Научная статья на тему 'Достижения нейронаук и стратегии превентологии'

Достижения нейронаук и стратегии превентологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
379
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРЕВЕНТОЛОГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ОДУХОТВОРЕНИЕ / ГЕНЕТИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / SYSTEM-INTEGRATIVE APPROACH / PREVENTOLOGY / PROPHYLAXIS / VIVIFICATION / GENETIZATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трошин Владимир Дмитриевич

На основе методологии системно-интегративного подхода, клинико-физиологических и клинико-эпидемиологических исследований рассматриваются вопросы общей, частной (клинической) и личной превентологии. Обосновывается главенствующее значение духовных и генетических детерминант жизни и здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neurosciences achievements and preventology strategies

On the basis of the methodology of the system-integrative approach, clinical-physiological and clinical-epidemiological researches there are given the issues of general, particular (clinical) and private preventology. The main role of spiritual and genetic determinants of life and health is substantiated.

Текст научной работы на тему «Достижения нейронаук и стратегии превентологии»

УДК 616.83.001

ДОСТИЖЕНИЯ НЕЙРОНАУК И СТРАТЕГИИ ПРЕВЕНТОЛОГИИ

В.Д. Трошин,

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Трошин Владимир Дмитриевич - е -mail: nnsma@sandy.ru

На основе методологии системно-интегративного подхода, клинико-физиологических и клиникоэпидемиологических исследований рассматриваются вопросы обшей, частной (клинической) и личной превентологии. Обосновывается главенствующее значение духовных и генетических детерминант жизни и здоровья.

Ключевые слова: системно-интегративный подход, превентология, профилактика, одухотворение, генетизация, интеграция.

On the basis of the methodology of the system-integrative approach, clinical-physiological and clinical-epidemiological researches there are given the issues of general, particular (clinical) and private preventol-ogy. The main role of spiritual and genetic determinants of life and health is substantiated.

Key words: system-integrative approach, preventology, prophylaxis,

vivification, genetization, integration.

В настоящее время проблемы выживаемости человека связаны напрямую с проблемами духовнонравственного и нервно-психического здоровья населения. К началу третьего тысячелетия от Рождества Христова человечество подошло к границам своего физического существования: духовная деградация, нарушенная генетика, разрушенная экология, тотальная невротизация и экологопатиза-ция устранили последние иллюзии о всемогуществе человеческого ума, научно-технического прогресса и регенерационных способностей природы и адаптационных возможностях организма человека. Для каждого из нас стала весьма актуальной проблема физического выживания [1-3].

Духовный и генетический потенциалы с каждым поколением падают. За 100 последних лет человечество забыло, что значит быть здоровым. Нездоровье стало нормой даже в глазах врачей и психологов. 95% детей имеют нарушения нервно-психического и физического здоровья [4-5].

По данным ВОЗ заболеваемость нервно-психическими заболеваниями непрерывно растет во всем мире и по распространенности в настоящее время вышла на первое место. По своей природе нервно-психические заболевания относятся к «болезням цивилизации». Это своего рода «цена адаптации» к быстро изменяющимся духовно-нравственным и социально-экологическим условиям и образу жизни. В последние десятилетия во всём мире отмечается высокий

интерес к изучению проблем мозга, что объясняется теоретической и практической значимостью этой проблемы для понимания природы человека, его здоровья и мировоззрения, прогресса общества в целом. На 7-10-м съездах неврологов в докладах ведущих ученых отмечены достижения нейронаук (М.Е. Вартанян, Д.С. Саркисов, К.В., Судаков, Г.Н. Крыжановский, Е.И. Гусев, Л.О. Бадалян, В.И. Скворцова, З.А. Суслина, Н.Н. Яхно и др.).

Большие успехи достигнуты в молекулярной генетике мозга, нейроинтроскопии, нейрофармакологии, синаптоло-гии, нейрохимии, нейроиммунологии, нейротранспланто-логиии др.

В новом Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 в ст. 12 проблемы профилактики определены важнейшим приоритетом в сфере охраны здоровья. Институты здоровья США превентивную медицину с доклинической диагностикой включили в пятерку самых приоритетных областей медицины XXI века [1].

На протяжении многих десятилетий утверждалось, что будущее принадлежит медицине профилактической (превентивной). Однако и сегодня отечественная медицина в подготовке врачей-специалистов практической деятельности больше ориентирована на ликвидацию последствий, возникших в организме патологических изменений, нежели

НЕВРОЛОГИЯ

НЕВРОЛОГИЯ

на реальное предупреждение их развития. А между тем устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья населения нашей страны говорят о необходимости срочного вмешательства в процессы управления здоровьем на популяционном и на индивидуальном уровнях.

Здоровье как категория, отражающая совокупность физических и личностных качеств индивида, его духовные и социальные ресурсы, начинает выходить за пределы сугубо медицинской сферы в области психологии, социологии, педагогики, теологии и философии. Становится очевидным, что подконтрольное управление ресурсами здоровья отдельного человека и популяции уже требует привлечения междисциплинарных знаний. Необходим переход от системы, ориентированной на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней. Ключевыми проблемами являются в этом отношении формирование культуры здоровья и культуры здоровой жизни, повышение престижности здоровья и ответственности за сохранение собственного здоровья. По мнению В.И. Мурашова (2000-2012), культура здоровой жизни должна быть основой национальной политики государства. Достижение целей превентологии - области знаний о путях формирования и поддержания оптимального уровня здоровья требует разработки соответствующих программ подготовки специалистов. Реально решить этот вопрос возможно, если будет специализация в области превентологии на соответствующих факультетах медицинских и гуманитарных вузов. Необходимо разработать программы обучения здоровью на всех уровнях - от детских дошкольных учреждений до колледжей и вузов.

В свете современных воззрений стратегии превентология подразделяется на общую, частную и личную [1-5]. Общая превентология - междисциплинарная наука о формировании ЗОЖ и предупреждении саморазрушающего поведения. Общая превентология разрабатывает проблемы основных закономерностей развития, обеспечения и сохранения общественного и личного здоровья и его прогнозирования. Объектом исследования общей превентологии являются, прежде всего, факты и условия, стратегия и механизмы сохранения и укрепления здоровья. Частная (клиническая) превенто-логия направлена на предупреждение конкретных заболеваний. Личная (индивидуальная) превентология - это персональное участие в сохранении и укреплении своего здоровья.

Частная превентология раскрывает ведущие аспекты предупреждения конкретных заболеваний, например превентология, занимающаяся предупреждением всех форм заболеваний нервной системы. Объектом частной превентогии являются факторы и условия, предопределяющие развитие того или иного развития заболевания, а также их ранняя доклиническая диагностика, проведение первичной и вторичной профилактики. Идеология оздоровления общества, семьи и личности требует новых подходов, что обуславливает необходимость подготовки специалиста, имеющего иной образ мышления, в качестве ведущей мотивации деятельности которого должна быть задача - предупредить утрату здоровья. Носитель такой идеологии и субъект превентоло-гии - превентолог - должен обладать суммой знаний из области медицины и биологии, менеджмента и педагогики. И какой бы парадоксальной не казалась эта идея, ее развитие и воплощение открывают возможности формирования

популяции людей, обладающих той суммой знаний о своем здоровье, которая позволит им быть успешными и счастливыми. Население весьма нуждается в медицинских познаниях, и в обучении умению строить собственное здоровье [9].

Ведущим фактором, определяющим здоровье и жизнь человека, является духовная детерминанта [2-9]. Под духовностью следует понимать психическое состояние, структурно и функционально связанное с головным мозгом (неокортек-сом), социумом и мирозданием, детерминирующее его способность различать и выбирать из социального окружения идеальные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни, а также всю деятельность в социальной и природной среде. Духовность выступает главенствующим регулятором нервно-психической и соматической деятельности человека.

В настоящее время перед врачами и педагогами стоят неотложные задачи по защите и укреплению духоно-нравственного и нервно-психического здоровья нации. На основе многовекового опыта христианской антропологии, традиционной медицины и современных достижений нейронаук и генетики в НижГМА разрабатывается духовногенетическая парадигма - основа превентивной медицины. Здоровье рассматривается с позиций христианской антропологии с трихотомической организацией организма: духовной, нервно-психической и физической [6-7].

По нашему мнению, клинической превентологией должны заниматься все клиницисты, и в первую очередь семейные врачи, терапевты, педиатры. Профилактическая направленность медицины должна быть первостепенной. Основными факторами в укреплении здоровья должны быть духовно-нравственное воспитание, образование и оздоровление, которые выступают информационным и образовательным ядром большей части профилактических программ разного уровня и рассматриваются основой первичной и вторичной профилактики. Главная цель духовнонравственного воспитания, образования и оздоровления -планомерное целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека через утверждение гигиенических установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций личности формировать здоровый образ жизни. В превентологии профилактика нервных и психических болезней на современном этапе развития общества является основой стратегии клинической медицины.

Духовные аспекты здорового образа жизни (духовная гигиена) разрабатывают представители разных дисциплин и в медицине будущего они должны составлять центральное место в деятельности человека и в организации систем врачевания и оздоровления. В определении эффективности лечения большое внимание уделяется не только оценке «количества жизни» человека, т. е. динамике клинических симптомов, данных лабораторных и инструментальных исследований, сколько самочувствию и удовлетворенности жизнью в психоэмоциональном, социальном и духовном аспектах, оценке качества жизни. Возрождение принципов духовности и целостности врачевания в превентивной медицине имеет главенствующее значение. Базируясь на методологии системного подхода, интегративные тенденции медицины на основе новых технологий получают дальнейшее развитие.

Понятие «интегративное врачевание» - это высшая форма развития медицинской науки и практики, когда человек

рассматривается в единстве духа, души и тела. Центральной проблемой интегративной медицины является целостность организма человека в норме и патологии (концепция холизма). В свете этих представлений сторонники психосоматической медицины болезнь определяют в виде сложной целостной патологической системы, в которой соматическое определяется духовно-психическим. Однако в психосоматической медицине духовная сфера жизни долгое время не признавалась.

Сотрудники Нижегородской медицинской академии на протяжении многих лет активно разрабатывают проблемы превентивной медицины на основе методологии системноинтегративного подхода [1, 6, 10, 11].

Разрабатываемые направления превентивной медицины

- теория духовно-генетического здоровья, концепции гармонии здоровья и динамических соотношений патогенеза и саногенеза лишь приоткрывают всю сложность и многообразие, мультидисциплинарность этой проблемы. Клиникофизиологические и клинико-эпидемиологические исследования все с большей степенью убеждают нас в том, что здоровье и болезнь - это единый процесс адаптации организма к условиям внешней среды, где важнейшей детерминантой сохранения и укрепления здоровья человека является выработка каждой личностью духовной доминанты к здоровью, что позволит оптимизировать саногенетические основы организма на высоком уровне и на долгие годы. В соответствии с духовно-генетической теорией здоровья выделяют два фундаментальных регулирующих механизма деятельности организма: духовно-психический и геномный, которые формируют и объединяют другие регуляции организма, формируя интегративно-регулирующую (психо-нейро-иммуно-эндокриногеномную) систему.

Дизрегуляционные расстройства органов и тканей возникают на разных структурно-функциональных уровнях организма, начиная с субмолекулярного, молекулярного, генетического и клеточного и заканчивая высшими системными отношениями органов, тканей и организма в целом. В генных структурах выделяют главные гены и гены-модификаторы, влияющие на функцию основных генов. В качестве генов-модификаторов могут выступать гены, влияющие на нейро-психическую функцию человека (психогены, нейрогены).

Представленные нами результаты исследований [2-6] раскрывают биологическую (физиологическую) основу духовно-психического. Духовно-психическое и биологическое, присущее человеку, замыкаются в своеобразный неразрывный круг. Так, некий прототип ценностей ориентации как периодически создаваемый мышлением психический образ (с участием воли, памяти, эмоций) апробируется жизненным опытом, обеспечиваемым функционированием нейропсихофизиологических механизмов 1-го и 2-го рода, и закрепляется механизмами памяти в персональном наборе (т. е. становится психическим, но уже идеализированным) ценностей ориентаций на уровне человеческой индивидуальности или личности. В дальнейшем, при стечении определенных обстоятельств, ценностная ориентация фактуали-зируется и в результате вызванных многообразных физиологических процессов обуславливает, в частности, выделение в ЦНС нейрогормонов, нейропептидов, действие которых субъективно воспринимается на уровне психики в виде ощущения приятного и неприятного; в то же время действие

нейрогормонов, регулирующих, например, пищеварительные процессы, субъективно не ощущается.

Субъективное, или духовно-психическое (ценностная ориентация), - через физиологическое (цель физиологических процессов, обеспечивающих как жизненно важные, так и эмоционально интеллектуальные потребности человека)

- вновь предстает субъективным, т. е. психическим (приятное или неприятное ощущение).

Психический образ принятого решения, необходимого для воплощения некоторой актуализировавшейся ценностной ориентации, не может быть единственной и конечной целю мыслительных процессов, в дальнейшем принятое решение находит немедленную или отсроченную деятельность и сопровождается также мыслительными процессами.

В изучении заболеваний нервной системы следует исходить из важнейших положений диалектической гносеологии, утверждающей неизбежную взаимосвязь и единство организма и условий его духовно-социальной и биологической сферы жизни. Это определяет необходимость системноинтегративного подхода в исследовании организма, его морфофункциональных систем, в том числе нервной и духовно-психической. Изучение таких сложных многозвеньевых систем, какой является нервная система, требует не только отдельных элементов, но и их взаимоотношений, т. е. морфологической функциональной организации систем в целом. Для анализа отдельных функций системы необходимы частные исследования с детальным, более глубоким изучением всех элементов этой системы.

На основе представлений о человеке в виде системы пирамидального типа, включающей духовно-психологическую, нервно-психологическую и соматическую сферу деятельности, в НижГМА разработана тактика клинической превенто-логии по типу интегративных систем ранней субклинической диагностики, превентивной терапии, профилактики и само-оздоровления. Первым этапом, согласно иерархическому принципу, заложенному в пирамиде, должно быть решение высших индивидуальных задач, относящихся к духовной области, к выработке духовной доминанты к здоровому образу жизни и врачеванию [6-11].

В детской неврологии особое внимание уделяется минимальным дисфункциям мозга, вегетативной и сосудистой патологии, профилактике наследственных заболеваний. По данным доцента С.А. Чекаловой у большинства школьников (95,2%) выявлены нервно-психические и соматические нарушения. По этому направлению опубликованы руководства «Ангионеврология детского возраста», «Медицинская генетика» и руководство «Нервные болезни детей и подростков».

В области сосудистой неврологии активно разрабатываются способы ранней диагностики и профилактики сосудистых заболеваний нервной системы. Впервые разработана автоматизированная система диагностики сосудистых заболеваний мозга для практики профилактических осмотров и диспансерного наблюдения.

На основе математических методов и ЭВМ систематизирована семиотика начальных форм сосудистых заболеваний мозга, разработана формализованная медицинская документация, сформулирована медицинская информационная система. Использование автоматизированного комплекса и табличных методов позволило улучшить диагностику на этапе скрининга до 95%. Опыт 5-летнего

НЕВРОЛОГИЯ

НЕВРОЛОГИЯ

диспансерного наблюдения за больными артериальной гипертонией на промышленных предприятиях Нижнего Новгорода показал высокую эффективность.

В профилактике заболеваний периферической нервной системы разработана теория информационных механизмов боли человека, внедрены способы переневрального и пере-дурального введения лекарственных веществ, представлены технологии магнитотерапии.

В Нижнем Новгороде (С.А. Чекалова) проведено интегративно-проспективное исследование (1980-2008) состояния нервной системы детей школьного возраста. У большинства учащихся (95,2%) выявлены нервнопсихические и соматические нарушения по типу астенического состояния и вегетативного дисбаланса на фоне возрастающих учебных нагрузок. В динамике с 1980 года отмечено нарастание частоты неврогенной семиотики в 10,4 раза с превалированием головных болей (52,4%), церебрастени-ческого синдрома (56,6%), двигательной расторможенно-сти (28,9%), различных навязчивых движений (33,8%). Определена тесная взаимосвязь состояния нервной системы и соматического статуса учащихся: с 1980 года уровень патологической пораженности по соматической патологии при наличии функциональных нарушений нервной системы увеличен в 1,7 раза, при наличии хронических неврогенных заболеваний - в 1,9 раза преимущественно за счет болезней органов пищеварения, костно-мышечной системы и эндокринных нарушений.

Установлена статистически значимая обратная связь между уровнем санитарно-гигиенического благополучия школьного учреждения в целом, организацией учебновоспитательного процесса, с соответствующим возрасту физическим развитием и наличием неврологических нарушений. Показано, что неудовлетворительные санитарногигиенические условия общеобразовательного учреждения в 1,32-4,34 раза увеличивают риск появлений неврологической патологии, а неблагоприятные факторы перинатального периода, раннего детства и условий жизни повышают относительный риск формирования неврологических расстройств в 1,23-3,42 раза (диссомнии, вегето-сосудистая дистония, доброкачественная внутричерепная гипертензия, энурез, синдром дефицита внимания и гиперактивности, логоневроз).

Среди функциональных заболеваний нервной системы доминирует вегето-сосудистая дистония вне зависимости от ступени обучения (уровень патологической пораженности составил 209,9% с нарастанием к окончанию обучения в 3,6 раза). С повышением интенсивности образовательных программ в 1,7 раза увеличивается доля детей с вегетативными расстройствами.

Интегративное клинико-нейрофизиологическое исследование показало, что проявления нейровегетативных расстройств у современных школьников обусловлены нейроре-гуляторными нарушениями с полиорганной дисфункцией, определяющей снижение функциональных адаптивных резервов организма.

В современных социально-экономических условиях при проведении мониторинга состояния нервной системы учащихся алгоритмы работы врача-педиатра и невролога должны основываться на анализе факторов риска с использованием анкетирования, программ превентивной нейрореаби-

литации, оказания медико-психологической помощи и дифференцированного распределения потоков детей в зависимости от особенностей нарушения самочувствия.

Представленная концепция динамического сано- и патогенеза неврологических расстройств определила стратегию нейропрофилактики и оздоровления школьников на основе разработанной эффективной системы интегративновосстановительной терапии и нейропрофилактики, включающей психотерапию и соматотерапию с использованием «Программы направленного формирования навыков здорового образа жизни школьников» и интегративноиндивидуальной системы оздоровления «Радость моя».

В свете достижений биологии и медицины подразделение состояний человека на здоровых и больных весьма условно, у каждого имеется состояние предболезни (субклиническая стадия) или болезни (клиническая стадия), поэтому всех необходимо брать на диспансерное наблюдение.

На современном этапе развития общества наше здравоохранение должно переходить на инновационный путь развития на основе концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года.

Тенденции развития современной медицины концентрируются вокруг проблем превентивной (профилактической) медицины и доклинической диагностики, позволяя осуществлять первичную и вторичную профилактику и начинать лечение на стадии предболезни. Национальные институты здоровья (США) включили превентивную медицину с доклинической диагностикой в пятерку самых приоритетных областей развития медицины в XXI веке.

И

ЛИТЕРАТУРА

1. Сучков С., Лопухин Ю. Пальцев М. От лечения к охране здоровья. Перспектива развития превентивно-профилактической медицины. Медицинская газета. 2010. № 92. С. 10-11.

2. Шкарин В.В., Величковский Б.Т., Позднякова М.А. Социальный стресс и медико-демографический кризис в России. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2006. 246 с.

3. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные заболевания. М.: МИА, 2007. 784 с.

4. Гундарев И.А. О духовности в медицине. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. М. 2001. С. 3, 6-10.

5. Уолш Р. Основания духовности. М. ООО «Изд-во АСТ», 2004. 408 с.

6. Трошин В.Д., Андрущакевич А.А. Духовно-генетическая теория индивидуального и общественного здоровья. Н. Новгород: Изд-во ВОН, 2002. 306 с.

7. Шахов Б.Е., Трошин В.Д. Клиническая превентология. М.: Медицинское информационное агентство. 2001. 736 с.

8. Шахов Б.Е., Трошин В.Д. О духовных и генетических аспектах демографического кризиса в России. В кн. Православный взгляд на семью и демографические проблемы. Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2008. С. 104-114.

9. Матвеева Н.А. Экологически обусловленные изменения в здоровье населения. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000. 380 с.

10. Сидоров П.В. Наркологическая превентология. М.: Медпресс-информ, 2006. 278 с.

11. Семке В.Я. Превентивная психиатрия. Томск: Изд-во Томского университета, 1999. 506 с.

12. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья /

под ред. В.И. Покровского. М.: Медицина, 1999. 320 с.

13. Лисицин Ю.П. Санология - основа первичной профилактики. Вестник АМН СССР. 1995. С. 48-51.

14. Григорьева В.Н. Психосоматические аспекты нейрореабилитации. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2004. 226 с.

15. Чекалова С.А. Стратегия снижения неврологической заболеваемости у детей школьного возраста (клинико-нейрофизиологические и медикосоциальное исследование): автореф. ... докт. дис. Н. Новгород, 2011. 44 с.

16. Сквирская Г.П. Медицинская профилактика. Современные технологии: руководство под ред. А.И. Волкова. М.: ГЭОТАР, 2003. 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.