Научная статья на тему 'О духовных и генетических аспектах демографического кризиса в России'

О духовных и генетических аспектах демографического кризиса в России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трошин В. Д.

На основе методологии системно-интегративного подхода и парадигмы духовно-генетического детерминизма рассматриваются пути преодоления демографического кризиса, особое внимание отводится духовно-генетическим аспектам семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About spiritual and genetic aspects of the population crisis in Russia

On the basis of methodology of systemic-integrated approach and paradigm of spiritual and genetic determinism ways of population crisis overcome are examined. Specific attention is paid to spiritual and genetic family aspects.

Текст научной работы на тему «О духовных и генетических аспектах демографического кризиса в России»

БИОЭТИКА

УДК 614.1:575.1

О ДУХОВНЫХ И ГЕНЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ

В.Д. Трошин, д. м. н., профессор, заслуженный деятель наук РФ,

ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Росздрава»

На основе методологии системно-интегративного подхода и парадигмы духовно-генетического детерминизма рассматриваются пути преодоления демографического кризиса, особое внимание отводится духовно-генетическим аспектам семьи.

On the basis of methodology of systemic-integrated approach and paradigm of spiritual and genetic determinism ways of population crisis overcome are examined. Specific attention is paid to spiritual and genetic family aspects.

На основе методологии системно-интегративного подхода и парадигмы духовно-генетического детерминизма рассматриваются пути преодоления демографического кризиса, особое внимание отводится духовно-генетическим аспектам семьи.

Резкое повышение смертности над рождаемостью демографы зафиксировали в 1996 году. Уже в то время многие задумывались над вопросом: а что будет с Россией в середине нынешнего столетия? Прогнозы высказались разные. Некоторые западные политики считают, что территорию нашей страны через несколько десятилетий будут населять 40 миллионов человек.

Поэтому, если мы сегодня не начнем предпринимать действенные меры по изменению общественного климата в нашей стране в отношении рождаемости, здорового образа жизни, семейных ценностей, то к 2080 году при оптимистическом сценарии нас будет менее 70 миллионов. А при пессимистическом сценарии и того меньше.

Можно ли переломить тенденцию, с которой столкнулись Россия и ряд других стран, в первую очередь европейских? Трудно, но возможно. При этом следует выделить два базисных направления.

Первое направление: долгосрочные конкретные меры социальной и демографической политики. Поддержка семей, имеющих трех и более детей: увеличение пособий для неработающих матерей, единовременные крупные пособия при рождении третьего ребенка, беспроцентные кредиты на жилье

молодым семьям с условиями списывания кредита по частям по мере рождения детей, гарантии бесплатного образования для детей из многодетных семей и т. д. Но это только половина дела. Меры, связанные с материальным стимулированием, необходимы, но их недостаточно.

Второе направление: изменение духовно-нравственного климата в обществе. Для изменений в пользу ценностей семьи необходима «просемейная политика» как национальный проект. В настоящее время телевидение и массовая культура, глянцевые журналы и желтые газеты ведут по существу постоянную пропаганду внесемейного образа жизни и бездетности.

Базируясь на методологии системно-интегративного подхода, в Нижегородской медицинской академии разрабатываются теоретические основы жизни и здоровья общества и человека - парадигма духовно-генетического детерминизма [1].

Духовное и генетическое - это системообразующие начала, определяющие единое гармоническое целое жизни и здоровья человека, общества и Вселенной. Неразрывное единство двух противоположных начал человеческого бытия - духовного и генетического - образуют духовно-биологическую (генетическую), духовно-материальную сущность человека, общества и Вселенной.

У человека в ходе эволюции биологические начала отходят на второе место, а ведущее значение отводится духовным началам, которые и определяют личность человека и отграничивают его от животных.

Путь от гена к духовным началам личности лежит через морфофункциональный уровень структур мозга. Уже в геноме человека, в нейрогеноме закодированы морфофункциональные особенности головного мозга, которые вместе с духовносоциальными детерминантами создают все разнообразие интеллектов и личностей.

В свете современных воззрений необходимо полагать, что духовная деятельность человека есть высокоорганизованный эволюционно-генетически обусловленный процесс, целью которого является достижение оптимального режима жизнедеятельности организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Духовная деятельность человека рассматривается нами как синтез духовно-биологической деятельности организма человека, где мозг, психика и сома есть интегративная система, взаимодействующая с обществом, природой и Вселенной.

Генетические начала организма человека взаимодействуют динамично с духовными факторами (т.н. духовно-генетическая программа), формируя индивидуальность каждой личности.

По современным данным, генетические факторы на 70% определяют психические способности и играют главную роль в психологических различиях людей. Сходство генотипов является основой для подбора и созидания сходных внешних условий.

Следует подчеркнуть, что все наши болезни есть реализация во времени наследственных начал, под влиянием провоцирующих факторов. В благоприятной среде этот процесс развивается поздно, а иногда и вовсе не проявляется. В то же время в агрессивной дисстрессогенной среде рано развивается декомпенсация наследуемых слабых органов и систем организма. Вне нас причин болезней не существует, кроме травм и отравлений, и то с определенной долей вероятности. Вне нас существуют лишь провоцирующие факторы.

Поэтому становится ясно, что наиболее эффективными программами оздоровления должны быть семейные и индивидуальные.

В соответствии с концепцией духовно-генетических соотношений личности человек рассматривается как духовнобиологическая (генетическая), интегративная, многоуровневая, саморегулирующая, открытая система. Все уровни этой системы (духовный, нервно-психический и соматический) находятся в динамической взаимосвязи, сформированной в ходе онто-, фило- и космогенеза как результат совершенствования регуляторно-адаптивных механизмов организма человека в условиях постоянных влияний факторов внешней среды. Становление и развитие человека определяется духовными и генетическими факторами, которые находятся в динамической взаимосвязи и на разных этапах проявляются различно. Таким образом, человек - высшая качественно новая ступень развития живых систем - духовно-биологическая (генетическая) система.

В процессе биологической эволюции, на новом ее этапе, разрешающими в развитии человека, в первую очередь, выступает духовная детерминанта, а не естественный отбор. У

человека появились духовная и социальные стороны бытия, что и определяет и ограничивает человека от животного мира.

В настоящее время длительно существующий спор о первичности материи и вторичности идеального считается бесплодным. «Чистого» движения материи в природе не существует, имеет место движение симбиоза (органического соединения) материи и информации [2]. Человек есть единство духовного и биологического. Человек - это высший продукт одухотворенной материи - новое духовно-биологическое существо.

В свете парадигмы духовно-генетического детерминизма жизнь человека есть форма существования духовнобиологических систем, осуществляющих постоянно метаболизм веществом, энергией и информацией с социальной и природной средой Вселенной.

В настоящее время все человечество переживает духовнонравственный и экологический кризисы, которые напрямую связаны с проблемой выживания человека как такового. Без духовно-нравственного воспитания и образования мы не продвинемся к прогрессу, не выйдем из кризиса. Человечество, в процессе исторического развития двигаясь по пути научнотехнического прогресса, достигло выдающихся успехов. Однако медицина и естествознание свидетельствуют о том. что научно-технический прогресс, увеличив объем накопленных знаний, на развитие индивидуальных особенностей человека практически не повлиял. Мозг человека на историческом пути заметных изменений не претерпел. Интеллектуальные способности древнего и современного человека отличаются слабо. С точки зрения количества информации, которую могло ввести человеческое мышление в древности и наше время, люди во все времена практически не изменяются. Но качество информации, её содержание отличаются основательно. При отсутствии материальных условий для познания мира, которыми располагает современное человечество, люди на заре развития человечества познание направили вглубь себя, пользуясь главным образом логическими методами анализа. Единение с Богом было естественным состоянием человечества. Не случайно, что в это время религия и оккультные науки получили доминантное значение и достигли высокого уровня развития. Не случайно Иисус Христос призывает людей к единению с Богом.

Современное состояние человечества в целом можно охарактеризовать как общество с высоким научно-техническим потенциалом и низким уровнем духовности.

В ходе научно-технического прогресса произошло нарушение определенных структур Бога. В физическом плане это проявляется в проблемах экологии и в угрозе физического уничтожения человечества в результате ядерной катастрофы и войн.

Бог, природа, человек - взаимодополняющие части единого процесса человеческого познания, по пути которого идет все человечество и каждый отдельно взятый человек. Духовное

возрождение возможно только на базе движения к Богу с опо-

рой на культурный и научно-технический потенциал человечества. Чем быстрее люди это поймут, тем быстрее уйдут от проблем взаимного уничтожения.

Современная наука о духовности тесно связана с нейронауками, которые концентрируют в себе узловые вопросы и проблемы философии, теологии, психологии, психопатологии и неврологии. Проблемы нейронаук отражают сложную сущность окружающего мира. В формировании личности важное значение имеет выработка духовной доминанты по А.А. Ухтомскому [3]. Теория доминанты состоит в том, что в формировании поведения внешние стимулы не всегда имеют оперативное значение. Доминанта в поведении освобождает организм от побочных действий (избыточной степени свободы) и позволяет искать потребные агенты, и наиболее экономным путем удовлетворять свои ведущие потребности. Принцип системности в методологии научного исследования проблем духовности тесно связан с всесторонним исследованием цельности организма человека, с точки зрения христианской антропологии (дух, душа и тело). Нейропсихический и психофизиологический анализ духовной деятельности человека включает современные достижения биологии и медицины о структурнофункциональной организации духовной и нервнопсихической деятельности человека.

С понятием духовности связана потребность познания, которая связана с развитием. Для духовной деятельности человека характерно его бескорыстие. Когда мы говорим о духовности, равнодушии, бездушии и т. п., мы подразумеваем отношение человека к окружающим его людям, то есть заботу, внимание, любовь, привязанность готовность прийти на помощь, подставить плечо, разделить радость и горе, с категорией духовности соотносится потребность познавать мир, себя, смысл и назначение своей жизни. Тайна человеческого бытия по Ф.М. Достоевскому не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. В воплощении «жизнь человеческого духа» К.С. Станиславский видел главную задачу художественного творчества. Много лет назад философ Шопенгауэр остроумно заметил, что отрицание души есть философия людей, которые забыли взять в расчет самих себя.

Великие и вечные вопросы о сущном и должном, об истине и праве ставит действительность перед человеческим умом. Человек духовен в той мере, в которой он задумывался над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Следует подчеркнуть, что потребность к познанию и альтруизму «для других» взаимодействуют и существуют со всеми другими потребностями личности, с ее сознанием, подсознанием и сверхсознанием. В результате этого взаимодействия возникает бесконечное множество оттенков, граней, аспектов духовной жизни.

Потребностно-информационный подход к духовному миру человека и общества приближает нас к истине. Обнаружение в основе представлений о душе и духовности потребностей познания и альтруизма создают возможность правильного понимания тех явлений высшей нервной (психической, духовной) деятельности, которые длительное время находились за пределами ее естественнонаучного анализа. Учение о доми-

нанте, разработанное А.А. Ухтомским, имеет фундаментальное значение и для понимания духовной жизни. Доминанта -это временно господствующей набор рефлексов, который направляет в данный момент времени все поведение организма на решение одной наиболее важной для него задачи.

Таким образом, духовная доминанта определяет цель и смысл жизни каждого человека и общества в целом. Основными источниками информирования здоровья являются духовность и генетика, окружающая среда и сам человек. Все источники тесно взаимообусловлены и связаны. Природа (генетическая программа) наделила организм человека эффективными защитно-приспособительными механизмами. Но их возможности не безграничны, и от самого человека на 80% зависит сохранение его здоровья.

В соответствии с вышеизложенным человек и популяция формируют свои иерархические структуры: духовносоциальную, экологическую и биологическую. При этом в качестве системообразующей функции определяющей развитие двух остальных структур популяции, выступает духовносоциальная функция.

Главенствующим фактором для организма человека является общественно-полезный труд как способ существования человека, обеспечивающий его жизнедеятельность и функционирование как духовно-социального существа. Генетически обусловленные конституциональные структуры организма обеспечивают потенциальную способность человека к универсальной физической, нервно-психической и духовной деятельности. Но для конкретного человека эта возможность реализуется в форме специализации. Следовательно, приспособление организма человека к выполнению определенных видов трудовой деятельности и составляет содержание его духовно-психической адаптации. В результате адаптации специализируются нейроморфологические и духовнопсихические структуры человека в пределах его конституционно обусловленной индивидуальной адаптации. Эта адаптация возможна только при условии одновременной духовносоциальной и биологической компенсации функции организма человека. Духовно-социальная компенсация, в частности, включает меры по сохранению здоровья человека, осуществляемое популяцией в зависимости от уровня духовносоциального развития на протяжении всей жизни человека. Первый этап - это подготовка организма ребенка к трудовой деятельности, то есть обеспечение условий его биологического развития и формирования путем воспитания и обучения духовно-психологических структур человека (речь, сознание), необходимых для выполнения социальных функций. На основе фенотипа формируется индивидуальность. На следующем этапе, исходя из потребностей популяции, компенсируется процесс её специализации к выполнению определенной трудовой деятельности, приобретению трудовых навыков и знаний.

В процессе специализации происходит адаптация этих структур. При этом в соответствии с принципом минимизации некоторые системы и органы организма развиваются до уровня, максимально допустимого в пределах нормы адаптации

популяции за счет функционально недогруженных органов. В результате специализации индивид становится адаптированным к определенным трудовым нагрузкам, физическим и нервно-психическим, вырабатываются физические навыки и духовно-психологический стереотип деятельности, опыт, определяющий оптимальную результативность трудового процесса. При недостаточной духовно-социальной компенсации этих различий у индивидов с низким уровнем адаптации возможен её срыв (дисгармония функций организма), повреждение как биологических, так и духовно-социальных структур человека, проявляющихся в физических, нервнопсихических и духовных дисфункциях.

Информация развития организма заложена в геноме каждой клетки и формирует её жизнь и развитие. После оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом образуется исходная клетка нового организма - зигота. С этого времени и начинается новая жизнь, определяемая геномом. В геноме в сжатом виде имеется и материя, и энергия, иинформация. Развитие генома определяется вещественным, энергетическим и информационным метаболизмом.

Клинико-генетические, нейропсихологические, психофизиологические и нейроморфологические исследования последнего времени подтверждают положения о динамической взаимосвязи мозга, психики и генома человека. Четко выявляется закономерное формирование морфологических и функциональных связей генома как в онто-, так и в филогенезе. В свете современных представлений для развития личности характерно неразрывное единство духовносоциального и генетического (биологического). Генотип содержит информацию о духовно-историческом прошлом человека, программу его духовно-индивидуального развития, адаптированную к специфическим социальным условиям жизни. В генетической детерминации развития человека выделяются общевидовые и индивидуальные закономерности развития. Различные стадии онтогенеза контролируются разными генами, которые в процессе развития «включаются» и «выключаются». В результате взаимодействия в онтогенезе формируются структурные и функциональные особенности организма.

Главным звеном, определяющим влияние генотипа на формирование духовных и психических особенностей в онтогенезе, являются структуры мозга. В настоящее время выделяются нейрогены, которые определяют гетерохронию в формировании структур головного мозга и предопределяют в дальнейшем возникновение духовных и психических функций. Головной мозг человека не только опосредует влияние генотипа на психологический уровень в структуре индивидуального развития, но и опосредует влияние окружающей среды на реализацию генетической программы развития [4, 5].

Кроме соматической генетики, передающей наследственные признаки родителей (внешний вид, физиологические особенности внутренних органов, предрасположенность к тем или иным заболеваниям и т. п.), в настоящее время выделяется и духовно-психологическая генетика, через посредство

которой передаются духовно-нравственные и психологические качества личности. В изучении духовно-генетических соотношений в онтогенезе необходимо учитывать уровни развития человека: организм, индивид, личность. Человек рождается организмом, становится индивидом и на протяжении жизненного пути создает из себя личность. У человека исторически развивается сознание, а не тело. Сознание, первоначально возникнув на основе разума как средство исторического выживания людей, по мере исторического развития человечества само тело превращает в средство исторического саморазвития. Сознание из слуги тела превращается в его господина. На основе изучения фило- и онтогенеза нервной системы человека можно понять духовно-биологическое единство человека, как сложный историко-эволюционный процесс, включающий духовные, социально-психологические и генетические аспекты его жизнедеятельности.

В свете духовно-генетической парадигмы выход из демографического кризиса должен быть направлен на преобразование духовно-нравственной сферы общества и человека, оптимизацию духовных и генетических начал человека.

С утратой традиционных духовных ценностей неизбежна потеря человеком цели и смысла жизни. В настоящее время как никогда актуальны вопросы его отношения к родному дому, семье, национальным традициям, отечеству.

Семейные ценности, связывая предшествующие и будущие поколения, играют особую роль в жизни человека и страны [6].

На протяжении многих веков семья оставалась важнейшим фактором формирования и сохранения самобытности и совершенствования нации. Вместе с тем семья являлась одной из основных сфер, где на протяжении всей истории своего существования православная церковь реализовала функцию организатора социальной жизни и духовного воспитателя. Вся дореволюционная семейно-бытовая культура складывалась под сильным влиянием церкви. Жизнь семейного человека определялась своеобразным неписаным календарем, включающим в себя не только национальные обычаи и традиции, но и церковные праздники, службы, посты, церковные обряды, такие как крещение, венчание, погребение и т. д. До революции церкви в России была предоставлена также широкая юрисдикция в делах о разводе, о блуде, об имущественных отношениях между мужем и женой и многом другом, касающемся семейной жизни. Православная церковь внесла в общество понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, освященного церковным венчанием, как правило, нерасторжимого, выступая против беспорядочных брачных отношений, многоженства и т. д.

После революции, и особенно в течение последних десятилетий, стали разрушаться сами основы семьи. Становятся более слабыми и союз супругов, и союз родителей и детей -две главные опоры семьи, которыми наполняется ее содержание. Об этом свидетельствуют такие факты, как увеличение количества разводов, уменьшение числа браков, увеличение «внебрачных союзов» мужчин и женщин, рост количества абортов, проституции, сокращение рождаемости. Сегодня мы

наблюдаем нарастание эгоистического индивидуализма и ориентации на внесемейные ценности, связанные с личным успехом, богатством и т. п.

На современном этапе реформирования общества развитие института семьи нуждается в возрождении традиционных социокультурных форм семейного и духовного воспитания как ведущих способов передачи общечеловеческих ценностей от поколения к поколению. Реальное использование потенциальных возможностей семьи и церкви как единой системы контроля и регуляции национальных традиций и обычаев способно на деле укрепить моральную и духовную зрелость общества.

На выполнение этой задачи направлены принятые в августе 2000 года на Архиерейском соборе РПЦ в Москве «Основы социальной концепции РПЦ». В этой доктрине особо подчеркивается, что права на веру, на жизнь, на семью являются защитой сокровенных оснований человеческой свободы от произвола посторонних сил. В документе отмечается, что опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье формируется правильное отношение к близким, к своему народу, к обществу в целом. Учение Церкви с позиций православной этики еще раз осудило прелюбодеяние, внебрачные сожительства, порнографию, аборты, суррогатное материнство, клонирование человека, сиротство при живых родителях, гомосексуальные связи.

Жизнь и благополучие государства тесно связаны с жизнью и благополучием семьи, так как государство состоит из отдельных семей.

В резолюции Церковно-общественного форума «Духовнонравственные основы демографического развития России» 2004 года обращается внимание на необходимость возрождения традиций российской семьи, ценностей материнства и отцовства, человеческой жизни, отвечающих историческому опыту нашей страны и современным социальным реалиям. Резолюция содержит развернутую систему предложений по укреплению российской семьи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.

Россия является светским государством, но ее государственная семейная политика должна опираться не только на общечеловеческие ценности, но и на национальные традиции и православную культуру. Основная задача и общества, и государства, и церкви сегодня - укреплять семейные отношения, улучшать материальные условия жизнедеятельности семьи, сохранять народные традиции и семейные ценности.

В заключение следует привести слова В.И. Мурашова [2]: «Здоровье - творящая идея нации - веление времени. Его обновленный, здоровый дух народа создаст новую, здоровую Россию - могучую, прекрасную и процветающую державу, достойно исполняющую свою национальную и мировую миссию как высший долг перед Богом и человечеством».

ЛИТЕРАТУРА

1. Трошин В.Д.. Андрушакевич А.А. Духовно-генетическая теория индивидуального и общественного здоровья. Н. Новгород, ВОН, 2002.

2. Мурашов В.И., 2000.

3. Ухтомский А.А. Доминанта. С.-Петербург, 2002.

4. Равич-Шербо И.В., Марютина Т.Н., Григоренко Е.Л., Психогенетика. Учебник.М.: Аспект Пресс, 2000. - 447 с.

5. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие. М.: Логос, 2004. -296 с.

6. Гундарев И.А. Демографическая катастрофа России: причины, механизм, пути преодоления. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.