Научная статья на тему 'Некоторые вопросы развития конституционализма в Монголии'

Некоторые вопросы развития конституционализма в Монголии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1137
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуреева Нина Петровна

Статья посвящена рассмотрению вопросов конституционно-правового развития Монголии и, прежде всего, его современному этапу. Автор анализирует действующую Конституцию Монголии 1992 года, показывает ее характерные черты, особенности и значение в строительстве суверенного демократического монгольского государства. Статья приурочена к 100-летию Национально-освободительной революции и 90-летию Народной революции в Монголии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы развития конституционализма в Монголии»

----------- ПРАВО --------------------------

Некоторые вопросы развития конституционализма в Монголии

Н.П. Гуреева

Статья посвящена рассмотрению вопросов конституционно-правового развития Монголии и, прежде всего, его современному этапу. Автор анализирует действующую Конституцию Монголии 1992 года, показывает ее характерные черты, особенности и значение в строительстве суверенного демократического монгольского государства. Статья приурочена к 100-летию Национально-освободительной революции и 90-летию Народной революции в Монголии).

В2011 году монгольский народ торжественно отмечает две знаменательные даты в истории своего государства - 100-летие Национально-освободительной революции, в результате которой была провозглашена независимость Монголии от маньчжурской Цинской династии, и 90-летие Народной революции, которая привела к установлению в Монголии в ноябре 1924 года республиканского строя1.

В современной монгольской историографии особо подчеркивается значение победы Национально-освободительной революции 1911 года, в результате которой в Центральное Азии возникло новое государство в форме феодально-теократической монархии. Это государство не получило международного признания и находилось в политической и экономической зависимости от Российской империи. Но это было уже «независимое, суверенное государство, проводившее самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику и выступавшее де-факто субъектом международных отношений»2.

Народная революция 1921 года, ставшая прямым продолжением Национальноосвободительной революции, не только освободила страну от иностранных захватчиков, но и в корне изменила форму монгольской государственности. Теократическая монархия

как форма государственного правления трансформировалась в светское государство с республиканской формой правления (после смерти в мае 1924 году светского и духовного главы государства Джебзундамба-хутухты Богдо-гэгэна). Принятая Великим Народным Хуралом 26 ноября 1924 года первая в истории Монголии Конституция законодательно закрепила создание Монгольской Народной Республики и создала прочный правовой фундамент дальнейшего поступательного развития страны.

Уже в первых статьях Конституции решался вопрос о государственной власти и формах ее осуществления. Так, статья 1 Конституции закрепила принадлежность государственной власти народу. Великий Народный Хурал и избранное им правительство были конституированы как «органы, решающие дела государственной важности». Значение первой Конституции монгольские государствоведы подчеркивают и сегодня. Они отмечают, что впервые в истории страны на конституционном уровне был закреплен государственный суверенитет Монголии, создан правовой базис политической и экономической независимости страны, трудовой народ (араты) был освобожден от феодальной зависимости и превратился в свободных граждан, были созданы органы республиканской народной власти. На основе

Гуреева Нина Петровна -к.ю.н., доцент кафедры конституционного права МГИМО(У) МИД РФ. E-mail: vestnik@mgimo.ru

Конституции 1924 года была создана правовая система нового государства, основанная на континентальной (романо-германской) модели и одновременно - под непосредственным влиянием советского социалистического права.

Вторая монгольская Конституция -именовавшаяся «Конституцией создания основ социализма» - была принята УШ Великим Народным Хуралом в июне 1940 года. В 1960 году она была заменена новой Конституцией (так называемой «Конституцией эпохи полной победы социализма»), которая, согласно представлениям тогдашних монгольских законодателей, должна была действовать вплоть до полной победы коммунизма и отмирания социалистического государства. Несмотря на существенные различия между ними, названные выше монгольские Конституции 1940 и 1960 гг. можно объединить в одну группу и отнести их к единой конституционной модели - к так называемым социалистическим конституциям, или, иначе, к конституциям социалистического типа. Эти конституции имели общие характерные черты, базировались на единых фундаментальных принципах:

(1) закрепляли единые общие цели развития монгольского государства - создание социалистической системы и достижение полной победы социализма:

(2) объявляли трудовой народ социальной основой государства;

(3) закрепляли принцип централизованного государственного планирования как основу социального и экономического развития страны ;

(4); провозглашали землю и природные ресурсы государственной собственностью;

(5) утверждали главной руководящей силой государства и общества Монгольскую народнореволюционную партию (МНРП);

(6) утверждали принцип строгой централизации в государственном строительстве ы и действовали под руководством существовавшей в то время единственной политической партии - МНРП.

Современные монгольские юристы, объективно оценивая фактическую и юридическую стороны первых монгольских конституций, в целом дают им высокую оценку. Они подчеркивают, что эти нормативные акты, созданные под непосредственным влиянием советских конституций (СССР), явились юридической базой укрепления суверенитета и национальной независимости страны и тем самым сыграли свою историческую роль в становлении и развитии конституционализма в Монголии3. Именно в период действия первых конституций был заложен прочный политический, экономический, интеллектуальный и культурный базис, опираясь на который монгольское общество подошло к новому этапу своего развития, который начался с конца 80-х гг. ХХ века.

В конце прошлого века Монгольская Народная Республика переживала острый социально-экономический кризис, вызванный целым комплексом причин внутреннего и внешнего характера, но, прежде всего, внутренними противоречиями существовавшего в тот период общественно-политического строя. Демократическая революция в Монголии, начавшаяся в декабре 1989 года, ознаменовала собой отказ от советской модели политической системы и переход к принципиально новому этапу развития монгольской государственности, создала предпосылки осуществления радикальных демократических преобразований в стране. Демократические преобразования, широко развернувшиеся в Монголии с 90-ых годов XX века, стали приобретать все более реальные черты и в итоге привели к серьезным качественным изменениям во всех сферах общественной жизни, оказывая действенное влияние на демократизацию всего монгольского общества.

За прошедшие годы Монголия превратилась в подлинно независимое демократическое государство, которое занимает сегодня достойное место в мировом сообществе. Правовой базой современного этапа развития монгольского государства является Конституция Монголии 1992 года, которая отразила и закрепила демократические завоевания монгольского народа и создала прочный правовой фундамент дальнейшего поступательного развития монгольского общества по пути демократии. Для разработки концепции и текста новой Конституции Монголии в ноябре 1990 года вторая сессия Великого Народного Хурала 12-го созыва сформировала специальную комиссию во главе с первым президентом страны П. Очирбатом. В состав этой комиссии вошли представители Монгольской народнореволюционной партии, а также четырех других политических партий, созданных и активно действовавших в стране к тому времени.

В разработке проекта Конституции принимали самое активное участие видные монгольские юристы и общественные деятели

- заслуженный юрист МНР Б.Чимэд (первый вариант проекта). Другие варианты проектов Конституции были представлены группой государствоведов во главе с известным юристом Д. Лундэнжанцаном, председателем Монгольской социал-демократической партии известным публицистом Б. Батбаяром и др. В той или иной степени представленные конституционные проекты опирались на собственный монгольский опыт конституционно-правового строительства, и вместе с тем учитывали теорию и практику современного конституционализма в развитых демократических государствах.

Проект Конституции был вынесен на всенародное обсуждение, которое проходило в органах государственной власти различных уровней, в политических партиях и на

многочисленных собраниях граждан. После обсуждения и одобрения проекта конституции Государственным малым хуралом текст проекта под названием «Великое уложение — Монголии» («Монгол Улсын Их Цааз») был официально опубликован 5 июля в газете «Ардын эрх» («Народное право») - официальном — правительственном органе4.

13 января 1992 года Великий народный хурал (парламент) Монгольской Народной Республики принял новую Конституцию страны (официальная дата принятия Конституции Монголии). Временем вступления Конституции в силу было объявлено «12 часов 12 февраля 1992 года или, иначе, «в час Лошади благословенного дня Желтой Лошади, — отмеченного узами молодости, девятого дня первого весеннего месяца Черного Барса — (Тигра) года Водяной Обезьяны семнадцатого — шестидесятилетия»5. Весьма примечательно, что дата (день и час) наиболее благоприятного вступления в силу этой Конституции, впрочем, как и дата вступления в силу конституционных поправок 2000 года, были вычислена ламаистскими астрологами, что является особенностью монгольского конституционного законодательства и свидетельствует об уважении законодателями национальных религиозных традиций народа.

Действующая Конституция Монголии и по существу, и по своей структуре в основном соответствует стандартам современного этапа конституционного строительства, одновременно отражая национальную специфику и воплощая собственный опыт конституционно-правового развития. Как и большинство современных конституций, Конституция Монголии начинается с небольшой преамбулы, в которой провозглашаются и закрепляются:

— стремление укреплять национальную независимость национальное единство и суверенитет страны;

— приверженность идеалам справедливости, уважения прав и свобод человека, достижений человеческой цивилизации;

— построение и развитие в Монголии гуманного, гражданского демократического общества.

Основная часть Конституции состоит из шести глав (70 статей):

— глава первая - «Суверенитет Монголии» (статьи первая - тринадцатая);

— глава вторая - «Права человека и свободы» (статьи четырнадцатая - девятнадцатая);

— глава третья - «Государственное устройство Монголии» (статьи двадцатая - пятьдесят шестая), - состоящая из нескольких частей:

(1) «Великий государственный хурал»;

(2) «Президент»;

(3) «Правительство Монголии»;

(4) «Судебная власть»;

— глава четвертая - «Административно-

территориальные единицы Монголии и их управление» (статьи пятьдесят седьмая

- шестьдесят третья);

глава пятая - «Конституционный Цэц (суд) Монголии» (статьи шестьдесят четвертая -шестьдесят седьмая);

глава шестая - «Поправки и изменение Конституции Монголии» (статьи шестьдесят восьмая - семидесятая).

Глава первая посвящена закреплению на уровне Основного закона страны наиболее важных положений, касающихся:

— основ конституционного строя суверенного монгольского государства, и прежде всего

- вопроса о государственном суверенитете; принадлежности государственной власти и формах ее осуществления; форм собственности;

формы государственного устройства, основных целей и принципов государственной деятельности как внутри страны, так и за рубежом.

В этой главе также закреплено современное название государства - Монголия и государственная символика. Монголия провозглашается суверенной республикой, основными принципами деятельности которой являются «обеспечение демократии, справедливости, свободы, равенства, национального единства и верховенства закона». Следует особо отметить, что вопрос о государственном суверенитете и сохранении национальной независимости имеет особое значение для Монголии, которая занимает огромную территорию, граничащую с Россией и Китаем, при относительно малочисленном населении. Поэтому неслучайно глава первая Конституции Монголии называется «Суверенитет».

Статья третья закрепляет принадлежность государственной власти народу, который осуществляет ее как «путем непосредственного участия в решении государственных вопросов, так и посредством избранных им представительных органов государственной власти». Конституция запрещает захват или попытку захвата государственной власти незаконным путем. Конституция закрепляет территориальную целостность монгольского суверенного государства и неприкосновенность его границ.

Большое внимание Конституция уделяет правовому регулированию экономической системы и отношений собственности, отказываясь от социалистической экономической модели и принципа приоритета государственной собственности. Одновременно с этим государство сохраняет за собой функции регулятора экономики «в целях обеспечения безопасности национальной экономики, развития всех экономических укладов и социального развития населения». При этом Конституция закрепляет правовые основы

многоукладной рыночной экономики, с учетом «общих тенденций развития мировой экономики и специфических национальных особенностей». В соответствии с Конституцией, «Монголия имеет многоукладную экономику, государство признает любые формы общественной и частной собственности и защищает законом права собственников».

Национальная специфика монгольского конституционного законодательства в вопросах регулирования экономических отношений проявляется, в частности, в том, что поголовье скота объявляется национальным достоянием и охраняется государством. Более того, «сохранение и увеличение поголовья скота является для монгольского государства элементом национальной безопасности и благосостояния»6. В отличие от прежних монгольских конституций, новый Основной закон допускает частную собственность на землю, устанавливая при этом жесткие ограничения на передачу земли в частную собственность. Субъектами права частной собственности на землю могут быть только граждане Монголии.

Важное значение имеют положения Конституции, характеризующие внешнюю политику Монголии. На уровне Основного закона страны закреплен курс на проведение миролюбивой внешней политики, основанной на соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права и международных обязательств. В вопросе о соотношении норм монгольского национального права и принципов и норм международного права, то, в отличие от многих современных конституций других государств, Монголия и не устанавливает принцип примата международного права, а только приравнивает их по юридической силе. Более того, статья десятая прямо устанавливает, что Монголия не будет соблюдать международные договоры и другие акты, противоречащие установлениям данной Конституции. Статья четвертая устанавливает запрет на размещение на территории страны иностранных вооруженных сил, а также пересечение ими государственной границы с целью перемещения по территории Монголии. Подобные действия возможны только на основании специальных законов.

Закрепляя форму государственного устройства современной Монголии, Конституция сохраняет прежнюю - унитарную

- форму государства. Страна делится на административно-территориальные единицы

- столицу и сомоны, которые делятся на баги. Столица делится на районы, районы - на хороны. Все вопросы, касающиеся изменений административно-территориального устройства страны, находятся в ведении Великого государственного хурала - высшего органа государственной власти Монголии. Управление административно-территориальными единицами осуществляется на основе сочетания

местного самоуправления и государственного управления.

Расширение прав и свобод человека как общая тенденция современного конституционализма наглядно проявляется и в действующей Конституции Монголии. Вторая глава Основного закона закрепляет конституционные основы правового статуса личности, устанавливает систему основные прав и свобод человека. На конституционном уровне закрепляется принцип равенства всех перед законом и судом, обладание каждым человеком правосубъектностью. Запрещается дискриминация человека по: национальному признаку; этническому происхождению; языку; цвету кожи; возрасту; полу; социальному происхождению и положению; занимаемой должности; вероисповеданию; убеждениям; образованию. Особо говорится о равных правах мужчины и женщины в политической, экономической и социально-культурной областях, а также в семье.

Конституция Монголии 1992 года в соответствии в общепризнанными международными стандартами закрепляет основные группы прав и свобод - гражданские, политические, социально-экономические и культурные, многие из которых были неизвестны ранее действовавшему монгольскому законодательству. Основные права и свободы человека в Монголии перечислены в статье шестнадцать Конституции. Одновременно существенным образом расширяются конституционные гарантии прав и свобод. Речь идет, прежде всего, о гарантированном государством праве на жизнь. Единственным исключением является применение смертной казни в качестве высшей меры наказания за совершение особо тяжких преступлений, предусмотренных уголовным законом.

Наряду с правом на жизнь, Конституция гарантирует целый ряд других важных гражданских прав - право на неприкосновенность и свободу, устанавливается запрет на применение пыток, жестокое бесчеловечное обращение, унижение человеческого достоинства. Государство гарантирует охрану личной и семейной тайны, тайну переписки, неприкосновенность жилища. Запрещаются необоснованный обыск, арест, содержание под стражей, преследование и ограничение прав, а также распространение мер наказания на членов семьи и родственников виновного.

Расширяя перечень гражданских права и свобод, Конституция закрепляет: свободу вероисповедания; свободу убеждений, беспрепятственного выражения мнений и взглядов; право на получение информации. Новым конституционным положением является право на свободное передвижение, выбор временного или постоянного местожительства на территории государства, право на выезд за границу, проживание за границей и возвращение

обратно. Конституция четко устанавливает перечень законных оснований, при наличии которых возможно ограничение данного права

— это обеспечение национальной безопасности, безопасности населения и охраны общественного порядка. Конституция значительно расширила круг социально-экономических и культурных прав и свобод, а также существенным образом изменила содержание ранее существовавших. Как уже отмечалось, государство признает и защищает различные формы собственности, включая частную, гарантирует на конституционном уровне право приобретать, владеть, распоряжаться и передавать по наследств движимое и недвижимое имущество. Устанавливается запрет на незаконную конфискацию и реквизицию частной собственности.

Гарантированы свободный выбор работы и профессии, право на благоприятные условия труда и его на оплату. Одновременно установлен запрет на принудительный труд. Закрепляется право на получение различных видов социальной помощи, в установленном законом порядке предоставляется бесплатная медицинская помощь. Установлено право на образование, при этом всеобщее среднее образование предоставляется бесплатно.

Новым положением Конституции является закрепление прав в области культуры, искусства и науки. Устанавливается защита авторских прав. Впервые Конституция Монголии закрепляет права человека в области экологии - право на здоровую и безопасную окружающую среду (п.2), на защиту окружающей природной среды и на защиту от последствий загрязнения природной среды и экологического дисбаланса (п.2).

Закрепляя широкий круг прав и свобод человека, Конституция Монголии расширяет их гарантии, в частности - судебные гарантии. Так,закрепляется:

— право на обращение в суд в случае нарушения законных прав и свобод;

— право на получение юридической помощи;

— право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями;

— право на беспристрастный суд;

— право обжаловать судебное решение;

— право ходатайствовать о помилование и ряд других.

Конституционное закрепление получил один из важнейших принципов законности

— принцип презумпции невиновности. Ограничение прав и свобод человека возможно только законом в условиях чрезвычайного или военного положения. При этом данное ограничение не распространяется на важнейшие гражданские права - право на жизнь, свободу совести, свободу убеждений, гуманное обращение.

Также в Конституции закреплены конституционные основы гражданства Монголии. Гражданство, основания и порядок

его приобретения, а также выход из него устанавливаются только законом. Впервые в текст Конституции включен запрет на лишение граждан Монголии своего гражданства, на высылку их из страны и экстрадицию. Впервые в монгольском конституционном законодательстве закреплены основы правового статуса иностранцев и лиц без гражданства (статья восемнадцать), при этом объем прав и свобод иностранцев определяется исходя из принципа взаимности В ряде случаев иностранцам и апатридам возможно предоставление политического убежища (п.4).

Большая часть статей Конституции посвящена механизму государственной власти, который принципиально отличается от ранее существовавшей социалистической модели, основанной на полновластия представительных органов государственной власти - хуралов различных ступеней. Современный механизм монгольского государства, как и всех демократических стран, базируется на принципе «разделения властей» на законодательную, исполнительную и судебную (хотя сам принцип в Конституции не называется).

Высшим органом государственной власти конституирован Великий Государственный Хурал (ВГХ). Одновременно Конституция провозглашает, что законодательная власть принадлежит исключительно Великому Государственному Хуралу. Однопалатный ВГХ насчитывает 76 депутатов, которые избираются сроком на четыре года на основе демократических принципов избирательного права. Возраст активного и пассивного избирательного права при выборах депутатов ВГХ, установленный Конституцией, равен соответственно 18 и 25 годам. Конституция, определяя ВГХ как «высший орган государственной власти», наделяет его большими полномочиями, которые значительно шире, чем полномочия парламентов во многих государствах на постсоветском пространстве.

Помимо того, что ВГХ может рассмотреть по собственной инициативе любые вопросы внутренней и внешней политики государства, Конституция также определяет его исключительную компетенцию. Кроме законодательных полномочий, к исключительному ведению ВГХ относится:

— определение основ внутренней и внешней политики государства;

— определение финансовой, кредитной, налоговой, денежной политики государства, основных направлений экономического и социального развития страны;

— утверждение программы деятельности Правительства;

— назначение, освобождение и отстранение от должности Премьер-министра, членов Правительства, других должностных лиц, непосредственно подотчетных ВГХ. Президент Монголии, избираемый

гражданами сроком на четыре года, является:

— главой государства и выразителем единства монгольского народа;

— Верховным главнокомандующим;

— обладает правом законодательной инициативы и правом отлагательного вето в отношении принятых ВГХ законов;

— вносит на рассмотрение ВГХ предложение о назначении на пост премьер-министра кандидатуру, выдвинутую партией или коалицией, получившей большинство мест в ВГХ, и др.

Закрепляя весьма широкие полномочия Президента страны, Конституция устанавливает ответственность Президента за его деятельность перед ВГХ. Высшим исполнительным органом государства провозглашается Правительство Монголии, основные и «конкретные полномочия, порядок организации и деятельности» устанавливаются специальным законом.

Принципиальное значение для формирования и укрепления демократии в Монголии имеет создание независимой судебной власти. Конституция Монголии установила правовые основы современной судебной системы страны, закрепила на уровне Основного закона принципы правосудия и систему судебных органов. Прежде всего, Конституция устанавливает важнейший демократический принцип правосудия, в соответствии с которым «судебная власть в Монголии осуществляется исключительно судом». Установлен запрет на осуществление судебной власти иными органами , кроме судебных, провозглашается независимость судей и подчинение их только закону, коллегиальное рассмотрение дел (за исключением случаев, предусмотренных законом), гласность и открытость судебного процесса, право обвиняемого на защиту и другие демократические принципы правосудия.

Для обеспечения независимости, самостоятельности и беспристрастности судов Конституция учреждает особую государственную структуру - Генеральный судебный совет. Совет не участвует непосредственно в деятельности судов по отправлению правосудия, а обеспечивает условия для их независимой деятельности, а также осуществляет подбор кандидатов в судьи из числа юристов и защиту их интересов. Назначение судей всех уровней осуществляется Президентом на основе представлений Генерального судебного совета.

В соответствии с Конституцией, судебная система Монголии состоит из Верховного суда Монголии как высшей судебной инстанции, судов аймаков, судов столицы, сомонных или межсомонных и аймачных судов. Конституция также предусматривает создание специализированных судов по уголовным, административным и иным делам, деятельность которых осуществляется под контролем Верховного суда. Конституция формально включает в судебную систему

органы прокурорского надзора. В функции прокуроров входит осуществление надзора над:

— процессом дознания;

— предварительным следствием;

— отбыванием наказания;

— участие от имени государства в судебном

процессе.

Еще одним важным нововведением в механизме монгольского демократического государства является учреждение специального органа конституционного контроля -Конституционного суда. Анализируя конституционно-правовой его статус, можно сделать вывод о том, что таковой является квазисудебным органом конституционного надзора, который «осуществляет высший надзор за исполнением Конституции, выносит заключение о ее нарушении ...; является гарантом соблюдения Конституции». Конституционный суд состоит из девяти членов, которые назначаются Великим Государственным Хуралом сроком на шесть лет. При этом, по предложению самого Великого Государственного Хурала, назначается 1/3 состава, по предложению Президента - 1/3 состава и по предложению Верховного суда - 1/3 состава членов Конституционного суда.

Конституция Монголии 1992 года относится к числу «жестких» конституций, поскольку она предусматривает особый, усложненных порядок внесения дополнений и изменений в Основной закон. С инициативой о внесении дополнении и изменений в Конституцию могут выступить субъекты права законодательной инициативы, соответствующие предложения по ним представляет Великому Государственному Хуралу Конституционный суд.

Конституция и конституционные поправки принимаются Великим Государственным Хуралом большинством голосов не менее трех четвертей всех его членов. По вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию возможно также проведение референдума, результаты которого требуют утверждения Великим Государственным Хуралом квалифицированным большинством в три четверти голосов всех его членов. Детально порядок внесения конституционных изменений и дополнений изложен в главе шестой Конституции. В соответствии с ним, в 2000 году в текст Конституции Монголии был внесен ряд поправок, направленных на совершенствование деятельности высших органов государственной власти страны, и, прежде всего, Великого Государственного Хурала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные поправки свидетельствуют о стремлении монгольского законодателя к совершенствованию текста Основного закона страны, который, безусловно, имеет и слабые стороны. Так, встречается определенное несовершенство ряда положений Конституции с точки зрения юридической техники, в частности, отсутствует системный подход к

закреплению основных прав и свобод человека, которые просто перечислены, без какой-то их систематизации. Обращает на себя внимание большое число отсылочных норм. Так, при общем относительно небольшом количестве статей Конституции. в ней содержится 58 отсылок к обычным законам. Некоторые статьи носят программный характер или же имеют черты декларативности. Законодатель также оставляет открытым вопрос о прямом действии конституционных норм.

Современное монгольское демократическое государство, уделяя большое внимание проблемам конституционализма и совершенствованию конституционно-правового законодательства, вместе с тем глубоко чтит законодательные традиции и весь предшествующий опыт конституционного развития страны. Весьма примечательным является издание в 2009 году в Улан-Баторе красочного издания сборника

всех конституций Монголии (1924, 1940, 1960 и 1992 гг.) на монгольском и английском языках с развернутым предисловием ведущих монгольских юристов. Это наглядно показывает уважение страной своей истории, своих конституционных традиций и, вместе с тем, непреходящее значение самих конституций (Основных законов), принятых и действовавших на основных этапах развития монгольского государства.

Gureeva N.P. Some Questions of Development n Constitutionalism in Mongolia.

Summary: The following article deals with actual problems of constitutional development of Mongolia and focuses, first of all, on the contemporary state of affairs. The author analyses the acting Mongolian Constitution (1992), reviewing its main and specific features, highlights its outstanding role in formation and development of sovereign democratic state in Mongolia.

------------ Ключевые слова ------------------------------------- Keywords

Монголия, конституция, конституционализм. Mongolia, constitution, constitutionalism.

Примечания

1. Название упомянутых дат в истории Монголии даны в соответствии с сб. «The constitutions of Mongolia 1924 1940 I960 1992» -edited by B.Chimid and Ts. Sarantuya. City of Ulaanbaatar. 2009.

2. История Монголии. ХХ век. М., ИВ РАН, 2007. С.34.

3. The constitutions of Mongolia 1924 1 940 1960 1 992. р.ХП

4. См. подробнее: История Монголии. ХХ век. С.336-337.

5. The Constitutions of Mongolia .... Article seventy (2).

6. Болор-Эрдэнэ Л. О сильных и слабых сторонах Основного закона Монголии // Сибирский юридический вестник. 1999 № 3, с.49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.