Научная статья на тему 'Конституционные права женщин в социалистической и современной Монголии'

Конституционные права женщин в социалистической и современной Монголии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
509
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ МОНГОЛИИ / МОНГОЛЬСКАЯ ЖЕНЩИНА / ПРАВА ЖЕНЩИН / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / МОНГОЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / WOMEN'S RIGHTS / CONSTITUTION OF MONGOLIA / A MONGOLIAN WOMAN / CONSTITUTIONAL RIGHTS / THE MONGOLIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цыпилова Снежана Сергеевна

В статье на основе изучения нормативных документов и исторической литературы рассмотрены изменения правового положения женщины, закреплённого в Конституциях Монголии 1924, 1940, 1960 и 1992 гг. Автор пришла к выводу, что права и возможности женщин на конституционном уровне в настоящее время значительно расширились. В социалистическом монгольском обществе государство активно обеспечивало социальную поддержку и защиту женщин, что и было закреплено в Конституциях 1940, 1960 гг. В современном монгольском обществе женщина стала экономически активным, полноправным участником общественных отношений, принимает участие в государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем автор отмечает, что женщина часто сталкивается с дискриминацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women's Constitutional Rights in Socialist and Contemporary Mongolia

On the basis of the study of legislative documents and historical literature the paper investigates the legal status of women as fixed in the 1924, 1940, 1960 and 1992 constitutions of Mongolia. The author concluded that women's rights and opportunities at the constitutional level are now greatly enhanced. In the socialist society the Mongolian government actively provided social support and protection for women, which was proclaimed in the Constitutions of 1940, 1960. In modern Mongolian society women became economically active, enjoying full rights of the society members, participating in the state administration system. However, the author notes that a woman often deals with discrimination.

Текст научной работы на тему «Конституционные права женщин в социалистической и современной Монголии»

УДК 94(5)

ББК 63.3

Снежана Сергеевна Цыпилова,

аспирант, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, (Улан-Удэ, Россия), e-mail: ai_qing@mail.ru

Конституционные права женщин в социалистической и современной Монголии

В статье на основе изучения нормативных документов и исторической литературы рассмотрены изменения правового положения женщины, закреплённого в Конституциях Монголии 1924, 1940, 1960 и 1992 гг. Автор пришла к выводу, что права и возможности женщин на конституционном уровне в настоящее время значительно расширились. В социалистическом монгольском обществе государство активно обеспечивало социальную поддержку и защиту женщин, что и было закреплено в Конституциях 1940, 1960 гг. В современном монгольском обществе женщина стала экономически активным, полноправным участником общественных отношений, принимает участие в государственноуправленческой деятельности. Вместе с тем автор отмечает, что женщина часто сталкивается с дискриминацией.

Ключевые слова: конституция Монголии, монгольская женщина, права женщин, конституционные права, монгольское общество.

Snezhana Sergeevna Tsypilova,

postgraduate student,

the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetian Studies of SB RAS (Ulan-Ude, Russia), e-mail: ai_qing@mail.ru

Women’s Constitutional Rights in Socialist and Contemporary Mongolia

On the basis of the study of legislative documents and historical literature the paper investigates the legal status of women as fixed in the 1924, 1940, 1960 and 1992 constitutions of Mongolia. The author concluded that women’s rights and opportunities at the constitutional level are now greatly enhanced. In the socialist society the Mongolian government actively provided social support and protection for women, which was proclaimed in the Constitutions of 1940, 1960. In modern Mongolian society women became economically active, enjoying full rights of the society members, participating in the state administration system. However, the author notes that a woman often deals with discrimination.

Keywords: Constitution of Mongolia, a Mongolian woman, women’s rights, constitutional rights, the Mongolian society.

В традиционном монгольском обществе женщины находилась в подчинённом положении, обусловленном патриархально-бытовым укладом жизни. Они вели домашнее хозяйство, занимались воспитанием детей, а также помогали ухаживать за животными, принимали участие в стрижке шерсти и дублении шкур и другой «мужской» работе. Так как аратское хозяйство в основном держалось

на женском труде, то в семейной жизни монгольская женщина пользовалась относительной свободой. Её положение на протяжении многих веков было немногим лучше, чем положение женщин в других восточноазиатских странах. Монгольская женщина была свободна в решении мелких хозяйственных вопросов. Муж мог посоветоваться с ней при принятии важного решения. Однако женщи-

© С. С. Цыпилова, 2012

179

на имела ограниченные имущественные права, допускалось многоженство, сохранялись такие пережитки группового брака, как левират1 и сорорат2.

Переход монгольского государства к социалистическому развитию страны в ХХ в. обусловил приобретение монгольской женщиной совершенно иного социально-правового положения, которое было закреплено первой социалистической монгольской Конституцией в 1924 г.

Вопросы, касающиеся правового положения женщины в монгольском обществе, мало изучены в отечественной науке. Работы были опубликованы в советский период, положение монгольской женщины рассматривалось в общем контексте положения женщины в социалистических странах. В данной статье рассматриваются конституционные права и свободы женщины в социалистическом и современном монгольском государстве.

В 1921 г. в Монголии победила Народная революция, которая не только освободила страну от иностранной экспансии, но и изменила форму монгольской государственности. 20 мая 1924 г. скончался Богдо-гэгэн, религиозный глава Монголии. Его кончина стала поводом для ускорения процесса перехода к республиканской форме правления.

На состоявшемся 7 июня 1924 г. пленуме Центрального комитета МНРП, президиум ЦК МНРП постановил учредить в стране

1 Левират - брачный обычай, по которому вдова была обязана или имела право выйти замуж за брата своего умершего мужа. Левират как пережиток группового брака был широко распространён у многих народов в эпоху родового строя. Долгое время сохранялся у ряда народов (на Кавказе, в Средней Азии, у евреев и др.) в эпоху распада родового строя и в классовом обществе. На этом этапе сохранению левирата способствовал обычай калыма (женщина, за которую уплачен калым, считалась собственностью рода или семьи, купивших её).

2 Сорорат - обычай, по которому мужчина вступал в брачные отношения с несколькими женщинами - родными или двоюродными сестрами. Впервые описан

Л. Г. Морганом, термин введён Дж. Фрейзером, собравшим сведения о существовании сорората у многих народов Америки, Азии, Океании и Африки. Сорорат долгое время сохраняется в классовых обществах в позднейшем варианте женитьбе вдовца на сестре умершей жены.

республиканское правление. Так закончился переходный период к новой форме государственной власти.

Начались работы по подготовке первой Конституции. 19 мая 1922 г., была создана комиссия, в состав которой входили министр юстиции Н. Магсаржав, Ж. Цэвээн (Ц. Жам-царано), Бат-Очир и другие. Им была дана директива: «... вкратце принять примеры из Конституции таких стран как Англия и др., и составить её в соответствии с нынешней формой власти» [2].

Члены комиссии серьёзно отнеслись к порученному заданию, помимо изучения конституционного опыта зарубежных стран, они уделили особое внимание историческим традициям монгольского государства, попытались актуализировать принципы основных законов великого монгольского государства «Их цааз» и «Халх журам».

Первая конституция Монгольской Народной Республики была принята 26 ноября 1924 г. I Великим государственным Хуралом (Улсын Их Хурал), подписана председателем Великого Хурала Жадамбой, заместителем председателя Бадрахом и секретарем Гэлэг-сэнгэ Дугаржанцаном. Конституция закрепила изменение государственного строя страны. Так, Конституция гласила: «Монголия объявляется полноправной Народной Республикой, в которой высшая государственная власть принадлежит трудящемуся народу» [6, с. 7]. Основная задача Монгольской Республики заключалась в уничтожении с корнем остатков старого деспотического порядка и мировоззрений, существовавших при поработителях и угнетателях, и в укреплении основ нового республиканского строя на основе полной демократизации государственного управления» [5, с. 74]. Вся земля, её недра, лесные и водные богатства объявлялись общенародным достоянием. В Конституции декларировались свобода слова и печати, право граждан на участие в шествиях, на организацию союзов, на бесплатное образование. Избирательные права получали все граждане, кроме лиц, живущих за счёт эксплуатации чужого труда, бывших светских и церковных феодалов, лам, постоянно проживающих в монастырях.

Особый интерес для нас представляет статья 10 Конституции, которая гласила, что «все граждане независимо от национально-

сти, вероисповедания, мужчины и женщины пользуются равными правами» [6, с. 10]. К тому же женщины обладали равными с мужчинами правами избирать и быть избранными (статья 34). То есть, женщина получила равноправие во всех областях хозяйственной, культурной и общественной жизни, а также возможность принимать участие в государственной деятельности.

На основе Конституции в последующие годы были изданы дополнительные акты, законы, в т. ч. Уголовный Кодекс в 1925 г., Свод гражданских законов в 1927 г. Но для фактического равноправия женщин лишь издания законов было не достаточно.

Анализируя первую монгольскую Конституцию, можно констатировать её преимущественно политический характер - закрепление нового строя, новых основ государственной власти. Первая Конституция МНР стала исторически важным документом, согласно которому была сменена теократическая власть, законодательно подтверждена новая политическая структура и провозглашена Республика. Конституция 1924 г. ознаменовала собой ломку общественных и семейных отношений, хранивших в себе феодально-родовые пережитки. Если прежде монгольская женщина находилась в подчинённом положении, а сфера её деятельности ограничивалась семейными обязанностями и воспитанием детей, то в послереволюционной Монголии начинала складываться иная картина.

В 1923 г. ЦК МНРП организовал подотдел по работе среди женщин, в задачу которого входило активное вовлечение женщин в культурно-просветительскую и общественнополитическую деятельность. Необходимо отметить, что в дореволюционной Монголии уровень грамотности среди женщин был очень низким, число неграмотных женщин составляло 99 % [4, с. 91]. С целью ликвидации неграмотности в стране открывались школы, высшие учебные заведения. Особое внимание уделялось повышению уровня образования среди женщин. Обучение сводилось не только к получению базового школьного образования, с женщинами также «проводились беседы о личной гигиене, о том, как они должны вести себя во время беременности и в послеродовый период, как ухаживать

за новорождёнными детьми» [1, с. 33]. При женотделах организовывались краткосрочные курсы по подготовке работников среди женщин. Если в дореволюционной Монголии ни одна женщина не была представлена в государственных учреждениях и предприятиях, то в 1923 г. начали работать 7 женщин, в 1924 г. - 38, в 1926 г. - 60 [1, с. 34].

С первых дней между СССР и МНР установились дружественные отношения и сотрудничество. Советский Союз оказывал постоянную помощь братской монгольской республике, в т. ч. и культурную. Ежегодно отправлялись на учебу в советские вузы и на краткосрочные курсы юноши и девушки, осуществляли визиты женские делегации для ознакомления с постановкой работы среди женщин в СССР.

Становление новой формы государственности в МНР сопровождалось трудностями, вызванными неустойчивой политической обстановкой в стране и в мире. Однако, к 1940-м гг. в стране сформировались отдельные элементы административно-командной системы: признаки централизованной системы управления народным хозяйством, государственного планирования и т. д. За МНРП окончательно закрепилось монопольное положение на политической и общественной арене действий.

Глубокие перемены, произошедшие в социальной структуре общества, в экономической, политической сферах, вызвали необходимость разработки нового Основного закона. 30 июня 1940 г. VIII Великий государственный Хурал утвердил новую Конституцию. Фактически это была вторая, после конституции Советского Союза, конституция социалистического типа. Конституция закрепляла статус Монголии как независимого государства, определяла социалистический путь развития страны.

Наибольший интерес для нас представляет статья 90, специально посвящённая правам женщин: «Женщине в МНР предоставляются равные права с мужчиной в экономической, государственной, культурной, просветительской, политической и других сферах общественной деятельности. Выполнение этих прав обеспечивается предоставлением женщине равных с мужчиной условий труда, отдыха, социального страхования, получения

образования, государственной охраной интересов материнства и детства, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания» [6, с. 48]. Согласно этой статье запрещается каким-либо образом чинить препятствия для осуществления равных прав женщин. Новым является то, что на конституционном уровне было запрещено выдавать замуж несовершеннолетнюю девуё-ку, а также запрещалось многоженство.

Интересным является тот факт, что положения статьи 90 во многом повторяют положения статьи 122 Конституции СССР от 1936 г1.

Конституция 1940 г. стала первой в своем роде конституцией, которая не только обеспечивала равноправие женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни, но также объявляла защиту материнства и детства сферой ведомства государства. Получение женщиной при беременности отпусков и пособий гарантировало ей социальную защиту на то время, которое она была оторвана от трудовой деятельности. Женщина получила равное с мужчиной право трудиться. Она стала экономически самостоятельной. И это во многом определило характер отношений в семье. Семья начинала выстраиваться по типу эгалитарной семьи, где муж и жена имели самостоятельные заработки, женщина перестала быть экономически зависимой от мужа.

Период с 1940 по 1960 гг. имел большое значение для монгольского общества. Важным было официальное признание МНР в 1945 г. как независимого государства на международной политической арене. Вслед за развенчанием культа личности И. Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 г. последовало и в МНР осуждение культа личности Х. Чой-

1 Статья 122 Конституции СССР 1936 г. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественнополитической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

балсана. Так, в МНР установился недолгий период «оттепели».

За двадцатилетие был осуществлен переход к планово-командной системе народного хозяйства. Значительные успехи были достигнуты в сфере народного образования, культуры и здравоохранения.

6 июля 1960 г. была принята новая Конституция страны, которая гласила, что в МНР «осуществлены коренные революционные социально-экономические преобразования, создана новая, социалистическая экономика, одержана победа социалистических производственных отношений во всем народном хозяйстве страны, достигнуты огромные исторические успехи в повышении материального и культурного уровня жизни трудящихся» [5, с. 225].

Согласно статье 76 граждане МНР имеют равные права независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального происхождения и положения.

В Конституции декларируются права граждан на труд, на отдых, на ежегодные отпуска рабочим и служащим с сохранением заработной платы и предоставлении трудящимся возможности воспользоваться услугами санаториев и домов отдыха, театров, клубов и других учреждений.

Согласно статье 79 государство берёт на себя ответственность по социальному обеспечению и защите граждан. Так, граждане имеют право на материальную помощь в старости, при потере трудоспособности, в случае болезни, потери кормильца. Это право обеспечивается, в частности, оказанием помощи трудящимся через систему социального страхования, государственных пенсий, специальных фондов кооперативных организаций, а также широким развитием сети лечебных учреждений, курортов, бесплатной медицинской помощью трудящимся, развитием системы охраны труда.

Также граждане МНР имели право на бесплатное образование, право свободно участвовать в управлении государством и обществом, а также в руководстве хозяйственной жизнью страны. Всем гражданам МНР, достигшим 18-летнего возраста, находящимся в здравом уме, предоставлялось право изби-

рать и быть избранными во все органы государственной власти.

Согласно статье 84 женщине, также как и в предыдущих конституциях МНР, предоставлялись равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Но помимо этого государство предоставляло помощь многодетным матерям, способствовало расширению сети родильных домов, детских яслей и садов. Воспрепятствование в какой-либо форме равноправию женщин запрещалось законом.

Государство всячески поддерживало вовлечение женщин в общественнопроизводственную деятельность, в т. ч. с помощью повышения образовательного уровня среди женщин. В 1970 г. девушки составляли 49,3 % всех учащихся средних школ, 36 % учащихся средних специальных школ и 36 % всех студентов вузов [4, с. 94]. Большое число девушек обучалось в медицинских учебных заведениях, в техникумах по специальности воспитателя, преподавателя или работника легкой промышленности.

Всё большее число женщин принимало участие в управлении разными отраслями народного хозяйства. Монгольские женщины составляли 46,5 % трудящихся, занятых на промышленных предприятиях, 51 % занятых в сельском хозяйстве, в сфере здравоохранения было представлено 70,3 % женщин, в области культуры и искусства - 33 %, среди учёных - 28 %, среди педагогов - 46 %, среди делегатов в Великом народном хурале - 21,6 % женщин [4, с. 102, с. 110]. И хотя женщины были представлены во многих отраслях народного хозяйства, преимущественно они были заняты в непроизводственной сфере, и лишь некоторая часть была задействована в управлении государственными делами.

На протяжении 1960-1990-х гг. МНР продолжало следовать по социалистическому пути развития. Однако первые признаки кризиса социалистической системы в СССР и странах Восточной Европы, а затем начало перестройки в СССР не могли не отразиться и на МНР. Победа демократических сил весной 1990 г. заложила основу для радикальных демократических преобразований в стране, которые должны были изменить весь политический строй государства, характер

жизнедеятельности монгольского общества. Становление новой демократической формы правления в Монголии привело к необходимости разработки нового Основного закона страны. Для разработки концепции и текста новой Конституции Монголии в ноябре 1990 г. вторая сессия Великого государственного Хурала 12-го созыва сформировала специальную комиссию во главе с первым президентом страны П. Очирбатом. В состав комиссии вошли члены МНРП, а также других политических партий, появившихся в стране к тому времени [3].

В разработке проекта Конституции принимали активное участие видные монгольские юристы и общественные деятели - заслуженный юрист МНР Б. Чимэд (первый вариант проекта). Другие варианты проектов Конституции были представлены группой государствоведов во главе с известным юристом Д. Лундээжанцаном, председателем Монгольской социал-демократической партии известным публицистом Б. Батбая-ром. Представленные конституционные проекты опирались как на собственный опыт конституционно-правового строительства, так и учитывали теорию и практику современного конституционализма в развитых демократических государствах [3].

Конституция Монголии была принята 13 февраля 1992 г. В преамбуле Конституции главной целью государства объявлялось построение и развитие гуманного, гражданского, демократического общества.

Принятие в 1992 г. новой Конституции стало основополагающим, системообразующим мероприятием в организации жизни монгольского общества на новых демократических основах.

В новой Конституции наглядно проявляется тенденция расширения прав и свобод человека. На конституционном уровне закрепляется принцип равенства всех перед законом и судом, каждый человек объявляется субъектом права.

В статье 16 Конституции перечислены основные права и свободы человека в Монголии. Так, значительно расширяются конституционные гарантии прав и свобод, а именно:

— право на жизнь, единственным исключением является применение смертной казни

за особо тяжкие преступления, указанные в Уголовном Кодексе Монголии;

— право на неприкосновенность и свободу, не допускаются пытки, грубое обращение, оскорбление человеческого достоинства. Личные и семейные секреты, тайна переписки, неприкосновенность жилища граждан находятся под защитой государства;

— право на защиту адвоката; на справедливый суд; на личное участие в собственном судебном процессе; на апелляцию решений суда;

— свобода вероисповедания, свобода убеждений, свобода слова, право на проведение мирных демонстраций и митингов, право на поиск и получение информации;

— право на жизнь в экологически чистой, безопасной внешней среде, право на защиту от загрязнения природы и стихийных бедствий;

— право на свободный выбор профессии, на обеспечение хороших условий труда, на получение заработной платы, на отдых, на ведение собственной хозяйственной деятельности. Никто не может быть подвергнут принудительному труду.

Интересы семьи, матери и ребенка защищаются государством. Особо говорится о равных правах женщины с мужчиной в политической, экономической, общественной, культурной жизни, в семейных отношениях. Изменилось отношение к браку. Если прежде брак между молодыми людьми основывался на договоренности между семьями и имел в основном экономический смысл, то согласно Конституции «.. .брак между совершеннолетними мужчиной и женщиной основывается на равноправных, добровольных отношениях между ними.» [6, с. 176].

Переход к рыночной экономике, приватизация государственных активов, ликвидация государственных субсидий, разрушение системы дошкольных и внешкольных учреждений негативно сказались на положении женщин. Юридически они пользовались равными правами с мужчинами во всех сферах деятельности, но фактически существовала дискриминация в отношении женщин. Формирующийся рынок труда не принял женщину как профессионала. Частные компании неохотно принимали женщин на работу, ссылаясь на то, что они часто берут больничные,

уходят в отпуск по беременности. Уровень женской безработицы и бедности резко возрос и, несмотря на экономический рост с 2002 г., процент людей, живущих в условиях крайней нищеты, оставался выше 30 %. [8]. Высокую долю среди бедного населения составляли женщины. Небольшим было представительство женщин и в парламенте, в 1996 г. всего 7 женщин [7]. Экономическое, социальное неблагополучие переходного периода в монгольском обществе породило такие «женские» проблемы, как насилие в семье, торговля женщинами и детьми, проституция.

Вместе с тем возросло влияние женских неправительственных организаций, одной из целей которых являлось обеспечение людей социальной защитой. Женские НПО принимают активное участие в законотворческой деятельности, в решении вопросов безработицы, информатизации и иных проблем на местном и общегосударственном уровне.

Таким образом, за прошедшие годы Монголия превратилась в подлинно независимое демократическое государство, в котором роль женщины существенно изменилась. Начиная с 1924 г. права женщин в Монголии на конституционном уровне значительно расширились. Теперь она полноправный участник во всех сферах общественной деятельности, а также в семейно-брачных отношениях, что не менее важно.

В первой Конституции МНР в 1924 г. был рассмотрен на государственном уровне вопрос о правовом положении женщины. Впервые за историю Монголии был закреплен конституционный принцип равенства двух полов, и это, несомненно, был шаг в освобождении, эмансипации женщины.

Конституции 1940, 1960 гг. предоставляли женщине по-социалистически широкие права и свободы. Идея равенства полов, их возможностей в советской Монголии во многом осуществлялась за счёт административных мер, социальной защиты государства. В решении «женского» вопроса МНР во многом заимствовала опыт СССР. Так, положения Конституции МНР 1940 г., касающиеся прав и интересов женщин, во многом были схожи со статьями Конституций СССР. Пути преодоления безграмотности среди женщин, их вовлечения в общественно-политическую деятельность, поддержка и защита материн-

В современных условиях равноправие двух полов достижимо с помощью антиди-скриминационной политики, которую обязано проводить государство. Для женщин такая политика означает создание условий, позволяющих ей наравне с мужчинами пользовать-

ства, детства - многое осуществлялось по примеру Советского Союза.

Значительно изменилась ситуация в постсоветской Монголии. Несмотря на равенство прав, декларируемое в Конституции 1992 г.. в их реализации женщины столкнулись со многими трудностями, в т. ч. с дискриминацией, социальными, психологическими проблемами.

ся своими правами и основными свободами. Акцент состоит не только в закреплении равноправия, а в практическом воплощении в жизни прав, которые содержит законодательство. Равенство возможностей достижимо при условии разрушения традиций неравенства двух полов в обществе, а также стереотипов, которые стали частью обыденной жизни. Эти стереотипы проявляются в культуре, обычаях. Они распространены в общественном сознании. Они используются как сила, закрепляющая патриархальный стиль жизни общества. Задача государства - не закреплять, а разрушать стереотипы и нормы неравенства.

Список литературы

1. Банчиков Г. Г. Брак и семья у монголов. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1964. 59 с.

2. Гуреева Н. П. Некоторые вопросы развития конституционализма в Монголии URL: http://vestnik.mgimo.ru/index.php?option=com_

content&view=article&id=654 (дата обращения: 05.11.11).

3. День провозглашения Республики // Новости Монголии. URL: http:// www.expomongolia.ru/uploads/mnews/NM_47.PDF (дата обращения: 29.10.11).

4. Женщины мира в борьбе за социальный прогресс / редкол.: Н. А. Ковальский (отв. ред.) [и др.]. М.: Мысль, 1972. 381 с.

5. История Монголии, ХХ век / редкол.: Г. С. Яскина (отв. ред.) [и др.]. М.: ИВ РАН, 2007. 448 с.

6. Монгол Улсын Yндсэн хуулиуд 1924, 1940, 1960, 1992. Улаанбаатар хот, 2007. 198 c.

7. Oyunbileg B. A Changing Asia: Women in Emerging Civil Societies. The Integral Role of Women’s NGOs in Political Development in Mongolia. URL: http://www.onlinewomeninpolitics.org/beijing12/rpt_chan1.pdf (дата обращения: 29.10.11).

8. Rossabi Morris. Women in Modern Mongolia. URL: http://asiasociety.org/ countries/traditions/women-modern-mongolia (дата обращения: 05.10.11).

Статья поступила в редакцию 15 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.