Научная статья на тему 'Структурно-управленческая модель обучения пациентов «Менеджер сестринского дела медсестра пациент»'

Структурно-управленческая модель обучения пациентов «Менеджер сестринского дела медсестра пациент» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1909
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / МЕДСЕСТРА / ПАЦИЕНТ / ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ / ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мышкина Людмила Витальевна, Шкатова Елена Юрьевна, Мухачева Елена Алексеевна

Целью работы явилась оценка роли сестринского персонала в работе школы здоровья для пациентов по модели «Менеджер сестринского дела медсестра пациент». В исследовании установлено, что основным источником информации о заболевании для 64,7±3,7 на 100 больных являлся лечащий врач, для 29,4±3,5 средства массовой информации, и только 5,9±0,4 пациентов ответили, что получали информацию о заболевании от медсестры. Наиболее приемлемыми формами обучения для 56,9±3,8 на 100 пациентов являлись личная беседа с врачом или медицинской сестрой, для 22,6±3,2 школа здоровья. Это свидетельствует о том, что необходимы новые методические подходы к обучению и новые формы его организации с использованием потенциала медицинских сестер, составляющих самую многочисленную группу медицинских работников. Сравнительный анализ уровня педагогической грамотности специалистов сестринского дела с различным уровнем образования показал, что заниматься обучением пациентов более эффективно может медицинская сестра, специально подготовленная менеджером сестринского дела. В связи с этим в Кировской областной клинической больнице была разработана и доказана эффективность программы обучения пациентов по модели «Менеджер сестринского дела медсестра пациент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мышкина Людмила Витальевна, Шкатова Елена Юрьевна, Мухачева Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-управленческая модель обучения пациентов «Менеджер сестринского дела медсестра пациент»»

УДК 614.253.5:614.2

Л.В. Мышкина, Е.Ю. Шкатова, Е.А. Мухачева СТРУКТУРНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ «МЕНЕДЖЕР СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА - МЕДСЕСТРА -

ПАЦИЕНТ»

L.V. Myshkina, Ye.Yu. Shkatova, Ye.A. Mukhacheva STRUCTURAL MANAGEMENT MODEL OF PATIENTS’ EDUCATION “NURSING MANAGER - NURSE - PATIENT”

ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава

Целью работы явилось оценка роли сестринского персонала в работе школы здоровья для пациентов по модели «Менеджер сестринского дела - медсестра - пациент». В исследовании установлено, что основным источником информации о заболевании для 64,7+3,7 на 100 больных являлся лечащий врач, для 29,4+3,5 - средства массовой информации и только 5,9+0,4 пациентов ответили, что получали информацию о заболевании от медсестры. Наиболее приемлемыми формами обучения для 56,9+3,8 на 100 пациентов являлись личная беседа с врачом или медицинской сестрой, для 22,6+3,2 - школа здоровья. Это свидетельствует о том, что необходимы новые методические подходы к обучению и новые формы его организации с использованием потенциала медицинских сестер, составляющих самую многочисленную группу медицинских работников. Сравнительный анализ уровня педагогической грамотности специалистов сестринского дела с различным уровнем образования показал, что заниматься обучением пациентов более эффективно может медицинская сестра, специально подготовленная менеджером сестринского дела. В связи с этим в Кировской областной клинической больнице была разработана и доказана эффективность программы обучения пациентов по модели «Менеджер сестринского дела - сестра- пациент».

Ключевые слова: менеджер сестринского дела, медсестра, пациент, обучение пациентов, школа здоровья.

The aim of the research is to estimate the role of nursing staff in work of the School of Health for patients according to the “nursing manager - nurse - patient” model. The research shows that the main source of information about the disease for 64,7+3,7 out of 100 patients is a doctor in charge, for 29,4+3,5 patients it is the mass media and only 5,9+0,4 patients report that they get information about the disease from a nurse. The most acceptable forms of education for 56,9+3,8 out of 100 patients are private talks with a doctor or nurse, for 22,6+3,2 patients it is the School of Health. This indicates the necessity of new methodological approaches to education and new forms of its organization with the use of potential of the nursing staff, the most numerous group of medical workers. Comparative analysis of pedagogical competence level of nursing specialists with different educational level shows that a nurse, who is educated by a nursing manager, can teach patients more effectively. According to that an educational program for patients based on the “nursing manager - nurse - patient” model has been developed and its effectiveness has been proved in Kirov Regional Clinical Hospital.

Key words: nursing manager, nurse, patient, patients’ education, school of health.

Введение

В последние годы важное значение придается обучению пациентов, что приводит к увеличению продолжительности их жизни, повышает качество ухода, позволяет снизить расходы медицинских учреждений, личные расходы пациентов и расходы общества в целом [1, 2, 3, 9]. Обучая пациента, медицинский работник помогает ему адаптироваться к заболеванию с целью

сохранения максимально возможного уровня качества жизни [4, 5]. Несмотря на уже имеющийся опыт в «школах обучения пациентов», остается много нерешенных вопросов. Не разработан организационный механизм управления качеством образования пациентов, мониторинг образовательного уровня пациента - его медицинской активности и влияние их на качество жизни больного, не определена оптимальная модель обучения [6, 7, 8, 10, 11]. Все это диктует необходимость разработать, внедрить и оценить эффективность новой модели обучения пациентов с использованием сестринских технологий. Определение готовности к выполнению обучающей функции сестринского персонала и оценка эффективности организации терапевтического обучения является особенно актуальным в связи с реализацией основных направлений Национального приоритетного проекта в области здравоохранения [3].

Целью работы явилась оценка роли сестринского персонала в организации эффективности работы школ здоровья по модели «Менеджер сестринского дела - медсестра - пациент».

Материалы и методы исследования

Объектом исследования явились больные язвенной болезнью. Источником информации стали: анкета, составленная по специально

разработанной программе исследования для определения уровня гигиенической грамотности и медицинской активности больных, опросник, позволяющий определить уровень профессиональной подготовки сестринского персонала и готовность к обучению пациентов.

При получении информированного согласия проведено анкетирование 168 пациентов язвенной болезнью. Больные были в возрасте от 25 до 70 лет.

Для изучения готовности сестринского персонала к выполнению педагогической функции было проведено анкетирование 116 специалистов сестринского дела: первую группу составили 32 специалиста с высшим сестринским образованием, вторую - 84 медицинские сестры со средним специальным образованием.

Результаты исследования

В основу модели (рис. 1) была положена инновационная сестринская технология - сестринский процесс, базирующаяся на пяти этапах: обследование пациентов; выявление их проблем, связанных со здоровьем; планирование сестринской деятельности; реализация планов и оценка результатов.

Предложенная структурно-логическая модель обучения пациентов в школе здоровья предполагала не только выявлять и корректировать медицинские, социальные и психологические проблемы больных, но учитывать их познавательную, эмоциональную, медико-психологическую и социальную функции. Пациенту предоставлялась как необходимая информация, так и обязательная психологическая поддержка. Целью организации процесса обучения было прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения и к истинному умению управлять течением хронического заболевания в активном союзе с врачом, менеджером сестринского дела и медицинской сестрой, путем повышения уровня гигиенической грамотности.

Рис. 1. Структурно-управленческая модель обучения «Менеджер сестринского дела - медсестра-пациент»

Основные задачи программы: разъяснить пациентам факторы риска возникновения язвенной болезни, ее обострений и осложнений; повысить мотивацию у больных к ответственному отношению к здоровью и приверженности к выполнению рекомендаций врача и медицинской сестры; обучить их методам оздоровительных практик и самоконтроля за состоянием, оказания самопомощи при неотложных состояниях.

Программа обучения включала разделы: анатомия и физиология желудочнокишечного тракта; понятие о язвенной болезни и её осложнениях; виды операций на желудке, понятие о постгастрорезекционных синдромах; питание при язвенной болезни и в послеоперационный период; медикаментозная и немедикаментозная терапия язвенной болезни; физическая активность; помощь при стрессе, депрессии и бессоннице; роль негигиенических привычек в развитии язвенной болезни и её осложнений; пути повышения приверженности к лечению. В исследовании установлено, что основным источником информации о заболевании для 64,7+3,7 на 100 больных являлся лечащий врач, для 29,4+3,5 -средства массовой информации и только 5,9+0,4 пациентов ответили, что получали информацию о заболевании от медсестры. Наиболее приемлемыми формами обучения для 56,9+3,8 на 100 пациентов являлись личная беседа с врачом или медицинской сестрой, для 22,6+3,2 - школа здоровья. Это свидетельствует о том, что необходимы новые методические подходы к обучению и новые формы его организации с использованием потенциала медицинских сестер, составляющих самую многочисленную группу медицинских работников.

Согласно предложенной модели в функции менеджера сестринского дела, имеющего базовую медицинскую, управленческую, педагогическую и психологическую подготовку, входила разработка организационноуправленческой системы обучающего процесса, подготовка медицинских сестер, в функциональные обязанности которых было введено обучение пациентов, привлечение в качестве консультанта врача при обсуждении вопросов по медикаментозной терапии. Менеджером сестринского дела были разработаны задачи работы школы здоровья, структура проведения каждого занятия, составлены анкеты и задания в тестовой форме для пациентов.

Занятия имели единую структуру и состояли из трех частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть включала в себя приветствие пациентов, знакомство их с темой и целью занятия. Основная часть была посвящена объяснению учебного материала, контролю усвоенного материала и отработке практических навыков. При подведении итогов каждого занятия медицинская сестра подчеркивала основные аспекты темы занятия, отмечала обязательные успехи пациентов и давала задания по закреплению приобретенных практических умений, задавала вопросы на усвояемость материала. Пациенты конспектировали основные положения занятия. Для закрепления полученных знаний им выдавались памятки.

Менеджером сестринского дела проведена педагогическая и психологическая подготовка палатных медицинских сестер к функции «обучателя и консультанта». Особое внимание акцентировалось на реализации

медсестрой педагогических функций: гностической, информационной,

инструктивно-методической, коррективной и контрольной.

С точки зрения медицинских сестер с различным уровнем образования целесообразным применение обучающих сестринских технологий считали 87,5+5,8% респондентов с высшим и 71,4+4,9% со средним медицинским образованием; считали, что обучать пациентов должна специально подготовленная менеджером медсестра - 65,6+8,4 и 50,0+4,5% опрошенных, соответственно (рис. 2); 75,0+7,7 и 73,8+4,8% из них отметили рост профессионального мастерства медицинских сестер, прошедших обучение и преподающих в школе здоровья. Причинами, препятствующими широкому внедрению обучающих технологий, по мнению 62,5+8,6 и 77,4+4,6% специалистов сестринского дела с высшим и средним уровнем образования, соответственно, явились большая нагрузка на медсестру, отсутствие у них заинтересованности (21,9+7,3 и 17,8+4,2%) и материального стимула (15,6+6,4 и 29,8+5,0%).

менеджер сестринского дела

специально подготовленная менеджером сестринского дела медсестра

любая медсестра со средним образованием

□ вторая группа

□ первая группа

врач

0

0

14,4

35,7

17,8

64,3

Рис. 2. Распределение мнения респондентов о специалисте, который должен заниматься обучением пациентов, %

С целью определения эффективности работы школы по данной образовательной программе менеджером сестринского дела было проведено анкетирование пациентов. Результаты исследования свидетельствовали об изменении отношения пациентов к диетическому питанию как важному фактору лечения и профилактике заболевания. В результате обучения пациентов возрос уровень грамотности в вопросах правильного диетического питания. После обучения все пациенты дали правильные ответы на вопросы о

частоте приема пищи, о продуктах, которые рекомендуется употреблять и необходимо исключить, о требуемой кулинарной обработке блюд. Повысился уровень знаний пациентов о факторах, предрасполагающих к развитию заболевания. У пациентов повысилась мотивация на выполнение оздоровительных практик, соблюдение режима труда и отдыха, активизации двигательного режима, повысился комплаэнс - приверженность к выполнению рекомендаций врача и медицинской сестры. В процессе обучения значительно улучшилось качество жизни больных. Средний профиль качества жизни достоверно увеличился по таким показателям, как необходимость лечиться - на 91,1+2,8%, соблюдать диету - на 80,4+3,9%, избегать эмоциональных нагрузок - на 99,0+0,9%, ограничение курения - на 70,6+4,5%. Индекс качества жизни возрос с -12,6+0,6 и -12,5+0,7 баллов до -7,4+0,8 и -7,6+0,6 балла в первой и второй группе, соответственно (р<0,001).

По данной модели организованы школы здоровья в Кировской областной клинической больнице: в кардиологическом отделении школа «Артериальной гипертонии», в пульмонологическом - «Астма-школа», в ревматологическом -школа «Ревматоидный артрит», в эндокринологическом - «Диабет-школа», в нефрологическом - «Школа здоровья при заболеваниях почек и мочевыводящих путей», в гастроэнтерологическом - «Школа для пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки», «Школа при колитах», «Школа при гепатитах», в аллергологическом отделении - «Аллергошкола», в неврологическом отделении - «Школа здоровья при остеохондрозе» и «Школа артериальной гипертонии», в отоларингологическом отделении -«Школа здоровья для пациентов с отитом и гайморитом», в отделении патологии беременных - «Школа будущих матерей», в отделении искусственной почки - «Школа для пациентов с перитониальным диализом».

Выводы

Таким образом, предложенная организационно-управленческая модель работы сестринского персонала показала, что привлечение в качестве организатора школ здоровья менеджера сестринского дела и использование подготовленной менеджером медицинской сестры, которая может взять на себя функции педагога, позволяет рационально использовать сестринский персонал в повышении качества и доступности медицинской помощи и повысить значимость специалиста с сестринским образованием. Привлечение в качестве организатора и педагога для медсестер в школе здоровья менеджера сестринского дела заменяет работу многих смежных специалистов и сохраняет многофункциональный подход к реабилитации больных и профилактике осложнений заболевания.

Список литературы:

1. Антонова О.В. Школа здоровья. Артериальная гипертония // В помощь практикующей медицинской сестре. Изд-во «Медицинский проект», 2007. №1 (11). 64 с.

2. Блездова О.Н. Терапевтическое обучение в подготовке медицинских сестер - диабетологов // Медицинский альманах. 2008. №2. С.124-127.

3. Злобина Г.М. Роль специалистов сестринского дела в формировании здоровье-восстанавливающего поведения пациентов // Эффективность управления сестринскими кадрами и подготовка менеджеров в медицинском вузе: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ижевск, 2006. С. 45-49.

4. Колесникова И.Ю., Беляева Г.С., Леоньева В.А. О состоянии между качеством жизни, комплаенсом пациентов и течением язвенной // Клиническая медицина. 2005. Т. 83. №10. С. 33-36.

5. Морозкова О.А. Роль медицинской сестры в совершенствовании

медицинской помощи населению // Эффективность управления сестринскими кадрами и подготовка менеджеров в медицинском вузе: материалы

межрегиональной научно-практической конференции. Ижевск, 2006. С. 91-92.

6. Молчанова Л.Ф., Кудрина Е.А., Шкатова Е.Ю. Оценка качества жизни как критерия эффективности лечения больных с хронической патологией // Здравоохранение. 2006. №10. С. 43-47.

7. Шкатова Е.Ю., Злобина Г.М. Организация работы сестринского персонала в гастрошколе: учебно-методическое пособие. Ижевск, 2007. 106 с.

8. Spellbring A.M. Nursings role in health promotion // The Nursing Clinics of North Fmerica. 1991. № 26. Р. 805-814.

9. Sttwart M. Nursing education as preparation for primary health care partnership with lay persons // Nurse Education. 1992. № 77. P. 8-15.

10. Wilkinson J. M. Nursing process: a critical thinking approach. Menio Park, CA: Addisjn -Wesley Nursing, 1996.

Сведения об авторах:

Мышкина Людмила Витальевна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава, e-mail: ludmilawita@ gmail .com.

Шкатова Елена Юрьевна - доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ГОУ ВПО Ижевская ГМА Росздрава, e-mail: Army@igma.udm.ru.

Мухачева Елена Алексеевна - кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой сестринского дела, декан факультета высшего сестринского образования ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.