Научная статья на тему 'Монголия после Цэдэнбала: от марксизма к социал-демократии1'

Монголия после Цэдэнбала: от марксизма к социал-демократии1 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
701
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / МНР / КПСС / МНРП / МОНГОЛИЯ / РОССИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ПАРЛАМЕНТ / ВЫБОРЫ / МАРКСИЗМ / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ / MONGOLIAN PEOPLE'S REPUBLIC / THE WORK IS PERFORMED WITH THE SUPPORT OF THE SB RAS AND THE MINISTRY OF EDUCATION / CULTURE AND SCIENCE OF MONGOLIA / USSR / CPSU / MPWP / MONGOLIA / RUSSIA / TRANSFORMATION / PARTY CONSTRUCTION / PARLIAMENT / ELECTIONS / MARXISM / SOCIAL DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курас Леонид Владимирович

В статье анализируется социально-политическая трансформация Монголии с середины 1980-х гг., после лидера МНРП и руководителя страны Ю. Цэдэнбала. Тогда под воздействием курса на перестройку в СССР после апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС была декларирована широкомасштабная экономическая реформа страны, отказ от тупикового пути незначительных корректировок в централизованную экономику и политических преобразований, инициатором которых выступила МНРП. Одновременно с этим показан процесс партийного строительства и создания многопартийной системы как политической основы государства, а также процесс эволюции МНРП от марксизма к социал-демократии. Всё это в свою очередь породило у монгольского общества иллюзии неограниченной свободы. В тоже время этот процесс сопровождался жёсткой борьбой противоборствующих сил, сопровождавшейся ухудшением экономической ситуации в стране, массовой безработицей, ростом недовольства трудящихся масс в связи с отсутствием реальных демократических свобод, ослаблением роли Монголии на международной арене. В это же время в Монголии было создана многопартийная система, возникли устойчивые демократические институты, а монгольское общество стало открытым для цивилизованного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mongolia after Tsedenbal: from Marxism to Social Democracy

The article examines the social and political transformation in Mongolia from the mid-1980s, after the administration of Yu. Tsedenbal, leader of the Mongolian Communist party, when under the influence of the policy of perestroika in the Soviet Union after the plenum of Central Committee of CPSU in April 1985 where the large-scale economic reform in the country was declared, rejection from the deadlock way of minor adjustments to the centralized economy and political reforms initiated by the MRWP. At the same time, the article traces the process of party construction and creation of the multi-party system as a political foundation of the state and the evolution of the Mongolian People’s Workers’ Party from Marxism to social democracy. In its turn, all this created an illusion of an unlimited freedom within the Mongolian society. At the same time this process was accompanied by uncompromising struggle of rivaling political forces, followed by the deterioration of the economic situation in the country, mass unemployment, growing grievances of the masses over the absence of real democratic freedoms and weakening of Mongolia’s international position. On the other hand, a multi-party system and solid democratic institutions were created and the Mongolian society became open to the civilized world.

Текст научной работы на тему «Монголия после Цэдэнбала: от марксизма к социал-демократии1»

УДК 300.1/5 ББК 66.1(0)(5 Мон)

Леонид Владимирович Курас,

доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела истории и культуры Центральной Азии Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670042, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6) е-mail: kuraslv@yandex.ru

Монголия после Цэдэнбала: от марксизма к социал-демократии1

В статье анализируется социально-политическая трансформация Монголии с середины 1980-х гг., после лидера МНРП и руководителя страны Ю. Цэдэнбала. Тогда под воздействием курса на перестройку в СССР после апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС была декларирована широкомасштабная экономическая реформа страны, отказ от тупикового пути незначительных корректировок в централизованную экономику и политических преобразований, инициатором которых выступила МНРП. Одновременно с этим показан процесс партийного строительства и создания многопартийной системы как политической основы государства, а также процесс эволюции МНРП от марксизма к социал-демократии. Всё это в свою очередь породило у монгольского общества иллюзии неограниченной свободы. В тоже время этот процесс сопровождался жёсткой борьбой противоборствующих сил, сопровождавшейся ухудшением экономической ситуации в стране, массовой безработицей, ростом недовольства трудящихся масс в связи с отсутствием реальных демократических свобод, ослаблением роли Монголии на международной арене. В это же время в Монголии было создана многопартийная система, возникли устойчивые демократические институты, а монгольское общество стало открытым для цивилизованного мира.

Ключевые слова: СССР, МНР, КПСС, МНРП, Монголия, Россия, трансформация, партийное строительство, парламент, выборы, марксизм, социал-демократия.

Leonid Vladimirovich Kuras,

Doctor of History, Professor, Senior Researcher of the Department of History and Culture of Central Asia The Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies Siberian Branch, Russian Academy of Sciences (6 Sakhyanova St., Ulan-Ude, Russia, 670042) e-mail: kuraslv@yandex.ru

Mongolia after Tsedenbal: from Marxism to Social Democracy2

The article examines the social and political transformation in Mongolia from the mid-1980s, after the administration of Yu. Tsedenbal, leader of the Mongolian Communist party, when under the influence of the policy of perestroika in the Soviet Union after the plenum of Central Committee of CPSU in April 1985 where the large-scale economic reform in the country was declared, rejection from the deadlock way of minor adjustments to the centralized economy and political reforms initiated by the MRWP. At the same time, the article traces the process of party construction and creation of the multi-party system as a political foundation of the state and the evolution of the Mongolian People’s Workers’ Party from Marxism to social democracy. In its turn, all this created an illusion of an unlimited freedom within the Mongolian society. At the same time this process was accompanied by uncompromising struggle of rivaling political forces, followed by the deterioration of the economic situation in the country, mass unemployment, growing grievances of the masses over the absence of real democratic freedoms and weakening of Mongolia’s international position. On the other hand, a multi-party system and solid democratic institutions were created and the Mongolian society became open to the civilized world.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке проекта СО РАН совместно с Министерством образования, культуры и науки Монголии № 17 «Монголия - Сибирь в перспективе веков».

2 The work is performed with the support of the SB RAS and the Ministry of Education, Culture and Science of Mongolia, project number 17 “Mongolia - Siberia in perspective centuries”.

80

© Курас Л. В., 2014

Keywords: USSR, Mongolian People’s Republic, CPSU, MPWP, Mongolia, Russia, transformation, party construction, parliament, elections, Marxism, social democracy.

К середине 1980-х гг. развитие экономики и культуры Монголии обнаружили явные признаки застоя: все отчетливей проявлялись недостатки централизованного планирования, падал жизненный уровень населения, назревало недовольство в связи с отсутствием реальных демократических свобод, вмешательством партийных органов во все сферы жизнедеятельности страны и государства. Это предопределило необходимость проведения в Монгольской народной республике радикальных политических и экономических реформ.

Ухудшение дел в стране некоторые политические деятели закономерно начали связывать с ослаблением авторитета и власти лидера МНРП и руководителя страны Ю. Цэдэнбала. В августе 1984 г. прошел внеочередной VIII пленум ЦК МНРП, на котором Ю. Цэдэнбал был освобождён от всех должностей. Генеральным секретарем ЦК МНРП был избран Ж. Батмунх.

Курс на перестройку, объявленный в СССР после апрельского Пленума ЦК КПСС

1985 г., был взят на вооружение и Монгольской народно-революционной партией. В мае

1986 г. состоялся XIX съезд МНРП, на котором была намечены задачи по интенсификации экономики. Съезд впервые заявил о необходимости проведения широкомасштабной экономической рыночной реформы страны,

об отказе от тупикового пути постепенного введения незначительных корректировок в централизованную и плановую экономику. Вместе с тем МНРП осознавала необходимость политических преобразований, и именно она выступила инициатором политических перемен.

Но отказ от централизованного планирования не только не способствовал экономическим успехам, но и привёл в страну в тупик. Вскоре стало ясно, что вопреки настроениям большинства членов партии, решения XIX съезда МНРП не были претворены в практическую плоскость. Политическая номенклатура, рассуждая об обновлении социализма, демократизации и гласности, выборности хозяйственных руководителей, ограничилась лишь обещаниями. Ожидаемых коренных преобразований в стране не произошло.

В 1987 г. на XIII съезде Совета монгольских профсоюзов Генеральный секретарь ЦК МНРП Ж. Батмунх официально объявил, что страна взяла курс на перестройку. Но новые веяния всё более настраивали монгольское

общество на критическое отношение к происходящим событиям. Критике подвергались низкий уровень демократии, государственная цензура на прессу, вмешательство партии во все вопросы политического, экономического и культурного строительства. В 1988 г. состоялся V Пленум ЦК МНРП, на котором перестройка была продекларирована как неотложная задача в политической, экономической, образовательной и культурной отраслях. Но медленные темпы перестройки и отсутствие реальных результатов способствовали появлению реальной оппозиции.

Во второй половине 1980-х гг. в стране обострилась продовольственная проблема, оставался неразвитым внутренний рынок, а 40% госбюджета МНР формировалось за счёт кредитов и помощи Советского Союза. Дезинтеграция СССР, разрыв с ним и другими странами членами СЭВ большинства связей сыграли в этом процессе негативную роль. Обострению кризиса власти в МНР способствовало и образование оппозиционных партий.

7 декабря 1989 года на центральной площади г. Ховда Ховд аймака состоялся первый несанкционированный властями митинг, лозунгами которого стали курс на демократизацию страны, обновление партии, ведение жесткой борьбы с недостойными общественными явлениями. Почти одновременно с этими событиями о своем создании заявил Монгольский Демократический Союз (МДС), который потребовал принятия законов о партиях и печати, соблюдения прав граждан. Союз настаивал на обновлении системы выборов депутатов в ВНХ и его досрочном созыве, ликвидации системы спецснабжения для партийных и государственных руководителей, реабилитации репрессированных по политическим мотивам [2, с. 57].

11 декабря 1989 года состоялся VII Пленум ЦК МНРП, итоговые документы которого были негативно восприняты населением. Это вынудило руководство партии принять решение о созыве XX съезда МНРП и начать разработку новой Конституции МНР. В этот же период в стране начался процесс образования и становления политических партий, а оппозиционное движение стало реальностью. 4 января 1990 года были созданы Движение социалистической демократии, 19 января 1990 года - Новый прогрессивный союз,

10 февраля 1990 года - Союз солидарности. 18 февраля 1990 года на первом съезде

Демократического союза была образована Монгольская демократическая партия (МДП), а в марте были созданы Монгольская социал-демократическая партия, Партия национального прогресса (ПНП), Партия зеленых Монголии (ПЗМ), Партия свободного труда Монголии (ПСТМ). Новые партии были сторонниками формирования свободных рыночных отношений, изменения политического и государственного устройства страны.

12-14 марта 1990 года состоялся VIII Пленум ЦК МНРП, на котором члены Политбюро подали в отставку и 21 марта Генеральным секретарем ЦК партии был избран Гомбожавин Очирбат. Пленум МНРП предложил отменить статью 82 Конституции МНР, определявшей партию в качестве направляющей силы государства и общества. В мае 1990 г. на сессии ВНХ было закреплено решение МНРП об исключении статьи 82 из текста Конституции, а на сессии ВНХ был принят Закон о политических партиях и решение о проведении досрочных выборов в ВНХ и местные органы власти. На сессии Хурала было решено создать постоянно действующий Малый Государственный Хурал (МГХ) и институт Президента страны. Именно череду этих событий в Монголии принято считать демократической революцией, которая открыла путь к созданию новых рыночных отношений, либерализации внешней торговли, рождению предпринимательских начал.

Одним из кардинальных шагов на пути обновления МНРП и её отказа от советского влияния стало решение Пленума ЦК партии об исключении из рядов МНРП Ю. Цэдэнбала, которого заочно обвинили в том, что в период его руководства страной многие члены партии подверглись преследованиям и гонениям [7]. ЦК МНРП принял решение начать работу по реабилитации невинно осуждённых и пострадавших в годы политических репрессий 1930-1950-х гг. Идя навстречу устремлениям демократической оппозиции, на первом заседании обновленного Политбюро ЦК МНРП было принято решение о прекращении государственных дотаций, переходе на самофинансирование МНРП и сокращении огромного бюрократического аппарата, в частности аппарата ЦК партии. Политбюро разрешило издание новой независимой газеты, которая бы освещала мнение оппозиционных сил [8].

В августе 1990 года состоялись свободные демократические выборы на многопартийной основе Великого Народного Хурала. Но первый в истории Монголии Президент государства Пунсалмаагийн Очирбат (деле-

гат от МНРП) был избран не на всенародных выборах, а на сессии ВНХ. По результатам выборов МГХ МНРП набрала 61,7 % голосов избирателей, МДП - 24,3 %, Монгольская социал-демократическая партия (МСДП) - 5 %, Монгольская партия национального прогресса (МПНП) - 5,9 %, Партия зеленых - 1,2 %. Партия свободного труда - 1,3 % [6, с. 163165]. Тем самым МНРП получила право на формирование правительства. Но партия пошла на создание коалиционного правительства, демонстрируя готовность к взаимопониманию с оппозицией. Поэтому демократия начала регулироваться административными правилами и порядками. Соответственно, перед оппозицией возникли объективные трудности - подчинять свою политическую стратегию и тактику этим правилам. Тем самым оппозиция лишилась возможности использовать уличный фактор в проведении своих акций.

Таким образом, во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. расстановка политических сил на мировой арене претерпела глобальные изменения. Монголия испытала масштабные преобразования практически во всех сферах и особенно в политической.

Первые свободные выборы подарили монголам иллюзию неограниченной свободы. Летом 1990 г. монголы находились в невиданной до этого эйфории общенационального масштаба, когда вся страна официально отмечала 750-летний юбилей единственной исторической летописи Монгольской империи эпохи Чингисхана - «Сокровенного сказания монголов». Лидеры МНРП разделяли настроение народа. Президент П. Очирбат заявил, что Монголия в ближайшем будущем достигнет уровня стран - «азиатских тигров». В этой связи партия приняла новую партийную программу. И если в апреле 1990 года партия высказывалась за «создание гуманного, демократического, социалистического общества в Монголии», то в феврале 1991 года она позиционировала себя в качестве «народно-демократической партии, которая придерживается социалистических идей».

Вопрос возрождения национальных традиций широко обсуждался в партийных кругах. Делегаты XX съезда МНРП (25-28 февраля 1991 года) избрали генеральным секретарём партии философа Б. Даш-Ёндона, который провозгласил в качестве партийной идеологии так называемую «центристскую идеологию», основанную на древних философских учениях. Но интерес общественности в этот

период был сосредоточен на социальных вопросах. Делегаты XXI съезда МНРП (26-28 февраля 1992 года) утвердили новую (седьмую в истории партии) программу партии [1], в соответствии с которой МНРП определила себя как «народно-демократическую партию», которая «обеспечивает национальное единство и социальный прогресс».

На этом этапе политические партии активно приступили к разработке новой Конституции. В рабочую комиссию, состоящую из 16 членов, вошли представители МНРП, Партии национального прогресса, МДП, Партии зеленых и др. 13 января 1992 года вторая сессия ВНХ XII созыва приняла Конституцию страны, которая вступила в силу с 12 февраля 1992 года [9, с. 30].

Высшим государственным органом власти провозглашался Великий Государственный Хурал (ранее ВНХ), который представлял собой однопалатный парламент из 67 мест. Он избирается всеобщим, прямым и свободным голосованием сроком на четыре года. В соответствии с Конституцией президент страны является главой государства и гарантом единства и солидарности монгольского народа. По конституции Монголии партия, получившая большинство мест в ВГХ, имеет право выдвигать кандидата в президенты страны. Политические партии Монголии единодушно поддержали создание парламентской демократии.

В начале сентября 1991 г. президент П. Очирбат утвердил Закон МНРП «Об отказе от партийного членства при исполнении должностных обязанностей». Этот закон распространялся на президента, вице-президента, председателя Малого Хурала, председателей судов, членов суда и судей всех уровней, прокуроров и следователей всех уровней, военнослужащих, полиции, органов государственной безопасности, исправительно-трудовых колоний, дипломатических служб, руководителей и сотрудников государственной прессы и информационной службы [5].

Новый парламент объявил дату проведения выборов на 28 июня 1992 года Результаты выборов оказались для оппозиции плачевными. МНРП получило в Великом Государственном Хурале 70 мест, «Демократический Альянс» только четыре места, МСДП 1 место и 1 мандат предоставлен беспартийному самовыдвиженцу.

После парламентских выборов оппозиционные МНДП и МСДП сконцентрировали свою работу на президентских выборах, которые должны были состояться в 1993 г. Пре-

зидент П. Очирбат, в соответствии с законом, отказался от членства в МНРП и таким образом стал политически независимым лицом. В феврале 1993 года МНДП и МСДП подписали документ о сотрудничестве на время президентских выборов и выдвинули президента П. Очирбата в качестве своего кандидата в президенты, который письменно подтвердил свое согласие выступить кандидатом от этих партий. Решение П. Очирбата стать кандидатом от другой партии означало для МНРП поражение. МНРП выдвинула Л. Тудэва в качестве своего кандидата для участия в предвыборной гонке за президентское кресло.

В преддверии выборов 15 февраля 1993 года ВГХ принял «Закон о выборах президента Монголии» [10]. 6 июня 1993 года состоялись выборы, которые завершились убедительной победой П. Очирбата. Он набрал

57,8 % голосов, за его соперника Л. Тудэва проголосовало 38,7 % избирателей.

В результате выборов в Монголии сложилась новая расстановка сил. Правительство, представленное МНРП, фракция МНРП в ВГХ вынужденно превратились в оппонентов бывшего соратника - президента страны.

Учитывая сложившуюся расстановку сил, партии МНДП и МСДП тщательно готовились к парламентским выборам в 1996 г. В этой связи лидеры партий создали предвыборную коалицию «Демократический Союз», сопровождая этот шаг активной рекламной кампанией. Одной из акций по привлечению общественного внимания стали выборы нового председателя партии МНДП. Делегаты второго съезда МНДП (4-5 апреля 1996 года) утвердили Ц. Элбэгдоржа на посту председателя МНДП. На партийном съезде был обсужден и подписан «Договор Демократического Союза с избирателями», утвержденный в качестве избирательной программы на предстоящих выборах. Генеральный секретарь коалиции М. Энхсайхан, работавший в администрации президента, был назначен руководителем центрального предвыборного штаба «Демократического Союза». 13 апреля 1996 года в газете «Сайн Байна» был опубликован список кандидатов, выдвинутых от коалиции, который состоял из 50 кандидатов МНДП и 26 кандидатов от МСДП.

Что касается МНРП, то она не проявляла особой активности в предвыборной гонке, опрометчиво полагая, что наметившаяся стабилизация монгольской экономики позволит ей одержать победу. 16 января 1996 года ВГХ принял дополнения и изменения к Закону «О выборах в Великий Народный Хурал» от

4 апреля 1992 года Закон предписывал партиям руководствоваться такими принципами как гласность и уважение требований конституции и других законов Монголии; соблюдать принципы гуманности, демократии и справедливости, впервые предусматривал государственное финансирование партий [11, с. 4].

В парламентских выборах, назначенных на 30 июня 1996 года, были готовы принять участие 5 партий, 2 партийные коалиции и беспартийные самовыдвиженцы. Для сравнения в 1992 г. в избирательной кампании участвовало 8 партий, 2 коалиции и беспартийные кандидаты.

Выборы показали высокую сознательность электората. В день голосования к избирательным урнам пришли 1057182 избирателя (92,15 %) [12, с. 248]. Демократический Союз добился 50 мест в ВГХ, МНРП - 25. Некоторые зарубежные исследователи обозначили итоги выборов как первую мирную передачу власти от партии с ленинским прошлым к демократической оппозиции в Азии [3, с. 103]. С этого момента МНРП выступила в роли оппозиции.

Кабинет премьер-министра М. Энхсай-хана (Демократический союз) в первые месяцы нахождения у власти осуществил необходимые, но и вместе с тем непопулярные, мероприятия. Правительство отпустило цены, что значительно увеличило нагрузку на потребительский кошелек. Астрономически выросли цены на электроэнергию и тепло. Правительство ускорило процесс приватизации, изменило структуру налоговых поступлений, уменьшило размер налога на импортируемые товары. Цены на товары первой необходимости, тарифы на оказываемые услуги выросли в этот период на 40 %. Реальный доход населения снизился на 32%. При этом уровень зарплат сохранился прежним. При этом демократы совершили непоправимую политическую ошибку, начав политическую чистку. Госаппарат на всех уровнях власти был подвергнут кардинальному обновлению кадров, исходя из партийной принадлежности. В результате члены МНРП лишились руководящих постов, были сняты с должностей министры и их заместители, два вицепремьер министра, руководители ведущих отраслей производства, СМИ [13, с. 119]. При этом Демократический Союз не смог адекватно оценить наличие собственных кадров на качественное заполнение образовавшихся вакансий. Такой шаг оттолкнул от демократической коалиции многих симпатизирующих ей членов МНРП и послужил импульсом для её будущей внутрипартийной консолидации.

Руководство МНРП быстро сориентировалось в текущих процессах и через партийные ячейки на местах начала вновь вербовать сторонников, проводить агитацию, ссылаясь на ошибочный курс правительства, который привел в трудное экономическое положение каждую монгольскую семью. Своей целью партия ставила победу на предстоящих муниципальных октябрьских выборах [14]. 6 октября 1996 года на муниципальных выборах МНРП одержала победу в 12 аймаках страны и в Улан-Баторе. Демсоюз одержал лишь в 6 аймаках [1].

21-24 февраля 1997 года состоялся XXII съезда МНРП, который утвердил новую предвыборную программу. Новым руководителем (председателем) партии стал Н. Энх-баяр, который подчеркнул: «Основное содержание демократического социализма определяется принципами свободы, справедливости и солидарности» [17, с. 31].

МНРП стала активно готовиться к президентским выборам. Результаты социологического опроса выявили значительные изменения в морально-психологическом климате общественности, 40 % граждан подтвердили снижение уровня жизни по сравнению с прошлым годом; 84,5 % отметили, что заработная плата не позволяет оплачивать питание, жилье; 72,7 % оценили социально-экономическое как неудовлетворительное; 55,3 % граждан определили последствия такой тяжелой ситуации как результат нахождения у власти представителей Демократического Союза. Некоторые избиратели, наблюдая неустойчивую ситуацию в стране, высказались за сильную президентскую власть. Президент П. Очирбат, вновь выдвинутый Демсоюзом кандидатом, в больше мере считался политиком компромиссов, нежели сильным президентом. II партийная конференция МНРП включила в состав кандидатов на пост президента Н. Багабанди, П. Жасрая, Ц. Гомбо-жава, Л. Тудэва, где несомненным лидером был Н. Багабанди, набравший 71,93 % голосов делегатов конференции и стал кандидатом от МНРП. Н. Багабанди относился к реформаторскому крылу партии и считался прагматичным политиком. По опросам общественного мнения он далеко опережал своих соперников. Поэтому не случайно, что именно Н. Багабанди одержал победу на президентских выборах в мае 1997 года, набрав

60,8 % голосов. Для МНРП результаты выборов стали огромной победой [4, с. 102].

Таким образом, МНРП за короткий период удалось обновиться, стабилизировать внутрипартийную ситуацию и добиться определён-

ных успехов. В свою очередь Демократический Союз потерял политическую инициативу.

В этот период количество парий, зарегистрированных Верховным судом, значительно возросло. В 1995-1997 гг. действовало

11 политических партий, в 1998 г. их количество составило 15, в 1999 - 17, в 2000 -

18 партий. В 2000 г. некоторые члены покинули партию МНДП и основали партию «Гражданское мужество», а бывшие члены партии МСДП стояли у истоков Новой монгольской социал-демократической партии. Партии демократической направленности распались. Однако вновь образованные партии впоследствии не стали влиятельными силами на политической арене. Как правило, их главная проблема состояла в том, что у них не было осознанной концептуальной программы развития страны и собственного, узнаваемого «лица».

2 октября 1998 года был убит лидер монгольского демократического движения, имевший невероятную популярность у населения страны, С. Зориг. Коалиция «Демократический Союз», потерпев политическое поражение, потеряла финансовую подпитку Международного Валютного Фонда (МВФ). Потери в бюджете в 1999 г. составили 12 % ВВП, выросла инфляция.

2 июля 2000 года состоялись выборы в Великий Государственный Хурал, в которых МНРП одержала победу (51,6 % голосов) и получила 72 из 76 мест в парламенте. Главой правительства, провозгласившего курс на борьбу с коррупцией и оздоровление экономики, стал генеральный секретарь МНРП

Н. Энхбаяр. В этот период МНРП не только сконцентрировала усилия на работе в парламенте и правительстве, но и стала активно готовиться к президентским выборам 2001 г. Ставка вновь была сделана на действующего президента Н. Багабанди, который приобрел необходимый политический вес, заложил основы внешнеполитической доктрины страны, сыграв ключевую роль в развитии отношений с Китаем, США, Россией и Японией. 20 мая 2001 года на президентских выборах Н. Багабанди одержал победу, набрав 58,1% голосов избирателей. Население снова оказало поддержку представителю МНРП.

Таким образом, МНРП получила большинство мест в парламенте и правительство стало однопартийным. Вместе с тем возросла и ответственность партии за социальнополитический курс страны. За 4 года правления МНРП в стране начала складываться стабильная политическая и экономическая ситуация. К тому же в 2003 г. МНРП была при-

нята в Социалистический Интернационал, что свидетельствовало о её международном признании. Возрос престиж партии среди населения: в среднем в год в партию вступали от 5 000 до 6 000 новых членов (в

2003 г. в партию вступило 11 400 человек). Число её членов в феврале 2004 года достигло 131 000 [16]. Удачным решением оказалось назначение в октябре 2001 г. Д. Идэвхтэна генеральным секретарем МНРП.

На фоне политической активности МНРП, которая обеспечила своё постоянное присутствие в политической жизни страны, деятельность оппозиции в 2001-2002 гг. оставалась незаметной. Тем не менее, оппозиция сумела проанализировать причины собственных неудач и приняла решение объединить наиболее значительные оппозиционные силы в одну партию. 6 декабря 2000 года состоялось объединение Монгольской национал-демократи-ческой партии (МНДП), Монгольской социал-демократической партии (МСДП), Монгольской партии демократического возрождения (МПДВ), Демократической партии верующих Монголии (ДПВМ), Монгольской демократической партии (МДП), а также группировки от Монгольской Объединенной Консервативной Партии (МОКП) в единую Демократическую партию (ДП). На момент образования новой партии в её состав входило около 160 тыс. членов. Но процесс интеграции оказался сложным и болезненным, что проявилось в идеологических разногласиях с социал-демократами, пытавшихся заменить либеральные позиции ДП социал-демократическими.

Нужно отметить, что МНРП в своей финансовой и экономической политике встала на позиции социал-демократии. МНРП привела в порядок государственный бюджет и ограничила государственное вмешательство в экономику страны. Монгольские предприниматели развивали бизнес в условиях благоприятной системы налогообложения. Повышение налогов в последующие годы было продиктовано лишь необходимостью государства выплачивать растущие долги, созданные в результате несовершенной кредитной политики прежних лет. Поэтому, учитывая социал-демократическую направленность политического курса правящей партии, можно предположить, что разногласия между председателем ДП М. Энхсайханом и социал-демократами ДП были вызваны внутрипартийной борьбой за политическое влияние, а не идеологическими позициями партии. При этом в состав ДП не вошла группа социал-демократов под руководством бывшего генерального секретаря МСДП Л. Бямбажаргала,

которая сохраняла независимый статус на политической арене Монголии. Для прекращения внутрипартийной борьбы и дискуссий, подрывающих идеологическое единство партии, председателем ДП в марте 2003 года был избран М. Энхсайхан.

Помимо сохранения единства Демократической партии основной задачей для её руководства являлось усиление присутствия ДП в политической жизни Монголии. Для решения этой задачи был предпринят ряд акций, призванных привлечь внимание избирателей к работе партии, которые не увенчались успехом.

Перед очередными парламентскими выборами в 2004 г. для ДП было важно сплотить вокруг себя оппозиционные партии, не вошедшие в состав ДП. К ним относились Родина-МДНСП под руководством предпринимателя Б. Эрдэнбата, партия «Гражданское мужество» (ПГМ) под руководством С. Оюун (сестры убитого правозащитника С. Зорига) и Монгольская республиканская партия (МРП) под руководством предпринимателя Б. Жар-галсайхана. Несмотря на некоторые различия в оценке сложившейся политической ситуации и собственные политические амбиции, лидеры партий быстро достигли договоренности о сотрудничестве.

МНРП внимательно наблюдала за деятельностью оппозиции. В то же время партия столкнулась с собственным внутрипартийным конфликтом, в партии выделялись «президентская фракция» и группа «СудрагаЁс» (Справедливость). Эта группа выступила с

критикой стиля правления Н. Энхбаяра. В этой связи 1 декабря 2003 года была созвана V конференция МНРП, на которой с докладом «Социалистический интернационал и Монгольская народно-революционная партия» выступил Н. Энхбаяр. В докладе акцент делался на роль МНРП в деле преобразований в стране и признание МНРП Социалистическим Интернационалом. Кроме того, Н. Энх-баяр коснулся таких тем как глобализация, права человека и демократизация, указав на успехи правительства в течение последних 4 лет, и указал на необходимость сохранения единства партии в условиях предвыборной борьбы. В преддверии выборов МНРП осуществило ряд мероприятий с целью обеспечения поддержки определенных групп населения, а также привлечения на свою сторону группы высших должностных лиц. Так, в конце марта 2004 года правительство объявило о повышении пенсий; 13 апреля в прессе была размещена информация о повышении заработной платы на 25 % сотрудникам судов и прокуратур;

19 мая 2004 года было объявлено о повышении заработной платы руководителям и председателям собраний депутатов районов и округов, а также руководителям городских округов и коммун; 15 апреля 2004 года правительство сообщило в прессе, что оно установило минимальную заработную плату в размере 34 долларов США. К этому времени в Монголии сложилась партийная система и к апрелю 2004 г. было зарегистрировано

20 партий.

Зарегистрированные политические партии

№ Наименование политической партии Монгольское обозначение Дата первой регистрации

1 Монгольская народная революционная партия Монгол Ардын Хувьсгалт Нам 16.05.1990

2 Демократическая партия Ардчилсан Нам 26.12.2000

3 Монгольская партия Зеленых Монголын Ногоон Нам 26.05.1990

4 Монгольская народная партия Монгол Ардын Нам 03.04.1992

5 Партия гражданское мужество - республиканцы Иргэний Зориг-Бугд Найрамдах Нам 22.03.2000

6 Монгольская партия рабочих Монголын Ажилчны Нам 03.06.1992

7 Монгольская объединенная консервативная партия Монголын Уламжлалын Нэгдсэн Нам 14.01.1994

8 Монгольская партия национальной солидарности Монголын Ундэсний Эв Нэгдлийн Нам 19.08.1994

9 Монгольская консервативная партия справедливости МонголынУламжлалын Шударга Есны Нам 20.04.1995

10 Монгольская демократическая социалистическая партия Монголын Ардчилсан Социалист Нам 17.04.1998

11 Партия молодежи Монголии Монголын Залуучуудын Нам 11.05.1998

12 Монгольская либерально-демократическая партия Монголын Либерал Ардчилсан Нам 21.05.1998

13 Родина - Монгольская демократическая новая социалистическая партия Эх Орон - Монголын Ардчилсан Шинэ Социалист Нам 12.12.1998

14 Монгольская коммунистическая партия Монголын Коммунист Нам 27.01.1999

Окончание табл.

15 Монгольская партия сельского развития Монголын Ходоогийн Хогжлийн Нам 28.05.1 999

16 Монгольская гражданско-демократическая либеральная партия Монголын Иргэний Ардчилсан Шинэ Либерал Нам 28.01.2000

17 Монгольская новая социал-демократическая партия Монголын Шинэ Социаль Демократ Нам 23.03.2000

18 Монгольская социалистическая партия монгольских народностей Монголын Угсаатны Нэгдсэн Социалист Нам 29.1 2.2000

19 Монгольская республиканская партия Монголын Бугд Наймрамдах Нам 05.04.2004

20 Объединенная партия женщин Монголии Монголын Эмэгтэйчуудийн Нам 12.04.2004

Закон предусматривал, что партии, не прошедшие перерегистрацию в установленный период времени, будут распущены Постановлением суда [15].

Таким образом, только партии, прошедшие перерегистрацию, получили право участвовать в выборах. Уменьшение количества партий было выгодно, прежде всего, оппозиции, т.к. опасность возникновения политических разногласий внутри оппозиционного лагеря в преддверии выборов была существенно снижена. Поэтому главной задачей для оппозиции стало создание сплочённого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предвыборного союза и выработка чётких рекомендаций, регламентирующих деятельность партий. В этой связи с первых дней

2004 г. партии начали активно обсуждать действующий «Закон о выборах» и требовать внесения в него изменений. Но в связи с тем, что внесение изменений в «Закон о выборах» затрагивало положения Конституции, президент Монголии Н. Багабанди отложил принятие поправок к Конституции до завершения парламентских выборов. Страна вступила в новый этап демократии.

Список литературы

1. Баркман У. О политическом самоопределении МНРП. URL: http://www.ucanews. com/~ucasian/our/mg9960.htm (дата обращения: 10.04.2014).

2. Яскина Г. С. Монголия: смена модели развития. М.: AПК PA^ 1994. 310 с.

3. Гармаева И. Б. Особенности демократизации Монголии: внутренние и внешние факторы: дис. ... канд. полит. наук. Улан-Удэ, 2011. 169 с.

4. Aрдчилсан торийн сонгуулийн товчоон. Улан-Батор, 2002.

5. Aрдын Эрх. 1991. 5 сентября.

6. Barkhmann (Hrsg) Udo B. Монгол Улсын Шинжилтийн Уеийн Улс Торийн Намуудын Уурэг. Улаанбаатар хот. 2006.

7. Mongolia Makes Leadership Changes; Reformer Selected as General Secretary of Communist Party // The Washington Post. 1990. 15 March.

8. Mongolia communist party to become self-financing // The Straits Times. 1990. 18 March.

9. Монгол Улсын Ундсэн Xууль. Улан-Батор, 1992.

10. Монгол Улсын Ероонхийлогчийн Сонгуулийн Xууль. Улан-Батор, 1997.

11. Монгол Улсын Их Xурлын Сонгуулийн Xууль. Улан-Батор, 1996.

12. Дашзэвэг X. МУAН-ын туухэн тэмдэглэл (1989-1996). Улан-Батор, 1998.

13. Оуюнчимэг Б. Культурно-цивилизационные и политические основы демократизации общества. Улан-Батор, 2001.

14. Орон нутгийн сонгуулийн дун, туунээс хийх улс тоорийн дуугнэлт, сургамнц // Унэн. 1996. 11 декабря.

15. Xуулий этгэдийн улсын буртгээлийн туухай хууль-аас // Зууны Мэдээ. 2004. 22 января.

16. Чинбилиг Б. МAXН буль нэмлээ // Унэн. 2004. 3 февраля.

17. Энхбаяр Н. МAXН-ын шинэлчэлийн тулгамдсан зорилтууд, в МAXН-ын XXII Их Xурал. Улан-Батор 21-24.02.1997. Улан-Батор, 1997.

References

1. Barkman U. O politicheskom samoopredelenii MNRP. URL: http://www.ucanews. com/~ucasian/our/mg9960.htm (data obrashcheniya: 10.04.2014).

2. Yaskina G. S. Mongoliya: smena modeli razvitiya. M.: APK RAN, 1994. 310 s.

3. Garmaeva I. B. Osobennosti demokratizatsii Mongolii: vnutrennie i vneshnie faktory: dis. ... kand. polit. nauk. Ulan-Ude, 2011. 169 s.

4. Ardchilsan toriin songuuliin tovchoon. Ulan-Bator, 2002.

5. Ardyn Erkh. 1991. 5 sentyabrya.

6. Barkhmann (Hrsg) Udo B. Mongol Ulsyn Shinzhiltiin Ueiin Uls Toriin Namuudyn Uureg. Ulaanbaatar khot. 2006.

7. Mongolia Makes Leadership Changes; Reformer Selected as General Secretary of Communist Party // The Washington Post. 1990. 15 March.

8. Mongolia communist party to become self-financing // The Straits Times. 1990.

18 March.

9. Mongol Ulsyn Undsen Khuul’. Ulan-Bator, 1992.

10. Mongol Ulsyn Eroonkhiilogchiin Songuuliin Khuul’. Ulan-Bator, 1997.

11. Mongol Ulsyn Ikh Khurlyn Songuuliin Khuul’. Ulan-Bator, 1996.

12. Dashzeveg Kh. MUAN-yn tuukhen temdeglel (1989-1996). Ulan-Bator, 1998.

13. Ouyunchimeg B. Kul’turno-tsivilizatsionnye i politicheskie osnovy demokratizatsii obshchestva. Ulan-Bator, 2001.

14. Oron nutgiin songuuliin dun, tuunees khiikh uls tooriin duugnelt, surgamnts // Unen. 1996. 11 dekabrya.

15. Khuulii etgediin ulsyn burtgeeliin tuukhai khuul’-aas // Zuuny Medee. 2004. 22 yanvarya.

16. Chinbilig B. MAKhN bul’ nemlee // Unen. 2004. 3 fevralya.

17. Enkhbayar N. MAKhN-yn shinelcheliin tulgamdsan zoriltuud, v MAKhN-yn XXII Ikh Khural. Ulan-Bator 21-24.02.1997. Ulan-Bator, 1997.

Статья поступила в редакцию 19.05.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.