Научная статья на тему 'Статус гражданина в основных нормативных правовых актах Монголии в 1911-1960 гг'

Статус гражданина в основных нормативных правовых актах Монголии в 1911-1960 гг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / CITIZEN / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / НАРОД / PEOPLE / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРАВА / RIGHTS / СВОБОДЫ / FREEDOM / ОБЯЗАННОСТИ / DUTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудин Павел Николаевич

В работе детально проанализирован процесс развития института гражданства в Монголии в первой половине ХХ в. с точки зрения его оформления и закрепления в конституционных актах. Изучено содержание международных договоров Монголии, а также Конституции Китая 1911, 1914, 1923 и 1931 гг. и Конституции МНР 1924, 1940 и 1960 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The status of the citizen in the basic laws of Mongolia in 1911-1960

In the research paper the process of developing of institute of citizenship of Mongolia in the first half of the XX century from the point of view of its registration and fastening in constitutional acts is analysed in details. The maintenance of international contracts of Mongolia and China Constitutions of 1912, 1914, 1923 and 1931 also Mongolian People's Republic Constitutions of 1924, 1940 and 1960 are represented.

Текст научной работы на тему «Статус гражданина в основных нормативных правовых актах Монголии в 1911-1960 гг»

20. Батсайхан О. Монгол улсын хегжлийн замд учирсан ээдрээ. - Улаанбаа-тар, 1997. - 27-р тал.

21. МАХН-ын IY их хурал. - Улаанбаатар, 1978. - 319-р тал.

22. Цэвээн Ж. Туувэр зохиолууд. - Улаанбаатар, 2000. Д-2, 128-129-р тал.

23. Гадаад Харилцааны тев архив. Ф-1. ХН-282.

24. Монгол улсын Yвдэсний тев архив. Ф-72. Д-1. ХН-525. Нугалбар-1.

25. БНМАУ-ын иргэний хууль (1926 он). - Улаанбаатар, 2000. 24, 26-р тал.

26. Засгийн газрын албаны сэтгYYл. 1930. №53. 44-р хуудас.

27. Монгол улсын Yндэсний тев архив. Ф-4. Д-1. ХН-674.

28. Засгийн газрын албаны сэтгуул. 1927. №24. 7-11-р хуудас.

29. Тод Д. Монгол улсын аюул^й байдлыг хангах байгууллагын Yйл ажил-лагааны эхэн Yеийн тYYхийн асуудалд //Эрдмийн зэрэг горилсон бYтээл. - Улаанбаатар, 1999. - 73-р тал.

30. Дашдаваа Ч. Улаан тYYх. - Улаанбаатар, 2003. - 239-р тал.

31. Тод Д. Монгол улсын аюул^й байдлыг хангах байгууллагын уйл ажил-лагааны эхэн Yеийн туухийн асуудалд. - Улаанбаатар, 1999. - 74-р тал.

32. Коминтерн ба Монгол. - Улаанбаатар, 1999. - 262-р тал.

33. Монгол улсын Yндэсния тев архив. Ф-46. Д-1. ХН-78, нугалбар-2.

34. Ibid.

35. Монгол-Зевлелтийн харилцаа (1921-1974) I боть. - Улаанбаатар, 1976. -263-264-р тал.

36. Монгол улсын Yндэсний тев архив. Ф-4. Д-2. ХН-102.

37. Ширнэн Б. Буриад нуудэл-хэл аялгууны учир. - Улаанбаатар, 2005. - 87-р тал.

38. Монгол улсын Yндэсний тев архив. Ф-4. Д-1. ХН-453. 265-р хуудас.

39. Монгол улсын Yндэсний тев архив. Ф-11. Д-1. ХН-536.

40. Ibid. ХН-352.

41. Гадаад харилцааны тев архив. Ф-118. Д-01. ХН-50.

42. Засгийн газрын албаны сэтгуул.1928. №37. 10-14-р тал.

43. Засгийн газрын албаны сэтгуул.1931. № 9-10. 95-96-р тал.

44. Засгийн газрын албаны сэтгуул.1935. № 1, 24. 29-р тал.

45. Засгийн газрын албаны сэтгуул.1941. № 2, 21. 30-р тал.

Мендсайхан Х. - исследователь, Монголия. Mendsaikhan Kh. - researcher, Mongolia.

УДК 342.71(517.3) © П.Н. Дудин

Статус гражданина в основных нормативных правовых актах Монголии в 1911-1960 гг.

В работе детально проанализирован процесс развития института гражданства в Монголии в первой половине ХХ в. с точки зрения его оформления и закрепления в конституционных актах. Изучено содержание международных договоров Монголии, а также Конституции Китая 1911, 1914, 1923 и 1931 гг. и Конституции МНР 1924, 1940 и 1960 гг.

Ключевые слова: гражданин, Конституция, народ, государство, права, свободы, обязанности.

© P.N. Dudin

The status of the citizen in the basic laws of Mongolia in 1911-1960

In the research paper the process of developing of institute of citizenship of Mongolia in the first half of the ХХ-th century from the point of view of its registration and fastening in constitutional acts is analysed in details. The maintenance of international contracts of Mongolia and China Constitutions of 1912, 1914, 1923 and 1931 also Mongolian People's Republic Constitutions of 1924, 1940 and 1960 are represented.

Keywords: the citizen, the constitution, the people, the state, the rights, freedom, duties.

Тема гражданства в пространстве Внутренней Азии в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад старых и образование новых государств, политические кризисы, военные действия, усиление миграционных потоков - все это затронуло судьбы многих людей и послужило основанием для начала многочисленных научных дискуссий.

Существенно возрос интерес к гражданству и личности, особенно в связи с провозглашением в ряде стран, освободившихся от социалистического влияния, и признанием высшей ценностью прав и свобод личности как основного субъекта большинства правоотношений. Обеспечивая тесную устойчивую правовую связь с конкретным государством и включая взаимные права и обязанности, статус гражданина позволяет определить меру свободы, содержание прав и обязанностей человека, их объем и значение.

В данной работе под юридическим статусом мы понимаем совокупный набор прав, обязанностей и мер ответственности человека, индивида, личности в его взаимоотношениях с конкретным государством. Правовое положение же, в свою очередь, определяет место гражданина в социальной, правовой и государственной системе, исходя из объема его прав, обязанностей и ответственности.

Важно отметить, что и юридический статус, и правовое положение гражданина на разных исторических этапах разнится - это связано с юридическим и фактическим местом и ролью личности в отношениях с другими личностями, обществом и государством, с политикой данного государства, с формальным закреплением прав и обязанностей граждан в основном и текущем законодательстве страны. При этом сам термин «гражданство» предполагает взаимный, корреспондирующий характер прав и обязанностей гражданина и государства, тогда как схожий по смыслу термин «подданство» такой взаимности не предполагает. Подданство было исторически первым юридическим состоянием индивида, определяющим его обязанности по отношению к носителю государственного суверенитета в ту эпоху - государю. Подданство отличается от гражданства отсутствием обязательств государства перед индивидуумом, отсутствием

гражданских прав у любого частного лица. Гражданство возникает с появлением граждан после Великой французской революции 1789 г., когда Декларация прав человека и гражданина 1789 г. в преамбуле говорила о том, что «... требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу.», а ст. 6 провозглашала право граждан участвовать лично или через своих представителей в создании закона [15, с. 27].

Современное состояние Монголии в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами, заставляет обращать внимание на этот важный аспект. Постараемся проследить историю его становления и развития после провозглашения страной независимости в 1911 г.

Регулирование положения граждан в Монголии в обозначенный период характеризуется тремя особенностями. Во-первых, Внешняя Монголия до 1945 г. формально находилась в составе Китая и, таким образом, на нее де-юре распространялось китайское законодательство, в том числе и в части юридического статуса и правового положения граждан. Во-вторых, фактически находясь под опекой России в период 1911-1921 гг., важнейшие сферы государственной действительности регулировались договорами и соглашениями, участниками которых были Монголия и Россия, Монголия и Тибет, Россия и Китай, Россия, Китай и Монголия. При этом вопросы гражданства (подданства), равно как и другие, не находили своего адекватного развития и закрепления. В-третьих, Конституция как основной закон страны была принята в Монголии лишь спустя 13 лет после провозглашения независимости и за период с 1924 по 1960 г. трижды претерпела обновления - собственно в 1924, 1940 и 1960 гг., соответственно этому закреплялись, изменялись и дополнялись статус и правовое положение монгольских граждан.

Исходя из этих особенностей дадим характеристику тем основным нормативным правовым актам, которые затрагивали вопрос о юридическим статусе граждан Монголии и регулировали их правовое положение.

Временная Конституция Китайской Республики 11 марта 1912 г. весьма скупо упоминает о собственном населении. Термины «граждане», «гражданин» не находят своего закрепления в Основном законе страны, который определял лишь статус высших органов государственной власти и управления и административную структуру государства. Статья 5 говорит лишь о том, что народ Китайской Республики пользуется одинаковыми правами независимо от расы, класса и религии. Учитывая, что согласно статье 3 той же Конституции оговаривалась территориальная структура Китая, которую составляли 22 провинции, Внутренняя и Внешняя Монголия, Тибет и Цинхай [14, с. 30], то можно утверждать, что жители Внешней Монголии были включены в состав народа Китайской Республики со всем объемом прав и обязанностей. Данный вывод напрашивается

в связи с тем, что в правовом положении китайских провинций и Внешней и Внутренней Монголии, Тибета и Цинхая не было различий: так, ст. 18 Конституции регламентировала, что «от каждой провинции, Внутренней Монголии, Внешней Монголии и Тибета избирается по пять членов Национального собрания, от Цинхая - один».

Временная Конституция не была идеальной с точки зрения юридической техники и логики, но главным недостатком было форсированное введение западных образцов организации государства. В условиях сложной политической ситуации это привело к противостоянию правительства Юань Шикая и парламента, в котором сильные позиции имело созданное революционно-демократическим лидером Сунь Ятсеном в 1912 г. объединение левых сил - Гоминьдан (Националистическая партия). Конфликт закончился изданием президентского декрета о признании партии Гоминьдан антигосударственной и мятежной, а парламент, в котором в результате всего этого не стало кворума, прекратил существование. Юань Шикай издал целый ряд декретов, направленных на укрепление режима личной власти, а также создал специальный совещательный орган по подготовке проекта новой Конституции. Проект был утвержден 1 мая 1914 г.

Новая Конституция наделила президента широкими правами, исполнительная власть была сконструирована по американскому образцу, а двухпалатный парламент заменен однопалатным. Однако на правовом положении граждан эти преобразования не отразились.

Правовую конструкцию, аналогичную конструкции Конституции 1912 г., использует и Конституция Китайской Республики 10 октябри 1923 г., где в ст. 2 верховная власть Китайской Республики вверялась всему народу в целом, в то время как ст. 3 определяла территориальную структуру китайского государства состоящей из всех стран, принадлежащих Китаю, без их поименного упоминания. Это объяснялось тем, что и сам Китай, и его провинции уже не представляли из себя единого государства, в то время как Монголия последние 12 лет уже де-факто была самостоятельным политическим образованием, хотя формально продолжала находиться в составе Китая, в связи с чем опять же формально на ее территории продолжали действовать нормы китайского законодательства. Так, положения Русско-Китайской декларации о признании автономии Внешней Монголии 5 ноября/23 октября 1913 г., где в ст. 1 и ноте к ней Россия признает, что Внешняя Монголия находится под сюзеренитетом Китая, касались исключительного права монголов Внешней Монголии, согласно которому разрешалось ведать внутренним управлением автономной Монголии и решать все относящиеся к торговой и промышленной областям вопросы. Другие вопросы, в том числе законодательство, к исключительным полномочиям монгольской стороны отнесены не были и, следовательно, по-прежнему находились в ведении китайских властей.

Тем не менее положения главы 4 Конституции Китая содержали обширный перечень прав и обязанностей граждан. Так, положения статьи 4 гласили, что всякое лицо, законно принадлежащее в силу своей нацио-

нальности к Китайской Республике, является гражданином Китайской Республики, а ст. 5 говорила о равенстве граждан между собой. Статьи 68 закрепляли защиту от произвольных арестов, обысков, вскрытия писем и корреспонденции, ст. 9-13, 15-18 гарантировали право на свободный выбор места жительства и профессии, право собираться и образовывать общества, закрепляли свободу слова, печати и творчества, религиозные свободы, право на собственность, судебную защиту, обращение в органы государственной власти, право на несение государственной службы и избирательные права. При этом перечень прав и свобод не являлся исчерпывающим: ст. 14 закрепляла: «Свободы, предоставленные гражданам Китайской Республики помимо упомянутых в настоящей главе и не нарушающие принципа конституционного правления, признаются властью».

Статьи 19-21 содержали исчерпывающий набор обязанностей, к числу которых были отнесены обязанности платить налоги, служить в армии и получать элементарное образование согласно закону.

Отдельно следует упомянуть статью 23, где к ведению вопросов государственного значения отнесены вопросы гражданства, то есть те вопросы, которые решаются высшими органами государственной власти, без участия в этом процессе властей провинций и округов.

Статья 127 Конституции говорила о том, что граждане Китайской Республики, живущие в провинции, по крайней мере, в течение года, приравниваются к гражданам, родившимся или давно живущим в провинции, и пользуются в ней всеми гражданскими правами. А ст. 135 определяла, что Внутренняя и Внешняя Монголия, Тибет и Кукунор (Цинхай) могут, если их население того пожелает, быть разделены на области двух ступеней, а именно: провинции и округа. До организации провинций и округов в этих странах их административное устройство должно быть установлено особым законом.

Принцип народовластия же раскрывался следующим образом: «Чтобы сделать народ способным к пониманию политических вопросов, правительство должно дать ему образование и руководить им так, чтобы он знал, как осуществлять свои права выборов, отзыва должностных лиц, инициативы и референдума» [12, с. 87].

Содержание национального принципа получило следующее толкование: «Правительство должно покровительствовать и помогать национальным меньшинствам страны (маньчжурам, монголам, тибетцам и др.), с тем чтобы они оказались в состоянии осуществлять свое право на самоопределение и самоуправление, сопротивляясь иностранному притеснению и вторжению. В то же время правительство должно пересматривать договоры, заключенные с иностранными государствами в видах обеспечения национальной независимости и международного равноправия» [12, с. 88].

Уже через год в 1924 г. Конституция была отменена, хотя фактически она в действие так и не вступила в силу политической раздробленности

Китая. Дальнейшую судьбу страны и положение ее граждан с разной степенью успешности регулировали временные и «постоянные» конституционные (2) и органические (3) акты. Так, в Гуанчжоу был выработан и принят 1 июля 1925 г. «Органический закон Национального правительства», опекаемого партией и которое по схеме Сунь Ятсена должно было функционировать на двух этапах: военного правления и политической опеки.

После завершения формального объединения страны к июлю 1928 г. под фактической властью Чан Кайши, 8 октября 1928 г. в новой столице Китая Нанкине был принят «Органический закон об организации Национального правительства», согласно которому период правления партии Гоминьдан («политической опеки») должен продолжаться до 31.12.1934 г. Вслед за этим в марте 1929 г. на III съезде Гоминьдана было сформулировано положение о том, что все население Китая составляет единую нацию, состоящую из отдельных «ветвей» (ханьцы, манчжуры, монголы, тибетцы, хуэйцзу), единых по «расе и крови» и отличающихся лишь по религии и географическому положению.

5 мая 1931 г. начало работу Национальное собрание и приняло новую «Временную Конституцию Китайской Республики периода политической опеки», которая должна была вступить в действие 1.06.1931 г. Китай был разделен на 28 провинций, в отдельную группу территорий с особым статусом (дифан) были выделены Монголия и Тибет, в которых реальная политическая власть давно принадлежала местным правительственным учреждениям и которые лишь формально оставались в составе Китая. Временная Конституция провозглашала, что Китай всегда будет единой страной (ст. 3), но вместе с тем предусматривала возможность «особого статуса» Монголии и Тибета: «Территория Китайской Республики состоит из различных провинций, из Монголии и Тибета (ст. 1), управление в тех местах, которые еще не стали провинциями (т.е. Монголия и Тибет), будет определено законом». В это же время на территории Внутренней Монголии создается 6 новых провинций, однако и эта административная реформа была во многом лишь формальностью: земли, находившиеся на территории Внутренней Монголии, оставались в руках монгольских князей и здесь спустя несколько лет было образовано автономное государство Мэнцзян.

15 июня 1931 г. был выработан новый «Органический закон», он и представлял собой высший закон государства, хотя касался в основе своей управленческой сферы и распределения полномочий между органами государственной власти. 5 мая 1936 г. опубликован проект постоянной Конституции Китая, который предполагалось утвердить на заседании Национального собрания, намеченного на 12 ноября 1937 г., однако начавшиеся 7 июля 1937 г. активные военные действия со стороны Японии помешали этому, проект так и не был принят.

Однако, поскольку сам Китай в рассматриваемый период не представлял из себя политического единства, а Монголия приняла собственную

Конституцию и уже никоим образом не признавала легитимность китайского управления, более детальный анализ указанных выше конституционных актов Китайской Республики не представляется необходимым.

Вторую группу документов, так или иначе касающихся правового регулирования статуса граждан Монголии, составляют договоры и соглашения, которыми определялся юридический статус и правовое положение самой Монголии в первой четверти ХХ в.

Соглашение России с Монголией 1912 г. не упоминает монгольского гражданства, не идет речь и о подданстве Монголии, хотя о российских подданных упоминается довольно часто (ст. 2 Соглашения, ст. 1, 2, 4-7, 9, 12-16 Протокола к нему) [13]. В преамбуле Соглашения говорится о «монгольском народе», повелителем которого был провозглашен Чжеб-цун-Дамба-Хутухта, а также о том, что между русским и монгольским народами всегда имела место быть исконная взаимная дружба, руководствуясь которой, российское правительство и берет на себя обязательства по поддержанию возникшего автономного строя. В остальном же жители Монголии, равно как и жители Китая, идентифицируются соотносимо с национально-правовой характеристикой как монголы и китайцы: (ст. 1 Соглашения, ст. 5, 16 Протокола к нему).

Отсутствие упоминания о статусе жителей Монголии объективно, поскольку Соглашение 1912 г. не являлось и не претендовало на статус основного нормативного акта нового государства, цель была в признании фактической независимости и иного, нежели ранее, международно-правового положения самой Монголии со стороны России, в связи с чем другие вопросы в рамках сложившейся ситуации не могли и не должны были быть разрешены этим Соглашением.

Ту же самую цель преследовало и Оглашение о дружбе и союзе, заключенное правительствами Монголии и Тибета в Урге 29 декабря 1912 г. (11 января 1913 г.). Упоминание же в статье 5 о том, что «каждое государство в пределах своей территории будет поддерживать подданных другого, путешествующих по делам религиозно-государственным или по делам религиозно-государственного образования» [10, с. 128], имещим «технический» характер, и не ставило целью определить юридический статус и правовое положение подданных двух сторон, но предполагало закрепление соответствующих гарантий для своих жителей.

Ни Русско-Китайская декларация о признании автономии Внешней Монголии 1913 г. [13], ни нота к ней данного вопроса не касались, равно как и Кяхтинское соглашение 1915 г. Впервые же в череде многочисленных договоров и соглашений России/ СССР и Монголии/ МНР речь о гражданстве зашла лишь в 1937 г. Позиция обеих стран сводилась к отрицанию двойного гражданства (в Монголии сохранилась до настоящего времени). В соответствии с соглашением, подписанным 24 апреля 1937 г. СССР и Монгольской Народной Республикой, стороны взаимно обязались не принимать на своей территории в гражданство лиц, состоящих в гражданстве другого договаривающегося государства без его согласия

(ст. 1). Общий смысл проводимой политики сводился к тому, что при приобретении гражданства другой договаривающейся стороны первичное гражданство считалось утраченным. Перед натурализацией необходимо было предоставить разрешение о выходе из гражданства другого государства.

Впервые в тексте нормативного акта, имеющего важнейшее для государственности Монголии значение, термин «гражданин» появляется с подписанием Соглашения между РСФСР и Монголией об установлении дружественных отношений 1921 г. Цель этого договора, равно как и предыдущих, сводилась к документальной фиксации обновленных отношений и позиций между двумя странами. Тем не менее кроме вопросов фактического взаимного признания, обмена дипломатическими представителями и прочих подобных в тексте договора содержится обширный перечень положений о гарантиях граждан договаривающихся стран, что, в свою очередь, говорит об изменении как внешнеполитической, так и внутригосударственной ситуации, в условиях чего публичный интерес хоть и продолжал доминировать, но и частноправовые интересы требовали их юридического оформления.

Статья 3 Соглашения предусматривала обязательства обеих сторон не допускать на своей территории мобилизацию или добровольную вербовку как своих граждан, так и граждан иных государств в ряды армий, враждебных другой стороне. Статья 7 говорила о том, что граждане каждой из договаривающихся сторон, пребывающие на территорию другой Стороны, пользуются правами и несут обязанности наравне с пребывающими там гражданами наиболее благоприятствующей страны.

В статье 8 говорилось о судебной юрисдикции каждой из сторон, которая, распространяясь на соседнюю территорию, помимо полномочий судебных органов в уголовных и гражданских делах предусматривала, во-первых, льготы и преимущества в области уголовной юрисдикции, судебного разбирательства и исполнения судебных решений, распространяющиеся и на граждан другой договаривающейся стороны, а во-вторых, гарантии цивилизованности и гуманности, отвергающие применение судебными, следственными и иными органами каких-либо карательных или следственных мер, причиняющих физическое страдание или унижающих нравственное состояние человека.

Статьей 9 устанавливались гарантии юридического равенства для граждан обеих договаривающихся сторон при ввозе и вывозе из пределов другой страны товаров, предназначенных для торговли и при уплате установленных пошлин [6, с. 476], с тем что таковые не должны превышать пошлины, взимаемые за ввоз и вывоз тех же товаров с граждан наиболее благоприятствующей страны.

Впервые в основном нормативном правовом акте упоминание о гражданах встречается в 1924 г. в Декларации прав трудящегося народа Монголии, принятой 26 ноября 1924 г. [9, с. 37] Великим Народным Хуралом МНР, которая позднее - 30 июня 1940 г. - стала первой главой Конститу-

ции Монгольской Народной Республики. В двух ст. (6 и 9-й) предусматривалось право личной собственности граждан на скот, сельскохозяйственные орудия и другие орудия производства, сырье, вырабатываемую продукцию, жилые и надворные постройки, юрты и предметы домашнего хозяйства, трудовые доходы и сбережения, также право наследования личной собственности охраняется законом, а также почетная обязанность граждан к честному и добросовестному труду, развитию народного хозяйства, укреплению обороноспособности и дальнейшему росту благосостояния трудящихся МНР.

Вслед за Декларацией в тот же день принимается первая в истории страны Конституция - основной закон Монголии на ближайшие 16 лет, которая расширяет рамки юридического статуса ее граждан. В первой статье первой главы Монголия объявляется независимой народной республикой, в которой вся власть принадлежит трудящемуся народу. Таким образом опосредованно определялось и правовое положение граждан как части монгольского народа.

В качестве основных свобод и одновременно гарантий народной власти провозглашались основные права человека, в том числе свобода совести - церковь отделялась от государства, и объявлялось, что религия есть частное дело каждого гражданина (часть Е ст. 3); равноправие граждан независимо от их национальности, религии и пола (часть Л той же статьи) и другие. При этом национальность, религиозная принадлежность и пол были критериями, не в полной мере раскрывающими суть правового положения монгольских граждан, которое разнилось в зависимости от ряда факторов. Во-первых, определялись категории жителей, обладающие разными правами в области избирательных прав. Так, статьей 34 предусматривалось, что правом избирать и быть избранным в хуралы (Великий, Малый и местные) пользуются две категории граждан республики обоего пола, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста: добывающие средства существования своим трудом, а также лица, занятые своим трудовым хозяйством, и цирики Народно-Революционной Армии. Не избирают и не могут быть избраны: лица, добывающие средства исключительно путем эксплуатации другого человека с целью явной наживы; торговцы и ростовщики, живущие чужим трудом и процентами с капиталов и доходов; бывшие князья, хутухты и те лица духовного ведомства, которые физически постоянно проживают в монастырях; лица, признанные в установленном порядке душевнобольными и умалишенными; лица, осужденные судом за корыстные и порочащие преступления (ст. 35 Конституции). В остальном Основной закон Монголии либо не упоминает граждан как отдельных субъектов тех или иных правоотношений, либо использует более емкое понятие «народ» (ст. 1 и 3) или «население» (ст. 7 Конституции 1924 г.) [7, с. 157].

Вместе с принятием Конституции получило развитие и гражданское законодательство, которое начиная с 1927 г. оформляется в виде Свода гражданских законов, где в числе прочего содержались положения о на-

следовании (глава II); об органах регистрации актов гражданского состояния и порядке регистрации этих актов (глава III); нормы семейного права; о лицах (глава IV); об обязательственном праве (главы УШ-Х) и т.д. Провозглашалась равная имущественная правоспособность граждан, при этом категориальность воспроизводила положения Конституции МНР о равенстве независимо от их пола, национальности и вероисповедания (ст. 80).

На фоне происходящих драматических событий рубежа 1930-1940-х гг., по итогам X съезда Монгольской Народной Революционной партии и принятия новой программы партии Конституция 1924 г. была признана устаревшей и не отражающей новой расстановки классовых сил в стране. Это явилось причиной приведения нормативной базы страны в соответствие с новыми общественными отношениями. 30 июня 1940 г. VIII Великий Хурал утвердил новую Конституцию, а юридический статус и правовое положение жителей Монголии вновь претерпели значительные изменения: класс феодалов был ликвидирован, на его место пришли рабочий класс и народная трудовая интеллигенция.

Конституция уже не так широко, как прежде, использовала дефиницию «народ», заменив его рядом других: трудящиеся, араты-скотоводы, рабочие и интеллигенция. Провозглашалось, что вся власть в Монгольской Народной Республике принадлежит трудящимся в лице хуралов, составляющих политическую основу МНР. Органами власти на местах согласно Конституции 1940 г., были хуралы трудящихся аратов. Аймачные, Улан-Баторский, сомонные и хоронные хуралы трудящихся аратов представляли собой съезды народных представителей, состоящие из делегатов нижестоящих хуралов. Баговые и хоронные хуралы представляли собой общее собрание всех имеющих избирательные права граждан бага или хорона.

Конституция 1940 г. закрепила широкие демократические права и свободы граждан МНР: на труд, бесплатное пользование пастбищами, на отдых, образование, материальную помощь в старости, в случае болезни и нетрудоспособности, право на объединение в общественные организации и союзы, свободное обращение во все государственные органы с жалобами и заявлениями; свободу слова, печати, собраний и митингов, шествий и демонстраций. Равноправие всех граждан республики сводилось к одинаковому набору прав и обязанностей, независимо от пола и национальности. Первым отличительным признаком новой Конституции в этом вопросе явился широкий по сравнению с предыдущей Конституцией набор прав и обязанностей, что позволяло определить юридический статус гражданина Монголии как лица, обладающего основным набором прав и свобод человека. Вторым отличительным признаком было отсутствие упоминания религиозного фактора, в числе прочих который «отдавался на откуп» гражданам и не учитывался при реализации своих прав и обязанностей. Монгольская Народная Республика вступила в новый, социа-

листический, этап революции, где места религии уже не было, не упоминались вопросы вероисповедания и в Основном законе страны.

Аналогично ст. 34 Конституции 1924 г. в новой редакции Основного закона присутствовала ст. 71, которая ограничивала избирательные права граждан в зависимости от классовой принадлежности. В 1944 г. постановлением президиума Малого Хурала в данную статью были внесены изменения, предоставляющие избирательные права всем гражданам МНР, за исключением умалишенных лиц и лишенных политических прав по суду. Новые важные изменения в Конституцию МНР 1940 г. были внесены IX Великим Народным Хуралом, проходившим в феврале 1949 г. Утвердив постановление об отмене ограничения в избирательных правах, Великий Народный Хурал постановил ввести прямые выборы во все органы государственной власти, заменить не вполне равные выборы полностью равными и ввести вместо открытого тайное голосование.

Одновременно шло развитие и гражданского законодательства: 27 мая 1952 г. указом Президиума Великого Народного Хурала МНР был принят Гражданский кодекс МНР, регулирующий вопросы вещного, обязательственного, наследственного, авторского права. При этом конституционное право граждан на собственность исключало право собственности на землю: она была национализирована и принадлежала государству.

Социальные и политические процессы, в условиях которых шло развитие монгольской государственности, потребовали принятия новой Конституции МНР, которая и была утверждена решением Великого Народного Хурала 6 июля 1960 г.

Конституция 1960 г., закрепив достигнутые монгольским народом в строительстве социализма успехи, указывает, что цель МНР - завершение строительства социализма и построение в дальнейшем коммунистического общества. Новая Конституция определяла Монгольскую Народную Республику как социалистическое государство рабочих, кооперированного аратства (араты - скотоводы и земледельцы) и трудовой интеллигенции, основанное на союзе рабочего класса с кооперированным аратством (ст. 1 Конституции).

Вновь появляются дефиниции «народ» и «гражданин», вся власть в Монгольской Народной Республике провозглашается принадлежащей трудовому народу (ст. 3 Конституции). Статья 21 устанавливала, что прием в гражданство и разрешение вопросов выхода из гражданства МНР осуществляет президиум Великого Народного Хурала.

Сам же статус гражданина определялся исходя из следующих положений. Глава седьмая Конституции предусматривала основные права и обязанности граждан Монгольской Народной Республики, основу которых составляло равенство прав граждан независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального происхождения и положения (ст. 76). Равенство прав конкретизировалось в тех или иных областях общественной жизни: государственной, хозяйственной, культурной и общественно-политической. Государство гарантирова-

ло равенство всех национальностей, проживающих на территории МНР, возможность развития национальной культуры, обучения и ведения делопроизводства на родном языке. Гарантировалось право на обретение убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, за участие в национально-освободительной борьбе, за деятельность по укреплению мира или за научную деятельность. Особая группа гарантий предусматривалась для женщин.

Равенство граждан обеспечивалось провозглашением всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 4), при этом исключалась классовая сущность активного избирательного права, а Конституция в этом вопросе обретала современные черты.

За гражданами закреплялись политические права: избирать депутатов народных хуралов, избирать состав участковых народных судов, свободно участвовать в управлении государством и обществом, при этом активное избирательное право предоставлялось всем гражданам МНР, достигшим 18-летнего возраста, за исключением лиц, признанных умалишенными, предоставляется право избирать и быть избранными во все органы государственной власти. Принцип доступности к отправлению правосудия предполагал, что судьями и народными заседателями могли быть избраны граждане, достигшие 23 лет и не имеющие судимости. Также предусматривались: право на объединения, право на обращения в органы государственной власти и управления, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода демонстраций и шествий.

Социально-экономические права включали право на труд и оплату труда, право на отдых, установление предельной продолжительности рабочего дня в 8 часов, сокращение рабочего дня для ряда особых профессий, установление еженедельного выходного дня, ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставление путевок в санатории и дома отдыха, посещение театров, клубов и других учреждений обслуживания, право на материальную помощь в старости, при потере трудоспособности, в случае болезни, потери кормильца, право на образование, включая бесплатное обучение. Право собственности подкреплялось конституционными гарантиями в отношении трудовых доходов и сбережений граждан, жилища и личного подсобного хозяйства, предметов личного потребления и домашнего обихода (право личной собственности), равно как и право наследования личной собственности граждан. Запрещалось использовать право личной собственности в ущерб государственным и общественным интересам.

Личные (гражданские) права включали: свободу верования и антирелигиозной пропаганды, свободу слова, неприкосновенность личности, неприкосновенность их жилища и тайну переписки, запрет на произвольный арест.

Глава восьмая, ст. 89 Конституции была посвящена основным обязанностям граждан, в числе которых: отдавать все свои силы и знания делу строительства социализма; строго соблюдать Конституцию МНР, точно

исполнять законы и блюсти дисциплину труда, соблюдать правила социалистического общежития, активно бороться со всеми антиобщественными явлениями; обеспечивать единство личных и общественных интересов, превыше всего ставить интересы общества и государства; беречь как зеницу ока священную и неприкосновенную основу социалистического строя - общественную социалистическую собственность, всемерно укреплять и приумножать ее; всемерное укрепление интернациональной дружбы народов рассматривать как объективную необходимость и на своем участке, своими практическими действиями на деле способствовать укреплению дружбы и солидарности трудящихся, единства и сплоченности народов социалистического лагеря во главе с Советским Союзом, решительно бороться со всякого рода явлениями, способными нанести ущерб этой священной дружбе и единству; воспитывать подрастающее поколение в духе трудолюбия, дисциплинированности и организованности, коллективизма и уважения интересов общества, в духе коммунистического отношения к труду и социалистической собственности, безграничной преданности социалистической Родине, идеям коммунизма и принципам пролетарского интернационализма, в духе уважения ко всем трудящимся без различия национальности; активно содействовать укреплению народно-демократического строя, строго хранить государственную тайну и быть бдительным по отношению к врагам; свято защищать социалистическую Родину от врагов социализма; военная служба в Народной армии МНР является почетной обязанностью граждан Монгольской Народной Республики; точно выполнять все свои гражданские обязанности и требовать того же от других граждан.

Среди механизмов обеспечения прав и свобод граждан Конституция предусматривала и деятельность органов государственной власти, в числе которых были Совет Министров МНР, на который были возложены полномочия по принятию мер обеспечения общественного порядка и охраны личных и имущественных прав граждан; и местные органы власти, которые в рамках ст. 55 обеспечивали соблюдение правил социалистического общежития, защиту прав и интересов государственных предприятий и учреждений, сельскохозяйственных объединений и других кооперативных организаций, а также охрану прав граждан.

Важно отметить расстановку прав и свобод граждан МНР: приоритетное место было отведено социально-экономическим правам, далее следовали политические и уж затем - личные права граждан. Такой порядок соответствовал приоритету интересов в социалистическом обществе и предполагал доминирование общественных и государственных интересов над личными.

Лишь в 1990 г. Монголия стала на путь демократии и либеральной политики и предоставила своим гражданам беспрецедентную свободу и основной набор прав человек и гражданина, который был не только задекларирован в обновленном Основном законе страны, но и получил реальные гарантии и подкрепление в действительности: право частой собст-

венности, право на неприкосновенность, свободу передвижения, открылись государственные границы, причем не только для товаров и инвестиций, но и для мигрантов, как легальных, так и нелегальных. После 1990 г. все граждане Монголии получили право на заграничный паспорт и перемещение за границы страны, чего не было в советский период, право реального влияния на политические процессы в стране, а их формальное, юридическое закрепление обеспечила Конституция Монголии 1992 г., с изменениями и дополнениями действующая и поныне.

Литература

1. Бояре Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. - М.: Международные отношения, 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ведомости Верховного Совета СССР: 1958. № 4. Ст. 84; 1958. № 9. Ст. 205. 209; 1958. № 17. Ст. 289; 1958. № 35. Ст. 426.

3. Ведомости Верховного Совета СССР: 1966. № 15. Ст. 225; 1967. № 7. Ст. 78; 1970. № 6. С. 50; 1979. №18. Ст. 331; 1981. № 32. Ст. 950; 1984. № 17. Ст. 284.

4. Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. № 49. Ст. 816. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 23. Ст. 435.

5. Вилков Г.Е. Законодательство СССР и международные соглашения по вопросам гражданства. - М.: Международные отношения, 1964.

6. Документы внешней политики СССР. - М.: Политиздат, 1960. - Т. 4.

7. Дурденевский В.Н., Лудшувейт Е.Ф. Конституции Востока. - Л., 1926.

8. Златопольский Д.Л. Государственное устройство СССР. - М., 1960.

9. Конституция и основные законодательные акты Монгольской Народной Республики. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1952.

10. Кузьмин С.Л. Договор 1913 г. между Монголией и Тибетом: новые данные // Восток. Афроазиатские общества: история и современность. -2011. - № 4.

11. Международное право в документах. - М.: Юридическая литература, 1982.

12. Программа государственного переустройства (1 апреля 1924 г.) // Конституции буржуазных стран. - М.: Соцэгкиз, 1936. - Т. 3.

13. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1843-1925) // Труды Московского института востоковедения им. Н.Н. Нариманова. - М., 1927. - Т. VI.

14. Синьхайская революция. - Шанхай, 1957. - Т. 8.

15. Французская Республика: Конституция и законодательные акты. - М.: Прогресс, 1989.

Дудин Павел Николаевич, кандидат политических наук, Бурятский государственный университет.

Dudin Pavel N. - candidate of politology, Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.