Научная статья на тему 'Моделирование процесса педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора'

Моделирование процесса педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
383
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / PROFESSIONAL ADAPTATION / MODEL / PEDAGOGICAL MAINTENANCE / PROFESSIONAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симонова Ольга Сергеевна, Савва Любовь Ивановна

Статья посвящена моделированию процесса педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора, определению ее структурных компонентов и их взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Симонова Ольга Сергеевна, Савва Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modeling of pedagogical maintenance of professional adaptation among the specialists of federal state fire inspectorate

The article is devoted to the modelling of pedagogical maintenance of professional adaptation among the specialists of federal state fire inspectorate and to the detection of its structure components and their interconnection.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора»

УДК 374.6:628.74 ББК Ч44+Н96

Симонова Ольга Сергеевна

соискатель кафедра педагогики

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

г.Магнитогорск Савва Любовь Ивановна

доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

г.Магнитогорск Simonova Olga Sergeevna aspirant pedagogics department Magnitogorsk State Engineering University name G.I. Nosov

Chelyabinsk (Russia)

Savva Lybov Ivanovna Dr.Sc. (education), professor pedagogics department Magnitogorsk State Engineering University name G. Nosov

Magnitogorsk savva.53@mail.ru Моделирование процесса педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора The modeling of pedagogical maintenance of professional adaptation among the

specialists of federal state fire inspectorate Статья посвящена моделированию процесса педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора, определению ее структурных компонентов и их взаимосвязи.

The article is devoted to the modelling of pedagogical maintenance of professional adaptation among the specialists of federal state fire inspectorate and to the detection of its structure components and their interconnection.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, модель, педагогическое сопровождение, профессиональное здоровье.

Key words: professional adaptation, model, pedagogical maintenance, professional health.

Эффективность государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности и реализация функции по надзору за исполнением требо-

ваний пожарной безопасности напрямую зависит от качественной подготовки специалистов Федерального государственного пожарного надзора. Сотрудники государственной противопожарной службы МЧС России относятся к лицам профессий экстремального профиля, чья деятельность связана с работой в условиях, сопряжённых с психотравмирующим воздействием. Надзорная деятельность осуществляется в сложной обстановке и характеризуется высокой эмоциональностью, обусловленной определёнными особенностями.

Во-первых, низкий уровень подготовки специалистов, т.к. ни одно учебное заведение не готовит специалистов надзорной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 280705 Пожарная безопасность [5]. Профессиональная подготовка специалистов к надзорной деятельности рассматривается в образовании как одно из направлений, в ходе которого студенты осваивают лишь несколько профессиональных компетенций, применимых при осуществлении надзорной деятельности. Кроме того, таких специалистов крайне недостаточно. Лишь 30% от всех поступивших на службу в орган государственного пожарного надзора имеют специальное пожарнотехническое образование. На службу в Федеральный государственный пожарный надзор принимаются кандидаты с любым средним профессиональным или высшим образованием. Научиться «всему» необходимо в период стажировки по должности - 3 месяца.

Во-вторых, специалисты ФГПН подвержены значительным психологическим перегрузкам, вызванным необходимостью одновременно осуществлять несколько видов надзора, выполняя различные функции (планирование и проведение проверок, пресечение выявленных нарушений, проведение дознания по пожарам и др.). В связи с этим специалист испытывает дефицит времени и имеет серьезные информационные перегрузки. С каждым годом объём норматив-

ной технической информации увеличивается, нормативные требования усложняются, что создаёт проблему правильного и полного применения всех установленных требований.

В-третьих, высокая персональная ответственность инспектора (дисциплинарная, административная, уголовная) при абсолютной самостоятельности принятия решений и эмоциональное напряжение при взаимодействии с руководителями и работниками проверяемого объекта, связанное с непониманием, а порой, враждебным отношением к личности инспектора ФГПН в связи с исполнением его служебных обязанностей.

В таких условиях специалистам Федерального государственного пожарного надзора необходимо грамотное педагогическое сопровождение профессиональной адаптацией, где особое место отводится руководителю-наставнику.

Целью данной статьи является описание моделирования комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих педагогическое сопровождение профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора.

Применение данного метода дает возможность правильно понять основные функции, содержание педагогического сопровождения и условия протекания рассматриваемого процесса, что позволит в дальнейшем грамотно управлять им в профессиональной деятельности специалистов федерального государственного пожарного надзора (далее ФГПН), прогнозируя его результаты и пути коррекции.

Речь идет о построении прагматической модели, так как с ее помощью мы пытаемся найти пути и средства оптимальной профессиональной адаптации специалистов ФГПН в ходе практической деятельности. Кроме того, речь шла о построении структурно-функциональной модели, так как нам хотелось дать характеристику функций управления, с помощью которых можно получить различия между исходным и конечным состоянием профессиональной адаптации специалистов в ходе педагогического сопровождения рассматриваемого процесса.

Объектом моделирования в нашем случае выступал процесс профессиональной адаптации специалиста ФГПН. Предмет моделирования был определен как педагогическое сопровождение профессиональной адаптации специалиста ФГПН.

Для моделирования любой педагогической системы мы должны реализовать ряд функций: научное, нормативное, методологическое и эмпирическое обеспечения [6]. Функция методологического и нормативного обеспечения связана с определением социального заказа общества, теоретических оснований рассматриваемого нами процесса, выявлением нормативно-правовых актов.

Социальный заказ современного общества связан с его социальноэкономическим развитием, образовательными ориентирами государства (ГОС ВПО и др. нормативные документы) и задачами профессиональной адаптации специалистов ФГПН.

Уточняя понятие педагогического сопровождения, данное В.Н. Кормако-вой [3], применительно к рассматриваемому полю нашего исследования, рассматриваем педагогическое сопровождение профессиональной адаптации специалиста как способ взаимосвязанной деятельности наставника и специалиста, в процессе которой на основе оказания педагогической поддержки, помощи, содействия и обеспечения принятия ценностей выбранной профессии, формирования мотивации профессионального самоопределения, творческой активности и ситуаций успеха в профессиональной деятельности, рефлексии выполняемых действий, поступков и поведения, осуществляется успешная профессиональная адаптация специалиста пожарного надзора.

Профессиональная адаптивность специалистов ФГПН представляет собой результат процесса успешной профессиональной адаптации и характеризуется:

- высоким уровнем мотивации к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками;

- устойчивым ценностным отношением к профессии и организации;

- активной вовлеченностью в систему деловых коммуникаций;

- заинтересованностью в повышении профессиональной компетентности;

- психологическим состоянием комфорта[1].

Сформулируем основные тезисы, которые были взяты нами как ключевые теоретические положения в процессе разработки модели:

1. Процессы активного согласования индивидуальных особенностей человека с условиями внешней среды создают основу полноценной адаптации к профессиональной деятельности и личностной самореализации специалиста.

2. Целенаправленное педагогическое сопровождение в процессе профессиональной адаптации создаёт устойчивую тенденцию к развитию профессиональной компетенции, более полному и эффективному выполнению должностных обязанностей и полноценной жизнедеятельности в целом

[7].

3. Развитие рефлексивной позиции специалиста, знание приёмов самоорганизации способствует самостоятельному решению профессиональных задач.

В таблице 1 представлена разработанная структура развития личности специалиста ФГПН в период профессиональной адаптации.

Таблица 1

Структура развития личности специалиста ФГПН в период профессиональной адаптации

Когнитивный модуль

Знание специалистом своих индивидуальных способностей и возможностей

Знания специалистом требований нормативно-правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности

Знания специалистом приёмов самоорганизации (целеполагание, планирование, анализ ситуации, самоконтроль, самокоррекция)

_____________________Мотивационно-ценностный модуль______________________

Осознании и принятие ценностных ориентаций профессиональной деятельности Сформированность устойчивых мотивов на овладение профессиональной деятельностью в короткие сроки__________________________________________________

Сформированность мотивов на профессиональное становление и развитие

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Ш

Потребность в профессиональной самореализация специалиста

Действенно-рефлексивный модуль

Наличие профессионально важных качеств личности, характеризующих «профессиональный характер» специалиста

Сформированность базовых профессиональных умений специалиста

Инициирование рефлексивной позиции к укреплению профессионального здоровья

В нормативно-целевом блоке сформулирована цель, поставлены задачи, определены подходы и принципы. Цель модели была сформулирована нами как разработка комплекса организационно-методических условий педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов ФГПН. Задачами были выбраны:

-| Ч ч_/ ч_/ и

1) развитие ценностных ориентаций и устойчивой положительной мотивации к успеху и самореализации в профессиональной деятельности;

2) развитие профессиональных компетенций, формирование «профессионального характера».

3) развитие рефлексивной позиции специалиста.

Следующий вопрос, который необходимо было решить в процессе моделирования, был связан с определением методологических подходов как стратегии реализации модели. Обосновано, что основными из них должны быть сиси ч_/ ч_/ 1 ч_/

темный, комплексный, акмеологический, рефлексивный и компетентностный подходы.

Выбор системного подхода связан с тем, что именно он рассматривается в научной литературе как направление методологии научного познания и практики. Он позволяет изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру. Реализация требований комплексного подхода ориентирует нас на рассмотрение группы явлений в совокупности, учитывая объективные и субъективные условия и факторы, влияющие на эффективность рассматриваемого процесса [4].

Реализация требований рефлексивного подхода позволяет создать условия, направленные на развитие умений самоконтроля, самоанализа, самокоррекции

своих действий. Выполнения требований акмеологического подхода позволяет использовать объективные и субъективные факторы педагогического процесса помощи специалисту состояться как многоплановой социальной личности и профессионалу с предельной самоотдачей. Реализация требований компетент-ностного подхода устанавливает новый тип образовательных результатов (компетенций), не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению профессиональных задач, к деятельности.

На основе определения методологических основ модели, определились следующие принципы реализации модели: целостности, детерминизма, субъекта деятельности, гуманизма, обратной связи.

Принцип целостности позволяет рассматривать процесс как единую систему. При помощи принципа детерминизма педагогическое сопровождение рассматривается во взаимосвязи и взаимозависимости явлений и на основе выявления причин обусловленности и объективной закономерности в природе, обществе, мышлении. На наш взгляд, основным среди принципов выступает принцип субъекта деятельности. Это связано с тем, что педагогическое сопровождение в профессиональной адаптации сотрудников ФГПН возможно только при осознании ими своих первоначальных возможностей и особенностей, понимании необходимости собственного изменения, при активном поиске новых возможностей и самореализации себя. Принцип гуманизма основан на уважении к человеческому достоинству специалиста, сотрудничество на основе уважения мнения каждого обучающегося, эмпатии и толерантности. Принцип обратной связи - это регулярный контроль процесса обучения с помощью определённых приёмов. Обратная связь является средством общения, средством педагогической диагностики и средством педагогической рефлексии.

Так как моделируемый нами объект представляет собой педагогический процесс, мы представили его в виде взаимосвязанных блоков: субъектный, включающий специалиста и наставника, социальный заказ и требования ФГОС

ВПО; нормативно-целевой, представленный целью, задачами, принципами и подходами; организационно-методический, представленный функциями и условиями педагогического сопровождения, методами, формами и содержанием обучения и этапы профессиональной адаптации; оценочно-результативный блок представлен основными и дополнительными критериями, уровнями профессиональной адаптации и результатом.

Субъектами рассматриваемой модели выбраны специалист и наставник (руководитель). На уровень профессиональной адаптации специалиста оказывают влияние социальный заказ общества - подготовка квалифицированного специалиста ФГПН и требования ФГОС ВПО по специальности «Пожарная безопасность».

Организационно-методический блок модели структурно представлен следующими компонентами: функции и условия педагогического сопровождения, методика реализации педагогических условий (методы и формы) и содержание обучения. В этом блоке установлен минимальный уровень требований к субъектам: готовность наставника (руководителя) осуществить функции и условия педагогического сопровождения, создать определенный комплекс организационно-педагогических условий и реализовать процесс оптимальной адаптации к профессиональной деятельности.

Нами определены следующие функции педагогического сопровождения: ориентационная, организационная, коррекционная, интегративная, рефлексивная и культуротворческая функции. Ориентационная функция предполагает создание условий для формирования умения личности распознать свои потребности, ценности, установки, способности, склонности и интересы. Специалисты обучаются использованию полученной информации для самостоятельных ориентационных действий и саморазвития путём определения необходи-

ч_/ ч_/

мой учебной области, содействующей самоопределению и самореализации. Под организационной функцией понимается общий процесс создания определённой организационной структуры, её дифференциация на этапы в соответст-

вии с целями и задачами и функциональное разделение и координация всех видов работ в системе. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Сущность интегративной функции педагогического сопровождения - качественное преобразование внутри каждого элемента, входящего в систему и направленного на совершенствование образовательного процесса. Коррекционная функция педагогического сопровождения заключается в преодолении отставания обучающихся, понижения уровня их успеваемости, устранения затруднений и пробелов. В результате предполагается ликвидация обнаруженных затруднений, направленность на продолжение работы по саморазвитию и самовоспитанию, стремление избежать повторения подобных ситуаций. Рефлексивная функция предполагает анализ личностью явлений собственного сознания и деятельности, в ходе которых осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей, создание условий для развития рефлексии. Главным системообразующим фактором становления специалиста является формирование его профессиональной культуры, поэтому культуротворческая функция направлена на создание условий по освоению и трансляции ценностей и технологий, обеспечивающих самоопределение и саморегуляцию личности специалиста в профессиональной деятельности.

Заметим, что вопрос о функциях в рассматриваемой модели - основной, так как данная модель является структурно-функциональной. Каждая из названных функций соответствует определенным педагогическим условиям и направлена на решение задач рассматриваемой модели.

Педагогические условия обеспечивают определенный результат модели, её эффективное функционирование. Реализация первого условия (инициирование рефлексивной позиции к укреплению профессионального здоровья) нацеленана самоорганизацию личности специалиста. В рамках комплексного подхода профессиональное здоровье определено как «процесс сохранения и развития регу-

ляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающих высокую надёжность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни»[2].

Выбор второго условия (развитие мотивационно-ценностных ориентаций к профессиональной деятельности) был продиктован тем, что ценностные ориентации и мотивы в общей структуре личности играют роль «стратегической» линии поведения.

Определение и обоснование первых двух условий в итоге привело к определению необходимого третьего условия: развитие опыта поведения самоорганизованной личности.

Под опытом поведения мы понимаем некий требуемый в конкретных обстоятельствах образ взаимодействия человека с окружающей средой. Развитие опыта поведения самоорганизованной личности применительно к рассматриваемой модели предполагается достичь посредством реализации программы спецкурса «Профессиональная адаптация специалиста ФГПН» по дисциплине «Введение в специальность», которая позволит интегрировать имеющиеся у сотрудника знания, умения и навыки (компетентности) и целенаправленно влиять на его модель поведения с целью применения их в ходе профессиональной деятельности, сформировать необходимые компетенции. Данный спецкурс дает возможность не только осознать свой потенциал профессионала, но и овладеть необходимыми приемами рефлексии по коррекции своего поведения в период адаптации, сформировать профессионально важные качества личности и укрепить профессиональное здоровье.

Содержание обучения взаимосвязано с представленными выше структурными модулями развития личности специалиста в период профессиональной адаптации. Программа спецкурса включает три модуля: когнитивный, мотива-

Ч_/ 1 Т/* Ч_/

ционно-ценностный и действенно-рефлексивный. Каждый из модулей способ-

ствует развитию личности специалиста в период профессиональной адаптации и формирует способность специалиста к решению профессиональных задач.

Одним из центральных элементов организационно-методического блока являются методы и формы. Применяемые методы распределены на три группы:

1) диагностические методы;

2) организационно-педагогические методы (тренинговые методы, упражнения, игровые методы, дискуссионные);

3) рефлексивные методы (самоанализа, самоконтроля, самокоррекции, направленные на отслеживание динамики развития профессиональных умений).

Основными формами организации педагогического сопровождения профессиональной адаптации выступают психолого-педагогическая диагностика, спецкурс «Профессиональная адаптация специалистов ФГПН», лекции, семинары, практические и самостоятельные занятия, тренинги и такие активные формы обучения, как самопрезентации и творческие конкурсы.

Состав оценочно-результативного блока модели представлен такими элементами, как: критерии и показатели, уровни профессиональной адаптации специалиста и результат.

Педагогическое сопровождение направлено на профессиональную адаптацию специалистов ФПН, которая решает задачи формирования профессиональных компетенций, обеспечения сохранения профессионального здоровья, формирования профессионально важных качеств личности - «профессионального характера», поддержания адекватной самооценки, и, в конечном итоге, повышения эффективности профессиональной деятельности и удовлетворённость трудом. Поэтому результат функционирования рассматриваемой модели определен как переход специалиста ФГПН на более высокий уровень профессиональной адаптации. Нами выделены три уровня профессиональной адаптации: высокий, достаточный и низкий.

Выбор критериев соотнесен с соответствующими компонентами содержания рассматриваемого процесса. Исходя из этого, они представлены как: ос-

новные критерии (мотивационно-ценностный; рефлексивно-оздоровительный; действенно-практический) и дополнительные критерии (диагностический и коррекционно-действенный).

Модель комплекса организационно-педагогических условий профессиональной адаптации специалиста ФГПН наглядно представлена на рис. 1. Она в общем построении и расположении элементов имеет установленную закономерность. Модель состоит из отдельных блоков, которые заполнены компонентами, находящимися во взаимосвязи и взаимозависимости. Все элементы модели располагаются сверху вниз. Эта связь прослеживается по вертикали и создаёт целостность всех структурных блоков и элементов. Общая структура модели предполагает однозначное толкование в последовательности перехода от одного блока к другому для решения задач модели, направленных на достижение поставленной цели.

Социальный заказ общества: подготовка Наставник (руководитель) Требования ФГОС ВПО по специальности

квалифицированного специалиста ФГПН г-\ Специалист ФГПН Н «Пожарная безопасность»

НОРМАТИВНО-ЦЕЛЕВОИ БЛОК

Задачи Цель Подходы Принципы

♦♦♦ развитие ценностных ориентаций и положительной мотивации к успеху в профессиональной деятельности; ♦♦♦ развитие профессиональных компетенций, формирование «профессионального характера» ♦♦♦ развитие рефлексивной позиции специалиста Разработка комплекса организационно-методических условий педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов ФГПН ♦♦♦ системный ♦♦♦ комплексный ♦♦♦ акмеологический ♦♦♦ рефлексивный ♦♦♦ компетентностный ♦♦♦ целостности ♦♦♦ детерминизма ♦♦♦ субъекта деятельности ♦♦♦ гуманизма ♦♦♦ обратной связи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОРГАНИЗАЦИННО-МЕТОДИЧЕСКИИ БЛОК

Функции педагогического сопровождения Условия педагогического сопровождения Методы и формы Содержание

♦♦♦ ориентационная ♦♦♦ организационная ♦♦♦ коррекционная ♦♦♦ интегративная ♦♦♦ рефлексивная ♦♦♦ культуротворческая ♦♦♦ инициирование рефлексивной позиции к укреплению профессионального здоровья ♦♦♦ развитие мотивационно-ценностных ориентаций к профессиональной деятельности ♦♦♦ развитие опыта поведения самоорганизо-ванной личности Методы: ♦♦♦ диагностические ♦♦♦ организационнопедагогические ♦♦♦ рефлексивные Формы: ♦♦♦ психологопедагогическая диагностика ❖ спецкурс ♦♦♦ самопрезентация ♦♦♦ конкурс ♦♦♦ когнитивный модуль ♦♦♦ мотивационноценностный модуль ♦♦♦ действеннорефлективный модуль

ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛБТАТИВНЫИ БЛОК

Основные и дополнительные критерии Уровни профессиональной адаптации Результат

основные: дополнительные: ♦♦♦ высокий ♦♦♦ достаточный ♦♦♦ низкий Переход специалиста ФГПН на более высокий уровень профессиональной адаптации

♦♦♦ мотивационно-ценностные ♦♦♦ рефлексивно-оздоровительные ♦♦♦ действенно-практические ♦♦♦ диагностические ♦♦♦ коррекционнодейственные

'ис.1 Структурно-функциональная модель комплекса организационно-педагогических условий профессиональной адаптации специалистов ФГПН.

Библиографический список

1. Безюлева Г.В. Модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации/Г.В. Безюлева//Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 10. - С. 47-51 табл.

2. Елисеева И.Н. Методическое руководство «Профессиональное здоровье. Синдром выгорания и его профилактика». Москва, 2005.

3. Кормакова В.В. Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий: автореферат на соискание научной степени доктора педагогических наук. Белгород, 2013. - 47с.

4. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие).// Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2011 N 12 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) "Специалист")"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.04.2011 N 20609) / "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 25, 20.06.2011.

6. Савва Л.И. Межличностное познание учителя в системе его профессиональной подготовки: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - 246с.

7. Старикова О.В. О совершенствовании процесса профессиональной адаптации сотрудников пенитенциарной системы / О.В. Старикова // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 5. - с. 55-56. -библиогр.: с. 56.

Bibliography

1. Bezyuleva G.V. The Model of Psycho-Pedagogical Support of Professional Adaptation / GV. Bezyuleva / / Vocational education. - 2007. - № 10. - P. 47-51.

2. Eliseeva I.N. The Methodological Guide "Occupational Health. Burnout syndrom and Its Prevention". Moscow, 2005.

3. Kormakova V.V. Pedagogical Support of Self-Determination of Senior Workers in Occupations: Dissertation for the Degree of Doctor in Pedagogics. Belgorod, 2013. - 47 p.

4. Kushner Y.Z. The Methodology and Methods of Pedagogical Research (Textbook). / / Mogilev: MSU. A.A. Kuleshov, 2001. - 66 p.

5. An order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 14.01.2011 N 12 "On approval and enactment of the federal state educational standard of higher vocational education training (specialty) 280705 Fire Safety (qualification (degree)" Specialist")"

6. Savva L.I. Interpersonal Knowledge of the Teacher in his Training System: Monograph. - Magnitogorsk. Magnitogorsk State University, 2001. - 246 p.

7. Starikova O.V. On improving the process of professional adaptation of the penitentiary system / O.V. Starikova / / Higher education today. - 2007. - № 5. -With. 55-56. -Refs.: P. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.