Научная статья на тему 'Некоторые особенности организации обучения по охране труда в дорожном хозяйстве'

Некоторые особенности организации обучения по охране труда в дорожном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1004
563
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОБУЧЕНИЕ ОХРАНЕ ТРУДА / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / ОТРАСЛЕВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА / ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбачева А.В.

В статье анализируются основные действующие нормативные акты, регулирующие организацию обучения работников в области охраны труда применительно к дорожной отрасли. При этом отмечаются недостатки отдельных норм трудового законодательства, содержащихся в отраслевых актах по охране труда и вносит предложения по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF TRAINING IN THE FIELD OF LABOUR PROTECTION IN THE FIELD OF PUBLIC ROAD SYSTEM

The article analyzes the main existing regulations governing the organization of training of workers in the field of labor in relation to the public road system. In this case, the author distinguishes the

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности организации обучения по охране труда в дорожном хозяйстве»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

УДК 349.2

А.В. Горбачева*

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В статье анализируются основные действующие нормативные акты, регулирующие организацию обучения работников в области охраны труда применительно к дорожной отрасли. При этом отмечаются недостатки отдельных норм трудового законодательства, содержащихся в отраслевых актах по охране труда и вносит предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: дорожное хозяйство, обучение охране труда, безопасность труда, отраслевые акты по охране труда, локальные нормативные акты по охране труда.

Организационно-технические мероприятия по охране труда составляют целую систему, направленную на предотвращение воздействия опасных производственных факторов. Они включают в себя широкий диапазон мероприятий, в том числе, организацию обучения, проверку знаний требований охраны труда, проведение инструктажей с работниками, стажировку на рабочем месте; обеспечение контроля за соблюдением работниками правил по охране труда и т. д. [1]

Поскольку дорожно-строительные работы связаны с максимальной эксплуатацией дорожно-строительной техники, технологического оборудования и установок, то организация обучения по охране труда, проверка знаний требований охраны труда, проведение инструктажей, стажировки на рабочем месте составляют комплекс тех превентивных мер, от выполнения которых напрямую зависит обеспечение безопасности, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний [2].

Однако только в г. Пензе и Пензенской области из года в год, одной из причин несчастных случаев на производстве являются недостатки в организации и проведении обучения работников по охране труда. По данным статистики за 2013 год, в данном регионе произошло 72 несчастных случая с тяжелыми последствиями. Недостатки в организации и проведении обучения работников по охране труда составляют 8,3 % от всех причин, произошедших несчастных случаев [3].

Необходимо указать, что правовую основу организации и проведения обучения по охране труда, кроме Трудового кодекса Российской Федерации, составляет целый ряд

* © Горбачева А.В., 2014

Горбачева Алла Владимировна (alla22-02@mail.ru), кафедра трудового права; права социального обеспечения, Образовательное учреждение профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений», 119454, Российская Федерация, г. Москва, ул. Лобачевского, 90.

нормативных актов, основными из которых являются Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок обучения № 1/29), ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утв. Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 № 2797 (далее — ГОСТ 12.0.004-90) и т. д. [4].

Практика дорожного строительства по обучению охране труда предусматривает прежде всего проведение всех видов инструктажей: вводного, первичного, повторного, внепланового и целевого; стажировки на рабочем месте, обучение руководителей и специалистов, а также обучение работников рабочих профессий.

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Данный инструктаж проводит специалист по охране труда или лицо, на которое приказом по организации возложены эти обязанности. Согласно общим правилам, установленным ГОСТ 12.0.004-90, в каждой организации дорожного хозяйства, для проведения вводного инструктажа по безопасности труда должна разрабатываться программа проведения вводного инструктажа, которая утверждается руководителем и является локальным нормативным актом. Программа содержит не только требования стандартов безопасности труда при проведении строительства, ремонта и содержания дорог, но и отражает требования правил, норм и инструкции по охране труда, особенностей организации труда при проведении данных видов работ.

Инструктажи на рабочем месте первичный, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ с целью получения конкретных знаний для безопасного выполнения того или иного производственного задания. В организациях дорожного хозяйства руководителями работ являются начальник участка, мастер, производитель работ, которые должны пройти обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке и только потом могут быть допущены к проведению инструктажа с работниками. Все виды инструктажей на рабочем месте имеют свое функциональное назначение и проводятся конкретно с учетом тех или иных обстоятельств.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы: со всеми вновь принятыми работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до 2 месяцев или на период выполнения сезонных работ, совместителями; с работниками, переведенными из одного структурного подразделения в другое, либо работниками, выполняющими новую для них работу; с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Специально для проведения первичного инструктажа конкретно для каждой рабочей профессии с учетом тех или иных особенностей производственной деятельности разрабатываются и утверждаются программы, которые содержат общие сведения о технологическом процессе, оборудовании и производственной среде на рабочем месте работника, средствах индивидуальной защиты, полагающихся именно этому работнику, его профессиональных рисках и т. д. [5]. Например, в организациях дорожного хозяйства Пензенской области, таких как ООО «Пензадорстрой», ОАО «Дорожно-строительное управление № 1», ООО «Мостодор» программы проведения инструктажа на рабочем месте разработаны для работников таких рабочих профессий как машинист крана, машинист скрепера, машинист бульдозера, машинист укладчика асфальтобетона, машинист катка самоходного с гладкими вальцами, машинист экскаватора,

машинист погрузочной машины, слесаря по ремонту агрегатов (двигателей), аккумуляторщика, асфальтобетонщика, асфальтобетонщика-варильщика, дорожного рабочего и т. д. Однако, несмотря на то, что требование к наличию таких программ по профессиям и видам работ установлено ГОСТ 12.0.004-90, они разрабатываются далеко не во всех организациях дорожного хозяйства.

Лица, работа которых не связана с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов первичный инструктаж на рабочем месте не проходят. Данные работники освобождаются от его прохождения, согласно перечню профессий и должностей работников, утверждаемым руководителем организации. Следует отметить, что в организациях, занятых строительством, ремонтом и обслуживанием дорог, таких работников немного, в основном это руководящий персонал — директор, заместитель директора; административно-технический персонал — главный инженер, главный механик, начальники отделов (планово-производственного, технического, лаборатории и т. д.), инженерно-технические работники (специалист по охране труда, механик и т. д.), а также мастер, прораб и т. д.

К сожалению, только за 2013 год государственными инспекторами (по охране труда) в Пензенской области выявлены 583 нарушения, связанные с обучением, инструктированием работников по охране труда, в частности, это — не проведение первичного инструктажа, допуска вновь принятого работника к самостоятельной работе без проведения стажировки на рабочем месте, не проведение повторного инструктажа, проведение инструктажа необученным по охране труда в установленном порядке лицом, отсутствие обучения у работодателя и ответственных должностных лиц и т. п.

После первичного инструктажа на рабочем месте большинство работников проходит стажировку на рабочем месте в течение первых 2—14 смен под наблюдением мастера или опытного работника, назначенного приказом работодателя (распоряжением, решением). Целью стажировки является не только получение работником теоретических знаний, но и приобретение навыков безопасных способов работы при обращении с машинами и механизмами, инструментами и приспособлениями, оборудованием, веществами, применяемыми на данном рабочем месте. Работник может быть освобожден от стажировки на рабочем месте в 2 случаях, если он: 1) имеет стаж работы по специальности не менее 3 лет; 2) переходит из одного подразделения в другое, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, не меняется (п. 7.2.4. ГОСТ 12.0.002-90).

К сожалению, в трудовом законодательстве и иных подзаконных актах понятие стажировки отсутствует, но в юридической литературе предпринимались попытки его сформулировать1. В толковом словаре русского языка под стажировкой понимается срок, в течение которого вновь поступившие работают для приобретения опыта в своей специальности, а также для общей оценки стажирующегося [7, с. 761].

По нашему мнению, стажировка на рабочем месте, в том числе и в организациях дорожного хозяйства, имеет немаловажное значение, поскольку работа в большинстве случаев связана с источниками повышенной опасности. Анализ локальных нормативных актов организаций дорожного хозяйства Пензенской области (ОАО «Дорожно-эксплуатационное предприятие № 270» и т. д.), показал, что стажировка на рабочем месте в них проводится согласно Положению о порядке проведения стажировки (далее — Положение). В Положении указано, что наставниками (руководителем) стажировки с работниками рабочих профессий могут быть мастера, бригадиры, квалифицированные рабочие, имеющие стаж практической работы по данной профессии не менее 3 лет; а наставниками (руководителями) стажировки со специалистами — специалисты более высокой квалификации, имеющие стаж практической работы не менее 3 лет или руководители структурных подразделений. Причем, для каждого рабочего места при проведении стажировки разрабатывается специальная программа, ко-

торая утверждается руководителем организации. Стажировка может закончиться принятием решения: об успешном прохождении стажировки и допуске к работе; о частичном допуске к работе (например, если стажировавшийся не осваивает теоретическую либо практическую часть, то срок стажировки может быть продлен до 20 смен); и о непригодности трудиться самостоятельно с помощью безопасных навыков и способов работы. Так как ответственность за качественное обучение (стажировку) несет руководитель структурного подразделения, то для того, что бы заинтересовать его и наставника стажировки в получении положительного результата, такие положения содержат возможность материального стимулирования в виде доплаты, которая устанавливается соглашением сторон.

В связи с вышеизложенным считаем необходимым ввести в ст. 225 Трудового кодекса РФ норму следующего содержания: «Все рабочие после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2—14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку и т. п.). При этом под стажировкой на рабочем месте следует понимать процесс обучения, который необходим работнику для получения теоретических знаний, приобретения навыков безопасных способов работы по той или иной профессии или виду работ».

Следует отметить, что в настоящее время сроки проведения стажировки на рабочем месте в дорожном хозяйстве регулируются типовыми инструкциями по охране труда [8]. При этом в типовых инструкциях по охране труда для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов, для форсунщика асфальтобетонной установки предусмотрен срок стажировки — в течение первых 2-5 смен; для рабочих, работающих на компрессорных окислительных установках СИ-204 по переработке гудрона в битум, для транспортерщика дробильно-сортировочных установок и многих других такой срок установлен — в течение первых 3-5 смен. Однако в отраслевых правилах по охране труда, которые должны служить основой для разработки актов низшего ранга требования о проведении стажировки на рабочем месте и ее сроках вообще не содержатся [9].

С учетом вышеизложенного, считаем целесообразным:

1) установить в Типовых инструкциях для работников дорожного хозяйства срок проведения стажировки на рабочем месте от 2 до 14 смен;

2) изменить п. 6.4.1. Правил охраны труда при строительстве, ремонте и содержании дорог, изложив его в следующей редакции: «Работники должны проходить инструктажи по безопасности труда, стажировку на рабочем месте в течение первых 2— 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника)».

Повторный инструктаж в организациях дорожного хозяйства проходят те работники, которые не были освобождены от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Порядок обучения № 1/29 устанавливает общие для всех правила, касающиеся сроков проведения повторного инструктажа (не реже одного раза в 6 месяцев). В то же время в нем уточняется, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.8).

С рабочими, которые заняты во вредных и (или) опасных условиях труда, повторный инструктаж проводится не реже 1 раза в 3 месяца. Однако не все типовые инструкции по охране труда для работников дорожного хозяйства устанавливают такую периодичность, что является их существенным недостатком2. Кроме того, типовые инструкции по охране труда разработаны не для всех профессий и видов работ, которые существуют в настоящее время в дорожном хозяйстве3. Представляется, что периодичность проведения повторного инструктажа должна быть установлена отраслевыми правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, но и в них сроки его проведения также не предусмотрены.

В связи с этим полагаем необходимым ввести в раздел 6.4. «Требования к персоналу» отраслевых Правил охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог норму следующего содержания: «Повторный инструктаж проводится в целях закрепления знаний безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте.

Повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 3 месяца, за исключением работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте».

Внеплановый инструктаж проводят:

— при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда;

— при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

— при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

— по требованию органов государственного надзора и контроля;

— при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями более 30 календарных дней, а для остальных работ — 2 месяцев);

— по решению работодателя.

Целевой инструктаж в организациях дорожного хозяйства проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т. п.); при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при проведении экскурсий на предприятии; при организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.). При этом должен быть оформлен наряд-допуск, разрешение и другие документы. Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т. п., фиксируется в наряде-допуске или другом документе, разрешающем производство работ [15].

Например, в связи с тем, что работники дорожных организаций, выполняют работы на проезжей части дорог и могут быть подвержены воздействию опасных и вредных производственных факторов (движущиеся транспортные средства, дорожные машины и механизмы, отлетающие предметы, работа с химическими веществами и т. д.), то данные виды работ отнесены к работам повышенной опасности и требуют проведения целевого инструктажа. Для организации безопасного производства таких работ назначаются: 1) лица, имеющие право выдавать наряд-допуск, из числа руководителей и специалистов; 2) ответственный руководитель работ из числа руководителей и специалистов; 3) ответственный исполнитель работ из числа рабочих (бригадир, звеньевой или высококвалифицированный рабочий), которые должны пройти обучение и проверку знаний требований охраны труда.

Порядок обучения № 1/29 устанавливает, что работодатель (или уполномоченное им лицо) обязано организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех работников рабочих профессий, поступающих на работу лиц, переводимых на другую работу, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверка знаний охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится в течение первого месяца по соответствующим программам по охране труда, разработанным

непосредственно самой организацией или в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, не только работники рабочих профессий, но и руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, если в ней имеется соответствующая комиссия.

К сожалению, в большинстве случаев обучение по охране труда, осуществляемое в самой организации, проходит формально или вообще отсутствует. Одной из причин того, что данные нарушения допускаются, является незнание нормативной базы, как руководителем самой организации, так и специалистами, которые непосредственно организуют процесс производства работ. Некомпетентность в вопросах охраны труда, неумение организовать безопасное производство работ и осуществлять надлежащий контроль за состоянием охраны труда в конечном итоге приводят к многочисленным нарушениям, а иногда к несчастному случаю.

В связи с этим предлагаем внести изменения в п. 2.3.2 Порядка обучения № 1/29, предусмотрев в нем обязанность работодателя (или уполномоченного им лица) проводить обучение по охране труда руководителей и специалистов организации, непосредственно связанных с организацией производства работ, только в образовательном учреждении профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Тем самым исключив возможность обучения их непосредственно в организации, где они работают.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 76 ТК РФ работники, не прошедшие обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а также обязательный медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ должны быть отстранены от работы работодателем4. Причем в этих случаях работник частично лишается заработной платы, установленной трудовым договором, т. к. оплата за все время отстранения от работы оплачивается как за простой.

Представляется, что вышеуказанные нормы являются несправедливыми по отношению к работникам и должны быть изменены. Поэтому предлагаем ч. 3 ст. 76 ТК РФ изложить в следующей редакции: «.. .В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, либо обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в полном объеме, установленной трудовым договором».

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ работников рабочих профессий должно быть организовано работодателем в течение месяца после приема на работу или при переводе на другую работу. Данные требования установлены не только в п. 2.2.1. Порядка обучения № 1/29, но и большинством типовых инструкций по охране труда для работников дорожного хозяйства5. Однако ч. 3 ст. 225 ТК РФ предусматривает, что обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте организуется только для лиц, поступающих на работу «с вредными и (или) опасными условиями труда». При этом Трудовой кодекс РФ не раскрывает понятия «вредные и (или) опасные условия труда».

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. При этом, вредные условия труда (3 класс) — это условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а опасные (4 класс) — это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия, которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздей-

ствия данных факторов обуславливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности [13].

Таким образом, «вредные и опасные условия труда» — это условия труда, при которых вследствие нарушения санитарных норм и правил, возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормативы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и (или) нарушению здоровья работающих [14]. Думается, что в Трудовой кодекс целесообразно включить понятие «вредные и опасные условия труда».

С учетом вышеизложенного, считаем, что нормы, предусматривающие проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте только для лиц, поступающих на работу «с вредными и (или) опасными условиями труда» не соответствуют прямому назначению и целям проведения обучения по охране труда и стажировки на рабочем месте.

Считаем необходимым изменить ч. 3 ст. 225 ТК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Работодатель обеспечивает обучение всех лиц, поступающих на работу безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы».

Примечания

1 Под стажировкой следует понимать установленный в законодательстве или оговоренный в трудовом договоре ограниченный период времени для оценки деловых качеств работника [6, с. 8]

2 Например, Типовая инструкция № 5 по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера), утв. Минтрансом РФ 11.03.1993, Типовая инструкция № 13 по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона, утв. 11.03.1993 не содержат нормы о периодичности проведения повторного инструктажа// Сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих дорожного хозяйства. Вып. 1. М.: Федеральный дорожный департамент Минтранса РФ? 1993.

3 Например, отсутствуют Типовые инструкции по охране труда для варщика асфальтовой массы, варщика битума, оператор разметочной машины и т. д.

4 Например, в г. Пензе и Пензенской области по данным статистики за 2013 год по требованию госинспекторов (по охране труда) отстранено от работы 2 208 работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда // Официальный сайт Государственной инспекции труда в Пензенской области. URL: http://git58.rostrud.ru/results.

5 Требование об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ относятся к общим требованиям безопасности труда и установлены Типовыми инструкциями по охране труда для работников дорожного хозяйства — дробильщика дробильно-сортировоч-ных установок; транспортерщика дробильно-сортировочных установок; машиниста автополивочной машины; гротовщика дробильно-сортировочных установок; рабочих, работающих на компрессорных окислительных установках СИ-204 по переработке гудрона в битум; машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов; форсунщика асфальтобетонной установки; для рабочих, работающих на бескомпрессорных окислительных установках Т-309 по переработке гудрона в битум; работников лаборатории, работающих на окислительных установках по переработке гудрона в битум и т. д.

Библиографический список

1. Распоряжение Минтранса РФ от 29.01.2003 № ОС-37-р «О введении в действие Пособия по охране труда дорожному мастеру» // Сборник руководящих документов Росавтодо-ра и федеральных органов власти, имеющих отраслевое значение. 2003. № 1.

2. Беляров Ю.А., Широков В.Н. Обучение и инструктирование работников организаций по охране труда. М.: Издательство «Безопасность труда и жизнедеятельности», 2011. 72 с.

3. Доклад Государственной инспекции труда в Пензенской области «Об осуществлении и эффективности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (за 2013 год)» // Официальный сайт Государственной инспекции труда в Пензенской области. URL: http ://git58.rostrud.ru/results.

4. ГОСТ 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»: утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст. М.: Стандартинформ, 2009.

5. Сборник руководящих документов Росавтодора и федеральных органов власти, имеющих отраслевое значение. 2003. № 1.

6. Деткова И.А. Особенности правового регулирования труда работников муниципального автомобильного транспорта: дис. .. канд. юрид. наук. Томск, 2006. 198 с.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

8. Типовая инструкция по охране труда для транспортерщика дробильно-сортировочных установок; Типовая инструкция по охране труда для машинистов автополивочных машин; Типовая инструкция по охране труда для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов; Типовая инструкция по охране труда для форсунщика асфальтобетонной установки, Типовая инструкция по охране труда для рабочих, работающих на бескомпрессорных окислительных установках Т-309 по переработке гудрона в битум; Типовая инструкция по охране труда для грохотовщика дробильно-сортировочных установок, утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ. 24.03.1994; Типовая инструкция по охране труда для аккумуляторщика, утв. Приказом Минтранса РФ от 15.09.1997 № 105. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ. М.: Союздорнии. 1992.

10. Сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих дорожного хозяйства. Вып. 1. М.: Федеральный дорожный департамент Минтранса РФ, 1993.

11. ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 № 2797. М.: Издательство стандартов, 2001.

12. Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» // Российская газета. 2003. 22 февраля.

13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Российская газета. 2013. 30 декабря.

14. Воробьев И.А. Российская энциклопедия по охране труда: в 3 т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во НЦ ЭНАС. 2007. Т. 1 : А-К. 440 с.

15. Распоряжение Минтранса РФ от 29.01.2003 № ОС-37-р «О введении в действие Пособия по охране труда дорожному мастеру» // Сборник руководящих документов Росавтодо-ра и федеральных органов власти, имеющих отраслевое значение. 2003. № 1.

References

1. Instruction of Mintrans of Russia dated 29.01.2003 no.OS—37p «On introduction into operation of Manual on labour safety of roadmaster». Guidance package of Rosavtodor and federal authorities that have sectoral significance, no.1, 2003. [in Russian]

2. Belyarov Yu.A., Shirokov V.N. Training and instructing of workers of an organization on labour protection. M., Izdatel'stvo «Bezopasnost' truda i zhiznedeiatel'nosti», 2011, 72 p. [in Russian]

3. Report of State Labour Inspection Service in the Penza Region «On realization and effectiveness of federal government oversight and other normative legal acts that contain norms of labour law (on the period of 2013)». Official site of State Labour Inspection Service in the Penza Region. Retrieved from: http://git58.rostrud.ru/results.

4. GOST 12.0.007—2009 «System of standards of labour protection in an organization. General requirements on development, estimate and improvement», approved and enforced by the Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated 21.04.2009, no. 138-st. M., Standartinform, 2009. [in Russian]

5. Guidance package of Rosavtodor and federal authorities that have sectoral significance. 2003, no. 1. [in Russian]

6. Detkova I.A. Dissertatsiia k.iu.n. «Osobennosti pravovogo regulirovaniia truda rabotnikov munitsipal'nogo avtomobil'nogo transporta» [Candidate's of Juridical Sciences thesis «Peculiarities of legal regulation of labour of workers of municipal mechanical transport»]. Tomsk, 2006, 198 p. [in Russian]

7. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of Russian Language. 80 000 words and phraseological expressions. Russian Academy of Sciences. Institute of Russian Language. 4th ed., revised and enlarged. M., Azbukovnik, 1999, 944 p. [in Russian]

8. Standard manual on labour protection for beltman of rock-crushing and screening plants; Standard manual on labour protection for engine driver of autowater car; Standard manual on labour protection for engine drivers of shovel full track and wheel excavators; Standard manual on labour protection for burnerman of asphalt—concrete unit; Standard manual on labour protection for workers operating on the compressorless oxidating units T—309 on processing of tar oil in bitum; Standard manual on labour protection for screenman of rock-crushing and screening plants, approved by the Federal Road Department of the Mintrans of the Russian Federation dated 24.03.1994; Standard manual on labour protection for battery assembler approved by the Order of Mintrans of the Russian Federation dated 15.09.1997 no.105. Access from electronic information and legal system «ConsultantPlus». [in Russian]

9. Labour protection rights at construction, repair and maintenance of automobile roads, approved by the Mintransstroy, Mintrans of the RF dated 27.12.1991, Central Committee of labour union organization of workers of automobile transport and public road system of the RF. M., Soiuzdornii, 1992. [in Russian]

10. Standard manual package on labour protection for workers of public road system. Issue 1. M., Federal'nyi dorozhnyi departament Mintransa RF, 1993. [in Russian]

11. GOST 12.0.004—90 «Regional standard. System of standards of labour protection. Organization of teaching process on labour protection. General requirements», approved and enforced by the Decree of GosStandart of the USSR dated 05.11. 1990 no. 2797. M.: Izdatel'stvo standartov, 2001. [in Russian]

12. Decree of the Ministry of Labour and Social Security, Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 13.01.2003 no. 1/29 «On approval of the order of instruction in labour protection and testing of knowledge of labour protection requirements of workers of an organization». Rossiiskaia gazeta, no. 35, 22.02.2003. [in Russian]

13. Federal Law dated 28.12.2013 no. 426—FZ «On special estimate of conditions of work». Rossiiskaia gazeta, no. 295, 30.12.2013. [in Russian]

14. Vorobiev I.A. Russian encyclopedia on labour protection. In 3 Vol. 2nd ed., revised and enlarged. M., Izd-vo NTs ENAS, 2007, Vol.1. A-K, 440 p. [in Russian]

15. Распоряжение Минтранса РФ от 29.01.2003 № ОС-37-р «О введении в действие Пособия по охране труда дорожному мастеру» // Сборник руководящих документов Росавтодо-ра и федеральных органов власти, имеющих отраслевое значение. 2003. № 1.

A.V. Gorbacheva*

SOME PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF TRAINING IN THE FIELD OF LABOUR PROTECTION IN THE FIELD OF PUBLIC ROAD SYSTEM

The article analyzes the main existing regulations governing the organization of training of workers in the field of labor in relation to the public road system. In this case, the author distinguishes the shortcomings of separate norms of labor law, contained in the industry acts on labor protection and makes suggestions on improving them.

Key words: public road system, instruction in labour protection, labour safety, local regulations on labor protection, local normative acts on labour protection.

* Gorbacheva Alla Vladimirovna (alla22-02@mail.ru), the Dept. of Labour Law, Law of Social Security, Academy of Labour and Social Relations, Moscow, 119454, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.