Научная статья на тему 'К вопросу о налоговом стимулировании инвестиционной деятельности в новых экономических условиях'

К вопросу о налоговом стимулировании инвестиционной деятельности в новых экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головченко Оксана Николаевна

Статья посвящена актуальным вопросам налогового стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации, государственным мерам поддержки развития предпринимательства, а также вопросам налоговой политики, способствующей реализации эффективных налоговых инструментов для инвестиционной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF TAX STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE NEW ECONOMIC CONDITIONS

The article is devoted to topical issues of tax incentives for investment activities in the Russian Federation, government measures to support the development of entrepreneurship, as well as tax policy issues that promote the implementation of effective tax instruments for investment activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о налоговом стимулировании инвестиционной деятельности в новых экономических условиях»

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

1.15. К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОМ СТИМУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Головченко Оксана Николаевна, преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Место работы: Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

ongolovchenko@fa.ru

Аннотация: статья посвящена актуальным вопросам налогового стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации, государственным мерам поддержки развития предпринимательства, а также вопросам налоговой политики, способствующей реализации эффективных налоговых инструментов для инвестиционной активности. Ключевые слова: налоговое стимулирование, налоговые льготы, инвестиционная деятельность, налоговые преференции.

ON THE ISSUE OF TAX STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE NEW ECONOMIC CONDITIONS

Golovchenko Oksana N., Lecturer at the Department of Financial and Tax Law Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation

ongolovchenko@fa.ru

Annotation: the article is devoted to topical issues of tax incentives for investment activities in the Russian Federation, government measures to support the development of entrepreneurship, as well as tax policy issues that promote the implementation of effective tax instruments for investment activity.

Keywords: tax incentives, tax incentives, investment activities, tax preferences

В нынешних российских условиях налоговое стимулирование особенно значимо для экономики страны. Функционирование налогового механизма показывает, что стимулирование имеет свою специфику, недостатки и преимущества, в связи с чем, существует объективная необходимость в совершенствовании механизма налогового стимулирования, направленного на более эффективное и целевое назначение1.

Термин «налоговое стимулирование», включающий в себя два понятия - «стимул» и «мотив», в законодательстве о налогах и сборах не закреплен, поэтому, попытаемся определить природу данного термина и его роль в реализации государством налоговой политики. В контексте осуществления предпринимательской деятельности стимул, направленный на реализацию определенных мотивов, может вызвать желаемый результат, только в том случае, если у субъекта налогового стимулирования существует мотив, отвечающий по всем характеристикам используемому стимулу. Так как суть предпринимательской деятельности заключается в максимальном получении прибыли при минимальном осуществлении затрат, то адекватным ответом для поддержания и развития предпринимательства в Российской Федерации является создание инструментов налогового стимулирования, выражающиеся в предоставление налоговых льгот и иных налоговых преференций.

Вместе с тем, предоставляя определенные виды налоговых преференций, законодатель определяет их как долгосрочные инвестиции в экономику страны, которые носят характер срочности и возвратности посредством расширения производственного потенциала экономики страны, развития науки, уве-

1 Окунь А.С., Стешенко Ю.А. Совершенствование подходов к оценке эффективности налогового стимулирования в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 5-6. С. 297 - 311; Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 15. С. 15-28.

личения конкуренции на внутреннем рынке. Налоговое стимулирование, в рамках современных теоретических моделях долгосрочного экономического роста, носит не только накопительный эффект освоения подходов к производству, но и предусматривает развитие институциональных и культурных факторов, налогового администрирования, увеличение уровня налоговой культуры населения и уровня доверия к налоговой системе Российской Федерации.

При этом предприниматели должны осознавать существующие риски для государства, которые заключаются в высокой доле неэффективных инвестиций - то есть инвестиций, с низкой или отрицательной рентабельностью2.

Чтобы побудить, заинтересовать налогоплательщика к реализации поставленных государством целей, необходимо создать привлекательные условия для развития бизнеса. Так, в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 01 марта 2018 года3, Правительство РФ разработало план мероприятий в налоговой сфере, обеспечивающие увеличение уровня инвестиционной активности. К ним относятся:

- зафиксированы налоговые условия в части налогообложения нефтегазового сектора на ближайшие 9 лет;

- так как бизнес болезненно реагирует на изменение налоговой нагрузки на труд, государством была гарантирована «заморозка» уровня текущих страховых взносов, с учетом небольшого увеличения уровня косвенных налогов;

- повышена основная ставка НДС с 18% до 20% с фиксацией на постоянной основе ставки тарифа страховых взносов на уровне 30% (с 01 января 2019 года);

2 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов // ИСП КонсультантПлюс

3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Парламентская газета, № 8с, 02.03.2018

Головченко О. Н.

К ВОПРОСУ О НАЛОГОВОМ СТИМУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

- льготные ставки НДС на основные социально значимые товары и услуги сохранены на уровне 10% (хлеб, макаронные изделия, рыба, яйца...). Стоимость потребительской корзины осталась на прежнем уровне;

- при изменении обязательных элементов налогообложения, ухудшающих положение налогоплательщиков или существенно изменяющие налоговые условия, опубликованные после 1 сентября, вступают в силу не ранее, чем через год;

- отмена сложного налога на движимое имущество для предпринимателей. Эта мера будет способствовать ускоренному внедрению и развитию технологий отечественной промышленности;

- для стимулирования экспорта предусмотрено ускоренное возмещение НДС экспортерам путем снижения пороговых значений сумм, уплаченных предприятием за три предшествующих года налогов с 7 до 2 млрд рублей;

- совершенствование института инвестиционных налоговых вычетов по налогу на прибыль организации. Консолидированной группе налогоплательщиков также предоставили право получать инвестиционный налоговый вычет. Расширена сфера применения инвестиционного вычета в части компенсации затрат налогоплательщиков, осуществляющих строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в рамках договора о комплексном освоении территории;

- с 1 января 2019 года вводится новый налог на дополнительный доход в нефтяной отрасли (НДД). Данный налог не зависит от валовых показателей и вывозной таможенной пошлины на нефть;

- величина НДД будет зависеть от величины расчетного денежного потока, от деятельности по разработке отдельного участка недр с учетом сложившихся на мировых рынках цен на углеводородное сырье нефть и фактически понесенных и оплаченных капитальных и операционных затрат на его добычу;

- снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, с равнозначным повышением ставки НДПИ и введением объективных критериев для нефтеперерабатывающих заводов, которым будет оказана финансовая поддержка через механизм представления отрицательного акциза;

- ужесточение контроля за исчислением и уплатой НДФЛ и страховых взносов;

- создание единого механизма сквозного контроля, между налоговыми и таможенными органами, который будет реализован на всех этапах оборота импортных товаров. То есть, на налогоплательщиков будут воздействовать еще и посредством административных рычагов электронного контроля, используя в своем арсенале «Систему прослеживания»;

- сотрудничество налоговых органов в налоговой сфере и другие меры.

Таким образом, перед государством стоит задача построения целостного механизма налогового стимулирования, реализация которого будет направлена на развитие малого, среднего и крупного предпринимательства, инновационной деятельности, производства, в определенной сфере деятельности, с целью увеличения экономического потенциала страны.

В связи с этим, определим инструменты налогового стимулирования, предоставление которых предусматривает использование определенных преимуществ в рамках исчисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов субъектами налоговых правоотношениях, согласно законодательству о налогах и сборах РФ:

- налоговые льготы;

- налоговые вычеты;

- налоговые каникулы;

- налоговая амнистия;

- институт изменения срока оплаты налогов, сборов, страховых взносов;

- специальные налоговые режимы;

- создание территорий опережающего социально-экономического развития.

Указанные инструменты призваны создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий налогоплательщиков, в чем и заключается один из важных методов осуществления налоговой политики. При этом предоставление отдельных преференций способствует не только созданию благоприятного инвестиционного климата на всей территории РФ, но и повышает финансовую устойчивость малого, среднего и крупного предпринимательства, обеспечивает стимулирование производства, улучшает материальное положение налогоплательщиков, способствует перераспределению финансов в стране.

Что касается зарубежного опыта налогового стимулирования инвестиционной деятельности, то ярким примером правоприменительной практики, на мой взгляд, являются государства-члены Европейского союза (ЕС), налоговая политика которого сводится к разработке единых рекомендаций для реализации государствами-членами ЕС в свое национальное законодательство. Согласно учредительным документам ЕС, государства-члены ЕС должны обеспечить реализацию своей внутренней налоговой политики таким образом, чтобы обеспечить надлежащее функционирование внутреннего рынка ЕС и высокий уровень инвестиционной деятельности посредством предоставления определенных преимуществ, не выходящих за рамки свободной конкуренции.

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности посредством предоставления налоговых преференций, также, как и на территории РФ, является наиболее популярным инструментом в налоговом законодательстве зарубежных стран4. В зависимости от заинтересованности каждой конкретной страны в развитии определенной экономической деятельности государствами разрабатываются схемы налогового стимулирования, которые основываются на отдельных квалификационных критериях, таких как:

- продолжительность работы на рынке,

- размер предприятия,

- имеющиеся обособленные подразделения, виды деятельности,

- количество сотрудников,

анализируются экономические последствия предоставления льгот и уступок, другое.

При этом, чем организация является более рисковой, тем меньше у нее возможности использовать различного рода налоговые льготы и преференции.

Однако считается, что чем слабее экономика государства, тем дальше законодатель может пойти в расширении налогового стимулирования. Так, например, Болгария и Эстония снижают уровень налогового бремени для предпринимательства посредством занижения налоговых ставок. Франция, Испания и Италия предоставляют значительные налоговые льготы организациям, осуществляющим реализацию продуктов питания и вина. Для ЕС это является проблемой, так как государства искусственным образом пытаются создать наиболее привлекательный климат для развития предпринимательства, увеличивая инвестиционный климат и нарушая условия о здоровой конкуренции на всем ЕС, приводящие к неравномерному перетеканию капитала из одной страны в другую.

Поэтому, ЕС крайне негативно относится к установлению налоговых льгот на территории ЕС, выходящие за рекомендо-

4 Effectiveness of tax incentives for venture capital and business angels to foster the investment of SMEs and start-ups Final Report TAX-UD/2015/DE/330 FWC No. TAXUD/2015/CC/131 // https://ec.europa.eu /taxation_customs/sites/taxation/files/taxation_paper_69_vc-ba.pdf

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

ванные рамки, предусмотренные документами5, требования которых являются обязательными к исполнению всеми государствами-членами ЕС.

В Великобритании наиболее привлекательной с точки зрения государства, является сельскохозяйственная деятельность. Поэтому, объем инструментов налоговых поощрений со стороны государства является максимальным. Законодатель предоставляет начинающим предпринимателям значительные инвестиции, которые реализуются через освобождение от налога на прирост капитала, посредством учета убытков за счет уменьшения налогооблагаемой базы, предоставление налогового кредита и прочее. Законодатель минимизирует объем налоговых льгот для взаимозависимых субъектов предпринимательской деятельности, но при этом расширяя объем налоговых льгот для единоличных и только начинающих свою деятельность производителей определенного вида сельскохозяйственной продукции.

Европейские аналитики, анализируя уровень налогового бремени и инвестиционный климат на территории ЕС пришли к выводу, что уровень инвестиционной привлекательности может быть достигнут несколькими способами:

1. Предоставление налоговых льгот стимулирует развитие экономики страны, так как в конечном счете, приведет предпринимателя к успеху, увеличению его доходов от предпринимательской деятельности, а, следовательно, увеличению доходов в бюджет соответствующей страны;

2. Налоговые льготы и преференции не должны использоваться всеми субъектами предпринимательской деятельности, так как это может привести к обратному эффекту, злоупотреблению налоговым законодательством и уходу от налогообложения;

3. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности должно быть направлено только на производственный сектор экономики для создания стимулов и получение вторичных источников знаний.

Вместе с тем, на территории Российской Федерации налоговая политика государства должна способствовать здоровой конкуренции и свободному предпринимательству, обеспечивающие эффективность и устойчивость развития национальной экономики6.

Нужно отметить, что в зависимости от уровня налогообложения, законодатель закрепил компетенции за органами законодательной (представительной) государственной власти в части нормативного закрепления подходов к стимулированию налогоплательщиков посредством предоставления налоговых льгот и преференций. Однако органы государственной власти с осторожностью реализуют свои полномочия ввиду низкого уровня налогового потенциала конкретной территории и высокой необходимости обеспечить определенный уровень налоговых поступлений в бюджетную систему РФ. Несмотря ни на что, регионам и муниципалитетам все же необходимо реали-зовывать финансовую политику государства, в том числе, в части налогового стимулирования инвестиционной деятельности. Например, субъектам дано право предоставлять на своей территории льготы по налогу на имущество организаций, которое используется при осуществлении деятельности по разра-

5 См. например: Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax // OJ L 347, 11.12.2006, p. 1-118.

6 Путин В.В.: здоровая конкуренция - важнейший фактор развития

России // https://ria.ru/20150923/1276312724.html

ботке морских месторождений углеводородного сырья в российской части Каспийского моря.

Однако, несмотря перечисленные меры и инструменты, предусмотренные законодателем, невозможно однозначно сказать о наличие равновесия в экономике страны. Перед государством стоят задачи по увеличению темпа экономического роста, доходов у населения, уровня инвестиционной активности, разрешение которых является затруднительным в существующих ограниченных условиях для динамичного и сбалансированного развития страны.

При этом большинство международных исследований7 показали, что сложность в подходе к определению направлений налоговой политики, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности, зачастую не приносит желаемые результаты для экономики страны. Важно, при определении размера и качества инвестиционных потоков, с целью компенсации рыночных механизмов, рассматривать простые и эффективные инструменты налоговой политики для достижения экономических и социальных целей.

Анализируя действующее законодательство РФ необходимо сделать вывод, что наличие правового регулирования в рассматриваемой сфере и устранение существующих противоречий будет служить развитию прозрачной экономики, снижению уровня неопределенности и улучшению делового настроения, что будет способствовать восстановлению интереса к инвестиционной деятельности в российской экономике и приведет к увеличению благосостояния населения Российской Федерации.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,78%.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс РФ. Часть I: Федеральный закон от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

2.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Парламентская газета, № 8с, 02.03.2018.

3.Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов // ИСП КонсультантПлюс.

4.Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. Изд. 2-е пере-раб. И дополн. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. 448 с.

5.Мандрощенко О.В. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности: проблемы и пути решения // Налогообложение. № 25 (376), 2014. С. 43-47.

6.Окунь А.С., Стешенко Ю.А. Совершенствование подходов к оценке эффективности налогового стимулирования в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 5-6. С. 297 - 311; Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 15. С. 15-28.

7. Путин В.В.: здоровая конкуренция - важнейший фактор развития России // https://ria.ru/20150923/1276312724.html.

8. Council Directive 2006/112/EC of 28 November 2006 on the common system of value added tax // OJ L 347, 11.12.2006, p. 1-118.

9. Effectiveness of tax incentives for venture capital and business angels to foster the investment of SMEs and start-ups Final Report TAX-UD/2015/DE/330 FWC No. TAXUD/2015/CC/131 // https://ec.europa.eu /taxation_customs/sites/taxation/files/taxation_paper_69_vc-ba.pdf.

10. Tax Incentives for Investment - A Global Perspective: experiences in MENA and non-MENA countries Draft1 (Version June 2007) // http://www.oecd.org/mena/competitiveness/38758855.pdf.

7 Tax Incentives for Investment - A Global Perspective: experiences in MENA and non-MENA countries Draftl (Version June 2007) // http://www.oecd.org/mena/competitiveness/38758855.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.