Научная статья на тему 'Творчество С. Я. Терханова: традиции и новаторство в композиторской и исполнительской практике'

Творчество С. Я. Терханова: традиции и новаторство в композиторской и исполнительской практике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
151
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество С. Я. Терханова: традиции и новаторство в композиторской и исполнительской практике»

262

Материалы семинара

(Дж. Гилфорд, П. Ф. Кравчук, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Е. П. Торранс). Разрабатываются педагогические и психологические методики диагностического характера по выявлению и развитию творчества личности, формируются различные подходы к изучению этой проблемы.

Образовательная деятельность студентов по специальности «музыкальное искусство» Института национальной культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета связана с изучением музыкальной культуры народов финно-угорского мира. Студенты принимают участие в полевых экспедициях, знакомятся с бытом и традициями финно-угорских народов. В составе концертных коллективов они исполняют как авторские, так и оригинальные произведения традиционной культуры.

Основная проблема заключается в том, какими образовательными технологиями обеспечить продуктивный характер музыкально-творческой деятельности студентов, каким образом способствовать актуализации их музыкально-творческого потенциала. Задачей преподавателя является не только выявление исходного творческого потенциала студента, но и создание благоприятных условий для формирования творческого подхода в образовательной деятельности.

Т. В. Тюрина, доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Творчество С. Я. Терханова: традиции и новаторство в композиторской и исполнительской практике

Творчество композитора Республики Мордовия С. Я. Тер-ханова — яркий образец органичного синтеза традиций и новаторства, творческого преобразования и переосмысления стилевых исканий, характерных для музыки XX в. Личностные свойства творческого мышления композитора предопределили систему выразительных средств музыкальной мысли и композиционных приемов, направленных на проникновение в тончайшие сферы психологии человека.

Произведения С. Я. Терханова, исполняемые на фестивалях, конкурсах, авторских и студенческих концертах, представляют интерес с позиции сложного эмоционального

Народная музыка на современной концертной эстраде и в образовании 263

воздействия на слушателей, а также решения художественных задач. Творческое прочтение его сочинений возможно при наличии у исполнителей определенных психологических свойств, позволяющих чутко реагировать на изменения эмоционального состояния, на трансформации в «стереости-левом» музыкальном языке композитора.

Сочинения С. Я. Терханова привлекают внимание многих исполнителей и часто звучат в концертных программах республики и за ее пределами. Так, репертуар Государственного камерного хора Республики Мордовия включает такие духовные произведения, как «Молитва ко Пресвятой Богородице», «Молитва Господня». Камерно-инструментальное наследие композитора, тяготеющее к специфической программности, звучит в исполнении камерного оркестра Мордовской государственной филармонии («Ожидание», «На закате», «Родное» и т. д.). Для раскрытия многогранного образного содержания триптиха («Трубушка», «Из-за лесу», «Как по ельничку») в исполнении студентов Саранского музыкального училища привлекаются выразительные возможности современного музыкального языка с использованием сонорных эффектов, дифференцированного прослушивания фактурных пластов.

Раскрытие сложного психологического мира современного человека позволяет композитору выразить свои мысли о судьбах человечества, обогатить духовный мир современников и расширить их представления о действительности.

Проблема «фольклор и композитор» в музыкальной культуре

Е. В. Герасимова, старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

О некоторых стилевых особенностях фортепианного творчества Я. Сибелиуса

Фортепианные произведения Я. Сибелиуса — заметная часть его творческого наследия. Он заложил основы фортепианной стилистики, вобравшей в себя мелодизм и художественно-образный строй финской народной музыки, в том числе рунической культуры, музыкально-эстетические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.