Научная статья на тему 'Начало создания исправительно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России'

Начало создания исправительно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1461
553
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕЛИКВЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЮТЫ / JUVENILE TORTFEASOR / EDUCATION / EDUCATION AND CORRECTION OF CHILDREN / CORRECTIONAL HOUSES / JUVENILE COURTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кара С.В.

Рассматриваются аспекты реализации в дореволюционной России XIXначала XX вв. идеи создания для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей особых исправительных учреждений образовательно-воспитательного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted on the questions of aspect of realization in pre-revolutionary Russia in XIX beginning XX of the idea of creating educational and correctional houses for homeless children and juvenile offenders.

Текст научной работы на тему «Начало создания исправительно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России»

УДК 343.81

НАЧАЛО СОЗДАНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В РОССИИ

С.В. Кара

Рассматриваются аспекты реализации в дореволюционной России XIX- начала XX вв. идеи создания для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей особых исправительных учреждений образовательно-воспитательного характера.

Ключевые слова: несовершеннолетние деликвенты; образование, воспитание и исправление неблагополучных детей, исправительные приюты, суды для несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних имеет ряд отличительных особенностей, которые проявляются в первую очередь в причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения и, как следствие, в ее уровне и тенденциях развития[1]. Сознание необходимости особых мер взыскания для малолетних привело все новейшие государства еще в XVIII - XIX вв. к учреждению особых заведений для лиц этой группы[2]. В начале XVIII в. в тюрьме Рима и Флоренции создали отдельные от взрослых помещения для несовершеннолетних. «Принцип замены для малолетних преступников обыкновенных наказаний воспитательно-исправительными учреждениями сделался общим для всех новейших уголовных законодательств, хотя на практике далеко не все государства проводят это начало последовательно. Всех ранее значительные успехи в этом отношении сделала Франция.

К первой половине XIX в. относятся попытки создания в России особых условий содержания несовершеннолетних правонарушителей. В российском обществе, видимо появилось мнение, что для исправления несовершеннолетних делик-вентов недостаточно применения лишь уголовного наказания, а к ним должны применяться и меры образовательно-воспитательного характера. В Российской Империи были сделаны попытки создать специальные заведения для неблагополучных детей. Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была открыта в 1819 г. в гомельском имении известного государственного канцлера графа Н.П. Румянцева англичанином Якобом Гердом, приглашенным в Россию для организации обучения детей по ланкастерскому методу, впоследствии принявшим российское подданство[3]. Обучать начали пятьдесят сирот из владений Румянцева. Через некоторое время там было построено новое здание, рассчитанное на 200 мест - как это было положено в соответствии с теоретическими установками ланкастерского метода. Кроме чтения и письма, учеников обучали арифметике и каждого какому-нибудь ремеслу. Одна группа занималась переплетным, другая швальным, третья столярным делом, а некоторые ходили на ферму знакомиться порядком организации скотоводства и молочного хозяйства. Отработав, по договоренности, три года, в 1821 году Яков Герд вернулся к себе на родину в Англию[4]. К сожалению, организованная Якобом Гердом эта школа просуществовала недолго. После смерти графа Н.П. Румянцева вследствие отказа наследников субсидировать ее она закрылась.

Первого октября 1830 г. в Варшаве по инициативе «Общества попечения о нравственно-испорченных детях» был открыт институт для детей, оставленных без нравственного попечения в собственном доме. По первоначальному проекту устава (ст.16), составленному Графом Ф. Скарбеком, Общество планировало основать попечение не только над нравственно-испорченными детьми, но и над малолетними преступниками[5].

Действовали несколько частных воспитательных заведений для нравственно-испорченных детей в г. Рига с 1839 г., в г. Нарва с 1848 г., в г. Ревль с 1850 г., приют в Симоновском монастыре в Москве с 1863 г., заведение для исправления нравственно-испорченных детей женского пола в Санкт-Петербурге с 1864 г., исправительный ремесленный приют для малолетних арестантов, находящихся под следствием и судом, а также для детей праздношатающихся и нищинствующих, учрежденный в 1864 г., Московским обществом распространения полезных книг[6].

В Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями от 20 ноября 1864 г. были установлены нововведения относительно уголовной ответственности несовершеннолетних. При обсуждении судебных уставов впервые на законодательном уровне была высказана мысль о том, что «по особым свойствам детского возраста применение к малолетним общих видов наказаний представляется или совершенно невозможным, или ведущим к положительному вреду».

Вероятно под влиянием складывающейся в российском обществе практики создания специализированных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных 5 декабря 1866 г. в России был утвержден Закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников». При этом предлагалось учреждать такие «богоугодные общественные учреждения» для помещения приговоренных судом несовершеннолетних не только правительством, но и земству, обществам, духовным установлениям, частным лицам[7]. В тот же день были утверждены и «Правила об исправительных приютах». Частные приюты для несовершеннолетних с их уставными документами могли учреждаться с разрешения Министерства Внутренних Дел по согласованию с Министерством Юстиции. Исправительные приюты для несовершеннолетних передавались в ведение Министерства Внутренних Дел.

В первой статье «Об исправительных приютах» сказано, что «независимо от учреждаемых правительством приютов для нравственного исправления несовершеннолетних, отдаваемых туда по судебным приговорам, к учреждению таких богоугодных и общеполезных учреждений привлекаются также земство, общества и духовные установления и частные лица»[8]. Как справедливо заметил М.В. Шимановский «привлекая к устройству означенных учреждений частных лиц, редакторы Уставов не сомневались, что у нас, как во всей остальной Европе, многие частные лица и общества пожелают учреждать исправительные приюты. Доказательством того может служить то, что без всякого вызова со стороны Правительства, даже без особого на то разрешения в законе, в России уже существует несколько подобных совершенно частных заведений» [9].

Участию в открытии исправительных приютов частных лиц и общественных организаций должно было поспособствовать и законодательное положение о том, что принадлежащее или приобретенное имущество приютов освобождалось от всякого государственного налогооблажения, а земледельческие приюты наделялись необходимыми земельными угодьями. Местными Комитетами попечения о тюрьмах перечислялись средства в Приюты из сумм, отпускаемых на содержание арестантов, в объемах необходимых для обеспечения питанием, одеждой и т.п. К оплате содержания несовершеннолетних

Право

217

воспитанников привлекались их родители, с учетом их материальных возможностей.

Создавались приюты несовершеннолетних отдельно для каждого пола. Исправительные приюты имели своей задачей «нравственное исправление несовершеннолетних, отдаваемых туда по судебным приговорам». В исправительных приютах несовершеннолетние обучались Закону Божьему по вероисповеданию, чтению, письму, основным правилам арифметики, а по возможности и другим элементарным наукам, ремесленным либо земледельческим профессиям (по усмотрению учреждений) [10].

В исправительные приюты, согласно ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных[11], по решению суда направлялись дети от 10 до 14 лет, совершившие преступление «без разумения», а также несовершеннолетние от 14 до 17 лет, совершивших преступление «без полного разумения». Суд направлял в исправительные приюты несовершеннолетних 10-14 лет, которые совершили преступление «без разумения» или «без полного разумения» как замена отдачи подростков для домашнего исправления родителям, благонадежным родственникам для домашнего исправления.

Срок пребывания в приютах назначался судом на определенное время или до достижения восемнадцатилетнего возраста. Но законодательство не определяло минимального срока пребывания приюте, последствием чего оказывались приговоры несовершеннолетних в приюты на очень короткое время. Так как при этом условии очень трудно сколько-нибудь пополнить пробелы в образовании и воспитании, то многие из приютов не принимали осужденных на короткие сроки[12].

Выпущенные из приюта несовершеннолетние в течение определенного срока находились под покровительством приюта, который обязывался оказывать содействие в деле устройства их будущности.

Начиная с 80-х гг. XIX в. стали проводиться Съезды представителей русских исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей, которые сыграли важную роль в совершенствование практики и развитии законодательства о несовершеннолетних правонарушителях и исправительных заведений для них[13]. В этой связи следует сказать о законе от 20 мая 1892 г. «Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников». Согласно этого закона срок содержания несовершеннолетних в приюте уже определялся не судом, а самим исправительно-воспитательным заведением и зависел от степени исправления воспитанников. Закон же определял лишь общие границы этого срока. Недостатком этого нововведения было отсутствие критериев исправления подростков и они целиком зависели от усмотрения конкретных лиц, которые по-разному подходили к оценке поведения питомцев[14].

Закон от 8 февраля 1893 г. «Об изменении порядка заключения и пересылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом» [15] включил в круг несовершеннолетних, которые могли быть помещены в исправительные приюты, подследственных. Законодатель, руководствуясь стремлением оградить несовершеннолетних от развращающего влияния тюрьмы, предписывал содержание их в исправительных приютах, но отдельно от прочих воспитанников во избежание дурного влияния уже осужденных подростков[16].

Под влиянием Съездов представителей российских исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей был разработан Закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних», принятый 2 июня 1897 г. [17] Закон от 2 июня 1897 г. ознаменовал собой начало коренной реформы института ответственности несовершеннолетних, внесением существенных изменений практически во все действовавшие прежде законы. В Определении Правительствующего Сената отмечалось, что Закон вызван к жизни признанием в качестве главнейшего средства воздействия на малолетних и несовершеннолетних, впавших в преступления, мер не карательных, а воспитательно-исправительных[18]. Позже в «Положении о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних 1909 г.» указывалось, что «исправительно-воспитательные заведения утверждаются для нравственного исправления помещаемых в них несовершеннолетних и подготовления их к честной трудовой жизни ... и заботясь о религиозно-нравственном, умственном и физическом развитии дают им первоначальное общее образование, а также практические познания, которые доставили бы им возможность снискать себе средства к существованию» [19].

22 марта 1903 г. в Российской Империи было принято Уголовное уложение. Согласно статье 40 и 41 Уголовного уложения если несовершеннолетние от 10 до 17 лет, часто совершали правонарушения, что свидетельствовало о наличии у них привычки к преступной деятельности, то они могли быть помещены в исправительно-воспитательные заведения, а при невозможности - в особые помещения для несовершеннолетних при тюрьмах и арестных домах на срок не свыше 3-х лет, а лица женского пола направлялись в монастыри их вероисповедания[20]. При отдаче несовершеннолетних в исправи-тельно-воспитательные заведения или монастыри срок пребывания в них не определялся, но во всяком случае не могли быть оставленными в этих заведениях и монастырях по достижения ими 18 лет[21]. Правда в статье 41 Уложения была дана оговорка по поводу крайнего возраста пребывания несовершеннолетних в исправительно-воспитательном заведении, или в особо приспособленных для них помещениях при тюрьмах и арестных домах, или в монастыре - до достижения 21 года.

21 января 1910 г. в Санкт-Петербурге учреждается первый детский суд, 23 апреля 1912 г. открывается подобный суд в Москве, а потом в Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове. Судьями по делам несовершеннолетних были избраны известные юристы начала XX в., специализирующиеся в данной области, в Санкт-Петербурге - Н.А. Окунев, в Москве -В.И. Шевелкин, в совершенстве владеющие знаниями по детской психологии и педагогике[22].

Однако позитивный процесс в деле налаживания и совершенствования системы исправления несовершеннолетних правонарушителей в России был приостановлен и видоизменен вследствие первой мировой войны, большевистского переворота и последовавшей гражданской войны.

Итак, воплощение идеи создания в России особых условий содержания несовершеннолетних правонарушителей и их возникновение относят XIX в. В российском обществе созрело мнение о том, что для исправления несовершеннолетних правонарушителей недостаточно лишь уголовного наказания, но к ним должны применяться и меры образовательно-воспитательного характера. Общество и государство должны были реализовать эти меры. Благодаря общественной инициативе несовершеннолетие деликвенты отделялись от взрослых преступников. В ряде мест России стали создаваться различного рода воспитательные приюты для несовершеннолетних правонарушителей, где основной упор делался на образование и трудовое воспитание. В результате начала реализовываться идея создания целостной системы учреждений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних начиная от специализированных судов, до специальных воспитательных учреждений для несовершеннолетних и общественного надзора.

This article is devoted on the questions of aspect of realization in pre-revolutionary Russia in XIX - beginning XX of the idea of creating educational and correctional houses for homeless children and juvenile offenders.

Keywords: juvenile tortfeasor, education, education and correction of children, correctional houses, juvenile courts.

Список литературы

1. См.: Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 785.

2. См.: Таганцев Н. С. Курс уголовного права. - С.-Петербург, 1902.// http://crimpravo.ru/blog/nauka/645.html

3. См.: Санкт-Петербургские ведомости. 01.11.1871. С. 2 //. Новик В.И. Становление и организация органов предупреждения беспризорности и преступности несовершеннолетних в дореволюционной России и СССР // История государства и права. 2011. № 15. С. 36 - 39.

4. http://www.biografija.ru/biography/gerd-yakov-ivanovich.htm

5. См.: Шимановский М.В. Очерк возникновения исправительно-воспитательных заведений для малолетних преступников в России. Одесса, 1889. С. 18.

6. См.: Шимановский М.В. Очерк возникновения исправительно-воспитательных заведений для малолетних преступников в России. Одесса, 1889. С. 5-6; Кистяковский А.Ф. Молодые преступники и учреждения для их исправления с обозрением русских учреждений. Киев, 1878. С. 89-90.

7. См.: Глава вторая «Об исправительных приютах» Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражей // Свод законов Российской Империи со всеми относящимися к ним продолжениями. Все 16 томов в одной книге. T.XIV / Под ред. Ф. Волкова, Ю.Д. Филипова. Изд. 3-е пересм. и доп. СПб.: Издание товарищества «Общественная польза», 1900. С. 122-123.

8. См.: Статья 153 главы второй «Об исправительных приютах» Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражей// Свод законов Российской Империи со всеми относящимися к ним продолжениями. Все 16 томов в одной книге. T.XIV / Под ред. Ф. Волкова, Ю.Д. Филипова. Изд. 3-е пересм. и доп. СПб.: Издание товарищества «Общественная польза», 1900. С. 122.

9. См.: Шимановский М.В. Очерк возникновения исправительно-воспитательных заведений для малолетних преступников в России. Одесса, 1889. С. 5-6.

10. См.: Статья 160 главы второй «Об исправительных приютах» Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражей // Свод законов Российской Империи со всеми относящимися к ним продолжениями. Все 16 томов в одной книге. T.XIV / Под ред. Ф. Волкова, Ю.Д. Филипова. Изд. 3-е пересм. и доп. СПб.: Издание товарищества «Общественная польза», 1900. С. 122-123.

11. См.: Свод законов Российской Империи со всеми относящимися к ним продолжениями. Все 16 томов в одной книге. T.XV / Под ред. Ф. Волкова, Ю.Д. Филипова. Изд. 3-е пересм. и доп. СПб.: Издание товарищества «Общественная польза», 1900. С. 14-15.

12. См.: Альбицкий Е.И., Ширрен А. Исправительно-воспитательные заведения для несовершеннолетних преступников и детей заброшенных в связи с законодательством о принудительном воспитании. Саратов: Типогр. Губерн. земства, 1893. С. 198.

13. См.: Подробнее об этом.: Альбицкий Е.И., Ширрен А. Исправительно-воспитательные заведения для несовершеннолетних преступников и детей заброшенных в связи с законодательством о принудительном воспитании. Саратов: Типогр. Губерн. земства, 1893. С. 192-212.

14. См. Беляева Л.И. Воспитание несовершеннолетних правонарушителей в России: в 3 ч. - Ч.1: Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в Российской империи. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2007. С. 64-66.

15. Полное собрание законов Российской империи. 1893, № 9316. Собрание установлений 1893. 1-еполугодие. С. 365

16. См.: Беляева Л.И. Размышления по поводу ювенальной юстиции в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2005. № 2. С. 3-4.

17. Полное собрание законов Российской империи. 1897, № 14233. Собрание установлений 1897. С. 915.

18. См.: Определение Правительствующего Сената о применении Закона от 2 июня 1897 г. по делам о малолетних // Журнал Министерства юстиции. 1899. № 2. С. 190 - 206.

19. См.: Статья 1 Положения о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних 1909 г. // Свод законов Российской Империи. Ннеофициальное издание в пяти книгах / Под ред. И.Д. Мордухай-Болтовского, книга пятая, томы XIII-XVI. СПб.: Русское книжное товарищество «Деятель», 1912. С. 266.

20. Мужские монастыри оказались совершенно не готовыми к принятию несовершеннолетних преступников, к обеспечению за ними должного надзора. Женским же монастырям, по мнению Н.С. Таганцева, дело воспитания было гораздо более знакомо, т.к. во многих из них издавна существовали школы, в которых принимались девушки для обучения правилам веры, грамотности и рукоделиям. См.: Таганцев Н.С. Уголовное уложение. СПб, 1904. С. 81.

21. См.: Таганцев Н.С. Уголовное уложение. СПб, 1904. С. 78.

22. См.: Дубоносова А.Э. Становление системы правосудия в отношении несовершеннолетних в России начала XX века // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3.

Об авторе

Кара С.В. - старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.