Научная статья на тему 'Сравнительный анализ административных правонарушений против общественного порядка, совершаемых в Республике Белорусь и России'

Сравнительный анализ административных правонарушений против общественного порядка, совершаемых в Республике Белорусь и России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1046
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БЕЛОРУССИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жалсанов Б. Ц.

В законодательствах России и Белоруссии наблюдается тенденция ужесточения норм права, регулирующих общественные отношения, связанные с охраной общественного порядка и обеспечением безопасности личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ административных правонарушений против общественного порядка, совершаемых в Республике Белорусь и России»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, СОВЕРШАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛОРУСЬ И РОССИИ

Б.Ц. ЖАЛСАНОВ,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук Zhalsanov@yandex.ru 12.00.14 -Административное право; финансовое право;

информационное право

Аннотация. В законодательствах России и Белоруссии наблюдается тенденция ужесточения норм права, регулирующих общественные отношения, связанные с охраной общественного порядка и обеспечением безопасности личности, общества и государства.

Ключевые слова: законодательство Белоруссии, общественный порядок, общественная безопасность, административные правонарушения, административная ответственность.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE OFFENSES AGAINST A PUBLIC ORDER, MADE IN BELARUS AND RUSSIA

B.T. ZHALSANOV,

the senior teacher Administrative law chairs the Moscow university

of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of jurisprudence

Annotation. Common object of infringements of the law, infringing on public order, morality and public security in the Russian Federation and the Republic of Belarus, is public relations, connected with maintenance of public order and safeguarding of security of person, society and state.

Key words: the legislation of Belarus, a public order, public safety, administrative offenses, administrative responsibility.

Действующие в России юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и «государственной дисциплины» в определенных сферах деятельности, которые затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, правила торговли, правила охоты, таможенные правила и т.д.

В белорусском законодательстве в гл. 17 КоАП РБ объединены правонарушения против общественного порядка и нравственности, а в законодательстве России гл. 20 КоАП РФ объединяет правонарушения, посягающие на общественный порядок и обществен-

ную безопасность. Таким образом, родовым объектом гл. 17 КоАП РБ является совокупность общественных отношений, составляющих содержание общественного порядка и нравственности, а гл. 20 КоАП РФ — составляющие содержание общественного порядка и общественной безопасности.

Законодатель при определении в ст. 2.1 КоАП РФ административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность в отличие от понятия преступления. Но тем не менее соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям. Так, нарушение правил поведения в общественных местах мешает нормальной

жизнедеятельности людей, нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым обществу.

Общественный порядок представляет собой систему общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм (морали, обычаев, традиций), направленных на обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, на создание благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Общественный порядок тесно связан с другой сферой общественной жизни — общественной безопасностью, которую призваны обеспечивать органы государства. Признак общественной безопасности не является неизменным и догматично закрепленным в праве и может изменяться от политической, экономической, социальной и иной обстановки в государстве.

Недооценка опасности административных правонарушений стала традиционной. Нарушения административно-правовых запретов влекут за собой в значительной части тяжелые последствия. Так, ст. 17.3 КоАП РБ закрепляет в содержании запрет на распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения. Аналогичные статьи присутствуют и в КоАП РФ:

Ф ст. 20.20 «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах»;

Ф ст. 20.21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения»;

Ф ст. 20.22 «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах».

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 17.3 КоАП РБ, являются общественные отношения, составляющие в совокупности общественный порядок и нравственность. При совершении этого правонарушения унижается человеческое достоинство и страдает нравственность.

Как видно из содержания ст. 20.20—20.22 КоАП РФ, объектом этих правонарушений также являются и общественный порядок, и нравственность, т.е. аналогично законодательству Белоруссии, хотя гл. 20 КоАП РФ указывает другие объекты (общественный порядок и общественная безопасность).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ и ч. 1 ст. 17.3 КоАП РБ, образуют действия конкретного человека с той лишь разницей, что российский законодатель разграничил правонарушения в зависимости от крепости алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотрев более строгую санкцию за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12% и более объема готовой продукции, а белорусский законодатель такого разграничения не делает. Кроме того, объективная сторона ч. 1 ст. 17.3 КоАП РБ охватывает объективные стороны ч. 1 и 2 ст. 20.20 и ст. 20.21 КоАП РФ.

Для привлечения лица к административной ответственности за рассматриваемые правонарушения достаточно самого факта распития алкогольных напитков в общественных местах или появления в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность. В отличие от российского законодательства ст. 17.3 КоАП РБ содержит в себе ч. 2, предусматривающую ответственность работника при нахождении его на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Российское законодательство не предусматривает административной ответственности за это деяние.

Объективную сторону ч. 3 ст. 17.3 КоАП РБ образуют действия, предусмотренные ч. 1 и 2 этой статьи, но совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. В аналогичной российской статье пов-торность не предусмотрена.

В отличие от российского законодательства (ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ) белорусское не предусматривает административной ответственности за потребление наркотических средств или иных одурманивающих веществ в общественных местах. В Белоруссии установлена лишь уголовная ответственность (ст. 328 УК РБ) за это деяние.

Отличия присутствуют и при назначении наказания с учетом возраста правонарушителя. Так, КоАП РФ разграничил аналогичные правонарушения, совершенные лицами, достигшими 16-летнего возраста, и не достигшими его. В белорусском законодательстве такое разграничение не предусмотрено. Санкция ст. 20.22 КоАП РФ устанавливает административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за эти правонарушения. В белорусском законодательстве за любое административное правонарушение, совершенное несовершеннолетним, не достигшим 16 лет (за ряд правонарушений — 14), родители или лица, их заменяющие, несут административную ответственность по ст. 9.4 КоАП РБ «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей». Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только лицо, его совершившее.

При назначении наказания следует учитывать, что белорусское законодательство более суровое. Так, за распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте (ч. 1 ст. 17.3 КоАП РБ) белорусский законодатель установил штраф до 8 (от 15 до 20 при повторном) базовых величин1. Максимальный административный штраф в российском законодательстве за распитие — 700 руб. или административный арест до 15 суток.

Литература

1. Агапов А.Б. Административная ответственность. М., 2004.

2. Круглое В.А. Административный (административно-деликтный) процесс в Республике Беларусь. Мн, 2007.

1 Одна базовая величина составляет 35 тыс. белорусских рублей; 20 базовых величин — около 7 тыс. российских рублей.

ПРИОРИТЕТНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Е.С. ЗАЙЦЕВА,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России;

ВВ. БУШКЕВИЧ,

соискатель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России 12.00.02 - Конституционное право, муниципальное право

martplus@mail.ru

Научный руководитель доктор юридических наук, профессор А.С. ПРУДНИКОВ

Рецензент кандидат юридических наук С.А. ЕГОРОВ

Аннотация. Рассмотрены проблемы работы с молодежью в современных условиях, приоритетные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Ключевые слова: молодежь; работа с молодежью; приоритетные направления молодежной политики в Российской Федерации.

PRIORITY ASPECTS OF WORK WITH YOUTH IN THE CONDITIONS OF

MODERN RUSSIA

E.S. ZAJCEVA

candidate of law sciences, lecturer of the department of the constitutional and municipal law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

V.V. BUSHKEVICH,

competitor of the scientific degree at the department of the constitutional and municipal law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article concerns the problems of the work with youth in modern conditions, priority directions of the state youth policy in the Russian Federation. Key words. Youth; work with youth; priority directions of the youth policy in the Russian Federation.

В современных условиях становления и развития правового государства и гражданского общества в России особое значение приобретают вопросы работы с молодежью, защиты ее прав, формирование правовой культуры молодежи. При этом внимания требует проблема минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи. Традиционная система образования и воспитания, равно как и государственная молодежная политика и

общественные организации в переходный период развития России, не смогли в достаточной степени обеспечить целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе.

Среди насущных проблем, требующих незамедлительного решения со стороны государства, следует назвать высокий уровень безработицы среди молодых людей, увеличение количества детей-сирот,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.