Научная статья на тему 'Налоговые механизмы стимулирования российской экономики'

Налоговые механизмы стимулирования российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Товгазова Зарина Анатольевна

В статье рассматриваются направления развития мер налогового стимулирования экономики в России. Автор отмечает, что российская налоговая система ориентирована преимущественно на фискальную функцию, в ущерб функции стимулирования роста конкурентоспособности, и предлагает направления совершенствования механизма налогового стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INCENTIVES RUSSIAN ECONOMY

In the article the directions of development of measures of tax incentives of economy in Russia are considered. The author notes that the Russian tax system is focused mainly on fiscal function, to the detriment of function of stimulation of growth of competitiveness and offers the directions of improvement of the mechanism of tax incentives.

Текст научной работы на тему «Налоговые механизмы стимулирования российской экономики»

УДК 336.2

НАЛОГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются направления развития мер налогового стимулирования экономики в России. Автор отмечает, что российская налоговая система ориентирована преимущественно на фискальную функцию, в ущерб функции стимулирования роста конкурентоспособности, и предлагает направления совершенствования механизма налогового стимулирования.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, налоговая система, модернизация, экономика.

TAX INCENTIVES RUSSIAN ECONOMY

Abstract. In the article the directions of development of measures of tax incentives of economy in Russia are considered. The author notes that the Russian tax system is focused mainly on fiscal function, to the detriment of function of stimulation of growth of competitiveness and offers the directions of improvement of the mechanism of tax incentives. Keywords: tax incentives, tax system, modernization, economy.

Одним из приоритетных направлений преобразования российской экономики является придание ей инновационного качества, основным условием которого является вовлечение предприятий реального сектора в реализацию ключевых направлений инновационного развития. Роль государства заключается в достижении баланса между интересами бизнеса и общенациональными приоритетами, который невозможен без использования налоговых механизмов стимулирования модернизации экономики. Налоговая система России как федеративного государства должна содержать четкие механизмы разграничения полномочий по налоговому стимулированию модернизации экономики, в том числе по установлению, взиманию и перераспределению налогов между федеральными органами власти, субъектами Федерации, муниципальными образованиями [3].

Разрабатывая систему налоговых послаблений, необходимо соблюдать баланс: ни стимулирующая, ни фискальная функции налогов не должны преобладать. Послабление в одной сфере влечет за собой ухудшение в другой.

Одной из первостепенных на сегодня задач является ускорение темпов инновационных процессов, определяемых в том числе и ростом инвестиций в производственные отрасли промышленности. Одним из перспективных инструментов стимулирования модернизации экономики являются прямые налоги: «...именно прямые налоги, а среди них налог на прибыль, содержат наибольшие потенциальные возможности для стимулирующего воздействия на темпы, масштабы и направления инновационной и инвестиционной деятельности» [2]. Регулируя ставки налогов, либо отказываясь полностью от прямых налоговых изъятий, государство оставляет часть денежных ресурсов хозяйствующим субъектам и косвенно финансирует развитие наиболее передовых отраслей промышленности.

Отметим, что не все меры налогового стимулирования, определенные Налоговым кодексом Российской Федерации, направлены на ускорение процессов модернизации экономики, повышение привлекательности для инвесторов, активизацию инновационной деятельности предприятий (организаций). Ключевой проблемой является то, что последние внесенные изменения, направленные на улучшение налоговых условий для научно-технических организаций, не затрагивают интересы предприятий производственной сферы, осуществляющих инновационную деятельность. В законе отсутствуют льготы для предприятий, которые внедряют организационные, маркетинговые, технологические инновации.

Для устранения препятствий применения определенных законодательством льгот, в законода-

© Товгазова З.А., 2014

З.А. Товгазова

Zarina Tovgazova

Раздел II. Экономика: проблемы и перспективы

тельстве следует дополнительно предусмотреть льготы: по НДС при реализации новых видов продукции; по ЕСН для малых и средних инновационных предприятий; по налогу на имущество организации в отношении нового оборудования, используемого в производстве наукоемких видов продукции; возможность определять остаточную стоимость имущества в целях обложения налогом на имущество организаций с учетом механизма ускоренной амортизации, предусмотренного законом. Существенным стимулом могут стать льготы по земельному налогу для научных организаций и инновационных предприятий; увеличение «амортизационной премии» с 10 до 30% для малого и среднего инновационного бизнеса; освобождение от обложения налогом на прибыль доходов от операций по реализации исключительных прав; дополнительные преференции для инновационных предприятий при постановке на учет и ежегодном учете интеллектуальной собственности, являющейся базисом инноваций; субсидии на уплату процентов по банковским кредитам, направленным на приобретение нового технологического оборудования и создание современных производственных мощностей; льготы по стимулированию использования изобретений; расширение круга объектов интеллектуальной собственности, включая товарные знаки и другие средства индивидуализации [1].

В целях активизации инновационной деятельности, обеспечения структурной перестройки и повышения конкурентоспособности реальных секторов экономики на современном этапе большое значение имеет выработка системы налоговых льгот, направленных на стимулирование не только проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, но и на стимулирование предприятий и предпринимателей к началу ведения инновационной деятельности. В числе основных направлений совершенствования мер налогового стимулирования, на наш взгляд, можно отметить следующие:

— налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы, прежде всего, на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект;

— важнейшим условием эффективного налогового стимулирования модернизации экономики, является минимальная административная обременительность при оформлении налоговых льгот;

— поддержка малых и средних предприятий должна выражаться не в предоставлении налоговых льгот пролоббированной категории налогоплательщиков, а в адресном налоговом стимулировании модернизации производства.

Для снижения налоговой составляющей непосредственно в цене продукции научного и инновационного характера возможно использовать следующие меры стимулирующего характера:

— снизить ставку единого социального налога и иных платежей с фонда оплаты труда для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность. Это позволит более активно привлекать высококвалифицированных сотрудников;

— ввести освобождение от обложения НДС ввоз на территорию Российской Федерации высокотехнологичного оборудования, используемого для научных разработок и создания инновационной продукции, комплектующих и запасных частей к нему. Это, будет способствовать ускорению процесса модернизации инновационных и высокотехнологичных отраслей российской экономики.

В числе мер налогового стимулирования может быть введение:

— льготных ставок НДС по реализации наиболее значимых видов инновационной продукции: отечественного высокотехнологичного оборудования, наноматериалов и изделий из них;

— специальной налоговой льготы, предусматривающей полное либо пониженную ставку до 70% налога на имущество предприятий и организаций, производящих отечественное высокотехнологичное оборудование и новые виды техники;

— специального налогового режима для научно-исследовательских и инновационных организаций, что позволит также осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать сложные вопросы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием предприятий инновационной сферы.

Учитывая противоречивый, неоднозначный характер влияния налогового стимулирования на разные отрасли экономики, закономерна выработка разнообразных мер и механизмов государственной налоговой политики. Необходим учет особенностей функционирования предприятий разных типов - как по размерам, так и по видам выпускаемой продукции.

Для обеспечения модернизации экономики посредством налогового стимулирования необходимо восстановить льготы по налогу на прибыль на постоянной основе как на региональном, так и на федеральном уровне и расширить перечень льгот по налогу на имущество организаций, которые могут активно использоваться при разработке стратегии социально-экономического развития региона на базе единой федеральной методики. Для всех отраслей общественного хозяйства общий уровень рентабельности и социальной составляющей должен выражаться в конкретной величине налога. Заплатив «твердый» налог государству, организация может за счет интенсификации труда и производства снизить себестоимость продукции (работ, услуг) по сравнению со среднеотраслевой и средне региональной, получить тем самым дополнительную необлагаемую налогом прибыль - свободные финансовые ресурсы, которые должны быть направлены либо на техническое перевооружение производства, либо на исследования и разработки. Эффективному решению задач налогового стимулирования модернизации экономики будет способствовать внедрение новых принципов формирования налоговых поступлений и льгот, стимулирование инновационной направленности налогообложения; поддержка территорий с неразвитой налоговой базой и низкими доходами, установление прямой зависимости между системой налогообложения и системой факторов, стимулирующих инновационную направленность налогообложения.

С помощью гибкой системы налогового стимулирования должно достигаться оптимальное соотношение между бюджетным финансированием науки и самофинансированием научно-технического прогресса. Изменяя налоговые правила, ставки налогообложения, сроки уплаты, структуру налогообложения, амортизационную политику, принципы бюджетной поддержки, государство сможет эффективно влиять на процессы потребления и накопления капитала, структуру материального производства, его территориальное размещение.

Библиографический список

1. Дадашев А.З. О налоговой политике в контексте формирования инновационной модели экономического роста // Финансы и кредит. - 2008. - № 34 (322).

2. Кузьменко В.В. Налоговое стимулирование развития социально-экономического потенциала / В.В. Кузь-менко [и др.]. - Пятигорск, 2010.

3. Митрофанова И.А. Инструменты модернизации механизма налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов //Финансы и кредит. - 2012. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.