Научная статья на тему 'Формирование поликультурной личности студента кооперативного вуза'

Формирование поликультурной личности студента кооперативного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / КООПЕРАТИВНЫЙ ВУЗ / КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / STUDENT OF A COOPERATIVE INSTITUTION / CULTURE / CORPORATE CULTURE / LEGAL CULTURE / SPIRITUAL VALUES / MORALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лохонова Г. М.

Статья посвящена актуальной проблеме адаптации выпускников кооперативного вуза при осуществлении трудовой деятельности в организациях системы потребительской кооперации. В данной статье рассматриваются вопросы формирования поликультурной личности студента кооперативного вуза. Автором предложены основные составляющие процесса формирования разносторонней личности будущего специалиста. Обосновывается мысль о том, что наряду со специальными профессиональными знаниями, выпускник должен обладать дополнительными навыками и умениями. В статье обобщен многолетний опыт по организации учебной, научной и воспитательной деятельности Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Исследование базируется на многочисленных организационно-педагогических экспериментах. Использование основных аспектов статьи возможно при планировании научной и воспитательной работы вуза, что подтверждает практическую значимость исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лохонова Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF A MULTICULTURAL PERSONALITY OF A STUDENT IN COOPERATIVE HIGHER EDUCATIONAL SCHOOL

The paper studies a problem of adaptation of graduates of a cooperative university to professional work in organizations of consumers'' cooperative society. The research deals with the formation of a multicultural identity of a student of a cooperative institution. The author offers the basic components in the process, when a multicultural identity of a future specialist is formed. The work substantiates the idea that along with special expertise a graduate should have additional skills. The article summarizes long experience of organization of educational, scientific and educational activities in Cheboksary Cooperative Institute, an affiliate branch of Russian University of Cooperation. The research is based on numerous organizational and pedagogical experiments. The basic aspects of this work can be used in planning of scientific and educational work of a university, which confirms the practical significance of the conducted study.

Текст научной работы на тему «Формирование поликультурной личности студента кооперативного вуза»

УДК 378.1

Lochonova G.M. FORMING OF A MULTICULTURAL PERSONALITY OF A STUDENT IN COOPERATIVE HIGHER EDUCATIONAL SCHOOL. The paper studies a problem of adaptation of graduates of a cooperative university to professional work in organizations of consumers' cooperative society. The research deals with the formation of a multicultural identity of a student of a cooperative institution. The author offers the basic components in the process, when a multicultural identity of a future specialist is formed. The work substantiates the idea that along with special expertise a graduate should have additional skills. The article summarizes long experience of organization of educational, scientific and educational activities in Cheboksary Cooperative Institute, an affiliate branch of Russian University of Cooperation. The research is based on numerous organizational and pedagogical experiments. The basic aspects of this work can be used in planning of scientific and educational work of a university, which confirms the practical significance of the conducted study.

Key words: student of a cooperative institution, culture, corporate culture, legal culture, spiritual values, morals.

Г.М. Лохонова, канд. пед. наук, руководитель Центра организации НИР и кооперативного партнерства

Чебоксарского кооперативного партнерства (филиала) Российского университета кооперации,

г. Чебоксары, E-mail: malws84@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КООПЕРАТИВНОГО ВУЗА

Статья посвящена актуальной проблеме адаптации выпускников кооперативного вуза при осуществлении трудовой деятельности в организациях системы потребительской кооперации. В данной статье рассматриваются вопросы формирования поликультурной личности студента кооперативного вуза. Автором предложены основные составляющие процесса формирования разносторонней личности будущего специалиста. Обосновывается мысль о том, что наряду со специальными профессиональными знаниями, выпускник должен обладать дополнительными навыками и умениями. В статье обобщен многолетний опыт по организации учебной, научной и воспитательной деятельности Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Исследование базируется на многочисленных организационно-педагогических экспериментах. Использование основных аспектов статьи возможно при планировании научной и воспитательной работы вуза, что подтверждает практическую значимость исследования.

Ключевые слова: студент, кооперативный вуз, культура, корпоративная культура, правовая культура, духовные ценности, нравственность.

Общество диктует новый уровень поликультурного образования, которое бы способствовало формированию у обучающихся поликультурного мышления и социальной устойчивости, нравственности и гуманности, умения жить в модернизирующемся мире. В связи с этим актуален вопрос поликультурного воспитания личности.

В настоящее время становится возможным усиление куль-турообразующей роли образования, появляется модель студента, обладающего общекультурной компетенцией. Данная компетенция относится к ключевым компетенциям, согласно классификации А.В. Хуторского [1]. Общекультурная компетенция -это способность человека ориентироваться в пространстве культуры; она включает в себя национальную и общечеловеческую культуру, духовно-нравственные основы семейных, социальных явлений и традиций [2]. Синякова М.Г. отмечает, что общекультурная компетенция выступает фундаментальной составляющей для таких образований, как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество и др. [3]. Анализируя требования, предъявляемые к современному специалисту, хотелось бы подробнее остановиться на некоторых составляющих процесса формирования поликультурной личности.

Успешность адаптации выпускников вуза к условиям труда во многом определяется их готовностью принять корпоративную культуру той организации, в которой им предстоит работать. Указанная готовность определяется уровнем сформированности у выпускников вуза основ корпоративной культуры как личностного качества. Миссия организации, история, мифы, легенды, ритуалы, традиции и условия работы являются основными элементами корпоративной культуры. Именно в них просматриваются и закрепляются ценности корпоративной культуры. Для выпускника кооперативного вуза важное значение имеют ценности и принципы потребительской кооперации, которые основывается на добровольности, демократии, независимости, равенстве, взаимопомощи, взаимной ответственности, справедливости и солидарности. Эти ценности культивируются среди членов потребительских обществ [4]. Работник, которого удовлетворяют не все условия труда в системе потребкооперации, мо-

жет продолжать работу на предприятии, принадлежность к которому вызывает во внешней среде уважение, работать на котором престижно.

При обучении в вузе у студента должно возникать чувство сопричастности к общему делу. Данное чувство формируется и развивается при изучении истории кооперативного движения, прохождении учебно-ознакомительной практики, участии в выездных занятиях в организации потребительской кооперации, а также выполнении научно-исследовательских работ по актуальным проблемам кооперации. Многие ритуалы, традиции и праздники, связанные с важными историческими событиями, многократно усиливают эмоции и чувственные переживания будущего работника системы потребкооперации [5]. Молодые специалисты, обладающие достаточным уровнем корпоративной культуры, смогут позитивно влиять на создание эффективной команды для повышения производительности труда и гармонизации социально-трудовых отношений в коллективе.

Следующей составляющей данного процесса является правовое воспитание и юридическая грамотность. Уровень правовой культуры в каждом обществе зависит от многих факторов: экономики страны, благосостояния граждан, национальных и религиозных особенностей, политического строя и способности власти охранять правовые институты, степени развития юридической науки и образования и т.д. Правовые знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы и юридические нормы, в том числе и в системе потребительской кооперации. Система мероприятий правового образования включает в себя работу правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными, общественными органами, учебными заведениями. Основными задачами правового воспитания являются: достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, повышения авторитета закона, формирование законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности. Правовое воспитание не может происходить без обучения. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания» [6]. Правовая грамотность

включает в себя знакомство с определениями и сущностью правовых понятий, законодательными документами. Развитие правовой грамотности осуществляется на практических и семинарских занятиях, на которых студенты проводят сравнительный анализ документов.

Современные проблемы понимания правовой культуры, правового образования, правового сознания и правового воспитания взаимосвязаны с переходом общества к новому варианту социокультурного развития, другой культурной парадигме [7]. С учетом сегодняшних реалий необходимо преодолеть правовой нигилизм, повысить авторитет законодательства и его способность быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства. Результаты проведенного нами исследования подтверждают тезис о том, что в связи с постоянными изменениями в законодательной сфере студенты вуза готовы постоянно повышать уровень правовой грамотности. За 2012-2014 гг. на базе Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации в рамках Открытой Академии правовой культуры детей и молодежи (рук. -Певцова Е.А., профессор) проведены научные мероприятия и тренинги по юриспруденции. Особое внимание уделялось нормативно-правовым актам, регулирующим систему потребительской кооперации.

Будущий работник системы потребительской кооперации должен быть специалистом новой формации - конкурентоспособным, инициативным, предприимчивым, умеющим самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, готовым к позитивным преобразованиям социальной среды и способным участвовать в формировании гражданского общества

Библиографический список

и правового государства. Опыт показывает, что только человек с высокими духовно-нравственными качествами, определяет положительную динамику развития страны. К сожалению, в обществе происходит снижение общекультурного уровня, материальные ценности доминируют над духовными, происходит искажение представлений о доброте, милосердии, справедливости и патриотизме. Система образования выступает в роли главного фактора формирования человека новой постиндустриальной формации. Подготовка специалиста высшей квалификации сегодня также решается через призму духовно-нравственного воспитания. Воспитательная работа вуза должна включать в себя организационно-педагогические условия, включающие комплексное воздействие на субъект исследования через усвоение духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотических стремлений, приобретение знаний по истории и культуре страны и родного края. Так, студенты кооперативного вуза должны воспитываться на трудовых подвигах лидеров и передовиков кооперации, знать историю развития системы и учитывать ее специфику.

Роль кооперативного вуза в формировании поликультурной личности будущего работника система потребительской кооперации особенно велика. Развитие личностных и духовных качеств молодого поколения, их эстетическое воспитание, повышение уровня правовой грамотности и корпоративной культуры, сохранение традиционных нравственных ценностей происходит в стенах учебного заведения. Патриотизм, справедливость, честность, искренность - это те ценности, которые остаются главными в воспитании молодежи.

1. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. -№ 2.

2. Симдянова, Г.Н. Методика формирования общекультурных компетенций у учащихся начальной школы // Вектор науки ТГУ. - 2012. -№ 1(8).

3. Синякова, М.Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 9.

4. Лохонова, Г.М. Корпоративная культура будущих работников потребительской кооперации: теория, опыт и перспективы развития. -Чебоксары, 2011.

5. Пригожин, А.Г. Организационная культура и ее преобразование // Общественные науки и современность - 2003. - № 5.

6. Кваша, А.А. Правовые установки граждан: дис. ... канд. юр. наук. - Волгоград. 2002.

7. Певцова, Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права - 2004. - № 3.

Bibliography

1. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. - 2003. -№ 2.

2. Simdyanova, G.N. Metodika formirovaniya obthekuljturnihkh kompetenciyj u uchathikhsya nachaljnoyj shkolih // Vektor nauki TGU. - 2012. -№ 1(8).

3. Sinyakova, M.G. Osnovnihe podkhodih k opredeleniyu suthnosti obthekuljturnoyj kompetentnosti bakalavra menedzhmenta // Mezhdunarodnihyj zhurnal ehksperimentaljnogo obrazovaniya. - 2010. - № 9.

4. Lokhonova, G.M. Korporativnaya kuljtura buduthikh rabotnikov potrebiteljskoyj kooperacii: teoriya, opiht i perspektivih razvitiya. - Cheboksarih, 2011.

5. Prigozhin, A.G. Organizacionnaya kuljtura i ee preobrazovanie // Obthestvennihe nauki i sovremennostj - 2003. - № 5.

6. Kvasha, A.A. Pravovihe ustanovki grazhdan: dis. ... kand. yur. nauk. - Volgograd. 2002.

7. Pevcova, E.A. Sovremennihe definitivnihe podkhodih k pravovoyj kuljture i pravovomu soznaniyu // Zhurnal rossiyjskogo prava - 2004. - № 3.

Статья поступила в редакцию 03.09.14

УДК 373.1

Mironova A.M. ON THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF PUPILS' INTELLECTUAL GIFTEDNESS. The article is devoted to a detailed analysis of the nature of the phenomenon of pupils' intellectual giftedness. The research problem is inspired by the requirement of the modern pedagogical and psychological sciences, as well as educational practice in the development of such concept that would include the development of its structure and the dynamics of the phenomenon of pupils' intellectual giftedness. The author analyzes various scientific positions to reveal this problem. Considering the variety of definitions of "intelligence" and "giftedness" she comes to a conclusion that a unified approach to their definition doesn't exist nowadays. The author pays particular attention to components, which must be taken into account in the development of intellectual giftedness, as well as to the conceptual terminology and basic ideas. The experience of modern scientific schools presented in the article deserves a particular interest. They implement the methods of teaching that promote the development of pupils' intellectual giftedness.

А.М. Миронова, аспирант Забайкальского гос. университета, г. Чита, E-mail: mironitta1971@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.