Научная статья на тему 'Меры налогового стимулирования инновационных процессов'

Меры налогового стимулирования инновационных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
487
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Товгазова Альбина Анатольевна

В статье рассмотрена возможность применения налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности в России. Автором предлагается ряд мер, направленных на развитие инновационных и высокотехнологичных отраслей российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF TAX INCENTIVES OF INNOVATIVE PROCESSES

In the article possibility of application of tax privileges for stimulation of innovative activity in Russia is considered. The author offers a number of the measures aimed at the development of innovative and high-tech industries of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Меры налогового стимулирования инновационных процессов»

А.А. Товгазова

Albina Tovgazova

УДК 336.2

МЕРЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация. В статье рассмотрена возможность применения налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности в России. Автором предлагается ряд мер, направленных на развитие инновационных и высокотехнологичных отраслей российской экономики. Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, налоговое стимулирование, налоговые льготы.

MEASURES OF TAX INCENTIVES OF INNOVATIVE PROCESSES

Abstract. In the article possibility of application of tax privileges for stimulation of innovative activity in Russia is considered. The author offers a number of the measures aimed at the development of innovative and high-tech industries of the Russian economy. Keywords: innovations, innovative activity, tax incentives, tax privileges.

Анализ показывает, что не все меры налогового стимулирования, определенные Налоговым кодексом Российской Федерации, направлены на ускорение процессов модернизации экономики, повышение привлекательности для инвесторов, активизацию инновационной деятельности предприятий (организаций). Опыт ведущих зарубежных стран свидетельствует, что наиболее эффективными механизмами налогового стимулирования являются возможность применения ускоренной амортизации для научно-исследовательского оборудования, налоговые скидки по расходам на инновационные разработки, налоговые льготы по затратам на приобретение зарубежных технологий, налоговая льгота на научно-исследовательские затраты. Кроме того, применяются также и другие формы налогового стимулирования инновационной деятельности: налоговые скидки за расходы на оплату научно-исследовательского персонала и создание рабочих мест в научно-исследовательских лабораториях; налоговые скидки на капиталовложения в оборудование научно-исследовательских лабораторий; освобождение инновационных предприятий от части налога на прибыль и корпоративного налога и т.д. [3].

Полагаем, что опыт промышленно развитых зарубежных стран в области модернизации экономики, придания ей инновационной направленности является полезным для России. Из опыта зарубежных стран следует также, что определение приоритетных направлений модернизации экономики, выбор технологических приоритетов, по которым необходимо предоставлять налоговые льготы, определяются совместно государством, научной сферой, промышленностью, банками.

Налоговое стимулирование модернизации экономики должно быть ориентировано не только на активизацию инновационной деятельности как таковой, но и на обеспечение структурной перестройки и повышение конкурентоспособности реальных секторов экономики. Однако, сосредоточив основные усилия на приоритетных отраслях науки, техники и промышленного производства, в которых у России есть определенные заделы и реальные шансы занять свою нишу на мировом рынке технологий, необходимо осуществлять налоговое стимулирование отечественных товаропроизводителей. Хотя их товары в настоящее время неконкурентоспособны на мировом рынке, они успешно реализуются на внутреннем рынке. Совершенствование отечественных товаров способствует росту экономики, повышению занятости и качества жизни населения страны. Рационально осуществляемое налоговое стимулирование (снижение ставок налога на прибыль) ведет не к уменьшению, а к увеличению, росту фактических поступлений данного вида налога. Увеличение достигается за счет расширения налогооблагаемой базы и сокращения ряда налоговых льгот [2].

© Товгазова А.А., 2014

На современном этапе большое значение имеет не только выработка системы налоговых льгот, направленных на стимулирование проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, но также и на налоговое стимулирование, побуждающее предприятия и предпринимателей к началу ведения инновационной деятельности [1]. Политика снижения ставки налога на прибыль, проводимая в настоящее время Правительством, имеет некоторые преимущества. Вместе с тем она не служит эффективным механизмом стимулирования инновационной деятельности.

В числе основных направлений совершенствования мер налогового стимулирования, на наш взгляд, должны быть:

- ориентация налоговых льгот индивидуального или группового характера прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающих выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект;

- обеспечение минимальной административной обременительности при оформлении налоговых льгот, что является важнейшим условием эффективного налогового стимулирования модернизации экономики;

- поддержка малых и средних предприятий, которая должна выражаться не в предоставлении налоговых льгот пролоббированной категории налогоплательщиков, а в адресном налоговом стимулировании модернизации производства.

Необходимо также добиться снижения налоговой составляющей непосредственно в цене продукции научного и инновационного характера [4]. Для этого возможно использовать следующие меры стимулирующего характера:

- снизить ставку отчислений социального характера с фонда оплаты труда для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность. Специфика деятельности инновационных организаций заключается в том числе и в необходимости привлечения большого количества квалифицированных сотрудников;

- ввести освобождение от обложения НДС ввоз на территорию Российской Федерации высокотехнологичного оборудования, используемого для научных разработок и создания инновационной продукции, комплектующих и запасных частей к нему. Это, на наш взгляд, позволит ускорить процесс модернизации инновационных и высокотехнологичных отраслей российской экономики.

В число мер налогового стимулирования может быть включено введение льготных ставок НДС по реализации наиболее значимых видов инновационной продукции: отечественного высокотехнологичного оборудования (навигационной аппаратуры, электронно-вычислительной техники, средств связи нового поколения, лазеров), наноматериалов и изделий из них. В соответствии с Налоговым кодексом РФ от НДС освобождаются операции по выполнению научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, причем такое освобождение допускается лишь в тех случаях, когда работы выполняются за счет средств бюджетов или государственных внебюджетных фондов. Однако согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» допускается возможность создания фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) коммерческими организациями, поэтому целесообразно распространить вышеназванную льготу по НДС на операции по выполнению научно-исследовательских работ за счет средств таких фондов. Эта мера будет стимулировать частные компании активнее вкладывать средства в инновации и повысит спрос на научные разработки, так как даст возможность снизить их стоимость.

Для снижения себестоимости инновационной продукции представляется целесообразным также рассмотреть вопрос о расширении перечня расходов, уменьшающих полученные доходы, при определении объекта по упрощенной системе налогообложения (включить в перечень не только рас-

ходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов, но также и расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования). Кроме того, еще одним направлением налогового стимулирования модернизации экономики может стать введение специальной налоговой льготы, предусматривающей полное освобождение либо пониженную до 70% ставку налога на имущество предприятий и организаций, производящих отечественное высокотехнологичное оборудование и новые виды техники. Для этого достаточно внести изменения в Налоговый кодекс РФ, а именно в ст. 374 НК РФ, в соответствии с которой указанные виды оборудования и техники могут не признаваться объектами налогообложения.

Наиболее значительной проблемой для эффективной деятельности инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки. Поэтому еще одним направлением совершенствования налогового стимулирования в области модернизации экономики может также стать, на наш взгляд, введение специального налогового режима для научно-исследовательских и инновационных организаций. Специальные налоговые режимы устанавливаются для организаций, которые в силу особенностей требуют специальных подходов в налогообложении. Результатом введения специального налогового режима для инновационных организаций станет снижение общего налогового бремени на инновационную сферу российской экономики. Эта мера позволит также осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать сложные вопросы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием, предприятий инновационной сферы.

Учитывая противоречивый, неоднозначный характер влияния налогового стимулирования на разные отрасли экономики, закономерна выработка разнообразных мер и механизмов государственной налоговой политики. Необходим учет особенностей функционирования предприятий разных типов - как по размерам, так и по видам выпускаемой продукции. Таким образом, для обеспечения модернизации экономики посредством налогового стимулирования требуется разработка основных направлений инновационно-инвестиционной налоговой политики на стратегическую перспективу. В качестве основного инструмента необходимо восстановить льготы по налогу на прибыль на постоянной основе как на региональном, так и на федеральном уровнях и расширить перечень льгот по налогу на имущество организаций, которые могут активно использоваться при разработке стратегии социально-экономического развития региона на базе единой федеральной методики.

Для всех отраслей общественного хозяйства общий уровень рентабельности и социальной составляющей должен выражаться в конкретной величине налога. Заплатив «твердый» налог государству, организация может за счет интенсификации труда и производства снизить себестоимость продукции (работ, услуг) по сравнению со среднеотраслевым и среднерегиональным уровнем, получить тем самым дополнительную необлагаемую налогом прибыль - свободные финансовые ресурсы, которые должны быть направлены либо на техническое перевооружение производства, либо на исследования и разработки. Основные налоги и обязательные платежи должны не только не подрывать финансовую базу реального сектора экономики, но и обеспечивать устойчивое инновационное развитие экономики. Необходимо разработать специальную комплексную программу, ориентированную на создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в России [2].

Основными направлениями должны стать увеличение финансирования НИОКР, четкое построение механизма финансирования НИОКР, усиление финансирования и параллельно преобразование российской науки; создание условий для взаимовыгодных отношений предприятий реального сектора и научных учреждений, разработка стратегии инновационного развития страны. Налоговый механизм стимулирования активности бизнеса должен быть направлен на качественные изменения в структуре российской экономики, придание ей инновационного характера. Следует отметить, что

функционирование наноиндустрии обладает рядом специфических особенностей и определение роли и места прямых налогов в стимулировании ее дальнейшего развития требует специального научного исследования.

В качестве механизма реализации программных мер по стимулированию инновационной деятельности должны использоваться прямые налоги. Это обусловлено их существенной нагрузкой на финансы хозяйствующих субъектов, в частности, по налогу на прибыль, допустимым снижением налоговых поступлений в бюджет при налоговом льготировании, например, по налогу на имущество организаций. Прямые налоги содержат большие потенциальные возможности по сравнению с косвенными налогами для регулирования темпов, масштабов и направлений инвестиционной деятельности. Регулируя ставки налогов, либо отказываясь полностью от прямых налоговых изъятий, государство оставляет часть денежных ресурсов хозяйствующим субъектам и косвенно финансирует развитие передовых отраслей промышленности.

Библиографический список

1. Басова А.В. Стимулирование инновационной деятельности компаний с использованием различных инструментов налогового планирования // Управление экономическими системами (электронный научный журнал). - 2013. - № 2.

2. Дадашев А.З. Налоговый механизм регулирования инвестиционной активности // Экономист. -2008. -№ 5.

3. Церенова К.Н. Налоговое стимулирование финансирования инноваций // Налоги и налогообложение. -2011. - № 12.

4. Юрченко Т. А. Налоговое стимулирование инновационной деятельности // Вестник - экономист. - 2012. -№ 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.