Научная статья на тему 'Критерии и показатели корпоративной культуры будущих работников потребкооперации'

Критерии и показатели корпоративной культуры будущих работников потребкооперации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
407
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / СORPORATE CULTURE / CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY / RESEARCH ACTIVITY / CRITERIA / INDICATORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лохонова Г. М.

В статье выделены критерии, показатели и уровневые характеристики корпоративной культуры специалистов, рассмотрены функции и ценности потребительской кооперации, обозначена роль научно-исследовательской деятельности в формировании корпоративной культуры будущих работников системы потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF CORPORATE CULTURE OF THE FUTURE WORKERS OF CONSUMER COOPERATION

In article criteria, indicators and level characteristics of corporate culture of experts are allocated, functions and values of consumers' cooperative society are considered, the role of research activity in formation of corporate culture of the future workers of system of consumers' cooperative society is designated.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели корпоративной культуры будущих работников потребкооперации»

Bibliography

1. Federal State Statistics Service, the section «Education» / Http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr1.htm/

2. Bozovic, L. Problems of identity formation: Selected Papers. Sci. tr. / LI Bozovic, Ed. DI Feldstein. Moscow: PH Inst Scient. Psychology, Voronezh: NPO MODEK. - 1995.

3. Parishioners, AM Thick, NN Psychology of orphanhood. / 2-nd ed. - St.: Peter. - 2005.

4. Krasnov, VG. Pedagogical aspects of social work: the Manual. / Volgograd: PH Volgograd state. Univ. - 2004.

5. Falco, V., Selivanova, OA. The interaction of social educator with children «at risk» / / Pedagogy. - 2006. - № 6.

6. Dementieva, I. Social orphanhood: genesis and prevention. - M.: GosPIP Family and Education, 2000.

Article Submitted 10.01.11

УДК 378

Г.М. Лохоноеа, acn. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, E-mail: malws84@mail.ru

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ

В статье выделены критерии, показатели и уровневые характеристики корпоративной культуры специалистов, рассмотрены функции и ценности потребительской кооперации, обозначена роль научно-исследовательской деятельности в формировании корпоративной культуры будущих работников системы потребительской кооперации.

Ключевые слова: корпоративная культура, научно-исследовательская деятельность, потребительская кооперация, критерии, показатели.

Высокий уровень корпоративной культуры является важным стратегическим фактором, мобилизующим все структурные звенья организации и ее отдельных работников на достижение поставленных целей в рамках продекларированной миссии и культивируемых ценностей компании.

Исторически понятие корпоративная культура возникла в аспекте совместной деятельности людей и связана с необходимостью их объединения с целью эффективного решения конкретных задач. Изначально термин «корпоративный» возник от латинского «corporation» - объединение, сообщество, а не от «корпорации» как организационно-правового типа предприятия. В данном исследовании понятие «корпоративный» мы рассматриваем именно в смысле «объединяющий, связующий», и, соответственно, «корпорацию» в качестве формы организации человеческого сообщества со своими специфическими признаками. А. Файоль называл укрепление и поддержание корпоративного духа одним из базовых принципов управления предприятием [1, с. 288]. Формулируя значение корпоративного духа, он писал: «Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала» [2, с. 14-17].

Опираясь на результаты анализа научной литературы, корпоративную культуру организации мы определяем как совокупность разделяемых трудовым коллективом ценностей, норм и традиций, формирующая у работников чувство сопричастности к организации.

Корпоративная культура системы потребительской кооперации осуществляет ряд функций: формирование определенного имиджа организации; поддержание ценностей, присущих данной организации; создание и поддержание у работников чувства причастности к общему делу («сопричастность»), что придает смысл их работе в системе потребкооперации; воспитание сотрудников в духе преданности организации, ограничение от нежелательных влияний, т.е. охранная функция; содействие социализации новых работников, т.е. адаптационная функция; формирование и контроль форм поведения, характерных для данной организации, т.е. регулирующая функция.

Корпоративная культура направлена на формирование определенного имиджа организации, поддержание ценностей данной организации и создание и поддержание у сотрудников организации чувства причастности к общему делу, что придает смысл их работе. Человеку свойственно искать смысл во всякой организации. Для большинства людей погоня за прибылью вряд ли способна привить любовь к своему предприятию или стать смыслом жизни, если, конечно, речь не идет о выживании предприятия, но даже и в этом случае подобных

призывов может оказаться недостаточно. Смысл должен содержаться в работе [3, с. 307].

Все существующие организации уникальны по своей природе. Уникальна по своему и система потребительской кооперации, которая имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, системы и процедуры постановки задач, внутриорганизационные ритуалы и мифы, которые в своей совокупности и образуют ее уникальную корпоративную культуру. Термин кооперация (лат. «соорегайо» - «сотрудничество») обозначает одну из форм организации производства, основанную на групповой собственности ее членов и их заинтересованности в удовлетворении своих социальных, экономических и культурных потребностей. Объединения такого рода именуются кооперативами. Деятельность кооперативов основывается на определенных принципах, называемых кооперативными Основой устойчивости кооперативов служат экономические принципы такие, как членство, экономическое участие членов, автономия и независимость, забота об обществе. Социальные принципы: добровольность, профессиональная подготовка, информация, управление и контроль со стороны пайщиков; они направлены на создание благоприятных условий для реализации экономических принципов на практике. При невыполнении социальных принципов кооперативы перерождаются в предпринимательские хозяйства. При невыполнении экономических принципов кооперативы разоряются. Потребительская кооперация основывается на таких кооперативных принципах и ценностях как добровольность, демократия, независимость, равенство, взаимопомощь, взаимная ответственность, справедливость и солидарность. Соответственно, эти ценности культивируются среди членов потребительских союзов и обществ.

Корпоративную культуру личности можем условно представить следующими основными элементами: знания, отношения, действия и их взаимное влияние друг на друга. То есть для сотрудника организации действует формула: знаю это; выстраиваю свое отношение к ним; делаю так, так как это ценно для меня. Когда эта формула воспринимается личностью как аксиома, то она превращается в корпоративную культуру личности, образующей в совокупности с корпоративной культурой большинством других сотрудников корпоративную культуру организации.

Когнитивный критерий позволяет оценить знания личностью корпоративных ценностей, норм и правил поведения через такие показатели как объем и глубина знаний. Ценностно-мотивационный критерий дает возможность оценить отношение личности к корпоративной культуре организации и выявить мотивы поведения работника через такой показатель

как принятие ценностей, нормам и правил корпорации. Поведенческий критерий, через показатель совпадения поступков личности с корпоративными ценностями, нормами и правилами поведения, позволяет оценить действия сотрудника корпорации, соответственно выявить наличие у него одного из важных элементов корпоративной культуры личности.

Изучая солидную историю кооперативного движения и соприкасаясь со множеством артефактов, будущий работник потребкооперации может ощутить чувство сопричастности к общему делу. Этому способствуют также ритуалы, традиции и праздники, связанные с важными историческими событиями, многократно усиливающие эмоции и чувственные переживания человека. Кроме того, на формирование корпоративной культуры личности большое влияние оказывают условия труда: преимущества работы в организации и чувство «общей судьбы», сопричастности общему делу; возможность работать в команде и вера во взаимопомощь; возможность самореализации, уверенность в завтрашнем дне, защищенность интересов и прав работника.

Выделенные критерии и показатели, рассматриваются как признаки наличия у студентов элементов корпоративной культуры, а методы диагностики (система инструментариев и методик) должны обеспечивать получение достоверной информации о процессе и результатах процесса формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкоопе-

рации в вузовской системе научно-исследовательских работ. Основным результатом данного процесса должно стать позитивное изменение показателей, характеризующих корпоративную культуру личности и подтверждающих ее переход на более высокий уровень.

Понятие «уровень» отражает диалектический характер процесса развития, позволяющий познать предмет исследования во всем многообразии его свойств, связей и отношений, где многие элементы последующего уровня представляют собой качественно новое состояние по сравнению с одной или несколькими предыдущими ступенями. Процесс формирования представляет собой развитие, в результате которого предмет (субъект) обретает некоторое устойчивое и в определенной мере завершенное состояние.

Учитывая то, что формирование корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе студенческих научно-исследовательских работ, нами использованы показатели уровней, которые наиболее часто променяют в исследованиях. (Л.Ф.Спирин [4], А.Г.Бермус [5] и др.). В результате нами были выделены три уровня сформированное™ корпоративной культуры будущих работников потребкооперации: низкий, средний и высокий. Характеристики уровней сформированное™ корпоративной культуры будущих работников потребительской кооперации мы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели и уровневые характеристики корпоративной культуры будущих работников

потребительской кооперации

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Когнитивный критерий Показатели: • Объем знаний ценностей, норм и правил поведения корпорации. • Глубина знаний корпоративных ценностей, норм и правил поведения.

Объем программных знаний - до 50%. Понимание сущности корпоративных ценностей, норм и правил поведения на уровне усвоения. Объем программных знаний - 50-75%. Понимание сущности корпоративных ценностей, норм и правил поведения на уровне на уровне осознания. Объем программных знаний - 75100%. Понимание сущности корпоративных ценностей, норм и правил поведения на уровне оперирования.

Ценностно-мотивационный критерий Показатели: • Интерес личности к освоению ценностей, норм и правил системы потребкооперации. • Соотношение личностных и корпоративных ценностей и норм.

Эпизодический интерес. Большая часть корпоративных ценностей и норм воспринимается не как личностно значимые. Устойчивый интерес поддерживается извне. Часть корпоративных ценностей и норм вызывают отторжение у личности. Ярко выраженный устойчивый интерес. Корпоративные ценности и нормы личностью в основном воспринимаются.

Поведенческий критерий Показатели: • Совпадение поступков личности с принятыми в корпорации ценностями, нормами и правилами.

Поступки и действия значительно отличаются от принятых в корпорации норм и правил. В поступках и действиях наблюдаются несовпадения с корпоративными нормами и правилами. Поступки и действия личности совпадают с корпоративными нормами и правилами.

Таким образом, выделение критериев, определение показателей и выбор методов измерения корпоративной культуры будущих работников потребкооперации, позволяет не только ранжировать их по уровням сформированное™ исследуемого качества личности, но и позволяет создавать необходимые организационно-педагогические условия для дальнейшего

роста. Восхождение будущего специалиста к высокому уровню сформированное™ корпоративной культуры сопровождается развитием его личностных и профессиональных качеств. Его позиция основана на признании научной работы как важной формы формирования корпоративной культуры будущих работников потребкооперации.

Библиографический список

1. Занковский, А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта-МПСИ, 2000.

2. Остаркова, И. Победа разума над хаосом // Сообщение. - 2001. - № 11.

3. Уотермен, Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988.

4. Спирин, Л.Ф. Характеристика уровней общепедагогических умений в процессе их формирования у студентов // Психологопедагогические проблемы подготовки специалиста: Межвуз. темат. сб. - Ярославль: ЯГУ, 1983.

5. Бермус, А.Г. Введение гуманистическую методологию. - М.: Канон, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.