Молотков О. Е.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
11.6. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Молотков Олег Евгеньевич, аспирант РАНХиГС при Президенте РФ.
molotkovoe@mail.ru
Аннотация: статья посвящена особенностям налогового стимулирования модернизации национальной экономики. Автор рассматривает опыт налогового стимулирования развития экономики, влияние налоговых льгот на процессы модернизации экономики, основные причины, сдерживающие экономическое развитие, и предлагает основные направления совершенствования механизма государственного налогового стимулирования модернизации российской экономики.
Ключевые слова: налоги, налоговые льготы, налоговое стимулирование.
FEATURES OF TAX INCENTIVES OF MODERNIZATION OF ECONOMY OF RUSSIA
Molotkov O.E., place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration.
molotkovoe@mail.ru
Annotation: the paper is devoted to the peculiarities of tax incentives for the modernization of the national economy. The author considers the experience of tax incentives for economic development, the impact of tax incentives on the processes of economic modernization, the main reasons for holding back economic development, and offers guidelines to improve the mechanism of state tax incentives to modernize the Russian economy.
Keywords: taxes, tax exemptions, tax incentives.
По оценкам экспертов Европейской экономической комиссии ООН, среди всех стимулов модернизации экономики именно «налоговые аспекты оказываются самыми существенными». Налоговая система должна обеспечивать рост производства и справедливое распределение доходов - таковы общие для всех развитых и развивающихся стран основные принципы налогообложения.
Эффективность налогового стимулирования модернизации экономики должна опираться на потенциальную возможность пополнения бюджета в результате рост экономических показателей.
Критерием эффективности налогового стимулирования модернизации экономики служит то, насколько успешно налоговые льготы позволяют решать задачи, стоящие перед государством. Согласно российского законодательства применяется несколько методов налогового стимулирования: система мер временного воздействия (изменение срока уплаты налога, предоставление отсрочки или рассрочки, предоставление налогового или инвестиционного налогового кредита), специальные налоговые режимы (свободные экономические зоны, Единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), оптимизация налоговых ставок (снижение размера налоговой ставки, прогрессивное налогообложение, дифференциация ставок, постепенное изменение ставок), система налоговых льгот (отмена авансовых платежей, уменьшение или полное сложение
налоговых обязательств, система налогообложения для сельскохозяйственных производителей и др.)1.
Что касается стимулирующей функции, то следует отметить, что она влияет на экономическое поведение субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Сам налог отнюдь не стимулирует зарабатывание средств и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогут никакие налоговые льготы2.
Снижение налоговых ставок приводит к активизации производственной деятельности, и таким рычагом налогового регулирования Российское государство воспользовалось в достаточной степени, понизив с 2005 г, ставку НДС с 20% до 18% и максимальную ставку ЕСН с 35,6% до 26%, уменьшив в 2002 году ставку по налогу на прибыль с 35% до 24%. Установленная с 2008 г. ставка налога на прибыль 20% предоставляют потенциальную возможность для расширения производства за счет большей части прибыли, остающейся в распоряжении организации3.
Действующая система налогов и сборов, несмотря на непрерывно изменяющееся законодательство, снижение ставок и количества налогов, введение Налогового Кодекса РФ и ужесточение налогового контроля, не создает благоприятных финансовых условий ни для роста благосостояния населения, ни для развития бизнеса. В связи с этим назрела необходимость приведения налоговой системы России в соответствие с рыночными условиями хозяйствования и международными социальными аспектами функционирования общества. Основной целью государства на современном этапе в области налоговой политики должно стать стимулирование инновационного развития.
Наиболее гибким и эффективным инструментом налогового стимулирования является налоговая льгота, то есть частичное освобождение экономического субъекта от бремени налогообложения. С одной стороны, льготы являются средством усиления стимулирующей функции налогов и представляют собой вычеты различных сумм из доходов, подлежащих налогообложению, льготные ставки, а подчас и освобождение от налогов на определенное время. С другой, результатом широкого распространения льгот является снижение налоговых поступлений в бюджет. Так, предоставление налогоплательщикам различного рода налоговых льгот, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, предоставление налоговых кредитов в том числе инвестиционных, а также связанные с реструктурированием недоимок по уплате налогов, упрощенный порядок уплаты налогов (например, освобождение от авансовых платежей и от внесения депозитов или от предоставления иного обеспечения своевременности и полноты этой уплаты, меньшие объемы предоставляемой в налоговые органы отчетности, и т.п., преимущества при определении налогооблагаемой базы) становится причиной снижения бюджетных доходов.
Прогрессивными являются льготы, связанные с необлагаемым минимумом и пониженными ставками подоходного налога при прогрессивной системе, или, с необложением реинвестируемой части прибыли, с
1 Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Иванова
Н.И. - М., 2009.
2 Кадушин А.Н. Насколько посильно налоговое бремя в России // Финансы. -2010. - № 7.
3 Малкова Ю.В. Налоговые стимулы инновационного развития // ЭКО. - 2010.
- № 6.
Бизнес в законе
3’2012
ускоренной амортизацией, и многие другие. Используя такие льготы, государство способно решать вопросы структурно-инвестиционной политики или проблемы макро - и микрорегулирования.
Опыт налогового стимулирования модернизации российской экономики включает в себя многообразную практику повышения и снижения налоговых ставок,
4
применения и отмены налоговых льгот .
Налоговая реформа и экономический рост позволили снижать ежегодную номинальную налоговую нагрузку на 1% ВВП5. В результате в 2010 г., по данным Минфина России, фискальное бремя составило 25,2% ВВП вместо 32% в 2007 г.
В то же время, несмотря на серьезные льготы, в частности по освобождению от налога расходов на инвестиционные цели, эффект от них был малозначительный, поскольку в условиях всеобщей дезорганизации производства и его сокращения у большинства предприятий на инвестиции просто не было свободных средств. Инвестиционная деятельность в этот период почти прекратилась, а если и осуществлялась, то в основном в сфере услуг, банковской сфере, торговле и пищевой промышленности.
Российская практика налогового стимулирования модернизации экономики строится на эклектическом смешении американской, германской и советской налоговых систем с набором отечественных проблем. Регионы не выполняют своих обязательств в области федеральной налоговой политики, а центральные органы власти регулярно нарушают принцип стабильности, произвольно меняют пропорции распределения налогов.
Эффективному использованию налогового
стимулирования модернизации экономики России мешают: пространственные диспропорции, различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении регионов, возрастание неравномерности развития и исключительно глубокая дифференциация между субъектами Федерации6.
Сложившийся в России особый тип закрепления налогов по уровням бюджетной системы характеризуется преимущественным закреплением налогов за федеральным уровнем, остаточная за регионами и местным самоуправлением. Сверх централизация налоговых поступлений на федеральном уровне, дотации регионам, а не прямое распределение налогов между бюджетами, создали прецедент финансовой зависимости модернизации экономики большинства регионов от центра.
Действующая в России система налогового стимулирования модернизации экономики имеет ряд существенных недостатков:
Во-первых, не определены объективные основы разграничения налоговой базы между различными субъектами федеративных отношений исходя из объективных потребностей модернизации экономики.
Во-вторых, не определены и не решены вопросы минимальной достаточности собственных налоговых источников, а также объективных оснований перераспределения всех налоговых источников в целях ускорения процессов модернизации экономики.
4 Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Иванова
Н.И. - М., 2009.
5 Кадушин А.Н. Насколько посильно налоговое бремя в России // Финансы. -2010. - № 7.
6 Маркин В.В., Нелюбин АА. Социальное моделирование российских регионов в дискурсе региональной идентификации // Сборник материалов. -М., 2007.
В-третьих, не обеспечиваются права субъектов
Федерации по сохранению в качестве источников
налогооблагаемой базы тех юридических и физических лиц, которые находятся на их территории.
Сложившийся уровень разграничения налоговых сборов не позволяет осуществлять функции генераторов модернизации экономики. Кроме регионов доноров
остальные субъекты Федерации не в состоянии
эффективно осуществлять налоговое стимулирование модернизации экономики.
Из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически пять налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и налог на доходы
физических лиц), способны оказывать решающее влияние на мотивацию экономических агентов на участие - не участия в модернизации экономки.
Основная задача состоит в разработке научнообоснованной концепции оптимизации механизма налогового стимулирования модернизации экономики.
В целях повышения эффективности налогового стимулирования модернизации экономики налог на прибыль должен в основной части оставаться в бюджетах субъектов Федерации. Процентные отчисления от НДС и налога на прибыль вместе с государственными сборами и имущественными налогами должны быть закреплены за регионами.
Средства, поступающие как сборы за пользование природными ресурсами и дорожные сборы, аккумулируемые в специальных бюджетных фондах, должны использоваться по целевому назначению, соответственно, на восстановление природных ресурсов и на строительство и реконструкцию дорог.
Список литературы:
1. Кадушин А.Н. Насколько посильно налоговое бремя в России // Финансы. - 2010. - № 7.
2. Лукин А.Е. Налоговое стимулирование инновационной деятельности: опыт зарубежных стран. - М., 2009.
3. Малкова Ю.В. Налоговые стимулы инновационного развития // ЭКО. -2010. - № 6.
4. Маркин В.В., Нелюбин А.А. Социальное моделирование российских регионов в дискурсе региональной идентификации // Сборник материалов. - М., 2007.
5. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Иванова Н.И. - М., 2009.
Reference list:
1. Kadushin A.N. The tax burden in Russia is how feasible // Finance. - 2010.
- № 7.
2. Lukin A.E. Tax incentives of innovative activity: experience of foreign countries. - M, 2009.
3. Malkova Y.V. Tax incentives of innovative development // EKO. - 2010. -№ 6.
4. Markin V.V., Nelyubin AA. Social modeling of the Russian regions in a discourse of regional identification // the Collection of materials. - M, 2007.
5. Tax incentives of innovative processes / Otv. edition Ivanov N.I.. - M, 2009.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Молоткова О. Е. посвящена анализу особенностей и критериев налогового стимулирования модернизации национальной экономики.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку в статье затрагивается ряд проблем, которые препятствуют эффективной реализации налоговой политики в России.
Автор убедительно доказывает, что действующая система налогов и сборов, несмотря на непрерывно изменяющееся законодательство, снижение ставок и количества налогов, введение Налогового Кодекса РФ и ужесточение налогового контроля, не создает благоприятных финансовых условий ни для роста благосостояния населения, ни для развития бизнеса.
Заслуживает особого внимания вывод автора о том, что основной целью государства на современном этапе в области налоговой политики должно стать стимулирование инновационного развития.
Научная статья Молоткова О. Е. соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.
Кандидат экономических наук,
консультант Фонда развития науки
и поддержки молодых ученых Т. Б. Батуева