Научная статья на тему 'Методологические основания построения модели педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников федерального пожарного надзора'

Методологические основания построения модели педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников федерального пожарного надзора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL MAINTENANCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / НАУЧНЫЙ ПОДХОД / SCIENTIFIC APPROACH / ПРОЦЕСС / PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Ольга Сергеевна

В статье представлена модель педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников Федерального государственного пожарного надзора и методологические основания ее построения. Рассмотрены особенности научных подходов системно-деятельностного, процессного и партисипативного во взаимосвязи применительно к изучаемому процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases of creating a pedagogical support model for professional adaptation of the Federal fire supervision employees

The model of the pedagogical maintenance of professional adaptation the federal state fire supervision employees and the methodological bases of its construction are presented. Features of scientific approaches system and activity, process and participative in interrelation in relation to the studied process are considered.

Текст научной работы на тему «Методологические основания построения модели педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников федерального пожарного надзора»

Ахмедбекова Русалина Рамазановна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики профессионального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Российская Федерация. &mail: rusalina1983@inbox.ru

Ahmedbekova Rusalina Ramazanovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Theory and Methodology of Vocational Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia E-mail: djamila05@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480

О.С. Симонова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОжДЕНИЯ

профессиональной адаптации сотрудников федерального пожарного надзора

В статье представлена модель педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников Федерального государственного пожарного надзора и методологические основания ее построения. Рассмотрены особенности научных подходов - системно-деятельностного, процессного и партисипативного - во взаимосвязи применительно к изучаемому процессу.

Ключевые слова: модель, педагогическое сопровождение, профессиональная адаптация, научный подход, процесс.

O.S. Simonova

METHODOLOGICAL BASES OF CREATING A PEDAGOGICAL SUPPORT MODEL FOR PROFESSIONAL ADAPTATION of the FEDERAL FIRE SUPERVISION EMPLOYEES

The model of the pedagogical maintenance of professional adaptation the federal state fire supervision employees and the methodological bases of its construction are presented. Features of scientific approaches - system and activity, process and participative - in interrelation in relation to the studied process are considered.

Key words: model, pedagogical maintenance, professional adaptation, scientific approach, process.

О

о о

В современной научной литературе методологический подход понимают как принципиальное направление исследования, точку зрения, при помощи которой рассматривается изучаемый объект, принцип, направляющий общую исследовательскую стратегию. Большое распространение при исследовании педагогических проблем в настоящее время получили системный, деятельностный,

квалиметрический, информационный, синергетический, процессный, компе-тентностный подходы и их различные сочетания [7]. При этом отсутствие универсального подхода, позволяющего исследовать особенности сложных объектов и явлений, требует привлечения комплекса методологических подходов, что обеспечивает разностороннее рассмотрение изучаемого феномена.

С целью изучения такого многоаспектного явления, как педагогическое сопровождение профессиональной адаптации сотрудников Федерального государственного пожарного надзора (ФГПН) мы определили комплекс методологических подходов: системно-деятельностного, процессного и пар-тисипативного. Данные подходы рассматриваются нами как единицы методологической ориентации, исследовательской и практической стратегии и используются в качестве теоретического обеспечения как на этапе планирования и организации педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников, так и на этапе контроля ее результативности. Сущность применения данных подходов состоит в их взаимодополнении и определяется следующими положениями: системно-деятельностный подход составляет основу исследования, обеспечивает изучение структурного строения сложного педагогического объекта и направлен на систематизацию деятельностных процедур для достижения цели; процессный подход обеспечивает последовательную обоснованную смену этапов педагогического сопровождения профессиональной адаптации, наполнение этапов методическим содержанием; партисипативный подход обеспечивает создание условий сотрудничества при паритетном взаимодействии субъектов педагогического сопровождения. Рассмотрим особенности применения каждого из подходов.

Системно-деятельностный подход представляет собой направление исследования объекта педагогической системы, основные параметры которой имеют деятельностную сущность. В ходе изучения научной литературы по реализации данного подхода [1; 5; 6; 7] мы пришли к выводам: педагогическое сопровождение профессиональной адаптации сотрудников ФГПН осуществляется как целенаправленная и систематизированная деятельность и является важнейшим компонентом системы профессионального становления сотрудника; как педагогическая система носит открытый характер, является целостной, управляе-

мой, вариативной, развивающейся и обладает системными свойствами: внутреннее содержание определяет нормативно-целевой, организационно-методический и контрольно-корректирующий компоненты; совокупность системных связей представлена прямыми и обратными связями; имеет деятельностные характеристики: субъектами системы выступают преподаватель и обучающийся (слушатель), объектом - профессионально адаптирующаяся личность сотрудника, результатом - повышение уровня профессиональной адаптации сотрудника ФГПН, используются средства и методы учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного профессионального образования.

Процессный подход мы понимаем как методологическую направленность исследования на изучение и характеристику педагогического явления как непрерывного целенаправленного процесса, позволяющую проследить изменение его состояний. Сущность процессного подхода состоит в выделении процессов (видов деятельности) и определении способов управления этими процессами в целях достижения желаемого результата, что способствует координации действий, ориентированию на результат, повышению эффективности работы в целом, предсказуемости результата, возможности его улучшения [4]. В ходе реализации процессного подхода были получены следующие заключения: педагогическое сопровождение профессиональной адаптации сотрудников ФГПН является закономерным целенаправленным процессом, обладающим свойствами управляемости и непрерывности; состоит из этапов, внутреннее содержание которых характеризуется постановкой целей, использованием методов и форм работы с учетом особенностей деятельности, что ведет к эффективному результату.

При исследовании проблемы нам необходимо было определить основу коммуникативного взаимодействия субъектов изучаемого педагогического феномена. Учитывая, что в системе МЧС России основным принципом организации деятельности является единоначалие, мы

о ¡£

0 ф

1 *

ЕЕ о

2! ГО I

ф ^

С О. 5 5

ч 5 §|

го н с го ч го

X

ф

о

£ О

I о ^

со о 2

0 О о

1 ф I

8-8-^

° о Го ф

^ С о с

к

^ о

I 4т

ф о ет ^ о

§!| ч 5 ^

о о о

считаем, что для успешной реализации педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников ФГПН наиболее подходящим является партисипативный подход, который понимается как альтернатива авторитарности, директивности и принуждения.

Партисипативный подход определяется как ориентация исследования, позволяющая выявить особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса, сотрудничества, соуправле-ния, обеспечения коллективной ответственности, что проявляется в совместном принятии решений о видах и формах деятельности с учетом интересов и потребностей личности, делегировании прав с целью саморазвития обучающихся [2; 3]. Применение партисипативного подхода привело к следующим заключениям: педагогическое сопровождение профессиональной адаптации сотрудников ФГПН обеспечивает развитие у сотрудников ФГПН качеств руководителя, так как инспектор - это резерв старшего начальствующего состава; возможность организации деятельности на контрасте, где учебная среда базируется на особенностях партисипативного подхода, а служебная предполагает единоначалие; осуществляется на партисипатив-ных принципах: управление, взаимопомощь, делегирование полномочий и др.

Таким образом, реализуя в комплексе основные положения рассмотренных подходов, мы построили модель педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников ФГПН (рис. 1).

Модель педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников ФГПН состоит из нескольких взаимосвязанных блоков: нормативно-целевого, организационно-методического и контрольно-корректирующего. Функциональное назначение представленных блоков предопределяет логику взаимосвязей между ними: нормативно-целевой блок имеет непосредственную детерминирующую связь с организационно-методическим блоком, который находится во взаимосвязи и взаимозависимости с контрольно-корректирующим. Относительно само-

стоятельные блоки составляют систему.

Нормативно-целевой блок модели определяет цель, устанавливает уровень необходимых требований к сотруднику ФГПН, выявляет его готовность к эффективному восприятию основ профессии и реализации основных служебных функций, характеризует стратегические ориентации процесса педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников ФГПН и его зависимость от нормативных требований, выполняет следующие функции: целеобра-зующую (определяет основные направления взаимодействия субъектов); ориента-ционную (содержит основные ориентаци-онные установки).

Организационно-методический блок задает организационные характеристики процесса и определяет методическое содержание педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников ФГПН, что обеспечивает достижение заданной цели. Для эффективного функционирования модели организационно-методический блок выполняет следующие функции: организационную (создание условий для оптимального протекания процесса); интегративную (активное взаимодействие субъектов для достижения цели); обучающую (получение сотрудниками знаний, умений, практического опыта деятельности); развивающую (развитие имеющихся профессионально важных качеств личности, развитие рефлексивного мышления, познавательной активности); воспитательную (формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности).

Все функции равнозначны и составляют единый взаимосвязанный цикл, каждая из них направлена на решение отдельных задач, и находятся они во взаимозависимости от протекания процессов во всех блоках модели.

Контрольно-корректирующий блок модели позволяет определить соответствие полученных результатов ожидаемым, осуществить педагогическую коррекцию и обеспечить обратную связь. Анализ эффективности педагогического сопровождения, степени развития

Рис. 1. Модель педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников ФГПН

профессиональных знаний, умений, качеств сотрудников позволяет контролировать процесс и своевременно вносить коррективы. Основными функциями, реализуемыми в данном блоке модели, являются: аналитическая (анализ полученных результатов, прогноз развития процесса); контролирующая (контроль и сравнение результатов с установленными требованиями в соответствии с целью); компенсационная (нейтрализация недостатков в процедуре реализации процесса).

Механизм контроля представляет собой совокупность психолого-педагогических методик - систему сбора, обработки и анализа информации, которая обеспечивает непрерывное наблюдение за состоянием процесса, своевременное регулирование, корректировку и прогнозирование результатов.

Предложенная модель педагогиче-скогосопровожденияпрофессиональной адаптации сотрудников ФГПН построена с учетом определенной закономерности. Основные блоки модели находятся в порядке доминирования: сверху вниз. Взаимосвязь наблюдается и между блоками, и внутри каждого из них, гарантируя продвижение от элемента к элементу. Блоки не являются совершенно автономными, они создают целостную систему, которая подает вероятность достижения

цели - эффективной организации педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников ФГПН.

Заявленная модель выполнена в образной, традиционно-схематической и словесно-описательной форме и относится к классу прогностических, вероятностных. Модель является открытой и подвержена воздействию внешних и внутренних обстоятельств. На ее содержание оказывают влияние качественные изменения науки и техники, экономическое и политическое положение в стране, а также уровень развития системы МЧС России. Интеграция с внешним окружением реализуется через взаимодействие содержания, форм и способов действий.

Таким образом, реализуя комплекс методологических подходов (системно-деятельностный, процессный и партиси-пативный), мы разработали авторскую модель педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников ФГПН, которая осуществляется через несколько взаимосвязанных блоков: нормативно-целевой, организационно-методический и контрольно-корректирующий. Результатом функционирования рассматриваемой модели является переход сотрудника ФГПН на более высокий уровень профессиональной адаптации.

Библиографический список

1. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем [Текст] / В.П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1977. - 304 с.

2. Понеделкова, М.А. Партисипация управления в системе высшего образования [Текст]: дис. ... канд. социол. наук / М.А. Понеделкова. - М., 2002. - 181 с.

3. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия [Текст]: коллективная монография / В.В. Са-дырин, Н.О. Яковлева, Л.В. Трубайчук, З.И. Тюмасева [и др.]; под общей ред. В.В. Садырина. - Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. - 294 с.

4. Серов, Н.К. Процессы и мера времени: проблемы методологии структурно-диахронического исследования в современной науке [Текст] / Н.К. Серов; АН СССР. Ин-т истории естествознания

я в техники. Ленинградское отделение. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974. - 191 с. о 5. Сластенин, В.А. Педагогический процесс как система [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Изда-

| тельский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.

^ 6. Шумилова, Е.А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-

0 коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения / Е.А. Шумило-

О ва // Педагогическое образование в России. - 2010.- № 3. - С. 31-36.

7. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

Referencеs

1. Bespalko V.P. Bases of the theory of pedagogical systems. Problems and methods of psychology and pedagogical providing of the technical studying systems. Voronezh: Izdatelstvo Voronezhskogo Gosudarstvennogo universiteta, 1977. P. 304. [in Russian].

2. Ponedelkova M. A. Participation of management in system of the higher education. Dis. ... cand. of sciences (Sociology). M, 2002. P. 181. [in Russian].

3. Professional socialization of graduates of pedagogical higher education universities on the basis of using modern technologies in network interaction: collective monograph. V.V.Sadyrin, N.O. Yakovleva, L.V. Trubaychuk, Z.I. Tyumaseva [etc.]; under the general editorship of V.V. Sadyrin. Chelyabinsk: Izdatelstvo Chelyabinsko-go Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta, 2013. P. 294. [in Russian].

4. Serov N. K. Processes and measure of time: problems of the structural and diachronic research methodology in modern science. L.: Nauka, Leningradskoie otdelenie, 1974. P. 191. [in Russian].

5. Slastenin V.A. Pedagogical process as a system. M.: Izdatelskii Dom MAGISTR-PRESS, 2000. P. 448. [in Russian].

6. Shumilova E.A. Possibilities of activity approach for the social and communicative competence research of future teachers of a vocational education. Pedagogicheskoie obrazovanie v Rossii, 2010. No.3. P. 31-36. [in Russian].

7. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical Conception: Methodological Aspects of Structure. VLADOS, 2006. [in Russian].

Сведения об авторе: Симонова Ольга Сергеевна,

майор внутренней службы, старший преподаватель цикла пожарно-профилактических и гуманитарных дисциплин, Учебный центр федеральной противопожарной службы по Челябинской области, Челябинск, Российская Федерация. E-mail: olga40004@mail.ru

Information about the author: Simonova Olga Sergeevna,

Senior lecturer of Fire-Prevention and Humanities, Training Center of the Federal State Fire

Supervision for Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, Russia. Email: olga40004@mail.ru

о

О Ф T

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.