Научная статья на тему 'Духовная доминанта основа жизни и здоровья'

Духовная доминанта основа жизни и здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
471
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ ДОМИНАНТА / ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / НЕЗДОРОВЬЕ / SPIRITUAL DOMINANT / SPIRITUAL HEALTH / MORAL HEALTH / NEUROPSYCHIC HEALTH / SOMATIC HEALTH / POOR HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трошин Владимир Дмитриевич

На основе клинико-физиологических и нейропсихологических исследований обосновывается ведущая роль духовно-психологической сферы в формировании жизни и здоровья человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual dominant the basis of life and health

The leading role of spiritual-psychological sphere in the formation of human life and health is substantiated on the basis of clinic-physiological and neuropsychological researches.

Текст научной работы на тему «Духовная доминанта основа жизни и здоровья»

УДК 613.8

ДУХОВНАЯ ДОМИНАНТА - ОСНОВА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

В.Д. Трошин, д. м. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ,

ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития»

Трошин Владимир Дмитриевич - e-mail: nnsma@sandy.ru

На основе клинико-физиологических и нейропсихологических исследований обосновывается ведущая роль духовно-психологической сферы в формировании жизни и здоровья человека.

Ключевые слова: духовная доминанта, духовное здоровье, нравственное здоровье, нервно-психическое здоровье, соматическое здоровье, нездоровье.

The leading role of spiritual-psychological sphere in the formation of human life and health is substantiated on the basis of clinic-physiological and neuropsychological researches.

Key words: spiritual dominant, spiritual health, moral health, neuropsychic health,

somatic health, poor health.

Современное цивилизованное общество, всё человечество переживает небывалый духовно-нравственный и экологический кризисы, остро стоит вопрос о выживаемости человека, связанной напрямую с проблемами духовнонравственного и нервно-психического оздоровления населения.

Духовный и генетический потенциалы с каждым поколением падают. За последние годы человечество забыло, что значит быть здоровым. Нездоровье стало нормой в глазах врачей и психологов. В свете современных воззрений человек это духовно-биологическая система, сочетающая в себе духовные и материальные начала [1].

В настоящей работе анализируется значение духовной деятельности (духовной доминанты) в сохранении и укреплении жизни и здоровья.

Учение о доминанте, разработанное А.А. Ухтомским [2], имеет фундаментальное значение для понимания духовной жизни и здоровья человека. Ведущий постулат теории доминанты состоит в том, что в формировании поведения внешние стимулы не всегда имеют оперативное значение. Доминанта в поведении освобождает организм от побочных действий (избыточных степеней свободы) и позволяет искать потребные агенты и наиболее экономным путем удовлетворять свои ведущие потребности. Доминанта «выбирает» специальные жизненно важные раздражители внеш-

ней среды и тем самым надежно направляет организм к цели. А.А. Ухтомский сравнивал доминанту с вектором поведения [3]. Таким образом, духовная доминанта определяет цель и смысл жизни каждого человека и общества в целом.

Основными источниками формирования здоровья являются духовность, генетика и окружающая среда. Все источники тесно взаимообусловлены и связаны. Природа наделила организм человека эффективными защитноприспособительными механизмами. Но их возможности не безграничны, и от самого человека на 70% зависит сохранение его здоровья [4].

В соответствии с вышеизложенным, человек, и популяция формируют свои иерархические структуры - духовносоциальную, экологическую и биологическую. При этом в качестве системообразующей функции, определяющей развитие двух остальных структур популяции, выступает духовно-социальная функция. Системообразующим фактором для организма человека является общественно полезный труд как способ существования человека, обеспечивающий его жизнедеятельность и функционирование, как духовно-социального существа. Генетически обусловленные конституциональные структуры организма обеспечивают потенциальную способность человека к универсальной физической, нервно-психической и духовной деятель-

ЕЮ

ности. Но для конкретного человека эта возможность реализуется в форме специализации. Следовательно, приспособление организма человека к выполнению определенных

видов трудовой деятельности и составляет содержание его духовно-психической адаптации. В результате адаптации дифференцированно специализируются нейроморфологи-ческие и духовно-психические структуры человека в пределах его конституционно обусловленной индивидуальной адаптации. Эта адаптация возможна только при условии одновременной духовно-социальной и биологической компенсации функций организма человека. Духовносоциальная компенсация, в частности, включает меры по сохранению здоровья человека, осуществляемые популяцией в зависимости от уровня ее духовно-социального развития на протяжении всей жизни человека.

Первый этап - это подготовка организма ребенка к трудовой деятельности, то есть обеспечение условий его биологического развития и формирования путем воспитания и обучения духовно-психологических структур человека (речь, сознание), необходимых для выполнения социальных функций. На основе фенотипа формируется индивидуальность.

На следующем этапе, исходя из потребностей популяции, компенсируется процесс ее специализации к выполнению определенной трудовой деятельности, приобретению трудовых навыков и знаний. Поскольку различные виды деятельности вызывают дополнительные функциональные нагрузки на сложившиеся структуры организма, в процессе специализации происходит адаптация этих структур. При этом в соответствии с принципом минимизации некоторые системы и органы организма развиваются до уровня, максимально допустимого в пределах нормы адаптации популяции за счет функционально недогруженных органов. В результате специализации индивид становится адаптированным к определенным трудовым, физическим и нервно-психическим нагрузкам, вырабатываются физические навыки и духовнопсихологический стереотип деятельности (опыт), определяющий оптимальную результативность трудового процесса. При недостаточной духовно-социальной компенсации этих различий у индивидов с низким уровнем адаптации возможен ее срыв (дисгармония функций организма), повреждение не только биологических, но и духовно-социальных структур человека, проявляющееся в физических, нервнопсихических и духовных дисфункциях.

В свете современных представлений наш организм необходимо рассматривать как духовно-биологическую, многоуровневую индивидуально-интегративную, саморегулирующуюся, открытую систему [5].

Человек - высшая качественно новая ступень развития живых биологических систем, духовно-биологическая система. В процесс биологической эволюции на новом этапе эволюции мира решающими в развитии человека стали общественно-исторические факторы, которые послу-

жили важнейшим условием формирования духовности, мышления, сознания и других высших психических функций. В ходе эволюции духовные и социальные факторы тесно взаимодействуют с биологической сущностью человека. У человека - социального существа - появилась новая духовная сторона бытия. В организме человека все сферы жизнедеятельности - духовная и биологическая - находятся в диалектическом единстве.

Человек является многоуровневой живой системой, в которой на основе христианской антропологии выделяют три уровня ее организации: духовный, нервнопсихический и физический. Каждый из них имеет свою внутреннюю структуру и служит предметом исследования частных наук. Каждый человек - это особая неповторимая индивидуально-интегративная система, каждый человек неповторим в своей организации и является уникальной неповторимой моделью.

Человек - саморегулирующая система, которая, как всякая другая живая система, сама себя регулирует, воспроизводит, обновляет и тем самым сохраняет себя. Человек относится к категории открытых систем. Между ним и окружающей средой постоянно совершается обмен веществом, энергией и информацией.

Духовная доминанта нормирует сознание, позитивное мышление. Это в свою очередь передаётся в подсознание посредством убеждения и веры, через посредство которого формируется здоровый образ мышления, жизни и здоровья (рис. 1, 2).

ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ценностные ориентации человека: здоровый дух

НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ поступки, поведение здоровый образ жизни

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ здоровое тело

РИС. 1.

Уровни здоровья человека.

В соответствии с духовно-биологической парадигмой сформулирована концепция гармонии здоровья, в которой выделяются: структуры здоровья, механизмы здоровья, законы здоровья (таблица).

Единство и гармония всех сторон человеческой личности считается признаком здоровой личности, состояние которой

было дано человеку в его первозданной чистоте, затем утеряно в результате пренебрежения законами духовной жизни и теперь является заданным человеку искомым состоянием: «... чтобы ваш дух, душа и тело были совершенны во всей полноте и без всякого недостатка ... » (Мелехов Д.Е., 1991) [6].

таблица.

Концепция гармонии здоровья

Соотношение духовного, нервно-психического и физического уровней в формировании личности человека, а также в развитии и динамике его здоровья в последнее время привлекают интересы теологов, философов, врачей и социологов.

В то же время, подлинное понимание здоровья и болезни возможно только при интегративном (целостном) подходе. В связи с этим нам представляется, что именно концепция гармонии здоровья [7], методология системноинтегративного подхода к здоровому и больному человеку как раз и служат идее интеграции, целостности.

Согласно современным воззрениям в критерии здоровья в качестве непременного условия входит возможность полноценно, активно, без всяких ограничений заниматься

трудовой и общественно-полезной деятельностью. В наше определение вносятся поправки и на духовный уровень здоровья, поэтому в трактовке здоровья необходимо выделять физический, нервно-психический и духовный уровни здоровья.

Здоровым считается человек, который отличается гармоничным духовным, нервно-психическим и соматическим развитием (внутренняя гармония) и хорошо адаптирован к окружающей среде, природе и социальной сфере (внешняя гармония).

Теоретической основой концепции гармонии здоровья является рефлекторная теория И.М. Сеченова - И.П. Павлова [8, 9], теория функциональных систем П.К.

Анохина - К.В. Судакова [10].

Основными законами здоровья выступают три закона бытия: интеграции, гармонизации и индивидуализации. Одним из главенствующих законов существования является закон целостности (интеграции). Организм человека представляет целостную, открытую, духовно-интегральную систему, в которой в процессе эволюции предусмотрена иерархизация физического состояния нервно-психическим и духовным сферам.

Основной постулат медицины - познать не болезнь, а организм больного, был и остается главенствующим. На основе системного подхода к здоровью организм рассматривается как единое целое, подразумевается взаимодействие всех сфер организации организма и факторов риска, определяющих здоровье. Узкая специализация в медицине изменила суть медицинской практики. Системность, целостность означает исцеление не только людей, но и отношений между ними.

В организме человека все прекрасно сбалансировано. Нам необходим вполне определенный биоритм, определенный объем физической нагрузки, нужное количество разнообразных питательных веществ, необходимое время сна и отдыха. Если человек получает слишком мало или слишком много нагрузки, пищи или отдыха, положительных эмоций, то тогда нарушается равновесие систем (сфер), и возникают расстройства функций организма (дисфункции, болезнь). Если нет гармонии, нет здоровья и благополучия. При гармонизации систем организма и организма с природой и обществом преобладают положительные эмоции, возникает чувство радости, человек жизнерадостно и охотно выполняет обязанности, которые возлагает на него жизнь.

Концепция гармонии здоровья позволяет приблизиться к решению проблемы управления здоровьем человека. В системах врачевания и оздоровления ведущая роль отводится духовному совершенствованию, направленному на выработку позитивной мотивации, духовной доминанты по А.А. Ухтомскому к здоровому образу жизни и долголетию.

Система интегративной диагностики «Логос» включает методы исследования духовно-психологического, нервно-

РИС. 2. Стадии развития нездоровья.

I Структура здоровья

1. Духовное

2. Нервно-психическое

3. Соматическое

II Механизмы здоровья

1. Фило- и онтогенез

2. Реактивность и адаптивность

3. Полифакторность и динамизм

4. Стадийность и фазность

III Законы здоровья

1. Гармонии

2. Интеграции

3. Индивидуализации

ЕЮ

психического и физического уровней здоровья. На основе дифференцированного подхода в изучении состояния здоровья делается интегративный анализ состояния здоровья человека, при этом крайне важна разработка их количественной оценки.

Система интегративного врачевания «Панацея» включает комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий, направленных на духовную, нервно-психическую, физическую сферы организма с выделением трех групп мероприятий.

Духовная терапия, логотерапия - наука об оздоровлении духовности с помощью философско-психологических, культурологических и теологических способов.

Психонейротерапия - включает комплекс мероприятий, направленных на лечение болезненных нарушений организма путем информативного и терапевтического воздействия на него через психику и нервную систему.

Физиотерапия (соматотерапия) - комплекс лечебнореабилитационных мероприятий, направленных на организм (на соматику). В этот комплекс входят рефлексо-, пневмо-, фармако-, дието- и физиотерапия. Только при комплексном определении и проведении мероприятий можно рассчитывать на оптимальное восстановление здоровья.

На основе многолетнего опыта автора и коллектива врачей клиники разработана система интегративного оздоровления «Радость моя». Здоровым считается тот, кто жизнера-

достно и охотно выполняет обязанности, которые жизнь возлагает на человека.

При гармонии в системах организма и организма с мирозданием, обществом и семьёй у человека преобладают положительные эмоции, чувство радости в душе и теле. Эта система включает пять заповедей: рациональное питание, правильное дыхание, двигательную активность и закаливание, душевное равновесие и духовное совершенствование.

В заключение следует привести слова великого учёного И.П. Павлова: «Мы сами своей невоздержанностью, своим безобразным отношением к собственному организму укорачиваем продолжительность жизни». Основные факторы риска здоровья необходимо рассматривать как проявление неадекватного (бездуховного) поведения человека в семье и обществе. ЕЗ

ЛИТЕРАТУРА

1. Трошин В.Д. Прогресс нейронаук и здоровья человека. Актовая речь. Н.Новгород: Изд-во НГМА., 2002. 84 с.

2. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Л: Медгиз, 1950. Т. 1. 360 с.

3. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб. 2002.

4. Лисицин Ю.Н. Образ жизни и здоровье населения. М.: Знание, 1982. 40 с.

5. Трошин В.Д. Андрющакевич А..А. Духовно-генетическая теория здоровья. Н. Новгород: НГМА, 2002. 150 с.

6. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни. Синапс. 1991. С. 49-55.

7. Трошин В.Д. Концепция гармонии здоровья. Н.Новгород. 1994. 20 с.

8. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Л. 1952.

9. Павлов И.П. Физиология нервной системы. Л. 1952. Т. 4.

10. Судаков К.В. Биологические мотивации. М. 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.