Научная статья на тему 'Результаты экспериментальной реализации организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в процессе научно-исследовательской работы'

Результаты экспериментальной реализации организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в процессе научно-исследовательской работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СORPORATE CULTURE / CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY / EFFICIENCY / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лохонова Г. М.

В статье проанализированы результаты экспериментальной реализации организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование корпоративной культуры у будущих работников системы потребительской кооперации в системе научно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF EXPERIMENTAL REALIZATION OF ORGANIZATIONALPEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION CORPORATE CULTURE AT THE FUTURE WORKERS OF CONSUMER COOPERATION IN THE COURSE OF RESEARCH WORK

In article results of experimental realization of the organizational-pedagogical conditions providing effective formation of corporate culture at the future workers of system of consumers' cooperative society in system of research activity of students are analysed

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментальной реализации организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в процессе научно-исследовательской работы»

Bibliography

1. Kuzmin, M. N. Education under the conditions of polyethnical and policultural Russia // Pedagogika. - 1999. - № 6.

2. Bahtin, M.M. The Esthetics of word creativity. - M., 1986.

3. Sheiman, L.A. The Basics of Methods ot Teaching Literature in Kirgis Schools. - Frunse: Kirgis Publ. House. 1981.

4. Methods of Literature’s teaching in national school. I to editorial of Cherkezova M.B. -L., 1992.

Article Submitted 20.12.10

УДК 378

Г.М. Лохонова, асп. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, E-mail: malws84@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

В статье проанализированы результаты экспериментальной реализации организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование корпоративной культуры у будущих работников системы потребительской кооперации в системе научноисследовательской деятельности студентов.

Ключевые слова: корпоративная культура, потребительская кооперация, эффективность, организационно-педагогические условия.

Выпускники высших учебных заведений, обладающие достаточным уровнем корпоративной культуры, смогут позитивно повлиять на создание эффективной команды с целью повышения производительности труда и гармонизации социально-трудовых отношений. Ключевой задачей исследования является экспериментальная проверка комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в системе научно-исследовательской работы.

В исследовании приняли участие преподаватели и студенты Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. При изучении данной проблемы использовались теоретические (сравнение, анализ, синтез, моделирование); эмпирические (беседа, опрос, наблюдение) методы исследования; методы математической статистики и т.д.

С педагогической точки зрения сущность, структура и функции педагогических условий рассмотрены в трудах многих известных ученых-педагогов: Ю.К. Бабанского, В.И. За-гвязинского, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, Ю.Л. Львовой, В.Г. Максимова, Т.А. Стефановской и др.

Так, И.Я. Лернер под термином «педагогические условия» подразумевает те факторы, которые обеспечивают успешное обучение [1, с. 26]. Ю.К. Бабанский под «педагогическими условиями» подразумевает «...обстоятельства, при котором компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии, которое дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся успешно учиться» [2, с. 61]. Мы более склонны к определению В. Г. Максимова, который считает, что «педагогические условия есть совокупность объективных и субъективных фактов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов системы» [3, с. 167]. Под эффективностью формирования корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе НИРС мы понимаем получение более высоких результатов в новых об-

стоятельствах по сравнению с традиционным подходом при минимальных ресурсных затратах. Для этого необходимо реализовать следующие организационно-педагогические условия:

1. Внести коррективы в существующую нормативноправовую базу вуза и создать новые локальные акты, обеспечивающие студентам проведение научных исследований корпоративной культуры системы потребкооперации.

2. Обеспечить процесс формирования корпоративной культуры необходимыми ресурсами - расширить содержание НИРС тематикой, направленной на исследование корпоративной культуры организации и ее сотрудников; разработать и реализовать систему стимулирования НИРС; обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности преподавателей и студентов в проведении исследований корпоративной культуры и т.д.

3. Обновить процесс НИРС усложняющимися видами и содержанием работ корпоративной тематики, поддержать сетевые объединения студентов, интересующихся проблемами корпоративной культуры.

Нами в течение ряда лет в Чебоксарском кооперативном институте Российского университета кооперации в порядке эксперимента реализовывались теоретически обоснованные организационно-педагогические условия. Полученные данные заносились в сводные таблицы в разрезе отдельных студентов. Затем составлялись итоговые таблицы, отражающие поэтапные изменения показателей студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в разрезе критериев, характеризующих уровень корпоративной культуры студентов кооперативного вуза, что позволило увидеть результаты экспериментальной реализации организационно-педагогических условий через анализ процесса и результата формирования корпоративной культуры каждого студента.

Первоначально мы проанализировали динамику участия студентов экспериментальной (53 чел.) и контрольной групп (51 чел.) в научной работе (табл. 1).

Таблица 1

Динамика участия студентов экспериментальной и контрольной групп в НИРС за 2006-2009 годы

№ п/п Показатели Группы 2006 2007 2008 2009

1. Доля студентов, систематически участвующих в НИРС, % ЭГ 34 65 77 81

КГ 32 48 69 76

2. Доля студентов из числа систематически участвующих в НИРС, исследующих корпоративную культуру, % ЭГ 36 61 88 94

КГ - 2 4 4

3. Доля студентов, участвующих в научно-практических конференциях, % ЭГ 21 43 65 78

КГ 20 41 59 71

4. Доля студентов, участвующих в выполнении хозрасчетных НИРС, % ЭГ - 7 9 15

КГ - - 4 6

5. Доля студентов, участвующих в выполнении хозрасчетных НИРС по корпоративной тематике, % ЭГ - 3 5 9

КГ - - - -

6. Доля студентов, имеющих публикации в сборниках, % ЭГ 26 41 62 74

КГ 13 32 47 67

7. Доля студентов из числа исследующих корпоративную культуру и имеющих публикации,% ЭГ 12 53 72 94

КГ - - - 16

Мы получили заметные различия в показателях кон- ботников потребкооперации. По показателям № 1, № 3 и № 6

трольной и экспериментальной групп, которые наиболее за- результаты оказались примерно одинаковыми. Мы сравнили

метны в следующих показателях № 2 и № 4. Данный факт полученные результаты по контрольной группе, с результата-

является существенным фактором, так как обеспечивает про- ми деятельности вуза за предшествующий эксперименту пе-

цесс формирования корпоративной культуры у будущих ра- риод (рис. 1-4).

80

60

40

20

0

-•— Экспериментальный период (2007, 2008, 2009 годы)

-А— Доэкспериментальный период (2003, 2004, 2005 годы)

Рис. 1. Сравнительная диаграмма доли студентов, систематически участвующих в НИРС, %

Предпринятые в ходе эксперимента меры увеличили долю студентов систематически участвующих в НИРС по сравнению с доэкспериментальным периодом. Заметна высокая динамика показателей студентов контрольной группы по сравнению с предшествующим эксперименту периодом, что 80 60 40 20 0

является дополнительным аргументом в пользу наших предположений. Проанализирована динамика участия студентов в научно-практических конференциях и их публикации в сборниках (рис. 2 и 3).

-•— Экспериментальный период (2007, 2008, 2009 годы)

-А— Доэкспериментальный период (2003, 2004, 2005 годы)

Рис.2. Сравнительная диаграмма доли студентов, участвующих в научно-практических конференциях, %

-♦— Экспериментальный период (2007, 2008, 2009 годы)

-■— Доэкспериментальный период (2003, 2004, 2005 годы)

Рис. 3. Сравнительная диаграмма доли студентов, имеющих публикации в сборниках, %

Данные подтверждают эффективность мер, направленных на активизацию НИРС. Были предприняты меры по увеличению доли исследований корпоративной культуры и выполнению хозрасчетных тем (рис. 4). Данные приведены за два года, так как к проведению хозрасчетных тем привлекались студенты 4 и 5 курсов.

-♦— Экспериментальный период (2008, 2009 годы)

-■— Доэкспериментальный период (2004, 2005 годы)

Рис.4. Сравнительная диаграмма доли студентов, участвующих в выполнении хозрасчетных НИР, %

Ответы студентов экспериментальной и контрольной групп дают основание утверждать, что значительно возросла доля студентов, удовлетворенных условиями, созданными в

вузе для занятий НИР. Студенты экспериментальной группы более позитивно оценили возможности НИРС. С теплотой студенты отзывались по поводу корпоративных праздников,

многие продолжали носить значки организаций по завершению исследования.

На формирующем этапе эксперимента реализовывался комплекс организационно-педагогических условий с целью эффективного формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в системе НИР.

Результаты обобщающего этапа эксперимента были сведены в сводные матричные таблицы, обработаны методами

математической статистики и представлены в виде гистограмм. Высокая динамика показателей ЭГ по сравнению с КГ видна на гистограмме (рис. 5). Она возможна благодаря повышению уровня мотивации студентов к изучению корпоративной культуры организаций, появлению практики апробации студентами корпоративных ценностей в процессе взаимодействия с сотрудниками организаций системы потребкооперации.

_1

1 У / / /

f ,

4 II )

~7 1 г

У-Ґ

□ Низкий

□ Средний

□ Высокий

Рис. 5. Гистограмма различий уровня корпоративной культуры контрольной и экспериментальной групп на начало и окончание эксперимента, %

Как показало дополнительное исследование, позитивные результаты КГ связаны с повышением уровня корпоративной культуры студентов по когнитивному критерию. Студенты ЭГ на завершающем этапе эксперимента показали более высокие результаты в понимании сущности ценностей корпоративной культуры потребкооперации. В КГ есть положительная динамика, но она была обеспечена традиционным образовательным процессом.

Доля студентов с высоким уровнем корпоративной культуры по ценностно-мотивационному критерию в КГ выросла с 4 до 11 %, а в ЭГ - с 5 до 21 %. Доля студентов с высоким уровнем корпоративной культуры по поведенческому критерию уровня корпоративной культуры в КГ выросла с 0 до 4 %, а в ЭГ - с 0 до 14 %. Основными причинами невысокой дина-

Bibliography

мики уровня корпоративной культуры по поведенческому критерию, на наш взгляд, являются следующие: формирование устойчивого поведения происходит в основном на практике; в условиях вузовского этапа становления профессиональных качеств специалиста трудно в полном объеме обеспечить закрепление корпоративного поведения.

Полученные в ходе эксперимента результаты оказались положительными и подтвердили эффективность реализации организационно-педагогических условий, нацеленных на формирование корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе научно-исследовательских работ студентов.

1. Lerner, I.J. Teaching the fundamentals of learning. - Moscow: Pedagogy, 1981.

2. Babansky, J.K. Problems of increasing the efficiency of educational research. - Moscow: Pedagogy, 1982.

3. Maksimov, V.G. Technology of vocational and creative individual teachers. - Cheboksary: Chuvash. state. Univ, 1996. Article Submitted 20.12.10

УДК 37.018.4

Е.В. Милькова, канд. пед. наук, доц. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: sgi@kemguki.ru;

Т.И. Варова, асп. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: varova13@rambler.ru

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В работе дан современный контекст социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей с учетом их возрастных особенностей, обоснован выбор диагностических материалов для изучения социальной адаптации подростков, предложены пути совершенствования социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Ключевые слова: социальная адаптация, адаптированность, социальная компетентность, возрастные особенности подростков, учреждение дополнительного образования детей.

Сегодня актуален вопрос социальной адаптации подростков в контексте тех интенсивных трансформаций, которые переживает современное мировое, и особенно российское общество. Социальная адаптация подростков — сложное общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности и взаимодействия. И чтобы это

взаимодействие было успешным, подросток должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения, уметь приспосабливаться к условиям социальной среды. Возрастные особенности подростка, характеризующиеся кризисностью, часто усложняют его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.