Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование новой экономики России'

Налоговое стимулирование новой экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1204
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Вячеслав Михайлович

Статья посвящена анализу особенностей налогового стимулирования национальной экономики. Автор рассматривает опыт налогового стимулирования развития экономики, влияние налоговых льгот на процессы развития экономики, основные причины, сдерживающие экономическое развитие, и предлагает приоритетные направления совершенствования механизма государственного налогового стимулирования новой экономики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to analysis of the characteristics of tax stimulation of the national economy. The author examines the experience of tax incentives on economic development, the influence of tax benefits on the processes of economic development, the main reasons hindering economic development, and suggests priority areas for improvement of the mechanism of state tax incentives on the new economy in Russia.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование новой экономики России»

ш^ёоИ эттомшыь ОРсссшл

Статья посвящена анализу особенностей налогового стимулирования национальной экономики. Автор рассматривает опыт налогового стимулирования развития экономики, влияние налоговых льгот на процессы развития экономики, основные причины, сдерживающие экономическое развитие, и предлагает приоритетные направления совершенствования механизма государственного налогового стимулирования новой экономики в России.

Налоги, налоговые льготы, налоговое стимулирование.

^ у I ' риоритетным направлением преобразования российской экономики явля-( / я ется придание ей инновационного качества, основным условием которого II я является вовлечение предприятий реального сектора в реализацию клю-ш чевых направлений инновационного развития. Роль государства заключается в достижении баланса между интересами бизнеса и общенациональными приоритетами, который невозможен без использования налоговых механизмов стимулирования модернизации экономики.

Налоговая система России как федеративного государства должна содержать четкие механизмы разграничения полномочий по налоговому стимулированию модернизации экономики, в том числе по установлению, взиманию и перераспределению налогов между федеральными органами власти, субъектами Федерации, муниципальными образованиями.

По оценкам экспертов Европейской экономической комиссии ООН, среди всех стимулов модернизации экономики именно «налоговые аспекты оказываются самыми существенными». Налоговая система должна обеспечивать рост производства и справедливое распределение доходов - таковы общие для всех развитых и развивающихся стран основные принципы налогообложения.

Эффективность налогового стимулирования модернизации экономики должна опираться на потенциальную возможность пополнения бюджета в результате роста экономических показателей.

Критерием эффективности налогового стимулирования модернизации экономики является то, насколько успешно налоговые льготы позволяют решать задачи, стоящие перед государством. Согласно российскому законодательству применяется несколько методов налогового стимулирования: система мер временного воздействия (изменение срока уплаты налога, предоставление отсрочки или рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита), специальные налоговые режимы (свободные экономические зоны, единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), оптимизация налоговых ставок (снижение размера налоговой ставки, прогрессивное налогообложение, дифференциация ставок, постепенное изменение ставок), система налоговых льгот (отмена авансовых платежей, уменьшение или полное сложение налоговых обязательств, система налогообложения для сельскохозяйственных производителей и др.) [5].

Что касается стимулирующей функции, то следует отметить, что она влияет на экономическое поведение субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Сам налог отнюдь не стимулирует зарабатывание средств и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогут никакие налоговые льготы [1].

Снижение налоговых ставок приводит к активизации производственной деятельности, и

таким рычагом налогового регулирования Российское государство воспользовалось в достаточной степени, понизив с 2005 г. ставку НДС с 20 до 18% и максимальную ставку ЕСН с 35,6 до 26%, уменьшив в 2002 г. ставку по налогу на прибыль с 35 до 24%. Установленная с 2008 г. ставка налога на прибыль в 20% предоставляет потенциальную возможность для расширения производства за счет большей части прибыли, остающейся в распоряжении организации [3].

Действующая система налогов и сборов, несмотря на непрерывно изменяющееся законодательство, снижение ставок и количества налогов, введение НК РФ и ужесточение налогового контроля, не создает благоприятных финансовых условий ни для роста благосостояния населения, ни для развития бизнеса. В связи с этим назрела необходимость приведения налоговой системы России в соответствие с рыночными условиями хозяйствования и международными социальными аспектами функционирования общества. Основной целью государства на современном этапе в области налоговой политики должно стать стимулирование инновационного развития.

Наиболее гибким и эффективным инструментом налогового стимулирования является налоговая льгота, т.е. частичное освобождение экономического субъекта от бремени налогообложения. С одной стороны, льготы являются средством усиления стимулирующей функции налогов и представляют собой вычеты различных сумм из доходов, подлежащих налогообложению, льготные ставки, а подчас и освобождение от налогов на определенное время. С другой, результатом широкого распространения льгот является снижение налоговых поступлений в бюджет. Так, предоставление налогоплательщикам различного рода налоговых льгот, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, предоставление налоговых кредитов, в том числе инвестиционных, а также связанных с реструктурированием недоимок по уплате налогов, упрощенный порядок уплаты налогов (например, освобождение от авансовых платежей и от внесения депозитов или от предоставления иного обеспечения своевременности и полноты этой уплаты, меньшие объемы предоставляемой в налоговые органы отчетности и т.п., преимущества при определении налогооблагаемой базы) становятся причинами снижения бюджетных доходов.

Прогрессивными являются льготы, связанные с необлагаемым минимумом и пониженными ставками подоходного налога при прогрессивной системе или с необложением реинвестируемой части прибыли, с ускоренной амортизацией, и мн.др. Используя такие льготы, государство способно решать вопросы структурно-инвестиционной политики или проблемы макро -и микрорегулирования.

Опыт налогового стимулирования модернизации российской экономики включает в себя многообразную практику повышения и снижения налоговых ставок, применения и отмены налоговых льгот.

Налоговая реформа и экономический рост позволили снижать ежегодную номинальную налоговую нагрузку на 1% ВВП [1]. В результате в 2010 г., по данным Минфина России, фискальное бремя составило 25,2% ВВП вместо 32% в 2007 г.

В то же время, несмотря на серьезные льготы, в частности по освобождению от налога расходов на инвестиционные цели, эффект от них был малозначительный, поскольку в условиях всеобщей дезорганизации производства и его сокращения у большинства предприятий на инвестиции просто не было свободных средств. Инвестиционная деятельность в этот период почти прекратилась, а если и осуществлялась, то в основном в сфере услуг, банковской сфере, торговле и пищевой промышленности.

Российская практика налогового стимулирования модернизации экономики строится на эклектическом смешении американской, германской и советской налоговых систем с набором отечественных проблем. Регионы не выполняют своих обязательств в области федеральной налоговой политики, а центральные органы власти регулярно нарушают принцип стабильно' сти, произвольно меняют пропорции распределения налогов.

Эффективному использованию налогового стимулирования модернизации экономики России мешают: пространственные диспропорции, различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении регионов, возрастание неравномерности развития и исключительно глубокая дифференциация между субъектами Федерации [4].

Сложившийся в России особый тип закрепления налогов по уровням бюджетной системы

характеризуется преимущественным закреплением налогов за федеральным уровнем, остаточная принадлежит регионам и местному самоуправлению. Сверхцентрализация налоговых поступлений на федеральном уровне, дотации регионам, а не прямое распределение налогов между бюджетами создали прецедент финансовой зависимости модернизации экономики большинства регионов от центра.

Действующая в России система налогового стимулирования модернизации экономики имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, не определены объективные основы разграничения налоговой базы между различными субъектами федеративных отношений исходя из объективных потребностей модернизации экономики.

Во-вторых, не решены вопросы минимальной достаточности собственных налоговых источников, а также объективных оснований перераспределения всех налоговых источников в целях ускорения процессов модернизации экономики.

В-третьих, не обеспечиваются права субъектов Федерации по сохранению в качестве источников налогооблагаемой базы тех юридических и физических лиц, которые находятся на их территории.

Сложившийся уровень разграничения налоговых сборов не позволяет осуществлять функции генераторов модернизации экономики. Кроме регионов доноров остальные субъекты Федерации не в состоянии эффективно осуществлять налоговое стимулирование модернизации экономики.

Из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически пять налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и налог на доходы физических лиц) способны оказывать решающее влияние на мотивацию экономических агентов на участие/неучастие в модернизации экономки.

Основная задача состоит в разработке научно обоснованной концепции оптимизации механизма налогового стимулирования модернизации экономики.

В целях повышения эффективности налогового стимулирования модернизации экономики налог на прибыль должен в основной части оставаться в бюджетах субъектов Федерации. Процентные отчисления от НДС и налога на прибыль вместе с государственными сборами и имущественными налогами должны быть закреплены за регионами.

Средства, поступающие как сборы за пользование природными ресурсами и дорожные сборы, аккумулируемые в специальных бюджетных фондах, должны использоваться по целевому назначению - на восстановление природных ресурсов и на строительство и реконструкцию дорог.

В числе основных направлений совершенствования мер налогового стимулирования, на наш взгляд, можно отметить следующие:

- налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект;

- важнейшим условием эффективного налогового стимулирования модернизации экономики является минимальная административная обременительность при оформлении налоговых льгот;

- поддержка малых и средних предприятий должна выражаться не в предоставлении налоговых льгот пролоббированной категории налогоплательщиков, а в адресном налоговом стимулировании модернизации производства.

Для снижения налоговой составляющей непосредственно в цене продукции научного и инновационного характера возможно использовать следующие меры стимулирующего характера:

- снизить ставку единого социального налога и иных платежей с фонда оплаты труда для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность. Это позволит более активно привлекать высококвалифицированных сотрудников;

- ввести освобождение от обложения НДС ввоза на территорию Российской Федерации высокотехнологичного оборудования, используемого для научных разработок и создания инновационной продукции, комплектующих и запасных частей к нему. Это будет способствовать

ускорению процесса модернизации инновационных и высокотехнологичных отраслей российской экономики.

В числе мер налогового стимулирования может быть введение:

- льготных ставок НДС по реализации наиболее значимых видов инновационной продукции: отечественного высокотехнологичного оборудования, наноматериалов и изделий из них;

- специальной налоговой льготы, предусматривающей полную либо пониженную ставку до 70% налога на имущество предприятий и организаций, производящих отечественное высокотехнологичное оборудование и новые виды техники;

- специального налогового режима для научно-исследовательских и инновационных организаций, что позволит также осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать сложные вопросы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием предприятий инновационной сферы.

С учетом противоречивый, неоднозначного характера влияния налогового стимулирования на разные отрасли экономики, закономерна выработка разнообразных мер и механизмов государственной налоговой политики. Необходим учет особенностей функционирования предприятий разных типов - как по размерам, так и по видам выпускаемой продукции.

Для обеспечения модернизации экономики посредством налогового стимулирования необходимо восстановить льготы по налогу на прибыль на постоянной основе как на региональном, так и на федеральном уровне и расширить перечень льгот по налогу на имущество организаций, которые могут активно использоваться при разработке стратегии социально-экономического развития региона на базе единой федеральной методики.

Для всех отраслей общественного хозяйства общий уровень рентабельности и социальной составляющей должен выражаться в конкретной величине налога. Заплатив «твердый» налог государству, организация может за счет интенсификации труда и производства снизить себестоимость продукции (работ, услуг) по сравнению со среднеотраслевой и среднерегиональ-ной, получить тем самым дополнительную необлагаемую налогом прибыль - свободные финансовые ресурсы, которые должны быть направлены либо на техническое перевооружение производства, либо на исследования и разработки.

Эффективному решению задач налогового стимулирования модернизации экономики будет способствовать внедрение новых принципов формирования налоговых поступлений и льгот; стимулирование инновационной направленности налогообложения; поддержка территорий с неразвитой налоговой базой и низкими доходами; установление прямой зависимости между системой налогообложения и системой факторов, стимулирующих инновационную направленность налогообложения.

С помощью гибкой системы налогового стимулирования должно достигаться оптимальное соотношение между бюджетным финансированием науки и самофинансированием научно-технического прогресса. Изменяя налоговые правила, ставки налогообложения, сроки уплаты, структуру налогообложения, амортизационную политику, принципы бюджетной поддержки, государство сможет эффективно влиять на процессы потребления и накопления капитала, структуру материального производства, его территориальное размещение.

Литература

[1] Кздушин А.Н. Насколько посильно налоговое бремя в России II Финансы. -2010. - №7.

[2] Лукин А.Е. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: опыт зарубежных стран. - М., 2009.

[3] Малкова Ю.В. Налоговые стимулы инновационного развития IIЭКО. - 2010. - №6.

[4] Маркин В,В., Нелюбин А.А. Социальное моделирование российских регионов в дискурсе региональной идентификации II Сборник материалов. - М., 2007.

[5] Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Иванова Н.И. - М., 2009.

'—а—'

•с":--

Г--'

|мии«м]

{дцттмЦ

^шмегмЗфЦ

Ь=)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.