Научная статья на тему 'О некоторых стилевых особенностях фортепианного творчества Я. Сибелиуса'

О некоторых стилевых особенностях фортепианного творчества Я. Сибелиуса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
504
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых стилевых особенностях фортепианного творчества Я. Сибелиуса»

Народная музыка на современной концертной эстраде и в образовании 263

воздействия на слушателей, а также решения художественных задач. Творческое прочтение его сочинений возможно при наличии у исполнителей определенных психологических свойств, позволяющих чутко реагировать на изменения эмоционального состояния, на трансформации в «стереости-левом» музыкальном языке композитора.

Сочинения С. Я. Терханова привлекают внимание многих исполнителей и часто звучат в концертных программах республики и за ее пределами. Так, репертуар Государственного камерного хора Республики Мордовия включает такие духовные произведения, как «Молитва ко Пресвятой Богородице», «Молитва Господня». Камерно-инструментальное наследие композитора, тяготеющее к специфической программности, звучит в исполнении камерного оркестра Мордовской государственной филармонии («Ожидание», «На закате», «Родное» и т. д.). Для раскрытия многогранного образного содержания триптиха («Трубушка», «Из-за лесу», «Как по ельничку») в исполнении студентов Саранского музыкального училища привлекаются выразительные возможности современного музыкального языка с использованием сонорных эффектов, дифференцированного прослушивания фактурных пластов.

Раскрытие сложного психологического мира современного человека позволяет композитору выразить свои мысли о судьбах человечества, обогатить духовный мир современников и расширить их представления о действительности.

Проблема «фольклор и композитор» в музыкальной культуре

Е. В. Герасимова, старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

О некоторых стилевых особенностях фортепианного творчества Я. Сибелиуса

Фортепианные произведения Я. Сибелиуса — заметная часть его творческого наследия. Он заложил основы фортепианной стилистики, вобравшей в себя мелодизм и художественно-образный строй финской народной музыки, в том числе рунической культуры, музыкально-эстетические

264

Материалы семинара

концепции европейского классицизма, позднего романтизма и импрессионизма. На идейно-образные концепции фортепианных произведений композитора наложил отпечаток литературный эпос Э. Леннрота «Калевала», ставший во второй половине XIX в. духовным символом финской литературы и искусства.

Фортепианное творчество Я. Сибелиуса, мало известное в России, включает в себя обширный круг произведений: сонату F-dur (ор. 12); три сонатины (ор. 67); циклы миниатюр (более 120 пьес), в том числе фортепианный цикл «Кюлликки» (ор. 41); обработки шести напевов финских народных песен и фортепианные переложения ряда оркестровых пьес, первоначально созданных композитором для драматических спектаклей. Фортепианные сочинения Я. Сибелиуса представлены различными жанрами: песней, романсом, вальсом, экспромтом, юмореской, новеллеттой и др. Образная сфера произведений связана с духовными константами финской культуры: образы священных деревьев (пьесы «Береза», «Ель» и др.), почитаемых цветов и трав («Гвоздика», «Львиный зев», «Колокольчик» и др.), героев «Калевалы» (например, «Кюлликки» — образ девушки из 11 и 12 рун).

Несколько в стороне от образного строя большинства фортепианных пьес находится популярное переложение оркестрового эпизода из музыки к драме А. Ярнефельта «Kuolema» («Смерть», ор. 44), написанного в форме медленного вальса. В связи с образно-тематическим и жанровым особенностям пьеса получила название «Грустный вальс». Композитор в этом сочинении поднимает одну из вечных философских проблем — проблему жизни и смерти, в значительной степени присущую не только христианству (в том числе лютеранской гимнографии), но и мифологическим концепциям финно-угорского эпоса. В выборе музыкально-выразительных средств пьесы композитор опирается на стилевые элементы сарабанды (средневековый народный погребальный танец), получившей большую популярность у композиторов-полифонистов.

Изучение фортепианной музыки Я. Сибелиуса может выявить и другие аспекты, теоретическое осмысление которых важны для дальнейшего развития современной инструментальной музыки финно-угорских композиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.