избегать эмоциональных нагрузок - на 99,0±0,9%, ограничение курения - на 70,6±4,5% (рис.2). Индекс качества жизни возрос с -12,6±0,6 и -12,5±0,7 баллов до -7,4±0,8 и -7,6±0,6 балла в первой и второй группе, соответственно, (р<0,001).

1,5

0,5

0

-0,5

-1

-1,5

-2

-2,5

1 2 3

’ о (Я 00 со 12 13 14

до обучения после обучения

♦ до обучения -■— после обучения

Рис. 2 Динамика качества жизни пациентов язвенной болезнью в ходе обучения. Обозначения: по оси абсцисс - номера вопросов, по оси ординат - среднее количество баллов, 1 - необходимость лечиться, 2 - ограничение физических усилий, 3 - ограничение занятий физическим трудом, 4 - ограничение поездок в транспорте, 5 - необходимость избегать эмоциональных нагрузок, 6 - ограничение трудовой деятельности, 7 - снижение должностного статуса, 8 - снижение заработной платы, 9 - ограничения в проведении досуга, 10 - ограничения занятий физкультурой, 11 - ограничения половой жизни, 12 -

необходимость соблюдения диеты, 13 - ограничение контактов с родственниками и друзьями, 14 - необходимость прекратить курение

Углубленное исследование качества жизни с использованием методики «АQLPUD-ISMA» показало эффективность применения обучающих

технологий - средний показатель субъективной оценки выраженности клинических симптомов увеличился с 3,3±0,1 и 3,7±0,1 балла до 4,2±0,1 и 4,7±0,1 балла в первой и второй группе, соответственно. Положительные сдвиги претерпевал интегральный показатель качества жизни, который повысился в обеих обследованных группах на 33,6% и 20,1%, соответственно, за счет достоверного повышения показателей общего восприятия своего здоровья - на 21,4% и 20,6%, психического и физического функционирования -на 14,9% и 11,1%; 126,4% и 64,8%, соответственно, жизнеспособности - на 13,5% и 12,2%, субъективной оценки выраженности клинических симптомов -на 29,7% и 24,8%. Отмечена тенденция к росту показателей социального и ролевого-эмоционального функционирования.

Статистическое значимое повышение показателей качества жизни по критериям жизнеспособность и физическое функционирование связано с купированием болевого синдрома и нормализацией клинической симптоматики на фоне комплексной терапии. Показатели психического функционирования возросли за счет повышения адаптационных возможностей организма вследствие нормализации эмоционального статуса, что сказалось на росте показателей ролевого-эмоционального функционирования и социального функционирования.

Об эффективности обучающих технологий свидетельствует и повышение медицинской активности пациентов. В результате опроса после обучения в школе пациенты имели достаточно высокий уровень мотивации к проведению самоконтроля и выполнению полученных рекомендаций по организации своей повседневной жизни. У большинства из них сформировались личностные установки в пользу здорового образа жизни. Все пациенты первой группы и 57,1±10,8% респондентов второй изменили свой образ жизни. Для поддержания здоровья продолжали выполнять рекомендации врача и медицинской сестры 88,9±7,4% и 76,% респондентов обследованных групп, 77,8±9,8 и 52,4±10,9% изменили двигательный режим и характер питания, 33,3±11,1 и 28,6±9,9% -увеличили время на отдых и сон. Считают, что получили достаточно информации 90,2% больных, обученных в школе пациентов.

По данной модели организованы школы здоровья в Кировской областной клинической больнице: в кардиологическом отделении школа «Артериальной гипертонии», в пульмонологическом - «Астма-школа», в ревматологическом -школа «Ревматоидный артрит», в эндокринологическом - «Диабет-школа», в нефрологическом - «Школа здоровья при заболеваниях почек и

мочевыводящих путей», в гастроэнтерологическом - «Школа для пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки», «Школа при колитах», «Школа при гепатитах» , в аллергологическом отделении - «Аллергошкола», в неврологическом отделении - «Школа здоровья при остеохондрозе» и «Школа артериальной гипертонии», в отоларингологическом отделении -«Школа здоровья для пациентов с отитом и гайморитом», в отделении патологии беременных - «Школа будущих матерей», в отделении

искусственной почки - «Школа для пациентов с перитониальным диализом».

Выводы

Таким образом, организация школ здоровья по модели «Менеджер сестринского дела - медсестра - пациент» является важным фактором в повышении приверженности пациентов к лечению и выполнению рекомендаций врача в результате изменения отношения больного к заболеванию и формирования у него мотивированного поведения по изменению образа жизни через повышение уровня гигиенической грамотности. Предложенная модель обучения пациентов показала, что привлечение в качестве организатора школ здоровья менеджера сестринского дела и обученных им специалистов является педагогически и психологически обоснованным.

Список литературы:

1. Антонова О.В. Школа здоровья. Артериальная гипертония // В помощь практикующей медицинской сестре. Изд-во «Медицинский проект», 2007. №1. 64 с.

2. Блездова О.Н. Терапевтическое обучение в подготовке медицинских сестер - диабетологов // Медицинский альманах. 2008. № 2. С.124-127.

3. Злобина Г.М., Молчанова Л.Ф. Роль специалистов сестринского дела в формировании здоровье-восстанавливающего поведения пациентов // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Эффективность управления сестринскими кадрами и подготовка менеджеров в медицинском вузе». Ижевск, 2006. С. 45-49.

4. Ивашкин В.Т., Лапина Т.Л. Гастроэнтерология: национальное

руководство. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008. 700 с.

5. Ивашкин В.Т., Рапопорт С.И. Новый этап в гастроэнтерологии // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2006. № 1. С. 4-7.

6. Колесникова И.Ю., Беляева Г.С., Леоньева В.А. О состоянии между качеством жизни, комплаенсом пациентов и течением язвенной болезни // Клиническая медицина. 2005. Т. 83. № 10. С. 33-36.

7. Морозкова О. А. Роль медицинской сестры в совершенствовании медицинской помощи населению // Материалы межрегиональной научнопрактической конференции «Эффективность управления сестринскими кадрами и подготовка менеджеров в медицинском вузе». Ижевск, 2006. С. 91-92.

8. Молчанова Л.Ф., Кудрина Е.А., Шкатова Е.Ю. Оценка качества жизни как критерия эффективности лечения больных с хронической патологией // Здравоохранение. 2006. № 10. С. 43-47.

9. Шкатова Е.Ю., Злобина Г.М. и др. Организация работы сестринского персонала в гастрошколе: учебно-методическое пособие. Ижевск, 2007. 106 с.

10. Meshinpour H., Haghighate P., Meshinpour A. Quality of life among patients treated for achalasia // Dig. Dis. Sci. 1996. № 2. P. 352-356.

11. Mody G., Guillespil C., Mayberry J. Quality Index in Chrohn's and Colitis: the development and validation of a concise quality of life measurement in

inflammatory bowel disease // 10th World Congress of Gastroenterology. 1994. P. 550.

12. Motsch C., Begall K. Quality of life following therapy of advanced pharyngeal carcinomas-redical surgerv versus radiotherapy // Quality Life Res. 1997. Vol. 6/7. P. 692.

Сведения об авторах:

Мышкина Людмила Витальевна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела ГОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития, e-mail: ludmilawita@gmail.com.

Шкатова Елена Юрьевна - доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ГОУ ВПО Ижевская ГМА Минздравсоцразвития, e-mail: army@igma.udm.ru.

Мухачева Елена Алексеевна - кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой сестринского дела, декан факультета высшего сестринского образования ГОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.