Научная статья на тему 'О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам'

О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2204
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ADMINISTRATIVE DETENTION OF JUVENILE OFFENDERS / PROVISIONS PROCEDURE MEASURES OF MISDEMEANOR CASES / THE CODE OF RF OF MISDEMEANOR CASES UNDER THE RULES OF ADMINISTRATIVE LAW / PROVISIONS PROCEDURE OF MISDEMEANOR CASES UNDER THE RULES OF ADMINISTRATIVE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильгова Екатерина Владимировна, Соколов Александр Юрьевич

Исследуются особенности применения административного задержания к несовершеннолетним гражданам как специальным субъектам административной ответственности. Анализируется практика применения административного задержания правоприменительными органами. На основе проведённого анализа законодательства в данной сфере предлагаются возможные пути совершенствования правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильгова Екатерина Владимировна, Соколов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of applicability of administrative detention to juvenile offenders

The article presents the study of particular features inherent in the process administrative detention of juvenile offenders, viewing the latter as special subjects of administrative liability. The practice of administrative detention conducted by law-enforcement bodies is also given special analysis. On the basis of given analysis the author suggests different ways of improvement of the legal regulation.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам»

УДК 342.943

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ЛИЦАМ

SOME PROBLEMS OF APPLICABILITY OF ADMINISTRATIVE DETENTION

TO JUVENILE OFFENDERS

Е.В. ИЛЬГОВА, А.Ю. СОКОЛОВ (E.V. ILGOVA, A.Y. SOKOLOV)

Исследуются особенности применения административного задержания к несовершеннолетним гражданам как специальным субъектам административной ответственности. Анализируется практика применения административного задержания правоприменительными органами. На основе проведённого анализа законодательства в данной сфере предлагаются возможные пути совершенствования правового регулирования.

Ключевые слова: административное задержание несовершеннолетних лиц, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях.

The article presents the study of particular features inherent in the process administrative detention of juvenile offenders, viewing the latter as special subjects of administrative liability. The practice of administrative detention conducted by law-enforcement bodies is also given special analysis. On the basis of given analysis the author suggests different ways of improvement of the legal regulation.

Key words: administrative detention of juvenile offenders, provisions procedure measures of misdemeanor cases, the Code of RF of misdemeanor cases under the rules of Administrative law, provisions procedure of misdemeanor cases under the rules of Administrative law.

Административное задержание представляет собой одну из закреплённых ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [1] мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

КоАП РФ закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей.

Несовершеннолетние (дети) - особая возрастная группа. Несовершеннолетний, как правило, характеризуется неадаптированно-стью, которая связана с психологической неустойчивостью их личности, отсутствием соответствующего образования, профессии. Несовершеннолетний подчас лишён возможности правильно оценить ту обстановку (ситуацию), в которой он оказался, это обусловлено как отсутствием жизненного опыта, так и особенностями психики подростка.

Хотелось бы отметить, что установление в законе возможности применения адми-

нистративного задержания к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, соответствует международно-правовым нормам, в том числе Конвенции

о защите прав человека и основных свобод [2], которая в подп. ё) ч. 1 ст. 5 допускает ограничение права на свободу и личную неприкосновенность в случае заключения под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведённое с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом.

Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном

© Ильгова Е.В., Соколов А.Ю., 2011

правонарушении. Действующее законодательство об административной ответственности не уточняет, какие именно случаи являются исключительными. В связи с этим, как справедливо отмечают некоторые исследователи [3], основание применения этой меры может и должно быть конкретизировано.

Рассмотрим общие цели реализации административного задержания в отношении несовершеннолетнего. Одной из целей выступает пресечение административного правонарушения. Анализ практики применения КоАП РФ комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области за 6 месяцев 2010 года показал, что наиболее часто совершаемыми административными правонарушениями являются: ст. 20.21 - появление в общественных местах в состоянии опьянения - 1128 (48,2 %); ч. 1 ст. 20.20 - распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах - 475 (20,3 %); ст. 20.1

- мелкое хулиганство - 165 (7,1 %); ч. 5 ст. 11.1 - проход по железнодорожным путям в неустановленных местах - 162 (6,9 %); ч. 2 ст. 20.20 - распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах

- 78 (3,3 %); ч. 3 ст. 20.20 - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ в общественных местах - 40 (1,7 %); ч. 1 ст. 19.15 -проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - 28 (1,2 %); ст. 12.7 - управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством -27 (1,2 %); ст. 6.9 - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача - 8 (0,3 %); ст. 6.8 - незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - 5 (0,2 %); иные правонарушения - 223 (9,5 %).

Как правило, выявляют и пресекают административные правонарушения несовер-

шеннолетних работники органов внутренних дел, а именно: сотрудники патрульно-

постовой службы милиции (ППС) [4], участковые инспектора [5], инспектора по делам несовершеннолетних [6] и сотрудники подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел [7].

Не всегда при пресечении указанных выше видов административных правонарушений у уполномоченных должностных лиц есть основания применения административного задержания как исключительной меры процессуального обеспечения, связанной с ограничением свободы лица.

Так, например, в случае совершения несовершеннолетним мелкого хулиганства (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) в форме нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, сопровождающегося повреждением чужого имущества, могут отсутствовать основания для административного задержания, если:

- правонарушитель имеет при себе документы, удостоверяющие его личность;

- данное правонарушение было совершено в дневное время;

- правонарушитель не находился в состоянии опьянения;

- правонарушитель готов прекратить противоправные действия и не отрицает своей вины.

В приведённой выше ситуации для пресечения противоправных действий достаточно применения такой меры административного принуждения, как законное требование уполномоченного должностного лица о прекращении административного правонарушения.

В свою очередь есть ситуации, в которых пресечь совершаемое административное правонарушение без использования административного задержания не представляется возможным. Примером такой ситуации может служить нахождение несовершеннолетнего в возрасте 16 лет в общественном месте (на улице, в сквере, парке или других общественных местах) в состоянии алкогольного опьянения, которое сопровождается состоянием, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (в одежде со следами экскрементов, без одежды, не способного передвигаться самостоятельно и т. п.) в ночное время. В указанной ситуации

невозможно составить протокол об административном правонарушении на месте его совершения, но в то же время, так как лицо находится в состоянии опьянения, то есть не способно объективно воспринимать окружающую его действительность, в том числе разъясняемые ему права и обязанности, даже применения такой меры процессуального обеспечения, как доставление, будет недостаточно. Это обусловлено тем, что доставление имеет целью составление протокола об административном правонарушении и срок доставления фактически равен сроку составления данного протокола. В рассматриваемой же ситуации реализация доставления в возможно короткий срок осуществлена быть не может, ввиду чего целесообразно применение административного задержания, особенно при условии невозможности передачи несовершеннолетних правонарушителей их родителям или иным законным представителям.

Ещё одной из общих целей реализации административного задержания является необходимость установления личности нарушителя. Целый ряд норм КоАП РФ устанавливает обязанность для субъектов, ведущих производство по делу об административном правонарушении, установить лицо, совершившее противоправные действия (бездействия) (например, ст. 26.1, ч. 2 ст. 28.2). В данном случае мы также можем говорить об определённой исключительности ситуации и необходимости административного задержания, так как состав административного правонарушения будет иметь место только в случае, если установлены конкретные данные, указывающие на лицо, его совершившее, и определяющие данное лицо.

Использование административного задержания в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте также может использоваться в отношении несовершеннолетних в случаях, если отсутствие сведений о личности правонарушителя не позволяют уполномоченному должностному лицу составить протокол об административном правонарушении. Согласно разъяснениям, данным в Пленуме Верховного Суда № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административ-

ных правонарушениях» [8], существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, среди которых сведения о лице, совершившем административное правонарушение.

Существуют определённые особенности, связанные с порядком и сроками применения административного задержания в отношении несовершеннолетних.

Перечень органов, полномочных осуществлять административное задержание несовершеннолетних лиц, является закрытым и закреплён в ст. 27.3 КоАП РФ. К их числу относятся органы внутренних дел (милиции); ведомственная или вневедомственная охрана при органах внутренних дел; внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации; военная автомобильная инспекция; пограничные органы; таможенные органы; органы и учреждения уголовноисполнительной системы; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органы, осуществляющие контртеррористическую операцию; судебные приставы, в рамках своей компетенции.

Административное задержание, применяемое к несовершеннолетним лицам, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, может длиться не более 3 часов, за некоторыми исключениями, к числу которых относятся случаи совершения ими правонарушения, посягающего на установленный режим Государственной границы Российской Федерации, и порядок пребывания на территории Российской Федерации, совершённого во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения. В указанных случаях несовершеннолетнее лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Исчисление срока административного задержания начинается с момента доставления в компетентный государственный орган.

В случае, если несовершеннолетний правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания начинает исчисляться согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ с момента его вытрезвления.

На практике возникает вопрос: каким образом определить и зафиксировать тот факт, что лицо, находившееся в состоянии алкогольного опьянения, вытрезвилось, и где его содержать до момента вытрезвления?

Если факт вытрезвления можно определить по исчезновению признаков, наличие которых дало основания уполномоченному должностному лицу полагать, что имеет место состояние алкогольного опьянения (например, эмоциональная неустойчивость, затруднения при концентрации внимания, пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами, запах алкоголя изо рта и др. [9]) и зафиксировать документально в виде рапорта, то вопрос о том, где содержать указанных лиц до вытрезвления, с которого начнется исчисление срока административного задержания, сегодня в действующем федеральном законодательстве остаётся неразрешённым. Федеральное законодательство регламентирует порядок содержания только лиц, в отношении которых уже применена данная мера процессуального обеспечения, т. е. начал исчисляться срок, установленный ст. 27.5 КоАП РФ.

Сегодня имеют место факты нарушения сроков административного задержания несовершеннолетних, которые в свою очередь становятся объектом внимания органов прокуратуры. Так, например, в ходе проверки, проведённой прокуратурой Облученского района Еврейской автономной области, выявлены грубые нарушения требований административного законодательства в действиях сотрудников отдела внутренних дел по данному району. Было установлено, что в вечернее время административному задержанию для пресечения правонарушения подвергнут несовершеннолетний, о чём милиционером составлен протокол. Однако в нарушение требований законодательства он был освобождён спустя трое суток. При этом при его задержании не были уведомлены его законные представители. Более того, подростку не была вручена копия протокола, и в мате-

риалах проверки отсутствовала роспись законных представителей о возвращении подростка [10]. Необходимо отметить, что, осуществляя надзор за законностью действий должностных лиц по осуществлению административного задержания, прокурор или его заместитель в случае установления факта незаконного административного задержания вправе своим постановлением освободить незаконно подвергнутых административному задержанию [11].

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ). При этом законодатель не указывает срок, в течение которого или не позднее которого должен быть уведомлен родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего, что на практике вызывает существенные проблемы.

Проведённый анализ действующего законодательства позволяет говорить о существенных проблемах применения административного задержания в отношении несовершеннолетних, которые обусловлены как несовершенством действующего законодательства, так и отсутствием материально-технической базы для его реализации. Данные проблемы должны быть решены в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних как особых субъектов.

1 СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Часть I. - Ст. 1.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. - 2001. - № 3.

3. См., например: Бахрах Д. Н., Ренов Э. Н. Административная ответственность по российскому законодательству. - М. 2004. - С. 180.

4. См.: Приказ МВД РФ от 29.01.2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2008. - № 27.

5. См.: Приказ МВД РФ от 16.09.2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. -№ 1.

6. См.: Приказ МВД РФ от 26.05.2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

7. См.: Постановление Правительства РФ от

14.08.1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 507.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - № 6.

9. Методические указания «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» (утв. Минздравом СССР 02.09.1988 г. № 06-14/33-14) // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

10. иКЬ: http://www.prokuror-eao.ru/content/view/ 1372/53/ (дата обращения: 12 июля 2010).

11. См.: Статья 22 Федерального закона от

17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 47. -Ст. 4472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.