Научная статья на тему 'Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по педагогическому сопровождению профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора'

Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по педагогическому сопровождению профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
716
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / УРОВЕНЬ / LEVEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симонова Ольга Сергеевна

В статье представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по педагогическому сопровождению профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора (ФГПН). Основными методами обработки результатов опытно-экспериментального исследования были уровневый, корреляционный анализы, позволившие выявить положительную динамику по всем критериям профессиональной адаптации специалистов ФГПН, что доказало эффективность разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Симонова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of experimental work on the adaptation of pedagogical support of the Federal State Fire Inspectorate (FSFI)professional experts are analyzed. The main methods of processing the results of an experimental study were levelling and correlation analysis which had identified a positive trend in all criteria of professional adaptation of FSFI experts proving the effectiveness of the developed method.

Текст научной работы на тему «Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по педагогическому сопровождению профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора»

УДК 373:628.74 ББК 74.214.21:38.96

О.С. Симонова

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

В статье представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по педагогическому сопровождению профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора (ФГПН). Основными методами обработки результатов опытно-экспериментального исследования были уровневый, корреляционный анализы, позволившие выявить положительную динамику по всем критериям профессиональной адаптации специалистов ФГПН, что доказало эффективность разработанной методики.

Ключевые слова: эксперимент, педагогическое сопровождение, профессиональная адаптация, уровень.

O.S. Simonova

ANALYSIS AND INTERPRETATION OF EXPERIMENTAL

PROFESSIONAL ADAPTATION PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FEDERAL STATE FIRE IN SPECTORS

The results of experimental work on the adaptation of pedagogical support of the Federal State Fire Inspectorate (FSFI)professional experts are analyzed. The main methods of processing the results of an experimental study were levelling and correlation analysis which had identified a positive trend in all criteria of professional adaptation of FSFI experts proving the effectiveness of the developed method.

Key words: the experiment, pedagogical support, professional adaptation, level.

Эксперимент является одним из основных методов научного познания и предполагает вмешательство исследователя в процесс посредством целенаправленного и продуманного манипулирования соответствующими переменными с последующей фиксацией изменений, происходящих в исследуемом объекте. По определению М.Н. Скаткина, педагогическим экспериментом является метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт [1]. По мнению ученого, педагогический эксперимент нацелен на определение эффективности педагогического воздействия, при этом подразумевая под последним содержание, методы, средства и формы организации обучения или воспитания. Таким образом, при помощи эксперимента обнаруживается

причинная связь между педагогическими воздействиями и результатами их внедрения, в качестве которых могут выступать овладение конкретными знаниями или умениями, формирование и развитие определенных способностей [1, с. 171]. Следовательно, под экспериментальной работой понимается целенаправленное внесение в педагогический процесс принципиально новых и значимых изменений, направленных на обеспечение объективной научной проверки обоснованности и правильности выдвинутой гипотезы. Кроме того, мы должны установить, эффективна ли разработанная структурно-функциональная модель педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов ФГПН. Исходя из этого, целью проводимого педагогического эксперимента

являлась проверка на практике эффективности комплекса организационно-педагогических условий и методического обеспечения рассматриваемого процесса. Данная цель обусловила перечень следующих задач, решаемых в ходе проведения эксперимента:

1. Изучение проблемы и возможностей её решения в условиях государственной противопожарной службы МЧС России.

2. Выявление этапов экспериментальной работы, подбор диагностических методик, выделение критериев и показателей.

3. Разработка и апробирование методического обеспечения педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов ФГПН, включающее методику реализации организационно-педагогических условий, план профессиональной адаптации, программу спецкурса «Введение в специальность», методические рекомендации для руководителей (наставников).

4. Определение эффективности комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих профессиональную адаптацию специалистов ФГПН.

5. Оценка и интерпретация полученных результатов.

Достоверность получаемых в эксперименте результатов, как известно, во многом зависит от условий, в которых он проводился, поскольку они могут оказы-

вать прямое или косвенное влияние на состояние исследуемого педагогического объекта и тем самым выступать в качестве неконтролируемых экспериментальных переменных [4].

Существенной особенностью экспериментальной работы является то, что она протекала в условиях служебной деятельности посредством выполнения плана профессиональной адаптации, в ходе изучения сотрудниками основ профессии. Поэтому ведущим методом стал естественный эксперимент, суть которого состоит в том, что «исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности специалистов и в этом смысле носили естественный характер» [3, с. 18].

В ходе педагогического эксперимента для нас важно было увидеть исходный уровень профессиональной адаптации специалистов и проанализировать динамику при введении отдельных и всего комплекса организационно-педагогических условий педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов ФГПН.

Основанием для интерпретации получаемых данных в ходе эксперимента явился комплекс критериев и показателей эксперимента [2, с. 172-173], представленный в таблице 1.

Табл. 1. Критерии и показатели уровня профессиональной адаптации

специалиста ФГПн

Критерии Показатели

1 2

Мотивационно-ценностный Осознание и принятие ценностных ориентаций профессиональной деятельности

Сформированность устойчивых мотивов на профессиональное становление и развитие

Когнитивно-деятельностный Знания специалистом требований нормативно-правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности

Знание специалистом своих индивидуальных способностей и возможностей

Наличие профессионально важных качеств личности, характеризующих «профессиональный характер» специалиста

Сформированность базовых профессиональных умений специалиста

1-

о

ю

го

го

>2 .

о го н с о

X со

.0 ч

го го

го ч X

X го о

ф о

о X

X .

. -й го

ф с го И о

о X с

¡£ о

т ^ о

о о о о

I ф X

15 X ф

с о ей

о 0.1-

1= о

СО .

о а го

1-

го !Е X

ф о

& £

со о о

ф ш 0.0 к & о X .0

1_ о о ц го

го .

1- >,ф

ф . О Ф

с . ^ о е

ф ф ей

1- т о

X н

^ о

со £ го ^ го

^ ч

с; го ф с ^ ф

X о с

< с о

Продолжение табл. 1

1 2

Рефлексивный Потребность в профессиональной самореализации специалиста

Умения специалиста в самоорганизации (целеполагание, планирование, анализ ситуации, самоконтроль, самокоррекция)

Рефлексивная позиция к укреплению профессионального здоровья

Самоанализ показателей служебной деятельности

В констатирующем эксперименте приняли участие сотрудники управления надзорной деятельности и профилактической работы (УНД и ПР) Главного управления МЧС России по Челябинской области. Для эксперимента были выбраны молодые сотрудники со стажем службы не более трех лет, объединённых

в три группы: Г-1, Г-2, Г-3. На данном этапе количество респондентов составило 84 человека.

Сравнительные результаты экспериментальных данных по профессиональной адаптации специалистов ФГПН, полученные нами на констатирующем этапе эксперимента, показаны на рис. 1.

Рис 1. Сравнение результатов профессиональной адаптации специалистов ФГПН по группам на констатирующем этапе эксперимента

Анализируя их, можно отметить, что на начало эксперимента в среднем лишь 25,46% сотрудников имели высокий уровень профессиональной адаптации, что в 1,99 раз меньше количества сотрудников, находящихся на низком уровне (50,86%), и также в 2,14 раз меньше, чем сотрудников со средним уровнем профессиональной адаптации (в среднем 23,68%). Эти данные свидетельствуют о том, что без целенаправленной работы в данной области уровень профессиональной адаптации остается низким.

Проведенный сравнительный анализ полученных результатов привел нас к предварительным выводам:

1. Во всех подразделениях УНД и ПР распределение сотрудников по уровням профессиональной адаптации примерно одинаково, что подтверждает существующую проблему на практике.

2. При непосредственной профессиональной деятельности у молодых специалистов ФГПН, в большинстве своем, преобладает низкий уровень профессиональной адаптации, а при дальнейшей

службе имеет в целом незначительную динамику.

3. Для эффективности профессиональной адаптации специалистов ФГПН необходимо педагогическое сопровождение и введение специальных организационно-педагогических условий.

В процессе формирующего эксперимента мы проанализировали прежде всего изменения по отдельным критериям и выбранному уровню профессиональной адаптации. Оценка результатов экспериментальной работы осуществлялась нами в соответствии с традиционным подходом путем сравнения и последующей проверкой результатов, полученных по двум независимым методикам измерения контрольной и экспериментальных групп. Используемый нами подход реализуется в соответствии с исследованиями Ю.К. Ба-банского, В.И. Загвязинского, В.В. Кра-

евского и др. При этом в качестве зависимой переменной был избран достигнутый уровень по отдельным критериям для специалистов ФГПН в группах.

При этом, на данном этапе в первой экспериментальной группе (ЭГ-1) ис-пытывалась эффективность введения первого и второго организационно-педагогических условий, во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) - комплекса выделенных нами организационно-педагогических условий, в контрольной группе (КГ) работа проходила в обычном традиционном режиме службы ФГПН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как основной задачей исследования является получение сводных результатов, мы провели «комплексные замеры» по уровню профессиональной адаптации специалистов ФГПН в процессе формирующего эксперимента. Эти данные представлены в таблице 2.

Табл. 2. Результаты изменения уровня профессиональной адаптации специалистов ФГПн на этапе формирующего эксперимента

Группы Уровень профессиональной адаптации специалистов ФГПН

низкий средний высокий

кол-во % кол-во % кол-во %

ЭГ-1(Н) 13 48,15 7 25,93 7 25,93

ЭГ-1 (К) 8 29,63 9 33,33 10 37,04

ЭГ-2 (Н) 15 53,57 6 21,43 7 25,00

ЭГ-2 (К) 5 17,86 8 28,57 15 53,57

КГ (Н) 16 55,17 6 20,69 7 24,14

КГ (К) 15 51,72 7 24,14 7 24,14

н о ю го

о.^ _

>2 З-О.

0 ^ О

1 £ П

.о ЕЕ ч 2ч1

£ ГО

Ф >- и Е ? =

ГО

ф 5:

I о . 1-

■ о

а го <0 § ^ с

^ о т —

_ о

ё

ф I "§"ф

О со 0.1-с о со О.

о 2 Го £ 5 Ч

Ш

СО О Р

а-о 2 к о-!о

ГО ° О. £

^О Ф

Ф ф со

^ то =

5ё|

< с о

Как следует из анализа таблицы 2, в среднем на начало эксперимента в экспериментальных группах основная часть сотрудников имела низкий уровень профессиональной адаптации - 50,86%, 23,68% сотрудников имели средний уровень, 25,45% - высокий уровень. На конец же эксперимента количество сотрудников на высоком уровне профессиональной адаптации выросло в этих группах (45,30%) в 1,8 раза, на среднем уровне (30,95%) - в 1,3 раза, на низком уровне уменьшилось (23,75%) в 2,1 раза.

То есть, наблюдается существенное передвижение сотрудников с низкого уровня на более высокий.

За время формирующего эксперимента, самый существенный рост сотрудников, имеющих высокий уровень профессиональной адаптации, наблюдается в ЭГ-2. Здесь количество сотрудников в среднем увеличилось в 2,1 раза (прирост составил 28,57%). При этом в ЭГ-1 количество сотрудников по уровню профессиональной адаптации увеличилось в 1,4 раза (прирост составил 11,11%).

о о о

Сравнив эти данные, получаем, что прирост сотрудников, имеющих высокий уровень профессиональной адаптации, в ЭГ-2 в 1,5 раза больше прироста в ЭГ-1, и при этом в КГ число сотрудников, имеющих высокий уровень профессиональной адаптации, не изменился.

За время формирующего эксперимента рост сотрудников, имеющих средний уровень профессиональной адаптации наблюдается в ЭГ-2. Здесь количество сотрудников увеличилось в 1,3 раза (прирост составил 7,4%). В ЭГ-1 количество сотрудников увеличилось в 1,28 раза (прирост составил 7,14%), Сравнив эти данные, видим, что прирост сотрудников, имеющих средний уровень профессиональной адаптации, в ЭГ-2 и в ЭГ-1 почти одинаков. При этом в КГ число сотрудников, имеющих средний уровень профессиональной адаптации, изменился в 1,2 раза (прирост 3,45%).

Одновременно с этим, за время формирующего эксперимента, самое существенное снижение сотрудников, имеющих низкий уровень профессиональной адаптации, наблюдается в ЭГ-2. Здесь количество сотрудников уменьшилось в 3 раза (уменьшение составило 35,71%). При этом, в ЭГ-1 количество сотрудников с данным уровнем профессиональной адаптации уменьшилось в 1,6 раза (уменьшение составило 18,52%). Сравнив эти данные, получаем, что уменьшение сотрудников, имеющих низкий уровень профессиональной адаптации, в ЭГ-2 в 1,9 раза больше, чем в ЭГ-1. При этом в КГ число сотрудников существенно не изменилось (уменьшение составило 3,45%).

Результаты формирующего этапа эксперимента позволяют сделать вывод о том, что реализация комплекса организационно-педагогических условий эффективно влияет на рост профессиональной адаптации сотрудников, способствует их продвижению с низкого уровня на средний уровень и переходу со среднего на высокий уровень.

Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента, полученных в контрольной и экспериментальных группах, позволил сделать следующие выводы:

1. Разница в результатах экспериментальных и контрольной групп на начало и конец эксперимента свидетельствует о том, что профессиональная адаптация идет более эффективно в экспериментальных группах, то есть при воздействии выделенных нами организационно-педагогических условий.

2.Эффективностьиспользования комплекса организационно-педагогических условий выше, чем использование их в отдельности, так как уровень профессиональной адаптации сотрудников растет более быстро в группе ЭГ-2, где введены все организационно-педагогические условия.

Достоверность полученных данных экспериментальной работы проверялась по критерию х2 Пирсона, так как рост профессиональной адаптации в ходе формирующего эксперимента мог произойти либо вследствие случайных причин, либо под влиянием специально созданных педагогических условий.

Использование данного критерия позволило проверить, существуют ли значимые изменения в контрольной и экспериментальных группах, и каковы причины этих изменений. Нами была выдвинута нулевая гипотеза (Но) (уровень профессиональной адаптации одинаковый у сотрудников контрольной и экспериментальных групп в процессе формирующего эксперимента) и альтернативная гипотеза (Ш) (уровень профессиональной адаптации сотрудников контрольной и экспериментальных групп неодинаковый в процессе формирующего эксперимента).

По полученным нами расчетным данным, приведенным в таблице 3, во всех экспериментальных группах с вероятностью 0,05 было доказано преимущество альтернативной гипотезы перед нулевой. Анализ данных показал, что внедрение организационно-педагогических условий по отдельности недостаточно для эффективного педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов ФГПН, так как х2 г <х2

/ъ набл. /ъ крит.

(2,82<5,991), в то время как использование комплекса педагогических условий статистически значимо, поскольку

х2

набл.

>Х2 (7,17>5,991).

крит. х 7 7 '

Группы Значение %2 набл. Значение %2 крит. Р

КГ и ЭГ-1 2,82 5,99 0,2441

КГ и ЭГ-2 7,17 0,0277*

Знаком «*» обозначены достоверные различия между исследуемыми группами (Р<0,05)

В связи с этим мы пришли к выводу: различие между исследуемыми группами не может быть объяснено случайными причинами, а является следствием специально организованной деятельности, то есть введением двух организационно-педагогических условий в ЭГ-1 и комплекса организационно-педагогических условий в ЭГ-2.

Итак, полученные расчеты подтвердили наше предположение в том, что

реализация комплекса предложенных организационно-педагогических условий педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов ФГПН способствует достижению наиболее высокого результата - повышению уровня профессиональной адаптации специалистов ФГПН, что влечет за собой эффективность служебной деятельности специалистов и организации в целом.

Библиографический список

1. Дидактика средней школы / под ред. М. А. Данилова, М. А. Скаткина. - М. : Просвещение, 1975. - 348 с.

2. Симонова О.С., Савва Л.И. Моделирование процесса педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора // Вестник ЧГПУ. -2014. -№ 5. -С. 168-181.

3. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 448 с.

4. Якунин, В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Европ. ин-т экспертов / В.А. Якунин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.; Полиус, 1998. - 639 с.

References

1. Secondary school didactics. Ed. by M.A. Danilov, M.A. Skatkin. M.: Prosveshchenie, 1975. [in Russian].

2. Simonova O.S. Savva L.I. Modeling the pedagogical support of professional adaptation for the specialists of Federal State Fire Inspectorate. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2014. № 5. P. 168181 [in Russian].

3. Stolyarenko, L.D. Pedagogy. Rostov n / D: "Fenix", 2000. [in Russian].

4. Yakunin, V.A. Educational Psychology. SPb .: Izd-vo Mikhailova V.A.; Polius, 1998.

Сведения об авторе: Симонова Ольга Сергеевна, майор внутренней службы, преподаватель цикла пожарно-профилактических и гуманитарных дисциплин ФГБОУ ДПО «Учебный центр федеральной противопожарной службы по Челябинской области», соискатель кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Челябинск (Россия). E-mail: olga40004@mail.ru

Information about the author: Simonova Olga Sergeevna,

Teacher, Fire-Prevention and Humanities, FGBOU DPO Training Center of the Federal State Fire Supervision for Chelyabinsk region,

Chelyabinsk, Russia. &mail. olga40004@mail.ru

л

H

о

ю

го

Q.S го

J .

О го H с о

X со

.0 ч

го го

го ч X

X го о

ф s о

s о X

s X .

. -Û го

ф с го и о

о X с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

m s о

О о о о

I ф X

Z X ф

с о CÛ

о Q.I-

1= о

CÛ .

о 2 го

1- s

го ¡S X s

ф о

Sä 2

to о о

ф . к CÛ о . о X .0

s ^ с о о го

го .

1- >,ф

ф . S Ч О Ф

с . ^ о е

ф ф CÛ

1- т о

X s H

s о

s со £ го s го

s ч

ç го ф с ^ ф

X о с

< с о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.