Научная статья на тему 'Выбор и расчет основных параметров «Сухого» порта'

Выбор и расчет основных параметров «Сухого» порта Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
590
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Муравьёв Дмитрий С., Рахмангулов Александр Нельевич

В статье описывается новый для нашей страны способ организации работы в транспортном узле, основанный на создании «сухого» порта. Анализируется нынешнее состояние морских портов, рассматриваются возможные варианты организации и функционирования «сухих» портов, предлагается система основных параметров для оценки эффективности взаимодействия морского и «сухого» порта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор и расчет основных параметров «Сухого» порта»

УДК 621.771.23

ВЫБОР И РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ «СУХОГО» ПОРТА Д.С. Муравьёв (науч .рук. А.Н. Рахмангулов)

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет Г.И. Носова» (МГТУ)

455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, кафедра «Промышленный транспорт», mura15@inbox.ru

Аннотация

В статье описывается новый для нашей страны способ организации работы в транспортном узле, основанный на создании «сухого» порта. Анализируется нынешнее состояние морских портов, рассматриваются возможные варианты организации и функционирования «сухих» портов, предлагается система основных параметров для оценки эффективности взаимодействия морского и «сухого» порта.

Актуальность

Ежегодный прирост контейнерных грузов в регионах России составляет порядка 15-20%, в связи с этим возрастает перегруженность морских портов, что негативно сказывается на клиентоориентирование грузоотправителей [2]. Анализ геометрических параметров портов показывает, что их возможности по дальнейшему наращиванию объемов перевозок, в том числе и контейнерных, практически исчерпаны. В основном это обусловлено расположением морских портов в пределах населенных пунктов, отсутствием перспектив расширения их территорий с целью создания терминалов для хранения грузов. Выходом из сложившейся ситуации может стать строительство «сухих» портов. Именно этот подход может значительно увеличить пропускную и перерабатывающую способность морских портов.

Проблема и пути ее решения

Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров [1]. Объем перевалки грузов за последний год показан на рис. 1. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы. Это те районы, в которых сосредоточена как хозяйственная специализация, так и специфика территориального сочетания природных ресурсов и социальноэкономических предпосылок развития.

Исторически сложилось так, что международная торговля, концентрируясь вокруг морских портов, обусловливает экономический рост всего региона. С увеличением объемов торговли морские порты становились районами тяготения как фактории производства, так и сопутствующих им

услуг, что в свою очередь содействовало дальнейшему повышению темпов экономического роста и увеличению объемов капиталовложений. Тенденцией последних лет стало то, что значительное число индустриально развитых стран вкладывает инвестиции в переоснащение морских портов, а не в разработку и строительство тыловых терминалов, таких как «сухой» порт, не задумываясь о таких «скрытых» проблемах, как нехватка площадей.

Рис. 1. Объем перевалки грузов в морских портах России в 2011 г.

Анализ динамики грузооборота морских портов показывает его ежегодный прирост. Появляются очереди в морских портах на прием и обработку грузов, снижается своевременность доставки грузов. Сравнение грузооборота морских бассейнов и портов за 2010-2011 г. представлено на рис. 2 и 3 [3].

Прогноз грузооборота морских портов РФ до 2030 года, сделанный по результатам анализа Концепция стратегии развития морской портовой инфраструктуры России, представлен на рис. 4 [4].

Арктический бассейн;41,0

Тихоокенаский Бассейн; 125,3

Балтийский бассейн; 185,7

Черноморский бассейн ; 172,8

200

177,2 185,7 1692 172,8

¿150

х100

І 50 ^ п

0 Iі ■ ^

38,6 41

11,24 10,9

117,4 125,3

□ 2010 г. 02011 г.

Рис. 2. Сравнение грузооборота по морским бассейнам в 2010-2011 г.

Рис.З. Сравнение грузооборота морских портов России в 2010-2011 г.

Рис.4. Прогноз грузооборота морских портов Росси до 2030 г.

Характерным примером эффективного решения проблемы недостатка перерабатывающей способности морского порта является морской порт Одессы. Он был создан в восемнадцатом веке, объемы поступающих грузов постоянно росли, увеличивалась территория порта, развивался и населенный пункт. В 2006 г. порт столкнулся с проблемой нехватки площадей для хранения и обработки грузов (рис. 5) [5].

Рис.5. Динамика контейнерооборота морского порта Одессы В июле 2007 г. состоялось открытие первой очереди «сухого» порта на месте бывших «полей фильтрации» (рис.6).

^ІсрріПОДІВ

•ухогоііфгл-

Ь 9?л-щ(

\У ЮнагГД

Селитебная )}

\

/

/[

Рис. 6. Взаимное расположение морского и «сухого» портов, г. Одесса «Сухие» порты - это признанная международная практика. Например, морской порт в Малага (Испания) имел на 2006 г. грузооборот 30000 ТЕи. Дальнейшее развитие морского порта по увеличению площадей не представлялось возможным из-за расположения порта в населенном пункте. Городские власти пришли к решению создания «сухого» порта, в результате чего увеличились пропускная и перерабатывающая способность морского порта, увеличился его грузооборот. Динамика повышения грузооборота морского порта г.Малаги показана на рис. 7 [6].

Рис. 7. Динамика грузооборота морского порта г. Малага «Сухой» порт - это совокупность складов временного хранения, вспомогательных зданий, сооружений, автомобильных и железнодорожных путей, площадок, расположенных за пределами территории морского порта, связанных между собой и морским портом единым технологическим процессом и электронной информационной системой для совершения грузовых операций с товарами и их временным хранением под таможенным контролем. В «сухих» портах грузы накапливаются к отправке,

перегружаются на другие виды транспорта, проводятся таможенные процедуры и оформление транспортных документов, производится хранение и ремонт контейнеров, подключение рефрижераторов к электропитанию. В зоне «сухих» портов могут быть предусмотрены сервисные центры для ремонта автотранспорта, осуществляющего перевозку грузов [2].

Помимо перевалки «сухой» порт также может выполнять функции хранения, консолидации и комплектации грузов, их таможенное оформление, техническое обслуживание автомобильных и железнодорожных транспортных средств. Выполнение данных функций на территории сухого порта приводит к снижению объемов запаса и таможенного оформления грузов на территории морских портов и направлено на освобождение территории портов для более быстрого процесса разгрузки судов.

Основные преимущества «сухих» портов:

• снижение общих транспортных расходов;

• возможность реализовывать мультимодальные решения;

• повышение пропускной способности подъездных путей;

• ускорение процесса таможенного оформления грузов;

• решение экологических и социальных проблем региона.

Для анализа эффективности и расчета основных параметров «сухого» порта предлагается использовать логистическую схему (рис. 8).

Рис. 8. Схема логистической цепи с «сухим» портом В логистическую схему с «сухим» портом вводится дополнительный элемент, выполняющий функции накопительного логистического элемента. Параметры накопительного элемента находятся во взимосвязи с параметрами логистических потоков, перерабатываемых этим элементом. Предлагается анализировать следующие параметры логистических потоков (грузопотоков):

Маршрут продвижения. Как показывает практика, рациональное расстояние между «сухим» и морским портами находится между 7 и 20 км. Каждая точка в выбранной зоне характеризуется определенными капитальными и эксплуатационными затратами. При этом необходимо учитывать не только расстояние транспортировки грузов между «сухим» и морским портами, но и ландшафт местности, а также близость «сухого порта» к транспортным коммуникациям.

Интенсивность грузопотоков. Этот параметр изменяется в результате переноса ряда операций по переработке грузопотоков из морского в «сухой» порт. Интенсивность грузопотоков зависит от пропускной, перерабатывающей способности транспортно-грузовых средств и устройств, а также от их вместимости.

Неравномерность грузопотоков. Создание дополнительных емкостей для потока путем ввода в схему его продвижения «сухого» порта позволяет снизить неравномерность грузопотоков и повысить качество (своевременности) доставки грузов.

Для расчета параметров «сухого» порта предлагается строить имитационную модель, при помощи которой изменяются его основные параметры и анализируется их влияние на параметры перерабатываемых грузопотоков, а также инвестиционных затрат. В результате серии экспериментов может быть получено рациональное сочетание выбранных параметров.

Заключение

По результатам исследования успешное развитие «сухих» портов зависит от целого ряда факторов, о необходимости совершенствования существующих или создания новых методов и методик. Задача дальнейшего исследования заключается в построении имитационной модели, которая позволяла бы определять место размещение «сухого» порта, его вместимость и перерабатывающую способность, обеспечивающие потребные параметры грузопотоков.

Библиографический список

1. Морские узлы. [Электронный ресурс].-Развитие морского

транспорта. Режим доступа: http://www.muze!. ru/article/

morflot/razvitie morckogo trancporta.htm (2.04.12).

2. Корнилов С.Н., Фридрихсон О.В. Формирование системы переработки контейнерного потокаСовременные проблемы транспортного комплекса России: Межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.Н. Рахмангулова. -Магнитогорск: Изд.-во Магнитогорск. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2011. С. 131-137.

3. ТКС.РУ - все о таможне. [Электронный ресурс] Таможня для

всех. Режим доступа: http://www.dp.ru/a/2012/01/17/

Gruzooborot morskih porto/ (10.02.12).

4. Федеральное агентство морского и речного транспорта [Электронный ресурс] Режим дост^упа:http://www.rosmorport.ru/media/Füe/new2/ Strategy2030.pdf (21.02.12).

5. ГП «Одесский морской торговый порт» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.port.odessa.ua/ru/ (15.12.11).

6. Морской порт г. Малаги [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.puertomalaga.com/web/guest (16.11.12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.