Научная статья на тему 'Формирование системы переработки контейнерного потока'

Формирование системы переработки контейнерного потока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнилов Сергей Николаевич, Фридрихсон Олег Владимирович

В статье обоснована эффективность контейнеризации промышленных грузов. Процесс перевозки грузов в контейнерах представлен в виде системы взаимосвязанных потоков, определены их характеристики и параметры. Для управления системой контейнерных перевозок разработана математическая модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы переработки контейнерного потока»

2. Дорога длиною в 70 лет. - Магнитогорск: ОАО «ММК», 2002. -

117 с.

3. Гроздов В.Т. Техническое обследование строительных конструкций зданий и сооружений.-СПб:Издательский Дом KN+,2001.-140c.

4. Грязнова А., Федотова М. Оценка недвижимости. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 560 с.

5. Шр://иру5.кдап1о.ш/т1егрг.рЬр?1шк=_11154530.Ыт

6. http://www.aup.ru/books/m90/2_3 .Ыт

7. http://www.meta1info.ru/ru/news/8114

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ КОНТЕЙНЕРНОГО ПОТОКА С.Н. Корнилов, О.В. Фридрихсон

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

455000, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.38, кафедра промышленного транспорта котНоу sn@mail.ru, fridrikhsonov@yandex.ru

Аннотация

В статье обоснована эффективность контейнеризации промышленных грузов. Процесс перевозки грузов в контейнерах представлен в виде системы взаимосвязанных потоков, определены их характеристики и параметры. Для управления системой контейнерных перевозок разработана математическая модель.

Актуальность работы

В настоящее время наблюдается дисбаланс темпов расширения контейнерной инфраструктуры и ускорения производства готовой продукции. Опережающее развитие контейнерных перевозок является гарантией экономической безопасности предприятия и резервом повышения конкурентоспособности продукции.

Основные проблемы

Основной тенденцией в развитии отечественного и мирового транспорта является активный рост контейнерных перевозок [4,5]. По оценкам экспертов коэффициент контейнеризации грузов в мировых перевозках достигает 63%, его ежегодный прирост за последние 5 лет составил 1-2%, а предельное значение, по мнению специалистов, равно 70% [1].

Высокая эффективность применения контейнеров, по сравнению с другими вариантами перевозок, доказана расчетами и подтверждена практикой. Например, вариант контейнерной перевозки метал-

лопроката железнодорожным транспортом обеспечивает снижение продолжительности грузовых операций в пути следования на 25% по сравнению с перевозкой в полувагоне; транспортных затрат - на 15% [3,5]. Как следствие, в последнее время при заключении договоров все больше потребителей на внутреннем и внешнем рынках ссылаются на условия поставки согласно классификации «Инкотермс-2000» и отдают предпочтение контейнерам [2]. Сравнительная характеристика показателей перевозки грузов в различном подвижном составе приведена в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение показателей перевозки генеральных экспортных грузов в различном

подвижном составе

Показатель Подвижной состав

Вагоны Автомобили Контейнеры (40 фт)

Средняя стоимость транспортировки груза, руб./т-км 0,91 3,11 0,6

Средняя ставка на страхование подвижного состава, % от стоимости груза 0,6 0,8 0,55

Средняя ставка страхования груза, % от стоимости груза 0,75 1,25 0,41

Средняя величина потерь товарной стоимости груза в процессе транспортирования, % 0,38 0,45 0,1

Средняя стоимость выполнения терминальных операций с грузом, руб./т. 907 924 471

Количество погрузочноразгрузочных операций при доставке груза (Базисное условие поставки - FOB (франко-борт), шт. 5 5 1

Скорость грузопереработки в портах, т/час 60 45 2400

Доля времени ожидания грузом выполнения терминальных операций, % от общей продолжительности доставки 50 60 20

В настоящее время формирование контейнерной инфраструктуры воспринимается как второстепенный процесс, являющийся обеспечивающей сферой для производственного сектора и выполняющий доставку готовой продукции до потребителя. В то время как опережающее развитие контейнерной инфраструктуры, по отношению к ускорению темпов производства готовой продукции является гарантией

Формирование системы переработки контейнерного потока

экономической безопасности предприятия и резервом повышения конкурентоспособности продукции.

В настоящее время теоретический аспект развития контейнерной инфраструктуры недостаточно проработан, что подтверждает актуальность проблемы и требует дополнительных научных изысканий. Предлагается рассматривать процесс контейнерных перевозок в виде системы взаимосвязанных потоков: материальный поток (поток груженых контейнеров - К, поток порожних контейнеров - П), финансовый поток - Ф, информационный поток - И.

В качестве примера рассмотрена система переработки контейнерного потока для условий ОАО «ММК» (рис.1). В настоящее время около 35% продукции ОАО «ММК» является пригодной для транспортирования в универсальных 20 и 40-футовых контейнерах, однако на практике, перевозка грузов в контейнерах осуществлялась только в тестовом режиме. Удовлетворительный результат пробных отправок готовой продукции в контейнерах, тем не менее, не привел к интенсивному развитию контейнеризации грузов на ОАО «ММК». По мнению авторов, основной причиной низкого уровня контейнеризации является несоответствие контейнерной инфраструктуры предприятия темпам роста производства готовой продукции и запросам потребителей металлопродукции. ОАО «ММК» перерабатывает значительное количество грузов в контейнерах, осуществляя закупку оборудования, материалов и сырья для основного и вспомогательных производств. Установлено устойчивое финансовое и информационное взаимодействие с поставщиками. Выполняется отправка порожних контейнеров владельцам подвижного состава.

Для условий ОАО «ММК» рассмотрены три основные схемы доставки готовой продукции в контейнерах потребителям: прямая доставка до судна в порту, через региональные распределительные центры, через портовые распределительные терминалы. Продвижение и переработка контейнерного потока между участниками должны сопровождаться финансовым и информационным взаимодействием между участниками системы.

Каждый из выделенных потоков системы переработки контейнерного потока характеризуется рядом параметров. Описание потоков и их характеристики приведены в табл. 2. Выделенные параметры являются основой разработанной оптимизационной модели. При дискретном масштабе оптимизации, например, между смежными участниками системы, модель позволяет оценить степень их соответствия по однотипным параметрам и предложить корректирующие действия для их гармонизации.

г Чф? I —> I

Владелец

подвижного

состава

Региональные

центры

V I

Поставщики оборудования, материалов и сырья

■*-------------

I

I__________

~ ~ ---------ЕП-------------------------.

:"[К]..............

Региональный распредели тельный центр (РРЦ)

у і

Потреби-

тель

I

ы

-ГПТ»^

еРЗ1

НФі I------------

Тй~1..............

ОАО «ММК»

Контейнерный

терминал

По ртовый распределительный терминал

ГИ91

А |

Условные обозначения:

Материальный поток - продвижение груженых контейнеров

Порт

й > Материальный

поток - продвижение порожних контейнеров

Станция примыкания

“ “ ^ Финансовый поток

......Информационный поток

ПК~1 Номер потока

Рис.1. Система переработки контейнерного потока

Формирование системы переработки контейнерного потока

Таблица 2

Характеристики и параметры потоков процесса доставки грузов в контейнерах________________________

Поток Номер потока Описание потока Параметры потока

1 2 3 4

Ч и 8 о С И ё к & Й 2 Кі К2 Кз К4 К5 Кб К7 К8 Доставка оборудования, материалов и сырья Доставка грузов в контейнерах до портового терминала (СВХ) Прямая доставка до судна Доставка до РРЦ для накопления, расформирования, распыления Доставка потребителю (прямая) Доставка до судна после таможенного оформления Доставка до судна после переформирования, объединения Доставка потребителю (через терминал) Мощность потока (ЭД,ед.), структура потока (^ - количество 20-футовых контейнеров, шт.; - количество 40-футовых контейнеров, шт.), перерабатывающая способность порта (^, тонн/сутки), перерабатывающая способность РРЦ (К, тонн/сутки), перерабатывающая способность СВХ (С;, тонн/сутки), резерв пропускной способности Д (7,Б,С, тонн/сутки), время в пути (Т, сутки), время на терминально-портовые операции (1, сутки), структура подвижной состав ((! - полувагоны, фитинговые платформы, шт., %)

И ІІ с § 1 2 * 5 о 6 Н 1 ё Пі П2 Пз П4 Отправка контейнеров после выгрузки оборудования, сырья Досылка контейнеров под погрузку Отправка высвободившихся контейнеров Досылка контейнеров под погрузку оборудования, сырья и пр. Мощность потока (ЭД.ед.), структура потока (^ - количество 20-футовых контейнеров, шт.; - количество сорокафутовых контейнеров, шт.),время в пути (Т, сут-ки),структура подвижной состав (<! - полувагоны, фитинговые платформы, шт., %).

Финансовый поток - Ф Фі Ф2 Фз Оплата оборудования, материалов, сырья Оплата пользования контейнерами Оплата доставленной готовой продукции Мощность финансового потока (р, руб.), скорость осуществления транзакция (Ь, сутки), величина тарифных ставок на

IV. Проблемы экономики и управления транспортом

Окончание таблицы 2

1 2 5 4

Финансовый поток - Ф Ф4 Ф5 Фб Ф7 Ф8 Оплата портовых, таможенных сборов Оплата доставленной готовой продукции Оплата услуг складирования, расформирования, документального и информационного сопровождения Оплата за операции распределительного терминала Плата за пользование подвижным составом и контейнерами железнодорожные (а, руб.) и автоперевозки (г, руб.), портовые сборы (к, руб.), стоимость складирования (8, руб.), стоимость перегрузки и перемещения (%^ руб.), стоимость аренды складских площадей (Ь, руб.), стоимость таможенного оформления (и, руб.)

Иі Обмен информацией об условиях поставки Качество информации (оперативность,

И2 Обмен информацией о заявках на контейнерах, сро- достаточность, достоверность), скорость

ках предоставления в пользование принятия решения (у, сутки), норматив

Из Согласование фрахта, сроков ожидания, состоянии времени на осуществление погрузочно-

груза, навигационная обстановка в порту разгрузочных операций в пунктах перевал-

И4 Информация о доставке грузов в контейнерах через ки (1^-р, часы), нормативы пребывания

РРЦ контейнеров в пунктах перевалки и скла-

И5 Информация о доставке грузов в контейнерах через дах временного хранения (1хр, часы), нор-

Информа- терминал мативы ожидания погрузки (1;п, часы), вре-

ционный Иб Информация об отправке порожних контейнеров мя в пути (Ц, часы), информация о нави-

поток - И И7 Согласование сроков отправки, времени в пути, про- гационной обстановке в портах, информа-

цедур передачи ция о наличии судов, информация о ре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И8 Обмен оперативной информацией о направлениях зультатах технического и коммерческого

отправок, укрупнения партий, коммерческом осмотре осмотров, оперативная информация о пе-

И9 Обмен информацией о наличии ренаправлении, расформировании, накоп-

И10 Согласование сроков отправки, времени в пути, про- лении контейнеров в пунктах перегрузки и

цедур передачи хранения.

Иіі Заявки на обеспечение порожними контейнерами под

погрузку продукции

Формирование системы переработки контейнерного потока

При системной оптимизации модель позволяет выявлять «узкие места», затрудняющие переработку основного материального потока по всей его длине, с целью сокращения суммарных транспортнологистических затрат.

Заключение

Интенсификация использования контейнеров при перевозке готовой продукции металлургических предприятий является актуальной научно-практической задачей. Предлагается представлять процесс перевозки грузов в контейнерах в виде системы взаимосвязанных потоков, характеризующихся рядом параметров. Для управления системой контейнерных перевозок разработана оптимизационная математическая модель, учитывающая параметры выделенных потоков. Модель позволяет оперативно изменять направления и мощность контейнерного потока между участниками перевозок, оптимизировать схему доставки контейнеров с продукцией по критерию минимума транспортно-логистических затрат, времени доставки, принимать оперативные решения по перераспределению контейнерного потока, ускорению или замедлению переработки потока между участниками системы. Кроме того, возможно адаптировать оптимизационную модель к условиям изменения параметров потоков, количества участников, изменения их качественных и количественных характеристик.

Библиографический список

1. Грязнов М.В., Франюк Р.А., Фридрихсон О.В. Критерии выбора участников перевозочного процесса при организации высоконадежных схем доставки контейнеров / М.В. Грязнов, Р.А. Франюк, О.В. Фридрихсон // Бюллетень транспортной информации, 2011. - №1. - С. 14-17.

2. Коган Л. А., Козлов Ю.Т. Контейнерная транспортная система / Л.А. Коган, Ю.Т. Козлов // Учебное пособие. - М: Академия, 1991. - 260 с.

3. Москвичев О.В., Никонов Ю.С. К вопросу повышения эффективности контейнерных перевозок / О.В. Москвичев, Ю.С. Москвичева // Транспорт Урала, 2009. - №4 (23). - С. 22-24.

4. Тебеньков С.А. Современное состояние и проблемы контейнеризации как приоритетного направления инновационного развития рынка грузовых перевозок / С.А. Тебеньков // Транспортное дело России, 2009. - № 9. - С. 25-27.

5. B. Clancy, D. Hoppin, J. Moses. Insomnia. Why challenges facing the world container shipping industry make for more nightmares than they should // American shipper, 2008. - July. - pp. 69-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.