Научная статья на тему 'О некоторых особенностях правового регулирования охраны труда работников дорожного хозяйства'

О некоторых особенностях правового регулирования охраны труда работников дорожного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
529
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОХРАНА ТРУДА / ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО / LEGAL REGULATION / LABOR PROTECTION / ROADS SECTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбачева Алла Владимировна

Актуальность и цели. Актуальность данной темы может быть обоснована тем, что в юридической литературе по трудовому праву работ, посвященных особенностям правового регулирования охраны труда работников дорожного хозяйства, в настоящее время нет. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа отдельных норм охраны труда, установленных Трудовым кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны труда. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового анализа, которые позволяют сопоставить содержание и значение для развития теории и практики правового регулирования основополагающих норм Трудового кодекса РФ и других нормативных правовых актов по вопросам охраны труда. Результаты. Исследованы основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны труда, касающиеся, в частности, обучения по охране труда работников, прохождения периодических и (или) предварительных медицинских осмотров и др. Выводы. Изучение отдельных вопросов действующей нормативной правовой базы по охране труда позволяет сделать вывод о том, что нормативная правовая база по охране труда далеко не совершенна и отдельные нормы, регулирующие вопросы охраны труда, требуют пересмотра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF LABOR PROTECTION OF ROAD SECTOR WORKERS

Background. Relevance of the topic can be explained by the fact that in the legal literature on labor law there are no works devoted to the peculiarities of legal regulation of labor protection of road infrastructure workers. Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved on the basis of the analysis of individual labor standards established by the Labour Code, other laws and regulations, governing labor protection. The methodological potential included the comparative legal analysis that allowed to compare the content and significance of development of the theory and practice of legal regulation of the fundamental provisions of the Labour Code and other regulations on safety. Results. The author investigated the underlying normative legal acts regulating labor protection concerning, in particular, labor protection training of workers, conducting periodic and (or) preliminary medical examinations, etc. Conclusions. The study of the selected issues of the current legal framework of labor protection leads to the conclusion that the legal and regulatory framework for occupational safety and health is far from perfect and certain rules, governing occupational safety, need to be revised.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях правового регулирования охраны труда работников дорожного хозяйства»

№ 3 (31), 2014

Общественные науки. Политика и право

УДК 349.2

А. В. Горбачева

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация.

Актуальность и цели. Актуальность данной темы может быть обоснована тем, что в юридической литературе по трудовому праву работ, посвященных особенностям правового регулирования охраны труда работников дорожного хозяйства, в настоящее время нет.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа отдельных норм охраны труда, установленных Трудовым кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны труда. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового анализа, которые позволяют сопоставить содержание и значение для развития теории и практики правового регулирования основополагающих норм Трудового кодекса РФ и других нормативных правовых актов по вопросам охраны труда.

Результаты. Исследованы основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны труда, касающиеся, в частности, обучения по охране труда работников, прохождения периодических и (или) предварительных медицинских осмотров и др.

Выводы. Изучение отдельных вопросов действующей нормативной правовой базы по охране труда позволяет сделать вывод о том, что нормативная правовая база по охране труда далеко не совершенна и отдельные нормы, регулирующие вопросы охраны труда, требуют пересмотра.

Ключевые слова: правовое регулирование, охрана труда, дорожное хозяйство.

A. V. Gorbacheva

ON SOME PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF LABOR PROTECTION OF ROAD SECTOR WORKERS

Abstract.

Background. Relevance of the topic can be explained by the fact that in the legal literature on labor law there are no works devoted to the peculiarities of legal regulation of labor protection of road infrastructure workers.

Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved on the basis of the analysis of individual labor standards established by the Labour Code, other laws and regulations, governing labor protection. The methodological potential included the comparative legal analysis that allowed to compare the content and significance of development of the theory and practice of legal regulation of the fundamental provisions of the Labour Code and other regulations on safety.

Results. The author investigated the underlying normative legal acts regulating labor protection concerning, in particular, labor protection training of workers, conducting periodic and (or) preliminary medical examinations, etc.

Conclusions. The study of the selected issues of the current legal framework of labor protection leads to the conclusion that the legal and regulatory framework for occupational safety and health is far from perfect and certain rules, governing occupational safety, need to be revised.

Key words: legal regulation, labor protection, roads sector.

Social sciences. Politics and law

19

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Конституция Российской Федерации устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ). В сохранении жизни и здоровья работников государство заинтересовано еще и потому, что большая часть работающего населения проводит более трети сознательной жизни на рабочем месте, внося свой вклад в развитие общества [1].

Россия ратифицировала свыше 20 конвенций МОТ по вопросам здоровья и безопасности труда на рабочем месте [2-4]. Основополагающей Конвенцией, определившей социальную защиту работников в процессе труда и сформулировавшей концептуальные основы государственной политики международного сообщества в области условий и охраны труда, является Конвенция № 155 от 22.06.1981 «О безопасности и гигиене труда и производственной среды» [5].

Положения Конституции и международных актов, закрепляющих право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, получили свое развитие в Трудовом кодексе РФ.

Согласно ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Таким образом, основным правом работника является право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Оно включает в себя более конкретные права, например, на предоставление рабочего места, соответствующего требованиям охраны труда, на совершение определенных действий, связанных с нарушениями требований охраны труда, в частности отказ от выполнения работы, если возникает ситуация, угрожающая жизни и здоровью работника (ст. 219 ТК РФ).

Гарантируя право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, закон закрепляет за ним ряд обязанностей. К основным из них относятся: соблюдать требования охраны труда, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (ст. 214 ТК РФ).

Обязанность проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда возлагается на работодателя (ст. 225 ТК РФ). Обучение по охране труда предусматривает: вводный инструктаж; инструктаж на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый и целевой); обучение работников рабочих профессий; обучение руководителей и специалистов, а также обучение иных отдельных категорий, застрахованных в рамках системы обязательного социального страхования [6]. Порядок и виды инструктажа предусмотрены ГОСТ 12.0.004-90 [7] и проводятся по программам на предприятии. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников организаций проводится согласно постановлению Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее - Порядок № 1/29) [8].

Дорожно-строительные работы разнохарактерны и состоят из основных работ (земляные работы, работы по постройке различных типов дорожных

20

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Общественные науки. Политика и право

покрытий и искусственных сооружений) и подсобных работ - подготовительных и вспомогательных (расчистка полотна и рыхление грунтов, заготовка каменных материалов в притрассовых карьерах, камнедробление, приготовление асфальтобетонной смеси и цементобетона, транспортирование материалов и т.д.). Данные работы трудоемки и требуют максимального использования техники и подготовки персонала, в том числе по охране труда.

Порядок № 1/29 устанавливает, что работодатель (или уполномоченное им лицо) обязано организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех работников рабочих профессий, поступающих на работу лиц, переводимых на другую работу, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда, разработанным непосредственно самой организацией или в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, не только работники рабочих профессий, но и руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, если в ней имеется комиссия по проверке знаний требований охраны труда.

Однако, по данным Министерства труда и социальной защиты РФ, основной причиной нарушений требований охраны труда является допуск к работе сотрудников, не обученных по охране труда, что составляет 35 % от общего количества нарушений. За десять месяцев 2013 г. число погибших в строительстве, куда входят предприятия (организации), занимающиеся строительством дорог, составляет 488 человек на 1000 работающих [9]. В субъектах РФ ситуация с травматизмом на производстве также неутешительна. За 12 месяцев 2013 г. только в организациях Пензенской области, по оперативным данным, на производстве произошло 72 несчастных случая с тяжелыми последствиями, из которых 27 случаев со смертельным исходом. В шести случаях, что составляет 8,3 % от общего количества несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, причиной явились недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда [10].

0 том, что обучение по охране труда проходит формально или вообще отсутствует, говорят и данные Федеральной службы по труду и занятости в субъектах РФ1. В большинстве случаев данные нарушения допускаются по причине незнания нормативной базы как руководителем самого предприятия (организации), так и специалистами, которые непосредственно организуют процесс производства работ.

1 Например, в Пензенской области, по данным Государственной инспекции труда, в 2013 г. от работы отстранено 2208 работников, которые не прошли обучение и инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда в установленном законом порядке [10].

Social sciences. Politics and law

21

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Некомпетентность в вопросах охраны труда, неумение организовать безопасное производство работ и при этом осуществить надлежащий контроль за состоянием охраны труда в конечном итоге приводят к многочисленным нарушениям, а иногда к несчастным случаям.

Предлагаем обязать работодателя (или уполномоченное им лицо) проводить обучение по охране труда руководителей и специалистов организации, непосредственно связанных с организацией производства работ, только в образовательном учреждении профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, исключив тем самым возможность обучения их непосредственно в организации, где они работают, и, соответственно, внести изменения в п. 2.3.2 Порядка обучения.

Что касается охраны труда работников, занятых строительством дорог, то она имеет целый ряд особенностей. Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, аспектах.

Осуществление трудовой функции при работе в дорожных организациях нередко связано с воздействием на работников опасных и вредных производственных факторов - физических, химических [11]. В частности, при выполнении работ по укладке асфальта на дорогах такие работники, как дорожный рабочий, асфальтобетонщик и другие, подвергаются воздействию целого комплекса физических опасных и вредных производственных факторов, к которым относятся движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия и заготовки; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенный уровень вибрации; недостаточная освещенность рабочей зоны. Машинисты всех дорожно-строительных машин (катка, грейдера, бульдозера и т.д.), кроме вышеуказанных физических опасных и вредных производственных факторов, испытывают воздействие химических опасных и вредных производственных факторов, которые оказывают влияние на репродуктивную функцию работника.

В такой ситуации основным направлением работы в области охраны труда должно быть обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, недопущение повышенного риска причинения вреда жизни и здоровью работника, существенным фактором достижения которых является создание оптимальных, комфортных условий труда.

Так, в дорожном строительстве на работах, оказывающих наибольшее воздействие на организм работников и связанных с повышенным риском причинения вреда жизни и здоровью работников, действуют нормы, запрещающие применение труда женщин и лиц моложе 18 лет, перечень таких производств и специальностей содержится в постановлениях Правительства РФ. Например, труд несовершеннолетних запрещено применять по следующим профессиям: асфальтобетонщик, асфальтобетонщик-варильщик, дорожный рабочий, занятый на плинтовке камней и колке шашки, землекоп, занятый на работах по третьему разряду и выше и на работах в выемках глубиной более 2 м, мостовщик и т.д. [12]. Труд женщин запрещено применять на работах, выполняемых по следующим профессиям: асфальтобетонщик, асфальтобетонщик-варильщик, занятые на работе вручную, машинист автогрейдера, укладчика асфальтобетона, бульдозера, варщик битума и т.д. [13].

22

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Общественные науки. Политика и право

Однако считаем, что необходимо вернуться к формулировке, содержавшейся в Основах законодательства Российской Федерации «Об охране труда» от 06.08.1993, в которой закреплялась возможность привлечения работников к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда лишь с 21 года.

Согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры. Лица до 21 года и некоторые другие категории работников проходят медосмотры ежегодно. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медосмотры, а также порядок их проведения устанавливаются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

В настоящее время действует Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, сопряженных с этими факторами, обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников [14]. Например, при выполнении работ по профессии «машинист дорожностроительных машин» (бульдозера, укладчика асфальтобетона, грейдера) на работника воздействуют химические опасные и вредные производственные факторы - оксид, бензол, толуол, ксилол, стирол и т.д.; физические опасные и вредные производственные факторы - общая и локальная вибрации, повышенный уровень шума на рабочем месте, пониженная температура воздуха в производственных помещениях и на открытой территории. В связи с тем, что штат дорожно-строительной организации в основном состоит из рабочих профессий, работа которых связана с воздействием опасных и вредных производственных факторов, большинство работников таких организаций проходят предварительный и периодический медицинский осмотр.

Согласно п. 19 названного приказа, периодические осмотры проводятся по поименным спискам работников, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с перечнем факторов и перечнем работ. Разработанный и утвержденный работодателем список контингента в десятидневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя. Поименные списки составляются и утверждаются работодателем не позднее чем за два месяца до даты начала проведения периодического осмотра.

Считаем, что в целях недопущения произвола со стороны работодателя необходимо обязать руководителей организаций или их уполномоченных представителей предоставлять в контролирующий орган вместе со списком контингента работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, штатное расписание организации, дополнив этой нормой ст. 21 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Полагаем, что в таком случае при выявлении несоответствий штатного расписания и списка контингента работников у федеральной службы появится возможность

Social sciences. Politics and law

23

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

осуществить в установленном законом порядке проверку деятельности данного юридического лица, индивидуального предпринимателя по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с требованиями ст. 76 ТК РФ работники, не прошедшие обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а также обязательный медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, должны быть отстранены от работы работодателем. Причем в этих случаях работник частично лишается заработной платы, установленной трудовым договором, так как оплата за все время отстранения от работы оплачивается как за простой.

Представляется, что вышеуказанные нормы являются несправедливыми по отношению к работникам и должны быть изменены. В связи с этим предлагаем ч. 3 ст. 76 ТК РФ изложить в следующей редакции: «...В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в полном объеме, установленным трудовым договором».

В связи с тем, что в последнее время нормативная правовая база охраны труда находится в стадии динамического обновления, сформулированные предложения, касающиеся обучения по охране труда руководителей и специалистов, труда несовершеннолетних работников, порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, могут послужить совершенствованию правового регулирования охраны труда.

Список литературы

1. Безопасный труд - право каждого человека : доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда // МОТ. - URL: http:// www.ilo.org.

2. Относительно медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности : Конвенция № 77 от 09.10.1946 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М., 1960. - Вып. XIX. - С. 257-264.

3. О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах : Конвенция № 148 от 20.06.1977 // Сборник Международных договоров СССР. - М., 1991. - Вып. XLV. - С. 222-227.

4. Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда : Конвенция № 187 от 15.06.2006 // СЗ РФ. - 2012. - 22 октября. - № 43. - Ст. 5792.

5. Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 43 (22 октября). - Ст. 5792.

6. ГОСТ 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» : [утв. Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст.]. - М. : Стандартинформ, 2009.

7. ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» : [утв. Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 № 2797]. - М. : Изд-во стандартов, 2001.

8. Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций : Постановление Минтруда РФ,

24

University proceedings. Volga region

№ 3 (31), 2014

Общественные науки. Политика и право

Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 // Российская газета. - 2003. - № 35 (22 февр.).

9. Охрана труда: итоги 2013 года. Статистика // Официальный сайт Министерства труда и социального развития РФ. - URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/127.

10. Доклад Государственной инспекции труда в Пензенской области об осуществлении и эффективности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. - URL: http://git58.rostrud.ru/results.

11. ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» (введен Постановлением Госстандарта СССР от 18.11.1974 № 2551) (ред. от 01.10.1978). - М. : Изд-во стандартов, 2002.

12. Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет : Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 (ред. от 20.06.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 10 (6 марта). -Ст. 1131.

13. Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин : Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 10 (6 марта). - Ст. 1130.

14. Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда : Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н (ред. от 15.05.2013) // Российская газета. - 2011. - № 243 (28 окт.) (опубликован без приложений № 1-2 к Приказу) ; Приложение № 1, 2 к Приказу от 27.12.1991 № 302н // Российская газета. - 2012. -№ 73 (4 апр.).

References

1. Bezopasnyy trud - pravo kazhdogo cheloveka: doklad MOT k Vsemirnomu dnyu okhra-ny truda [Safe labor - right of every person: report of the Ministry of labor protection devoted to the International labor day]. MOT. Available at: http:// www.ilo.org.

2. Sbornik deystvuyushchikh dogovorov, soglasheniy i konventsiy, zaklyuchennykh SSSR s inostrannymi gosudarstvami [Collection of active agreements, contracts and treaties between USSR and foreign countries]. Moscow, 1960, iss. XIX, pp. 257-264.

3. Sbornik Mezhdunarodnykh dogovorov SSSR [Collection of international agreements of USSR]. Moscow, 1991, iss. XLV, pp. 222-227.

4. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of the Russian Federation’s legislation]. 2012, 22 October, no. 43, art. 5792.

5. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of the Russian Federation’s legislation]. 2012, no. 43 (22 October), art. 5792.

6. GOST 12.0.007-2009 «Sistema standartov bezopasnosti truda. Sistema upravleniya okhranoy truda v organizatsii. Obshchie trebovaniya po razrabotke, primeneniyu, otsenke i sovershenstvovaniyu»: [utv. Prikazom Rostekhregulirovaniya ot 21.04.2009 № 138-st.] [Standard GOST 12.0.007-2009 “System of labor protection standards. Labor protection management system in an organization. General requirements on development, application, estimation and improvement”: approved by the decree of the Russian technical regulation agency from 21.04.2009 № 138-st]. Moscow: Standart-inform, 2009.

Social sciences. Politics and law

25

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

7. GOST 12.0.004-90 «Mezhgosudarstvennyy standart. Sistema standartov bezopasnosti truda. Organizatsiya obucheniya bezopasnosti truda. Obshchie polozheniya»: [utv. Posta-novleniem Gosstandarta SSSR ot 05.11.1990 № 2797] [Standard GOST 12.0.004-90 “Intergovernmental standard. System of labor protection standards. Labor protection training organization. General provisions”: approved by the decree of the USSR state standard agency from 05.11.1990 № 2797]. Moscow: Izd-vo standartov, 2001.

8. Rossiyskayagazeta [Russian newspaper]. 2003, no. 35 (22 Febr.).

9. Oftsial’nyy sayt Ministerstva truda i sotsial’nogo razvitiya RF [Official web page of the Ministry of labor and social development of the Russian Federation]. Available at: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/127.

10. Doklad Gosudarstvennoy inspektsii truda v Penzenskoy oblasti ob osushchestvlenii i effektivnosti federal’nogo gosudarstvennogo nadzora za soblyudeniem trudovogo zako-nodatel’stva i inykh normativnykh pravovykh aktov, soderzhashchikh normy trudovogo prava [Report of the State labor commission in Penza region on implementation and efficiency of the federal state inspection of adherence to labor legislation and other normative legal acts, containing the standards of the labor law]. Available at: http:// git5 8.ro strud. ru/results.

11. GOST 12.0.003-74 «Sistema standartov bezopasnosti truda. Opasnye i vrednye proiz-vodstvennye faktory. Klassifkatsiya» (vveden Postanovleniem Gosstandarta SSSR ot 18.11.1974 № 2551) (red. ot 01.10.1978) [Standard GOST 12.0.003-74 “System of labor protection standards. Dangerous and hazardous productional factors. Classification” (introduced by the decree of the USSR state standard agency from 18.11.1974 № 2551) (edition of 01.10.1978)]. Moscow: Izd-vo standartov, 2002.

12. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of the Russian Federation’s legislation]. 2000, no. 10 (6 March), art. 1131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of the Russian Federation’s legislation]. 2000, no. 10 (6 March), art. 1130.

14. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 2012, no. 73 (4 Apr.).

Горбачева Алла Владимировна

аспирант, Образовательное учреждение профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений»

(Россия, г. Москва, ул. Лобачевского, 90)

E-mail: alla22-02@mail.ru

Gorbacheva Alla Vladimirovna Postgraduate student, Educational Institution of Higher Professional Education unions «Academy of Labor and Social Relations»

(90 Lobachevskogo street, Moscow, Russia)

УДК 349.2 Горбачева, А. В.

О некоторых особенностях правового регулирования охраны труда работников дорожного хозяйства / А. В. Горбачева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. -№ 3 (31). - С. 19-26.

26

University proceedings. Volga region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.