Научная статья на тему 'Формирование лидерских качеств в командных видах спорта'

Формирование лидерских качеств в командных видах спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1020
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СОЦИОЛОГИЯ / ЛИДЕРСТВО / КОМАНДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каримов Наиль Хакимович, Данилова Наталья Васильевна

Статья представляет теоретические аспекты лидера и его влияние на успешной деятельности команды в игровых видах спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование лидерских качеств в командных видах спорта»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В КОМАНДНЫХ ВИДАХ СПОРТА Каримов Н.Х.1, Данилова Н.В.2

1Каримов Наилъ Хакимович - студент, кафедра информатики и информационно-управляющих

систем,

группа технологии разработки программного обеспечения;

Данилова Наталья Васильевна - старший преподаватель,

кафедра физического воспитания, Казанский государственный энергетический университет,

г. Казань

Аннотация: статья представляет теоретические аспекты лидера и его влияние на успешной деятельности команды в игровых видах спорта.

Ключевые слова: спорт, социология, лидерство, команда.

Спорт в современном своем виде представляет собой непростое социальное явление. Он перестал быть простым развлечением, а стал более сложным и начал влиять в полной мере на жизнедеятельность человека и общества. Его общественные функции очень многогранны. Однако социальная сторона спорта понимается не только в результате, но и в знаниях и опыте тренеров, интеллекте [1].

Спорт — это специфический вид сознательной социальной деятельности людей, определенный способ жизни, заключающийся в организованном сопоставлении их сил, возможностей и физических способностей в борьбе за победу, высокий спортивный результат, детерминирующий значительные физические и умственные усилия, развитие важных физических и морально-волевых качеств [3].

Однако исследовательский интерес на текущий момент в большей мере покрывает такое качество как лидерство. На нынешний период, когда нагрузки на спортсмена оказываются на грани возможного, а в самые ответственный момент за спортивный результат идет счёт на миллисекунды,

в такие моменты важное значение приобретает лидерское качество спортсмена.

В настоящее время во всех существующих видах спорта требуется достаточно большое количество лидеров. Значение лидерства в командных видах спорта трудноизмерима и не всегда понятна. Деятельность лидеров разнообразна, а также существует несоизмеримое количество её персональных проявлений [2].

Спортивный лидер понимается как субъект общества с ярко выраженными качествами, четким ориентиром к цели, а также как обладатель авторитета и стремления быть полезным с точки зрения команды. Учитывая то, что все члены спортивной команды имеют свои личные и профессиональные особенности, необходимо выстраивать организационное управление командой с учетом этих факторов [3].

Вычисление эффективности спортивного лидера, его потенциальных и реальных возможностей - значит выяснить, как принимают решения лидера в тяжелых спортивных ситуациях члены спортивной команды, и его способность влиять на ситуацию. Воздействие лидера не всегда одинакова, в быстрых матчах она может очень сильно возрасти, а в медленных вовсе может существенно уменьшится. Из-за таких переменчивых результатов, лидерство может переходит от одного игрока к другому.

Обнаружение факторов, воздействующих на спортивное лидерство, формирование индивидуальных спортивных лидеров влечет за собой создание многогранной социологический модели, в котором рассматриваются как персональные качества спортсменов, особенности команды, её структуры, цели, задачи, мотивации каждого игрока, а также характер воздействия между игроками команды.

Спортивных лидеров можно разделить на четыре значимых типа. Одним из них является «лидер для себя». Данный вид лидерства включает в себя спортсмена, который способен повысить свои персональные спортивные достижения путем формирования индивидуальных личностных качеств. «Командный лидер» включает в данную категорию

спортсменов, которые благодаря своим персональным достоинствам являются настоящими лидерами команды. «Корпоративный лидер» данный вид лидерства может относится не только к лидеру спортивной команды, но и просто человеку, который имеет персональные качества, благодаря которым он обладает некоторым авторитетом среди своего окружения, что помогает ему быть первым не только на игровой площадке, но и на учебном и рабочем коллективе. «Суперлидер» это категория лидерства, в котором человек является примером подражания, обладает отличительными персональными качествами, непререкаемым уважением, которая ему дает быть лучшим в данной сфере деятельности.

Успешные тренеры-лидеры руководят спортсменами и командой, исходя из их видения процесса подготовки и знаний, как это видение перевести в действительность. Тренер в роли лидера для достижения поставленных им целей стремится преобразовать окружающую его и спортсменов среду, что можно назвать культурой спортивного коллектива. Эта культура создается посредством отбора, мотивации, вознаграждений, сохранения и объединения членов его «команды», которая включает спортсменов, его помощников, родителей и других лиц [4].

Тренировка - это деятельность людей, и высокорезультативные тренеры должны учить людей и учиться у них. Чтобы быть превосходным лидером и превосходным тренером, необходимо развивать общение с людьми, чтобы объединить всех участвующих в этом процессе людей и привести их к необходимым действиям. Для этого очень важны коммуникативные способности тренера - умение и желание вести разговор, слушать, вести переговоры, ободрять и утешать и многое другое. Тренировка столь же требовательна к коммуникативным способностям успешного тренера, как и многим другим, столь же важным по общему признанию его качествам.

Подводя итого можно сказать, что необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели деятельности спортсменов выдвигает потребность в

руководстве командой. И от качеств лидера и его опыта

зависит получаемый результат.

Список литературы

1. Козлов А.В., Турченкова Г.В. Теоретические аспекты сущности лидера в игровых видах спорта // Молодой ученый, 2014. № 6. С. 846-848. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/65/10734/ (дата обращения: 22.10.2019).

2. Формирование лидеров в сфере спорта: социологический анализ. pandia.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/513/4363.php. (дата обращения: 22.10.2019).

3. Рысюкевич Н.С. Лидерские модели в сфере физической культуры и спорта / Управление в социальных и экономических системах: материалы ХХ Международной научно-практической конференции (г. Минск, 20 мая 2011г.). Мн.: Изд-во МИУ, 2011. С. 311-312.

4. Лидерские функции успешного тренера и командная культура спортивного коллектива // Современные наукоемкие технологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36812/ (дата обращения: 22-10-2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.