УДК 376.33
Е.В. Морозова
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНЕМ СЛУХА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УО «Белорусский государственный педагогический университет имени
Максима Танка»
Введение
Развитие воображения на протяжении многих лет привлекает интерес исследователей. Данный процесс попадал в область изучения философов, психологов, педагогов, деятелей искусства (Р.Дж. Коллингвуд, С. Коршунова, В.Т. Кудрявцев, Г.С. Овчинников, И.Н. Палагина, А.В. Киселева и др.) [1, 2, 3,
4]. Актуальность проблемы развития воображения детей обусловлена тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом творческой деятельности, многих форм репродуктивной деятельности, поведения человека в целом. Некоторые исследователи пришли к выводу, что если не организовывать специальные занятия по развитию воображения детей в период с пяти до пятнадцати лет, то в последующем наступает активное снижение активности данной функции [6, с.4].
Особый интерес представляет развитие воображения у детей с нарушением слуха. Только в результате специально организованного обучения может быть существенно преодолено отрицательное влияние нарушения слуха и речи на деятельность воображения. Правильная организация процесса обучения, учет основных закономерностей и особенностей развития психических функций ребенка в условиях сенсорной недостаточности (депривации) позволяет значительной степени преодолеть отклонения, вызванные первичным нарушением слуховой функции [5, с. 45].
Нами был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было выявлено состояние воображения младших школьников с нарушением слуха. Полученные результаты показали о необходимости организации и осуществлении целостной, системной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование воссоздающего и творческого воображения учащихся с нарушением слуха в процессе изобразительной деятельности.
Нами была разработана программа формирующего эксперимента для глухих детей первого класса.
Занятия проводились в рамках уроков по предмету «Изобразительное искусство» в течение 2009-2010 учебного года.
Было проведено 30 уроков по предмету «Изобразительное искусство».
Цель формирующего эксперимента — модификация методики коррекционно-педагогической работы по формированию воссоздающего и творческого воображения глухих младших школьников в изобразительной деятельности.
84
Научные стремления, 1 (9)2014
Цель коррекционно-педагогической работы - формирование
воссоздающего и творческого воображения глухих младших школьников в процессе изобразительной деятельности.
Задачи коррекционно-педагогической работы по формированию
воображения:
• расширять представления о многообразии реальной и фантастической действительности;
• формировать комбинаторные умения;
• формировать умение иллюстрировать художественные произведения;
• формировать умение завершать неопределенный образ;
• развивать умения реализовывать замысел в рисунке;
• развивать творческую активность.
Методика коррекционно-педагогической работы по формированию творческого воображения учащихся с нарушением слуха разрабатывалась с учетом взаимосвязи воссоздающего и творческого воображения, постепенного перехода от репродуктивности к творчеству в развитии данного познавательного процесса (Л.С. Выготский, Г.Д. Кириллова, Г.С. Овчинников). Соответственно, для полноценного и эффективного формирования творческого воображения учащихся методика коррекционно-педагогической работы включала формирование как воссоздающего, так и творческого воображения.
Основная часть
Коррекционно-педагогическая работа строилась с учетом индивидуальных показателей психического развития детей одной и той же возрастной категории, а также мотивов и потребностей, побуждающих школьников к творчеству. Индивидуально-дифференцированная работа по формированию воображения учащихся предполагала принятие во внимание субъективной стороны данного познавательного процесса, связанной с индивидуально-личностными характеристиками детей (возможны различия по яркости образов, глубине переработки образов реальности в воображении, по типу его доминирующего канала). Формирование воображения предусматривало его совершенствование по следующим признакам: разнообразию и разнохарактерности процессов воображения, оригинальности и эмоциональной насыщенности создаваемых образов, уровню детализации построения образов воображения, уровню интеллектуализированности его образов.
Коррекционно-педагогическая работа по формированию воображения глухих учащихся в изобразительной деятельности предполагала реализацию в процессе обучения системы принципов:
- общедидактических (доступности, наглядности, индивидуального подхода, уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему и др.),
- специальных (коррекционной направленности процесса обучения, системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, единства диагностики и коррекции, деятельностный принцип коррекции,
85
комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности и т.п.),
- специфических (творческой самореализации, единства реальности и воображения, художественного содержания или уподобления, диалога культур, творческой самореализации и др.).
Методика коррекционно-педагогической работы по формированию воображения глухих младших школьников предусматривала применение специфических методов (предполагающих осуществление мыслительных операций комбинаторного характера): эмпатии, морфологического анализа, метода фокальных объектов (предусматривающего установление ассоциативных связей определенного объекта со случайными объектами или их признаками). Методы формирования воображения имеют общую модель: объект - преобразование признака через изменение его значения - новый объект. Кроме того использовались типовые приемы фантазирования: прием «оживления - окаменения» (неживое становиться живым и подвижным, живое - неподвижным и т.п.); фантастическое преобразование с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей; изменение по возрастающей и убывающей любого признака объекта; фантазирование, основанное на изменении признаков времени; прием универсализации (предоставление объекту возможности выполнение множества функций, даже ему не свойственных); прием специализации, позволяющий ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции; выявление определенного признака или значения признака объекта и замена их на противоположное. В процессе коррекционно-педагогической работы применялись и общепедагогические методы, позволяющие развивать воображение детей, а так же их изобразительные умения для последующего успешного материального воплощения разнообразных образов (наглядный, словесный, практический и др.).
Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию воображения глухих младших школьников состояло из четырех блоков.
Первый блок предусматривал формирование структурных компонентов воображения (формирование представлений о разнообразии реальной и фантастической действительности).
Второй блок направлен на формирование операциональных компонентов, лежащих в основе репродуктивной деятельности и фантазирования (формирование комбинаторных умений).
Третий блок направлен на развитие умения иллюстрировать художественные произведения.
Четвертый блок предусматривал развитие творческой активности детей.
Задания первого блока:
• рисование по памяти: «Новый дом», «Улица города»;
• сюжетное рисование на тему «Зимние забавы»;
86
Научные стремления, 1 (9)2014
• упражнения «Необычное в обычном», «Волшебники», «Раскраска» (с
постепенным усложнением: вначале ученикам предлагается раскрасить
простые объекты, затем сюжетные и сказочные иллюстрации);
• дорисовывание фигур, упражнение «Неоконченный рисунок»;
• игра «Дорисуй лесного жителя»;
• рисование по представлению на тему «Весна» и др.
Задания второго блока:
• дидактические игры «Необычные деревья», «Загадочные животные», «Загадочные картинки»;
• упражнение «Увеличиваем предложение» (придумывание и рисование начала либо окончания предложения);
• обсуждение «Было так, стало наоборот»;
• рисование на темы: «Дом моей мечты», «Волшебный автомобиль», «Живые цветы», «Новая сказка» и др.
Задания третьего блока:
• иллюстрирование сказки «Теремок»;
• воссоздание образов коротких стихов и рассказов;
• обсуждение сказки-задачи с использованием ТСО (медиапрезентация);
• изображение сказочных героев (коллективное создание панно) и др.
Задания четвертого блока:
• рисование в технике монотипии «Путешествие волшебной капли», «Красавица-бабочка»;
• упражнение «Три краски»;
• игра-фантазирование «Если бы волшебники нам строить дом помогали»;
• «Рисование тестом» и др.
Все выше перечисленные задания использовались на уроках по предмету «Изобразительное искусство».
Нами было усовершенствовано программное содержание уроков, модифицирована их тематика. Например, программой предусмотрено рисование на тему «Фрукты» (изобразительная деятельность воссоздающего характера), мы же предложили детям тему «Веселые фрукты» (изобразительная деятельность творческого характера с применением приема одухотворения) и т.п. Были разработаны конспекты уроков по предмету «Изобразительное искусство»
Для расширения представлений учащихся мы предлагали большое количество наглядного материала: фотографии, иллюстрации, модели, макеты, схемы и примеры выполнения работ. На занятиях мы поясняли и демонстрировали младшим школьникам с нарушением слуха возможность изображения любого предмета окружающего мира, а также чувств, желаний, фантазий и др. Особый акцент ставили на то, что каждый объект изображается
87
по-разному (например, человечка можно нарисовать с натуры либо представить в виде сказочного героя, персонажа мультфильма).
Для формирования умения завершать неопределенный образ использовались различные задания на дорисовывание предметов, проводились игры на развитие умения вычленять из целостного предмета его составные части.
Формирование комбинаторных умений детей предусматривало изображение несуществующих животных, мифических существ, инопланетян и т.д. (в том числе и с помощью альтернативных материалов, например, теста); выполнение игровых упражнений с применением различных способов синтеза творческих образов (агглютинации, гиперболизации, акцентирования и др.).
В ходе формирующего эксперимента предлагались задания с использованием различных художественных произведений (чтение -драматизация - иллюстрация).
На проводимых уроках мы старались предоставлять учащимся качественный красочный наглядный материал, стимулировали детей к самостоятельному созданию образов (использовались различные приемы поощрения). На начальных этапах учащимся активно оказывалась помощь при создании рисунков.
В целях повышения успешности коррекционно-педагогической работы необходимо соблюдать следующие педагогические условия:
• использовать на уроках по предмету «Изобразительное искусство» игровые приемы;
• проводить эмоционально насыщенные уроки;
• обучать детей средствам художественной выразительности при создании различных образов в рисунках;
• развивать умения использовать различные варианты создания изображения;
• поощрять активность учеников при создании рисунков.
На наш взгляд, проведение целенаправленной коррекционнопедагогической работы позволит повысить уровень сформированности воссоздающего и творческого воображения учащихся с нарушением слуха, будет способствовать оптимизации обучения и более успешной социализации глухих и слабослышащих. С помощью воссоздающего и творческого воображения возможны самоопределение и расширение сфер социального взаимодействия, эмпатия в общении, эффективная адаптация к изменяющимся условиям жизни, освоение новых престижных профессий и т.п.
После завершения формирующего эксперимента проведен контрольный эксперимент, определяющий эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию воссоздающего и творческого воображения глухих младших школьников.
В экспериментальную и контрольную группу входило по 10 учащихся.
Контрольной и экспериментальной группам были предложены следующие задания:
88
Научные стремления, 1 (9)2014
1) Рисование по представлению по теме «Весна» (для выявления особенностей воссоздающего воображения).
2) Для проверки состояния творческого воображения нами было разработано содержание сказки «Новый зверь в лесу», по сюжету сходной со сказкой «Петух и краски». Предложенная сказка предусматривает творческое преобразование объекта.
Содержание сказки:
«Новый зверь в лесу»
В одном лесу однажды появился новый зверь. Все считали его некрасивым. Зверь был ни на кого не похож. Поэтому с ним никто не хотел играть. У зверя даже не было домика. Он очень скучал и плакал. Но вдруг случилось чудо...
Оценка результатов изобразительной деятельности учащихся
осуществлялась по параметрам целенаправленности, количественной и качественной продуктивности, плодотворности, эмоциональности, оригинальности воображения (характеристика параметров представлена во второй главе).
Результаты контрольного эксперимента позволили подтвердить эффективность проведенной нами коррекционно-педагогической работы по формированию воображения младших школьников с нарушением слуха. О позитивных изменениях в деятельности воображения учащихся
экспериментальной группы свидетельствует следующее: значительно
увеличилось качество воссоздания в рисунках по заданной теме, возросло количество творческих работ, уменьшилось количество шаблонных изображений; расширился запас представлений и повысилась способность к отражению этих представлений в изображениях, а также к их комбинированию; дети начали с интересом относиться к сказкам. Даже при выполнении задания репродуктивного характера дети вносили в свои рисунки элементы творческого воображения.
Выводы
Воображение является необходимой составляющей образно-
выразительной основы изобразительной деятельности. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении.
Коррекционно-педагогическая работа по формированию воссоздающего и творческого воображения младших школьников с нарушением слуха должна предусматривать расширение их представлений о многообразии реальной и фантастической действительности; формирование комбинаторных умений, умений иллюстрировать художественные произведения, завершать
неопределенный образ, реализовывать замысел в рисунке; развитие творческой активности.
В процессе коррекционно-педагогической работы должны применяться общепедагогические и специфические методы, реализовываться
общепедагогические, специальные и специфические принципы; модифицироваться программа по предмету «Изобразительное искусство».
89
Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию воображения глухих младших школьников может включать формирование структурных и операциональных компонентов воображения, развитие умения иллюстрировать художественные произведения, творческой активности детей.
При оптимальной организации обучения младших школьников с нарушением слуха, при совершенствовании их мышления и речи достигается компенсаторное развитие воображения, повышаются показатели всех параметров воображения.
Список использованных источников:
1. Киселева, А.В. О развитии воображения младших школьников / А.В. Киселева // Проблемы профессиональной компетентности учителя начальных классов: Материалы Междунар. науч.- практ. конф. 14 нояб. 2006 г. / БГПУ; редкол. Н.В. Жданович [и др.]; науч. ред. проф. В.В. Буткевич. - Минск : БГПУ, 2007. - С. 119 -121
2. Кудрявцев, В.Т. Природа и генез воображения: опыт логико-психол. анализа проблемы в духе идей Э.В. Ильенкова / В.Т. Кудрявцев // Э.В. Ильенков: личность и творчество / Ин-т философии Рос. акад. наук ; отв. ред. В.А. Лекторский. - М, 1999. - С. 154-171.
3. Овчинников, Г.С Развитие воображения младших школьников / Г.С. Овчинников - Свердловск : Простор, 1990. - 75 с.
4. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования / Н.Н. Палангина - М. : Институт практического формирования психологии, 1997. - 136 с.
5. Речицкая, Е.Г., Сошина, Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха : учеб. пособие. / Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 128 с.
6. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с
E.V. Morozova
CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL WORK ON FORMATION IMAGINATION OF YOUNGER PUPILS WITH HEARING IMPAIRMENTS IN REPRESENTATIONAL ACTIVITIES.
Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank.
Summary
This article describes a technique correctional and educational work on the formation of the creative imagination of pupils with hearing impairment , which was developed according recreating relationship and creative imagination , a gradual transition from the reproductive to the creativity in the development of this cognitive process. For the full and effective form of creative imagination of students pedagogical correction technique work included the formation as recreating and creative imagination.
90