Научная статья на тему 'Немцы в Санкт-Петербурге: вклад в российскую науку и культуру'

Немцы в Санкт-Петербурге: вклад в российскую науку и культуру Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
482
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Немцы в Санкт-Петербурге: вклад в российскую науку и культуру»

Р.С.Горелик

НЕМЦЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ:

ВКЛАД В РОССИЙСКУЮ НАУКУ И КУЛЬТУРУ

Горелик Рахиль Самойловна - с 1968 по 1985 гг.

младший научный сотрудник ИНИОН РАН

Российская культура всегда была многонациональной. Свой вклад в ее развитие внесли и немцы. Еще до XVII в. немцы, русские, шведы и финны вели на берегах Невы оживленную торговлю, а на местной шведской верфи работали мастера разного происхождения. По надписям на первых захоронениях и по литературным источникам устанавливаются причины появления людей разных национальностей в этих местах. Широкое привлечение европейцев для развития различных отраслей знания и практической работы в России ассоциируется с петровской эпохой. После первых поездок за границу Петр I стал приглашать в Россию иностранцев различных специальностей, гарантируя им свободное передвижение по стране, свободу вероисповедания и даже собственное судопроизводство. Незадолго до этого из Франции были изгнаны гугеноты, многие из них нашли убежище в Пруссии, затем этот поток беженцев был "перенаправлен" Фридрихом III в Россию.

Интересные аспекты вклада немцев в российскую науку и культуру рассматриваются и в недавно вышедшем двухтомном труде "Немцы в Санкт-Петербур-ге. Взгляд на евангелическо-лютеранское Смоленское кладбище сквозь призму истории европейской культуры"1. Приводимые в книге факты помогают создать достаточно цельную картину участия выходцев из германских земель в городской жизни "северной столицы». Как известно, когда Петр принял решение о строительстве флота, он призвал мастеров из Голландии, Германии, Англии, нынешней Финляндии. Первоначально они селились в изолированных слободах. В северной столице поселения иностранцев находились в непосредственной близости от строящегося Адмиралтейства и Дворцовой площади вплоть до Марсова поля. Немцы в большинстве своем служили офицерами Адмиралтейства. В 1708 г. для занятых на его строительстве была сооружена деревянная церковь, к ней пои-мыкала школа для детей из протестантских семей разных национальностей.

1. LEIONEN R„ FOIGT Е. Deutsche in St.Petersburg. Ein Blick auf den deutschen evangelisch-luterischen Smolenski-Friedhof und in die europäische Kulturgeschichte. 2. Bd. -Lüneburg: Nord-Ostdeutsches Kulturwerk, 1998. (Bd I. - 158 S.; Bd. II. - 410 S.)

.СОБЫТИЯ, ЛЮДИ

Позднее на Невском проспекте началось строительство главной лютеранской церкви. Уже с самого начала существования Санкт-Петербурга на Васильевском острове возникло еще одно немецкое поселение. Лютеране создали здесь собственную общину.

Первое захоронение иностранцев было создано на Аптекарском острове, поскольку Русская Православная церковь не позволяла хоронить на православных кладбищах иноверцев. Затем конвент лютеранских церковных общин нашел новое место в южной части города, где в 1777 г. возникло немецкое Евангели-ческо-лютеранское кладбище, названное "Смоленским", так как неподалеку от него жили смоленские крестьяне, присланные на строительство флота (многие из них там и захоронены).

На основе изучения надгробных надписей этого кладбища реконструируется социальный состав населения строящегося Петербурга, куда привлекались не только судостроители, но и ремесленники разных специальностей, архитекторы, мастера строительного дела. Впервые в стране тогда создавалась концепция градостроительства, в реализации которой активно участвовали и немецкие архитекторы, как родившиеся в России, так и специально выписанные из Германии. В картотеке, составленной авторами упомянутой книги Р. Лейоненом и Э. Фогтом, 200 имен. Вот некоторые из них.

Д.Гримм. Изучал архитектуру в Петербургской академии художеств у А.П. Брюллова. Первоначально интересовался памятниками строительного искусства на Кавказе. В спроектированных и построенных им церквах очевидны византийские и древнерусские мотивы. Он руководил строительством памятника Екатерине II и был автором проекта пьедестала к нему. В 60-е годы XIX в. по его проекту был сооружен зал библиотеки Академии художеств в Санкт-Петербурге и другие объекты.

В. Шретер. Учился в Академии художеств. Среди некоторых построенных по его проектам зданий: Новый оперный театр (Мариинский), театры в Иркутске и Тифлисе, железнодорожный вокзал в Одессе, лютеранская церковь в Дер-пте (Тарту).

К.Шмидт. Автор проектов ряда промышленных зданий и построек в Павловске.

Семейство Брюлловых, известное еще с XVII в., также принадлежало к лютеранской общине Санкт-Петербурга. Как архитекторы, они стали известны с первой половины XIX в. Отец знаменитого художника Карла Брюллова был членом Академии художеств, состоял в ней и его племянник Николай — известный городской архитектор, похороненный на Смоленском кладбище. Брат Карла — Теодор Брюллов вместе с художником Стасовым руководил восстановлением Зимнего дворца после пожара, где по его эскизам был создан знаменитый Михайловский зал. Другие известные его творения — обсервато-

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ

рия в Пулкове, здание штаба гвардейских войск на Дворцовой площади, церковь Св.Петра на Невском проспекте.

Знаменитым немцем, творившим в Петербурге, был П.Клодт, более всего известный по конным фигурам, украшающим Аничков мост. Оставив в 23 года военную службу и самостоятельно подготовившись к приемным экзаменам, он был принят в Академию художеств. Знаменитые кони Клодта (начало работы над ними — 1833 г.) стоят не только в России — авторские копии двух групп были подарены неаполитанскому и прусскому королям и, сохраненные в ходе мировых войн, украшают собой и Петербург, и Берлин. Кроме того, бронзовая копия другого творения П.Клодта - бюст Екатерины II была по просьбе общественности Автономной республики немцев Поволжья отлита еще перед Великой Отечественной войной, но впоследствии она исчезла, хотя оригинал ее сохранился и стоит в конференц-зале Петербургской академии художеств. Могила Клодта первоначально находилась на Смоленском кладбище, но позднее захоронение было перенесено в другое место, а надгробная надпись выполнена на русском языке. Тут явно имела место попытка приписать скульптору русское происхождение.

Надписи на надгробиях похороненных на Смоленском кладбище свидетельствуют о весьма широкой географии мест, откуда преимущественно происходили иностранцы: Рим, Милан, Париж, Варшава, Берлин, Рига, Женева, Нарва, Гельсингфорс, Любек, Франкфурт-на-Майне, Флоренция, Иена, Бремен, Гамбург, Дюнкерк, Портсмут, Кенигсберг, Лейпциг, Ганновер, Бонн и многие другие города. Во многих случаях эти надписи выполнены на французском языке, и по ним довольно трудно судить о происхождении умерших. Так, в Петербурге селилось много французов, особенно после Великой Французской революции (в 1810 г. их насчитывалось около 4 тыс.), но поскольку французский язык был распространен заметно больше других, надписи на нем делались и на захоронениях людей иных национальностей.

На Смоленском кладбище захоронены члены семейства знаменитого ювелира Фаберже. Будучи гугенотами, изгнанными некогда из Франции в Пруссию, они позже обосновались в России, где прожили более 100 лет. Основатель этой династии мастеров Густав Фаберже прибыл в Питер через Эстонию. Он был женат на немке. Известно, что первый успех династии связан с находкой Карлом, сыном Густава, при раскопках в Керчи в 1885 г. скифских амулетов и подарком, сделанным им императору Александру III, который за это наградил мастера званием дворцового ювелира. Профессиональное образование их автор Карл получил в Европе, где потом и расширил свое дело, не ограничиваясь одним только Петербургом (здесь он работал в 1870-1918 гг.). Это искусство так и не возродилось после отъезда Фаберже из послереволюционной России.

Материалы, относящиеся к захоронениям на Смоленском кладбище, являются исходным пунктом для представления о том, как Россия стала второй роди-

немцы В санкт петербурге'

вклад в российскую науку'и культуру ФАКТЫ, С:0 В Ь1Т И Я лшр

ной для ученых немецкого происхождения. Самое почетное место среди них занимает Л.Эйлер (1707-1783). Сын протестантского священника, ученик знаменитого Бернулли, двадцатилетним приехал в Петербург, который считал раем для ученых. Всемирную известность получил его вклад в физику и математику, а также практическое применение его достижений в артиллерийском деле, судостроении, теории машин и механизмов. Им был написан учебник "Механика", он возглавлял практическую работу по составлению генеральной карты России, геологоразведке. Большое внимание Эйлер уделял научным связям России и Германии, подолгу работая и в Берлине, и в Петербурге, участвуя в философских диспутах и отдавая много сил просветительской деятельности в обоих странах. Его сын Иоганн Альберт продолжил дело отца; в разное время оба они становились президентами "Вольного экономического общества», основанного в 1765 г. Поскольку после Великой Отечественной войны Смоленское кладбище перестало быть местом погребения, захоронение столь именитого человека как Леонард Эйлер было перенесено на кладбище Александро-Невской лавры.

Перечисление всех ученых немецкого происхождения, работавших в России и составивших ее научную славу, заняло бы слишком много места. В целом вклад немецких ученых в российскую культуру был столь велик, что его не решались полностью замалчивать даже в сталинское время. Назовем лишь несколько имен. Прежде всего это талантливый ученик Эйлера Ф.Т. фон Шуберт (1758-1825), издатель наследия учителя и известный исследователь в области сферической геометрии, тригонометрии, высшей алгебры, член многих европейских академий. Он стал в 1803 г. руководителем Пулковской обсерватории, основал ее библиотеку, опубликовал широко известную "Популярную астрономию». Был организатором обучения офицеров астрономии, участвовал во многих проектах по топографии и картографии.

Еще одно имя из этой когорты - И.Ф.Бранд. После окончания Берлинского университета и защиты диссертации в 28 лет он стал адъюнктом Медико-хирургической академии в Петербурге. Автор двухтомной "Медицинской биологии", директор Зоологического музея. Его труды и лекции по зоологии, сравнительной анатомии, многочисленные полевые исследования во всех уголках империи свидетельствуют о том, что Бранд был выдающимся естествоиспытателем своего времени.

МТЯкоби (1801-1874) стал известен своими достижениями в области технической физики и применения их в промышленном производстве. Работая в России с 1840 г., он сконструировал первые в стране электродвигатель и линию электротелеграфа между Зимним дворцом и Генеральным штабом, а позднее и Царским Селом, получил мирового класса результаты в области гальванопластики. Изобретенные им электромины использовались в ходе Крымской войны. За свои заслуги Якоби получил дворянское звание.

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДI

К началу XIX в. было несколько профессий, в которых в Санкт-Петербурге специализировались почти одни немцы. Помимо пекарей и скорняков это были аптекари и большинство врачей. Немецких врачей приглашал еще Петр I. И.фон Буш попал в плен в ходе войны против шведов и после заключения мира работал в госпитале Кронштадта, преподавая там анатомию, физиологию и хирургию. Когда была основана Медико-хирургическая академия, он стал там заведующим кафедрой хирургии, а позже членом медицинского совета при Министерстве внутренних дел. Первым профессиональным союзом медиков стал в 1819 г. "Союз немецких врачей», который просуществовал 50 лет.

Среди других медиков - профессор-хирург Медико-хирургической академии Х.фон Саломон (1797-1851), Г.Ф.Крих (1830-1910), до приезда в 1869 г. в Россию преподававший в лучших европейских университетах, много работавший в том же "Союзе немецких врачей" и редакции "Медицинского еженедельника", а также Э.Бретшрейдер и В. фон Штольц.

Важное место в российской истории занимали дипломаты и военные иностранного происхождения. Недаром, когда в Санкт-Петербурге в 1810 г. отмечали столетие столицы, в торжественном послании перечислялось множество национальностей жителей города, которые, сохраняя свои традиции, в то же время оказывали влияние на общую картину городской жизни. Среди этих этнических иностранцев в 1818 г. большинство составляли немцы, которых, по переписи, было тогда 23 612. В.Лейонен и Э.Фойт причину этого видят в том, что царствующая династия в России имела наиболее тесные семейные связи с дворами немецких княжеств и Пруссии.

Довольно большое число немцев состояло в России на государственной службе. Например, уроженец Иены Пезаровиус, служивший в канцелярии графа Новосельцева и входивший в Комиссию по подготовке законов в реформаторский период царствования Александра I, был создателем ежедневной газеты "Русский инвалид", просуществовавшей до 1917 г. Одновременно он много лет возглавлял евангелическо-лютеранскую консисторию в Петербурге.

Немалое число лиц немецкого происхождения составляли в России те, кто находился на военной службе. Всего на Смоленском кладбище насчитывается по меньшей мере 115 захоронений лиц немецкого происхождения, которые занимали на государственной службе посты не ниже генеральских. Но эта категория иностранных подданных Российской империи лежит вне тематического ракурса данной заметки.

Каждая христианская неортодоксальная община Санкт-Петербурга имела свою школу, а евангелистская — даже пять школ с 1167 учащимися при 109 преподавателях. Церковные общины были центрами духовной и культурной жизни. Директора школ при них были особо уважаемыми людьми в немецком сообществе.

ШТЫ.СОБЫТИМЮДИ

В целом, по данным на период перед Первой мировой войной, в городе жили 45 тыс. немцев при общей численности населения в 667 700 человек. Немецкое, т.е. лютеранское по вероисповеданию, население составляло самое большое религиозно-этническое меньшинство Петербурга. Распространенным явлением были браки между немцами и представителями других меньшинств иностранного происхождения — французами, голландцами, англичанами, что часто затрудняет определение национальной идентичности по фамилии захороненного. Несомненно, что в Санкт-Петербурге складывалась поликультурная и мулъ-тиэтническая общность населения. Ведь на том же Смоленском евангеличес-ко-лютеранском кладбище были захоронены генералиссимус Суворов и историк протестантизма в России Дальтон.

Среди надгробий были и те, что относятся к именам людей, заслужившим награды типа "почетный гражданин" и "тайный советник". Помимо упоминавшихся выше это были, например, Людвиг Иванович Штиглиц, получивший дворянский титул барона за заслуги в торговой области. Его сын, возглавлявший Русский государственный банк, владел текстильной фабрикой и финансировал строительство железной дороги между столицей и Петергофом. Он был известным меценатом, собравшим большую коллекцию живописи и организовавшим первую официальную выставку группы "Мир искусства".

Но если до 1917 г. 65% всех надгробных надписей были выполнены на немецком языке, то после революции их количество снизилось до 2%. Большинство петербургских немцев уехали из России, оставшиеся — ассимилировались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.