Научная статья на тему 'Мотивация в командных видах спорта: социологический анализ'

Мотивация в командных видах спорта: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2032
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТИВНЫЕ ПОБЕДЫ / МОТИВАЦИЯ / ТЕОРИЯ / SPORT / SPORTS VICTORIES / MOTIVATION / THEORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рысюкевич Н.С.

В современных быстро меняющихся условиях для достижения больших побед в спорте огромное значение имеет мотивация, которая способствует тому, чтобы спортсмены добивались высоких побед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation in team sports: sociological analysis

In today’s rapidly changing environment motivation has an important role in achieving of the great sports victories. It contribute to significant results of sportsmen.

Текст научной работы на тему «Мотивация в командных видах спорта: социологический анализ»

УДК 316.46:796

Н. С. РЫСЮКЕВИЧ,

кандидат социологических наук, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

мотивация в командных видах СПОРТА: социологический анализ

В современных быстро меняющихся условиях для достижения больших побед в спорте огромное значение имеет мотивация, которая способствует тому, чтобы спортсмены добивались высоких побед.

Ключевые слова: спорт, спортивные победы, мотивация, теория.

N. S. RYSYUKEVICH,

Candidate of Sociology, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk

motivation in team sports: sociological analysis

In today's rapidly changing environment motivation has an important role in achieving of the great sports victories. It contribute to significant results of sportsmen.

Keywords: sport, sports victories, motivation, theory.

Спорт в современных условиях представляет собой сложное многофункциональное и многообразное явление социальной реальности. Он давно перестал играть роль просто развлечения и превратился в силу, активно влияющую на жизнедеятельность общества, на формирование человека как личности, на менталитет не только отдельных людей, но и социальную направленность развития целых государств. Спорт обладает особым социальным статусом в пересечении общественных реалий. Он является критерием моральных и физических возможностей спортсменов как лучших представителей нации и государства. Однако социальное значение спорта определяется не только тем, что он позволяет выяснить, кто сильнее, быстрее, выносливее. Победитель воплощает в спортивном результате не только личные физические возможности, но знания и опыт тренеров, интеллект, волю и уровень развития общества.

Создание научной теории спорта необходимо и для решения практических задач, которые стоят в настоящее время перед белорусским спортом на международной арене, особенно в игровых видах. Речь идет, прежде всего, о тех видах спорта, которые признаны во всем мире и собирают десятки тысяч поклонников на стадионах и миллионы болельщиков у экранов телевизоров. Таковыми, по общему признанию, являются футбол, хоккей, волейбол и бас-

кетбол. Выступление национальной сборной команды Республики Беларусь по футболу, занявшей последнее место в своей отборочной группе к чемпионату мира, повергла страну в шок. Оказалось, что у самой главной команды страны нет ни лидеров, ни патриотизма, ни мотивации. Спортивные коллективы белорусского государства, вкладывающего огромные деньги в спорт, возводящего современные катки и стадионы (например, одну из лучших в мире «Минск-Арену»), уступают командам даже небольших по территории и населению стран, составленным из полупрофессионалов. Объяснение противоречий между усилиями, предпринимаемыми государством, и конечными спортивными результатами, является одним из направлений деятельности различных научных отраслей знания, в частности - социологической науки [5; 6; 7].

Огромный исследовательский интерес в современных условиях вызывает мотивация. В настоящее время, когда физические нагрузки спортсменов оказываются запредельными, а в напряженной борьбе за спортивные результаты счет идет на сотые доли секунды или граммы, особое значение приобретают мотивационные факторы спортсменов. Среди тренеров и чиновников от спорта существует мнение, что спортсмены реализуют свой потенциал только на треть. Действительно, есть много факторов, которые не дают возможности полностью использовать спортивный потенциал. Это и трудности с самоидентификацией, переоценка или недооценка различных аспектов подготовки, неспособность к мобилизации всех ресурсов и отсутствие мотивации спортсменов. Но одной из важнейших причин неудач, как показывают социологические исследования, является отсутствие эффективных мотивационных факторов.

Следует отметить множество точек зрения относительно понятия «мотивация», что объясняется многоаспектностью и междисциплинарным характером данной категории и отношений, которые ею описываются. Различные исследователи, как зарубежные, так и отечественные, в зависимости от взглядов и убеждений по-разному описывают сущность мотивации. По мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, мотивация - это силы, существующие внутри и вне человека, возбуждающие в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий [2].

Классик менеджмента Ричард Дафт считает, что мотивация - это совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [3].

Известные экономисты Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоу-ри в уже ставшей классической работе «Основы менеджмента» определяют мотивацию как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации [10].

Таким образом, многие исследователи считают, что мотивация - это комплекс факторов, которые могут быть экстринсивными (заданными извне) или

формироваться субъективно и способны повышать активность социальных субъектов, заставляют их двигаться в определенном направлении для достижения поставленных целей, достижения высоких результатов и повышения профессионального мастерства [11; 12; 13]. Особое место, по нашему мнению, в формировании побудительных факторов играют ценности и ценностные ориентации, стремления и интересы, потребности и ожидания личности, под воздействием которых и формируются конкретные действия, модель социального поведения человека.

На наш взгляд, мотивация - это активное состояние, подталкивающее индивида предпринимать конкретные действия, направленные на удовлетворение личностных потребностей [12; 13].

Высокие результаты в спорте теснейшим образом связаны с мотивацион-ной сферой человека. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Главной же особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на результативность деятельности спортсмена. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности, реализовать ту огромную работу, которую он совершает, занимаясь спортом.

По мнению известного белорусского социолога Сергея Шавеля: «Высокая мотивация - залог успеха в любых человеческих начинаниях как индивидуальных, так и коллективных: в учебе, спорте, работе, науке, искусстве, ратном деле и др. Феномен мотивации ярко проявляется в спорте - как в победах, так и поражениях, где время спрессовано в миг борьбы. Белорусская спортсменка Ю. Нестеренко проявила высочайшую личную мотивацию и победила на Олимпиаде в Греции. Иной пример - поражение на чемпионате мира российской сборной по хоккею, составленной из легионеров, каждый из которого по своему амплуа занимает ведущие позиции в НХЛ. На вопрос, что случилось, главный тренер ответил кратко: "Не хватило мотивации"» [16, с. 245-246].

Проректор по научно-исследовательской работе Московской государственной академии физической культуры Роберт Пилоян в работе «Мотивация спортивной деятельности» определял спортивную мотивацию как «особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата» [11, с. 13]. Мотивация, по мнению практически всех исследователей, существенно влияет на характер и конечные результаты спортивной деятельности (реакция на нагрузку, восстановление, усвоение нового, воля и многое другое). Важной особенностью

спортивной мотивации является ее непосредственное влияние на конечные спортивные результаты. Создание спортивной мотивации предполагает формирование положительного отношения к спорту и преодоление трудностей в тренировочной и состязательной деятельности; высокого уровня развития таких важных эмоционально-волевых качеств, как настойчивость, целеустремленность, решительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах, самообладание, находчивость, чувство коллективизма и его проявления (взаимопомощь, взаимовыручка) [11].

Мотивация в спорте предполагает наличие факторов и процессов, побуждающих спортсменов к действию или бездействию в различных ситуациях. В спортивной деятельности важно изучение причин, которые детерминируют предпочтение конкретных лиц заниматься тем или иным видом спорта.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Она играет большую роль в спортивной деятельности человека. Регулирующая сила мотивации проявляется в ее активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Они могут быть кратковременные и долговременные, направленные на самоутверждение и на патриотизм, побуждающие к деятельности или прямо связанные с целью, это может быть интерес, удовольствие от процесса или ожидание награды и одобрения. А также они могут быть направлены либо на достижение успеха, либо на избегание неудач. Но все они, безусловно, связаны с психологическими особенностями того или иного спортсмена [8; 15].

В настоящее время, как считают многие известные спортсмены, выделяют три группы мотивов: физиологические (биологические), психологические и социальные. Источниками мотивации могут быть внешние (поощрения, награды) и внутренние (потребность в признании, самоутверждении).

Важнейшая роль мотивации заключается в возможности осуществления «управляемой тренировки» и формирования поведения спортсменов посредством использования структурных компонентов мотивации [5; 6; 11-13].

Оптимизацию поведения спортсменов может проводить тренер, используя для его коррекции систему поощрений и наказаний. Это чрезвычайно действенный фактор, интенсивность влияния которого увеличивается, если поощрение или наказание спортсмен получает в присутствии своих товарищей по команде.

Способность тренера донести до спортсменов понимание того, что высокий смысл спортивной деятельности заключается в самосовершенствовании, самоутверждении собственного Я, в победе не только соперников, но и собственных слабостей, обеспечит один из мощных рычагов положительной мотивации к спортивной деятельности. Спортсмен должен глубоко осознать, что познание жизни и себя возможно только через преодоление сложностей: бороться, чтобы научиться преодолевать любые препятствия, уметь подвергать

себя напряжениям, успешно переносить трудности и добиваться успеха - это все мощные мотивы к спортивной деятельности.

В безудержном стремлении к победе тренер должен научить спортсменов уважать мнение, желания и потребности коллег и окружающих их людей. Приобретение, в процессе тренировок, обширного спектра двигательных возможностей обеспечивает спортсмену более гарантированный (чем у не спортсменов) успех в других видах деятельности и в разных жизненных ситуациях. Это положение, при умелом преподнесении его спортсменам, будет служить достаточно сильным мотивом к занятиям спортом. Максимальное использование своих физических и интеллектуальных способностей учит спортсменов стремлению к совершенству, воспитывает уважение к труду.

Мотивация предполагает наличие множества конкретных методов, стимулирующих спортсменов к действиям в самых различных, порой достаточно сложных, экстремальных ситуациях. Мотивы создают принципиально новую основу целенаправленного социального поведения, способов преодоления фрустрации при достижении важных спортивных целей. Чтобы понять мотивы спортивной деятельности, необходимо знать основные причины, ценности и потребности, которые детерминируют желание конкретных индивидов заниматься тем или иным видом спорта, добиваться спортивных достижений [4; 5; 11-13].

Мотивацию спортсменов следует учитывать с двух позиций - моральной и материальной. Материальная мотивация стимулирует высокие спортивные результаты и победы над противниками. Однако, как показывают социологические исследования, проведенные нами, при достаточно неплохом материальном положении команд и высокой заработной плате спортсменов материальная мотивация не всегда достаточно эффективно работает. Во многих случаях намного важнее моральная сторона мотивации. Она проявляется в случае выигрыша у соперника, занимающего в турнирной таблице более высокие места. Чем больше разница в рейтингах спортивных команд, тем выше мотив у коллектива, находящегося в турнирной таблице ниже, чем его соперник [4; 5; 12; 13]. Хотя, как показывают многочисленные социологические исследования, на современном этапе ценностные ориентиры, определяющие включение в спорт, несколько изменились. В первую очередь, это относится к значительному росту коммерческой направленности спорта. Спорт стал областью вложения больших денежных средств, крупных капиталов, где постоянно возрастают размеры призовых фондов, сумм, выплачиваемых по контрактам профессиональным спортсменам и тренерам [1].

Постоянно происходит переход от желания успешно защитить честь государства, получить золотые медали, завоевать кубок к стремлению заработать побольше денег, желательно - долларов или евро. Многие респонденты считают, что за деньги можно купить и здоровье, и красоту как показатель здоровья, и популярность в обществе. Один известный теннисист с мировым именем однажды заявил, что за такие деньги (гонорар за победу в международном

турнире. - Н. Р) даже не возьмет ракетку в руки. Российские социологи отмечают преимущественную ориентированность современных спортсменов на ценности материального вознаграждения и личного успеха, падение значимости нравственной и эстетической компоненты спорта, ценности спорта как метода укрепления здоровья [1]. Но, несмотря на коммерциализацию общества и спорта, первичное накопление капитала, чемпионы по-прежнему остаются кумирами миллионов людей, а спортивные победы и рекорды - стимулом новых достижений в спорте и физическом развитии.

Мотивация создает принципиальную основу целенаправленных действий по преодолению фрустрации в деле повышения спортивного мастерства и достижения больших спортивных побед. На основании подобных подходов формируется мотивация спортивного поведения, проявляющаяся в повышении тренировочных нагрузок, росте интеллектуального уровня, достижении спортивных побед, несмотря на уровень соперников и спортивных состязаний [2].

Мотивация высокопрофессиональных спортсменов в значительной степени определяет уровень их физической, психологической и профессиональной подготовки, которые являются важнейшими компонентами спортивных стремлений и достижений. Сила и направленность спортивных стимулов и мотивации во многом определяется желанием социальных субъектов удовлетворить свои потребности в конкретном виде спорта, а уровень профессиональных умений и навыков детерминирует становление и рост лидеров для себя как спортсменов. В спортивных состязаниях мотивация играет важную роль, так как в определенной степени обусловливает проявление конкретных притязаний и реальных возможностей спортсменов. Именно в связи с этим становится более понятным, почему между мотивацией и достижениями в спортивных состязаниях успешно работает и социальный механизм обратной связи [5; 11-13].

Структуру спортивной мотивации командных лидеров по степени взаимосвязи с конечными командными результатами можно условно подразделить на три больших кластера. В первую группу входят компоненты, отражающие личностную ориентацию на данный вид спорта и деятельность спортсмена. Они имеют непосредственную связь с его спортивными результатами, и поэтому социальным субъектам (тренерам, преподавателям и учителям физической культуры) необходимо сделать все, чтобы отношение к данному виду деятельности у лидеров для себя как действующих спортсменов было максимально положительным. Без подобного подхода они не смогут расти как спортсмены, формировать у себя определенные личностные качества и стать командными лидерами [13].

Ко второй группе относятся компоненты, отражающие потребности лидеров для себя в благоприятном морально-психологическом климате, в приобретении специальных умений и навыков, в отсутствии отрицательных эмоций во время и после тренировок и спортивных состязаний. Без подобного подхода лидеры для себя не могут формироваться как командные лидеры

и приобретать некоторые личностные качества корпоративных лидеров [4; 5; 11; 13].

В третью группу компонентов входят факторы, отражающие материальную ориентацию спортсменов. В современном спорте - это важные компоненты, существенно влияющие на формирование как командных, так и корпоративных лидеров. Как показывают социологические исследования и жизнь, люди, которые стремятся побольше «урвать» для себя, получить от спорта побольше денег, настоящими спортивными лидерами не становятся [6].

Почему люди приходят в спорт, что заставляет спортсменов стремиться к большим победам? Известный российский исследователь Евгений Ильин считает, что на начальном этапе мотивами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, то есть вида спорта) могут быть:

стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств);

стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привлекательным для противоположного пола);

социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить спортивные семейные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии);

удовлетворение духовных потребностей (стремление чувствовать себя членом референтной спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам) [4].

По мнению известного белорусского социолога Игоря Котлярова, молодым спортсменам очень нужна мотивация, которая представляет: потребности в движении, силе, удовольствии;

удовольствие, которое стимулирует и детерминирует спортивные победы, пусть и не большие в самом начале занятий спортом;

чувство собственного достоинства, которое заставляет ощущать себя уверенным, компетентным и успешным [7].

Нами были проведены социологические исследования по выявлению мо-тивационных факторов у двух групп студентов Минского института управления. Первая группа - студенты, не занимающиеся активно физической культурой. Вторая группа - студенты, активно занимающиеся спортом и стремящиеся повысить свои спортивные результаты. Социологическая анкета состояла из трех блоков. Первый предусматривал выявление мнения студентов и учащихся об их здоровье. Второй блок давал возможность определить мотивы, которыми руководствуются студенты и учащиеся, занимаясь физической культурой и спортом, их влияние на укрепление здоровья и развитие профессиональных, морально-нравственных и волевых качеств и умений. Третий блок был направлен на выявление факторов, оказывающих влияние на занятия студентами физической культурой и спортом. В социологическом опросе приняли участие более ста человек.

Социологические исследования еще раз подтвердили тот факт, что потребность в спорте - один из побудительных компонентов социального поведения студентов. Благодаря спорту реализуются потребности молодых людей в общении и проведении свободного времени среди друзей, движении и физических нагрузках, играх и контактах, развлечениях и самоутверждении, в отдыхе и укреплении позиций своего Я; познании и эстетическом наслаждении, эмоциональной разрядке и т. д. Студенты обычно выбирают тот вид спортивной деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворять желания и потребности молодых людей и получать положительные эмоции.

Студентам Минского института управления (МИУ) был задан вопрос: «Какая у Вас мотивация для занятий физической культурой и спортом?» Результаты ответов студентов, не занимающихся активно спортом, а только посещающих занятия по физической культуре, и студентов, активно занимающихся спортом, представлены в таблице.

Как видно из таблицы, наиболее значимым мотивом занятий физической культурой и спортом студенты назвали мотив «приобрести красоту фигуры, движений». Так ответили 82,5 % респондентов. На втором месте важный для многих студентов мотив - укрепление здоровья (75,2 %). На третьем месте по значимости стоит мотив «развить силу воли, решительность, смелость» (47,6 %), далее - «активно отдохнуть, развлечься» (38,4 %). И только около 15 % студентов данного кластера ведущим мотивом занятий физической культурой и спортом считают высокие спортивные достижения.

Результаты социологических исследований показывают, что в мотивации деятельности студентов, не занимающихся активно спортом, а только посещающих занятия по физической культуре, на ведущих позициях находятся процессуальные мотивы, ориентированные на активное участие в ней, в то время как мотивы достижения высоких спортивных результатов полностью отсутствуют или носят строго подчиненный характер. Процессуальные мотивы обусловлены функциональным содержанием физической культуры и спорта, функциональными, коммуникативными, эмоциональными, интеллектуальными, экспрессивными и чувственными аспектами спортивной деятельности.

У студентов-спортсменов более высокого спортивного уровня принципиально другой подход - на первом месте у них повышение спортивных результатов, победа в спортивных соревнованиях. Так ответили 87,4 % опрошенных (таблица).

Обобщая результаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных авторов, можно сделать вывод, что имеются мотивы, связанные с совершенствованием процессов спортивной деятельности: потребность в двигательной активности; эстетическое наслаждение; стремление к соревнованию; активный отдых и развлечение; потребности в предельных физических усилиях; стремление к состоянию стресса и его преодолению [4; 5; 11; 13].

Кроме указанных, многие исследователи выделяют мотивы, связанные с результатами спортивной деятельности: испытание собственных физиче-

Мотивация к занятиям физической культурой и спортом студентами МИу (в %)

Мотивы занятий физической культурой и спортом Студенты Студенты-спортсмены

Приобрести красоту фигуры, движений 82,5 73,3

Возможность общения с друзьями, интересными людьми 25,1 9,1

Укрепить свое здоровье 75,2 77,4

Активно отдохнуть, развлечься 38,4 27,6

Приобрести физические качества, необходимые в будущей профессии 1,8 14,4

Приобрести авторитет среди знакомых, друзей, членов семьи 1,8 20,1

Нравится динамика, красота, разнообразие физических упражнений 20,1 32,0

Развить физические качества, необходимые для самозащиты 29,8 14,4

Развить организаторские умения и качества, подготовить себя к активной общественной жизни 20,1 5,0

Проверить свои силы, проявить творческие возможности 31,6 23,0

Получить спортивную форму, дополнительное питание, ценный подарок 3,6 5,0

Развить силу воли, решительность, смелость 47,6 45,0

Получить новые знания по оздоровлению, физическому развитию 5,4 14,4

Требуют условия обучения в школе, вузе 13,7 1,8

Воспитать физические качества для службы в армии 1,8 3,6

Желание понравиться представителям противоположного пола 33,3 27,6

Достичь высоких спортивных результатов 15,4 87,4

Сдать зачет, экзамен по физическому воспитанию 5,4 0

ских и психических возможностей; стремление стать здоровым, сильным физически, добиться красивого телосложения, усовершенствовать физические способности; формирование личности: стремление закалить волю, стать мужественным и стойким; повышение социального статуса, социальное самоутверждение; достижение успеха в спорте; ориентация на возможные негативные последствия успеха; желание контактов в спортивной команде; материальные потребности, социально-бытовые условия; подготовка к профессиональной деятельности; накопление специальных знаний и навыков, знаний о своих противниках; отсутствие болевых ощущений и психогенных влияний; желание побывать на соревнованиях в других городах страны и, особенно, за границей; желание в будущем стать тренером; этические мотивы: осознание важности спортивной деятельности, желание прославить свою страну, стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления за спортивный коллектив [4; 5; 6; 8; 9; 13; 15].

Для раскрытия сущности формирования спортивной мотивации, а также для поиска оптимальных средств в командных видах спорта важно определить соотношение спортивной мотивации с некоторыми свойствами личности. Кроме изучения характера спортивной мотивации, нами были изучены личностные особенности членов детских команд (направленность личности;

ценностные ориентации; потребность в самосовершенствовании; самооценка; самокритичность; потребность в одобрении; личностная тревожность; психическая надежность; свойства нервных процессов; экстраверсия-интроверсия) и выяснено, что мотивационная структура спортсменов определяется их индивидуальными особенностями, системой ценностей и системой отношений. На мотивацию влияет прошлый опыт спортсмена и гендерные особенности. У спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, мотив достижения выше, чем у спортсменов, занимающихся командными видами спорта. У спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, коллективистская направленность выражена слабее, чем у спортсменов, занимающихся командными видами спорта. У спортсменов, занимающихся командными видами спорта, мотив общения более выражен, чем у спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта. Мотивация спортивной деятельности тесно взаимосвязана с такими свойствами личности, как положительное отношение к спортивной жизни, волевые качества, определяющие готовность к преодолению трудностей спортивной деятельности, уверенность в своих силах, высокая самооценка спортсменами своих личных качеств, удовлетворенность спортивными результатами, авторитет в коллективе и чувство коллективизма, способность к реалистическому и конструктивному отношению к успехам и неудачам [4; 5; 6; 8; 9; 13-15].

Можно сделать вывод, что мотивация спортивных успехов - это не приобретенное качество спортсмена, а образование, состоящее из взаимосвязи личностных качеств и характеристик, целей и потребностей, которые являются важными для достижения спортивной победы, и ее можно целенаправленно формировать и развивать.

Мотивы к занятиям спортом формируются с целью удовлетворения потребностей спортсменов в получении удовольствия и уважения окружающих. Спортсмены, ориентированные на успех, рассматривают победы как следствие своих способностей. Спортсмены, ориентированные на неудачу, рассматривают поражения как недостаток своих способностей, а редкие победы приписывают удаче, таким образом, они, с одной стороны, упрекают себя за поражение, а с другой - не верят в победу. Самым действенным средством повышения мотивации является внушение им мысли о том, что успех означает достижение их личных целей, а не целей других людей. Спортсмены показывают свои лучшие результаты, когда они оптимально мотивированы. Слишком большое возбуждение ухудшает результаты [4; 8; 9; 12; 13; 15].

Таким образом, можно подчеркнуть, что знание особенностей мотиваци-онной сферы социальных субъектов позволяет целенаправленно готовить их к достижению высоких результатов как в спортивной, так и общественной сферах. Именно в связи с этим практическое применение принципов мотивации спортивной деятельности является тем резервом, за счет которого можно сделать определенный качественный скачок в деле подготовки как спортсменов, так и будущих лидеров [4; 8; 9; 12; 13; 15].

Список использованных источников

1. Байкова, М. А. Динамика ценностных ориентиров субъектов спортивной деятельности / М. А. Байкова // Ученые зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта : науч.-теорет. журн. - 2011. - № 5. -С. 16-18.

2. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Вихан-ский, А. И. Наумов. - М. : Гардарика, 2002. - 528 с.

3. Дафт, Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. - СПб. : Питер, 2002. - 832 с.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 509 с.

5. Котляров, И. В. Социальная мотивация достижения спортсменами высоких результатов / И. В. Котляров // Современные проблемы совершенствования системы физкультурного образования. - Кишинев : М-во науки и образования Респ. Молдова, 1993. - С. 127-128.

6. Котляров, И. В. Социология лидерства : теоретические, методологические и аксиологические аспекты / И. В. Котляров. - Минск : Беларус. навука, 2013. - 480 с.

7. Котляров, И. В. Социология спорта : теория, методология, методика / И. В. Котляров. -Минск : Белинформпрогноз, 1994. - 40 с.

8. Крикунова, М. А. Мотивация занятий физической культурой и спортом / М. А. Крику-нова, Е. Г. Саламатова, Т. В. Корсакова. - Саратов : Саратов. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2010. - 46 с.

9. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб. : Питер, 2007. - 672 с.

10. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 1998. - 542 с.

11. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. - М. : ФиС, 1984. -114 с.

12. Рысюкевич, Н. С. Сражение по законам Аватара, или командное лидерство в современном спорте / Н. С. Рысюкевич // Социол. альм. - Минск, 2015. - Вып. 6. - С. 499-510.

13. Рысюкевич, Н. С. Формирование лидеров в командных видах спорта: социологическое измерение : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Н. С. Рысюкевич. - Минск, 2016. - 228 с.

14. Сагайдак, С. С. Мотивация достижений в спорте / С. С. Сагайдак. - Минск : Белполи-граф, 2002. - 245 с.

15. Уэйнберг, Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - Киев : Олимпийская лит., 2001. - 335 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Шавель, С. А. Общественная миссия социологии / С. А. Шавель. - Минск : Беларус. навука, 2010. - 404 с.

Поступила 15.12.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.