Научная статья на тему 'Правовое регулирование выдачи защитных средств работникам дорожного хозяйства'

Правовое регулирование выдачи защитных средств работникам дорожного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ВЫДАЧА МОЛОКА И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ / ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКА / ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО / LEGAL REGULATIONS / PERSONAL PROTECTIVE EQUIPMENT / DELIVERY OF MILK AND PREVENTIVE NUTRITION / WORKER’S HEALTH / ROADS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбачева Алла Владимировна

Актуальность и цели. Актуальность данной темы обоснована тем, что в юридической литературе по трудовому праву работ, посвященных правовому регулированию выдачи защитных средств работникам дорожного хозяйства, в настоящее время нет. Цель работы исследовать нормы трудового законодательства и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; локальные нормативные акты по охране труда, действующие в организациях дорожного хозяйства, регламентирующие обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; локальных нормативных актов по охране труда применительно к организациям дорожного хозяйства. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового анализа, которые позволяют сопоставить содержание и значение для развития теории и практики правового регулирования основополагающих норм Трудового кодекса РФ и других нормативных правовых актов, регулирующих выдачу работникам защитных средств. Результаты. Результатом исследования стало выявление проблем, связанных с правовым регулированием выдачи защитных средств работникам дорожного хозяйства. Выводы. Нормативное правовое регулирование выдачи защитных средств работникам дорожного хозяйства несовершенно, и отдельные нормы, регулирующие данные вопросы, требуют пересмотра.Background.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The is relevant due to the fact that there are no works in the legal literature on labor law devoted to legal regulation of the issue of protective equipment to workers in the road maintenance sector. The purpose of the article is to explore labor laws and other normative legal acts containing norms of the labor law; active local regulations on labor protection at road maintenance organizations, regulating provision of special clothing, footwear and other personal protective equipment, as well as regulations of the free issue of milk or other equivalent food products and preventive nutrition to workers employed at jobs with hazardous working conditions. Materials and methods. The research tasks was implemented through analyzing labor laws and other normative legal acts containing norms of the labor law; local regulations of labor protection of labor organizations relating to the road maintenance sector. The methodological potential included a comparative legal analysis, which allows to compare the content and significance of development of the theory and practice of legal regulation of the fundamental rules of the Labor Code and other regulations governing the issue of protective equipment to employees. Results. The study resulted in identification of problems concerning the legal regulation of the issue of protective equipment to employees of road maintenance organizations. Conclusions. The legal regulation of the issue of protective equipment to employees of the road maintenance sector is not perfect and some rules governing these issues need to be revised.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование выдачи защитных средств работникам дорожного хозяйства»

УДК 349.2

DOI: 10.21685/2072-3016-2016-2-6

А. В. Горбачева

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫДАЧИ ЗАЩИТНЫХ СРЕДСТВ РАБОТНИКАМ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация.

Актуальность и цели. Актуальность данной темы обоснована тем, что в юридической литературе по трудовому праву работ, посвященных правовому регулированию выдачи защитных средств работникам дорожного хозяйства, в настоящее время нет. Цель работы - исследовать нормы трудового законодательства и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; локальные нормативные акты по охране труда, действующие в организациях дорожного хозяйства, регламентирующие обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; локальных нормативных актов по охране труда применительно к организациям дорожного хозяйства. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового анализа, которые позволяют сопоставить содержание и значение для развития теории и практики правового регулирования основополагающих норм Трудового кодекса РФ и других нормативных правовых актов, регулирующих выдачу работникам защитных средств.

Результаты. Результатом исследования стало выявление проблем, связанных с правовым регулированием выдачи защитных средств работникам дорожного хозяйства.

Выводы. Нормативное правовое регулирование выдачи защитных средств работникам дорожного хозяйства несовершенно, и отдельные нормы, регулирующие данные вопросы, требуют пересмотра.

Ключевые слова: правовое регулирование, средства индивидуальной защиты, выдача молока и лечебно-профилактического питания, здоровье работника, дорожное хозяйство.

A. V. Gorbacheva

LEGAL REGULATION OF THE ISSUE OF PROTECTIVE MEANS TO EMPLOYEES OF THE ROAD MAINTENANCE SECTOR

Abstract.

Background. The is relevant due to the fact that there are no works in the legal literature on labor law devoted to legal regulation of the issue of protective equipment to workers in the road maintenance sector. The purpose of the article is to explore labor laws and other normative legal acts containing norms of the labor law; active local regulations on labor protection at road maintenance organizations, regulating provision of special clothing, footwear and other personal protective equipment, as well as regulations of the free issue of milk or other equivalent food products and

preventive nutrition to workers employed at jobs with hazardous working conditions.

Materials and methods. The research tasks was implemented through analyzing labor laws and other normative legal acts containing norms of the labor law; local regulations of labor protection of labor organizations relating to the road maintenance sector. The methodological potential included a comparative legal analysis, which allows to compare the content and significance of development of the theory and practice of legal regulation of the fundamental rules of the Labor Code and other regulations governing the issue of protective equipment to employees.

Results. The study resulted in identification of problems concerning the legal regulation of the issue of protective equipment to employees of road maintenance organizations.

Conclusions. The legal regulation of the issue of protective equipment to employees of the road maintenance sector is not perfect and some rules governing these issues need to be revised.

Key words: legal regulations, personal protective equipment, delivery of milk and preventive nutrition, worker's health, roads.

Предоставление работникам дорожного хозяйства специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты регулируется Межотраслевыми правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты от 1 июня 2009 г. [1] (далее - Межотраслевые правила) и рядом отраслевых актов [2-3].

Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ) - это средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Межотраслевые правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Более того, они обязывают работодателей информировать работников о полагающихся им СИЗ, знакомить их с настоящими Правилами при проведении вводного инструктажа, а также с соответствующими его профессии и должности Типовыми нормами выдачи СИЗ (п. 9 в ред. приказа Минтруда России от 12.01.2015) [4]. По нашему мнению, данная формулировка является неточной и требует изменения, о чем будет сказано ниже.

Часть 3 ст. 68 ТК РФ устанавливает, что при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Как известно, локальные нормативные акты - это документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). В. К. Самигуллин и В. А. Тарасова отмечали, что назначение локальных норм состоит не просто в регулировании внутренних отношений в организации, а в их «доурегулировании» с целью конкретизации общих норм и восполне-

ния пробелов законодательства, которое локальными нормами не только возможно, но в ряде случаев необходимо [5, с. 39; 6].

Остановимся более подробно на порядке информирования работников дорожного хозяйства о положенных им СИЗ. Следует отметить, что далеко не все организации дорожного хозяйства имеют коллективные договоры и соглашения по охране труда, поскольку заключение коллективного договора по действующему трудовому законодательству не обязательно. По данным Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, в регионе из имеющихся 50 организаций дорожного хозяйства зарегистрировано четыре коллективных договора. Например, в организациях ООО «Лопа-тинавтодорсервис», ОАО «ДЭП № 270» нормы выдачи СИЗ разрабатываются на основе Типовых отраслевых норм и являются приложением к коллективному договору. А в организациях дорожного хозяйства, где коллективные договоры и приложения к ним отсутствуют, работодатели самостоятельно устанавливают порядок ознакомления работников: либо путем включения его в локальные акты по охране труда, либо в процессе вводного инструктажа по охране труда, либо в процессе первичного инструктажа на рабочем месте. Кроме того, в некоторых организациях дорожного хозяйства, где отсутствует коллективный договор и приложение к нему, информация о полагающихся работнику СИЗ содержится в положении о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты или соответствующей инструкции.

Поэтому в целях устранения недостаточной четкости в вопросах обеспечения работников СИЗ считаем целесообразным изложить п. 9. Межотраслевых правил в новой редакции: «Работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с обязательными требованиями к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за СИЗ, а также при проведении первичного инструктажа на рабочем месте с перечнем СИЗ, нормами их выдачи, соответствующими его профессии и должности».

Обеспечение работников дорожного хозяйства смывающими и (или) обезвреживающими средствами осуществляется в соответствии с типовыми нормами [7]. При этом установлено, что нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте, указываются в трудовом договоре работника, а работодателю вменена обязанность при выдаче смывающих и (или) обезвреживающих средств информировать работников о правилах их применения. Подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Анализ ряда трудовых договоров работников дорожного хозяйства в Пензенской области показал, что они не содержат информации о нормах выдачи тех или иных смывающих и (или) обезвреживающих средств1.

В организациях, где ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, содержатся протоколы оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты работников (табл. 1). В них указываются

1 Например, анализ трудовых договоров был проведен в 30 организациях дорожного хозяйства Пензенской области.

основания (обязательные, дополнительные) не только для выдачи тех или иных средств индивидуальной защиты, но и выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств со ссылкой на Типовые нормы. Результатом оценки средств индивидуальной защиты, в том числе и смывающих и (или) обезвреживающих средств, является проверка их наличия, сертификата или декларации, а также соответствия условиям труда на данном рабочем месте.

Таблица 1

Протокол оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте

№ 18-С

(идентификационный номер протокола) Дорожный рабочий (профессия, должность)

3. Основание для выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) работнику:

3.1. Обязательных: п. 8. Приложение № 1 к Приказу Минздравсоцраз-вития РФ от 22 июня 2009 г. № 357н «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»;

п. 7 Приложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств».

3.2. Дополнительных: -

4. Результаты оценки СИЗ:

№ п/п Перечень СИЗ, положенных работнику согласно действующим нормам Наличие СИЗ у работников (есть, нет) Соответствует СИЗ условиям труда (соответствует, не соответствует) Наличие сертификата или декларации соответствия (номер и срок действия)

1. Обязательные:

1.10. Мыло или жидкие моющие средства, в том числе для мытья рук Есть Соответствует Имеется

Таким образом, ознакомление с протоколом оценки обеспеченности СИЗ, который содержит лишь обязательное основание для выдачи тех или иных смывающих и (или) обезвреживающих средствах в виде ссылки на пункты Типовых норм, не означает, что работники получают полную информацию о нормах их выдачи. Считаем, что данные положения несправедливы по отношению к работникам и ограничивают их право на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда.

Более того, в настоящее время понятие «аттестация рабочих мест по условиям труда» заменено на «специальную оценку условий труда» [8]. А одним из результатов специальной оценки условий труда являются протоколы оценки эффективности СИЗ на рабочем месте, которые, по мнению законодателя, должны содержать итоговую оценку эффективности СИЗ. Параметрами, которые должны определяться при оценке эффективности СИЗ, являются: обеспеченность работника СИЗ; защищенность работника СИЗ; эффективность выданных работнику СИЗ [9]. Можно предположить, что данные протоколы, кроме оценки эффективности СИЗ по аналогии с протоколами обеспеченности СИЗ, представляемыми по результатам проведения аттестации рабочих мест, должны содержать информацию о подборе и выдаче тех или иных смывающих и (или) обезвреживающих средствах, положенных работнику. Однако следует отметить, что в настоящее время материалы специальной оценки условий труда, в том числе проводимой в организациях дорожного хозяйства, не содержат протоколов оценки эффективности СИЗ из-за отсутствия методики ее проведения. Более того, понятие «смывающие и (или) обезвреживающие средства» в федеральном законе о специальной оценке условий труда вообще отсутствует, что, по нашему мнению, также противоречит п. 12 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, в котором говорится, что «подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом специальной оценки условий труда».

При этом в Типовых нормах упоминается, что до получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм. Таким образом, законодатель устанавливает для работодателя обязательное наличие данного перечня и списка работников. Однако на практике нередки ситуации, когда, в том числе, и в организациях дорожного хозяйства отсутствуют не только результаты аттестации рабочих мест, но и перечни рабочих мест и список работников организации, которые имеют право на смывающие и (или) обезвреживающие средства.

В связи с вышеизложенным предлагаем ввести в Типовые нормы бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств следующее положение:

п. 9: «Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, утверждаются согласно Перечню рабочих мест и списку работников, для которых необходима их выдача, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа».

Кроме этого, п. 10 Типовых норм бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств рекомендуется изложить в такой редакции:

«При приеме на работу (до подписания трудового договора) при проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен со списком полагающихся ему смывающих и (или) обезвреживающих средств, а также с правилами их применения», а п. 12 из Типовых норм исключить.

Кроме того, изложить в новой редакции:

- абзац 5 ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса РФ: «применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядка средств индивидуальной и коллективной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств»;

- абзац 15 ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса РФ: «информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровью, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях, средствах индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средствах».

А также переименовать ст. 221 Трудового кодекса РФ, назвав ее «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и (или) обезвреживающими средствами», и изложить ч. 3 ст. 221 Трудового кодекса РФ в следующей редакции: «Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу:

- специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, их хранение, стирку, сушку, ремонт, замену;

- смывающих и (или) обезвреживающих средств».

Трудовой кодекс РФ устанавливает, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников их выдача может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, в случаях, если такое правило установлено коллективным договором и (или) трудовым договором (ч. 1 ст. 222 ТК РФ).

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов и порядок осуществления компенсационной выплаты устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений [10].

Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов1, предусмотренных Перечнем вредных

1 Например, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области за 2013 г., в Пензенской области трудятся 668,3 тысяч человек, удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, составляет 9,84 % от общей численности работающих. Наибольшее число работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, занято на предприятиях с негосударственной формой собственности (О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации в 2013 году по Пензенской области : материалы

производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов и уровни которых превышают установленные нормативы1.

В дорожном хозяйстве право на получение бесплатно молока или другого лечебно-профилактического питания имеют работники следующих профессий: асфальтобетонщик-варильщик, асфальтобетонщик, аккумуляторщик, варщик асфальтовой массы, варщик битума, газоэлектросварщик, электросварщик ручной сварки, токарь, кузнец ручной ковки, машинист асфальтоукладчика, машинист катка и т.д. Основанием для выдачи молока является наличие на рабочих местах химических факторов, таких как алюминий, барит, бериллий и его соединения, ванадий и его соединения, вольфрам, железо, магния оксид, марганца оксид, медь, никель и его соединения, свинец и его соединения, титан, цинка оксид, кремния диоксид аморфный и т.д. (табл. 2).

Таблица 2

Протокол измерений и оценки химического фактора № 33-Х

(идентификационный номер протокола) Электросварщик ручной сварки (профессия, должность)

5. Фактические и нормативные значения измеряемых параметров:

Наименование вещества (рабочей зоны) Фактическое значение Нормативное значение Класс опасности Класс условий труда Время воздействия, %

Помещение

Азота оксиды (в пересчете на Ы02, мг/м3) 2,24 5 3 2 70

Озон, мг/м3 0,02 0,1 1 2 70

Углерод оксид, мг/м3 2,48 20 4 2 70

Комбинация веществ (азота оксиды (в пересчете на Ы02); озон; углерод оксид) 0,77 1 2

Как правило, в организациях дорожного хозяйства перечни работ и профессий с вредными условиями труда, дающие право работникам на получение молока или других равноценных пищевых продуктов, являются при-

Государственного доклада // Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области. - URL: http://58.rospotrebnadzor.ru/about).

1 Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых

в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равно-

ценных пищевых продуктов, приведен в приложении № 3 к Приказу № 45н.

ложением к коллективному договору1. Иногда при его отсутствии разрабатывается отдельный перечень работ и профессий, который утверждается в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов2. Кроме этого, при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда в соответствующих картах указываются: необходимость выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов в виде «да» или «нет», основание для выдачи со ссылкой на нормативно-правовой акт или отсутствие такого основания (табл. 3).

Таблица 3

Карта аттестации рабочего места по условиям труда № 33

Электросварщик ручной сварки_19906

(наименование профессии (должности) работника) (код по ОК-01694)

Строка 040. Компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда

№ п/п Виды компенсаций Фактическое наличие По результатам оценки условий труда

необходимость в установлении компенсации (да, нет) основание

1 Размер повышенной оплаты труда работников 0 Нет Отсутствует

2 Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 0 Нет Отсутствует

3 Продолжительность рабочего дня 40 Нет Отсутствует

4 Молоко или другие равно -ценные пищевые продукты Нет Нет Отсутствует

5 Лечебно-профилактическое питание Нет Нет Отсутствует

Безусловно, что карты аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда нормативны и работодатели обязаны в установленные сроки знакомить работников под роспись с результатами, указанными в картах. Однако на практике бывает не так, как требует действующее законодательство в области обеспечения работников молоком и лечебно-профилактическим питанием.

Во многих организациях дорожного хозяйства коллективные договоры и отдельные перечни работ и профессий отсутствуют, не проведена аттестация рабочих мест, специальная оценка условий труда, что в итоге приводит

1 Например, в ООО «Лопатинавтодорсервис».

2 Например, организации дорожного хозяйства, где коллективные договоры отсутствуют: ООО «ДСУ № 1» и т.д.

не только к нарушениям со стороны работодателей, но, более того, наносит вред здоровью самого работника, а в итоге может привести к профессиональному заболеванию1. Поэтому считаем, что обеспечение молоком и лечебно-профилактическим питанием крайне важно для профилактики здоровья работника, работа которого осуществляется во вредных условиях труда2 и не может зависеть от проведения или непроведения аттестации рабочих мест, специальной оценки условий труда; наличия в организации коллективного договора, приложения к нему или его отсутствия.

В связи с этим предлагаем включить в приказ № 45н норму следующего содержания: «Перечни работ и профессий, дающих право работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на получение молока или других равноценных пищевых продуктов, определяются работодателем (его представителем) по согласованию с представительным органом работников при наличии на рабочем месте вредных производственных факторов, перечисленных в приложении № 3 к приказу № 45н».

Выдача молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это установлено коллективным договором или тру-

1 Например, за период с 1994 по 2011 г. в Пензенской области зарегистрированы 354 случая профессиональных заболеваний, в том числе 232 - у женщин. В структуре профессиональных заболеваний преобладают заболевания, связанные с воздействием определенных факторов, в том числе химических, что составляет 5,4 % от общего количества профессиональных заболеваний. Основными причинами возникновения профзаболеваний являлись несовершенство технологических процессов, несовершенство средств индивидуальной защиты, профессиональный контакт с инфицированным агентом, недостаточная организация профилактических мер, направленных на сохранение здоровья работников и предотвращение профессиональных заболеваний и т.д. (Народосбережение. - 2013. - № 1. - С. 19, 20).

2 Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: 1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья; 2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет); 3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности [8].

довым договором. Полагаем, что данная норма противоречит основной цели охраны труда, направленной на сохранение здоровья работников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный закон о специальной оценке условий труда дает определение понятия «вредные условия труда», исходя из него можно сделать вывод, что, если условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные нормативы, такие условия труда всегда будут считаться вредными, независимо от их подкласса (3.1, 3.2, 3.3, 3.4). В связи с этим сам факт наличия на рабочем месте вредных производственных факторов может увеличить риск возникновения профессиональных заболеваний. При этом, если работник выбирает вместо молока или другого лечебно-профилактического питания компенсационную выплату, то нельзя исключить тот факт, что он гарантированно использует ее прямо по назначению, для профилактики профессионального заболевания и охраны своего здоровья. Поэтому считаем, что эту норму необходимо отменить, а ч. 1 ст. 221 Трудового кодекса РФ изложить в следующей редакции: «При условии наличия на рабочих местах вредных производственных факторов работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Запрещается замена выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов компенсационными выплатами».

Кроме этого, на работах с «особо вредными условиями труда» работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание (ч. 2 ст. 222 ТК РФ), выдача которого регулируется соответствующим порядком [11]. Проанализировав ряд коллективных договоров организаций дорожного хозяйства в Пензенской области, можно констатировать, что работники, занятые в особо вредных условиях, лечебно-профилактическим питанием не обеспечиваются. Мы попытались выяснить, почему это происходит.

В приложении к Приказу от 16 февраля 2009 г. содержится Перечень работ с особо вредными условиями труда, работа в которых дает право на выдачу лечебно-профилактического питания. Он включает следующие виды производств: химические производства, горные работы, химико-фармацевтические производства, производство цветной металлургии, электротехнические и радиотехнические производства, производства ртутных термометров, работы по погрузке и выгрузке апатита в морских речных портах, работы в условиях повышенного атмосферного давления, производства черной металлургии, производства пищевой промышленности, работы, связанные с уничтожением химического оружия. Работ, характерных для дорожного хозяйства, в данном перечне нет.

Несмотря на то что отдельный отраслевой перечень особо вредных работ, действующий в дорожном хозяйстве, нам найти не удалось, мы пришли к выводу, что такие работы все же существуют. При этом они входят в перечни других отраслей экономики: машиностроения и металлообрабатывающей промышленности, строительства и ремонтно-строительных работ1. Воз-

1 Например, это работы по варке пека, работа в кессонах и т.д. [12]; это работы по разработке в труднодоступных местах грунтов IV и более высоких групп и мерзлых грунтов всех групп вручную с применением клиньев и кувалд (молотов) и т.д. [13].

можно, что в дорожном хозяйстве перечень особо вредных работ небольшой, тем не менее в настоящее время из-за его отсутствия работники лишены права на получение бесплатно лечебно-профилактического питания.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что в целях охраны здоровья работников дорожного хозяйства необходимо в Приказ 2009 № 46н включить Перечень производств, профессий и должностей работников дорожного хозяйства, труд которых относится к особо вредным условиям труда.

Список литературы

1. Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты : Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (ред. от 12.01.2015) // Российская газета. - 2009. - № 181 (25 сент.).

2. Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением : Приказ Минздравсоцразвития России от 22.06.2009 № 357н (ред. от 20.04.2014) // Российская газета. - 2009. - № 207 (30 окт.) (опубликован без приложений 1-5).

3. Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением : Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.10.2008 № 541н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - № 44 (3 ноября).

4. О внесении изменений в Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н : Приказ Минтруда России от 12.01.2015 № 2н // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru

5. Самиггулин, В. К. Локальные нормы в советском праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Самиггулин В. К. - Свердловск, 1975.

6. Тарасова, В. А. Понятие и предмет локальных норм права / В. А. Тарасова // Правоведение. - 1968. - № 4.

7. Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» : Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н (ред. от 20.02.2014) // Российская газета. - 2011. - № 107 (20 мая).

8. О специальной оценке условий труда : Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 26.03.2014) // Российская газета. - 2013. - № 295 (30 дек.).

9. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению : Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 20.01.2015) // Российская газета. - 2014. - № 71 (28 марта).

10. Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквива-

лентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов : Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н (ред. от 20.02.2014) // Российская газета. - 2009. - № 92 (22 мая).

11. Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания : Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 46н // Российская газета. - 2009. - № 92 (22 мая).

12. Об утверждении Типового перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности : Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.10.1986 № 381/22-68 // Бюллетень Госкомтруда СССР. - 1987. -№ 2.

13. Об утверждении Перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах : Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.10.1986 № 374/22-60 (ред. от 21.06.1990) // Бюллетень Госкомтруда СССР. - 1987. - № 6.

References

1. Rossiyskayagazeta [The Russian newspaper]. 2009, no. 181 (25 Sept.).

2. Rossiyskaya gazeta [The Russian newspaper]. 2009, no. 207 (30 Oct.).

3. Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti [Bulletin of normative acts of federal executive bodies]. 2008, no. 44 (3 Nov.).

4. Ofitsial'nyy internet-portalpravovoy informatsii [Official website of legal information]. Available at: http://www.pravo.gov.ru

5. Samiggulin V. K. Lokal'nye normy v sovetskom prave: avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Local regulations in the societ law: authr's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Sverdlovsk, 1975.

6. Tarasova V. A. Pravovedenie [Jurisprudence]. 1968, no. 4.

7. Rossiyskaya gazeta [The Russian newspaper]. 2011, no. 107 (20 May).

8. Rossiyskaya gazeta [The Russian newspaper]. 2013, no. 295 (30 Dec.).

9. Rossiyskaya gazeta [The Russian newspaper]. 2014, no. 71 (28 March).

10. Rossiyskaya gazeta [The Russian newspaper]. 2009, no. 92 (22 May).

11. Rossiyskaya gazeta [The Russian newspaper]. 2009, no. 92 (22 May).

12. Byulleten' Goskomtruda SSSR [Bulletin of the labor committee of USSR]. 1987, no. 2.

13. Byulleten' Goskomtruda SSSR [Bulletin of the labor committee of USSR]. 1987, no. 6.

Горбачева Алла Владимировна

аспирант, Образовательное учреждение профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» (Россия, г. Москва, ул. Лобачевского, 90)

E-mail: alla22-02@mail.ru

Gorbacheva Alla Vladimirovna Postgraduate student, Educational Institution of Higher Professional Education unions «Academy of Labour and Social Relations»

(90 Lobachevskogo street, Moscow, Russia)

УДК 349.2 Горбачева, А. В.

Правовое регулирование выдачи защитных средств работникам дорожного хозяйства / А. В. Горбачева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 2 (38). -С. 53-65. БО!: 10.21685/2072-3016-2016-2-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.