Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование инновационной активности регионов России'

Налоговое стимулирование инновационной активности регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИНСТРУМЕНТЫ / ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Товгазова Альбина Анатольевна

В статье отмечается, что в России отсутствует эффективная концепция налогового стимулирования инновационной деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях. Вместе с тем, инновационный сценарий развития российской экономики предполагает переход к новому этапу развития налоговой системы. Эффективное налоговое стимулирование инновационной деятельности, нацеленное на рост налогооблагаемой базы, увеличение поступления налогов предполагает четкое представление об основных направлениях и инструментах налоговой политики. Автор отмечает, что новая налоговая политика должна опираться на целостные системы стимулов, обеспечивающих преимущества предприятиям и организациям, гражданам, занимающимся инновационной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INCENTIVES FOR INNOVATION ACTIVITY OF RUSSIAN REGIONS

The article notes that in Russia there is no concept of effective tax incentives for innovative activity at the federal, regional and local levels. However, the innovative scenario of the Russian economy suggests a transition to a new stage of development of the tax system. The effective tax incentives for innovative activities aimed at the growth of the tax base, increase tax revenues requires a clear understanding of the basic directions and instruments of fiscal policy. The author notes that the new tax policy should be based on the integrity of the system of incentives, provide benefits to enterprises and organizations, citizens involved in innovation activities.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инновационной активности регионов России»

Товгазова А. А.

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИ

15.4. НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИ

Товгазова Альбина Анатольевна, аспирант

Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

a.tovgazova@mail.ru

Аннотация: в статье отмечается, что в России отсутствует эффективная концепция налогового стимулирования инновационной деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях. Вместе с тем, инновационный сценарий развития российской экономики предполагает переход к новому этапу развития налоговой системы. Эффективное налоговое стимулирование инновационной деятельности, нацеленное на рост налогооблагаемой базы, увеличение поступления налогов предполагает четкое представление об основных направлениях и инструментах налоговой политики. Автор отмечает, что новая налоговая политика должна опираться на целостные системы стимулов, обеспечивающих преимущества предприятиям и организациям, гражданам, занимающимся инновационной деятельностью.

Ключевые слова: активность, инновации, инструменты, льготы, налоговое стимулирование, система, экономика

TAX INCENTIVES FOR INNOVATION ACTIVITY OF RUSSIAN REGIONS

Tovgazova Al'bina A., postgraduate student

Study place: The Russian President Academy of National

Economy and Public Administration

a.tovgazova@mail.ru

Annotation: The article notes that in Russia there is no concept of effective tax incentives for innovative activity at the federal, regional and local levels. However, the innovative scenario of the Russian economy suggests a transition to a new stage of development of the tax system. The effective tax incentives for innovative activities aimed at the growth of the tax base, increase tax revenues requires a clear understanding of the basic directions and instruments of fiscal policy. The author notes that the new tax policy should be based on the integrity of the system of incentives, provide benefits to enterprises and organizations, citizens involved in innovation activities.

Keywords: activity, innovation, tools, incentives, tax incentives, the system, the economy

В числе задач новой налоговой политики стимулирования инновационной активности должно быть решение проблемы повышения инновационной составляющей в доминирующем в стране добывающем сырьевом секторе, который пока более ориентирован на низкотехнологичные отрасли. Налоговое стимулирование должно быть завязано на показатели наукоем-кости отрасли, развитие отраслей высоких технологий, продукции высокой степени переработки. Налоговые льготы, используемые для поощрения инновационной активности, должны всемерно способствовать повышению уровня технологических укладов во всех отраслях народного хозяйства России [1].

Приоритет налогового стимулирования инновационной активности должен быть отдан новым отраслям экономики, символизирующим экономику знаний. Налоговые стимулы должны быть направлены на расширения спроса на научные исследования и инновационную продукцию высокой добавленной стоимости, что позволит существенно повысить налоговые поступления.

Новая налоговая политика стимулирования инновационной активности должна поддерживать не только деятельность резидентов особых экономических зон (ОЭЗ), но и способствовать развитию инновационной деятельности организаций всех отраслей экономики, включая, в первую очередь приоритетные.

Новая налоговая политика должна учитывать, что:

- в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80 процентов) занимают расходы на оплату труда, из чего вытекает необходимость льгот по уплату единого социального налога (ЕСН);

- инновационные предприятия, научные организации используют в своей деятельности дорогостоящее наукоемкое оборудование, соответственно в общем налоговом бремени значительную долю составляет налог на имущество организаций, который должен быть скорректирован.

- специальный налоговый режим должен позволять освободить научные и инновационные организации от уплаты налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добавленную стоимость (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию России), налога на имущество организаций и земельного налога.

Для повышения инновационной активности предприятий конкретные ставки налогов должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации на основании статей 249, 250 Налогового кодекса РФ

Новая государственная политика налогового стимулирования инновационной активности должна носить гибкий характер и быть дееспособной в условиях как профицита государственного бюджета, так и его дефицита.

Важное значение имеет создание налоговых преференций для населения, желающего инвестировать сбережения в инновационную деятельность. Получивший на западе широкое распространение такой механизм развития инновационной активности как венчурное инвестирование в России развивается крайне медленно [4].

В целях повышения инновационной активности предлагается не ограничивать налоговое стимулирование инновационной активности ограниченным числом особых экономических зон. Чем больше особых экономических зон, тем больше объектов налогового обложения и налогового стимулирования. И наоборот, чем меньше особых экономических зон, тем меньше можно получить дополнительных налогов, не смотря на использование различных стимулов инновационной активности.

Целесообразно устранить жесткое разграничение особых экономических зон по типам. Мировой опыт функционирования особых экономических зон показывает, что наибольшая эффективность достигается в комбинированных ОЭЗ, при существенной экономия средств их резидентами на операционных издержках [5].

Сложившийся уровень разграничения налоговых сборов не позволяет субъектам Федерации и муниципалитетам активно наращивать налогооблагаемую

Бизнес в законе

6'2015

базу увеличивать рос поступления налогов за счет стимулирования инновационной деятельности. Так, например, на уровне субъектов Федерации льготы по налогу на прибыль применяют порядка 40-45 регионов, налог на имущество организаций - 22 региона. В 17 регионах предоставляются льготы по земельному налогу [2].

Сложившаяся в России система налогового стимулирования не содержит четких механизмов разграничения полномочий по активизации инновационной деятельности как основного способа увеличения налогооблагаемой базы, роста поступления налогов. Установление, взимание и перераспределение налогов между федеральными органами власти, субъектами Федерации, муниципальными образованиями не нацелено на стимулирование инновационной активности.

Вступление в силу в 2008 году комплекса мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности не отразилось существенным образом на активизации инновационной субъектов Федерации, муниципальных территорий. Более того в большинстве регионов и территорий страны применяемые налоговые стимулы не обеспечивают привлекательность инновационной деятельности [3]. Для роста инновационной активности территорий необходимы свободные финансовые ресурсы в бюджетах регионов и муниципалитетов. В налоговом законодательстве отсутствуют льготы, которые регионы и муниципалитеты могли бы применять в отношении организационных, маркетинговых, технологических инноваций.

Рационально осуществляемое налоговое стимулирование путем снижения ставок налога позволит не уменьшить, а увеличить фактические поступления налогов за счет расширения налогооблагаемой базы, появления новых сфер деятельности.

В качестве основных мер налогового стимулирования модернизации производства необходимо:

- ориентировать налоговые льготы, прежде всего, на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающих выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, дающей экономический эффект;

- минимизировать административную обременительность при оформлении налоговых льгот как важном условии эффективного налогового стимулирования;

- обеспечить адресную налоговую поддержку малых и средних предприятий, которая не должна сводиться к предоставлению налоговых льгот только пролоббированной категории налогоплательщиков.

Целесообразно, на наш взгляд, также снизить налоговую составляющую непосредственно в цене продукции научного и инновационного характера, для чего возможно использовать следующие меры стимулирующего характера:

- снижение тарифов социальных платежей с расходов на оплату труда для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность;

- освобождение от НДС ввоза на территорию Российской Федерации высокотехнологичного оборудования, используемого для научных разработок и создания инновационной продукции, комплектующих и запасных частей к нему.

Льготная ставка НДС может быть введена для реализации наиболее значимых видов инновационной продукции: отечественного высокотехнологичного оборудования (в частности, навигационной аппаратуры, электронно-вычислительной техники, средств связи нового поколения, лазеров), наноматериалов и изделий из них.

Учитывая противоречивый, неоднозначный характер влияния налогового стимулирования на разные отрасли экономики, выработка мер и механизмов государственной налоговой политики должна учитывать особенности функционирования предприятий разных типов - как по размерам, так и по видам выпускаемой продукции.

В качестве основных стимулирующих инструментов необходимо восстановить льготы по налогу на прибыль на постоянной основе, как на региональном, так и на федеральном уровне и расширить перечень льгот по налогу на имущество организаций, которые могут использоваться при разработке стратегии социально-экономического развития региона на базе единой федеральной методики.

Важной задачей является вовлечения в инновационный процесс всех территорий. В настоящее время активное участие в инновационной деятельности принимают территории-доноры. Большинство же территорий из-за своей дотационности не могут участвовать в процессах инновационного развития. Вместе с тем, мировой опыт, в частности китайский, показывает, что именно развитие депрессивных регионов имеет наибольший положительный эффект на экономику страны в целом.

Важным стимулом для более активного вовлечения регионов и муниципалитетов в процесс инновационной деятельности может стать перераспределение основной массы налоговых доходов (до 70-80 процентов) в пользу региональных и местных бюджетов, что позволит сформировать механизм вовлечения предприятий реального сектора в реализацию ключевых направлений модернизационно-инновационного развития [1].

Наиболее эффективно налоговое стимулирование -стимулирование, опирающееся на использование развернутой системы льгот и преференций на федеральном, региональном и местном уровнях.

Предлагается при принятии решений о предоставлении налоговых льгот проводить анализ их фискальной, экономической и социальной целесообразности. Обоснование величины стимулирования инновационной деятельности предполагает выполнение расчетов по каждому налогу в последовательности: «выпадающие» размеры налоговых баз; прогноз изменения налоговых ставок по конкретным налогам; расчет размера недопоступающих налогов и его влияние на соответствующий бюджет.

Расчет ожидаемого воздействия на экономику деятельности субъектов инновационной деятельности и взаимодействующих с ними организаций предполагает прогнозирование увеличения объемов деятельности, изменения цен на новую продукцию, повышения рентабельности, уровня оплаты труда и др. экономических показателей как потенциальных налоговых баз по отдельным налогам.

Прогнозирование налоговых поступлений в результате полного инновационного цикла должно быть связано с расчетом ожидаемых налоговых поступлений вследствие экономического роста в регионе, отрасли, увеличения объемов деятельности субъектов инновационной деятельности и смежных с ними организаций.

Товгазова А. А.

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИ

Список литературы:

1. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2015.

2. Александрова А.И. Совершенствование налогового стимулирования инновационной деятельности // Экономика и управление 2013. № 9.

3. Гузикова Л.А., Иващенко Л.И. Макроэкономическое стимулирование инноваций в России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 3-1.

4. Митрофанова И.А. Модернизация механизма налогового регулирования и стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Налоги и финансовое право. 2014. № 4.

5. Никулина О.В., Юмашева Е.В., Задворная Е.В. Налоговые льготы как инструмент управления инновационными процессами: оценка эффективности стимулирования инноваций в российской и зарубежной практике // Экономика устойчивого развития. 2015. № 1 (21).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Товгазовой А.А. «Налоговое стимулирование инновационной активности регионов России» В рамках налоговой политики традиционно формируется система налоговых льгот и других экономических средств, стимулирующих инвестиции в производство и научно-технические исследования. В свете налоговой реформы последних лет в России наметился переход от простой поддержки научных организаций налоговыми льготами к стимулированию инвестиций в исследования и разработки.

Проведенный анализ позволяет автору прийти к научно обоснованному выводу о том, что наиболее эффективно налоговое стимулирование - стимулирование, опирающееся на использование развернутой системы льгот и преференций на федеральном, региональном и местном уровнях.

Заслуживают положительной оценки предлагаемые автором важные стимулы для более активного вовлечения регионов и муниципалитетов в процесс инновационной деятельности.

Статья выполнена на высоком научном уровне, логически структурирована, представляет собой практический интерес и может быть рекомендована к публикации в научном издании.

Кандидат экономических наук, консультант Фонда развития наук и поддержки молодых ученых

С. В. Блохин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.