Научная статья на тему 'Духовно-генетические основы здоровья семьи'

Духовно-генетические основы здоровья семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
655
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-генетические основы здоровья семьи»

БИОЭТИКА

уДК 37.018.1:612.6.05

духовно-генетические основы здоровья семьи

Б.Е. Шахов, д. м. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, ректор ГОУ ВПО «Нижегородской государственной медицинской академии Росздрава», в.Д. трошин, д. м. н., профессор, заслуженный деятель наук РФ, ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Росздрава»

На современном этапе развития человечества главенствующим фактором прогресса является состояние духовности и разумности каждого человека, семьи и общества в целом.

В настоящее время все футурологи мира прогнозируют наиболее приоритетное развитие антропологических наук, особенно биологии и медицины как наиважнейших. Накопилось множество данных в генетике и нейронауках, что позволяет создавать новые концептуальные подходы, направленные, в конечном итоге, на укрепление здоровья человека, семьи и общества. На основе христианской антропологии, современных достижений нейронаук и генетики предоставляется возможность пересмотреть наши представления о духовногенетических взаимоотношениях на уровне генома человека, общества и Вселенной. Проблема духовно-генетических соотношений человека изучается в Нижегородской государственной медицинской академии с 1988 года.

Духовность и геном

Концепция духовно-генетических соотношений базируется на двух законах диалектики: единства и эволюции. Единство духовных и генетических начал проявляется на всех уровнях Единой жизни: генома человека, общества и Вселенной. Эволюция духовных и генетических начал имеет место в онто-, фило- и космогенезе. Основой эволюции выступают процессы мутации и адаптации. Таким образом, возможно выделение следующей схемы духовно-генетических соотношений:

I. Единство духовных и генетических начал:

1) геном человека;

2) геном общества;

3) геном Вселенной;

II. Эволюция духовных и генетических начал:

1) онто-, фило- и космогенез

2) мутация и адаптация;

3) оптимизация.

Концепция духовно-генетических соотношений есть результирующая эмпирических воззрений и многолетних медико-

экспериментальных исследований (клинико-генетических, клинико-психологических, психонейросоматических) коллектива кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Нижегородской государственной медицинской академии.

Проблема соотношений наследственных, духовных и психологических факторов в становлении личности многие десятилетия в нашей науке не рассматривалась. Чаще всего постулировался социальный фактор как единственный в становлении психики и личности. Как биологическое существо человека появляется на свет в день своего рождения, но как личность формируется всю жизнь.

Духовное и генетическое - это системообразующие начала, определяющие единое гармоническое целое жизни и здоровья человека, общества и Вселенной. Неразрывное единство двух противоположных начал человеческого бытия - духовного и генетического - образуют духовно-биологическую, духовно-материальную сущность человека, общества и Вселенной. Духовные и генетические начала Вселенной - это основа всех законов мироздания.

Под духовностью мы понимаем психическое состояние организма, определяющее его способность различать и выбирать из социальной сферы необходимые идеальные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, образ жизни, а также всю совокупность деятельности в социальной и природной сфере.

Духовность - это:

1) психическое состояние, детерминированное с неокортек-сом, социумом и мирозданием, определяющие психические процессы (мышление, внимание, память и др.), обеспечивающие способность сознания и духовность личности работать с идеальными образами ценностей;

2) результат проявления этой способности в виде сформированного персонального набора избранных ценностей;

3) волевая активность (доминирующая мотивация, направленная на выполнение избранных ценностей.)

Биоэтика

Таким образом, духовность - регулятор всей потребностно

- мотивационной сферы человека как биологического индивида и социально-духовной личности.

У человека в ходе онтогенеза генетическое начало отходит на второе место, а ведущее значение отводится духовному, что и определяет человека, отграничивая его от животных.

Путь от гена к духовно-психологическим признакам лежит через морфофункциональный уровень структур мозга. В геноме человека, в нейрогеноме закодированы морфофункциональные особенности мозга, которые вместе с духовносоциальными детерминантами создают все разнообразие интеллектов, личностей и др.

Духовное начало формирует человеческое на уровне генома и на всех стадиях онтогенеза (с эмбриогенеза до смерти), проявляясь в виде динамического, духовно-генетического стереотипа, создавая индивидуальность каждого человека в зависимости от филогенеза и особенностей нейроонтогегеза, ассимилируя общественно-исторический опыт человека.

Диалектика жизни человечества проявляется в виде опосредования и преобразования духа в одухотворенную природу человека как результата опыта истории человечества, общества и семьи. В духовно-генетических соотношениях законы единства и эволюции есть законы природы, Творца.

Представленная концепция свидетельствует об эволюционном принципе, пронизывающем все творения Божии. Развивающийся мир подчиняется определенным законам природы, которые являются выражением Слова Божия. Упрощенно, законы природы - мысль Бога, а природа - ее материальное выражение. Возможности духовной и генетической эволюции человека продемонстрированы всей историей человечества, в которой определенную роль играют и христианские подвижники - канонизированные и неканонизирован-ные святые.

Генофонд существенно не изменился с момента возникновения вида Homo sapiens. Сам он есть продукт развития общества, фиксируемого социально-культурной программой. На основе генетической программы развиваются духовная и социальная стороны бытия человека и семьи. Сознание человека и его духовная организация стали теми органами, которые определяют нашу индивидуальную и коллективную природу - и настоящую, и будущую. Вопрос о наследственных основах духовной индивидуальности многие десятилетия в нашей науке даже не ставился. Считалось, что социальная среда - это единственный фактор, влияющий на индивидуальные особенности человеческой психики.

Согласно современным воззрениям, из средовых факторов важнейшими являются духовные, которые имеют большое значение в формировании личности и психологической индивидуальности. Духовность выступает как фактор успешной социальной адаптации человека, осознания и развития психологических особенностей и нравственных черт характера. В соответствии с концепциями духовно-генетических соотношений в формировании жизни и здоровья человека фундаментальными выступают генетическая и духовная. Духовные

и генетические начала выступают системообразующими началами жизни и здоровья человека, семьи и общества. Духовные и генетические особенности каждого человека уникальны. Таким образом, в свете современных воззрений необходимо полагать, что духовная деятельность человека есть высокоорганизованный, эволюционно-гентически обусловленный процесс, целью которого является достижение оптимального режима жизнедеятельности организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Духовная деятельность рассматривается нами как синтез духовно-психической, нейрофизиологической деятельности организма и человека в целом, где мозг, психика и дух есть интегративная система, взаимодействующая с обществом, природой и Вселенной.

Генетические начала организма человека динамично взаимодействуют с духовными факторами (так называемая духовно-генетическая программа), формируя индивидуальность каждой личности.

В соответствии с концепцией духовно-генетических соотношений человек рассматривается как духовно-биологическая (генетическая), интегративная, многоуровневая, саморегулирующаяся, открытая система. Все уровни этой системы (духовный, нервно-психический и соматический) находятся в динамической взаимосвязи, сформированной в ходе онто -, фило-и космогенеза, как результат совершенствования регуляторноадаптивных механизмов организма человека в условиях влияния факторов внешней среды. Становление и развитие человека, в основном, определяется духовными и генетическими факторами, которые находятся в динамической взаимосвязи и на разных этапах проявляются различно. Человек - высшая качественно новая ступень развития живых систем; духовнобиологическая (генетическая) система.

В процессе биологической эволюции, на новом ее этапе решающим в развитии человека выступает духовная, а небиологическая детерминанта и не естественный отбор.

В настоящее время длительно существующий спор о первичности материи и вторичности идеального считается бесплодным. «Чистого» движения материи в природе не существует, имеет место движение симбиоза органического соединения материи и информации. Человек есть единство духовного и биологического. Человек - это высший продукт одухотворенной материи; новое духовно-биологическое существо. Закон возрастания идеальной детерминации общества и человека есть основной и исходный закон социологии. Имеющий не меньше прав на признание в философии, чем научное положение о том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Исторический идеализм имеет больше оснований на теоретическое бытие, чем исторический материализм. Новые данные генетики свидетельствуют о том, что на уровне генома уже заложена духовно-социальная информация, которая и определяет взаимосвязь духовного и генетического (биологического). В соответствии с этим материя одухотворена, «пронизана святым Духом». Применительно к человеку целесообразно выделение духовной, нервнопсихической и соматической сфер деятельности, а в целом № 3 июнь 2008 МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ

организм человека - духовно-биологическая интегративная система, в которой духовной среде отводится главенствующая роль. При анализе духовно-генетических соотношений выделяется тесная взаимосвязь онто-,фило- и космогенеза.

В настоящее время человечество переживает духовнонравственный и экологический кризисы, которые напрямую связаны с проблемой выживания человека как такового. Без духовно-нравственного воспитания и образования мы не продвинемся к прогрессу, не выйдем из кризиса. Человечество в процессе исторического развития, двигаясь по пути научнотехнического прогресса, достигло выдающихся успехов. Однако медицина и естествознание свидетельствуют о том, что научно-технический прогресс, увеличив объем накопленных знаний, на развитие индивидуальных способностей человека практически не повлиял. Мозг человека на историческом пути заметных изменений не претерпел. Интеллектуальные способности древнего и современного человека отличаются слабо. С точки зрения количества информации, которую могло принять человеческое мышление в древности и в настоящее время, люди во все времена практически не изменяются. Но качество информации, ее содержание отличаются основательно. При отсутствии материальных условий для познания мира, которыми располагает современное общество, люди на заре развития человечества познание направляя вглубь себя, пользуясь, главным образом, логическим методом анализа. Единение с Богом было единственным состоянием человечества. Неслучайно, что в это время религия и оккультные науки получили доминантное значение и достигли высокого уровня развития.

С развитием естественных наук роль религии и оккультизма в жизни человека снижается. Снижение роли религии означает падение духовности человека. Современное состояние человечества в целом можно охарактеризовать как общество с высоким научно-техническим потенциалом и низким уровнем духовности.

В ходе научно-технического прогресса произошло нарушение определенных структур Бога. В физическом плане это проявляется проблемами экологии и угрозой физического уничтожения человечества в результате ядерной катастрофы и войн.

Бог, природа, человек - взаимодополняющие части процесса человеческого познания, по пути которого идет все человечество и каждый отдельно взятый человек. Духовное возрождение возможно только на базе движения к Богу с опорой на культурный и научно-технический потенциал человечества. Чем быстрее люди это поймут, тем быстрее уйдут от проблем взаимного уничтожения.

В формировании личности большое значение отводится духовной доминанте по А.А. Ухтомскому. Теория доминанты состоит в том, что в формировании поведения внешние стимулы не всегда имеют оперативное значение. Доминанта в поведении освобождает организм от побочных действий (избыточных степеней свободы) и позволяет искать потребные агенты и наиболее экономным путем удовлетворять свои

Биоэтика

ведущие потребности. Принцип системности в методологии научного исследования проблем духовности тесно связан со всесторонним исследованием цельности организма с точки зрения христианской антропологии (дух, душа, тело). Нейропсихологический и психофизиологический анализ духовной деятельности человека включает современные достижения биологии и медицины о структурно-функциональнойорганизациидуховнойинервно-психической деятельности человека.

В основе изучения космо-, фило-, онтогенза сознания и генома человека можно понять духоно-генетическое единство человека как сложный историко-эволюционный процесс антропопсихосоциогенеза, включающего в себя духовно-социально-психологические аспекты жизнедеятельности человека. Духовный мир человека тесно связан с высшими психическими функциями (мышлением и сознанием). На основе учения о высшей нервной деятельности и достижений генетики следует правильно подходить к понятию духовности. Категории души и духа существуют на протяжении почти всей истории человеческой цивилизации (при исторической изменчивости конкретного содержания этих категорий) и указывает на фундаментальное значение этих ценностей. С этими категориями связано мировоззрение каждого человека и общества в целом.

Основой высшей нервной деятельности человека является потребность. Под потребностью понимают специфическую сущностную силу живых организмов, обеспечивающую их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития; источник активности живых систем в окружающем мире. Потребности человека подразделяются на витальные (биологические), социальные и идеальные (духовные). К потребностям витальным относят потребности сохранения и саморазвития, к социальным - потребности «для себя» (права) и «для других» (обязанности). Идеальные - потребности познания и творчества. Среди многообразия видов человеческой деятельности выделяют материальную (производственную), социально-политическую и духовную. В литературе слово «душа» употребляется как синоним слова «психика», а понятие «дух» употребляется обычно как синоним сознания. Однако, как справедливо замечает П.В.Симонов (1987), «мы ни на шаг не приблизились к уяснению сущности души и духа, пытаясь просто-напросто заменить их понятиями «психика» и «сознание». В связи с этим следует отметить, что не все социальные потребности человека ассоциируются с его душой. К ним относят разновидность социальных потребностей человека, которые побуждают его действовать вопреки своим личным интересам.

С понятием духовности связана потребность познания, которая, в свою очередь, неразрывна с развитием. Для духовной деятельности человека характерно его бескорыстие. Когда мы говорим о духовности, равнодушии, бездушии и т.п., мы подразумеваем отношение человека к окружающим его людям, т.е. заботу, внимание, любовь, привязанность, готовность прийти на помощь, подставить плечо, разделить радость и № 3 июнь 2008 МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ

Биоэтика

горе, с категорией духовности соотносится потребность познавать мир, себя, смысл и назначение своей жизни. Тайна человеческого бытия по Ф.М. Достоевскому не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. В воплощении «жизни человеческого

духа» К.С. Станиславский видел главную задачу художественного творчества. Много лет назад философ А. Шопенгауэр остроумно заметил, что отрицание души есть философия людей, которые забыли взять в расчет самих себя.

Великие и вечные вопросы о сущном и должном, об «истине и правде ставит действительность перед человеческим умом». Человек духовен в той мере, в которой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Следует подчеркнуть, что потребность к познанию и альтруизму «для других» взаимодействует и существует со всеми другими потребностями личности, с ее сознанием, подсознанием и сверхпознанием. В результате этого взаимодействия возникает бесконечное множество оттенков, граней, аспектов духовной жизни.

Потребностно-информационный подход к духовному миру человека и общества приближает нас к истине. Обнаружение в основе представлений о душе и духовности потребностей познания и альтруизма создает возможность правильного понимания тех явлений высшей нервной деятельности (психической, духовной), которые длительное время находились за пределами ее естественнонаучного анализа.

Учение о доминанте, разработанное А.А. Ухтомским (1995), имеет фундаментальное значение и для понимания духовной жизни. Доминанта - это временно господствующий набор рефлексов, который направляет в данный момент времени все поведение организма на решение одной наиболее важной для него задачи.

Таким образом, духовная доминанта определят цель и смысл жизни каждого человека и общества в целом. Основными источниками формирования здоровья является духовность и генетика, окружающая среда и сам человек. Все источники тесно взаимообусловлены и связаны. Природа (генетическая программа) наделила организм человека эффективными защитно-приспособительными механизмами. Но их возможности не безграничны, и от самого человека на 70% зависит сохранение его здоровья. В соответствии с вышеизложенным, человек и популяция формируют свои иерархические структуры: духовно-социальную, экологическую и биологическую. При этом в качестве системообразующей функции, определяющей развитие двух остальных структур популяции, выступает духовно-социальная функция.

Системообразующим фактором для организма человека является общественно-полезный труд как способ существования человека, обеспечивающий его жизнедеятельность и функционирование как духовно-социального существа. Генетически обусловленные конституциональные структуры организма обеспечивают потенциальную способность человека к универсальной физической, нервно-психической и духовной деятельности. Но для конкретного человека эта возможность реализуется в форме специализации. Следовательно,

приспособление организма человека к выполнению определенных видов трудовой деятельности и составляет содержание его духовно-психической адаптации. В результате адаптации специализируются нейроморфологические и духовнопсихические структуры человека в пределах его конституционно обусловленной индивидуальной адаптации. Эта адаптация возможна только при условии одновременной духовносоциальной и биологической компенсации функции организма человека. Духовно-социальная компенсация, в частности, включает меры по сохранению здоровья человека, осуществляемые популяцией в зависимости от уровня духовносоциального развития на протяжении всей жизни человека. Первый этап - это подготовка организма ребенка к трудовой деятельности, то есть обеспечение условий его биологического развития и формирования путем воспитания и обучения духовно-психологических структур человека (речь, сознание), необходимых для выполнения социальных функций. На основе фенотипа формируется индивидуальность.

На следующем этапе, исходя из потребностей популяции, компенсируется процесс ее специализации к выполнению определенной трудовой деятельности, приобретению трудовых навыков и знаний.

В процессе специализации происходит адаптация этих структур. При этом в соответствии с принципом минимизации некоторые системы и органы организма развиваются до уровня, максимального допустимого в пределах нормы адаптации популяции за счет функционально недогруженных органов. В результате специализации индивид становится адаптированным к определенным физическим и нервно-психическим нагрузкам, вырабатываются физические навыки и духовнопсихологический стереотип деятельности (опыт, определяющий оптимальную результативность трудового процесса). При недостаточной духовно-социальной компенсации этих различий у индивидов с низким уровнем адаптации возможен ее срыв (дисгармония функции организма), повреждение ее как биологических, так и духовно-социальных структур человека, проявляющихся в физических, нервно-психических и духовных дисфункциях.

Информация развития организма заложена в геноме клетки и формирует ее жизнь и развитие. После оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом образуется исходная клетка нового организма - зигота. С этого времени и начинается новая жизнь, определяемая геномом. В геноме в сжатом виде имеется и материя, и энергия, и информация. Развитие генома определяется вещественным, энергетическим и информационным метаболизмом.

Клинико-генетические, нейропсихологические нейроморфологические исследования последнего времени подтверждают положения о динамической взаимосвязи мозга, сознания и генома человека. Четко выявляется закономерное формирование морфологических и функциональных связей генома как в онто-, так и филокосмогенезе. В свете современных представлений для развития личности характерно неразрывное единство духовно-социального и генетического (биологического). № 3 июнь 2008 МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ

Генотип содержит информацию о духовно-историческом прошлом человека, программу его духовно-индивидуального развития, адаптированного к специфическим социальным условиям жизни. В генетической детерминации развития человека выделяются общевидовые индивидуальные закономерности развития. Различные стадии онтогенеза контролируются разными генами, которые в процессе развития «включаются» и «выключаются». В результате взаимодействия в онтогенезе формируются структурные и функциональные особенности организма.

Главным звеном, определяющим влияние генотипа на формирование духовных и психических особенностей в онтогенезе, являются структуры мозга. В настоящее время выделяются нейрогены, которые определяют гетерохронию в формировании структур головного мозга и предопределяют в дальнейшем возникновение духовных и психических функций. Головной мозг человека не только опосредует влияние генотипа на психологический уровень в структуре индивидуального развития, но и опосредует влияние генотипа на психологический уровень в структуре индивидуального развития, но и опосредует влияние окружающей среды на реализацию генетической программы развития.

Кроме соматической генетики, передающей наследственные признаки родителей (внешний вид, физиологические особенности внутренних органов, предрасположенность к тем или иным заболеваниям и т. п.), существует и духовнопсихологическая генетика, посредством которой передаются духовно-нравственные и психологические качества личности. При изучении духовно-генетических соотношений в онтогенезе необходимо учитывать уровни развития человека - организм, индивид, личность. Человек рождается организмом, становится индивидом и на протяжении жизненного пути создает из себя личность. У человека исторически развивается сознание, а не тело. Сознание, первоначально возникнув на основе разума как средство исторического выживания людей, по мере исторического развития человечества само тело превращается в средство исторического саморазвития. Сознание из слуги тела превращается в его господина. На основе изучения фило - и онтогенеза нервной системы человека можно понять духовно-биологическое единство человека как сложный историко-эволюционный процесс, включающий духовные, социально-психологические и генетические аспекты его жизнедеятельности.

Духовная детерминанта здоровья семьи

Учение о доминанте, разработанное А.А. Ухтомским (1925), имеет фундаментальное значение и для понимания духовной жизни и для здоровья семьи. Ведущий постулат теории доминанты состоит в том, что в формировании поведения внешние стимулы не всегда имеют оперативное значение. Доминанта в поведении освобождает организм от побочных действий (избыточных степеней свободы) и позволяет искать потребные агенты и наиболее экономным путем удовлетворять свои ведущие потребности. Доминанта «выбирает» специально жизненно важные раздражители внешней среды и тем самым

Биоэтика

надежно направляет организм к цели. А.А. Ухтомский сравнивал доминанту с вектором поведения. Таким образом, духовная доминанта определяет цель и смысл жизни каждого человека, семьи и общества в целом.

Основными источниками формирования здоровья семьи являются ее духовность, генетика и окружающая среда. Все источники тесно обусловлены и взаимосвязаны. Природа наделила организм человека эффективными защитноприспособительными механизмами. Но их возможности не безграничны, и от самого человека на 70% зависит сохранение его здоровья.

В соответствии вышеизложенным, человек, семья и популяция формируют свои иерархические структуры - духовносоциальную, экологическую и биологическую. При этом в качестве системообразующей функции, определяющей развитие двух остальных структур популяции, выступает духовносоциальная функция. Системообразующим фактором для организма человека является общественно полезный труд как способ существования человека, обеспечивающий его жизнедеятельность и функционирование, как духовно-социального существа. Генетически обусловленные конституциональные структуры организма обеспечивают потенциальную способность человека к универсальной физической, нервнопсихической и духовной деятельности. Но для конкретного человека эта возможность реализуется в форме специализации. Следовательно, приспособление организма человека к выполнению определенных видов трудовой деятельности и составляет содержание его духовно-психической адаптации. В результате адаптации дифференцированно специализируются нейроморфологические и духовно-психические структуры человека в пределах его конституционно обусловленной индивидуальной адаптации. Эта адаптация возможна только при условии одновременной духовно-социальной и биологической компенсации функции организма человека. Духовносоциальная компенсация, в частности, включает меры по сохранению здоровья человека и его семьи, осуществляемые популяцией в зависимости от уровня ее духовно-социального развития на протяжении всей жизни человека.

Первый этап - это подготовка организма ребенка к трудовой деятельности, то есть обеспечение условий его биологического развития и формирования путем воспитания и обучения духовно-психологических структур человека (речь, сознание), необходимых для выполнения социальных функций. На основе фенотипа формируется индивидуальность.

На следующем этапе, исходя из потребностей популяции, компенсируется процесс ее специализации к выполнению определенной трудовой деятельности, приобретению трудовых навыков и знаний. Поскольку различные виды деятельности вызывают дополнительные функциональные нагрузки на сложившиеся структуры организма, в процессе специализации происходит адаптация этих структур. При этом в соответствии с принципом минимизации некоторые системы и органы организма развиваются до уровня, максимально допустимого в пределах нормы адаптации за счет функционально № 3 июнь 2008 МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ

Биоэтика

недогруженных органов. В результате специализации индивид становится адаптированным к определенным трудовым нагрузкам, физическим и нервно-психическим, вырабатываются физические навыки и духовно-психологичекий стереотип деятельности (опыт), определяющий оптимальную результативность трудового процесса. При недостаточной духовносоциальной компенсации этих различий у индивидов с низким уровнем адаптации возможен ее срыв (дисгармония функции организма), повреждение не только биологических, но и духовно-социальных структур человека, проявляющиеся в физических, нервно-психических и духовных дисфункциях.

Духовная доминанта формирует в сознании и позитивное мышление. Это в свою очередь передается в подсознание посредством веры и убеждения, что формирует здоровый образ мышления, жизни и здоровья. Подсознание подчиняется сознанию, ярким примером является состояние гипноза.

Многие болезни имеют среди своих причин неправильный (по богословской терминологии - греховный) образ жизни. Это - один факторов риска появления или обострения какого-либо заболевания. Однако отметим, что прямая корреляция между нравственно отрицательным поведением и болезнью не всегда оправдана. Более того, они таят серьезную опасность: соблазн по симптоматике вычислять грехи, осуждать человека за его недуг, воспринимать его с отвращением, как злодея, который получает должное возмездие. И все это вместо того, чтобы помочь в беде. К тому же многообразие связей между греховными страстями, а также между соматическими и психическими заболеваниями не позволяет четко классифицировать, что за чем идет, отделить первичное от вторичного. Большинство болезней полиэтиологичны - имеют много совершенно разных причин. Кроме того, различные порочные склонности подчас вызывают одинаковые заболевания.

Например, к язвенной болезни приводят сильные отрицательные эмоции (гнев, испуг) и мелкие повседневные раздражения (нервозная обстановка в семье, на работе, постоянная ипохондрия, вспыльчивость, длительная тревога, ожидание неприятностей и т. д.). Развитию язвенной болезни, как известно, способствует также курение и злоупотребление алкоголем. Иными словами, гнев, печаль, чревоугодие - духовные истоки этого заболевания. К ним прибавим другие (внеэтические) факторы, ведущие к образованию язвенного дефекта: наследственные, нейроэндокринные (половое созревание, климакс и др.), сезонные изменения погодных условий, прием некоторых медикаментов и т. д. А клиническая картина язвенной болезни остается исходной во всех случаях.

Без сомнения, есть очевидные «цепочки». Вследствие пьянства возникают алкогольные интоксикации, гепатиты, циррозы печени. Онкологические процессы органов дыхания наблюдаются у заядлых курильщиков, самоотравления - у токсикоманов и наркоманов, а пищевое (алиментарное) ожирение - у гурманов.

О пагубности вредных привычек, в частности чревоугодия, известно давно. «Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкой на своем

ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним; страдание бессонницей, и холера, и резь в животе, - предостерегает Библия, бывают у человека ненасытного».

Люди, преступившие нравственные нормы и предписанные, рискуют повредить не только себе, но и своим потомкам. В этом плане дети становятся без вины виноватыми. Взять хоть бы влияние приёма наркотиков на эмбриональное развитие.

Очень негативно отражаются на эмбрионе опиаты (метадон, героин). В 20-35% случаев наступают преждевременные роды, в 12-45% происходит внутриутробная задержка развития. Риск внезапной детской смерти доходит до 2-4%. У 95% новорожденных отмечается абстинентный синдром, причем у 12-25% он протекает в тяжелой форме (сильные боли, понос, судороги и пр.)

Младенцы наркоманок обычно недоношены, физически слабы, имеют пороки развития, маленький вес и рост. У них понижен иммунитет и потому велик риск инфекционных заболеваний. Психика изначально расшатана, неустойчива к стрессам, реакции неуравновешенны, развитие речи замедленно, память и концентрация внимания ослаблены. В будущем это может подтолкнуть к поиску и употреблению наркотиков.

Среди духовных причин болезней имеются и менее очевидные, к примеру, тщеславие и гордыня. С точки зрения религии, это - греховные страсти, а с точки зрения медицины, - факторы риска сердечно-сосудистой патологии. Возникновение и течение ИБС - итог комплекса патогенных факторов. Роль одних (атеросклероз, артериальная гипертензия, курение, сахарный диабет и пр.) установлена достаточно убедительно. Роль других (генетических, психосоматических, социальных) тоже проясняется в научных работах.

Ученые провели параллели между «инфарктным» характером человека и возникновением ИБС. Сердечно-сосудистые заболевания наиболее распространены среди людей с определенными аспектами невротизма (депрессия, уныние, импульсивность) и отдельными психопатическими проявлениями (враждебность, агрессивность, гнев, цинизм).

Специалисты по болезням сердца выделяют среди больных так называемый тип А. Эти люди очень активны, работоспособны, энергичны, целеустремленны, не умеют проигрывать, постоянно ощущают нехватку времени, обладают высокими амбициями и притязаниями, охотно вступают в конкурентную борьбу и стремятся во всем быть первыми. У них риск возникновения стенокардии и инфаркта миокарда существенно выше, чем у лиц противоположного психологического склада (тип В), спокойно относящихся к собственным достижениям, не склонных к конкуренции, умеющих отдыхать.

Инфаркты у таких высокоактивных личностей наступают после внезапной и сокрушительной катастрофы, часто связанной с ущербом для престижа, разноса у начальства, отставки, провала ответственного выступления и т. д. Другой пусковой фактор - достижение желанной цели, объект давней мечты, за пределы чего интересы и фантазия человека не распространяются (псевдодуховное пресыщение, личностный кризис). № 3 июнь 2008 МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ

Происхождения психосоматической болезни в данном примере можно эскизно представить как процесс соматизации греха: грех - характер - болезнь (в случае ИБС - приступы грудинных болей, атеросклеротические осложнения в сосудах сердца и т. д.).

Люди, по-христиански благожелательно относящиеся к своим близким, при прочих равных меньше подвергаются риску сердечно-сосудистых нарушений. ИБС (включая стенокардию и инфаркт миокарда) - типичный результат стрессов, неумения адекватно, «без сцен», без вспышек гнева и злости, ущемленного самолюбия и честолюбивых амбиций реагировать на окружающих и самих себя. Нравственно отрицательные эмоции, черты характера провоцируют развитие разных болезней. Вот чем оборачивается властолюбие, славолюбие и честолюбие!

Гневливые и властолюбивые люди склонны к гипертонической болезни, если в силу объективных причин они не выражают в полной мере свои страсти. Гипертония часто возникает у тех людей, которыене могут реализовать своей глубокой, настоятельной потребности управлять ситуацией и поведением окружающих. В результате они вынуждены отказаться от попыток такого контроля и от стремления навязать другим людям свою волю. Необходимость смириться с этим они воспринимают, иногда неосознанно, как поражение. Отсюда и гипертонические кризы.

Больные гипертонией зачастую не уверены в себе, амбициозны, постоянно конфликтуют с вышестоящими лицами. Нередко они имеют сформированный в детстве периодически обостряющийся внутренний конфликт между стремлением обрести защиту и независимость, между агрессивностью и чувством вины. Не находящие разумного выхода агрессивные черты личности (сдерживаемый гнев, подавленная враждебность, злопамятность, затаенная и не прощеная обида и др.) буквально съедают человека изнутри и также способствуют резким скачкам артериального давления.

Отрицать наличие духовных факторов и процессов, ведущих к болезням, абсурдно. Сведения о них обогащают врачебные представления, повышают эффективность лечебных мероприятий и помогают лечить не болезнь, а больного человека. Благодаря этим знаниям легче понять, для чего нужны духовные методы врачевания и почему одна и та же болезнь зачастую протекает по-разному.

Генетическая детерминанта здоровья семьи

Духовное оздоровление общества необходимо начинать с семьи. Семья - это ячейка общества, если больна семья, то больно и общество. Следствием духовно-нравственного благополучия семьи является то, что только 5% детей являются здоровыми, у 30-80% новорожденных имеются отклонения нервно-психического и соматического здоровья. По этому на современном этапе развития обществу необходимо духовное и физическое оздоровление семьи.

С древних времен на Руси считалось, что род, в котором не почитают, не уважают, не любят старших по поколению, просто вымирал. Поэтому всегда почитали родителей, и сложи-

Биоэтика

лась традиция после свадьбы называть родителей невесты и жениха «папой» и «мамой», т. е. надо относиться к ним как к своим родителям и тогда ваши дети будут счастливы и здоровы. Мы наследуем от наших родителей в форме молекулы ДНК все прошлые психологические и физические события наших предков. Молекула ДНК - это живые... кристалы памяти. В ней заключена память мыслей, чувств, переживаний отца и матери, которые были до них.

В настоящее время изменились взгляды на семью, на болезнь, детей, и на отношение государства к проблемам семьи. Пока государство, а это мы с вами, не изменится, не изменит свои отношения в своей политике к семье, никакие реформы, ни к какой области не принесут положительных результатов. Сколько у нас существует государственных и общественных организаций, которые занимаются проблемой семьи, проблемой детства? Есть ли у них глубокое понимание того, что такое семья и где надо искать источник всех проблем? Старый вопрос: когда начинать воспитывать ребенка? Имеется много самых разных ответов от того что «пока лежит поперек лавки», до того, что «надо воспитывать уже при зачатии». А правильнее было бы спрашивать: когда надо начинать любить ребенка? Ответ. С учетом полного понимания, что есть семья: любить ребенка следует начинать еще до зачатия, любовь к ребенку начинается с любви к своим родителям, а затем с любви к родителям супруги (супруга) и, естественно, с любви друг к другу будущих родителей. В старые времена, когда молодая девушка просила совета у бабушки, как определить любит ли она такого-то парня, мудрая бабушка говорила: «Представь, если ты хочешь, чтобы у тебя был от него ребенок, и ты с радостью и любовью примешь эту кроху, и он тебе будет мил и дорог, то значит, любишь этого парня. Если у тебя возникает неприязнь и равнодушие, то это не любовь». Таким образом, самым главным в семье является любовь, а не другие чувства. Только любовь сможет создать крепкую, здоровую, счастливую семью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим вопрос рождения ребенка. Чтобы закрепиться в физическом мире вновь рождающейся душе, необходим кусочек живой материи, и ей становится оплодотворенная яйцеклетка. Душа получила возможность своего физического проявления; с чем с первых дней встречается на Земле? Казалось бы, вот пришла новая жизнь и должна встретить любовь. Если это было так, то у нас не рождалось бы столько много детей отклонениями от нормы. Другая проблема, связанная с рождением, - большое количество абортов. Человеческая душа пришла в наш мир, чтобы жить, научиться любить и дарить любовь другим, а вместо этого она получает опыт смерти, разрушения, зла. Вот мнение французского профессора, специалиста по клеточной генетике Иеронима Лежена: «Я, ученый, беспристрастно наблюдаю биологические явления. И считаю, что человеческое существо начинает свою жизнь с момента оплодотворения. Это значит, что преднамеренное уничтожение зародыша любого возраста - убийство человека». А американский акушер Натонсон с помощью ультразвуковой киносъемки снял уникальный фильм.

дениями о положительных и отрицательных качествах рода, в

Биоэтика

Он показал, как во время аборта ведет себя зародыш при приближении к нему инструмента. Оказалось, он чувствует опасность, он все понимает и в ужасе начинает быстро двигаться, уклоняться, отталкивать от себя инструмент и широко, как при безмолвном крике, открывать рот! Но его никто не слышит. Когда Натонсон показал этот фильм коллегам, то многие врачи после просмотра его наотрез отказались делать аборты, т.к. они почувствовали свою причастность к убийству человека. Недаром Православная Церковь всегда выступала против этого, считая аборт убийством человека.

Выживаемость и будущее любого этноса упираются в один конкретный вопрос: как они относятся к вопросам семьи, как люди заботятся о своих женщинах, о своем подрастающем поколении?

Из истории Руси известно, что наш народ отличался своей добропорядочностью, самыми выстраданными ценностями в народе были уважение к старшим, умение дорожить честью семьи, защита и почитание женщин, всеобщее благоговение перед детьми.

Из уст в уста передаются идущие от добрых побуждений слова о красоте женщины, о чистоте младенца, о достоинстве и трудолюбии главы семейства, о мире и счастье дружной семьи.

Семья - важнейшее и основополагающее звено общества, мы должны не просто хранить, а укреплять институт семьи, повышая его роль и значение. Издавна у нас существовала модель самообеспечивающейся семьи, состоящей из представителей разных поколений. В таких семьях был высок дух взаимовыручки, взаимопомощи. Человек получал поддержку и опеку, если был ребенком, инвалидом, пожилым, прежде всего в своей семье. Традиции крепкой семьи культивировали бережливость, трудолюбие, ответственность перед другими. Человек стремился к наиболее продуктивному труду, проявлению инициативы, предприимчивости для повышения уровни жизни своей семьи.

Семья - важнейший источник духовного, социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека. Важным в жизни каждой семьи является ведение здорового образа жизни: с малых лет учить ребенка личной гигиене, рациональному питанию, нормальному сну, закаливанию организма, а самое главное - не дать развиться вредным привычкам (курение, пьянство, наркомания, токсикомания).

Ведь дети воспитываются на личном примере родителей. И первую очередь от родителей зависит, какое отношение воспитают они у детей к традициям, обычаям, устоям духовнонравственным и моральным ценностям. Настала пора вернуть семье главную воспитательную функцию.

В последние годы во многих семьях активно проявляется тенденция к созданию семейного древа жизни, изучению семейных традиций. Для восстановления и сохранения генофонда нации необходимо с дошкольного возраста начинать знакомство детей с родословной отца и матери. В школьные годы эта информация должна дополняться, обогащаться све-

том числе о долгожителях, наследственных болезнях. Благополучие человека и семьи является важнейшим показателем и основной целью стратегии развития общества и государства. Только здоровая семья, гармонично сочетающая зрелость и молодость. Опыт и энергию, являются реальной основой стабильного общества и условием формирования активной гражданской позиции личности. Несмотря на коренные изменения общественных устоев семьи, неизменной остается роль женщины-матери как хранительницы духовности народа, души семьи. Традиционный для нашего народа культ Матери по-новому осветился в новое время.

Ни о каком духовном и национальном возрождении нельзя и мечтать, если Женщина-Мать, на плечах которой неимоверный физический и душевный труд, не будет возвышена, наиболее почитаема и уважаема в обществе.

Имя матери свято. У всех народов оно окружено почетом и уважением. Только мать способна прислушаться и понять все движения нашей души. Только мать вразумит и простит. Только мать даст силы для нового пути и для новой жизни.

Вся государственная политика оценивается глазами матери. Касается ли это благополучия семьи, здоровья и обучения детей, достатка семьи, наконец, благополучия матери - все делается для того, чтобы облегчить бремя ваших забот.

Каждая мать должна прививать детям тягу к знаниям, любовь к школе, к учителям. Мы ставим новую задачу: каждый юноша и девушка должны стремится получить высшее профессиональное образование. Вслед за образованием мы должны решить проблему здоровья нации. И снова возлагаем надежду на матерей. От рождения ребенка вы в ответе за его здоровье. Государство заботится о больницах и лекарствах. Но этим проблему не решить. Важно так растить детей, чтобы не было нужды обращаться за помощью к врачам. В настоящее время меняется направление в развитии медицины на развитие профилактики, предупреждение заболеваний. Дело это не простое, дело повседневное. В каждой семье необходимо утверждать здоровый образ жизни. Уберечь детей от пагубных привычек. Всячески поощрять занятия физкультурой и спортом, которые к тому же формируют сильную волю ребенка. Нам, взрослым, главам семейств и матерям, надо начать с себя. От этого будет зависеть здоровье и наших внуков, а стало быть, продолжительность рода.

Женщина-мать имеет большую в семейном хозяйстве, а хозяйство во всем опирается на роль отца, к тому же это лучшая трудовая школа для детей. В руках каждой матери - золотой ключик к душе и сердцу ребенка. С молоком матери ребенок впитывает любовь к родному языку, родной земле, к своему народу. Духовное и нравственное воспитание будущих граждан великой России начинается в семье. В семье ребенок постигает народные традиции, национальную культуру. За домашними хлопотами не забывайте о душе ребенка. Высокая духовность испокон веков присуща нашему народу. Важно не растерять ее и в наше беспокойное время, не подменить слово матери телевизионной передачей. Воспитывая № 3 июнь 2008 МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ

сильную волю и твердый характер, чувство ответственности и долга, любовь и сострадание к людям, мы будем всегда гордиться поступками своих детей и будем спокойны за будущее страны.

Глубоки традиции нашего народа в отношениях с природой. Это колоссальное национальное богатство, истинную цену которого мы начнем осознавать лишь в будущем. Учите своих детей любить и беречь свою природу, как берегли ее наши отцы и деды. Надо хранить первозданную чистоту наших рек, озер, свежесть тундры и тайги, равнин и гор, богатства животного и растительного мира. Без них мы потерям себя как народ, как нация.

Учите детей гордиться историей своего народа, историей и будущим своей прекрасной родины, бережно передавайте им богатства нашей национальной культуры. Родной язык, имена и дела великих сограждан во все века помогут вам не потерять связь времен, связь поколений, добиться большего, чем добились наши предки.

Женщина-мать - главный первоисточник национального духа, главный воспитатель патриота. С молоком матери мы впитываем родную речь, песни, традиции, любовь к родной земле, отношение к окружающему миру, наполняем свою душу.

Самые важные, самые дорогие для нас понятия «Отечество» и «Отчизна» берут свое начало от слова «отец». Для каждого мужчины нет более высокого долга, как быть защитником родной земли, быть кормильцем и воспитателем своей семьи. С именем и делами отца связаны честь и достоинство семьи, рода да и всего нашего Отечества.

Забота о судьбе и благополучии ребенка должна начинаться задолго до его появления на свет. Родителям следует подготовиться физически и духовно, поскольку они участвуют в творческом акте Бога. Перефразируя апостола Павла, скажем, что отец и мать - соработники у Бога. Они дают начало новой человеческой личности, которая является «Божьей нивой», «Божьим строением»

Когда родители уверяют, что вложили в дитя частицу своей души, - это не пустая похвальба или красивая присказка. Старинное выражение полностью оправдано и в прямом, и в переносном смыслах. «По наследству передаются детям от родителей не только физические свойства, но и свойства духовные, - утверждал святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

- И это заставляет нас задуматься над нашими обязанностями в отношении не только к Богу, но и к родному роду человеческому... Велика обязанность всех родителей всегда помнить об этом, всегда побеждать свои пороки и страсти, всегда каяться перед Богом в грехах своих, всегда очищать свое сердце, чтобы чистоту сердца передать детям своим».

Поэтому порочное состояние духа родителей при зачатии и во время беременности есть тяжкий грех. «Родители могут сделать счастливым свое дитя еще до рождения. После нравственно-осторожного зачатия богобоязненного чревоно-шения дитя рождается с большой силой против греха, или с некоторым «предварительным запасом добра». Сам собой

Биоэтика

виден грех тех родителей, которые поступают напротив: заражают своими пороками не только душевные силы, но и кровь свою, и таким образом передают своим детям с самым зачатием собственные недуги, душевные и телесные. Отсюда, например, наследственная склонность к пьянству и запою, к распутству или немиролюбивому характеру» (Попов Е., 1993).

Воистину, «человек познается в своих детях»! (Сир. 11,28). «Какова мать, такова и дочь», - свидетельствует пророк (Мез. 16, 44). Недаром святитель Филарет Московский заканчивает свою «Беседу о благословенном рождении детей» весьма знаменательным поучением: «желающие иметь достойных детей благоразумно поступят, если предварительно самих себя сделают достойными родителями» (Филарет).

Для появления человека на этом свете необходимы мама и папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и т. д. Человек незримыми нитями связан со своими далекими и близкими предками. Рождается новый человек, и с самых первых дней он окружен любовью и лаской. Его любят и папа, и мама, и бабушки, и дедушки. Свою любовь они дарят ему. Когда ребенок станет либо папой, либо мамой, он будет передавать любовь своему малышу. Когда человек любит своего ребенка, и, хотя он еще маленький, он тем самым уже любит своих внуков и правнуков и т. д.

Следовательно, из глубины веков идут к человеку потоки любви его предков, а от него в будущее - к его будущим потомкам. Так в каждом человеке соединяется прошлое, настоящее и будущее.

Выше было рассмотрено, что в семейных отношениях поток любви несет положительную информацию, а это - положительный опыт, хорошие психологические события, здоровье, способность любить, быть жизнерадостным, сильным духом, способным противостоять трудностям жизни и т. д. и т. п. Все это возможно только при одном условии - любовь к предкам и память всего хорошего о них. Вспоминая с любовью своих предков, человек тем самым в атомах своей молекулы ДНК связывающих его с предками вызывает положительную информацию. Эта информация передается клеткам и отражается в более согласованной их жизнедеятельности, что улучшает физическое здоровье, кроме того, излучаемая в пространстве любовь все больше гармонирует его. В этом случае происходит меньше дисгармоничных событий у человека, все дела его приносят удачу и успех.

Следует заметить что, меняя информацию о предках в своей молекуле ДНК, человек тем самым вносит изменения в информацию молекулы ДНК детей, внуков. Но если человек вспоминает или постоянно помнит негативные эпизоды из жизни своих предков, их отрицательные черты характера, болезни, осуждая их или, вообще, забыл об их существовании (забвение), то это все составляет отрицательный поток, идущий и к предкам, и к атомам молекулы ДНК, связывающим его с предками, и вызывает там преобладание отрицательной информации из жизни предков. Эта информация передается всем клеткам, вызывая там негармоничную деятельность, что приносит в итоге различные болезни, преждевременное старение № 3 июнь 2008 МЕДИЦИНСКИЙ АЛЬМАНАХ

Биоэтика

и т. п. В то же время эта негативная информация излучается человеком в окружающий мир, вызывая дисгармонию пространства, а это - неудачи, несчастья, трагедии и т. п.

Из всего этого следует, что человеку необходимо научиться любить своих предков. В это понятие входит и отношение в семье, и отношение к истории народа, к культуре, к традициям, к религии, к духовному и материальному наследию, т. е. какое отношение человека к тому, что ему оставили предки, подобную информацию он получает в себе. Положительная порождает положительную, а отрицательная - отрицательную. Отрицая свое наследие, человек из-под себя выбивает опору, на которую можно опереться для дальнейшего познания мира.

Изучая с любовью и добрым отношением свою историю, культуру, традиции, религии, человек сможет сам разобраться во всех сложных процессах и найти ответы на многие злободневные вопросы, весь день сегодняшний идет из вчерашнего, следовательно, между ними существует связь. Эту связь отбрасывать или просто игнорировать нельзя и даже опасно. Осознав эти законы, человеку откроется понимание текущего момента, и он увидит те, невидимые прежде силы, которые движут самим человеком и окружающими людьми. Очевидно, теперь понятно значение Родительских суббот в Православии. Они посвящаются поминовению умерших, когда за богослужением в Храме поминаются все от века усопшие христиане. Вот здесь и происходит соприкосновение с культурой, и историей, и непосредственно с усопшими предками через любовь к ним, посылаемую с молитвой.

Можно сделать вывод, что поминовение предков с любовью, добром положительно отражается посредством ДНК в человеке, в его детях, внуках. Таким образом, происходит улучшение генофонда народа. Исходя из этого, можно понять, почему так ухудшается генофонд нашего народа за последние десятилетия. Одна из причин - отрицательное отношение к предкам, в семье, непоминовение их, забвение своих корней, своих традиций, своей религии, своей истории.

Клинико-генетическте, нейропсихологические, психофизиологические нейроморфологические исследования последнего времени подтверждают положения о динамической взаимосвязи мозга, духовности и генома человека. Четко выявляется закономерность формирования морфологических и функциональных связей человека и генома, в онто-, и филогенезе. В свете современных представлений развития личности характерно неразрывное единство духовно-социального и генетического (биологического). Генотип содержит информацию о духовно-историческом прошлом человека и программу его духовно-индивидуального развития, адаптированную к специфическим социальным условиям жизни.

В генетической детерминанте развития человека выделяются общевидовые, семейные и индивидуальные закономерности развития. Различные стадии онтогенезе контролируются генами, которые в процессе развития «включаются и выключаются». В результате взаимодействия в онтогенезе формируются структурные и функциональные особенности организма.

Главным звеном, определяющим влияние генотипа на формирование духовно-психических особенностей человека в онтогенезе, являются структуры мозга. В настоящее время выделяют нейрогены, которые определяют категорию в формировании структур головного мозга и определяют в дальнейшем возникновение духовных и психических функций. Головной мозг человека не только опосредует влияние генотипа на психологический уровень в структуре индивидуального развития, но и опосредует влияние окружающей среды. На реализацию генетической программы развития (Лопатина Л.Г., Пономаренко В.В., 1987). Духовная информация, заложенная в геноме каждой клетки, формирует ее жизнь и развитие оплодотворенной сперматозоидом яйцеклетки, образуется исходная клетка нового организма - зигота. С этого времени и начинается новая жизнь, определяемая геномом. В геноме в сжатом виде имеется материя, и энергия, и информация. Развитие генома определяется вещественным, энергетическим и информационным метаболизмом. Кроме соматической генетики, передаются наследственные признаки родителей (внешний вид, физиологические особенности внутренних органов, предрасположенность к тем, или иным заболеваниям) следует выделять и духовно-психическую генетику, через средство которой передаются духовно-нравственные и психологические качества личности.

В изучении духовно генетических соотношений в онтогенезе необходимо учитывать уровни развития человека: организм, индивид, личность. Человек рождается организмом, становится индивидом и на протяжении жизненного пути создает из себя личность. У человека исторически развивается сознание, а не душа. Сознание, первоначально возникнув на основе разума как средство исторического выживания людей, по мере развития человечества само тело превращается в средство исторического саморазвития. Сознание изи слуги теле превращается в его господина. На основе изучения филоонтогенеза нервной системы можно понять биодуховное единство человека как сложный историко-эволюционный процесс, включающий духовные, социально-психологичекие и генетические аспекты его жизни.

Все наши болезни есть лишь реализация во времени наследственных начал, под влиянием провоцирующих факторов. В благоприятной среде этот процесс происходит поздно, а может и вовсе не начаться, в то время как в агрессивной среде довольно рано начинается декомпенсация наследуемых слабых систем организма. Вне нас причин болезней не существует (за исключением с определенной долей достоверности травм, отравлений). Вне нас лишь провоцирующие факторы, позволяющие проявиться этим причинам.

Поэтому наиболее результативными должны быть программы семейного оздоровления, отличающиеся от индивидуальных, коллективных программ, ибо они учитывают, кроме сре-довых, факторы наследуемой патологии, привычки и уклад жизни.

Задачи стратегии семейного оздоровления следующие: выявление наиболее слабых систем организма по генеалогическому

анализу; определение наиболее угрожающих здоровью факторов риска (ФР), а также разработка мероприятий как устраняющих ФР и нивелирующих их действие, так и устраняющих вредные последствия и повышающих общую резистентность организма. Роль наследственного фактора в формировании здоровья и болезней еще не совсем недавно недооценивались, они признавались лишь для группы так называемых наследственных заболеваний. Последние годы появляются все новые работы о связи наследственности практически со всеми заболеваниями, включая инфекционные и даже несчастные случаи. Предрасположенность или устойчивость к определенным заболеваниям, с одной стороны передаются от родителей к детям. С другой стороны, то и дело обуславливается внешними факторами, может закрепляться в генах и транслировать на потомство. Это значит, что с ростом заболеваемости в популяции потомкам передается все больший негативный груз, с каждым поколением являются на свет все более слабые отпрыски.

Факторы риска, являющиеся провокаторами болезней, обусловленных наследственностью, подразделяются на трудно устранимые (геохимические особенности местности, климат, социальные факторы) и поддающиеся коррекции (питание, режим труда и отдыха, вредные привычки и т. п.). Борьба с ними и есть наиболее эффективное направление в программах сохранения здоровья людей.

Отрицательное влияние геохимических и геофизических факторов в том или другом российском регионе вполне можно уменьшить. Надо лишь знать о возможном вреде здоровью территориальных аномалий.

Климат территории изменить практически невозможно, а снизить вред его влияния на здоровье человека самому человеку по силам. Главным образом, за счет создания благоприятного микроклимата (хорошее жилище, оснащенное устройствами поддержания оптимальной температуры и влажности, отвечающая санитарно-гигиеническим нормам и соответствующая времени года одежда) и повышение резистентности организма (закаливание, лечебная физкультура, диета, режим труда и отдыха).

Социальные агенты влияния играют, разумеется, решающую роль в сохранении здоровья населения, так как причастны ко всем аспектам борьбы с факторами риска. Именно от них зависит возможность осуществление полноценных мероприятий в рамках экологических проектов, состояние жилищ, одежды, в конце концов, содержимое тарелок на наших столах.

Понятно, что защиту от названных факторов риска необходимо встраивать в общегосударственные программы медицинской профилактики. Вместе с тем существует группа ФР, противодействие которым может быть успешным на индивидуальном уровне. Острие профилактических мероприятий по сохранению и укреплению индивидуального здоровья направленно главным образом на борьбу с поддающимися коррекции факторами риска.

Оздоровительные программы включают как универсальные лечебно-профилактические мероприятия, предназначенные

Биоэтика

для всех групп лиц, которым они адресованы, так и специфические, направленные на коррекцию имеющихся нарушений у данной группы пациентов.

К универсальным относятся мероприятия общественной личной гигиены, обучение здоровому образу жизни, борьба с факторами риска. Они предупреждают развитие сразу нескольких патологических процессов, носят общеоздоровительный характер (полипрофилактический), направлены на повышение общей неспецифической резистентности организма. Так, устранение такого фактора, как курение, способствует предупреждению развития хронического бронхита, атеросклероза, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрита, опухолей. Устранение гиподинамики сдерживает развитие атеросклероза, ожирения, сахарного диабета, нейроциркуляторной дистонии, дискинезии, желчевыводящих и мочевыводящих путей, болезней органов дыхания.

Специфические мероприятия предусматривают воздействие на конкретные системы организма для коррекции выявленных на стадии предболезни нарушений. К таковым относятся диеткоррекция при нарушениях липидного обмена, спецпитаниепридисбалансеокислительно-восстановительных процессов, нарушениях кислотно-щелочного равновесия, иммунопатологиях и др. Эти мероприятия обычно воздействуют на конкретную систему или структур организма, хотя в меньшей степени влияют и на другие, не являющиеся для них приоритетными.

Программа любого семейного оздоровления принципиально должна содержать: во-первых, генеалогический анализ с прогнозированием развития у членов семьи наиболее вероятных заболеваний; во-вторых, анализ реально существующих условий жизнеобеспечения в семье, сопоставление их с результатами генеалогических исследований, определение прогнозируемых заболеваний; в-третьих, мероприятия по сохранению здоровья в конкретной семье, включающие борьбу с факторами риска наиболее вероятных заболеваний, устранение вредных следствий факторов риска или ослабление их действия, обучение элементам здорового образа жизни с учетом результатов генеалогического анализа и анализа условий жизни в семье, а также мероприятия, направленные на повышение общей и специфической резистентности организма.

Мы живем во времени, когда ухудшающаяся среда обитания, снижении уровня социальной защищенности населения сопровождаются снижением уровня здоровья россиян. Фенотипическая травматизация приводит к росту болезней из поколения в поколение. Сохранить российскую популяцию, добиться постепенного улучшения популяционного здоровья людей вполне возможно при условии многолетних программ семейного оздоровления (Иванов Е., 2007).

Система интегративного оздоровления семьи

В свете современных представлений наш организм необходимо рассматривать как духовно-биологическую, многоуровневую индивидуально-интегральную, саморегулирующуюся, открытую систему.

Биоэтика

Человек - высшая качественно новая ступень развития живых биологических систем, духовно-биологическая система. В процесс биологической эволюции на новом этапе эволюции мира решающими в развитие человека стали общественноисторические факторы, которые послужили важнейшим условием формирования духовности, мышления, сознания и других высших психических функций. В ходе эволюции духовные и социальные факторы тесно взаимодействуют с биологической сущностью человека. У человека - социального существа -появилась новая духовная сторона бытия. В организме человека все сферы жизнедеятельности - духовная и биологическая -находятся в диалектическом единстве (Мурашов В.И., 2000).

Человек является многоуровневый живой системой, в которой на основе христианской антропологии выделяют три уровня ее организации, духовный, нервно-психический и физический. Каждый их них имеет свою внутреннюю структуру и служит предметом исследования частных наук. Каждый человек - это особая неповторимая индивидуально-интегративная система, каждый человек неповторим в своей организации и является уникальной неповторимой моделью. Человек - саморегулирующая система, как всякая другая живая система сама себя регулирует, воспроизводит, обновляет и тем самым сохраняет себя. Человек относится к категории открытых систем. Между ним и окружающей средой постоянно совершается обмен веществом, энергией и информацией.

В соответствии с духовно-биологичекой парадигмой нами сформулирована концепция гармонии здоровья, в которой выделяются:

1) структуры здоровья,

2) механизмы здоровья,

3) законы здоровья.

Единство и гармония всех сторон человеческой личности считается признаком здоровой личности, состояние которой было дано человеку в его первозданной чистоте, затем утеряно в результате пренебрежения законам духовной жизни и теперь является заданным человеку искомым состоянием: «... чтобы ваш дух, душа и тело были совершенны во всей полноте и без всякого недостатка.».

Соотношение духовного, нервно-пмихического и физического уровней в формировании личности человека, а также в развитии и динамике его здоровья и семьи в последнее время привлекают интересы теологов, философов, врачей и социологов.

В то же время подлинное понимание здоровья и болезни возможно только при интегральном (целостном) подходе. В связи с этим нам представляется, что именно концепция гармонии здоровья, концепция системного комплексного подхода к здоровому и больному человеку как раз и служит идея интеграции, целостности.

Согласно современным воззрениям в критерии здоровья в качестве непременного условия входит возможность полноценно, активно, без всяких ограничений заниматься трудовой и общественно-полезной деятельностью. В нашем определении вносятся поправки на духовный уровень здоровья, поэтому в трактовке здоровья необходимо выделять физический,

нервно-психический и духовный уровни здоровья. Здоровым считается человек, который отличается гармоничным духовным, нервно-психическим и соматическим развитием (внутренняя гармония) и хорошо адаптирован к окружающей среде, природе и социальной сфере (внешняя гармония).

Теоретической основой концепции здоровья является рефлекторная теория И.М. Сеченова - И.П. Павлова, теория функциональных систем П.К. Анохина - К.В. Судакова (1987).

Основными законами здоровья выступают три закона бытия: интеграция, гармонизации и индивидуализации. Одним из главенствующих законов существования является закон целостности (интеграции). Организм человека представляет целостную, открытую, духовно-интегральную систему, в которой в процессе эволюции предусмотрена иерархизация физического состояния нервно-психическим и духовным сферам.

Основной постулат медицины - познать не болезнь, а организм больного, был и остается главенствующим. На основе системного подхода к здоровью, организм рассматривается как единое целое, подразумевается всех сфер организации организма и факторов риска, определяющих здоровье. Узкая специализация в медицине изменила суть медицинской практики. Системность, целостность означает исцеление не только людей, но и отношений между ними.

В организме человека все прекрасно сбалансировано. Нам необходим вполне определенный биоритм, определенный объем физической нагрузки, нужное количество разнообразных питательных веществ, необходимое время сна и отдыха. Если человек получает слишком мало или слишком много нагрузки, пищи или отдыха, положительных эмоций, то тогда нарушается равновесие систем (сфер) и возникают расстройства функций организма (дисфункции, болезнь). Если нет гармонии, нет здоровья и благополучия. При гармонизации систем организма и организма с природой и обществом преобладают положительные эмоции, возникает чувство радости, человек жизнерадостно и охотно выполняет обязанность, которые на него возлагает жизнь.

Концепция гармонии здоровья позволяет приблизиться к решению проблемы управления здоровьем человека и семьи. В системах врачевания и оздоровления ведущая роль отводится духовному совершенствованию, направленному на выработку позитивной мотивации, духовной доминанты по АА. Ухтомскому (1950) к здоровому образу жизни и долголетию.

Система интегративной диагностики «Логос» включает методы исследования духовно-психологического, нервно-психического и физического уровней здоровья. На основе дифференцированного подхода в изучении состояния здоровья делается интегративный анализ состояния здоровья каждого человека и семьи. В целом при этом крайне важна разработка их количественной оценки. Система интегративного врачевания семьи «Панацея» включает комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий, направленных на духовную, нервно-психическую, физическую сферы организма с выделением трех групп мероприятий:

1. Логотерапия - наука об оздоровлении сознания с помощью философско-психологических и теологических методов;

2. Психотерапия - включает комплекс мероприятий, направленных на лечение болезненных нарушений организма путем

информативного и терапевтического воздействия на него через психику и нервную систему;

3. Физиотерапия (соматотерапия) - комплекс лечебнореабилитационных мероприятий, направленных на организм, на соматику. В этот комплекс входят рефлексо-, пневмо-, фар-мако- и диетотерапия. Только при комплексном определении и поведении мероприятий можно рассчитывать на оптимальное восстановление здоровья.

На основе многолетнего опыта авторов и коллектива врачей клиники разработана система интегративного оздоровления семьи «Радость моя». Здоровым считается тот, кто жизнерадостно и охотно выполняет обязанности, которые жизнь возлагает на человека. При гармонии в системах организма и организма мирозданием, обществом и семьей у человека преобладает положительные эмоции, чувство радости в душе и теле. Эта система включает пять заповедей: рациональное питание, правильное дыхание, двигательную активность и закаливание, душевное равновесие и духовное совершенствование.

Биоэтика

Таким образом, первостепенная задача заключается в улучшении духовно-психологического климата в семье и формирование здорового образа жизни у каждого члена семьи, предусматривающего сохранение и укрепление здоровья человека (до 80%) людей не заботятся о своем здоровье до болезни. По этому И.П. Павлов справедливо писал: «Мы сами своей невоздержанностью, своим безобразным отношением к собственному организму укорачиваем продолжительность жизни».

Основные факторы риска здоровья необходимо рассматривать как проявление неадекватного (бездуховного) поведения человека в семье и обществе.

В заключение следует привести слова Митрополита Суздальского (2002): «Каждый из нас нуждается не как новая тварь, а как наследник всех предыдущих поколений. Во всех этих родах есть святые, есть те, кого мы назвали бы обычными грешниками - люди несовершенные, и есть грешники отъявленные. Каждый из нас по наследству получает свойства тела и души от всех предков, начиная с Адама и Евы. Но мы получаем иногда свойства не хорошие и не плохие: от нас зависит, что мы из них сделаем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.