Научная статья на тему 'Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения'

Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1221
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРО ФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВО ЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / THE PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / MODEL OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENT PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Килина Ирина Александровна

В статье поднимается проблематика профориентационной работы. Автор знако мит с задачами экспериментальной площад ки и результатами подготовительного этапа ее деятельности в качестве организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional model of organizational and pedagogical support of professional self-determination

The article reveals the problems of vocational guidance. The author presents the tasks of the experimental site, the results of the preparatory phase of its activities as an organizational model of professional support of students professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения»

УДК / uDC 37.048.45(571.17) И. А. Килина

I. Kilina

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

организационно-педагогического сопровождения

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

REGIONAL MODEL OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SuPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

В статье поднимается проблематика профориентационной работы. Автор знакомит с задачами экспериментальной площадки и результатами подготовительного этапа ее деятельности в качестве организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

The article reveals the problems of vocational guidance. The author presents the tasks of the experimental site, the results of the preparatory phase of its activities as an organizational model of professional support of students professional self-determination.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Keywords: the professional orientation, professional self-determination, model of organizational and pedagogical support of student professional self-determination.

На современном этапе развития общества профориентация является самостоятельной системой подготовки учащейся молодежи к выбору профессии. Она включает такие характеристики: комплексность, преемственность, многоуровневость, межведомствен-ность. Отсюда возникает необходимость ее вливания в общую систему государственной кадровой политики. Данное положение нашло отражение в Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанной в Центре профессионального образования ФГАУ «ФИРО» с целью определения и обоснования научно-методической и организационно-методической основ такой политики в отношении системы образования [1]. Реализация концепции предполагает создание сети экспериментальных

площадок на базе регионов, имеющих опережающую профориентационную деятельность, достаточный кадровый потенциал и заинтересованных в совместной работе социальных партнеров, с целью разработки и апробации модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (ПОО).

Анализ состояния профориентационной работы в образовательных организациях (ОО) Кемеровской области выявил следующие проблемы:

1. Отсутствие нормативно-правовой базы по вопросам организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, гарантированного минимума профориентационных услуг для различных категорий обучающихся и их семей.

2. Недостаточная организация межведомственного взаимодействия региональной системы образования с учреждениями системы труда и занятости при решении вопросов формирования профессионального самоопределения обучающихся.

3. Отсутствие механизмов социального партнерства образовательных организаций с предприятиями экономической, социальной сферы и службами занятости, а также непрерывности процесса сопровождения профессионального самоопределения в системе образования (взаимодействие ОО разного типа: общего, дополнительного и профессионального образования).

4. Необходимость разработки технологий профориентационной работы для образовательных организаций общего и профессионального образования.

5. Необходимость специальной подготовки квалифицированных кадров для сферы профориентации.

6. Недостаточная разработанность научно-, программно- и учебно-методического обеспечения организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

На основании приказа ФГАУ «ФИРО» «О присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (от 17.05.2013 № 76) в ГОУ «КРИРПО» была создана федеральная экспериментальная площадка по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования». В задачи деятельности площадки входит разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы организационнопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общего и профессионального образования и критериев (показателей) ее результативности, технологий профориентационной работы, научно-методического сопровождения деятельности специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательных организациях и др., включение в работу конкурсов профессионального мастерства, в том числе и на международном уровне [2].

В настоящее время центром профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО» осуществляется мониторинг состояния профориентации в образовательных организациях Кемеровской области, описывается модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Под такой моделью понимается последовательность организационных, психолого-пе-дагогических форм профориентационной работы специалиста (педагога-психолога, социального педагога, мастера производственного обучения и др.) с обучающимися и их родителями (законными представителями), обеспечивающая комплексное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся и координацию взаимодействия всех участников процесса сопровождения.

На подготовительном этапе эксперимента участниками определена необходимость соз-

дания двух моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: организационная и психолого-педагогиче-ская. Так, в организационной модели субъекты сопровождения — администрация Кемеровской области и муниципалитетов, региональный (межведомственный координационный совет по профессиональной ориентации молодежи) и муниципальные координационные советы по профессиональной ориентации обучающихся, департамент образования и науки Кемеровской области, департамент труда и занятости населения Кемеровской области, управление образования, образовательные организации разного типа и социальные партнеры (рис.).

Основными субъектами сопровождения психолого-педагогической модели являются: ответственный за профориентацию (проф-ориентолог) и обучающийся, его родители (законные представители).

Организационная модель предполагает ответы на вопросы: «Что делается в области сопровождения профессионального самоопределения?», «Кто отвечает за эту деятельность?» и «Каковы его функции?».

При описании данной модели следует обратить внимание:

— на общее описание организации деятельности в области сопровождения, цель и задачи, направления и прочее, включая нормативные документы, например: «Примерное положение о работе по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Кемеровской области», «Примерное положение о работе по профессиональной ориентации обучающихся в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области»; «Положение о межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи» (основанием для создания данного совета является совместный приказ Минтруда и Минобрнауки России от 27.08.2013 № 390/985 «О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи»); механизмы взаимодействия ОО разного типа, социального партнерства образовательных организаций с предприятиями экономической, социальной сферы и службами занятости; цель, задачи, направления деятельности ответственного за профориентацию, алгоритм его работы (регламент), формы и методы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

Профессиональное образование в России и за рубежом 2 (14) 2014

-ь.

кз

Администрация Кемеровской области

I

Межведомственный координационный совет по профессиональной ориентации молодежи

Департамент труда и занятости населения Кемеровской области

1

Департамент образования и науки Кемеровской области

Организации

дополнительного

образования

детей

ГОУ «КРИРПО» Центр профориентации и постинтернатного сопровождения

Центр

занятости

населения

Управление

образования

Координационный

совет

по профессиональной ориентации молодежи

Научно-

методический

центр

( \ Г N

Организации Общеобра-

дополнительного зовательные

образования организации

детей

т

Центр психолого-медико-социапьного сопровождения

- взаимодеиствие

^ - сотрудничество по запросу

- подведомственная структура

ПОО - профессиональные

образовательные организации

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Ґ \

Департамент культуры

и национальной

политики Кемеровской

области

ч, /

Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области

Предприятия, организации всех форм собственности

Фонды и общественные организации

СМИ

Рис. Региональная организационная модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

системы профессиональной ориентации подростков и молодежи

— «функционал» — функции ответственного за профориентацию, перечень документации по реализации сопровождения (программа, план профориентационной работы, личный профессиональный план обучающегося и т. д.).

Важно разработать нормативные документы, основываясь на опыте других регионов. Так, в ряде регионов РФ утверждены: концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (Самара, Саратов, Пермь и др.), постановление о комплексе мероприятий, направленных на развитие профориентации молодежи, и положение о координационном совете (Вологодская обл.), положение об организации и проведении профессиональной ориентации обучающихся и др. Разработаны и реализуются комплекс мер по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся (до 2020 г), план профориентационной работы («дорожная карта»), профпроекты, «единый профурок». Организована работа советов по профориентации или кадровым вопросам.

В целях координации деятельности органов исполнительной власти области, учрежде-ний,организаций и других заинтересованных структур в комплексном решении вопросов профессиональной ориентации и психологической поддержки населения администрация Кемеровской области утвердила распоряжение «Об основных направлениях развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на территории Кемеровской области» от 27.04.2002 № 299-р. В рамках экспериментальной площадки необходимо разработать положение о профориентации, примерные функциональные обязанности ответственного за профориентацию и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность психолого-педагогического сопровождения.

К нормативно-правовым документам относят также стандарт или административный регламент, обеспечивающий доступность и качество профориентационных услуг для разных возрастных групп обучающихся и их родителей. Этот документ перечисляет и описывает этапы формирования профессионального самоопределения, реализуемые профконсультантом или группой специалистов в рамках профориентационных услуг для обучающихся и их родителей. На-

пример, регламент государственных услуг департамента труда и занятости населения Кемеровской области представляет собой алгоритм последовательности действий при предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), профессионального обучения и трудоустройства. Из-за отсутствия штатной единицы «профконсультант» в образовательных организациях в рамках региональной модели планируется разработать минимум психолого-профориентационных услуг (регламент) для специалистов центров занятости населения, алгоритм деятельности ответственного за профориентацию (например, алгоритм проведения диагностики и необходимый диагностический инструментарий для мониторинга уровня сформирован-ности профессионального самоопределения обучающихся и т. д.).

Алгоритм деятельности ответственного за профориентацию строится с учетом психолого-педагогической модели, предполагающей разработку критериев результативности деятельности ответственного за профориентацию, показателей сформиро-ванности профессионального самоопределения обучающегося ОО разного типа.

Анализ литературы и интернет-ресурсов показал, что в ряде регионов РФ используются следующие показатели результативности профориентации:

— рост числа выпускников школы, продолживших обучение в профессиональных образовательных организациях в соответствии с профилем;

— рост числа обучающихся, выбравших для продолжения образования профессии и специальности, востребованные в муниципалитете;

— рост числа выпускников ПОО, трудоустроившихся по специальности (профессии);

— рост числа специалистов, закрепленных на предприятиях (проработавших год и более);

— повышение производительности труда на предприятиях муниципалитета за счет трудоустройства молодых компетентных специалистов, развития института наставничества.

К показателям сформированности профессионального самоопределения обучающегося относят следующие критерии:

— когнитивный — знания о профессии, своих профессионально важных качествах, путей реализации профессиональных намерений,

перспектив своего профессионального роста, наличие индивидуального образовательнопрофессионального плана (маршрута);

— мотивационно-потребностный — позитивное отношение к выбору профессии и построению профессиональной карьеры, устойчивый профессиональный интерес, адекватное отношение к себе как субъекту профсамоопределения, творческая самореализация, оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению;

— деятельностно-практический — наличие умений, навыков, компетенций (готовность прогнозировать и планировать свои проф-ориентационно значимые действия, действовать в социуме и профессиональной среде (рабочей группе), взаимодействовать с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения, презентовать себя на рынках образовательных услуг и труда, анализировать и учитывать профессиональную региональную составляющую в контексте образовательно-профессиональных маршрутов; стремление к получению профессии, специальности, эффективной са-мореализации,развитию дополнительных ресурсов для реализации жизненных и профессиональных планов).

Разработка модели и критериев учитывает двунаправленность содержания сопровождения профессионального самоопределения, которое рассматривается как организационно-педагогическое и психоло-го-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения [1]. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения — система управленческих действий, направленных на создание условий для эффективного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся — это совместная деятельность сопровождаемого и сопровождающего с целью достижения оптимального результата профессионального самоопределения [1].

При построении моделей сопровождения профессионального самоопределения учитывалась методология системного подхода, представляющего процесс формирования профессионального самоопределения как

психолого-педагогическую систему, включающую взаимосвязи ее элементов: цель, идеи, субъекты, объекты, отношения между ними, средства, содержание, деятельность, ресурсы, результаты (количественно-качественные показатели результативности), а также направления профориентационной деятельности (профинформация — профагитация и профпросвещение, профдиагностика, проф-консультация, психологическая поддержка, профадаптация), принципы ее реализации (непрерывность, поэтапность, социальное партнерство, индивидуализация и дифференциация, оптимизм, активность и др.), условия (научно-методические, нормативно-правовые, организационные, кадровые) и т. д.

Целью разработки моделей является достижение результативности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на уровне образовательной организации, муниципалитета и региона в целом. Для ее реализации в работу экспериментальной площадки включены представители разных субъектов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Ленинск-Кузнецкого городского округа: Ресурсный центр профессионального самоопределения старшеклассников, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 73», ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий технологический техникум», ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж», МБОУ «Центр пси-холого-медико-социального сопровождения», МБОУ ДПО «Научно-методический центр», Центр развития и подготовки персонала ОАО «СУЭК-Кузбасс». В ноябре 2013 г. нами созданы проектные группы по направлениям: разработка нормативно-правовых документов; разработка организационной и психоло-го-педагогической моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций; разработка критериев и показателей результативности апробации моделей; разработка алгоритма профориентационной работы с обучающимися, построения студентами профкарьеры.

В настоящее время идет обсуждение организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, показатели которой отражают ее результативность (табл. 1).

Таблица 1

Мониторинг эффективности реализации организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Вопросы Ответы (балл) Измерители

1 Общие сведения

1.1 Наименование территории Текст

1.2 Фамилия, имя, отчество сотрудника, ответственного за заполнение анкеты Текст

1.3 Должность сотрудника, ответственного за заполнение анкеты Текст

1.4 Контактный телефон сотрудника, ответственного за заполнение анкеты (с указанием кода) Текст

1.5 Адрес электронной почты сотрудника, ответственного за заполнение анкеты Текст

2 Планово-прогностический критерий

2.1 Наличие в образовательной организации планов по профориентации Да/Нет 1/0

- региональных Да/Нет 1/0

- муниципальных Да/Нет 1/0

- локальных Да/Нет 1/0

2.2 Участие в координационном совете по профессиональной ориентации молодежи Да/Нет 1/0

2.3 Наличие договоров о социальном партнерстве в сфере реализации профориентации обучающихся у субъектов организационной модели Да/Нет 1/0

2.4 Наличие отчетной документации результативности организационной и психолого-педагогической моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Да/Нет 1/0

2.5 Наличие мониторинга результативности организационной и психологопедагогической моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Да/Нет 1/0

3 Организационно-деятельностный критерий

3.1 Наличие специалиста (координатора), ответственного за профориентацию обучающихся в образовательной организации Да/Нет 1/0

3.2 Повышение квалификации по профориентации Да/Нет 1/0

3.3 Количество заключенных договоров социального партнерства по реализации профориентационных мероприятий До 2-0 Более 2—1

3.4 Наличие реализованных (реализуемых) грантов, проектов Да/Нет 1/0

3.5 Наличие на сайте организации раздела по профориентации Да/Нет 1/0

4 Результативно-обобщающий критерий

4.1 Количество проведенных профориентационных мероприятий за последний учебный год на уровне:

- образовательной организации 0-0 1 и более — 1

- муниципалитета 0-0 1 и более — 1

- региона 0-0 1 и более — 1

- межрегиональном 0-0 1 и более — 1

Окончание таблицы 1

- всероссийском 0-0 1 и более — 1

- международном 0-0 1 и более - 1

4.2 Участие образовательной организации в конкурсном движении на уровне:

- образовательной организации Да/Нет 1/0

- муниципалитета Да/Нет 1/0

- региона Да/Нет 1/0

- межрегиональном Да/Нет 1/0

- всероссийском Да/Нет 1/0

- международном Да/Нет 1/0

4.3 Наличие проведенных конференций разного уровня, семинаров, круглых столов и др. в рамках социального партнерства субъектов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на уровне:

- образовательной организации Да/Нет 1/0

- муниципалитета Да/Нет 1/0

- региона Да/Нет 1/0

- межрегиональном Да/Нет 1/0

- всероссийском Да/Нет 1/0

- международном Да/Нет 1/0

4.4 Количество методических разработок, пособий, электронных ресурсов образовательной организации в области профориентации за последние 3 года (зарегистрированных или прошедших внешнюю экспертизу):

- методические разработки 0-0 1 и более - 1

- методические рекомендации 0-0 1 и более - 1

- пособия 0-0 1 и более - 1

- рабочие тетради 0-0 1 и более - 1

- программы 0-0 1 и более - 1

- другое (отметить, что именно) 0-0 1 и более - 1

Уровень эффективности:

- низкий 0-7

- средний 8-25

- высокий 26-37

Психолого-педагогическая модель предполагает использование критериев и показателей уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций (табл. 2]

и профессиональных образовательных организаций (табл. 3). С сентября 2014 г. планируется проведение первого констатирующего эксперимента в 9-х классах и на первом курсе ПОО.

Таблица 2

Критерии и показатели уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций

Критерий Показатель Методика

Когнитивный 1. Уровень развития познавательных процессов: - внимание, - память 2. Уровень информированности о мире профессий, социальной значимости профессии, знание общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК) 3. Степень проработанности личного плана получения профессии, оценка реалистичности личностно-профессионального плана 4. Устойчивые познавательные интересы, положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с выбранной профессией 1. Методика «Заучивание 10 слов», А. Р. Лурия 2. Корректурная проба Бурдона 3. Диагностический опросник ДДО Е. А. Климова 4. Анкета «Уровень информированности учащихся о мире профессий»* 5. «Опросник профессиональных склонностей», Л. Йовайши

Мотивационно- ценностный 1. Наличие мотивов выбора профессии. 2. Активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора 3. Осознание ценности и смысла общественно полезного труда 4. Определение смысложизненных и карьерных ориентаций, направленных на моделирование и построение личностно-профессиональных планов 1. Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы* 2. «Ценностные ориентации», М. Рокич 3. Модифицированная методика Р. Инглхарта (изучение системы ценностных представлений различных социальных общностей) 4. Реконцептуализированный тест СЖО

Деятельностно- практический 1. Уровень коммуникативных, организаторских и рефлексивных способностей, необходимых для самоанализа вариантов выбора профессии 2. Уровень тревожности как фактора самоконтроля и коррекции личностно-профессиональных планов 3. Уровень самооценки потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии 4. Уровень готовности к выбору профессии, умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения 1. «Коммуникативные и организаторские склонности», B. В. Синявский, В. А. Федорошин (КОС) 2. «Шкала тревожности», О. Кондаш 3. Исследование самооценки личности, C. А. Будасси 4. Опросник для определения профессиональной готовности, Л. Н. Кабардова

*Методики разработаны специалистами образовательной организации

Таблица 3

Критерии и показатели уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся профессиональных образовательных организаций

Критерий Показатель Методика

Когнитивный 1. Уровень развития познавательных процессов: - внимание; - память 2. Уровень информированности о выбранной профессии 3. Степень проработанности личного плана построения карьеры, оценка реалистичности профессионального плана 4. Устойчивые познавательные интересы, положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем 1. Методика «Заучивание 10 слов», А. Р. Лурия 2. Корректурная проба Бурдона 3. Анкета «Мои профессиональные намерения» 4. Опросник профессиональной готовности (для студентов) 5. Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)

Окончание таблицы 2

Мотивационно- ценностный 1. Осознанная мотивация на получение профессии 2. Активная позиция студента в осуществлении процесса принятия решения о выборе будущего рабочего места и построении карьеры 3. Осознание ценности и смысла будущей профессиональной деятельности 4. Определение смысложизненных и карьерных ориентаций, направленных на моделирование и построение личностно-профессиональных планов 1. Анкета для студента первокурсника 2. Т. Д. Дубовицкая: - методика диагностики направленности учебной мотивации; - тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности студентов 3. «Ценностные ориентации», М. Рокич 4. Реконцептуализированный тест СЖО

Деятельностно- практический 1. Уровень коммуникативных, организаторских и рефлексивных способностей, необходимых для самоанализа вариантов выбора рабочего места 2. Уровень тревожности как фактора самоконтроля и коррекции личностно-профессиональных планов 3. Уровень самооценки потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к построению профессиональной карьеры 4. Уровень профессиональной готовности 1. «Коммуникативные и организаторские склонности», В. В. Синявский, В. А. Федорошин (КОС) 2. «Шкала тревожности», О. Кондаш 3. Методика исследования самооценки личности, С. А. Будасси 4. Опросник для определения профессиональной готовности, Л. Н. Кабардова

Одной из задач деятельности экспериментальной площадки выступает организация социального государственно-частного партнерства в решении вопросов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В качестве такого социального партнера в рамках площадки выступает ОАО «СУЭК-Кузбасс». Основное направление сотрудничества ГОУ «КРИРПО» с центром развития и подготовки персонала ОАО «СУЭК-Кузбасс» - создание института наставничества для молодых специалистов и работников предприятия. В рамках данного направления разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Наставничество как процесс формирования личности молодого работника», рассчитанная на формирование профессиональных компетенций специалистов учебных пунктов и наставников-экспертов ОАО «СУЭК-Кузбасс» в области разработки и реализации программ по организации подготовки наставников для молодых работников и выпускников профессиональных образовательных организаций. Программа состоит из четырех модулей (72 часа): институт наставничества; нормативная база организации процесса наставничества; психофизиологические особенности молодого работника; особенности функционирования системы наставничества.

Проведенный в марте 2014 г. курс повышения квалификации получил высокую оценку со стороны слушателей и руководства ОАО «СУЭК-Кузбасс», по запросу которого планируется реализация второго этапа сотрудничества, включающего разработку совместных мероприятий на 2014/15 учебный год по со-

провождению программы обучения наставников; составление оценочного материала для отбора в наставники; проведение семинара для участников проекта по формированию критериев эффективности работы наставника: представителей ГОУ «КРИРПО», профессионального образования, ОАО «СУЭК-Кузбасс».

В целом разрабатываемые модели будут способствовать решению таких проблем, как проектирование образовательно-профессионального маршрута обучающихся во взаимодействии с ответственными за профориентацию в ОО разного типа и родителями; привлечение внимания со стороны взрослых, общественности (СМИ, общественные фонды, государственные и общественные организации и т. д.) к вопросам профессиональной ориентации, формирования профессионального самоопределения обучающихся; организация социального и частно-государственного партнерства в решении вопросов организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; подготовка и повышение квалификации в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся специалистов, ответственных за профориентацию и реализацию наставничества на предприятиях социальных партнеров.

1. Концепция сопровождения профессионального само-

определения обучающихся [Электронный ресурс] / Педсовет.огд. — URL: http://pedsovet.org/fonum/

topic10348.html.

2. Овчинников В. А. Движение WonldSkills Russia (национальный чемпионат профессионального мастерства) в Кемеровской области: история и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — 3 (11). — С. 44—50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.