Научная статья на тему 'Образный язык сказки и его стимулирующее влияние на развитие воображения дошкольников с нарушениями речи'

Образный язык сказки и его стимулирующее влияние на развитие воображения дошкольников с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
326
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Родионова Г. С.

В статье затрагивается вопрос о влиянии сказки на развитие воображения детей с речевой патологией. Представлены приемы работы, основанные на сказке и отражающие стимулирующее влияние образного языка произведения на совершенствование воссоздающего и творческого воображения данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образный язык сказки и его стимулирующее влияние на развитие воображения дошкольников с нарушениями речи»

для учащихся экспериментальной группы состоит в изолированности параметров «мотивация достижения успеха» и «активность поведения».

Рис. 1. Распределение мотивов у учащихся экспериментальной и контрольной групп.

На основании проведенного исследования мы полагаем, что принципиальное решение проблемы дезадаптации заключается в перестройке содержательной сущности и технологии взаимодействия взрослого и подростка в учебно-воспитательном процессе, в переходе на диалогический, личностно-ориентированный уровень общения, характеризующийся, прежде всего отношениями равноправных партнеров в общении [1, с. 147]. Использование технологий обучения с учетом проблематики контингента вечерних школ, позволит создать ситуации успеха для каждого подростка, что повысит уровень мотивации учения.

Список литературы:

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. - СПб.: Союз, 2002. - С. 144-176.

2. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М.: Владос, 1993. - 127 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК СКАЗКИ И ЕГО СТИМУЛИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

© Родионова Г.С.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,

г. Биробиджан

В статье затрагивается вопрос о влиянии сказки на развитие воображения детей с речевой патологией. Представлены приемы работы, основанные на сказке и отражающие стимулирующее влияние образного

□ эксперим ентальная группа

□ контрольная группа

* Ассистент кафедры Коррекционной педагогики, психологии и логопедии.

языка произведения на совершенствование воссоздающего и творче-ского воображения данной категории детей.

В современных исследованиях отечественных специалистов в области педагогики и психологии часто встречаются указания на необходимость формирования творческой деятельности ребенка. Одним из важных составляющих умения творчески преобразовывать окружающую действительность является воображение. Глухов В.П., Глотова И.В., Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. считают, что данный психический процесс при нарушениях речи не достигает высокого уровня развития. В большей степени негативные особенности проявляются в словесном творчестве дошкольников с недоразвитием речи.

Ушакова О. С. [6] обращает внимание на то, что становление у ребенка творческого воображения тесно связано с развитием языковой способности. В случае если речь ребенка характеризуется смысловой точностью, развитым грамматическим строем, богатым словарным запасом, то его связные творческие высказывания отличаются завершенностью, неожиданной развязкой и необычностью поступков героев. Следовательно, словесное творчество находится на достаточно высокой ступени развития. Под словесным творчеством О.С. Ушакова подразумевает деятельность детей, которая возникает под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражается в создании устных сочинений, в том числе и сказок.

Словесное творчество дошкольника с нарушением речи не имеет той степени оригинальности, логичности, выразительности, которая характерна для связных высказываний ребенка с нормальным речевым развитием. В первую очередь, это обусловлено наличием определенных особенностей его речи. Ребенок с общим недоразвитием речи редко употребляет сложные предлоги, слова, обозначающие качества и состояния предметов. Речи присущи лексические ошибки, такие как замена названия части предмета названием целого предмета, взаимозамещение признаков, неточности употребления глаголов. В случае затруднений при подборе нужного слова ребенок может подменить его на слово, близкое по звуковому составу или по смыслу. Наблюдаются ошибки словообразования и словоизменения. Часто отсутствует верная связь слов в предложениях, которые обозначают временные, пространственные отношения. Связная речь отличается неверной передачей смысловых отношений, причинно-следственных связей. В монологических высказываниях ребенка с речевой патологией отсутствуют образные сравнения, описания героев и места действия.

Зависимость в развитии речи и воображения необходимо учитывать при проведении коррекционно-развивающей работы, включая в занятия с детьми специальные задания и упражнения по совершенствованию выразительности речи. Богатый материал для таких упражнений предоставляет сказка. Ее образный, красочный язык, наличие сравнительных оборотов, богатство определений предоставляет значительные возможности для со-

вершенствования как импрессивной, так и экспрессивной речи ребенка. Выразительная речь в свою очередь позволит дошкольнику ярко, интересно описать созданный образ. Яркие сказочные образы могут активизировать воссоздающее, а затем и творческое воображение ребенка.

Однако работая с детьми с речевой патологией важно учитывать уровень понимания ими обращенной речи, ограничение словарного запаса. Поэтому прежде, чем приступать непосредственно к заданиям по развитию воображения, необходимо убедиться, что каждый ребенок знает значение того или иного слова. Взрослый должен заранее подготовиться к объяснению и уточнению слов, встречающихся в сказке. Незнакомые слова можно объяснить с помощью подбора синонимов, антонимов, с использованием развернутого описания, подкрепленного наглядным материалом.

Образный язык сказки может оказать благотворное влияние на развитие всех видов активного воображения ребенка. Например, при работе над сказкой Н. Абрамцевой дошкольникам можно предложить воссоздать образ по словесному описанию. Дети могут по очереди нарисовать окно и звезды, о которых подробно рассказывает автор произведения («блестящее прозрачное оконное стекло», «цветные оконные квадратики», «дружили с мерцающими ночными звездами», «подмигивали волшебным звездным светом»). Значение каждого слова должно быть предварительно объяснено детям. И только после этого под руководством педагога можно приступать к работе. Желательно, чтобы взрослый, учитывая особенности изобразительной деятельности детей с речевыми нарушениями, помогал им передать на рисунке то или иное качество предмета.

Богатство языковых средств способствует проведению заданий, направленных на развитие понимания детьми образных выражений. Так, например, при работе над сказкой С. Прокофьевой «Не буду просить прощения» внимание дошкольников необходимо обратить к следующим выражениям, характеризующим героев и место действия: «На старичке были тёплые боты, совсем не похожие на тёплые боты. Пальто, совсем не похожее на пальто. И меховая шапка, нисколечко не похожая на меховую шапку»; «... стоит под сосной рыжий Лисицын дом. Рыжая дверь у него. Рыжая крыша. Окна и труба тоже рыжие», «Изба у Лисы старая. Ветрище во все щели лезет, снег тащит», «Да разве это дом? Большой сугроб, а внизу чёрная дыра и ход вглубь под землю». Помимо этого, необходимо объяснить дошкольникам образные сравнения такие как: «нос от холода стал твёрдым, как кочерыжка», длинная-предлинная такса «была похожа на колбасу на четырёх лапах» и др. В рамках работы над данной сказкой дети могут попробовать свои силы в самостоятельном составлении сравнений. Например, продолжить сравнения: «снег мягкий как.», «кот черный как.», «труба теплая как.», «снег колючий как.». Ответы детей, возможно, будут достаточно предсказуемы. Чтобы разнообразить предлагаемые варианты педагог может задать вопросы типа «Что бывает колючим?», высказать собственные суждения.

В ряде народных сказок, в отличие от литературных, содержится весьма ограниченное количество определений, характеризующих персонажа. Однако образы волшебных народных сказок открывают широкие возможности для развития творческого воображения дошкольников. Например, при работе над русской народной сказкой «Пых» дошкольники могут нарисовать Пыха в технике «печатание бумагой». Поскольку не внешний вид, не внутренние качества Пыха в сказке не описаны, перед рисованием должна быть проведена работа по составлению образа персонажа. Детям может быть предложено следующее задание: из предложенных вариантов сравнений выбрать тот, который будет соответствовать герою: «Пых летает как птица, бегает как животное или плавает как рыба?», «Он высокий как жираф или низкий как мышка?», «Он полный как Вини-Пух или худой как Кролик?», «Он пушистый как лиса или гладкий как лошадь». По ходу выбора сравнений педагог вывешивает на доску картинки, изображающие выбранных детьми персонажей. Перед рисованием взрослый повторяет составленную характеристику Пыха. Дошкольникам нужно не только воссоздать, но и обогатить образ. Подумать, носит ли Пых одежду; он добрый, грустный или злой и т.д.

Таким образом, образный, выразительный язык сказки может оказать значительное стимулирующее влияние как на развитие воссоздающего, так и творческого воображения дошкольников с речевыми нарушениями. Умение понимать и употреблять выразительные языковые средства поможет ребенку более точно воссоздать образ по словесному описанию или наполнить исходный символ имеющимися у него образами. Выразительный язык сказки позволит ребенку увидеть многообразие свойств окружающих предметов. Первоначально совместные со взрослым а затем и самостоятельные комбинирования отдельных качеств, частей предметов будут способствовать созданию новых интересных продуктов творческого воображения дошкольников с речевыми нарушениями.

Список литературы:

1. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании. Вопросы психологии. - 1993. - № 5.

2. Глотова И.В. Обучение дошкольников с ОНР сочинению сказок с применением карточек В.Я. Проппа. Логопедия сегодня. - 2009. - № 1 (23).

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного воз -раста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. -СПб.: Речь, 2008.

5. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И.Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методическое пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развиваюшего обучения, логопедов и методистов по КРО. - Воронеж: Творческий центр «Учитель», 2000.

6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.