Научная статья на тему 'Особенности воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Особенности воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
802
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родионова Г. С.

В данной статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассматривается процесс создания образов на рисунке и словесно у детей с нормальным речевым развитием и у детей с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

2. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 571 с.

3. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учебное пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 264 с.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник. - М., 2003. - 472 с.

ОСОБЕННОСТИ ВОССОЗДАЮЩЕГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

© Родионова Г.С.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,

г. Биробиджан

В данной статье отражены результаты эмпирического исследования особенностей воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассматривается процесс создания образов на рисунке и словесно у детей с нормальным речевым развитием и у детей с нарушениями речи.

Воображение как высшая психическая функция тесно связана с развитием памяти, мышления, восприятия. На формирование воображения оказывает влияние выполнение различных продуктивных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка. Но наиболее полно в дошкольном возрасте воображение совершенствуется в процессе игры, поскольку на данном возрастном этапе она является ведущим видом деятельности ребенка. В своем развитии воображение проходит ряд этапов. Начало формирования воображения приходится на младший дошкольный возраст. На этом этапе ребенок еще практически не может планировать продукты воображения, но уже может проигрывать свои переживания, с помощью кукол разыгрывать знакомые ему действия. В старшем дошкольном возрасте ребенку уже доступно планирование своей деятельности, пошаговое выполнение задания. В этом возрасте у детей появляется стремление к самостоятельному творчеству. Образы воссоздающего либо творческого воображения выразительны, эмоционально насыщены, но еще недостаточно управляемы и контролируемы.

Воображение, его виды, значение в жизни человека и условия его формирования рассматриваются в трудах Л. С. Выгодского, Д.Б. Элькони-

♦ Ассистент кафедры Логопедии

на, З. Фрейда, О.М. Дъяченко. Ученые отмечали, что проблема воображения и его развития у ребенка является дискуссионной. И действительно, на сегодняшний день различными исследователями выделяются разные виды воображения, структура и развитие данного процесса в онтогенезе. Эта неоднозначность во многом обусловливается сложностью процесса воображения.

Нарушение речи накладывает свой отпечаток на воображение ребенка. Речевые расстройства не позволяют ребенку выйти за пределы непосредственных впечатлений. Ограниченный словарный запас, аграмматиз-мы в устной речи, недоразвитие связной речи приводят к тому, что ребенку нелегко передать словесно свои впечатления, их ответы на творческие задания бедные, недостаточно оригинальные. Нарушения импрессивной речи ведут к трудностям создания наглядного образа по словесному описанию предмета или явления. Однако и при сохранных речевых возможностях, и при расстройствах речи воображение формируется по общим законам психического развития. Особенности творческой деятельности ребенка с недоразвитием речи отражены в исследованиях В.П. Глухова, Т. С. Овчинниковой и др. Авторы экспериментально доказали, что при создании нового образа, рассказа, несуществующего предмета у дошкольника с нарушением речи наблюдаются снижение мотивации в деятельности, отсутствие целенаправленности, неточность предметных образов [2].

Цель настоящей работы заключалась в определении особенностей развития воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Воссоздающее воображение, являясь одним из видов данного психического процесса, представляет собой создание образа на основе словесного описания или визуальной внешней опоры.

В нашем эксперименте приняло участие 30 детей с общим недоразвитием речи III уровня и 30 детей с нормальным речевым развитием. Обследование состояло из 3 заданий.

Методика проведения первых двух заданий состояла в том, что детям напоминали образ Бабы Яги из русской сказки «Василиса Прекрасная» и рассказывали о волшебном превращении волка в Елену Прекрасную в сказке «Иван-царевич и Серый волк». Затем детям предлагали нарисовать Бабу Ягу и превращение волка. После того, как дети заканчивали рисунок, их просили рассказать о волшебном образе и превращении.

Третье задание предусматривало выразительное чтение детям стихотворения С. Маршака «Кораблик». После чего каждого ребенка просили описать, а затем нарисовать кораблик и его команду.

Экспериментальное занятие проводилось либо индивидуально с каждым ребенком, либо коллективно, но при этом осуществлялся контроль за самостоятельным выполнением задания.

Обработка полученных данных включала в себя определения степени соответствия оригиналу созданного детьми образа, выделение элементов усложнения и обогащения образа.

При интерпретации данных мы не учитывали качество детских рисунков и особенности речи.

В результате качественного анализа результатов обследования нами были выделены 5 групп детей в зависимости от уровня развития воссоздающего воображения.

Первую группу составили дети с низким уровнем развития воссоздающего воображения. Данный уровень показали 17 % детей с ОНР и 10 % детей с нормальным речевым развитием. Образы, созданные детьми в процессе словесного описания и рисования, не соответствовали оригиналу. Дети воссоздавали малое количество деталей. При рисовании некоторые дети обогащали образы дополнительными деталями и героями, однако не связывали их со смыслом сказки, либо не могли объяснить, для чего они это нарисовали. При создании словесных образов у детей с общим недоразвитием речи наблюдались значительные трудности. Рассказы составлялись только по наводящим вопросам. Но даже с их помощью не выстраивался целостный образ персонажа. Рассказы детей без речевых нарушений зачастую составлялись самостоятельно, но образы и поступки героев не соответствовали оригиналу. Так, например, рассказ ребенка данной группы после рисования превращения волка: «Волк хотел в лес пойти за грибами. И снеговик сказал - «Иди, волк, за грибами в лес». Волк пошел, а снеговик спрятался куда-то, и принцесса спряталась».

Уровень развития воссоздающего воображения у детей второй группы был определен нами как уровень ниже среднего. Он был выявлен у 60 % дошкольников с ОНР и у 30 % дошкольников без речевых расстройств. При данном уровне наблюдалось соответствие оригиналу либо только образа, созданного на рисунке, либо только словесного образа. Воссоздать образ на листе бумаги было для детей легче, чем с помощью слова. На отдельных рисунках встречалось даже некоторое усложнение образа, но оно, как и при низком уровне, не несло смысловой нагрузки.

У дошкольников из третьей группы наблюдалось соответствие оригиналу и словесного и рисуночного образов. Это говорит о среднем уровне развития воссоздающего воображения (23 % детей с ОНР, 40 % - без нарушения речи). На рисунке дети достаточно полно создавали образ, изображали практически все детали. Рассказ составляли самостоятельно, но, как и на рисунке, не усложняли образ дополнительными элементами. Например, рассказ ребенка о превращении волка: «Елена прекрасная и Иван-царевич встретились. А волк им помог он превратился в Елену Прекрасную».

Уровень развития воссоздающего воображения выше среднего наблюдался у детей четвертой группы. На рисунках и в рассказах детей точно прослеживалось соответствие образам сказок и стихотворения. Кроме того, либо рисунок, либо словесный образ получал свое дальней шее развитие и обогащение. Процент детей из данной группы с нормальным речевым развитием составил 20 %. Детей с ОНР в данной группе не было. В большинстве своем детьми усложнялся образ на рисунке. Например, ребенок из этой группы при изображении кораблика из стихотворения, помимо команды и деталей корабля изобразил город, к которому плывет кораблик. «Он уже привез все подарки, но один подарок остался для ребенка. Там мишка»

В том случае если бы и на бумаге и словесно образы не только соответствовали оригиналу, но и обогащались и усложнялись, это было бы характерно для высокого уровня развития воссоздающего воображения. Но такой уровень мы не выявили ни у одного ребенка.

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития воображения, однако дети могут находиться на разных уровнях его становления. Это касается не только детей с ОНР, но и детей с нормальным речевым развитием, которым также бывает сложно правильно и последовательно воссоздать образ. Детям с недоразвитием речи и детям с сохранными речевыми способностями легче воспроизвести образ при помощи рисунка, нежели словесно. Образы, созданные на листе бумаги сравнительно чаще и больше обогащаются. «Ступенчатое» планирование своей деятельности в процессе рисования наблюдается как у дошкольников без речевых проблем, так и у детей с общим недоразвитием речи. Также всем детям легче составить рассказ по сделанному рисунку, чем без наглядной опоры.

Несмотря на определенные сходные черты в развитии воссоздающего воображения у детей с нормальным речевым развитием и у детей с нарушениями речи, у последних оно имеет ряд особенностей. Так, воссозданные на рисунках образы у большинства детей с ОНР соответствуют образам произведения. Но усложнение и обогащение образов на рисунках этих детей встречаются относительно редко. При составлении словесного образа дошкольникам с ОНР требуется помощь в виде наводящих вопросов. Словесные образы недостаточно точны и не всегда эмоционально насыщены. Рассказы детей с нормальным речевым развитием выразительны, с наличием оценочного отношения детей к персонажу и его поступкам.

Таким образом, проведенное исследование выявило некоторое своеобразие в развитии воссоздающего воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В связи с этим встает необходимость развития воссоздающего воображения у данной категории детей. В последующем мы предполагаем разработать комплекс заданий и упражнений,

которые будут способствовать совершенствованию у детей с ОНР умения точно и последовательно воссоздавать образы, а также усложнять и обогащать их.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

2. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. - М., 1985.

3. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 264 с.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.

6. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.

РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

© Савинова Л.В.*

Курганский государственный университет, г. Курган

В статье рассматриваются концептуальные положения совершенствования областной системы специального образования, определяются цели и задачи теоретического моделирования психолого-меди-ко-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии дошкольного возраста, проектируется структура инновационной модели, адекватной современному уровню развития региональной системы специальной помощи детям с отклонениями в развитии.

♦ Доцент кафедры Коррекционной педагогики, кандидат педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.