Научная статья на тему 'Оценка влияния школы здоровья на модифицируемые факторы риска артериальной гипертонии'

Оценка влияния школы здоровья на модифицируемые факторы риска артериальной гипертонии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
835
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ / ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ / ARTERIAL HYPERTENSION / HEALTH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлова Е. В., Тишкина Н. В.

В исследовании изучены факторы риска артериальной гипертонии у работников железнодорожного транспорта. Разработана оптимальная программа школы здоровья «Артериальная гипертония». Доказана высокая клиническая эффективность школ здоровья в коррекции модифицируемых факторов риска, профилактике и лечении артериальной гипертонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орлова Е. В., Тишкина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVALUATION OF INFLUENCE OF THE HEALTH SCHOOL ON MODIFIED RISK FACTORS OF ARTERIAL HYPERTENSION

Risk factors of arterial hypertension in railway transport workers are studied in the research. Optimal program of the «Arterial hypertension» health school is developed. High clinical efficiency of health schools in the correction of changeable risk factors, prophylaxis and treating arterial hypertension are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния школы здоровья на модифицируемые факторы риска артериальной гипертонии»

ниях системы здравоохранения и социальной защиты. А в качестве клинических баз для преподавания сестринского дела в психиатрии целесообразно использовать не только профильные, но и соматические стационары.

Литература

1. Здоровье, общество, здравоохранение / А.М. Лукашев [и др.]. М.: «Информэлектро», 2002.

2. Чеканов М.М. Сестринское дело в психиатрии с курсом наркологии / М.М. Чеканов. М.: 2006.

3. Бортникова С.М. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии / С.М. Бортникова, Т.В. Зубахина. Ростов н/Д: 2007.

PSYCHIATRY NURSING BUSINESS TEACHING THE TO STUDENTS OF NURSING EDUCATION

A.V. KRYUCHKOVA, I.V. TESLINOV, N.N. CHAIKINA

Voronezh State Medical Academy after N. N. Burdenko Nurse Business Management Department

In the present article the urgency of the problem of teaching structure of nurse business in psychiatry to the students of higher school nurse business department preparing them for their further professional work in the institutions of public health system services and social protection is discussed

Key words: nurse business, psychiatry, psychosomaty

УДК: 612.014.483+616-08-039.76]:364.444

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Т.А. МАРЧЕНКО, О.Ю. СУПРУНОВА, В.И. ДЕДОВ*

Целью данной работы было выявление актуальных социальнопсихологических проблем населения, проживающего в г. Новозыбков (Брянская обл.), выработка рекомендаций социально-психологической реабилитации и информационной поддержки населения.

Ключевые слова: информация, реабилитация, радиация

По масштабам последствий авария на ЧАЭС признается крупнейшим инцидентом за всю историю развития ядерной энергетики. Мировая цивилизация не имела опыта борьбы с таким мощным, невидимым «противником». Безусловно, были ошибки, провалы, жертвы. Но, вместе с тем, накоплен определенный опыт по защите населения, проживающего на радиоактивнозагрязнен-ных территориях: в частности, радиационной, медицинской и психологической, социально-экономической и правовой.

Преодоление социальных и психологических последствий чернобыльской катастрофы - не менее важная задача, чем реабилитация огромного количества территорий, оказавшихся не пригодными ни для хозяйствования, ни для проживания.

Цель исследования — выявление актуальных социальнопсихологических проблем населения, проживающего в г. Новозыбков (Брянская обл.) выработка рекомендаций социальнопсихологической реабилитации и информационной поддержки населения.

Результаты и их обсуждение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что до сих пор нет оснований говорить о заметных позитивных изменениях социально-психологического состояния населения г. Новозыбков. Необходимо продолжить изучение социально-психологических проблем населения радиоактивно загрязненной территории, анализ которых позволит своевременно определить оптимальные пути их разрешения. На основании самооценки населения состояния своего здоровья, следует обратить внимание на комплекс профилактических и реабилитационных мер в области здравоохранения;

Необходимо также продолжать целенаправленную работу по повышению уровня знаний и у специалистов, и у населения по нормативно-правовым вопросам реабилитации, экологическим, психологическим аспектам жизнедеятельности, в частности, сохранению физического и психического здоровья населения,

проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.

Выявлена необходимость разработки информационных материалов, в которых должен быть представлен перечень рекомендаций о социально-психологической реабилитации и информационной поддержки населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, с помощью средств СМИ. Авторы считают, что тщательно спланированная и правильно поданная информация - один из инструментов в системе мер по снижению психоэмоционального напряжения и оптимизации психофизического статуса населения, проживающего на радиоактивно загрязненной территории. Населению необходима организованная, оперативная, достоверная, однозначная, дозированная информация.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION AND INFORMATIVE SUPPORT OF THE POPULATION LIVING ON RADIOCONTAMINATED TERRITORIES

T.A.MARCHENKO, O.U. SUPRUNOVA, V.I. DEDOV The «Dubna» International University of Nature, Society and Man

This information deals with the vital problem of working out informative materials and the list of recommendations on social and psychological support of the population living on radiocontaminated territories.

Key words: information, rehabilitation, irradiation.

УДК 616.12-008.331.1:613.6.027

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ НА МОДИФИЦИРУЕМЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ

Е.В. ОРЛОВА, Н.В. ТИШКИНА*

В исследовании изучены факторы риска артериальной гипертонии у работников железнодорожного транспорта. Разработана оптимальная программа школы здоровья «Артериальная гипертония». Доказана высокая клиническая эффективность школ здоровья в коррекции модифицируемых факторов риска, профилактике и лечении артериальной гипертонии.

Ключевые слова: артериальная гипертония, школа здоровья

Артериальная гипертония (АГ) - один из основных факторов смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Распространенность АГ в России составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин [2]. Несмотря на это, осведомленность населения о данном заболевании и его осложнениях крайне мала. Необходимость пожизненного приема антигипертензивных препаратов, часто не одного, а нескольких в комбинированной терапии, обусловливает особо низкую комплаентность пациентов к лечению. В этой связи оказывается невозможной эффективная профилактика и лечение данной патологии без достаточной информированности больных и их активного осознанного участия в этом процессе [3]. Одним из методов, повышающих эффективность коррекции факторов риска АГ и выполнения врачебных назначений, является обучение пациентов [1,4]. Однако, пациент, не страдающий АГ, но имеющий факторы риска, потенциально может получить сердечно-сосудистые осложнения, такие инфаркт миокарда и инсульт мозга. При этом получение информации о столь распространенном и опасным своими осложнениями заболевании оказывается необходимым не только лицам, уже страдающим АГ, но и здоровым людям с целью первичной профилактики. Это определяет актуальность внедрения в общую врачебную практику образовательных программ, в том числе школ здоровья «Артериальная гипертония». С формальной точки зрения, школа здоровья «Артериальная гипертония» - это медицинская профилактическая услуга, которая включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» [4]. Школа здоровья «Артериальная гипертония» представляет собой образовательную программу для широкого круга населения, как больных АГ, так и их родственников и людей, не страдающих АГ. Школа здоровья - это особый вид взаимодействия врача и пациента профилактической направленности, в основе которого лежит обучение, т. к. только информированное, добровольное и активное участие человека с его личной внутренней мотивацией является залогом успешной профилактики АГ.

* Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Московская обл., г. Дубна, ул. Университетская, 19, тел. (49621) 22-799. е-шаП:: social@list.ru

* Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, кафедра общей врачебной практики (семейной медицины), г. Воронеж, ул. Студенческая, 10

Цель исследования - повысить эффективность профилактики АГ путем влияния на модифицируемые факторы риска данного заболевания при проведении школ здоровья.

Материалы и методы исследования. В исследуемую группу вошли 44 мужчины и 48 женщин в возрасте от 23 до 58 лет (средний возраст - 40,5±0,8 лет), всего - 92 поездных диспетчера Дорожного центра управления перевозками ОАО РЖД на станции Воронеж-1, т. к. у этих лиц предполагалась высокая вероятность наличия следующих факторов риска АГ: нерационального режима труда и отдыха с работой в ночные смены, стрессов на работе, гиподинамии с низким уровнем физической активности и сидячим образом жизни. При включении в исследование участникам предлагались анкеты по выявлению факторов риска АГ. Нормальное артериальное давление (АД) имели 69 человек (75% обследованных), I степень АГ - 20 (21,7%), II степень - 3 (3,3%). Для проведения школ здоровья была разработана программа занятий, рассчитанная на 90-110 мин. (табл.1). Оценка эффективности школы здоровья и её влияния на отдельные факторы риска проводилась по данным анкетирования участников.

Таблица 1

Программа занятия в школе здоровья «Артериальная гипертония»

№ Тематические разделы Время, мин

1. Лекция для пациентов по разделам: Определение, классификация АГ, нормальный уровень АД. Осложнения АГ: инсульт, инфаркт миокарда. 45, в т.ч. 3

Гипертонический криз: симптомы, профилактика, лечение. 3

Методика измерения АД и пульса. Мониторинг АД. 4

Факторы риска. Профилактика и немедикаментозное лечение АГ. 3

Принципы здорового питания. Диета при АГ. 5

Ожирение: расчет идеальной массы тела, принципы диеты. 4

Физическая активность и здоровье. Двигательный режим при АГ. 5

Влияние курения на развитие АГ и организм человека. 4

Стресс и АГ, методики преодоления. 7

Принципы медикаментозного лечения АГ. 7

2. Обучение методу измерения АД и пульса. 10

3. Измерение АД пациентам врачом общей практики. 10 - 15

4. Расчет пациентами своей идеальной массы тела, индекса талия/бедра, максимальной тренирующей частоты сердечных сокращений. 5

5. Дискуссия по проблеме АГ. Ответы врача на вопросы пациентов. 15

6. Анкетирование: паспортные данные, по влиянию школы на дальнейший образ жизни пациентов. 8 - 10

Результаты и их обсуждение. На первом этапе оценки результатов исследования был проведен анализ факторов риска АГ в исследуемой группе. Изначально не знали свой уровень АД 43 человека (46,7%), из них страдали АГ 14 (32,6% от тех, кто не знал свое АД). Фактор риска «отсутствие контроля АД» был выявлен у 34 мужчин (77,2%) и 29 женщин (60,4%). Наиболее часто встречающимися факторами риска АГ явились: стресс, гиподинамия, отсутствие контроля АД, нерациональное питание (табл. 2).

Целью следующего этапа исследования было оценить эффективность школ здоровья как профилактического мероприятия и влияние её на отдельные факторы риска АГ. Участникам был задан следующий вопрос: получили ли Вы в результате проведения школы здоровья достаточно информации о факторах риска гипертонической болезни и методах её профилактики? По мнению пациентов, Школа оказалась эффективна у 87 человек (94,6%), неэффективна у 5 человек (5,4%). При детальном анализе анкет было выявлено, что школа наиболее повлияла на повышение уровня физической активности, на приверженность здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения (табл. 3).

При комплексном анализе полученных результатов, было выявлено, что фактор риска «отсутствие контроля АД» имелся у 63 человек (68,5% всех обследованных), из них 24 человека (38,0% имеющих данный фактор риска и 26,1% всех обследованных) после проведения школы решили измерять АД ежедневно утром и вечером. Нерациональное питание было выявлено у 89 пациентов (96,7% всех обследованных), из них 52 человека (58,4% имеющих данный фактор риска и 56,5 всех обследованных) решили придерживаться принципов здорового питания после школы здоровья. Фактор риска «гиподинамия» имелся у 76

опрошенных (82,6% всех обследованных), из них 55 пациентов (72,4% имеющих данный фактор риска и 59,8% всех обследованных) решили увеличить свою физическую активность после посещения школы здоровья. Курили 46 человек (50% всех обследованных), решили бросить курить после посещения школы здоровья 32 пациента (69,6% имеющих данный фактор риска и 34,8% всех обследованных). Стресс как фактор риска АГ был выявлен у 90 пациентов (97,8% всех обследованных), из них 46 человек (51,1% имеющих данный фактор риска и 50,0% всех обследованных) после проведения школы отметили, что их отношение к стрессовым ситуациям изменилось, и они овладели элементарными способами управления стрессом (рис.1).

Таблица 2

Факторы риска артериальной гипертонии у работников железнодорожного транспорта

Фактор риска Мужчины Женщины Все пациенты

абс. | % абс. | % абс. | %

Уровень а ртериального давления

Нормальное АД 35 79,5 34 70,8 69 75

I степень АГ 7 16,0 13 27,1 20 21,7

II степень АГ 2 4,5 1 2,1 3 3,3

Не знали свой уровень АД 22 50,0 21 43,8 43 46,7

Контроль уровня артериального давления

Ежедневно, утром и вечером 1 2,3 0 0 1 1,1

Ежедневно, 1 раз в день 0 0 2 4,2 2 2,2

2-3 раза в неделю 9 20,5 17 35,4 26 28,3

Нет 34 77,2 29 60,4 63 68,5

Ожирение (по индексу массы тела)

Нормальная масса тела 16 36,4 22 45,8 38 41,3

Избыточная масса тела 15 34,1 17 35,4 32 34,8

I степень ожирения 13 29,5 7 14,6 20 21,7

II степень ожирения 0 0 2 4,2 2 2,2

Употребление в пищу продуктов животного происхождения

Ежедневно 14 31,8 7 14,6 21 22,8

2-3 раза в неделю 19 43,2 15 31,3 34 37,0

Реже 2-3 раза в неделю 11 25,0 26 54,1 37 40,2

Употребление в пищу обезжиренных продуктов и продуктов с пониженной жирностью

Да 18 40,9 37 77,1 55 59,8

Нет 26 59,1 11 22,9 37 40,2

Ежедневное употребление молочных продуктов

Да 20 45,5 23 47,9 43 46,7

Нет 24 54,5 25 52,1 49 53,3

Кратность приемов пищи

1-2 раза в день 16 36,4 22 45,8 38 41,3

3-4 раза в день 28 63,6 25 52,1 53 57,6

5 и более раз в день 0 0 1 2,1 1 1,1

Употребление в пищу субпродуктов

Да 19 43,2 27 56,3 46 50,0

Нет 25 56,8 21 43,7 46 50,0

Употребление в пищу овощей и фруктов

Да 22 50,0 22 45,8 44 47,8

Нет 22 50,0 26 54,2 48 52,2

Досаливание пищи

Да 14 31,8 9 18,8 23 25,0

Нет 30 68,2 39 81,2 69 75,0

Употребление в пищу морской рыбы и морепродуктов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да 38 86,4 43 89,6 81 88,0

Нет 6 13,6 5 10,4 11 12,0

Занятие спортом и физическими нагрузками

Нет 27 61,4 37 77,1 64 69,6

Менее 2 раз в неделю 7 15,9 5 10,4 12 13,0

2-4 раза в неделю 10 22,7 6 12,5 16 17,4

Более 4 раз в неделю 0 0 0 0 0 0

Курение

Нет 14 31,8 32 66,7 46 50,0

Да, менее 1 пачки в день 11 25,0 15 31,2 26 28,3

Да, более 1 пачки в день 17 38,7 1 2,1 18 19,5

Да, более 2-х пачек в день 2 4,5 0 0 2 2,2

Наличие высокого уровня психоэмоционального перенапряжения на работе

Да 42 95,5 48 100 90 97,8

Нет 2 4,5 0 0 2 2,2

Наличие высокого уровня психоэмоционального перенапряжения дома

Да 5 11,4 16 33,3 21 22,8

Нет 39 88,6 32 66,7 71 77,2

Необходимо отметить, что школа здоровья оказалась более эффективна среди женщин, чем среди мужчин (рис. 2). Но по некоторым факторам риска, в частности, курение и физическая активность, эффективность больше среди мужчин, что объясняется прежде всего большим распространением среди мужчин этих факторов риска.

Таблица 3

Влияние школы здоровья на формирование здорового образа жизни

Влияние школы здоровья на дальнейший образ жизни Мужчины Женщины Все пациенты

абс. % абс. % абс. %

На ежедневное измерение АД утром и вечером 7 15,9 17 35,4 24 26,1

На приверженность здоровому питанию 19 43,2 33 68,8 52 56,5

На повышение уровня физической активности 28 63,6 27 56,3 55 59,8

На отказ от курения 18 40,9 14 29,2 32 34,8

На контроль над употреблением алкоголя 15 34,1 13 27,1 28 30,4

На соблюдение рационального режима труда и отдыха 14 31,8 16 33,3 3G 32,6

На отношение к стрессовым ситуациям 2G 45,5 26 54,2 46 50,0

Рис. 1. Влияние школы здоровья на основные факторы риска АГ.

Рис. 2. Сравнение эффективности школы здоровья среди мужчин и женщин

Таким образом, школа здоровья как образовательная медицинская профилактическая технология оказалась высокоэффективной в первичной и вторичной профилактике АГ. Реалистичность её применения на практике и показанная высокая эффективность в коррекции ведущих модифицируемых факторов риска являются основанием для широкого внедрения данной образовательной технологии профилактики АГ в практику здравоохранения.

Выводы:

1. Наиболее часто встречающимися модифицируемыми факторами риска АГ у работников железнодорожного транспорта являются стресс и психоэмоциональные перегрузки на работе, гиподинамия, курение, отсутствие контроля АД, нерациональное питание.

2. Проведение школы здоровья «Артериальная гипертония» повлияло на основные модифицируемые факторы риска АГ, причем наиболее - на повышение физической активности, на приверженность здоровому питанию, на изменение отношения к стрессовым ситуациям, на отказ от курения.

3. Школа здоровья «Артериальная гипертония» оказалась более эффективна среди женщин, чем среди мужчин.

4. Школа здоровья является неотъемлемой частью профилактики артериальной гипертонии и должна быть включена в комплексное лечение данного заболевания.

Литература

1. Калинина А.М. и др. Оценка эффективности школ здоровья для больных с артериальной гипертонией как профилактической медицинской услуги в первичном звене здравоохранения: пособие для врачей. М., 2003.

2. Кардиология: Руководство для врачей/ Под. ред. Р. Г. Оганова, И. Г. Фоминой. М., 2004.

3. Михайлова Н.В., Калинина А.М., Олейников В. Г. и др. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2004, № 2. С. 3-10.

4. Ощепкова Е.В., Довгалевский П.Я., Гриднев В.И. // Терапевтический архив. 2007. Т. 79, №1. С. 46-48.

THE EVALUATION OF INFLUENCE OF THE HEALTH SCHOOL ON

MODIFIED RISK FACTORS OF ARTERIAL HYPERTENSION

E.V. ORLOVA, N.V. TISHKINA

Voronezh State Medical Academy after N. N. Burdenko General Medical Practice (Family Practice) Department

Risk factors of arterial hypertension in railway transport workers are studied in the research. Optimal program of the «Arterial hypertension» health school is developed. High clinical efficiency of health schools in the correction of changeable risk factors, prophylaxis and treating arterial hypertension are demonstrated.

Key words: arterial hypertension, health school

УДК 614.27.008.2:33]: 517

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ.

Д.А. КУЗНЕЦОВ*

Изучена фармацевтическая деятельность аптечных сетей на региональном фармацевтическом рынке. Установлены основные конкурентные преимущества аптечных сетей перед обособленными фармацевтическими организациями. С использованием методов теории нечетких множеств предложен методологический подход к определению степени экономической безопасности аптечной сети. Разработана и зарегистрирована программа для ЭВМ "Фармацевтическая экономическая безопасность" позволяющая анализировать состояние экономической безопасности аптечных сетей.

Ключевые слова: аптечные сети, экономическая безопасность, программа для ЭВМ.

В современных условиях фармацевтического рынка России происходит активное развитие аптечных сетей. По некоторым данным до 41% аптек входят на различных условиях в аптечные сети, фармацевтические объединения, кроме того 65% из них имеют частную форму собственности. Подобное развитие тесно связано с процессами интеграции, слияния, поглощения, смены собственника и (или) организационно-правовых форм ведения фармацевтической деятельности, обострению конкурентной борьбы за платежеспособный спрос населения, и как следствие, повышению требований по обеспечению экономической безопасности аптечных сетей.

Таким образом, представляется целесообразным изучение системы экономической безопасности аптечных сетей, фармацевтических объединений целью повышения (сохранения) их конкурентоспособности в современных условиях финансовой нестабильности.

Цель исследования - разработка методологического подхода к изучению и анализу экономической безопасности аптечных сетей, фармацевтических объединений.

Материалы и методы исследования. В ходе исследования использовались методы теории нечетких множеств, системного программирования и экономико-математического моделирования, методы анкетирования и интервьюирования, коллективных экспертных оценок. Объектами исследования выступили аптечные сети, фармацевтические объединения различных организационно-правовых форм.

Результаты исследования. Согласно нормативных документов Росздравнадзора - аптечная сеть это объединение в одно юридическое лицо с единой вертикалью управления не менее 5 аптечных объектов, имеющих единые стандарты качества оказания лекарственной помощи, логистики, ассортиментной, ценовой, кадровой политики, единые финансовые и маркетинговые службы [1].

ГОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова Росздрава, кафедра управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, 9, т. (4912) 44-43-40, т. E-mail: oef@pharm.rzn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.