Научная статья на тему 'Методика ускорения доставки грузов в контейнерах'

Методика ускорения доставки грузов в контейнерах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнилов Сергей Николаевич, Фридрихсон Олег Владимирович

В статье приведено описание методики ускорения доставки грузов в контейнерах (на примере металлопродукции). Методика формализована в виде алгоритма и экономико-математической оптимизационной модели. Выполнены расчеты для схемы доставки металлопродукции до потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика ускорения доставки грузов в контейнерах»

УДК 656.073

МЕТОДИКА УСКОРЕНИЯ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ С.Н. Корнилов, О.В. Фридрихсон

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (МГТУ),

Россия, 455000, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.38, кафедра «Промышленный транспорт», квтИву sn@mail.ru, fridrikhsonov@yandex.ru

Аннотация

В статье приведено описание методики ускорения доставки грузов в контейнерах (на примере металлопродукции). Методика формализована в виде алгоритма и экономико-математической оптимизационной модели. Выполнены расчеты для схемы доставки металлопродукции до потребителя.

Актуальность работы

Основные причины нерационального использования вагонов и контейнеров: несовершенство законодательной базы, децентрализация управления перемещением вагонов по территории страны [1], изменение системы оплаты за пользование собственниками путей необщего пользования приватными вагонами и контейнерами, недостаточно проработанный методологический аппарат управления взаимодействием участников транспортного рынка России. Для устранения негативного влияния выявленных факторов и повышения конкурентоспособности контейнерных перевозок требуется разработка методического инструментария по формированию транспортно-логистической контейнерной системы доставки продукции.

Проблема и пути ее решения

Рассмотрим вариант продолжительности финансовых циклов грузоотправителя и грузополучателя для выявления влияния на результативность функционирования транспортно-логистической контейнерной системы. На рис. 1 проиллюстрирован концептуальный подход к управлению параметром времени доставки продукции для повышения эффективности использования оборотных средств предприятия и увеличения прибыли участников цепи поставки.

Для решения задачи максимизации прибыли при функционировании транспортно-логистической контейнерной системы была разработана экономико-математическая оптимизационная модель [2], целевая функция которой имеет следующий вид (1)

«п)-£п, --+ ^ п„„ит,

где П,- - прибыль от реализации продукции, руб.;

Псущ.схемы - прибыль от реализации продукции, доставленной грузополучателю по традиционным (существующим) схемам доставки, руб.;

Условные обозначения: сплошная линия - время продвижения контейнерного потока без ускорения, пунктирная линия - время продвижения ускоренного контейнерного потока; С1 - себестоимость исходного сырья для элемента 1, руб.; С2 - себестоимость готовой продукции элемента 1, руб.; Сз/4 - отпускная цена готовой продукции элемента 1 / цена приобретения продукции элементом 2, руб.; С5 - себестоимость продукции глубокой переработки, произведенной элементом 2, руб.; С6 - отпускная цена продукции глубокой переработки элемента 2, руб.; ТпЬ Тп2 -продолжительность производственного цикла элемента 1 и 2 соответственно, дней; Тд - продолжительность доставки груза, дней; Тр - момент реализации продукции глубокой переработки; Тф1/2 - продолжительность финансового цикла участников, дней.; ДТ - интервал между финансовыми циклами, дней.; Д1/2 - прибыль элемента 2 от реализации продукции в случае доставки исходного сырья в контейнерах и при ускорении продвижения контейнерного потока, соответственно, руб.; Дуск - затраты на ускорение продвижения контейнерного потока, руб.

Рис. 1. Продолжительность финансовых циклов элементов системы

Пконт схемы - прибыль от реализации продукции, доставленной грузополучателю в контейнерах, руб.;

руб./т.

Сб

ДТ=()

Сзй

С;

Сі

продвижения материального потока

!

п,- - прибыль от реализации продукции /-го сортамента, доставленной грузополучателю по традиционным (существующим) схемам доставки, руб.;

п, - прибыль от реализации контейнеропригодной продукции ¡-го сортамента, доставленной грузополучателю в контейнерах, руб.;

Тоб, - время операционного цикла переработки продукции /-го сортамента, доставленной грузополучателю по традиционным (существующим) схемам доставки, дней;

Тоб / - время операционного цикла переработки контейнеропригодной продукции ¡-го сортамента, доставленной грузополучателю в контейнерах, дней;

365 - количество дней в году.

В свою очередь прибыль от реализации каждой партии груза определяется по формулам (2) и (3)

п/ = В/ - С - Зсущ = В/ - С - Зп - Здоп , (2)

п = ВУ - С - Зпред = ВУ - С/ - Зп’ - Зуск , (3)

где Вр В,- - выручка от реализации /-го и ¡-го (контейнеропригодного)

типа продукции, соответственно, руб.;

С,, С, - себестоимость производства /-го и ¡-го (контейнеропригодного) типа продукции, соответственно, руб.;

Зсущ, Зпред - суммарные затраты на доставку продукции по традиционной схеме и с использованием контейнеров, соответственно, руб.;

Зп, Зп’ - постоянные затраты на доставку грузов грузополучателю по традиционной схеме и в контейнерах, соответственно, руб.;

Зуск - затраты на ускорение доставки грузов в контейнерах, руб.

Здоп - дополнительные затраты на доставку продукции, руб.

Время операционного цикла переработки контейнеропригодной продукции ¡-го сортамента определяется по формуле (4)

Тоб/ = Тнорм — Тусю (4)

где Тнорм - регламентированное время доставки (время доставки, зафиксированное в договоре на поставку продукции), сутки;

Туск - время, на которое произведено ускорение продвижения контейнерного потока, сутки.

Для оценки затрат грузоотправителя (грузополучателя) по реализации механизма ускорения контейнерного потока предлагается использовать комплексный показатель [4]: удельные финансовые затраты на ускорение доставки 1 тонны /-го груза по элементам выбранной схемы доставки на 1 час - К„ измеряющийся в руб./т-ч (5)

с.(0

1 ' 3

(5)

где ^ (') - продолжительность выполнения ¡-ой операции, ч; ^(0- мощность грузопотока, проходящего ¡-операцию, т; с(0- стоимость выполнения ¡-ой операции, руб.

Затраты на ускорение контейнерного потока рассчитываются по

формуле(6)

где q - объем контейнерного грузопотока, подлежащий ускорению, т; т - требуемая величина времени ускорения, ч.

На целевую функцию экономико-математической модели ускорения контейнерного потока накладываются следующие ограничения (7)

где АП - изменение прибыли в результате ускорения контейнерного потока по схеме доставки, руб.;

Qсущ - грузопоток, переработанный по существующим схемам доставки, т; бпред - грузопоток, переработанный по предложенным контейнерным схемам доставки, т;

^^потрєб - годовой план отгрузки готовой продукции, т.

Предложенная модель позволяет оптимизировать схему доставки контейнеров с продукцией по критерию максимизации прибыли грузоотправителя, оптимизировать время доставки, принимать оперативные решения по перераспределению контейнерного потока, ускорению или замедлению переработки потока между элементами системы. Кроме того, оптимизационная модель адаптивна к изменению качественных и количественных характеристик участников, что позволяет в оперативном режиме корректировать параметры перерабатываемых потоков как на отдельных элементах, так и по всей схеме доставки в целом [5].

На основании экономико-математической оптимизационной модели разработана методика ускорения продвижения контейнерного потока, представленная в виде алгоритма на рис. 2. Каждый из блоков методики имеет подробную детализацию [3].

Этап 7 методики ускорения продвижения контейнерного потока с продукцией металлургического предприятия имеет следующий вид (рис. 3). На основании совокупности всех карт схем доставки (исполнительный блок 1) логическим блоком 2 проверяется фактическая возможность участника обеспечить ускоренную переработку контейнерного потока по собственному полигону. При положительном ответе блока 2 уточняется,

^(Зуск) = Ит У К, ■ 9 - т

(6)

(7)

сможет ли участник обеспечить желаемое ускорение (запрашиваемое грузоотправителем) (блок 3).

Рис. 2. Алгоритм методики ускорения продвижения контейнерных потоков с продукцией металлургического предприятия

С помощью разработанной экономико-математической оптимизационной модели были выполнены расчёты по целесообразности ускорения отдельных контейнерных потоков с продукцией для условий ОАО «ММК» (табл. 2). Графическая интерпретация результатов приведена на рис. 4.

Рис. 3. Алгоритм проверки целесообразности ускорения контейнерного потока

Таблица 2

Результаты применения методики ускорения контейнерных потоков ______________________с продукцией ОАО «ММК»_____________________________

Схема доставки

Показатель Традици- онная Контейнерная

Без ускорения С ускорением

Объем перевозок, тыс. тонн 100 100 100

Затраты на перевозку, млн. руб. 128,6 93,6 93,6

Затраты на ускорение, млн. руб. - - 23

Срок доставки продукции, сутки 4 6 4

Годовой экономический эффект, млн. руб. (при уровне рентабельности 15%), в том числе, за счет: 35 69,1

- внедрения контейнерных схем доставки; - ускорения контейнерного потока 35 35 34,1

Прибыль от реалиищнн металлопродукции, доставленной в полувагонах —А—Прибыль от реализации металлопродукции. доставленной в контейнерах ■■ Затраты на доставку в полувагонах

* Затраты на доставку в контейнерах

* Суммарная прибыль от внедрения контейнерных схем доставки

* Затраты на ускорение продвижения контейнерного потока

—♦—Суммарная прибыль от уско|>ення продвижения контейнерных потоков

Рис. 4. Динамика прибыли и затрат на ускорения контейнерного потока с продукцией ОАО «ММК»

Заключение

В результате реализации разработанных методик по формированию транспортно-логистической контейнерной системы доставки продукции и ускорения продвижения контейнерного потока, а также экономико-математической оптимизационной модели в деятельности Управления транспорта ОАО «ММК» расчётный экономический эффект составил 69,1 млн. руб. в год (в ценах 2012 г.) Эффект достигается за счёт перевода части готовой продукции на контейнерные схемы доставки и ускорения продвижения отдельных контейнерных потоков. Расчёты выполнены для условий перевозки 100 тыс. тонн контейнеропригодной продукции по направлению Магнитогорск - Тольятти. Экономический эффект может быть увеличен при расширении перечня направлений доставки и повышения объема отгрузки контейнерных грузов.

Библиографический список

1. М. В. Грязнов, Р. А. Франюк, О. В. Фридрихсон Критерии выбора участников перевозочного процесса при организации высоконадежных схем доставки контейнеров // Бюллетень транспортной информации. 2011. Вып. 1. С. 14 - 17.

2. С. Н. Корнилов, А. Н. Рахмангулов, О. В. Фридрихсон Обоснование экономической целесообразности ускорения контейнерных перевозок металлопроката // Транспорт Урала. 2012. №1 (32). С. 26 - 38.

0 400

% :

6 5 4

Продолжительность доставки, дней

3. С. Н. Корнилов, О. В. Фридрихсон Формирование транспортнологистической контейнерной системы металлургического предприятия // Вестник транспорта Поволжья. 2012. №1 (31). С.23 - 33.

4. З.С. Акманова, С.Н. Корнилов, А.Н. Рахмангулов, О.В. Фридрихсон. Механизм оптимизации времени продвижения контейнерного потока // Вестник УрГУПС. 2012. № 2. С. 33 - 42.

5. С. Н. Корнилов, О. В. Фридрихсон. Формирование системы переработки контейнерного потока /Современные проблемы транспортного комплекса России: Межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.Н. Рахмангулова. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2011. С. 131 - 137.

УДК 656:658.286

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИСТЕМНОЙ ДИНАМИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ2 О.А. Копылова (науч. рук. А.Н. Рахмангулов)

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (МГТУ),

Россия, 455000, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.38, кафедра «Промышленный транспорт», olesya.k863@yandex.ru, ran@losintra.ru

Аннотация

Существующие методы оптимизации размещения объектов транспортно-логистической инфраструктуры не учитывают влияние рыночных факторов на ее развитие. Предлагается для исследования динамического изменения состояния транспортно-логистической системы и установления зависимостей между значениями рыночных факторов и уровнем развития системы использовать метод системной динамики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность

В настоящее время наблюдается тенденция к глобализации экономики. Компании расширяют границы своей деятельности и направляются в регионы в поисках новых рынков сбыта. Стремление к снижению издержек за счет масштабов операций ставит перед логистическими операторами задачу разработки эффективной схемы доставки грузов. Современным направлением обслуживания грузопотока, позволяющим снизить

2 Работа выполнена при поддержке гранта за научно-исследовательскую работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.