Научная статья на тему '99. 04. 015. Лайонен Р. , Фогт Э. Немцы в Санкт-Петербурге. Взгляд на немецкое евангелически- лютеранское Смоленское кладбище сквозь призму истории европейской культуры. Leionen R. , foigt E. Deutsche in St. Рetersburg. Ein Blick auf den deutschen evangelische-luterischen Smolenski-Friedhof und in die Euroрaischen Kulturgeschichte. 2. Bd. Luneburg: Nord-Ostdeutsches Kulturwerk, 1998. Bd I. - 158 S. ; bd. II. - 410 S'

99. 04. 015. Лайонен Р. , Фогт Э. Немцы в Санкт-Петербурге. Взгляд на немецкое евангелически- лютеранское Смоленское кладбище сквозь призму истории европейской культуры. Leionen R. , foigt E. Deutsche in St. Рetersburg. Ein Blick auf den deutschen evangelische-luterischen Smolenski-Friedhof und in die Euroрaischen Kulturgeschichte. 2. Bd. Luneburg: Nord-Ostdeutsches Kulturwerk, 1998. Bd I. - 158 S. ; bd. II. - 410 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
1369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ИСТОРИЯ / НЕМЦЫ / НЕМЦЫ - В РОССИИ / САМОДЕРЖАВИЕ - БИОГРАФИИ / САМОДЕРЖАВИЕ - КЛАДБИЩА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 04. 015. Лайонен Р. , Фогт Э. Немцы в Санкт-Петербурге. Взгляд на немецкое евангелически- лютеранское Смоленское кладбище сквозь призму истории европейской культуры. Leionen R. , foigt E. Deutsche in St. Рetersburg. Ein Blick auf den deutschen evangelische-luterischen Smolenski-Friedhof und in die Euroрaischen Kulturgeschichte. 2. Bd. Luneburg: Nord-Ostdeutsches Kulturwerk, 1998. Bd I. - 158 S. ; bd. II. - 410 S»

99.04.015. ЛАЙОНЕН Р., ФОГТ Э. НЕМЦЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. ВЗГЛЯД НА НЕМЕЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЧЕСКИ-ЛЮТЕРАНСКОЕ СМОЛЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

LEIONEN R., FOIGT E. Deutsche in StPetersburg. Ein Blick auf den deutschen evangelische-luterischen Smolenski-Friedhof und in die Euroрaischen Kulturgeschichte. 2. Bd. - Luneburg: Nord-Ostdeutsches Kulturwerk, 1998. Bd I. - 158 S.; Bd. II. - 410 S.

Книга под таким названием вышла в Берлине в 1998 г. в серии "Проблемы северо-немецкой культуры" издательства Люнеберг. Ее авторы - немецкие историки Р.Лайонен и Э.Фогт. Первый родом из питерской немецкой семьи, в детстве бывавший со своей матерью на этом кладбище. После окончания в 1943 г. средней школы, он поступил в Ленинградский университет, во время советско-финской войны был призван в Красную Армию. Родители Лайонена погибли в блокаду, после возвращения с фронта он был депортирован на Алтай, где служил в трудармии. После выхода на пенсию в 1950 г. работал на заводе, окончил машиностроительный техникум и, экстерном, филологический факультет. Эмигрировал в 1991 г. в Германию, живет в Тюрингии.

Э.Фогт родилась в 1935 г. в Берлине, два поколения ее предков жили в Петербурге и Павловске. По окончании исторического факультета Университета им. Гумбольдта в 1956 г. и защиты кандидатской диссертации об известном германисте А.С.Ерусалимском (1974) работала в Институте истории АН ГДР до 1990 г., занималась советской историографией, особенно востоковедением. Автор множества публикаций, в том числе об этнических немцах на территории бывшего СССР, в частности петербургских.

Реферируемое издание состоит из двух книг, одна из которых содержит обширный справочный материал. Следует отметить тщательность, с которой проделана вся работа.

Еще до XVII в. немцы, русские, шведы и финны вели на берегах Невы оживленную торговлю, а на местной шведской верфи работали мастера разного происхождения. По надписям на первых захоронениях и по литературным источникам авторы книги стремятся установить причины появления людей разных национальностей в этих местах. Как известно, после первых поездок за границу Петр I стал приглашать в Россию иностранцев различных специальностей, гарантируя им свободное передвижение по стране, свободу вероисповедания и даже собственное судопроизводство. Незадолго до этого из Франции были изгнаны гугеноты, многие из них нашли убежище в Пруссии, затем этот поток беженцев был "перенаправлен" Фридрихом III в Россию. Примерно в тот же период из

Испании, спасаясь от инквизиции, на восток устремились другие переселенцы.

Когда Петр принял решение о строительстве флота, он призвал мастеров из Голландии, Германии, Англии, нынешней Финляндии. Первоначально они селились в изолированных слободах. В северной столице поселения иностранцев находились в непосредственной близости от строящегося Адмиралтейства и Дворцовой площади вплоть до Марсова поля. Немцы в большинстве своем служили офицерами Адмиралтейства. В 1708 г. для занятых на его строительстве была сооружена деревянная церковь, к ней примыкала школа для детей из протестантских семей разных национальностей. Позднее на Невском проспекте началось строительство главной лютеранской церкви.

Уже с самого начала существования Санкт-Петербурга на Васильевском острове возникло еще одно немецкое поселение. Лютеране создали здесь собственную общину.

Темпы роста Петербурга были необычайно велики, а условия труда огромного количества присылавшихся туда крепостных и солдат -крайне тяжелыми, смертность очень велика. Поскольку Русская Православная церковь не позволяла хоронить на православных кладбищах иноверцев, то первое их захоронение было создано на Аптекарском острове. Затем конвент лютеранских церковных общин нашел новое место в южной части города, где в 1777 г. возникло немецкое Евангелическо-лютеранское кладбище. Название "Смоленское" авторы объясняют тем, что неподалеку от него жили смоленские крестьяне, присланные на строительство флота; многие из них там и захоронены.

На основе изучения надгробных надписей этого кладбища авторы пытаются реконструировать социальный состав населения строящегося Петербурга, куда привлекались не только судостроители, но и ремесленники разных специальностей, архитекторы, мастера строительного дела. Впервые в стране тогда создавалась концепция градостроительства, в реализации которой активно участвовали и немецкие архитекторы, как родившиеся в России, так и специально выписанные из Германии. В картотеке, составленной авторами книги, 200 имен. Вот некоторые из них.

Д.Гримм. Изучал архитектуру в Петербургской академии художеств у А.П.Брюллова. Первоначально интересовался памятниками строительного искусства на Кавказе. В спроектированных и построенных им церквах очевидны византийские и древнерусские мотивы. Он руководил строительством памятника Екатерине II и был автором проекта пьедестала к нему. В 60-е годы XIX в. по его проекту был сооружен зал библиотеки Академии художеств в Санкт-Петербурге и другие объекты.

В.Шретер. Учился в Академии художеств. Среди некоторых построенных по его проектам зданий: Новый оперный театр - Мариинский, театры в Иркутске и Тифлисе, железнодорожный вокзал в Одессе, лютеранская церковь в Дерпте (Тарту).

К.Шмидт. Авторство ряда промышленных зданий и построек в Павловске.

Шуб. Один из создателей стиля "модерн" в петербургской архитектуре. Многие из его строений существуют до сих пор.

Семейство Брюлловых, известное еще с XVII в., также принадлежало к лютеранской общине Санкт-Петербурга. Как архитекторы, они стали известны с первой половины XIX в. Отец знаменитого художника Карла Брюллова был членом академии художеств, состоял в ней и его племянник Николай - известный городской архитектор, похороненный на Смоленском кладбище. Брат Карла - Теодор Брюллов вместе с художником Стасовым руководил восстановлением Зимнего дворца после пожара, где по его эскизам был создан знаменитый Михайловский зал. Другие известные его творения - обсерватория в Пулкове, здание штаба гвардейских войск на Дворцовой пл., церковь Св. Петра на Невском проспекте.

К знаменитым немцам, творившим в Петербурге, авторы книги относят и П. Клодта, более всего известного по конным фигурам, украшающим Аничков мост. Оставив в двадцать три года военную службу и самостоятельно подготовившись к приемным экзаменам, он был принят в Академию художеств. Знаменитые кони Клодта (начало работы над ними - 1833 г.) стоят не только в России - авторские копии двух групп были подарены неаполитанскому и прусскому королям и, сохраненные в ходе мировых войн, украшают собой и Берлин, и Петербург. Кроме того, бронзовая копия другого творения П. Клодта - бюст Екатерины II была по просьбе общественности Республики немцев Поволжья отлита еще перед Великой Отечественной войной, но впоследствии она исчезла, хотя оригинал ее сохранился и стоит в конференц-зале петербургской Академии художеств. Могила Клодта первоначально находилась на Смоленском кладбище, но позднее захоронение было перенесено в другое место, а надгробная надпись выполнена на русском языке. По мнению авторов, тут явно имела место попытка приписать скульптору русское происхождение.

В целом благодаря подобного рода исследованиям, проведенным авторами, устанавливается картина участия иностранцев в создании и развитии Санкт-Петербурга и российской культуры в целом. В определенной степени зеркальным отражением этой двухвековой истории стало Смоленское лютеранское кладбище, где захоронены прибывавшие из разных стран мастера различных специальностей, торговцы, фабриканты,

священнослужители. По надписям на их надгробиях установлены названия мест, откуда преимущественно происходили эти иностранцы: Рим, Милан, Париж, Варшава, Берлин, Рига, Женева, Нарва, Гельсингфорс, Любек, Франкфурт на Майне, Флоренция, Иена, Бремен, Гамбург, Дюнкерк, Портсмут, Кенигсберг, Лейпциг, Ганновер, Бонн и многие другие.

Во многих случаях надгробные надписи выполнены на французском языке, и по ним довольно трудно судить о происхождении захороненного лица. В Петербурге селилось много французов, особенно после Великой Французской революции - в 1810 г. их насчитывалось около 4 тыс.; французский язык был распространен заметно больше других, так что надписи на нем делались и на захоронениях людей иных национальностей.

Представляет также интерес исследование орфографии надгробных надписей, свидетельствующих о процессе интеграции лиц иностранного происхождения в их российское окружение.

На Смоленском кладбище захоронены члены семейства знаменитого ювелира Фаберже. Будучи гугенотами, изгнанными некогда из Франции в Пруссию, они позже обосновались в России, где прожили более 100 лет. В книге подробно изучена родословная основателя этой династии мастеров Густава Фаберже, прибывшего в Питер через Эстонию и женатого на немке, показано, чему обязано искусство знаменитых изделий (в первую очередь, пасхальных яиц) из фарфора, украшенных золотым орнаментом. Первый их успех связан с находкой при раскопках в Керчи в 1885 г. скифских амулетов и подарком, сделанным Фаберже императору Александру III, который за это наградил мастера званием дворцового ювелира. Профессиональное образование их автор - сын Густава Фаберже Карл получил в Европе, где потом и расширил свое дело, не ограничиваясь одним только Петербургом (здесь он работал в 1870-1918 гг.). Исследователь их семейного архива Э.Фогт подчеркивает, что это искусство так и не возродилось после отъезда Фаберже из послереволюционной России.

На этом кладбище есть много захоронений и других россиян иностранного происхождения. Среди них англичане - хозяин фабрики, снабжавшей город листовым железом, в частности для кровли Исаакиевского собора, и металлическими конструкциями для заводских зданий или известный Торсон, владевший крупным текстильным производством. Вообще надгробных надписей на английском языке на кладбище довольно много.

Есть и могилы итальянцев, испанцев, португальцев, даже одного американца. Каким-то образом на Смоленском кладбище был похоронен "основатель Одессы" Де Рибас и уроженец Канарских островов талант-

ливый инженер Молине, объехавший всю Европу и немолодым человеком осевший в России, где служил в департаменте по строительным работам и занимался гидравлическими сооружениями. Там же хоронили и шведов, в том числе Людвига Нобеля - основателя производства приводных ремней в Петербурге.

Материалы, относящиеся к захоронениям на Смоленском кладбище, являются исходным пунктом для представления о том, как Россия стала второй родиной и для ученых немецкого происхождения. Самое почетное место среди них занимает Л.Эйлер (1707-1783). Сын протестантского священника, ученик знаменитого Бернулли, двадцатилетним приехал в Петербург, который считал раем для ученых. Всемирную известность получил его вклад в физику и математику, а также практическое применение его достижений в артиллерийском деле, судостроении, теории машин и механизмов. Им были написан учебник "Механика", он возглавлял практическую работу по составлению генеральной карты России, геологоразведке. Большое внимание Эйлер уделял научным связям России и Германии, подолгу работая и в Берлине, и в Петербурге, участвуя в философских диспутах и отдавая много сил просветительской деятельности в обоих странах. Его сын Иоганн Альберт продолжил дело отца; в разное время оба они становились президентами "Свободного экономического общества", основанного в 1765 г. Поскольку после Великой Отечественной войны Смоленское кладбище перестало быть местом погребения, захоронение столь именитого человека как Леонард Эйлер было перенесено на кладбище Александро-Невской лавры.

Перечисление всех ученых немецкого происхождения, работавших в России и составивших ее научную славу, заняло бы слишком много места - авторы ограничиваются только именами тех, кто погребен на Смоленском кладбище. Это и талантливый ученик Эйлера Ф.Т. фон Шуберт (1758-1825), издатель наследия учителя и известный исследователь в области сферической геометрии, тригонометрии, высшей алгебры, член многих европейских академий. Он стал в 1803 г. руководителем Пулковской обсерватории, основал ее библиотеку, опубликовал широко известную "Популярную астрономию". Был организатором обучения офицеров астрономии, участвовал во многих проектах по топографии и картографии.

Еще одно имя из этой когорты - И.Ф.Бранд. После окончания Берлинского ун-та и защиты диссертации в 28 лет он стал адъюнктом Медико-хирургической академии в Петербурге. Автор двухтомной "Медицинской биологии", директор Зоологического музея. Его труды и лекции по зоологии, сравнительной анатомии, многочисленные полевые исследова-

ния во всех уголках империи свидетельствуют о том, что Бранд был выдающимся естествоиспытателем своего времени.

М.Г.Якоби (1801-1874) стал известен своими достижениями в области технической физики и применения их в промышленном производстве. Работая в России с 1840 г., он сконструировал первые в стране электродвигатель и линию электротелеграфа между Зимним дворцом и Генеральным штабом, а позднее и Царским Селом, получил мирового класса результаты в области гальванопластики. Изобретенные им электромины использовались в ходе Крымской войны. За свои заслуги Якоби получил дворянское звание. В целом вклад немецких ученых в российскую культуру был столь велик, что его не решались полностью замалчивать даже в сталинское время.

Россия привлекала и многих немецких врачей, которых приглашал еще Петр I. Авторы работы называют следующие их имена. И.фон Буш, попавший в плен в ходе войны против шведов и после заключения мира работавший в госпитале Кронштадта, преподавая там анатомию, физиологию и хирургию. При основании Медико-хирургической академии он стал заведующим кафедрой хирургии, а позже членом медицинского совета при министерстве внутренних дел. К началу XIX в. в Санкт-Петербурге было несколько профессий, в которых специализировались почти что одни немцы. Помимо пекарей и скорняков, это были аптекари и большинство врачей. Естественно, что когда в 1819 г. создавался их профессиональный союз, то им стал «Союз немецких врачей», который просуществовал пятьдесят лет. В связи с этим авторы отмечают заслуги фон Буша, написавшего к юбилею труд об истории этого объединения, в распространении врачебных знаний и стремлении улучшить медицинское обслуживание в России.

Среди других медиков в книге упомянуты еще один профессор-хирург Медико-хирургической академии Х.фон Саломон (1797-1851) и Г.Ф.Крих (1830-1910), до приезда в 1869 г. в Россию преподававший в лучших европейских университетах, много работавший в том же "Союзе немецких врачей" и редакции "Медицинского еженедельника", а также Э. Бретшрейдер и В. фон Штольц.

Важное место в российской истории занимали дипломаты и военные иностранного происхождения. Недаром, когда в Санкт-Петербурге в 1810 г. отмечали столетие столицы, в торжественном послании перечислялось множество национальностей жителей города, которые, сохраняя свои традиции, в то же время оказывали влияние на общую картину городской жизни. Среди этих этнических иностранцев в 1818 г. большинство составляли немцы, которых по переписи было тогда 23612. Причину этого авторы видят в том, что царствующая династия в России имела

наиболее тесные семейные связи с дворами немецких княжеств и Пруссии.

Авторы отмечают довольно большое число немцев, состоявших в России на государственной службе. Они приводят пример уроженца Иены Пезаровиуса, служившего в канцелярии графа Новосельцева и входившего в Комиссию по подготовке законов в реформаторский период царствования Александра I, который во время войны с Наполеоном организовал комитет по заботам о раненных, был создателем ежедневной газеты "Русский инвалид", просуществовавшей до 1917 г. Одновременно он много лет возглавлял евангелически-лютеранскую консисторию в Петербурге.

Немалое число лиц немецкого происхождения составляли в России те, кто находился на военной службе. (Даже в ходе Первой мировой войны они сражались в рядах русской армии, и небольшое их число захоронено на Смоленском кладбище). В Эрмитаже в галерее участников войны с Наполеоном каждый четвертый генерал - немец. Один из тех, кого упоминают авторы, - К.Мёрдер (1787-1834) был генерал-адъютантом Николая I и воспитателем его сына Александра. Много высших чинов на военной службе в России вышли из семьи Брудбергов.

На дипломатическом поприще был отмечен Р.Брауншвейг, который работал в Тифлисе, был вице-губернатором в Екатеринославе, Полтаве и на Волыни, сенатором от Варшавы.

Всего на Смоленском кладбище насчитывается по меньшей мере 115 захоронений лиц немецкого происхождения, которые занимали на государственной службе посты не ниже генеральских.

Анализ материалов, собранных авторами, показывает, что каждая христианская неортодоксальная община Санкт-Петербурга имела свою школу, а евангелистская - даже 5 школ с 1167 учащимися при 109 преподавателях. Церковные общины были центрами духовной и культурной жизни. Директора школ при них были особо уважаемыми людьми в немецком сообществе.

В целом, по данным на период перед Первой мировой войной, в городе жили 45000 немцев при общей численности населения в 667700 человек. Немецкое, т. е. лютеранское по вероисповеданию, население составляло самое большое религиозно-этническое меньшинство Петербурга. Распространенным явлением были браки между немцами и представителями других меньшинств - французами, голландцами, англичанами, что часто затрудняет определение национальной идентичности по фамилии захороненного. Но что для авторов несомненно - в Санкт-Петербурге складывалась поликультурная и мультиэтническая общность населения. Ведь на том же Смоленском евангелически-лютеранском кладбище были

захоронены генералиссимус Суворов и историк протестантизма в России Дальтон. Вместе с другими в книге упоминаются имена погребенных там многих пасторов, некоторых из которых (например, Фрейфельды) помнят в Петербурге до сих пор.

Среди исследованных авторами надгробий были и те, что относятся к именам людей, заслужившим награды типа "почетный гражданин" и "тайный советник". Помимо упоминавшихся выше это были, например, Людвиг Иванович Штиглиц, получивший дворянский титул барона за заслуги в торговой области. Его сын, возглавлявший Русский государственный банк, владел текстильной фабрикой и финансировал строительство железной дороги между столицей и Петергофом. Он был известным меценатом, собравшим большую коллекцию живописи и организовавшим первую официальную выставку группы "Мир искусства".

Многие из захороненных на Смоленском кладбище родились уже в Петербурге в семьях, несколько поколений которых жили в этом городе.

Авторы обращают внимание на такой факт: если до 1917 г. 65% всех надгробных надписей были выполнены на немецком языке, то после революции их количество снизилось до 2%: большинство петербургских немцев уехали из России, оставшиеся ассимилировались.

А.Горелик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.