Научная статья на тему 'Некоторые проблемы обеспечения эффективности профилактической работы участковых уполномоченных полиции'

Некоторые проблемы обеспечения эффективности профилактической работы участковых уполномоченных полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1238
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / STATE MANAGEMENT / ADMINISTRATIVE COMPULSION / ADMINISTRATIVE OFFENCE / THE DISTRICT POLICE COMMISSIONER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбачев Александр Васильевич

В статье исследуются проблемы обеспечения эффективности профилактической работы участковых уполномоченных полиции на примере анализа их государственно-властных полномочий по применению законодательства об административных правонарушениях. На основе анализа названных государственно-властных полномочий участкового уполномоченного автором формулируются предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования данных общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горбачев Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of ensuring the effectiveness of precinct police officers preventive work

The article considers the problem of ensuring the effectiveness of the district police commissioner’s preventive work on the example of analysis of public-authority on the application of the legislation on administrative offences. On basis of analysis the mentioned state powers of district police commissioner the author formulates proposals for improving the normative-legal regulation of public relations’ data.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы обеспечения эффективности профилактической работы участковых уполномоченных полиции»

Среди отраслевых служб органов внутренних дел, призванных защищать права граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, важное место занимает институт участковых уполномоченных полиции. Это центральное звено в системе обеспечения правопорядка. На участкового возлагается ответственность за состояние обстановки, которая складывается в местах проживания граждан. Именно участковый является главным связующим звеном полиции с населением. Зачастую по его поступкам складывается общественное мнение о деятельности органов внутренних дел в целом. С вступлением в силу Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» службе участковых уполномоченных полиции отведена ведущая роль в решении задач, возложенных на полицию, и не только потому, что они составляют одну из наиболее многочисленных ее служб, но и потому, что находятся на главных, передовых рубежах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Участковый уполномоченный полиции является сотрудником органов внутренних дел, выполняющим задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности на закрепленной в установленном порядке части территории муниципального образования.

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке являются (ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»).

1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

3. Участие в выявлении и раскрытии преступлений.

4. Участие в розыске лиц в пределах своей компетенции, в идентификации неопознанных трупов, обнаруженных на обслуживаемом административном участке, а также в установлении в границах закрепленного административного участка местонахождения лиц, находящихся в розыске.

5. Участие в обеспечении правопорядка в общественных местах.

Современные условия предъявляют жесткие требования к профессиональному уровню подготовки участковых уполномоченных полиции. Рассчитывать на доверие населения участковый может лишь в том случае, если он является не просто грамотным специалистом, но и всесторонне развитым человеком, обладающим профессиональными знаниями, собственным мнением, умеющим объективно оценивать самые различные ситуации и оперативно делать правильные выводы, принимать действенные решения, направленные на предупреждение нарушений закона.

Защита граждан от противоправных посягательств и профилактика преступлений на административном участке - главное в работе участковых уполномоченных полиции. Находясь в шаговой доступности, участковый должен постоянно поддерживать общественные отношения в сфере охраны правопорядка с людьми, проживающими на «его участке», что напрямую будет отражаться на эффективности работы участкового.

Так, в 2010 г. участковыми уполномоченными полиции рассмотрено 60 % всех обращений граждан, поступивших в органы внутренних дел (при фактической численности 55 тыс. 565 сотрудников), из 73 млн 712 тыс. 343 административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, участковыми уполномоченными выявлено 7 млн 133 тыс. 881 (АНИГ - 7 406 752) административных правонарушений, раскрыто каждое четвертое преступление. Это весьма убедительный показатель вклада подразделений участковых уполномоченных в социально важное дело укрепления правопорядка.

В частности, в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений участковый уполномоченный должен проверять на причастность к совершенным преступлениям ранее судимых лиц, другие категории правонарушителей, состоящих на профилактическом учете, а также жителей административного участка с противоправным поведением.

Согласно данным ГИАЦ МВД РФ, на 30.06.2011 на профилактическом учете состоит: лиц, осужденных к условной мере наказания - 440 945, из них несовершеннолетних - 12 040. Лиц,

освободившихся из мест лишения свободы - 519 349, из них несовершеннолетних - 1178. Выявлено подростков, входящих в группы преступного, антиобщественного, экстремистского и иного характера - 380 978. Поставлено на учет в ПДН несовершеннолетних - 1 577 710.

По данным ГИАЦ МВД России за 2010 г., из общего числа выявленных лиц совершили преступления:

- в состоянии опьянения:

алкогольного - 228 677, в том числе несовершеннолетних - 13 944;

наркотического - 8 336, том числе несовершеннолетних - 1199.

По данным МВД РФ, каждое пятое преступление в стране совершается на почве пьянства, ежегодно от отравления алкогольными суррогатами в России умирает 40 тыс. человек. В России 15 % смертей происходят в результате «внешних причин», чего нет ни в одной развитой стране. Ежегодно в стране 40 тыс. смертей наступает от употребления фальсифицированной водки, более 30 тыс. - в ДТП и 20 тыс. - в результате убийств - итого государство теряет более 90 тыс. человек. То есть, по сути, ежегодно стирается с карты страны один не самый маленький город.

Особенно много проблем за последние годы накопилось в профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции.

Повышение эффективности профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции сдерживается отсутствием федерального законодательства, регламентирующего вопросы предупреждения преступлений и других правонарушений. Этот процесс тесно связан с совершенствованием отраслевого законодательства, в том числе административного, поскольку именно в нем получают свою конкретизацию и детализацию конституционные права и свободы граждан. Недостаточная результативность профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе обусловлена слабой информированностью субъектов профилактики о формах и методах этой деятельности. Имеющиеся нормативные акты не дают точных ориентиров и критериев оценки профилактической деятельности участкового уполномоченного.

Эффективная индивидуальная профилактическая работа участкового уполномоченного полиции возможна при условии, что он обладает достаточными полномочиями, правовыми и организационными средствами профилактического воздействия в отношении подучетных лиц. С этой точки зрения, регулятивных норм существующих нормативно правовых актов явно не достаточно, в силу чего образуется разрыв между уголовно-правовыми и административно-правовыми мерами воздействия, неподкрепленность правовых средств воздействия воспитательным и общественным влиянием.

Вместе с тем при осуществлении профилактической деятельности участковыми уполномоченными полиции на практике имеются некоторые проблемы в процессе реализации ими своих административно-юрисдикционных полномочий.

1. Объектом правонарушения при совершении мелкого хулиганства является общественный порядок, под которым понимаются общественные отношения, урегулированные законодательством Российской Федерации, а также обычаями, традициями, обеспечивающими общественное спокойствие.

Объективная сторона ч. 1 рассматриваемой статьи состоит в совершении действий, нарушающих общественный порядок, выражающих явное неуважение к обществу. Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 года № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» хулиганство с субъективной стороны характеризуется только прямым умыслом. Подобные правонарушения в семье, в отношении родственников, знакомых лиц и вызванные личными неприязненными отношениями не могут квалифицироваться как хулиганство. В связи с этим возникают сложности при пресечении противоправных действий, нарушающих общественный порядок в жилых помещениях граждан (семейный скандал в квартире, сопровождающийся грубой нецензурной бранью, в том числе и в присутствии малолетних детей). Отсутствие нормы в административном законодательстве, предусматривающей ответственность за совершение правонарушений в быту (в жилище граждан), позволяет избежать ответственности лицу, совершающему подобные правонарушения. При этом меры профилактического характера (это, как

правило, беседы о недопустимости подобного поведения) не оказывают должного воздействия, а отсутствие на федеральном уровне законодательного закрепления таких понятий, как «общественное место» и «общественный порядок», создает дополнительные трудности при оформлении материалов по этому составу. Невозможность пресечения умышленных противоправных действий, нарушающих общественный порядок в квартирах и иных жилых помещениях, способствует совершению правонарушителем действий, подпадающих под признаки уголовно наказуемого деяния, и влечет за собой более тяжкие последствия.

2. Нет ясности и при составлении протокола за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Объектом этого правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье граждан и общественная нравственность.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, состоит в распитии пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 % объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.

Однако не предусмотрена ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 % объема готовой продукции на площадях, в парках, во дворах, в подъездах домов и местах, не являющихся объектами общественного питания.

3. На практике имеются проблемы по обеспечению должного взаимодействия при применении административных наказаний совместно с органом, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

В связи с тем, что в ст. 23.67 КоАП РФ предусмотрено право принимать решение по ст. 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режим пребывания (проживания) в Российской Федерации» сотрудниками ФМС, сложности наступают с момента выявления и доставления в эти подразделения, а также при принятии решения в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни (особенности режима рабочего времени и времени отдыха не всегда совпадают). К тому же подразделения ФМС располагаются в отдельных зданиях, расположенных в отдаленности от территориальных органов внутренних дел, не имеют дежурных частей и специально оборудованных помещений для содержания иностранных граждан, совершивших административные правонарушения. Задержанный иностранный гражданин по истечении срока задержания освобождается,

а материалы направляются в ФМС. При этом разыскать и вызвать правонарушителя повторно не всегда представляется возможным.

4. В соответствии ч. 1 и 2 ст. 28.9. КоАП РФ участковый уполномоченный обязан в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении направить данный протокол судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, а протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления. При этом норма статьи не предусматривает увеличения сроков направления протокола об административном правонарушении в определенных случаях, связанных с масштабами территории определенных субъектов Российской Федерации (например, территория Красноярского края составляет более 2,3 млн тыс. квадратных километров, а ряд населенных пунктов имеет только воздушное сообщение с районными центрами). В результате этих неопределенностей лица, виновные в совершении административного правонарушения, несмотря на очевидность административного правонарушения и доказанность их вины в его совершении, остаются безнаказанными.

В настоящий момент старший участковый (участковый) уполномоченный имеет право рассматривать материалы по 12 составам Кодека. Из них 8 составов - это административные правонарушения в области дорожного движения, три состава - против порядка управления и только один состав - посягающего на общественный порядок и общественную безопасность. Получается, что главная задача участкового уполномоченного связана с реализацией своих полномочий в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом вопрос о расширении его прав на рассмотрение дел об административных правонарушениях по другим составам административных правонарушении (в связи с проведением работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности) на административном участке не возникает почти нигде.

Для совершенствования организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел при реализации задач по охране общественного порядка, защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан активно развивается нормотворчество. Министерством внутренних дел разрабатываются Концепция развития подразделений участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел и Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, смысл которых заключается в том, чтобы развивать профилактическую направленность деятельности участковых на обслуживаемой территории, укреплять их позиции среди населения. Они должны сконцентрировать внимание на ранней индивидуальной профилактике правонарушений в жилом секторе.

Принимая во внимание изложенное, в целях совершенствования деятельности участковых уполномоченных и повышения эффективности их работы необходимо:

1) в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ исключить составление органами внутренних дел протоколов по ст. 18.8, 18.9, 18.11, 18.12 и 18.14, а также внести изменения в п. 2 ст. 32.9 КоАП РФ в части исполнения постановлений об административном выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, возложив эти обязанности на органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

2) введение в КоАП РФ дополнительного состава «Нарушение общественного порядка в жилище граждан», предусматривающего административную ответственность за нарушение общественного порядка не только в общественных местах, но и в жилом помещении (квартире, домовладении) и нарушающим правила общежития с санкцией - административный арест;

3) дополнить ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ в части расширения перечня мест (на площадях, в парках, во дворах и скверах, улицах и подъездах домов и в других общественных местах), где необходимо запретить распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 % объема готовой продукции;

4) расширить круг составов, по которым старший участковый (участковый) уполномоченный мог сам принимать решение по правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность (гл 20 КоАП РФ).

Реализация изложенных предложений позволит повысить эффективность профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции на обслуживаемых ими участках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.